Индонезия для Kerch. FM часть-2 2012

   - Роман, а что больше всего запоминается в путешествиях? Вот, например, сегодня что запомнилось?

   - Выбрать сложно, тем более что сегодня у меня было столько событий, что про утренние кажется, будто они были неделю назад. Но, пожалуй, самое интересное – плавание на пароме.
   
   Морской транспорт в Индонезии очень популярен. Это не удивительно для страны, территория которой находится на, примерно, 1700 островах. Тут есть паромы, на которых можно плыть неделю. Без привычки перемещаться на них страшновато – некоторые из них выглядят так, будто строились еще при голландских колонизаторах, выглядят достаточно облезло, люди набиваются под завязку и спят рядами на циновках прямо на палубах. К тому же я как-то не разобрался, чем на них питаться – продается там только чипсы, вафли и газировка, еще иногда бывает кипяток, но быстро заканчивается. Но сегодня я плыл совсем недолго, с острова Бали на остров Ява и проголодаться не успел. Любопытный момент – в Индонезии на короткие расстояния с пассажиров денег не берут, то есть везут даром, платят только за машины и автобусы.
   
   Сегодня я проехал около 500 километров, стоило это около 11 долларов. Между автобусными компаниями тут сильнейшая конкуренция и я купился на рекламную брошюру, где было сказано - «Цена включает обед и паром». Но, как мы знаем, паром оказался бесплатный, а обед состоял из жареного яйца, нескольких ложек риса и кусочка тофу. Но ехали вдоль океана и вулканов – «красиво слева, красиво справа…». К тому же буквально на каждой остановке в автобус заходит целый оркестр из местных парней, которые на барабанах и маленьких четырехструнных гитарах - я только недавно узнал, что это и есть т.н. гавайские гитары, хором исполняет песни о любви (но это лишь моя теория). Поют складно, задорно, потом проходят по салону с пакетиком, куда им бросают какую-то мелочь. Много на этой «работе» не заработаешь, и я однажды видел, как пятеро таких музыкантов купили один стакан кофе на всех.
   
   Завтра мне предстоит путешествие на местном поезде. Купе и плацкарта нет, все места сидячие. Самый дешевый билет за ночь пути стоит 8 долларов, но люди сидят буквально друг на друге, спят даже в туалете. И с тех пор, как я один раз проехал в таком вагоне, я стал плакать каждый раз, когда открываю банку шпрот – так я их сейчас понимаю! Тем более, что все такие вагоны «для курящих» по умолчанию, и порой вынести это сложно. Теперь я беру средний класс, с вентиляторами, где у каждого есть свое место - стоит 15 долларов, а самый дорогой, где работает кондиционер и больше расстояние между креслами – около 25. Но в такой я ходил только в гости.
   
   - А какие в Индонезии люди? Что бросается в глаза, чем отличаются от наших?

   - Начну с хороших сторон. Первое и главное отличие – бытовая вежливость. В Индонезии, как и везде в Азии, почти нет такого понятия, как хамство. И если начать там, что называется, «гнуть пальцы», то местные, скорее всего, просто не поймут, что это значит. С одной стороны им будет неловко за «глупого белого человека» и за его глупое поведение, с другой – они растеряются, т.к. совершенно не в курсе, как надо реагировать в такой ситуации. Могут, например, пожалеть, или послать за доктором, или подарить бутылку воды – «может белому мистеру солнце напекло в голову?».
 
   Далее - улыбчивое население. Можно на улице улыбнуться совершенно незнакомому человеку и с вероятностью в 99 процентов он улыбнется тебе в ответ. И пусть уже сто раз написали о неискренности этих улыбок, но мне это гораздо более симпатично, чем тревожная задумчивость на лицах многих соотечественников. И действительно – азиаты улыбаются не от хорошей жизни (здесь тоже полно всяких драматических коллизий), просто для них это первая и наиболее естественная реакция. Вообще люди тут очень рациональны и материалистичны, ценят жизнь и простой здравый смысл говорит им, что легче и приятнее жить среди веселых и улыбающихся людей, чем среди грустных хамов. Такой вот вид разумного эгоизма.
   
   Это все хорошо заметно на дорогах. Правила дорожного движения тут весьма условны, ездят все сразу во все стороны, как в казахской степи, обгоняют, как придется, подрезают, выезжают на встречку и пр. Но при этом никто не на кого не орет, все уступают всем, не чувствуется никакого напряжения и, что интересно, число ДТП в разы меньше, чем у нас. То есть такой подход действительно работает!
   
   Есть отличия и в привычках. Например, вчера я ездил к океану и в очередной раз удивился – местные совершенно не купаются. Они приезжают на пляж, что бы попить-поесть, посмотреть на закат, помусорить и просто потупить. Очень редко кто-то прямо в одежде залезет в воду и радостно поплескается у берега. Увидеть плывущего индонезийца – большая удача, я, честно говоря, не видел ни разу, хотя знакомые рассказывали. Даже в публичном бассейне в Джакарте (столице страны) люди просто сидят по шею в воде, разговаривают или едят какие-то булки, свесив ноги с бортика. Но вот что бы как у нас, двадцать раз за полчаса пересечь бассейн от кромки до кромки – им это даже в голову не приходит. Да и плавать они, в нашем понимании, не умеют вообще. Как такое может происходить в стране, расположенной на островах, объяснить я не могу.
   
   Много, конечно, в здешней жизни и невеселых моментов. Например бедность. В Индонезии нет такого понятия, как средняя зарплата, но разговаривая, например, с местными селянами, я выяснил, что многие довольствуются 40-50 долларами в месяц. Причем работать за эти деньги им нужно от зари до зари буквально всю жизнь. Это мы можем с восторгом рассказывать, что вот бывают же страны (типа Индонезии), где собирают по три-четыре урожая в год! Так-то оно так, но и работать на полях нужно так же в три-четыре раза больше. В городах, конечно, возможностей и денег больше и, к примеру, продавец  в супермаркете получает около 200 долларов. Особо на эти деньги не разгуляешься, но как-то жить можно.
   
   Как и все южные жители, население тут слегка заторможенное, к этому надо привыкнуть. Если что-то можно сделать завтра, то с большой вероятностью сегодня это делать никто не станет. В этом индонезийцы похожи на испанцев, о которых даже есть такое англоязычное выражение – «калчер оф маньяна». Слово «маньяна» переводится, как «завтра», но означает, скорее, все, что не сегодня, а когда-нибудь потом. Так вот – Индонезия это маньяна в квадрате!
   
   Обобщая, скажу, что индонезийцы, конечно, отличаются от нас, но только в той мере, в какой многие культуры отличаются друг от друга. То есть упаковка разная, но где-то глубоко внутри мы все более-менее одинаковые. Вообще разговаривая с людьми в разных странах я сделал вывод, что по большому счету всех волнуют лишь две проблемы – деньги и секс. Мы все очень похожи.
   
   - Рома, в СМИ об Индонезии пишут не часто. Но если пишут, то в основном о землетрясениях и извержениях. А удалось ли там тебе увидеть «живой» вулкан?
   
   - Да, вернулся с похода буквально пару дней назад. Отмываюсь.
   
   В детстве над моей кроватью висел непонятно откуда взявшийся в СССР японский календарь со старинным изображением вулкана Фудзиямы. Увидеть все это вживую я тогда даже и не мечтал. Но очень хотел.
   
   И вот сбылась мечта идиота! На Фудзияму я, правда, так пока и не доехал, а сейчас нахожусь на острове Ява. Ява входит в так называемое "огненное кольцо" – это полоса гор, которая тянется по всей стране на многие тысячи километров и состоящая из множества действующих вулканов. Например, недалеко от столицы Индонезии Джакарты находится знаменитый Кракатау, извержение которого (точнее того, что был на месте Кракатау) много тысяч лет назад покрыло Землю на несколько лет мраком и холодом - солнечный свет из-за пепла не попадал на поверхность нашей планеты. И в это сложное время и без того немногочисленное и, прямо скажем, молодое человечество, чуть не вымерло - осталось каких-то жалких несколько тысяч. Но эта горсточка поднапряглась и в результате мы имеем нас с вами числом уже более 7 миллиардов.
 
   Итак, я заглянул в вулкан Гунунг Бромо. Он интересен тем, что расположен в кратере другого, громадного доисторического вулкана. Этот гигантский кратер диаметром примерно километров десять сейчас представляет собой  море песка и пепла (местные так и называют – «sand sea»), и в этом море растут другие вулканы, поменьше. Похоже на матрешку. Вулкан Бромо извергается часто, а когда не извергается, то просто дымит и выплевывает пепел и тогда военные закрывают этот район для туристов. А когда извержение не сильное, то приходиться ходить по колено в золе и дыму, и дышать через матерчатую маску (респираторы сразу забиваются) и во всем этом интереса и радости мало. Но мне  повезло - в мой приезд вулкан «не работал», лишь в самом кратере была некая грязная лужа, из которой иногда поднимались громадные вонючие пузыри.
   
   Сам кратер на глаз метров пятьдесят в диаметре, а кромка, по которой я его обошел кругом - длинной примерно километра 2 с половиной. Находится все это на высоте около 2300 метров.  Как и в Крыму, где каждый экскурсовод, показывая на любой живописный утес, рассказывает, что именно с него в средние века татары сбрасывали неверных жен, так и в Индонезии про каждый вулкан говорят, что в кратер сбрасывали многочисленные жертвы. Но дело это давнее, темное, и что там было на самом деле, сказать сейчас сложно.
   
   Местные жители буквально молятся на вулкан – с одной стороны это остатки первобытных культов, а с другой – вулканическая пыль одно из лучших удобрений. И это хорошо заметно по размеру картошки, даже в картофельной Белоруссии я не видал корнеплодов таких размеров!

   По пути в столицу Индонезии Джакарту опробовал я индонезийский автостоп. Я уже встречал тут путешественников, которые ездят таким образом,  и все они говорили, что с этим проблем нет, что это безопасно и достаточно быстро. И это оказалось действительно так - за 14 часов я проехал почти 700 километров. Интересно другое -  почти все индонезийские водители искренне считают, что никаким автостопом тут передвигаться невозможно. Так думали даже те, кто меня вез в своей кабине! Все, как один, уговаривали меня больше так не делать, потому что меня украдут, зарежут, ограбят и пр. Когда я говорил, что вот ты же меня не режешь, водитель отвечал, что он то как раз хороший, но вот за остальных он такого сказать не может. Из шести водителей, что я сменил, пятеро считали примерно так и лишь шестой, врач-офтальмолог, пожилой и солидный человек, на дорогой машине, имел другой мнение. После того, как я ему рассказал о своем образе жизни, о том, что в сезон работаю туристическим гидом в Непале, иногда пишу статью в журналы и в остальное время путешествую, он спросил меня – «Так что, тебе не надо каждый день ходить на работу?». Мне стало неловко. Ну как ему объяснить, человеку из другого мира и другого поколения, что то, как я живу, тоже нормально? И я просто ответил – «Да, не надо». После этого я подумал, что доктор будет учить меня жизни, вид у него был достаточно строгий. А он, после некоторой паузы, неожиданно произнес – «Как же это прекрасно!». И потом он часа два рассказывал, как много он работает, как прошла жизнь, а он и не заметил, и как он, на самом деле, всю жизнь хотел жить, как я. Расстались мы почти друзьями, обещав друг другу иногда писать по паре слов о жизни.
   
   Джакарта – циклопический город, население около 10 миллионов человек. При этом в городе вообще нет жилой многоэтажной застройки и все дома в один-два-три этажа. Правда в центре есть несколько пучков небоскребов, но это банки и офисы, люди в них не живут. Так же нет метро и вообще никакого другого общественного транспорта, кроме автобусов и маршруток. Настоящие «каменные джунгли» и «человеческий муравейник» - лучше этих журналистских штампов для Джакарты ничего не придумаешь. Я жил вовсе не на окраине города, но до центра добирался 3 (!!!) часа с 4 (!!!) пересадками, и этим там никого не удивишь.
 
   В приморских городах я люблю осматривать порты, поэтому весь вчерашний день я там и провел. В отличии от большинства стран в порт можно свободно зайти и гулять там, сколько вздумается, порт тут одна из туристических достопримечательностей. Никто ничего не запрещает, даже наоборот – все, кажется, очень рады, что ты к ним сюда пришел и все тут осматриваешь и фотографируешь. Охранник даже угостил меня стаканом кофе.
   
   Порт Джакарты под стать городу, он просто громадный!  Я не очень разбираюсь в кораблях, но с виду индонезийский флот выглядит почти, как древнеегипетский, точнее, как ровесник древнего Египта. Все старое, облезлое, но очень живописное. На воротах некие люди пытались продать мне мифические входные билеты с псевдоэкскурсией по порту, но я уже знал об этих жуликах заранее и просто их проигнорировал. Тогда они тихими голосами  стали предлагать мне героин. Затем девочек, потом мальчиков, и, наконец, отстали.
   
   Порт я осмотрел сначала с воды – нанял на час лодку за пару долларов, затем до вечера ходил пешком между кораблями. В место ночлега вернулся, опять же пользуясь журналистским клише – «уставший, но довольный».
 
   Джакарта – мой последний город в Индонезии, через несколько дней у меня самолет. Помашу ручкой и скажу «до свидания» - радует, что теперь я легко могу произнести это на индонезийском языке практически без акцента.

   - Роман, подводя итоги двух наших «встреч», на который вы  рассказывали нам про Индонезию, хотелось бы узнать, а что в этом путешествии запомнилось больше всего?

   - Вообще у меня в этом путешествии, кроме самого путешествия, была конкретная цель. Я хотел посетить один из самых больших в мире буддийских монументов – храм, или ступу, Боробудур. У меня художественное образование и хотя сам я давно не рисую, но к красивым вещам неравнодушен. К тому же я давно интересуюсь буддизмом, много лет вожу в Гималаи группы туристов по буддийским местам, пишу о буддизме и мне это все надо видеть и знать, что называется, «по специальности».
   
   Скажу честно – Боробудур производит впечатление! Представьте себе каменное квадратное сооружение в форме пирамиды со сторонами около 120 метров и высотой метров 40. Конструкция имеет несколько ярусов, по которым можно ходить. Все стены покрыты интереснейшей резьбой по камню, где изображена жизнь Будды и иллюстрируется его учение. Вообще все сооружение имеет глубокий философский смысл, но подробно мы тут останавливаться на этом не станем. Но, в общем – это символизирует всю нашу Вселенную, буддийскую картину мира.
 
   Боробудур бы построен около 1200 лет назад, просуществовал в действующем виде лет 200 и потом был абсолютно заброшен, покрылся песком, вулканическим пеплом и зарос джунглями. Причем ученые до сих по так и не поняли, почему люди ушли из этих мест, и почему одна из мощнейших цивилизаций прекратила свое существование. И заново Боробудур открыли только в 19-м веке – его расчистили, отреставрировали (не всегда удачно) и открыли для посещений. Сейчас это красивый и ухоженный парк, обнесенный забором - приятное место. Не так давно ЮНЕСКО объявила весь комплекс объектом Всемирного наследия.
   
   Что бы прикоснуться к этому произведению искусства нужно приобрести совсем не дешевый билет – около 20 долларов. Я заранее прочел в Интернете, где можно перелезть через забор, но оказалось, что буквально несколько месяцев назад охрана комплекса ввела опознавательный знак для всех купивших билеты. А именно – на входе посетителям выдают саронг (такие куски материи, вроде юбок, которые и мужчины и женщины носят на бедрах). И охрана по ним, точнее по их отсутствию, уже внутри вычисляет «зайцев». Я, стоя у кассы, уж было полез непослушными руками в кошелек, что бы оплатить дорогой билет, но тут увидел мексиканского студента, с которым накануне вечером познакомился в автобусе. У него был международное студенческое удостоверение. И он купил свой билет в одном окошечке, а я, по его студенческому, предварительно замотавшись в некий платок и надев черные очки, в другом.  А на самом входе документы уже никто не спрашивал.
   
   И что я вам скажу – за 3 доллара осматривать экспозицию было гораздо интереснее, чем за 20!
   
   У меня часто спрашивают – вот как взять и так вот путешествовать? Со стороны это, конечно, выглядит непросто, сразу возникает множество препятствий. Но все это лишь вопрос навыка и желания. Вот если бы я, к примеру, захотел стать преподавателем в музыкальной школе, то никто бы меня туда не взял, и я бы тоже увидел массу затруднений. Я не молод, играть не на чем не умею, слух на три балла и пр. Но если бы я стал упорно учить ноты и заниматься сольфеджио, купил бы себе пианино, то кто знает – может через много лет и я бы на что-то сгодился?!
   
   И потом – путешествовать на самом деле не всем нравится. В долгих поездках есть много и негативных моментов, о которых просто редко упоминают. К тому же есть туристическая индустрия, которая усиленно романтизирует «прекрасное далеко», но из путешествий часто люди возвращаются разочарованными и уставшими. Но, несмотря на это, я бы пожелать всем побольше путешествовать! Побольше, но ровно до той степени, что бы получать от этого удовольствие!
   
   Скоро я уезжаю в Восточный Тибет примерно на месяц, где буду без Интернета, поэтому на это время я со всеми попрощаюсь. А в мае, надеюсь, вернусь на Родину. И уже оттуда что то или еще напишу, или расскажу в прямом эфире KERCH.FM. Следите за анонсами.
  Спасибо за внимание. И всего вам самого лучшего!


Рецензии