История одной постановки. Часть - 3
На фото: Настёна - Зина Липская, Андрей Гуськов - Александр Попов
Вечером репетировали на большой сцене. Художник попросил. Ему надо было посмотреть сцену, увидеть артистов, исполняющих свои роли. Надо было понять природу, стиль нашего спектакля, чтобы в том же духе сделать эскизы декораций и костюмов. Я понимал, что на сцену нам выходить рано, но есть такое слово -«надо». Заметно было, как волнуются мои артисты. Да, я и сам чувствовал себя неспокойно... Я впервые работал с приезжим художником, да ещё - из Москвы. Мы с ним познакомились в Ангарске, где проходила Восточно – Сибирская лаборатория режиссёров народных театров, и где Рогинский проводил занятия по театральной сценографии. И, когда я взялся ставить «Живи и помни», то решил пригласить театрального художника – профессионала. Выбор пал на Рогинского. Когда я сообщил об этом в Москве в ВТО, то мне сказали , что тот не согласиться. В последнее время от театра он отошёл, занимается реставрацией церквей да ездит в археологические экспедиции - в качестве художника. Я приуныл. Но как - бы там ни было, я всё - таки нашёл адрес и отправился на улицу Маркса - Энгельса в мастерскую Рогинского.
В мастерской меня встретила Нана, жена художника. Она сообщила, что Михаил Александрович гуляет сейчас с собачками. Скоро подойдёт. Пока ожидали Михаила Александровича, я рассказал о цели своего визита.
– А что, - говорит Нана. - Я думаю, он согласится . Вчера к Мише приходила его ученица – она делает эскизы костюмов для спектакля в «Ленкоме». Приходила посоветоваться. Они разговаривали, обсуждали, а , когда девушка ушла, Миша и говорит: «Вот сейчас бы я с удовольствием взялся поработать над спектаклем» .
Вскоре появился и Михаил Александрович с двумя небольшими лохматыми собачонками белой масти. Был он в симпатичной вязанной шапочке и кирзовых сапогах . Сапоги его меня сильно удивили, хотя сам я сносил не одну пару кирзачей. Но то было в деревне, а здесь – Москва, столица. А потом удивляла меня уже Нана. Она брала в зубы кусочек сахара, а собачонки в прыжке этот сахар выхватывали у неё изо рта. Это было занятно и весело, но внутреннее напряжение не позволяло мне должным образом оценить аттракцион. Я переживал, я волновался, но, как оказалось - напрасно. Рогинский знал меня по занятиям в лаборатории, и когда я рассказал, что собираюсь ставит «Живи и помни» Распутина и хочу пригласить его оформить спектакль, то он задал несколько вопросов, и согласился. Так просто...
Во время репетиции мы с Рогинским сидели в зале в последнем ряду и тихо переговаривались. Михаил Александрович оказался человеком мудрым, понимающим. Он находил что – то хорошее в игре моих артистов и делился этим со мной. Я был ему благодарен. Худо – бедно, мы показали всё, что было готово на тот момент. Я старался в репетицию не вмешиваться ,только в исключительных случаях что – то подсказывал, и прогнали мы все свои сцены на удивление быстро. Показ закончился, мы с Рогинским в своём последнем ряду обсуждали увиденное, а в это время мои театралы за кулисами открыли рояль и начали петь. Рогинскому, судя по всему, исполнение понравилось . «Костя, а можно попросить ваших артистов, чтоб они спели что – нибудь на сцене»- обратился он ко мне. Я передал за кулисы просьбу художника, участники спектакля моментально выкатили на сцену рояль, сгрудились вокруг инструмента и стали петь. Пели современные песни, пели народные. Петь мы любили и, наверное, умели.
На следующий день у меня с Рогинским состоялся важный разговор. Встретились мы с утра в театре. Вечером он улетал в Москву. Я рассказывал, как вижу будущий спектакль, что жду от художника. Рассказывал о проблемах, возникших в процессе работы над данным материалом. Поскольку, произведение изначально не предназначалось для сцены, то мест действия в нём чересчур много, и, стало быть, нам понадобится такое же количество перемен декораций. Есть опасение, что от этих частых перемен, от бесконечной суеты на сцене, спектакль просто будет разваливаться .
Чтобы этого избежать, я решил задействовать поворотный круг сцены. То есть, декорация будет выезжать на круге, во время его поворота. В это же время, таким же образом уедет декорация прошедшей картины. Это позволит произвести перемену чисто, без лишней суеты. Театры нередко пользуются подобным приёмом.
В студенческие годы я подрабатывал монтировщиком декораций в Харьковском драматическом театре им. Шевченко. Там у нас на кругу декорации выезжали постоянно. Правда, зрители в театр не ходили. Артисты за кулисами всегда переживали по этому поводу: есть ли кто в зале? Прислушивались, некоторые пытались аккуратно заглянуть в зал. В театре работали очень известные, именитые артисты. Да и сам театр недавно получил звание Академического. А зрители - не ходили. Вот такая она - правда жизни. Здесь надо сказать, что среди моих коллег - режиссёров бытовало мнение: круг используется тогда, когда режиссёр не в состоянии придумать что – то интересное.
И вот, я сам решил вывозить декорации на кругу. Гордиться было нечем, но ничего другого путного придумать у меня не получилось. Я рассказывал Рогинскому , как вижу спектакль, и даже умудрился, с помощью подручных средств, проиграть его на столе. Михаил Александрович слушал меня внимательно, иногда включался в обсуждение того или другого момента. Вроде, всё шло нормально, в рабочем порядке. А в какой – то момент он замолчал, наступила пауза. Я тоже молчал, ждал что скажет художник. И он сказал:
-Костя, мне понятно, что вы хотите от меня. Здесь вопросов нет. И каких – то сложностей я не вижу. Я всё сделаю, как скажете. Но я какое – то время буду занят, и приступить к вашему спектаклю смогу не раньше, чем через две недели. У нас есть некоторый запас времени. Подумайте, поищите. Я буду ждать от вас письмо.
Я приуныл. Заметив моё состояние, он добавил:
- Я буду ждать от вас весточку, сам тоже попытаюсь что – то поискать.
Вечером я провожал Рогинского в аэропорт. Когда вернулся домой, поужинал и попытался уснуть, то понял, что не получится. Сон не шёл - я был сильно взбудоражен. Я и сам подозревал, что моя затея с поворотным кругом – это видимость решения. Но, поскольку, я ничего лучшего не придумал, то и убедил себя, что всё нормально – с этим сжился, и успокоился. С приездом Рогинского я увидел ситуацию его глазами. Он дал мне понять, что надо искать настоящее творческое решение спектакля. Довольствоваться подменой, тешить самолюбие – значит, загубить дело. Какое уж тут спокойствие. Я поднялся с постели, взял книжку Распутина и отправился на кухню. Перелистывал страницы, перечитывал, уже в который раз, такие знакомые места, невольно погружался в них и понемногу стал успокаиваться. Спустя какое – то время, я почувствовал, что смогу теперь уснуть. Но, прежде, чем отправиться в постель, я механически открыл последнюю страницу книги. Зачем – то надо было мне её посмотреть.
Я столько раз перечитывал повесть, я столько раз видел эту страницу, но именно сейчас , среди ночи за кухонным столом я, вконец измученный, полусонный обратил внимание на последнюю строчку произведения. Я увидел в ней то, что раньше от меня ускользало.
«После похорон собрались бабы у Надьки на немудрёные поминки и всплакнули: жалко было Настёну» - так заканчивалась повесть В. Распутина «Живи и помни».
Я несколько раз перечитывал эту фразу – у меня было ощущение, что я нашёл то, что так долго искал. Углубляться, развивать свою неокрепшую мысль, свою догадку на тот момент у меня не было сил. Но я ощутил, как с моих плеч свалилась огромная тяжесть. И я, расслабленный и умиротворённый, поплёлся спать.
Наутро я знал, какой будет у меня спектакль. Прежде всего - круг побоку! Это будут поминки… Соберутся односельчане, будут поминать Настёну. Как водится, выпьют, станут жалеть, вспоминать несчастную женщину, вспоминать события , которые привели к трагедии. Из этих воспоминаний и будет соткан на глазах у зрителя наш спектакль. Здесь и авторский текст займёт своё достойное место, он станет основой воспоминаний за поминальным столом. А наступит Победа, и стол этот горестный преобразуется в стол праздничный, победный! А преобразят его те же участники застолья. Будут рассказывать свою историю и сами же будут делать перестановку - в нужном характере, в нужном ритме, и сама смена декораций будет спектаклем. Тут и песни наши народные, сибирские нам пригодятся. А ещё на сцене будет висеть обрубок рельса – набат. Такой рельс висел у нас на колхозном дворе. Били в него, когда возникал пожар или случалась какая другая беда.
И как же хорошо, как же ладно всё сходилось! Это была хорошая примета! И я, когда шёл на работу, то не удержался, заскочил на почту и дал телеграмму в Москву Рогинскому: «Всё хорошо! Нашёл. Подробности письмом». На следующий день я получил из Москвы ответ: «Рад за Вас! Жду письмо».
Свидетельство о публикации №224022200977
А.Гришин
Анатолий Гришин 2 26.02.2024 14:34 Заявить о нарушении
Константин Пастух -Магидин 26.02.2024 17:16 Заявить о нарушении