2 Жестокое убийство в горах о гибели группы И. Дят

                Часть II
В восстановлении событий гибели туристов мне очень помогла книга А. Матвеевой, за что я ей очень признательна. Попытаюсь воссоздать, как развивались события этого страшного похода. Сначала всё было хорошо, и даже погода радовала ребят. Сбившись с маршрута, им пришлось разбить палатку на склоне г. Холатцахль. Дул резкий пронзительный ветер и при подъёме в гору они очень устали, измучились. Костёр разводить не стали из-за ветра и сырых веток, но печь затопили. В палатке стало тепло и некоторые подразделись. Все рано улеглись спать, об этом говорят скомканные, найденные позднее одеяла. Было примерно 6.30-7.00 часов вечера, но уже стемнело. Подкравшись, манси разрезали палатку и запустили ядовитый дым галлюциногенного действия. В ответ А. Слепухину, защитнику и другу манси: «Не было у манси никакого дурмана»…, утверждаю, что у шаманов было и это, вероятно, гриб мухомор. Они его даже покуривали, чтобы ввести себя в транс. Газ запустили, думаю, из кожаных мешков. Из книги разрезов палатки было три, а по официальной версии всего два (стр.126). Странно! Прочитала, как на человека действует мухомор. Это похоже на опьянение. Сначала прилив сил, веселье, удаль, затем слабость, упадок сил, вплоть до летаргического сна и смерти. Вот вам и состояние изменённого сознания, о котором твердят экстрасенсы. Могут быть также галлюцинации, но на всех людей гриб  действует по-разному. Секрет его шаманы держали в тайне и передавали друг другу. Студенты были отравлены, отсюда и странный цвет кожи – коричневый с оранжевым оттенком. После вскрытия их тел все присутствующие мылись спиртом, боясь заражения. Если радиация, то там раньше была катастрофа с радиоактивными водами с предприятия «Маяк», отсюда и следы радиоактивности на одежде туристов, особенно на найденных в ручье. План шаманов был прост и коварен. Отравить и возможно, тела разбросать по склону. Дескать, замёрзли. Но он сорвался. Кто-то, скорее всего, Н. Тибо-Брильон и С. Золотарёв проснулись. Николай – дежурный по лагерю, а Семён, в прошлом разведчик, что-то услышал или почувствовал. Возможно, он боялся нападения. Выйдя из палатки, они увидели в темноте крадущиеся страшные тени. По их сигналу, в панике, разрезав палатку, все выскочили из неё. Возможно, тогда Игорь Д. и порезал ладонь руки. Он даже успел вытащить свои вещи (валенок, жилет), но вот одеть не успел. Надо было спасать ребят. Враг, вооружённый дубинками, был уже близко. И было их много. Поисковик В. Карелин (стр. 151) пишет, что таких людей, какие были в группе Дятлова, могло испугать необыкновеннейшее явление… или лишь вооружённая группа людей не менее десяти человек. Поисковикам приказали позднее молчать обо всём увиденном на месте трагедии. Игорь сумел организовать отход туристов, шли сначала «след в след», как привыкли ходить по глубокому снегу. Позднее поисковики рассказали, что рядом были следы каблуков (стр. 129). Откуда?  Следы ребят шли двумя цепочками вниз примерно до одного километра, а потом разбежались. Может быть, пронизывающий до костей ветер и мороз, а может быть и погоня. Насчёт сплошной темноты сомневаюсь. Из дневника московских туристов 1954г., их товарищ вернулся по следу в час ночи. Свидетель гибели туристов тоже шёл по следу. Приведу прогноз погоды в вечер гибели туристов по Ивдельскому району 1 февраля 1959 года. Температура минус 20 –  минус 21, видимость 8 баллов (средняя). Ветер с-с-западный, 1-3 м/с в секунду. Метели, урагана, бурана не наблюдалось (стр.120). У кедра, близ оврага, сумели развести костёр. Согласна, что он был сигнальным, чтобы вернуться к палатке за одеждой. Многие были полураздеты. Срезая ветви в виде окошечка на высоте 4-5 м на кедре, наблюдали за врагом, не ушёл ли он палатки, разграбив её. В книге эти ветви для костра не использовали, наверное, они плохо горели. И не были туристы слепыми, сумели развести и второй костёр (стр. 116), примерно в 75 м от кедра, где нет ветра. Здесь же устроили берлогу-яму из снега. Сделали даже настил из пихты. Хотели там укрыться. Мороз, ветер, отравление сделали своё дело. Дорошенко Ю. и Кривонищенко Г. замёрзли первыми. Они, не чувствуя боли, совали руки и ноги в костёр, чтобы согреться. Отсюда и страшные ожоги. Костёр горел всего 1-1,5 часа и мало грел (стр.116). С них была срезана одежда и надета на ребят в яме. Кто это сделал? Думаю, Игорь, Рустам и Зина, одетые теплее других. Они же пошли-поползли к палатке за одеждой, где их на склоне и нашли спасатели. А враги ждали, когда туристы ослабнут. Явились на место расправы с факелами, говорят, их было восемь, из них пять шаманов. Сначала забили четверых, которые были ближе к оврагу. Об этом есть страшное сообщение А. Команева, дядя которого, охотник, случайно стал свидетелем жестокого убийства. Однажды его дядя, что месяцами охотился в тайге, заметил какие-то следы, встревожился и пошёл  по ним. Вдали увидел огни, подкрался поближе и заметил странного вида людей. Их было пятеро, одеты в высокие кожаные сапоги (вот вам следы каблуков). На них густые меховые шапки и шубы, что-то ближе даже к шкурам животных. В руках у них тяжёлые предметы, которыми они наносили какие-то удары. Он подумал, что по животным, но подкравшись ближе, осознал, что избивают живого человека. Одна из жертв была ещё жива, так как человек кричал и вопил. Вскоре он увидел и других лежащих на земле людей. Они или были без сознания или мертвы. Так изверги расправились с туристами. На всех четверых были самые страшные раны, переломы. Черепа сплющены (со слов поисковиков). Вердикт патологоанатома Возрожденного – умерли насильственной смертью. Рассказу А. Команева на ток-шоу верю, потому что он привёл много мелких подробностей и успешно проверялся на детекторе лжи. Убийство было ритуальным. На горе Мертвецов, факелы, круг убийц, общее число людей 5 и 4. О чём-то таком ритуальном читала о манси (по числу душ). Факелы держали охотники, а обряд исполняли шаманы. Обряд кровавой жертвы богине горы. Раньше такие описаны у них в виде животных, птиц, людей, приносимых в жертву. После пили кровь оленей, ели сырое мясо. Почётному гостю на блюде подносили самые лакомые кусочки – языки, глазные яблоки. У Люды Дубининой не было языка, а по слухам, у некоторых и глаз. Думаю, что это для идола-богини, которую они мазали кровью и подносили ей еду. О ритуальности обряда-убийства говорят и одежды шаманов. Читала, что во время обрядов шаманы одевали шкуры животных на голову и тело, обычно медведя. Свидетель убийства два раза в рассказе упоминал об этом: «в странных одеяниях, странного вида люди». А одежду манси он знал прекрасно, живя в той местности. Упоминал он и об организованности действий, что показалось ему странным. То есть все действовали синхронно, по приказу главного шамана. Почему манси не применили ножи? Возможно, запрещено по обряду, вся кровь жертв должна принадлежать богине смерти. А может быть, чтобы отвести от себя подозрение. В числе неопознанных находок в книге значатся эбонитовые ножны (стр.122), но без ножа и портянка хорошего армейского сукна. Эти вещи туристам не принадлежали. Значит, был кто-то ещё, что подтверждает мою версию. Предполагаю, что портянку шаманы использовали в обряде. На жертву повязывали по обычаю перед закланием пояс (пояс – Урал-символ бога), а у них его не оказалось, возможно, в спешке забыли. Кто-то снял с ноги портянку. У манси очень ценятся красивые ножи и ножны. Ножны потеряли в спешке и потом в снегу не заметили. У студентов были с собой ножи   -  разрезали палатку, резали ветви, но следствие о них не упоминает. Уверена, что их забрали манси. А следы на снегу хорошо сохранились, потому что заледенели от мороза и сильного ветра. Всё встало на свои места. Рассказ переписываю уже в седьмой раз. Сначала он звался «Страшная схватка в горах». В нём сильные, крепкие, смелые ребята бьются в кулачном бою с врагами и девушки тоже. «Не на жизнь, а на смерть!» - как принято у русских. К этому меня подтолкнули якобы сбитые костяшки пальцев рук у Игоря и Зины, которая была его тайной любовью (фото Зины в вещах Олега). Потом догадалась, что когда они ползли к палатке, пальцы уже были обморожены и не гнулись. Костяшки были сбиты о мёрзлый наст. Игорь Д. был найден лежащим на спине, пытаясь оказать сопротивление врагу. Отсюда рана-ушиб на предплечье. У Рустама С. перелом черепа. А Зину К. били в злобе, яростно. Повреждения ей были нанесены прижизненно, в агонии и даже посмертно (стр.195). И смерть их была насильственной, это подтвердил врач Возрожденный. Поза их не соответствовала позе замёрзших от холода. Теперь о времени трагедии. Это случилось, считаю, вечером 1 февраля в промежутке времени от 6.30-7.00ч. до 8.00-9.00ч. вечера. Часы Рустама С. остановились в 8.45, а у Николая Т.-Б. одни в 8.04, а другие в 8.39 вечера (стр.136). Почему их не проверили у часовых мастеров? Думаю, что они остановились от сильных ударов (сломались) или от мороза, когда тела окоченели. Наши туристы погибли как герои, сражаясь за жизнь. Думаю, что даже отравленные, просто так они врагу не сдались. Одни силой неимоверных усилий поддерживали огонь при сильном ветре, а самые сильные и теплее одетые поползли к палатке навстречу обжигающему ветру спасать товарищей. Четверых убитых изверги сбросили в овраг. Думаю, что они были ещё живы, т.к. Семён и Николай лежали обнявшись, а Люда опиралась на выступ. Вот и врач подтвердил, что после таких увечий они ещё могли жить некоторое время. Вечная память героям!
Теперь о народе манси. Народ неплохой, но среди  них встречаются злые и злопамятные. Об этом манси сами говорят, зло они помнят долго. Следствие закончилось оправданием манси. Улик нет, следов преступления тоже. Тот же А. Слепухин пишет: «Если бы опытные охотники были причастны к убийству, они бы так скрыли следы преступления, что никто и никогда не сумел бы обнаружить». Почему же шаманы не все следы скрыли? Да из мести, злобы и чтобы другим неповадно было. От дела отстранили следователя Коротаева В.И., который защищал охотников-манси. Почему? Значит, манси были всё-таки причастны к преступлению. А потом дело совсем засекретили. Приказ, думаю, пришёл из Москвы, сверху. Засекречивание всех страшных преступлений было тогда делом обычным во имя престижа страны, строящейся коммунизм. В ней не должно быть национальной вражды, розни народов, а местным властям это было на руку. Они боялись вражды между русскими и манси,  их мести. Не хотелось также лишаться «тёплых» мест. И даже перед смертью не признались, боясь мести шаманов их семьям и родным. Из книги Матвеевой узнаю (стр.261) о новом подобном случае на горе Отортен, где в 1996 году туристы погибли точно также, как наши герои. Их тела были разбросаны по склону горы.
Поэтому во имя правды и справедливости предупреждаю всех туристов  и спелеологов, альпинистов быть осторожными и бдительными. «Не зная броду, не лезь в воду». Шаманы не дремлют, а шаманизм в России возрождается. Рассказ закончен и вдруг, неожиданно, из памяти выплыли строки песни: «Не родятся наши дети, не подарят нам цветы. Будет дуть холодный ветер над осколками мечты».
                24.03.- 31.03.2024


Рецензии