Дигитальный тест интеллекта-Digi intelligence test

Влад Лившиц
      

Рис.  Динамика выбора оптимального отображения (способа решения задачи).
 На оси    абсцисс указаны номера опытов (циклов самообучения). На ости ординат -  доля
оптимального отображения в цикле. Образование волнового процесса при выборе оптимального отображения, также характерная особенность лабиринтов с переменной структурой.




«Для того чтобы составить представление об уме человека,
 надежнее пользоваться здравым смыслом, а не популярными
 брошюрами»
                Дина Рамендик
 
«Если вы действительно хотите развить свой (или своих детей)… нет,
не интеллект (ведь интеллект — это по определению то, что измеряется с
помощью IQ), а всего лишь способность правильно решать задачи
и отличать верное рассуждение от неверного, то учите математику
и физику»  Виктор Васильев – академик РАН
 
"Среднее значение коэффициента интеллектуальности (IQ)
населения страны оказывает доминирующее влияние на уровень
 социально-экономического развития в странах мира"
                А. А. Давыдов

"Людям присуще пространственное мышление, а у компьютеров с этим
 пока проблемы"     Cоздатель игры Foldit Сет Купер [28]

"Мышление Эйнштейна было скорее "мускульным", чем
 выражалось в словесной форме. Мозг Эйнштейна увеличен
 в отделах, которые передают нервные импульсы к лицу и
 языку, и в области префронтальной коры, которая
 отвечает за концентрацию и перспективное планирование" [44]


"У русских мозги самые лучшие. Азиаты - трудолюбивые,
 но креатива у них мало"  Наталья Груздева [25]

 «Для психологии открытие зеркальных нейронов
 имеет такое же значение, как открытие ДНК для биологии» [37]


               
"Феномен NBIC -конвергенции представляет собой радикально
 новый этап научно-технического прогресса. По своим
 возможным последствиям NBIC-конвергенция является
 важнейшим эволюционно-определяющим фактором и знаменует
 собой начало трансгуманистических преобразований,
 когда сама по себе эволюция человека, надо полагать,
 перейдет под его собственный разумный контроль"
 Валерия Прайд, Д. А. Медведев [24]


"Мы – такие, как мы есть, и наша цивилизация
 – плохая или хорошая – такая потому, что у нас
 такой мозг. Все что мы сделали на этой планете,
 и что мы сделаем – потому что у нас такой мозг.
 Мы познаем мир, мы видим его так, у нас картина
 мира такая, потому что у нас такой мозг"
 Т. Черниговская, Зам. Директора NBIC Центра [32]

"Дети с высоким коэффициентом интеллекта в
полтора-два раза чаще своих менее интеллектуально
развитых сверстников начинают впоследствии
употреблять наркотики" [42]

"Творческие способности нередко связаны с
 психическими отклонениями. Особенно эта
 связь часто встречается уписателей,
 говорит исследование более миллиона человек"
                Каролинский институт [43]




 
За последнее время IQ в центре внимания многих ученых. Оказалось, например, что есть еще один вид интеллекта у человека - эмоциональный (EQ). Новозенландский психолог Джеймс Флинн  провел обширные исследования в области динамики коэффициента умственного развития (IQ) в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет (Эффект Флинна).
  По данным R.Lynn и T.Vanhanen средний IQ  страны является основным фактором социально-экономического ее развития. Вот средний IQ некоторых из обследованных 96 стран (по данным этих авторов):  Израиль – 95%, Украина - 96%, Россия - 97%, США - 98, Франция – 98%, Латвия – 98%, Чехия - 98%, Финляндия - 99, Швеция - 99, Польша - 99%,  Эстония -99%, Бельгия – 99%, Германия 99, Монголия - 100,  Великобритания - 100, Нидерланды - 100, Норвегия – 100%, Люксембург - 100, Китай – 105%, Южная Корея – 106%, Сингапур – 108%.[4] (см. Приложение 2)

Чтобы эффективно использовать интеллект страны необходимо создавать интеллектуальные сети (сетевой интеллект). Основателем этого быстро развивающегося направления явлется канадский ученый Дан Танскотт (Dan Tascott), который в 1995 г. опубликовал  знаменитую книгу "Digital Economy..." (издана на русском "Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта").[26] Сетевой интеллект является одной из современных форм коллективного усилителя интеллекта.
   
Е. С. ВИНОГРАДОВ провел  статистические исследования по установлению зависимости  IQ от  физических факторов. Он показал, что  радиационный фон, геомагнитное поле, атмосферное давление могут оказывать существенное влияние на формирование мозговых структур ребенка на ранних этапах его развития и тем самым влиять на умственные способности человека.[5]
 По данным американских исследований, которые приведены в нашумевшей книге Барбары Страуч (2010 г.), установлено, что развитие интеллекта человека не прекращается в молодом возрасте, а достигает максимума лишь к 65 годам! [11] Однако IQ снижается из-за недостаточности белкового питания в первые два года жизни. Питание в более старшем возрасте не оказывает такого заметного влияния.[20] Снижается у населения IQ на 15-20%,  проживающего в регионах йодной недостаточности.[30]

Антропологи обнаружили, что эволюция мозга человека продолжается (Л. А. Рудкевич)[27]:
 Объективно это проявляется в следующих эпохальных изменениях:
- астенизация (увеличении в популяции астенического или астеноидного типа);
-  замедление скорости биологического развития, включая как период первого – предростового скачка, так и  сроков полового созревания, - явление, названное деселерацией или ретардацией развития;
- увеличение в популяции пропорции лиц с доминирующим правым полушарием и амбидекстров - людей у которых доминирование одного из полушарий переднего мозга выражено нечетко;
- ювенилизация, которая выражается в усилении мозгового черепа или нейрокрана и, одновременно, в ослаблении или редукции лицевого черепа - спланхнокрана;
- происходит грацилизация, т. е.  утончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата - костей и поперечно-полосатых мышц, а также уменьшение силы мышц.
- секулярный тренд (андрогиния или гинандроморфия), т.е. в частичное сглаживание половых различий или полового диморфизма.
Эволюцией мозга можно объяснить и эффект Джеймса Флинна.


В 2008 году  известный математик, академик РАН Виктор Анатольевич  Васильев пришел к выводу, что тесты Айзенка, использующиеся уже 60 лет, не заслуживают доверия. Многие решения в них неверны, а в каких-то случаях и нелогичны.[3]
  Улучшить положение можно тем, чтобы использовать дигитальные тесты для оценки способности человека к логическому (конвергентному) и креативному (дивергентному) мышлению. [23] Для тестирования нужно использовать модели конечных автоматов, которые изменяют форму информации (двоично-десятичный код чисел). Отметим, что изменение формы информации является важнейшей закономерностью в природе. Это свойство информации соотвествует принципу конвергенции информации в природе.  Тестирование осуществляется на ПК. Интересно отметить, что к этой категории относятся "прикольные" цифровые тесты (Тесты - Цифровой кузнечик http://tehnoflot.ru/test_5/). Однако внимательный читатель отметит, что наш вариант имеет более широкие возможности, особенно в области оценки креативнности. Дигитальные тесты отвечают принципам СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ (см.http://www.systempsychology.ru/). Они позволили, например, через скорость самообучения (адаптации к информационной среде) человека предложить скорость биологической эволюции в информационных единицах(конвергенция эволюции и самообучения).
 Разделяю точку зрения Виктора Васильева о роли математики, как средства развития интеллекта. Когда учился в школе, то попытался "взять" теорему Ферма. Естественно, мне это не удалось (её доказали известные математики), но для формирования  научного мышления это был бесценный дар. Человек может усилить эффективность своего IQ  путем использования специальных методов. [31]
 В эпоху когнитивных нанотехнологий уровень IQ будет задаваться при конструировании организма, а не возникать от случайных факторов.[14] Новая когнитивная наука специально ставит задачу применить для этого метод конвергенции ряда наук. [32]

IQ человека не является величиной неизменной. Его можно увеличить путем усиления интеллекта четырмя способами (обучения навыкам эффективного мышления и обработки информации,  применением компьютерных программ, ноотропами,  за счет технических устройств). [31] При групповом методе решения проблем IQ группы может оказаться больше среднего ее членов. Зависит в основном от одного фактора (на 40-50%) - фактора  С (от слова collective) – коллективная разумность (социальная восприимчивость, число женщин и стремление к доминированию у членов группы факторы коллективной разумности). Чем выше склонность к доминированию, тем ниже успешность выполнения задач. Мотивация, удовлетворение, симпатия к членам коллектива, не вносили видимого вклада в коллективный интеллект. [34] Увеличивает коллективный интеллект особые методы менеджмента, например, лин мышление. [33] Коллективная разумность зависит от эмпатии, способность к которой связана с наличием в мозге человека зеркальных нейронов. Это выдающееся открытие сделали и описали итальянские ученые Джакомо Риццолатти, Лучиано Фадига, Витторио Галлезе и Леонардо Фогасси  в 1996. [35][36] Совершенно новые возможности по уcилению IQ и креативности открыла нейрофизиология. Транскраниальная стимуляция определенных областей мозга постоянным током (ТСПТ) позволяет усиливать способность к научению и нахождению оригинальных решений. [40] [41]      


ССЫЛКИ
   
1. Волны обучения - Learning waves (http://proza.ru/2009/02/01/261)
2. Дина Рамендик  Что такое "ум", "интеллект"и что измеряют тесты IQ? Компьютерра" №21 от 03 июня 2008 года (http://offline.computerra.ru/2008/737/360885/)
3. Виктор Васильев. Самый лучший IQ-тест (http://www.mccme.ru/edu/vassiliev/KT-737.pdf)
4. А. А. Давыдов КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОСТИ (IQ) И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ (http://www.ssa-rss.ru/files/File/info/IQ_Innovation.pdf)
5. Е.С. ВИНОГРАДОВ О ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ ИНТЕЛЛЕКТА (http://www.voppsy.ru/issues/1989/896/896108.htm)
6. Тест Равена (http://azps.ru/tests/4/raven.html)
7. Лившиц В. М. К вопросу об оптимальности форм мышления //Труды по философии ТГУ. VIII. Тарту. 1965. С. 55-64. (http://www.psychology-online.net/link.php?id=143) 
8. Лившиц В. Скорость переработки информации человеком и факторы сложности среды // Труды по психологии ТГУ. Тарту, 1976. С. 139—146. (http://www.psychology-online.net/articles/doc-144.html) 
9. Лившиц В. М. К истории изучения волн обучения // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 160—162. (http://www.psychology-online.net/articles/doc-726.html)
10. Лившиц В. М. Экспериментальное исследование самообучения человека на модели дискретного конечного автомата. (автореферат диссертации) (http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18946.php)
11. Лившиц В. Люди лучшего возраста - Best Agers  (http://proza.ru/cgi-bin/login/page.pl)
12. Лившиц В.  Школа для синичек. (http://proza.ru/2010/12/10/1330)
13. Психология познания: три гносеологических принципа (http://www.psychology-online.net/articles/doc-145.html)
14. Нанообщество Nano-Society (http://proza.ru/2011/02/13/1646)
15. Richard Lynn and Tatu Vanhanen IQ and Global Inequality. (2006).
16. Ричард Линн. ИНТЕЛЛЕКТ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
(http://intellectus.su/lib/00052.htm)
17. Коэффициент интеллекта и богатство народов ру.ВИКИ
18. IQ и глобальное неравенство 19. Самый умный народ (http://www.rbcdaily.ru/2008/07/23/cnews/363312)
20. Ковнир С.Если ты такой умный, почему ты не богатый? IQ снижается из-за недостаточности белкового питания в первые два года жизни. Питание в более старшем возрасте не оказывает такого заметного влияния.
21. Ученые назвали необычные характеристики мозга Эйнштейна
22. Кто на свете всех умнее: самые высокие IQ (Приложение 3)

22a. 10 самых знаменитых вундеркиндов (Приложение 4)
(http://hwiman.ru/10-samyx-znamenityx-vunderkindov)
Клеопатра Стратан, Ким Ун Ен, Грегори Смит, Акрит Джасвал, Аэлита Андре, Сол Аарон Крипке, Майкл Керни, Фабиано Каруана Луиджи, Вилли Москони,Элейна Смит.
23. Валерия Прайд, Д.А. Медведев Дивергентное и конвергентное мышление учащихся
(http://www.all-psy.com/stati/detail/50/1/)
Творческое (дивергентное) мышление –  вид мышления, который характеризуется разрушением шаблонных стереотипов и ограничений и большой свободой в решении проблем. Развитие креативности основанно на модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда, его подходов к развитию творческого мышления, а также на основе эффективных развивающих программ Дж.Рензулли.  Наиболее популярными являются «Курс развития творческого мышления» Ю.Б.Гатанова. (СПб.,1996) и «Развиваем творческую активность. Игры и упражнения для детей и взрослых» Т.Г.Любимовой (Чебоксары,1996). Конвергентное мышление - использование предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи.

24. Феномен NBIC-конвергенции: Реальность и ожидания
(http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/498/116/)
Взаимовлияние  информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий и когнитивной науки. Данное явлениеполучило название NBIC-конвергенции (по первым буквам областей: N -нано; B -био; I -инфо; C -когно). Термин введен в 2002 г . Михаилом Роко и Уильямом Бейнбриджем.

25. В Курчатовском институте открылась лаборатория XXI века, которой нет нигде в мире 14:04 23.07.09  Известия
(http://www.izvestia.ru/science/article3130998/)
“ У русских мозги самые лучшие. Азиаты - трудолюбивые, но креатива у них мало“
                Наталья Груздева

26. В.К. Степанов. Век сетевого интеллекта: о книге Дона Тапскотта "Электронно-цифровое общество"
Двенадцать узловых признаков нового общества, среди которых ключевое положение занимают ориентация на знания, цифровая форма представления объектов, виртуализация производства, инновационная природа, интеграция, конвергенция, устранение посредников, трансформация отношений изготовитель-потребитель, динамизм, глобализация и ряд других.
Тапскотт, Дон. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта/ Пер.с анг. Игоря Дубинского. Под ред. Сергея Писарева. //Киев. – INT Пресс; Москва. - Релф бук.-1999.-432 с
Don Tapscott. Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intelligence, published in 1995

27. Обучение до- и после рождения. Путь к амбидекстрии
http://proza.ru/2008/01/25/316
Антропологи обнаружили, что эволюция мозга человека продолжается. Известный психолог, биолог и антрополог Л. А. Рудкевич отмечает увеличение количества людей с доминирующим правым полушарием и амбидекстров. Если среди взрослых доля левшей составляет 6%, а амбидекстров — около 10%, то в детской популяции доля левшей возросла до 11%, а амбидекстров — до 25%. (По последним  данным В. Пугача доля детей  с амбидекстрией составляет уже 37,95%).  Учеными обнаружена также у детей амбицеребральность т.е. способность правого и левого мозга человека попеременно или параллельно и одновременно осуществлять переработку информации.
Первое эпохальное изменение человеческого вида или, как говорят  ученые, «секулярный тренд» - астенизация; она выражается в увеличении в популяции астенического или астеноидного типа.
Другим направлением преобразований в популяции Homo sapiens является замедление скорости биологического развития, включая как период первого – предростового скачка, так и  сроков полового созревания, - явление, названное деселерацией или ретардацией развития
Еще один секулярный тренд, ярко проявляющийся на современном этапе эволюции человека, - увеличение в популяции пропорции лиц с доминирующим правым полушарием и амбидекстров - людей у которых доминирование одного из полушарий переднего мозга выражено нечетко.
Следующая эпохальная тенденция на современном этапе эволюции человека - ювенилизация, которая выражается в усилении мозгового черепа или нейрокрана и, одновременно, в ослаблении или редукции лицевого черепа - спланхнокрана.
Следующая эпохальная тенденция эволюции человека в наши дни - грацилизация. Этим термином обозначают утончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата - костей и поперечно-полосатых мышц, а также уменьшение силы мышц.
Последняя эпохальная тенденция или секулярный тренд, который можно обнаружить в популяции человека, может быть обозначен как андрогиния или гинандроморфия. Она заключается в частичном сглаживании половых различий или полового диморфизма.

28. Геймеры совершили научный прорыв

29. Притормаживаем...
Жизнь в детском доме блокирует развитие мозга маленького ребенка, укорачивает геном и вызывает целый ряд психологических проблем –
к таким выводам привели исследования американских ученых под руководством известного профессора педиатрии Даны Джонсона. За год пребывания в детском доме IQ уменьшается на 1 пункт.

30. Как накормить нацию йодом СПб Ведомости Выпуск  № 216  от  16.11.2011
Уровень умственного развития (IQ-индекс) населения, проживающего в регионах йодной недостаточности, на 15 – 20% ниже, чем на территориях, не испытывающих дефицит йода.

31. Пути усиления интеллекта по М. С. Крыжановскому
(http://proza.ru/2011/11/19/1146)

32. Как исследования мозга изменят жизнь в 21 веке?
Лекция профессора Татьяны Черниговской в Вашингтоне
в институте Курчатова в Москве открылся NBIC–центр. NBIC (NanoBioInfoCogno) – это аббревиатура, которая означает совмещение в одной цепочке нано и биоинженерных технологий, информационных и компьютерных технологий, а также когнитивных ресурсов, нацеленных на искусственный разум. Заместителем директора центра(Курчатовский NBIC Центр) стала российский биолог, лингвист и психолог, профессор СПб Татьяна Черниговская.
Когнитивная наука представляет собой междисциплинарное научное направление, которое объединяет психологию, лингвистику, теорию познания, теорию искусственного интеллекта, нейрофизиологию. Цель когнитивной науки -  разгадать и описать, как человек думает, почему он говорит, как он понимает то, что другие говорят, и что в это время происходит в мозге.
Мы – такие, как мы есть, и наша цивилизация – плохая или хорошая – такая потому, что у нас такой мозг. Все что мы сделали на этой планете, и что мы сделаем – потому что у нас такой мозг. Мы познаем мир, мы видим его так, у нас картина мира такая, потому что у нас такой мозг.  Т. Черниговская, Зам. Директора NBIC–центра. Итальянский ученый Джакомо Ризолатти сделал открытие (1996) — он обнаружил «зеркальные» нейроны. Зеркальные системы – это способность ментально стать на позицию другого человека. Способность ментально встать на позицию другого человека (Mental ability to stand on the position of another person) Это основа социума. Музыка имеет такую же структуру, как и синтаксис языка. Мозг – это очень сложный музыкальный инструмент. У ребенка есть генетические основы, специальные механизмы, которые позволяют ребенку изучить язык, минуя учителей, правила и учебники.

33. Век бережливого производства
 (http://proza.ru/2007/03/25-282)

34. Измерение «коллективного интеллекта» оказалось возможным
(http://elementy.ru/news/431444)
Порой достижения коллектива оказываются существенно выше, чем простая сумма интеллектуальных достижений отдельных его участников. Показатели коллективного интеллекта зависят не столько от индивидуальных интеллектуальных способностей членов группы, сколько от других их качеств ( социальная восприимчивость, опосредованная числом женщин в коллективе, и отсутствие явно выраженного лидера). интерес к феномену коллективной разумности чрезвычайно высок. Американские ученые из Университета Карнеги–Меллона (Carnegie Mellon University, Питтсбург, Пенсильвания), Юнион-Колледжа (Union College, Скенектади, штат Нью-Йорк) и Массачусетского технологического института (MIT). Фактор коллективного сознательного существует и работает-  зависит в основном от одного фактора (на 40-50%) - фактора  С (от слова collective) – коллективная разумность. Социальная восприимчивость, число женщин и стремление к доминированию у членов группы факторы коллективной разумности. Чем выше склонность к доминированию, тем ниже успешность выполнения задач. Мотивация, удовлетворение, симпатия к членам коллектива, не вносили видимого вклада в коллективный интеллект.

35. Зеркальные нейроны, квантовая физика и морфические поля

36. Зеркальные нейроны
(http://psy.su/interview/1924/)

37.Действие зеркальных нейронов
(http://netpeak.ua/blog/mirror_neurons/)
В 1992 году в Парме под руководством Джакомо Риззолатти были проведены исследования мозга макак с целью проанализировать, как именно осуществляется двигательная функция организма. «Для психологии открытие зеркальных нейронов имеет такое же значение, как открытие ДНК для биологии»
Зеркальные нейроны вызывают не только механизм подражания, но и чувство сопереживания. Они посылают особые сигналы лимбической системе — той области головного мозга, где образуются эмоции, которые позволяют нам почувствовать себя на месте другого человека.

38. ИНТЕЛЛЕКТ...
(http://www.galactic.org.ua/Prostranstv1/pf-kopot_2-4.htm)
Эмоции мешают принимать лучшие финансовые решения. Умственные способности нарушаются радиацией. Обучение и активность мозга. Мозг, запоминающий и вспоминающий, работает быстрее. Чтобы стать умнее, нужно есть клюкву. Определены гены эффективной работы мозга. Улучшить память за две недели? А почему бы нет. Умственные способности зависят от массы мозга.  Знание геометрии - врожденное качество человеческого мозга. Яблочный сок защищает клетки головного мозга от повреждений. Аутичные люди гораздо более умны, чем считалось ранее.  Интеллект вундеркиндов зависит от динамики развития мозга. Россия на 17-м месте по интеллекту в Европе.

39.Гены влияют на интеллект в пожилом возрасте
(http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=44726)
Предсказать то, насколько хорошо будет работать мозг в пожилом возрасте, можно по генам. Данный вывод исследователи сделали, проанализировав генетический материал примерно 2000 человек, дабы оценить, как интеллектуальный уровень меняется с детства по взрослую жизнь
Все участники исследования проходили тесты, оценивающие их уровень интеллектуального развития в возрасте 11, 65, 70 или 79 лет. Так, 24% изменений приходились на гены. Остальное – влияние факторов окружающей среды.

40.Электрическая стимуляция мозга помогает человеку мыслить нестандартно
Сотрудники Сиднейского университета экспериментально доказали, что электрическая стимуляция мозга помогает человеку мыслить нестандартно.Эксперименты показали, что транскраниальная стимуляция действительно помогала людям находить нетривиальное решение.
41. Дмитрий Крылов. Как «разогнать» мозг

Транскраниальная стимуляция постоянным током (ТСПТ) – один из методов нейрофизиологии, который сейчас начинает превращаться в технологию.


42. James White, G David Batty (2011) «Intelligence across childhood in relation to illegal drug use in adulthood: 1970 British Cohort Study» J Epidemiol Community Health DOI:10.1136/jech-2011-200252
 Высокий IQ детстве, может увеличить риск незаконного употребления наркотиков в подростковом и взрослом возрасте.
Дети с высоким коэффициентом интеллекта в полтора-два раза чаще своих менее интеллектуально развитых сверстников начинают впоследствии употреблять наркотики, что показало исследование почти 8 тысяч человек в 2011 году
Умственный коэффициент, измеренный в 10-летнем возрасте, также положительно коррелирует с использованием этих наркотиков.

43. Креативный склад ума может подтолкнуть к расстройствам психики
По выводам Каролинского института, творческие способности нередко связаны с психическими отклонениями.
 Особенно эта связь часто встречается у писателей, говорит исследование более миллиона человек.

44. Ученые обнаружили, что гений Эйнштейна кроется в относительно необычной форме мозга
Мозг Эйнштейна увеличен в отделах, которые передают нервные импульсы к лицу и языку, и в области префронтальной коры, которая отвечает за концентрацию и перспективное планирование"
 Мышление Эйнштейна было скорее "мускульным", чем выражалось в словесной форме.
Мозг Эйнштейна увеличен в отделах, которые передают нервные импульсы к лицу и языку, и в области префронтальной коры, которая отвечает за концентрацию и перспективное планирование"






Приложение 1. СПОСОБЕН ЛИ ЧЕЛОВЕК НАХОДИТЬ ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ?

Академик А. Н. Колмогоров так отвечает на этот вопрос:  « Мнение Д. Данина о «единственном и самом экономном» решении как норме работы ученого и о нахождении «кратчайших» путей выражения в лирике и музыке являются, при их слишком категорическом понимании, поэтическим вымыслом. Можно думать, что сопровождающее восприятие художественного произведения (и хорошего математического доказательства) ощущение красоты, законченности, основано на том, что вблизи предложенного автором решения нет лучшего. Достаточно интеллигентный слушатель музыки, или читатель литературного произведения путем неосознанных проб ощущает это непосредственно – видит, что каждая нота, каждое слово «на своем месте» и не может быть заменено другим. Но отсутствие лучших решений, построенных совсем иначе, таких лучших решений, которые не могут быть получены из предложенного путем постепенных мелких улучшений, лежит за пределами того, что может уловить самая изощренная «интуиция».
Поэтому, в качестве универсального принципа, руководящего работой мышления и творчества, остается  лишь тенденция к поискам возможно более простых решений». (Курсив наш. В. Л.)
          Эксперименты по самообучению человека сенсомоторным алгоритмам на дигитальных информационных моделях (лабиринты с постоянной и переменной структурой) дали нам  возможность прямой экспериментальной проверки принципа оптимальности по       А. Н. Колмогорову. Приведем краткое описание экспериментальной установки.                Входом в устройство являлись расположенные горизонтально в один ряд шесть клавиш. На них испытуемый мог воздействовать так, чтобы научиться безошибочно выполнять заданный алгоритм. Если испытуемый нажимал какую-нибудь клавишу и при неприемлемом результате нажимал на нее снова, то это была 0-связь в алгоритме (возвращение в исходную точку). Если воздействие далее производилось на соседнюю клавишу, то это уже была  1-связь, через две – 2-связь и т.д.  Чем на большее расстояние производилось воздействие, тем больше было число у связи в алгоритме.                Наша гипотеза проверки мысли А. Н. Колмогорова заключалась в том, чтобы показать,
что при поиске  решения испытуемые  будут его искать на ближнем расстоянии (это будет выражаться в увеличении частоты связей 0-типа в стадии интенсивной поисковой активности). Кроме того, возникала возможность  изучить механизм блокирования поиска оптимального алгоритма, вследствие  эвристического поиска на ближнем расстоянии и наличия определенных барьеров.
       Рассмотрим теперь экспериментальные данные по самообучению одного из испытуемого. В таблице  приведены результаты по каждому из опытов (доля связей 0- и 1-типа в процентах в структуре алгоритма).

                Таблица 1
                Исследовательская деятельность при самообучении
                сенсомоторному алгоритму
                   Опыт             0-связь    1-связь                Опыт            0-связь              1-связь
                     
                1                24.6         47.8                10             21.6                51.4
                2                35.2         39.8                15             20.4                52.1
                3                33.5         41.0                20             14.5                57.7
                4                25.4         51.0                безошибочный
                5                26.5         49.1                алгоритм           19.4                51.5
         
       
      Из таблицы видно, что пик поисковой активности можно оценивать по возрастанию доли 0-связи в структуре алгоритма. Она достигает максимума во втором и третьем опыте. В первом опыте испытуемый, вероятнее всего, воздействует случайным образом на клавиши при поиске цели. Со второго же опыта он переходит на эвристический режим. Таким образом, экспериментальные данные действительно показывают, что человек при самообучении избирает тактику ближнего поиска.               
               
                Таблица 2
                Табличное задание лабиринтов

          
                Вход  Х                Выход Y
                Fiа                Fiв
                  
              0 0 0            0 0 1                0               
              0 0 1            1 0 1                1
              0 1 0            1 1 0                2
              0 1 1            0 1 1                3     инв.
              1 0 0            1 1 0                4
              1 0 1            1 0 0                5
              1 1 0            0 0 0                6
              1 1 1            1 1 1                7      инв.             
               
      
      Теперь перейдем к вопросу способности  человека  находить оптимальное решение. Для этого используем в качестве объекта для самообучения спаренные лабиринты. Во второй таблице  они заданы в виде  программы кодировки  двух отображений Fi (а,  в).   Как видно из таблицы, вход Fiа является двоичным кодом десятичных чисел ( Y ). Причем отображение Fiв  также двоичный код, но в нем нарушено позиционное расположение разрядов. В ходе самообучения испытуемому можно было выбирать из двух отображений более простое (оптимальное) для обучения предложенной задаче, воздействуя на одну из клавиш. В нашем случае более простым было отображение Fiа. Однако он не знал, какая  клавиша обладала такой функцией. Кроме того, при переходе от одного отображения к другому в позициях   3 и 7 , выходы Y на дисплее  не менялись  - они были инвариантными к изменению входа. Как показали эксперименты, инварианты значительно затрудняли выбор оптимального отображения (способа решения).   При большом их числе испытуемые, как правило, не могли выбрать оптимального способа решения задачи.  На представленном рисунке показан процесс выбора оптимального отображения из двух. До седьмого опыта процесс выбора идет в виде некоторой волновой затухающей функции. На этом этапе самообучение шло в направлении неоптимального выбора (на рисунке 100% на оси ординат соответствует  выбору оптимального решения). С девятого опыта начинает возрастать доля оптимального отображения и с 17 опыта происходит стабилизация выбора на уровне 90%  оптимального отображения.  Следовательно,   испытуемый так и не смог выбрать из двух одно отображения и закончил обучение, используя два из них, хотя с преимущественной работой в оптимальной области. Тенденция к оптимизации явно прослеживается.  В других экспериментах испытуемые  также не смогли найти оптимальное решение, особенно при большом числе инвариантов. Получается, что на пути к оптимизации  лежит определенный  информационный барьер создаваемый инвариантами. Причем возникает  синергетическое взаимодействие  эвристической тактики ближнего действия( 0-связи) с  барьером из инвариантов. Это приводит к возникновению блока  на пути к оптимальному решению.   
               
               
                х        х        х
      
             Концепция  А. Н. Колмогорова нашла полное экспериментальное подтверждение. Действительно, можно  говорить лишь о тенденции к достижению оптимального решения. Конечный результат будет зависеть от способности человека преодолевать тормозящий эффект эвристической тактики ближнего действия и барьеров. Существует  много других факторов, которые снижают скорость самообучения и увеличивают сложность алгоритма. Ряд таких факторов были дополнительно   изучены и изложены в нашей работе (Скорость переработки информации человеком и факторы сложности среды//Ученые записки ТГУ. Труды по психологии IV. Тарту. 1976. С. 139-146) .   Несколько слов следует добавить к  проблеме оптимального кодирования (см. наш ресурс  « К вопросу об оптимизации мышления»).  Изучение  литературы показало, что  таблица в этом ресурсе (связь количества букв в слове с их частотой в языке) свидетельствует  о статистическом законе Ципфа-Мандельброта (George Kingsley Zipf /1902-1950). Он широко теперь используется, в частности, для сжатия информации.  В 1964 году, при написании статьи, закон Ципфа нам не был известен. 
          Моделирование лабиринтов с переменной структурой значительно расширяет возможности исследования поведения человека по адаптации к  «нелинейным информационным средам». Спаренные лабиринты не единственный (и не главный) способ порождения нелинейности. Интересно отметить, что такой известный объект нелинейной динамики, как странный аттрактор, также можно представить как две спаренные функции. Вот пример решения диф.уравнения одного вида   странных аттракторов:

               
                Х i+1    =  Уi + 1 – 1.4 Хi2
                Уi+1     = 0.3 Хi

 Обратите внимание, что эти спаренные уравнения дают дискретные значения, как и спаренные лабиринты.  Для того, чтобы получить более полное представление о странном аттракторе мы бы рекомендовали в приведенные уравнения подставить исходное значение  Х0= 0.63 и У0= 0.189 и  подсчитать несколько сот точек (на ПК). После этого изобразить их на графике. На нем получится «слоенный пирог».
           В качестве логической функции в преобразователе  информации мы использовали     двоично-десятичный код. Можно усложнить использованную нами логическую функцию. Например, соединить вход для изменения отображения с входом двоично-десятичного перекодирования. Можно дополнить дискретные функции аналоговыми. Тогда удастся  смоделировать  «тремор». Для получения тремора мы просто ступенчато снижали напряжение на обмотках реле логической схемы и получали не только колебательный режим, но и множество разных логических функций. Таким путем мы  попадаем в область «патологии»  логических функций. Не является ли болезнь Паркинсона проявлением такого нарушения? Вероятно, да. Насколько нам известно, подобные работы в  области биологического моделирования болезней ведутся.
         Возможно и прикладное использование лабиринтов с переменной структурой. Если на фиксированном лабиринте можно оценивать уровень логического (математического) мышления, то гибкие лабиринты  диагностируют способности к выбору оптимального решение. Это уже оценивает творческие (эвристические) способности тестируемого. Поскольку для тестирования можно использовать ПК, а тест носит игровой характер, то никаких возрастных ограничений методика почти не содержит.
         Универсальный принцип Колмогорова -  тенденции у человека  находить более простые (оптимальные) решения лишь на близком расстоянии, можно назвать  гносеологическим принципом (законом) ближнего действия Колмогорова (в нашей терминологии - принцип 0-эвристики), которым овладевают люди уже в раннем детстве. Он жизненно важен для выживания в  мире целых и дробных математических  пространств, из которых соткана реальность.
В. М. Лившиц

Приложение 2. IQ ПО СТРАНАМ МИРА

 Иcточник: Ричард Линн. ИНТЕЛЛЕКТ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
(http://intellectus.su/lib/00052.htm)


Австралия 98, Австрия 100, Азербайджан 87, Албания 90, Алжир 83, Ангола 68, Андорра 98, Антигуа и Барбуда 70, Аргентина 93, Армения 94, Афганистан 84,

Багамские острова 84, Бангладеш 82, Барбадос 80, Бахрейн 83, Белиз 84, Белоруссия 97, Бельгия 99, Бенин 70, Бермудские острова 90, Болгария 93, Боливия 87, Босния 90, Ботсвана70, Бразилия 87, Бруней 91, Буркина-Фасо 68, Бурунди 69, Бутан 80,

Вануату 84, Великобритания 100, Венгрия 98, Венесуэла 84, Вьетнам 94,

Габон 64, Гаити 67, Гамбия 66, Гана 71, Гватемала 79, Гвиана 87, Гвинея 67, Гвинея-Бисау 67, Германия 99, Гондурас 81, Гонконг 108, Гренада 71, Греция 92, Грузия 94,

Дания 98, Джибути 68, Доминика 67, Доминиканская Республика 82,

Египет 81,

Замбия 71, Зимбабве 66,

Израиль 95, Индия 82, Индонезия 87, Иордания 84, Ирак 87, Иран 84, Ирландия 92, Исландия 101, Испания 98, Италия 102, Йемен 85,

Кабо-Верде 76, Казахстан 94, Камбоджа 91, Камерун 64, Канада 99, Катар 78, Кения 72, Кипр 91, Киргизия 90, Кирибати 85, Китай 105, Колумбия 84, Коморские Острова 77, Конго(Браззавиль) 65, Конго(Заир) 64, Корея, Северная 106, Корея, Южная 106, Коста-Рика 89, Кот-д’Ивуар 69, Куба 85, Кувейт 86,

Лаос 89, Латвия 98, Лесото 67, Либерия 67, Ливан 82, Ливия 83, Литва 94, Люксембург 100,

Маврикий 89, Мавритания 76, Мадагаскар 82, Македония 91, Малави 69, Малайзия 92, Мали 69, Мальдивы 81, Мальта 97, Марокко 85, Маршалловы Острова 84, Мексика 88, Микронезия 84, Мозамбик 64, Молдавия 96, Монголия 100, Мьянма(Бирма) 87,

Намибия 70, Непал 78, Нигер 69, Нигерия 69, Нидерланды 100, Никарагуа 81, Новая Зеландия 99, Новая Каледония 85, Норвегия 100,

Объединенные арабские эмираты 84, Оман 83, Острова Кука 89,

Пакистан 84, Панама 84, Папуа–Новая Гвинея 83, Парагвай 84, Перу 85, Польша 99, Португалия 95, Пуэрто-Рико 84,

Россия 97, Руанда 70, Румыния 94,

Самоа(Западное) 88, Сан-Томе 67, Саудовская Аравия 84, Свазиленд 68, Северные Марианские острова 81, Сейшельские Острова 86, Сенегал 66, Сент-Винсент 71, Сент-Китси Невис 67, Сент-Люсия 62, Сербия 89, Сингапур 108, Сирия 83, Словакия 96, Словения 96 Соломоновы 84, Сомали 68, Судан 71, Суринам 89, США 98, Сьерра Леоне 64,

Таджикистан 87, Таиланд 82, Тайвань 105, Танзания 72, Тимор-Лешти  87, Того 70, Тонга 86, Тринидад и Тобаго 85, Тунис 83, Туркменистан 87, Турция 90,

Уганда 73, Узбекистан 87, Украина 97, Уругвай 96,

Фиджи 85, Филиппины 86, Финляндия 99, Франция 98,

Хорватия 90,

Центральная Африканская Республика 64,

Чад 68, Чешская республика 98, Чили 90,

Швейцария 101, Швеция 99, Шри-Ланка 79,

Эквадор 88, Экваториальная Гвинея 64, Эль-Сальвадор 80, Эритрея 68, Эстония 99, Эфиопия 64,

Южная Африка 72, Ямайка 71, Япония 105.

Приложение 3. Люди с самым высоким IQ

1. 250-300 ед. IQ – американец Уильям Джеймс Сидис (1898 – 1944гг)
2. 210 ед. IQ у представителя Кореи Ким Унг-Йонга (1963г.р).
3. 195 ед. IQ у американца Кристофера Лангана (1957г.р).
4. 190 ед. IQ у нигерийского ученого Филлипа Емегвали (1954 г.р).
5. 190 ед. IQ у российского гроссмейстера Гарри Каспарова (1963г.р).
6. 190 ед. IQ  — Исаак Ньютон (1643—1727гг).
7. 190 ед. IQ было у Вольтера (1694—1778 гг).
8. 190 ед. IQ у Людвига Витгенштейна (1889—1951 гг.)
9. 186 ед. IQ – Мэрилин вос Савант (1946г.р.).
10.180 ед. IQ – человек эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.).

Приложение 4. Самые знаменитые вундеркинды
(http://hwiman.ru/10-samyx-znamenityx-vunderkindov)

1. Клеопатра Стратан - 3-х летняя певица из Кишинева, самая молодая певица.
2. Ким Ун Ен - кореец, учился в университете в 4 года, в пять лет о решил сложную проблему дифференциального и интегрального исчисления, включен в Книгу рекордов под “самым высоким IQ” (210).
3. Грегори Смит - номинирован на Нобелевскую премию в возрасте 12 лет, мог читать в возрасте двух лет и был зачислен в университет в 10.
4. Акрит Джасвал - семилетний хирург, “самый умный мальчик в мире”, его IQ – 146, считается самым умным человеком своего времени в Индии.
5. Аэлита Андре - 2-летний художник, ее абстрактные картины  восхитили мировое  искусство.
6. Сол Аарон Крипке - сын раввина из Нью-Йорка, в четвертом классе  обнаружил удивительные способности к алгебре.
7. Майкл Керни - самый молодой выпускник колледжа в мире в возрасте 10 лет.
8. Фабиано Каруана Луиджи - 16-летний гроссмейстер и шахматный вундеркинд, самый молодой гроссмейстер в истории Италии и США.
9. Вилли Москони - профессионально играл в бильярд в возрасте 6 лет.
10. Элейна Смит - она ребеноком  ведет еженедельную передачу и  советует тысячам взрослых слушателей для выхода из сложных ситуаций.

-------

Кто ты Влад Лившиц?
(http://proza.ru/2010/11/14/1373)