Журналистика Особенности написания очерка

Ящик Инструментов
Редакторская выборка выполнена Еленой Араповой : Учебное пособие.  Л.М. Майданова «Практическая стилистика жанров СМИ»


При написании очерка должны использоваться яркие, говорящие, зримые детали в строгом соответствии с выбранной концепцией. Все лишнее в тексте должно решительно исключаться, как бы оно не было интересно само по себе. Умелое композиционно-языковое оформление различных деталей в соответствии с ракурсом повествователя и обеспечивает наглядность очеркового письма.

К какой бы разновидности ни принадлежал очерк ( путевой, проблемный, портретный, судебный), основу его содержания составляет образ героя, характер и действия которого обуславливают развитие событий и появление той или иной авторской концепции. Как и в художественном произведении, образ героя очерка складывается из изображения его поступков, портрета, речи, внутреннего мира. Полноценным и интересным для читателя оказывается лишь тот образ, который обладает целостностью. А целостность – это результат того, что, во-первых, у очеркиста есть оригинальная концепция жизненного явления, о котором он пишет, а во-вторых, все детали образа подчинены выражению концепции, а не являются излишествами или украшающими подробностями.

Итак, очерк – это художественно-публицистический текст, характеризующийся изобразительностью письма и подробно разработанной категорией «позиции носителя речи». Первой задачей очеркиста является выбор лица, в форме которого будет вестись изложение, способа общения с читателем и выбор времени. Основное время очеркиста, как и художественного прозаического произведения, - прошедшее. О читателе в тексте может не упоминаться, и, напротив, может быть организовано открытое общение с ним. А лицо избирается первое или третье. Второе лицо в принципе возможно, но используется крайне редко.

Повествование в форме первого лица

Изложение может вестись от лица автора и от лица героя. В последнем случае автор в начале или в конце текста объясняет, что он встретился с героем, выслушал его рассказ и передает читателю. Таким образом, в таких текстах авторское «я» выполняет вспомогательную роль – вводится речь героя-рассказчика. Наиболее распространенным является изложение в форме авторского «я».

Применимо может быть несколько ракурсов: ракурс рассказчика, повествователь -участник события, размышляющий повествователь и повествователь-исследователь.

Ракурс «рассказчика» подразумевает под собой моменты речеведения, то есть: складывание замысла, обговаривание его, объяснение хода мысли. Иными словами семантика «я рассказываю, я на глазах строю этот текст» передается многочисленными метатекстовыми средствами, причем возможно прямое обращение к читателю: «Вы представьте…». В каждой части следующего очерка использовались различные ракурсы - ракурс «рассказчика» и «размышляющего повествователя»:
Примеры: http://proza.ru/2010/03/18/714
http://proza.ru/2010/02/22/509

Ракурс «участник события» - это когда ведется рассказ о собственных переживаниях и мыслях, в связи с развивающимися событиями. В качестве примера приводятся очерки, каждая часть которых написана в различных ракурсах: «рассказчика», «участника события», «размышляющего повествователя» -
http://proza.ru/2009/12/06/1119
http://proza.ru/2010/10/08/352

Размышляющий повествователь – это когда все комментарии подаются как мысленные или записанные рассуждения по поводу того, что наблюдает в это время автор. Здесь тоже несколько ракурсов:
http://proza.ru/2009/09/01/256
http://proza.ru/2009/12/04/1432
http://proza.ru/2009/10/16/601

Повествователь-исследователь - когда пишущий тем или иным образом узнает о происшедшем, прибывает на место события, знакомится с его участниками, изучает документы и таким образом исследует причины происшедшего. На глазах читателя вырабатывается публицистическая концепция.

Таковы наиболее популярные ракурсы повествователя в очерках с изложениями от авторского «я». Примечательно, что приведенные термины обозначают технические приемы очеркового письма, но не реальное положение дел. Каждый журналист, пишущий очерк, может участвовать в событии, каждый исследует материал, размышляет над ним и затем рассказывает читателю об увиденном, услышанном, пережитом и передуманном. Но далеко не каждый, кто пишет очерк, введет в тект все эти ракурсы. Используя ракурс «участника события», он может отказаться от семантики «рассказывания». Повествуя о событии, в котором НЕ участвовал, автор может представить себя как рассказчика. Очеркист может говорить о событии, в котором он НЕ участвовал, как о вспоминаемом, тогда перед нами предстанет ракурс «размышляющего повествователя». Таким образом, в данном случае говорится только о технике очеркового письма, где все зависит от творческих задач, мастерства и фантазии пишущего.

Повествование в форме третьего лица

Используются два основных ракурса повествователя – закадровый наблюдатель и закадровый комментатор. Авторское «я» в обоих случаях полностью отсутствует. Событие развивается как бы само собой, все оценочные элементы входят в описание героев, в повествование и чужую речь. Большое место занимает в таких текстах диалог, выступающий как движущая сила сюжета, то есть, из него мы узнаем о развитии действия.

Закадровый наблюдатель. Очень часто здесь мы имеем авторскую речь, передающую развитие действия, сюжетообразующий диалог и оценочный монолог героя. Все средства направлены прежде всего на изображение хода события, а пишущий остается за кадром. Эта форма изложения характеризуется картинностью, все повествование мотивируется естественным ходом события: объект обсуждения появляется потому, что герой вспомнил о прошлом, оценка высказывается потому, что герой подумал о ситуации или сообщил о ней в диалоге.
Примеры: http://proza.ru/2009/09/01/259
http://proza.ru/2010/02/21/638

Закадровый комментатор вносит в текст семантику рассказывания, и не прибегая к открытому появлению в виде авторского «я», он вмешивается в ход событий двумя способами, меняя хронологию и прерывая события своими рассуждениями, хотя и выполненными в форме третьего лица, но явно принадлежащими повествователю.

Повествователь этого типа часто приостанавливает свое изложение, чтобы оценить уже известные факты, обобщить их, и это является важнейшим средством введения оценок в текст.


В целом изложение в форме третьего лица интересно своей живописностью, возможностью создать впечатление самодвижения, саморазвития события, чуть приглушаемое при появлении семантики рассказывания, но все-таки присутствующее в любом тексте, написанном в подобной манере.