Антиох Д. Кантемир - великий сын двух народов...

Эдуард Волков
Полное название - "Антиох Д. Кантемир – великий сын молдавского и русского народов, выдающийся русский дипломат, поэт, сатирик, переводчик, просветитель"

Данная глава является седьмой  частью, опубликованной здесь ранее текста "ДМИТРИЙ КАНТЕМИР. ГОСПОДАРЬ, УЧЁНЫЙ, ПОЛИТИК".
В свою очередь из-за большого объема она разбивается на ряд главок. Поэтому каждую главку из этой главы можно было бы озаглавить просто, без затей - «Дмитрий Кантемир. Господарь, учёный, политик. 7-1;7-2;7-3 и т.д."

Полное   название всего текста: "ДМИТРИЙ КАНТЕМИР – УЧЁНЫЙ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТ С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ, СТОРОННИК АБСОЛЮТНОЙ ПРОСВЕЩЁННОЙ МОНАРХИИ И ДРУЖБЫ МОЛДОВЫ С РОССИЕЙ", представляет собой значительно переработанную и  дополненную  главу (объем увеличился более чем в 4 раза и скорректированы некоторые оценки и выводы) из нашей ( при некотором участии соавторов – д.-х. п. н. В.Бенюка и д. и. В. Степанюка) книги "Молдавская общественно-политическая мысль Нового времени".


СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА "ДМИТРИЙ КАНТЕМИР. ГОСПОДАРЬ, УЧЁНЫЙ, ПОЛИТИК».

1. БИОГРАФИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    1.1. Преамбула.
    1.2. Исторический контекст жизни и творчества Дмитрия Кантемира.
    1.3. Основные вехи жизни и деятельности.
        1.3.1 Загадки и тайны родословной.
        1.3.2. Первый, молдавско-турецкий период жизни и деятельности.
        1.3.3. Д.Кантемир – господарь Молдовы. Луцкий договор.
         1.3.3. А. Провальный Прутский поход Петра I и трагедия Молдовы:

А.1.ПРЕАМБУЛА: ПАРАДОКС ПРУТСКОГО ПОХОДА 1711 ГОДА.

А.2.ПРЕДЫСТОРИЯ ПРУТСКОГО ПОХОДА.ТУРЦИЯ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ОБЪЯВЛЯЕТ ВОЙНУ РОССИИ.

А.3.ОТВЕТНЫЙ КОНФЕССИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПАНСИОНИЗМ РОССИИ И МЕССИАНИЗМ ПЕТРА I.

А.4.ПЕТР ПЕРВЫЙ ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ПОХОД.

А.5.НАЧАЛО ПОХОДА АРМИИ.

А.6.ПЁТР I И ДМИТРИЙ КАНТЕМИР.

А.7.ПОХОД. (Продолжение).

А.8.КОНСТАНТИН БРЫНКОВЯНУ – ВЕЛИКИЙ ГОСПОДАРЬ ВАЛАХИИ.

А.9.ПОХОД. (Окончание).

А.10.СРАЖЕНИЕ С ТУРКАМИ. ОКРУЖЕНИЕ.

   А.10.1. 8 Июля (19 Июля) 1711 г.

   А.10.2. 9(20 Июля) 1711 г.

    А.10.3. 10(21) Июля 1711 г.

А.11.МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ПРУТСКОГО ПОХОДА.

А.12.ПРУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР.

А.13.ИТОГИ ПРУТСКОГО ПОХОДА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ.

А.14.ПРИЧИНЫ ПРОВАЛА ПРУТСКОГО ПОХОДА.

А.15.ПОТЕРИ. УВОЛЬНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГЕНЕРАЛОВ И ОФИЦЕРОВ.

А.16.ПОСЛЕДУЮЩИЕ СОБЫТИЯ. ТРАГЕДИЯ МОЛДОВЫ.

А.17. ПРИЛОЖЕНИЕ. РУССКИЕ ИСТОРИКИ-КЛАССИКИ О ПРУТСКОМ ПОХОДЕ.А также - А. Н. КУРАТ.

A.18.ДОПОЛНЕНИЕ К ПРИЛОЖЕНИЮ.

А.18.БИБЛИОГРАФИЯ.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
      


1.3.4. Российский период жизни и деятельности.
      
1.3.5. Судьба детей Дмитрия Кантемира.
         
   1.3.5.1. Антиох Д. Кантемир – великий сын молдавского и русского народов, выдающийся русский дипломат, поэт, сатирик, переводчик, просветитель.

     А. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
       
         А.1.СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ АНТИОХА КАНТЕМИРА.
   
         А.2.АНТИОХ КАНТЕМИР – АВТОР ЧЕЛОБИТНОЙ О ВОССТАНОВЛЕНИИ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ.
    
         А.3.АНТИОХ КАНТЕМИР – ПОСЛАННИК РОССИИ В ЛОНДОНЕ И ПАРИЖЕ.
           3.1. ЛОНДОН.
           3.2. ПАРИЖ.
    
          А.4. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ.
    
          А.5.БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ.



     Б. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
         
   1.3.5.2. Мария и другие дети Д.Кантемира.


2.ФИЛОСОФСКОЕ И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО. СОЧИНЕНИЯ.
   
2.1. Введение.
   
2.2. Общая характеристика и эволюция философского миропонимания Д. Кантемира. Сочинения раннего и зрелого периода.
   
2.3. Онтология Д. Кантемира.
   
2.4. Гносеология Д. Кантемира. Борьба за науку и просвещение.
   
2.5. Труды по истории.
         
   2.5.1. Общая характеристика.
         
   2.5.2. «Descriptio Moldaviae»/ «Описание Молдавии».
            
        A. Приложение к 2.5.2: История изданий “Описания Молдавии” до 1973 г. включительно.
.
    2.5.3. «Historia incrementorum atque decrementorum aulae Ottomanicae»/ «История возвышения и падения Оттоманской Порты».
         
    2.5.4. «Жизнь Константина Кантемира», «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов» и «Хроника стародавности романо-молдо-влахов»
         
    2.5.5. «Книга систима, или О состоянии мухаммеданския религии».
         
    2.5.6. «Loca obscura in cathechisi»/ «Темные места в катехизисе».



3.ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Д. КАНТЕМИРА.
      
3.1. Философия истории.
      
3.2. Политические воззрения: причины возникновения государства, его природа и формы правления; апология наследственной просвещенной абсолютной монархии.
      
3.3. Патриотизм и гуманизм Д.Кантемира.
      
3.4. Проблемы войны и мира.
 
4. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Д. КАНТЕМИРА И КРИТИКА “КРИТИКОВ”.

5.ПРИЛОЖЕНИЕ. (Фрагменты сочинений Д.Кантемира “Описание Молдавии” и “Метафизика”).
      5.1. <<Описание Молдавии>>.
      5.2. <<Метафизика>>.

6.БИБЛИОГРАФИЯ.


ПРЕДЫДУЩИЕ ПОСТЫ:

Начало здесь -Дмитрий Кантемир. Господарь, учёный, политик. 1-  http://www.proza.ru/2020/03/07/127;
Продолжение здесь - Дмитрий Кантемир. Господарь, учёный, политик. 2 -  http://www.proza.ru/2020/03/07/170;
и здесь - Дмитрий Кантемир. Господарь, учёный, политик.3 -  http://www.proza.ru/2020/03/07/577;
и здесь - Дмитрий Кантемир. Господарь, учёный, политик.4 -  http://proza.ru/2020/03/07/1557;
и здесь - Провальный Прутский поход Петра I и трагедия Молдовы.1 -  http://proza.ru/2020/09/01/123 ;
и здесь - Провальный Прутский поход Петра I и трагедия Молдовы.2 -  http://proza.ru/2020/09/11/108 ;
и здесь - Провальный Прутский поход Петра I и трагедия Молдовы.3 -  http://proza.ru/2020/10/31/1598;
и здесь - Провальный Прутский поход Петра I и трагедия Молдовы.4 -  http://proza.ru/2020/11/09/238;
и здесь - Провальный Прутский поход Петра I и трагедия Молдовы.5 -  http://proza.ru/2020/12/25/1963 ;
и здесь - Провальный Прутский поход Петра I и трагедия Молдовы.6 -  http://proza.ru/2021/01/02/1463
и здесь - Прутский поход Петра I и трагедия Молдовы. 7 - http://proza.ru/2021/01/24/1698
и здесь - Прутский поход Петра I и трагедия Молдовы. 8 -       http://proza.ru/2021/02/17/1928
и здесь - Прутский поход Петра I и трагедия Молдовы. 9. - http://proza.ru/2021/02/22/254 
И здесь - Дмитрий Кантемир. Господарь, учёный, политик 6
- http://proza.ru/2021/02/24/575


1.3.5. СУДЬБА ДЕТЕЙ ДМИТРИЯ КАНТЕМИРА.

У Дмитрия  Кантемира было две дочери и четыре сына от первого брака, и дочь от второго – Смарагда младшая, а также сыновья Петр (оц. 1717) и Иван(оц. 1719()), которые умерли в младенчестве –
Мария (29.04.1700-1757(09.09.1754()) гг., Смарагда (14.04.1701-20.07.1720 гг.), Матей (18.10.1703 – 30.11.1771 гг.), Константин (29.07.1705 – 19.01.1747 гг.), Сергей (Шербан-11.08.1706 – 24.04.1780 гг.), Антиох (10.09.1708 – 30.03.1744 гг.)  и Смарагда младшая (19.11.1720 – 03.11.1761 г.) ();


[()http://who-was-who.com/data/ru/212851 ; https://ru.rodovid.org/wk/: ; Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. В 2 томах. — 2-е издание. — С.-Петербург: Издание А. С. Суворина, 1895. — Т. 1. — С. 233-236. — 467 с. ; http://genealogy.euweb.cz/balkan/cantemir.html#S2 ]


Надо сразу же отметить, что только об Антиохе Кантемире можно найти в литературе более или менее исчерпывающую информацию, которая охватывает все периоды его жизни, деятельности на государственном поприще и литературного творчества. И хотя сведения о Марии Кантемир не идут ни в какое сравнение с информацией об её знаменитом брате, но всё же в литературе также освещены основные вехи её жизни.
А вот в отношении остальных детей имеющаяся информация отрывочна и скудна.


 1.3.5.1. АНТИОХ Д. КАНТЕМИР – ВЕЛИКИЙ СЫН МОЛДАВСКОГО И РУССКОГО НАРОДОВ, ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ДИПЛОМАТ, ПОЭТ, САТИРИК, ПЕРЕВОДЧИК, ПРОСВЕТИТЕЛЬ


Младший сын Дмитрия Кантемира - АНТИОХ – князь, тайный советник Антиох Дмитриевич Кантемир (10. IX. 1708, Стамбул – 31.III. (11.04.)1744, Париж) - выдающийся деятель раннего русского Просвещения, просветитель-рационалист, был крупным русским поэтом-сатириком, переводчиком, дипломатом. Посол России в Лондоне и Париже. 

Автор и переводчик теоретических трактатов, поэм, басен, песен, эпиграмм.
Наиболее известное произведение Антиоха Кантемира — «Сатиры. Всего он  написал 9 сатир, наиболее яркими и значительными, по мнению специалистов, являются сатиры I ("На хулящих учение"), II ("На зависть и гордость дворян злонравных") и VII ("О воспитании").

В историю русской литературы вошел как ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА  и ЗАЧИНАТЕЛЬ СТИХОТВОРНОЙ САТИРЫ. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского-Ломоносова) (). Его творчество сыграло значительную роль в развитии русского литературного языка и стихосложения.

[() Реформа Тредиаковского-Ломоносова – реформа русского стихосложения, осуществившая переход от силлабического(слогового) принципа меры стиха к тоническому(ударному). Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В. К. Тредиаковский (1703 - 1769), поэт и учёный, опубликовал сочинение «Краткий и новый способ сложения стихов Российских».

В этой книге он первый задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка, отказаться от силлабического. Тредиаковский указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль.
            
М. В. Ломоносов оценил основную мысль Тредиаковского: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение. Но Ломоносов развил это положение, довёл преобразование русского стиха до конца.

В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказав (и теоретически, и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их. Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины - восьмисложные, шестисложные, четырёхсложные, а не только на одиннадцати и тринадцати сложные, как это делал Тредиаковский.

 Детальнее здесь http://kabruss.blogspot.com/2016/08/blog-post_13.html  и здесь -  ]


Потомков не оставил. Все имущество разделил между сестрой Марией и братьями Матвеем и Сергеем. Брату Константину не завещал ничего. Согласно завещанию, известно также, что Антиох Кантемир обеспечил незаконную семью во Франции.


А. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Антиох Д. Кантемир родился в Константинополе 10 сентября 1709 г. В кон. 1710 г. был перевезен в Молдавию, а после Прутского похода 1711 г.- в Россию.       

Получил основательное разностороннее домашнее образование. Его учителями были греч. священник А. Кондоиди и русский словесник И. И. Ильинский. Антиох знал русский, греческий, латинский и итальянский языки, владел также французским, молдавским и турецким, а после того, как стал послом в Лондоне, изучил английский язык.

Образованием сына занимался и отец. Антиох проявлял большие способности к математике, которой занимался и впоследствии, а также к музыке и живописи. Несколько лет обучался в московской Славяно-латинской академии, а после переезда в С.-Петербург - в гимназии при университете, открытом Академией наук. (). (Более детально – ниже).

[() Биографы Антиоха Дмитриевича упоминают о том, что он проходил обучение в Заиконоспасском училище, оговариваясь при этом, что ни дата поступления, ни срок пребывания в нем А. Кантемира неизвестны. Систематическое его обучение в Московской Славяно-греко-латинской академии может быть поставлено под сомнение, однако близкие связи его с академией, ее наставниками и учащимися вполне реальны.
26 октября 1718/19 г. во дворе Заиконоспасского монастыря в присутствии Петра I и его сподвижников, при большом стечении народа, десятилетний Антиох произнёс на греческом языке «Похвальное слово наукам, императору и России». ()


[() Несколько иная версия - в 1718 году, в возрасте десяти лет, Антиох Кантемир публично выступал в названной академии с похвальным словом Димитрию Фессалоникийскому, которое было произнесено им на греческом языке; а в возрасте 18 лет был избран в Академию Наук. - Источник:

Биограф Антиоха Кантемира Р. И. Сементковский также придерживался второй версии:
   
26 октября 1719 года на дворе знаменитого Заиконоспасского монастыря, – пишет он, -  был большой, торжественный съезд; в церкви происходила страшная давка; десятилетний Преображенский солдат, светлейший князь Антиох Дмитриевич Кантемир должен был произнести на греческом языке похвальное слово святому великомученику Дмитрию Фессалийскому в присутствии Петра I - (Сементковский Р.И. А.Д. Кантемир: Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1893 - )].

   

Здесь уместно сослаться на слова биографа Антиоха Р. И. Сементковского о детских годах Антиоха:
“Отношения между родителями были прекрасные; оба они одинаково заботливо пеклись о воспитании детей, как и о том, чтобы дать им самое лучшее и полное образование”. 
(Там же).


По мнению биографа Антиоха, Дмитрий Кантемир, заключая с Петром условие относительно своего вступления в русское подданство, выговорил себе право "послать сыновей своих для наук в знатные города и иные христианские страны".

Кроме того, отмечает Р. И. Сементковский, имеются и другие сведения о заботливости Дмитрия Кантемира о воспитании и образовании своих детей. Из Молдавии экс-господарь Дмитрий привез с собою ученого священника, грека Анастасия Кондоиди, именно в качестве наставника своих детей. Но Петр I, озабоченный привлечением к государственной службе возможно большего числа образованных людей, которых, как известно, было тогда мало в России, “определил ученого греческого священника в духовную коллегию и таким образом лишил детей князя Дмитрия опытного и знающего воспитателя”.
(Там же).

И в этой ситуации Дмитрий Кантемир ищет другого столь же опытного учителя. При этом он даже не страшится гнева Петра I и просит его отпустить к нему на поруки другого греческого священника, Либерия Колети, сосланного навечно в Соловецкий монастырь за причастность к делу царевича Алексея. Просьба его в конце концов была уважена, и таким образом нашелся другой наставник.

Далее биограф Антиоха пишет, что Дмитрий Кантемир имел еще одно “столкновение с Петром из-за своих детей”.

Не довольствуясь зарубежными воспитателями, он пригласил к себе одного из наиболее даровитых студентов Московской академии, которого царь Петр собирался отправить за границу для дальнейшего образования, Ивана Ильинского, имевшего также очень значительное влияние на своего ученика. Экс-господарь решительно воспротивился намерению Петра I, и ему удалось удержать Ильинского при себе.

Таким образом, молодой Кантемир имел наставником своим, кроме отца, всегда присутствовавшего на уроках детей, матери, двух ученых греческих священников, еще и русского преподавателя, на которого в конце концов возложено было главным образом его воспитание и образование.


Об Иване Ильинском известно, что в нем сильна была любовь к литературным занятиям, что он сам много переводил и писал и передал своему даровитому ученику любовь к литературному труду и что он долго жил в доме Дмитрия Кантемира, исполняя между прочим должность домашнего секретаря, и поддерживал с Антиохом самые дружественные отношения вплоть до своей смерти в 1737 году.


О громадном значении, которое придавал Дмитрий Кантемир образованию своих детей, свидетельствует и его духовное  завещание, в котором он настойчиво советует им заботиться о своем образовании, мало того, отписывает  все свое имущество тому из них, который проявит наибольшие способности к научным занятиям, и в то же время называет своего меньшого сына, будущего сатирика, "в уме и науках от всех лучшим", из чего следует, что он имел в виду именно Антиоха.

Эта аттестация со стороны такого образованного и внимательного отца, каким был Дмитрий Кантемир, служит доказательством, что Антиох уже в раннем детстве проявлял большие способности к научным и литературным занятиям.

Она, по мнению биографа Антиоха, и в другом отношении является пророческой.
Из всех детей Дмитрия Кантемира от первой жены, как мы знаем, пятеро остались в живых: Мария, Матвей, Константин, Сергей (Сербан), Антиох.

Из четырех сыновей только Антиох оказался вполне достойным принять наследство своего замечательного отца, именно отличался наибольшими стремлениями и способностями к образованию.

Уже в зрелом возрасте Антиох Кантемир, кроме перечисленных выше языков прекрасно знал античную, итальянскую, французскую, английскую и испанскую литературу. Его обширные знания поражали современников. Разносторонность Кантемира проявлялась в его интересе не только к гуманитарным наукам, искусству, музыке, но и к естественным циклу наук.


О других сыновьях Дмитрия Кантемира Р. И. Сементковский отзывается весьма нелицеприятно: «Константин… оказался в нравственном отношении человеком несостоятельным; Матвей и Сергей были вполне заурядными людьми и своею разгульною жизнью причиняли много забот Антиоху и Марии. Нельзя не удивиться, как из одной и той же семьи, высокообразованной, нравственной, самым заботливым образом относившейся к делу воспитания, вышли столь различные дети. МЕЖДУ АНТИОХОМ И СЕСТРОЙ МАРИЕЙ, с одной стороны, И ОСТАЛЬНЫМИ БРАТЬЯМИ – с другой, НЕТ ПОЧТИ НИЧЕГО ОБЩЕГО”.
(Там же).
 
В отличие от них Р. И. Сементковский следующими словами характеризует душевный склад Антиоха и Марии: “КРОТОСТЬ НРАВА, НЕРАСПОЛОЖЕНИЕ К ШУМНОЙ ЖИТЕЙСКОЙ СУТОЛОКЕ, СТРЕМЛЕНИЕ К МИРНОЙ ЖИЗНИ, К УЕДИНЕНИЮ”.

И продолжая описывать характеры Антиоха и Марии, биограф отмечает, что между Антиохом и Марией существовало тайное сродство душ, что их вкусы, склонности, настроение, даже привычки удивительно совпадали: тот же тихий нрав, глубокая религиозность, преданность высшим интересам духа, стремление жить уединенною жизнью, нерасположение к свету, к участию в политической борьбе, крепость семейного начала, домовитость,-- все это в одинаковой степени присуще брату и сестре.

Если Антиох, - пишет Р. И. Сементковский, -  “рвался за границу, чтобы усовершенствоваться в науках и мирно предаваться там их изучению на пользу приемного своего отечества, то его сестра не меньше чуждалась придворной жизни, хотя и была назначена фрейлиной Анны Иоанновны, и жила уединенною жизнью в Москве или под Москвой, предаваясь чтению, живописи, музыке, науке и заботясь о мирских делах лишь настолько, насколько эта забота обусловливалась глубоким желанием быть полезною нежно любимому брату и вообще семье”.
(Там же).


Из интересных документов, собранных И. Шимко, мы видим, что все три брата причиняли Антиоху бесконечные хлопоты и беспокойства. Константин лишает семью всего ее состояния, Сергей проигрывает значительные суммы в карты, выдает векселя и отказывается платить по ним, так что его товарищ, полковник Боборыкин, даже грозит убить его за это и совершает на него ночью набег "цугом в карете".(Шимко И. И. Новые данные к биографии кн. А. Д. Кантемира и его ближайших родственников. СПб., 1891).


Размышляя над вопросом, почему из одной и той же семьи вышли столь различные дети, биограф Антиоха приходит в выводу, что у младшего сына Дмитрия Кантемира была богато одаренная натура: душа его воспринимала, жадно поглощала добрые семена, посеянные родителями и наставниками.


Не проходит Р. И. Сементковский мимо критических стрел в адрес Антиоха в связи с его “чужеземном” происхождением, указывая, что 
составители учебников по русской словесности того времени, упрекали Антиоха Кантемира в его недостаточном знакомстве с русским народом и даже духом русского языка, забывая при этом, что АНТИОХ  УЖЕ В ДЕТСТВЕ “БЛИЗКО ПОЗНАКОМИЛСЯ С ПРИЕМНЫМ СВОИМ ОТЕЧЕСТВОМ”.

Дмитрий Кантемир постоянно находился в разъездах, жил в своих вотчинах, о благоустройстве которых он много заботился, в Москве, в Петербурге, под конец жизни совершил еще путешествие через всю Россию в Персию и ПОСТОЯННО БРАЛ С СОБОЙ СВОЮ СЕМЬЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ И СЫНА АНТИОХА.


Биограф Антиоха напоминает критика, что уже двухлетним ребенком Антиох был перевезен из Ясс под Харьков, где он прожил довольно долго в поместье своего отца, затем перевезен был в Москву, а оттуда неоднократно совершал вместе с отцом поездки в курские и орловские поместья, где тот подолгу проживал.

В 1719 году отец, вступив во второй брак, переселился окончательно в Петербург, а из Петербурга тринадцатилетний Антиох совершил вместе с отцом путешествие через всю Россию в Персию, хотя из-за опасной болезни отца добрался только до Астрахани.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, уже в раннем детстве он постоянно был окружен русскою природой, русскими людьми, изъездил Россию вдоль и поперек, его глаз и ухо ловили русские виды, русские звуки. Все впечатления, которые он получил в детстве, были проникнуты русским духом, а впечатления раннего возраста бывают, быть может, самыми сильными в жизни; “с двухлетнего до двадцатилетнего возраста, т.е. в период жизни, когда человек наиболее восприимчив, когда он окончательно формируется физически и духовно, когда воспринимает наиболее сильные впечатления, Антиох постоянно разъезжал по России и близко знакомился со страной и людьми”.
(Сементковский Р.И. А.Д. Кантемир: Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1893 - )


 К тому же, как мы уже видели, одним из его учителей был Иван Ильинский, который находился в доме Кантемиров уже тогда, когда будущему сатирику было всего семь лет. Влияние Ильинского на Антиоха, отмечает биограф, было громадным. Об этом свидетельствуют многие факты: несомненно, что от учителя Антиох перенял склонность писать стихи; как Ильинский составил "симфонию" на темы Четвероевангелия, так Антиох уже на четырнадцатом году составил "симфонию" на темы псалмов -- первый печатный труд А. Кантемира. Мало того, из заметок Антиоха в его календаре за 1728 год видно, что он находился в деятельной переписке со своим бывшим наставником, и эта переписка продолжалась в течение всей жизни Ильинского.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, В САМОЙ СЕМЬЕ МАЛЬЧИК С РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОДЧИНЯЛСЯ РУССКОМУ ВЛИЯНИЮ И НАЧАЛ УЖЕ МЫСЛИТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ ПО-РУССКИ.

По предположению биографа, разговорным языком в семье Кантемиров был греческий, НО РОДНЫМ ЯЗЫКОМ АНТИОХ СЧИТАЛ РУССКИЙ. Со своею горячо любимою сестрою Марией Антиох  переписывался на греческом и итальянском языках, но, очевидно, отчасти для усовершенствования в них (итальянским языком Антиох начал свободно владеть только за границей), отчасти же чтобы скрыть содержание корреспонденции от охотников до чтения чужих писем, которых в России было и тогда много.

Переписка на этих языках представляла для него затруднение, и когда он чувствовал себя слабым, когда болезнь лишала его энергии, он писал сестре по-русски.
Так, одно из его писем начинается следующими словами: "Будучи я весьма слаб, а наипаче сего дня, не в состоянии много писать, для того ответствую по-русски". Это письмо относится к 1744 году -- году смерти Антиоха; следовательно, оно написано после того, как он провел за границей двенадцать лет из тридцати пяти, прожитых им на свете.

Прибавим к этому, что в течение этих двенадцати лет он почти исключительно встречался с иностранцами, ни разу не был в России, откуда он уехал двадцатидвухлетним молодым человеком, и мы поймем, КАК ГЛУБОКО СРОДНИЛСЯ КАНТЕМИР С РУССКОЙ РЕЧЬЮ И КАК ОН ДАЖЕ В ЭТОМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ, ТАК СКАЗАТЬ, ОТНОШЕНИИ БЫЛ РУССКИМ ДО МОЗГА КОСТЕЙ, ХОТЯ САМ И НАЗЫВАЛ СЕБЯ "ПОРОДОЮ ИНОЗЕМЦЕМ".
(Там же).

ИТАК, родители Антиоха принадлежали к числу самых образованных людей своего века, отличались большими нравственными достоинствами и сумели внушить детям безграничную к себе любовь, которую те сохранили на всю жизнь.
Всю свою жизнь Антиох, как и    Мария, с большим уважением относились к памяти своей матери, а об отце он постоянно отзывался как о лучшем своем наставнике, сам составил его биографию, заботился об издании его сочинений, о переводе их на другие языки и спешил исправить все ошибки или опровергнуть обвинения, которые могли омрачить его память.

Известна, например, по этому поводу его переписка с Вольтером, изобразившим в своей истории Карла XII Дмитрия Кантемира изменником.
 
Это уважение к памяти родителей, эта любовь, которую сохранили к ним дети до конца жизни, были вызваны, понятно, не только достоинствами родителей, но и их любовным отношением к детям.

Отец и мать никогда не разлучались со своими детьми, они окружали их всевозможной заботой, развивали в них любовь к знанию, к просвещению и делали все, что было в их силах, чтобы дать им возможно полное образование.
(См.: Там же).

В отличие от своих братьев, Антиох и его сестра Мария вынесли из родительского дома глубокое уважение к знаниям, науке, искусству.

В них они усматривали не только высшее наслаждение в минуты отдыха от других занятий, но, как видно из жизни обоих, даже вопреки словам самого Кантемира, что к литературному труду только "в лишних часах прилежать позволено", ОНИ ОБА, В СУЩНОСТИ, ЖИЛИ ЛИТЕРАТУРОЙ, НАУКОЙ, ИСКУССТВОМ.

Как отмечает биограф Антиоха, их переписка была посвящена главным образом указаниям на новые книги. Антиох то и дело посылал сестре разные книги, преимущественно научного содержания (по астрономии, геометрии, космографии), лучшие произведения классической литературы, о путешествиях и тому подобное.
Оба они занимались живописью и музыкой (картины Антиоха вызывали одобрение знатоков).

Не пустой фразой в устах Кантемира были слова, что "крайние желания" заставляют его тратить время, ИССЛЕДУЯ ВСЕХ ВЕЩЕЙ ДЕЙСТВА И ПРИЧИНЫ.
 
   
Впоследствии, когда Антиох  стал чувствовать себя общественным деятелем, когда сознание гражданского долга пронизало все его существо, он, согласно с теми же впечатлениями, давая волю своей склонности, “усматривал благо и счастье близких ему людей, а затем народа, с которым он сроднился всей душой, своего приемного отечества, к светлому будущему которого он питал безграничное доверие и принадлежностью к которому он гордился, ревниво оберегая добрую его славу и достоинство перед другими народами как писатель и как дипломат,-- впоследствии, говорю я, он, примыкая к традициям царствования Петра Великого, УСМАТРИВАЛ СЧАСТЬЕ И БЛАГО РОССИИ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ СРЕДИ РУССКОГО НАРОДА, В ЗАИМСТВОВАНИИ У ДРУГИХ НАРОДОВ ВСЕГО, ЧТО ОНИ ВЫРАБОТАЛИ ХОРОШЕГО, КРИТИЧЕСКИ ОТНОСЯСЬ К ЭТОМУ ХОРОШЕМУ И НЕ ПРИНИМАЯ МИШУРЫ ЗА ЗОЛОТО.

ТАК, ЛЮБОВЬ К ПРОСВЕЩЕНИЮ И ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ, А ЗАТЕМ И К СОЕДИНЕНИЮ БЛИЖНИХ, К ОТЕЧЕСТВУ, УЖЕ С МАЛОЛЕТСТВА РАЗВИЛАСЬ В НАШЕМ САТИРИКЕ И, В СВЯЗИ С ЧУВСТВОМ БЕЗГРАНИЧНОГО УВАЖЕНИЯ К ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ, ЛЕГЛА В ОСНОВУ ВСЕЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ, ОБЩЕСТВЕННОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНТЕМИРА”.
(Там же).

“В ОБЩЕЙ Я ПОЛЬЗЕ СОБСТВЕННУЮ ЧАЮ”, - этот стих из письма к князю Н.Ю. Трубецкому стал как бы ДЕВИЗОМ всей его жизни.

Если крайним его стремлением было в тишине "исследовать всех вещей действия и причины", то этим он не только хотел способствовать стремлению, присущему его душе, но и поделиться с другими результатами этих исследований, воспользоваться ими для увеличения благополучия и счастья своих соотечественников, для которых он мыслил, трудился и жил.

ЛЮБОВЬ К НАУЧНОМУ ТРУДУ, К ИСКУССТВУ, ПРОСВЕЩЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ И ГЛУБОКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО — вот что Кантемир вынес из родительского дома.
Религиозное чувство, которое ему было в детстве внушено, отличалось, как мы увидим, таким же просвещенным характером, как и его патриотизм.

Он далек был от всякой религиозной нетерпимости, находился в дружеских отношениях с людьми различных вероисповеданий и мало дорожил внешней стороною религии, оставаясь, однако, верен православной церкви, к которой принадлежал от рождения.

За границею друзьями его были довольно видные представители римско-католической церкви, и один из них, аббат Венутти, даже написал его биографию, дышащую искренним, почти восторженным сочувствием к Антиоху Кантемиру и в течение более века остававшуюся лучшею биографией русского первого сатирика.

Тем не менее, как ясно сознавал Кантемир все недостатки и злоупотребления римско-католического духовенства и как метко он на них указывал!
Но с той же неумолимостью раскрывал он в своих сатирах невежество и суеверие православного   духовенства, состоя при этом в самых дружеских отношениях с лучшими его представителями -- такими, как ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ и ФЕОФИЛ КРОЛИК.
 
(См. детальнее - )

Важно также отметить, что и в доме отца, и за его пределами юный Антиох Кантемир невольно наблюдал придворную жизнь. Образы сановных лиц, фаворитов и временщиков, которые позднее появятся в сатирах Кантемира, были живыми впечатлениями его детских и юношеских лет.
Как мы уже отмечали, Антиох с отцом участвовал в Персидском походе императора Петра I.  Во время Персидского похода Антиох больше года провел в Астрахани, где учился в школе капуцинов. Возможно, именно на юге состоялось его знакомство с Тредиаковским.
   
Отзвуки впечатлений, вынесенных из длившегося около года Персидского похода, можно найти в ряде произведений А. Кантемира (первая редакция III сатиры, написанной на французском языке и посвященной г-же д'Эгийон мадригал и др.).

На обратном пути из Персидского похода, 21 августа 1723 года в своем имении Дмитровки скончался Дмитрий Кантемир. Рядом с отцом, вплоть до его кончины, находился Антиох Кантемир.
Вскоре после этого вся его семья переселяется из Петербурга в Москву.

В прошении, написанном 25 мая 1724 года на имя Петра I, 16-летний Антиох Кантемир перечислял науки, к которым он «имел немалую охоту» (история древняя и новая, география, юриспруденция, дисциплины, относящиеся к «стату политическому», математические науки и живопись), и для изучения их просил отпустить его в «окрестные государства».

В этом юношеском заявлении Антиоха в полной мере отразилась твердость его характера, его непреодолимое стремление к образованию.
В связи с осуществлением начальных мероприятий Петра I по организации Академии наук в Петербурге у Кантемира появляется возможность усовершенствовать свое образование и без выезда за границу.

Он проходит в Петербурге (1724--1725) годичный срок обучения. У профессора Бернулли берет он уроки математики, у Бильфингера -- физики, у Байера -- истории, у Гросса -- нравственной философии. В открывшейся в 1725 г. Академии наук в Петербурге Кантемир слушал лекции по математике и физике.

Известно, что из всех академиков Кантемир с особенным уважением относился к Гроссу и занимался его предметом с особенной любовью. Вообще, пристрастие к этике он сохранил навсегда и впоследствии охотно писал на этические темы и переводил авторов, сочинения которых обнаруживали наиболее глубокие мысли нравственно-философского характера; так, и сатиры его исполнены подобного рода мыслями.
Следовательно, как отмечал биограф Антиоха, и тут мы видим, что уже в молодости, как и в течение всей своей жизни, Антиох Кантемир, главным образом, интересовался тем, КАК СТАТЬ ПОЛЕЗНЫМ ОБЩЕСТВУ, и даже сам прямо сознавался, что любит этику именно по этой причине.

Нельзя сомневаться, что в этом отношении академик Гросс имел влияние на А. Кантемира. Последний сам признавал, что лекции первых русских академиков принесли ему большую пользу.

Академики удивлялись его способностям и выбрали его членом Академии, рассчитывая, что он со временем займет пост ее президента.

Еще до окончания своего обучения в Академии наук Антиох Кантемир поступает на военную службу, в лейб-гвардии Преображенский полк. В течение трех лет служит в звании нижнего чина и только в 1728 году получает первый офицерский чин -- прапорщик.
(На сайте  : - указано – поручик.
А Р. И. Сементковский пишет, опираясь на пометы Антиоха в календаре за 1728 г., что в этом году во время коронации Петра II он был пожалован в подпоручики).

Антиох, как указывает биограф, не был особенно обременён военной службой. Она сводилась в основном к несению караульной службы. У него имелась возможность во время службы одновременно занимался литературой, в его календаре то и дело указываются разные книги, которые А. Кантемир прочел или собирался прочитать, с обозначением даже лиц, у которых он надеялся получить ту или другую книгу.


Создаётся впечатление, что ни одно сколько-нибудь заслуживающее внимания сочинение того времени не ускользало от зоркого глаза девятнадцатилетнего юноши. Его в одинаковой степени занимают книги, касающиеся России, мемуары, исторические монографии, классическая древность, философские и естественно-исторические книги. Одним словом, видишь, что молодой Кантемир стоит, по роду чтения и выбора книг, НА ВЫСОТЕ ТОГДАШНЕЙ ОБРАЗОВАННОСТИ.

Как отмечает биограф, вероятно, не только у нас, в России, но даже и на Западе в то время было мало людей, с таким рвением предававшихся литературным занятиям и так зорко следивших за всеми литературными явлениями.

Но заметки календаря Кантемира интересны еще и в другом отношении. За исключением, быть может, разных событий дня, касающихся придворной жизни, ум молодого Кантемира занят единственно более или менее серьезными вопросами; разные же увлечения, столь свойственные молодости, не играют никакой роли в его жизни.
Он отмечает заглавия книг, которые прочитал или собирается прочесть, меткие выражения, преимущественно народные, семейные события, значительные явления в природе (он делает, например, рисунок солнечного затмения); единственные же отметки, касающиеся обыденной жизни, свидетельствуют разве о том, что наш сатирик, несмотря на необходимость бывать постоянно во дворце, был чрезвычайно экономен. Эта черта очень гармонирует с его общим нравственным обликом и пришлась, кстати, когда ему впоследствии в Лондоне и Париже приходилось быть представителем такого государства, как Россия, и получать чрезвычайно скудное содержание, не располагая сколько-нибудь значительным собственным состоянием.


Тринадцати лет от роду, как мы знаем, Антиох лишился отца. Трудно составить себе, отмечает биограф, по сохранившимся отрывочным сведениям суждение о том, насколько мачеха заботилась о своих пасынках. Но впоследствии отношения Антиоха и Марии с мачехой были не особенно дружелюбны, и поэтому надо полагать, что она далеко не относилась так заботливо и любовно к Антиоху, как его мать.

Тотчас после смерти отца, как мы помним, Антиох обращался с собственноручным прошением к Петру, ходатайствуя, чтобы его отпустили за границу для завершения образования. В просьбе ему было отказано и ему пришлось остаться в России.
 
Вследствие чего он вскоре был вовлечен в водоворот тогдашних бурных политических событий, придворных интриг, неумеренной, страстной борьбы влияний и лиц. Ему был дан повод, мало того, он был заинтересован в том, чтобы принять участие в этой борьбе, -- заинтересован, во-первых, горячим стремлением принести посильную пользу своему приемному отечеству и, во-вторых, как лицо, жестоко пострадавшее от несправедливостей временщиков.

(Продолжение последует)