Когда мы познаём в физике, мы действуем так: строим какую-либо «начальную модель» («гипотезу»), содержащую всегда конечное (небольшое!) количество элементов и связей между ними, и затем проверяем, уточняем, развиваем эту модель и в конце концов (если мы не отвергаем ее) получаем на выходе «основную модель» («теорию»), которой и придерживаемся в дальнейшем.
Работа со «всеми частями физики», ведётся исследователем до того момента, как у него появляется самая первая модель (гипотеза»), ведётся интуитивно, в виде «творческого озарения» на основе всего, что у него есть (знания, усердие, эрудиция, глубинное понимание, смелость, творческие способности и пр.), т.е. ведётся им «всем самим собой», и наукой не является.
Собственно «наука», т.е. «наука» в современной парадигме, т.е. «наука» так, как она понимается современными учеными, начинается с момента формулирования первой «гипотезы» и проверки ее «экспериментом». Именно в этот момент рождается «наука». До этого, повторю — это интуиция, озарение, творчество, но не «наука».
Почему это так важно («наука - не наука»)? Потому что именно в «ненаучной» части проводятся «границы рассмотрения», именно в этой части «отрезается» бесконечность, именно в этой части гегелевски «схватывается» бесконечное количество элементов физики и мира. Именно в этой части применяется «диалектическая логика».
Работая с «бесконечным», мы можем осознанно «схватывать» эту бесконечность. Это «схватывание» есть творчество, магия, не подчиняющееся никаким законам выделение из бесконечного конечного, отражающего суть этого бесконечного (хотя бы часть сути). Важно, что это делается не «наугад», не случайно! но в то же время без малейших «правил», которые можно было бы описать. Именно это я в данном случае называю «магией» (образно) и «не-наукой» (абсолютно точно), именно этот коан — «не случайно, но без правил»
В основе «науки» лежит «не-наука». И это — проблема. С которой пытался справиться и Гегель, и Гуссерль, и некоторые другие.
Проблема до сих пор не решена, проблема фундаментальная, и кризис науки продолжается уже более 100 лет (так же, как и кризис математики).
Вот как-то так и карабкаемся. Живое — это связь между «бесконечным» и «конечным», ствол Священного ясеня Иггдрасиль, «мост» который охраняет понтифик, дзен, воплощённая диалектика. Так невозможно, а по-другому невозможно вообще. Можно только несгибаемо карабкаться. Это относится ко всему «живому» — человек, биологический вид, сознание, математика, физика, наука, общество, история, жизнь любого государства, экономика, религия, бог.
Короче, всё нормально.
Александр Клейн
19 мая 2024 г.
Иллюстрация: Кл.&AI. «Авокадо». 19.05.24. — Как ищется новое знание? Знание, что косточку авокадо можно, оказывается, разрезать простым ножом. Острым.
Про случайность подвигов
http://proza.ru/2022/12/04/141
Человек как эгрегор
http://proza.ru/2024/05/16/1651
Восприятие и Кто
http://proza.ru/2024/05/20/1444
Базовая формула диалектики и Диалектической логики
http://proza.ru/2021/11/26/1614
Страсть Додена Буффана и гегелевское схватывани
http://proza.ru/2024/04/14/665
Приравнивание. Как мы подбираем слова к образам?
http://proza.ru/2024/05/21/1655
«»
Лекция 1 по Гегелю. Абстрактное и конкретное. Цели Духа. Дух как самое конкретное
http://proza.ru/2024/12/14/1552
Лекция 7 по Гегелю. Тотальность и создание нового
http://proza.ru/2025/01/31/198