начало
http://proza.ru/2025/10/22/1690
http://proza.ru/2025/10/23/1955
http://proza.ru/2025/10/25/15
http://proza.ru/2025/10/25/2211
http://proza.ru/2025/10/26/1830
Седьмой эпизод
Графиня.
«Вы не знаете, кто вы. Личность только кажется существующей» (Шри Нисвргадатта Махараджи)
- А случай помнишь, когда в одной женщине ужились сразу две души – обратился Ковбой к задумавшемуся над своим очередным ходом интеллигентному игроку и приподняв указательным пальцем краешек своей шляпы, уточнил - кино про это даже сняли. Тонька-пулемётчица, помнишь? «Палач» называется. Не смотрел?
- Да смотрел, смотрел – ответил Консультант - на первом канале небесного скайтиви показывали. Ляпов много, конечно, но сюжетная линия, так в общем, ничего. Хорошие актёры.
- Фильм-то на реале снят. Я тогда основательно поработал над этой тварью в женском обличии. Никак первая душа не пускала вторую. Зато, когда сраслось, я хапанул сразу тысячу очков. Ха-ха. Но как тяжело всё-таки впихнуть в одно тело сразу две души. И заметь, в тела мужского пола, что в кабелей, что в баранов, что в петухов, две души никак не влезают. Что богатый господин, что бомж подзаборный – не принимают вторую душу. Одна вселилась и всё. Как будто блокировка срабатывает. Правда в этих суперменах эта единственная личность-душа уже раскрывается на полную катушку, и в плохую и в хорошую сторону. В большей или меньшей степени. Но опять-таки в объёме «одно тело - одна душа». А вот в женские тела может влезть хоть две души, хоть три. Вот и получается, раздвоение, так сказать, этой самой личности. Литература и кино эти случаи, как правило, не пропускает: «Изгоняющий дьявола» - про две души в теле девочки, например. Есть ещё роман Стефани Майер «Гостья» - но там уже фантастика – души инопланетян какие-то. Хотя сюжет не плохой.
- С чем это связано, не пойму никак? – Консультант в отличие от Ковбоя не приветствовал насилия над разумными субстанциями и такой способ получения очков. Он считал неэтичным создавать конфликт между душами. Целью Консультанта-интеллектуала была планомерная работа над философией страха перед смертью – на этом он медленно, но верно набирал очки. Отстать он не боялся. По статистике, за всю историю Земли, которую они заселять 162 тысячи лет назад, только человекоподобных было рождено более 107 миллиардов. И в каждом душа. Других живых существ, принявших души в свои тела было на порядки больше. При таком раскладе, разумная игра позволяла выиграть, если получать хотя бы по одному очку за ход. Любовь к жизни присуща всему живому.
А вот Ковбой был неистово азартен и немного ленив. Он играл азартно и порой неразумно. Он специально тасовал души между различными видами живых существ, чтобы попытаться сохранить память у «потомка», ведь как интересно наблюдать над двумя умными животными. Например, лев, получивший «в наследство» интеллект человека, легко становится царём зверей в отдельно стоящем заповеднике. А ворона, знающая физику, разбивает орехи, бросая их с высоты на асфальт. Но наиболее любимой темой Ковбоя было вталкивание в тело лишней души. Не всегда у него получалось, правда. По его вине Клеопатра сгубила Юлия Цезаря и Марка Антония. У Ковбоя не получилось вселить в её супермодельное тело две души одновременно и в итоге получилась не великая правительницу, вроде Екатерины Великой или хотя бы Майи Санду, а выросла лицемерная шлюха. Но Ковбой не расстраивался и от новых попыток отказываться не собирался.
- Алё, алё. Ковбой. Зачем ты называешь прекрасную царицу шлюхой. Царицу африканской страны с греческими корнями. Хотя и Екатерина Вторая была тоже не совсем как бы русская. Но Клеопатра была умнейшей леди своего античного времени. Образованная, целеустремлённая, изобретательная. Какие ароматы она создавала! Мы хоть и лишены чувства обоняния в непосредственном проявлении, но имитатор чувств, всё-таки позволил мне оценить незабываемые духи «Клеопатра». А то, что она ненароком соблазнила двух римских идиотов, так на то она и женщина.
- Фигня это всё, нюхач ты наш, кроме этих двух у неё было, ой, как много любовников рангом поменьше. Почитай Аврелия Виктора. Она своих фанатов убивала сразу после ночи любви. Как паучиха. Для собственной безопасности. Живые то свидетели могли за кружкой пивка легко разболтать дружкам о страстной натуре великой Клео. Для чего? Да для того чтобы просто похвастаться. Мужики так устроены – все они как хвастливые петухи.
Тем не менее, Ковбой верил в своё везение и отчаянно рисковал, экспериментируя с душами.
- Всё проще пареной репы – продолжал он, рассуждая о раздвоении личности - рожают кто? Жен-щи-ны! В них как раз-то и могут, пусть хотя бы временно, находиться сразу по две, по три, а то и более душ. Сам же ты и придумал такой способ размножения. А я этим успешно пользуюсь. Хе-хе.
***
Сквозь щель бойницы, капитально заделанной снаружи толстым слоем глины, в комнату проник тонкий лучик солнца и подарил ей радость от возможности видеть. Видеть хоть что-то. Если бы кто-нибудь ей раньше сказал, что зрение – это такая чудесная штука, она бы даже не обратила внимания. Разумеется, она понимала, что незрячие люди очень несчастны. Но и они как-то привыкают к невозможности увидеть этот великолепный раскрашенный Всевышним мир. И самое главное, они понимают, что причина их слепоты – это промысел Божий: несчастье, вследствие которого было получено чудовищное увечье. Или врождённая слепота. Тогда несчастные даже не понимают, что такое «видеть». Привыкают.
А она нормальная. Нормальная! У неё красивые серо-голубые глаза, которые ещё так недавно (недавно?) видели. Безупречное зрение позволяет ей (позволяет?) видеть это удивительно голубое небо. Видеть пролетающий над изумрудным сосновым бором, и медленно вползающим в ярко-розовый летний закат клин курлыкающих журавлей. Её лишили этого! Лишили!
Лучик исчез.
Вероятно, солнышко двинулось дальше в своём вечном круговороте и покинуло ту точку, откуда лучик мог, совпав с трещинками в глинобитном составе, превозмогая метровую толщину темницы, проникнуть внутрь помещения. Она, когда очнулась в полнейшей темноте, почему-то сразу узнала место заточения. Это был машикуль - каменный выступ в верхней части внешней стены замка Чахтице, который ещё недавно служил бойницей для лучников. Но он был тщательно заделан кирпичной кладкой и превращён в темницу.
Да, скорее всего, угол освещения изменился. А может быть, виновата тучка, заслонившая солнышко. Действительно, эти счастливые мгновенья случались только в ясную погоду, только один раз в день, когда световая игла, пробив стену и комнатное пространство, высвечивала лишь небольшое пятнышко на противоположной стене этого проклятого каменного мешка.
Но для неё эти мгновения казались счастьем.
Лучик, подрожав на стене, обязательно затухал. Он придёт в гости завтра. Может быть.
Раз в день приносили еду. В этот момент, на очень короткое время, какое то подобие света проникало в темницу. Но это был неживой свет. Вероятно, свет от факела, несколько раз преломлённый.
Это было не окошко, через которое, как правило, подают питание в тюрьмах. Это было какое-то хитроумное приспособление. Сначала был слышен шорох, как будто что-то спускается сверху и останавливается в ящике. Потом ящик выдвигался из стены. Именно тогда и появлялся этот мёртвый свет. В ящике всегда стояла чашка, наполовину наполненная жидкой похлёбкой и кружка холодной воды. Никаких кухонных приборов никогда в ящике не оказывалось. Приходилось выпивать суп через край чашки и на ощупь ставить чашку обратно в ящик. Можно было не ставить, тогда еда в следующий раз появится в новой чашке. Но зачем нужны эти чашки в тесном помещении. Одна чашка была когда-то оставлена для различных нужд. Кружки тоже было достаточно одной.
Вода для неё была даже важнее скудной трапезы. Потому что воду можно было не только пить, но и применять для других целей. В первую очередь, чтобы хоть как-то соблюдать гигиену. Водой можно было смочить салфетки и обтереться. Можно было просто намочить вискИ, когда подступала тошнота от безысходности положения, в котором она оказалась. Раньше она никогда не думала о важности простой сырой воды.
Отхожим местом ей служила сужающаяся вниз щель в полу, бывшая когда-то нижней бойницей. Снизу щель тоже была заделана, но в неё каким-то образом всасывались нечистоты. Вероятно, снизу была подведена труба, по которой отходы стекали вниз, в ров, окружающий замок. Это хоть как то позволяло не задохнуться от наполняющего темницу невыносимого смрада и поддерживать, если можно так выразиться, относительную санитарию.
Пустую посуду, а также использованные салфетки она складывала обратно в ящик, который через некоторое время с грохотом задвигался, мелькнув тусклым лампадным светом и было слышно, как он уползает вверх. Снова появлялся он только на следующий день. Небольшие тряпичные салфетки находились в ящике через каждые семь дней. Может быть, через шесть или восемь. Но она ждала их. Понятно, почему. Ждала и получив, испытывала что-то вроде радости.
Лучик света и свежая салфетка – что ещё нужно для счастья? Она оставалась женщиной.
Однажды, в самом начале заточения, графиня не взяла из ящика чашку, вследствие чего была наказана: в помещение проник едкий дым и лёгкие графини начали разрываться от невыносимого кашля. Придя в себя, она поняла, что это было совсем не наказание. Так как у неё не было никакого контакта с миром, то и охранники, скорее всего, не могли бы знать, в каком она состоянии находится. А услышав её хрипы и кашель, они убеждались, что узница ещё жива. Дым через некоторое время каким-то неведомым способом покинул комнату, дышать стало легче и она взяла чашку из ящика. После того случая она почти всегда старалась брать еду из ящика, чтобы снова не получить порцию едкого газа.
Тем не менее, подобные случаи, когда она не брала чашку, повторились дважды.
Первый раз не по её вине. Она даже и не помнила того случая. Графиня сильно заболевала. Тело сковывали судороги, холод пронизывал до костей. Укрыться было нечем, а одежда, что оставалась на ней, давно превратилась в лохмотья. Она не помнила, сколько времени продолжались мучения, но в итоге мозг отключился. Ящик опустился и выдвинулся, но она, разумеется, не взяла чашку и кружку. Она была без сознания. Но она так и не узнала, что газ в тот раз не заполнил помещение. Охрана знала, что графиня жива. Мало того, в помещение начал поступать тёплый воздух, насыщенный запахом трав и лечебного корня. Через несколько дней (сколько?) затворница пришла в себя и болезнь стала понемногу уходить. Она выжила.
На радость или на беду?
Она решила, что на беду. Если она виновата в чём то, то пусть бы её казнили. Но она не виновата! Что она сделала такого, за что её заточили в этот проклятый чулан. Ох, как она хотела бы умереть. Убить себя? Убить, несмотря на то, что она верная протестантка. Но и этого она не могла сделать, чтобы избавиться от мук. Исключались любые способы покончить с этой жестокой жизнью. Не было никаких металлических предметов, тряпичные салфетки были тонкие и короткие. Кладка стен оказалась ровная и прочная. Камень не поддавался, когда она пыталась ногтями отковырять от стены хоть маленький камушек. Только в кровь поранила пальцы. Что же делать? И её осенило. Она решила задохнуться. Если она не возьмёт чашку из ящика, то подадут газ. Она специально будет молча наполнять лёгкие смертоносным составом и неминуемо получит смертельную дозу яда. Но и эта её затея оказалась бесполезной. Задохнуться ей не удалось. Стараясь не издавать никаких звуков, она усиленно терпела. Напрягала всю свою волю, чтобы не издать никаких звуков, по которым стражники подумают, что она отключилась и перекроют подачу газа. Но она не умерла. Она действительно просто-напросто потеряла сознание. Но через какое-то время очнулась от невыносимой головной боли и поняла, что к такому простого способу суицида мучители были готовы и предусмотрительно приняли какие-то очень эффективные меры. Она не знала, что для того, чтобы смастерить тюремную камеру, в которую не попадал свет, но в которую можно было доставлять еду и воду, которая легко прослушивалась снаружи и была звуконепроницаема внутрь, а при необходимости можно было открыть потайное смотровое окошко и посмотреть, в каком состоянии находится замурованная заживо графиня, были наняты лучшие в графстве архитекторы. Которые и сконструировали в кратчайшие сроки и за солидное вознаграждение это чудовищное сооружение.
***
Сколько времени прошло после того, как последний кирпич был уложен в стену, она не знала. Вначале она пыталась считать дни, но быстро отказалась от этой затеи. В полной темноте как-то отмечать количество дней было невозможно. Даже сутки тяжело было отсчитать. Время тянулось бесконечно медленно и только подача еды позволяла понять, что прошёл ещё один день. Какой? Сотый? Тысячный?
Всё, что было ей доступно, это память. Она ложилась на прогнившую подстилку и вспоминала свою жизнь.
Пыталась понять, за что же её заточили и заточили именно здесь, на месте, где она любила проводить свободное от управления графством время. Любила смотреть с высоты на окрестный ландшафт, расстилающийся перед замком. С холма были хорошо видны деревеньки, принадлежащие ей, в которых жили подвластные ей крестьяне. Под стеной замка частенько появлялась девчушка, которая пасла гусей и графиня через нижнюю бойницу бросала ей вниз пакет с лакомством. Девочка с благодарностью махала ей рукой.
Графиня любила детей. У неё самой было трое. Жаль, что нельзя было разрешать своим детям играть с крестьянскими детишками, не позволял статус. Но она часто через прислугу приглашала детей из деревни в замок, чтобы накормить сладостями или разрешить покататься на качелях, сооружённых на детской площадке в дальнем дворе замка.
Когда вереница детишек проходила мимо пруда, все девочки обязательно подбегали и смотрели в воду, как в зеркало. Она подходила вместе с ними и вода отражала её лик в окружении детских мордашек.
Она любила смотреть на себя в зеркало. Белокурые вьющиеся волосы, немного курносый носик, алые губки и серо-голубые бездонные глаза. Она знала, что красива.
Эх, память, память.
После того, как гвардейцы короля, ворвавшись в замок сообщили ей, что она арестована, её отвели на кухню и заставили выпить какое то снадобье. От которого она мгновенно заснула. А очнулась уже в полной темноте. Она ощупала комнату и узнала место, где оказалась. Она поняла, что её замуровали. Первое время она не паниковала и была уверена, что всё скоро выяснится и её выпустят и снова передадут в руки служанкам, которые отмоет её от грязных рук этих вонючих стражников.
Что-же она сделала такого, за что получила такое жестокое наказание? То, что отчётливо помнила, не могло оказаться причиной постигшей её беды. Она снова и снова пыталась досконально вспомнить все эпизоды своей жизни, чтобы понять причину заточения, но это ей никак не удавалось. Не удавалось и всё тут. Она знала и понимала, что не сможет вспомнить всё. Как и любой человек. Ведь у людей память избирательна. Это общеизвестный факт. Об этом пишут, говорят. Она много читала научной литературы, чтобы попытаться понять, почему не может досконально вспомнить все события её личной жизни. Разумеется, графиня тщательно изучила труды Филиппа Ауреала Теофраста Бомбаста фон Хохенхайма, касающиеся функций мозга и сердца. Она перечитала все труды Везулия, благо ей были доступны книги знаменитых учёных. И что дали ей умные книги? А дали много: она поняла, что больна. Больна слабой памятью. Ну и что. В остальном она чувствовала себя прекрасно. Молодость уходит, конечно, но старческому маразму пока рано вселяться в её прекрасное тело. И вообще, эскулапы утверждают, что буквально у всех живущих на земле людей память не идеальна. Само собой, амнезия прогрессирует с возрастом или после головных травм. Первое отпадает. И головой она, вроде бы не стукалась. Пишут, что бывают проблемы с памятью при болезни почек или печени. Вот это уже ближе. Дарвулья поила её всякими травяными настоями. Говорят, она была ведьмой, но графиня в это не верила. Дарвулья была для неё как сестра, хотя и имела статус служанки. Она по просьбе графини готовила ей отвары для сохранения молодости, но это же не было колдовством. И вообще, Дарвульи давно нет в живых и при чём здесь её память сейчас. А может быть, эти травки-муравки всё-таки повлияли на состояние внутренних органов? Скорее всего, да. И ещё. Пишут, что провалы памяти чаще случаются у женщин. Ну, может быть.
Но самое печальное то, что довольно длительные временные периоды она абсолютно не в состоянии вспомнить. Не то что отдельные эпизоды, но и целые дни и даже недели. Провалы памяти какие-то.
Зато, то, что легко вспоминается – это счастливая жизнь среди любимых и любящих людей. Жаль, что её муж погиб, он был такой милый. Про него говорили, что он жестокий садист – это неправда. У него было много друзей среди венгерской знати и даже сам король нередко приглашал его на пиры и балы. А то, что он бил турок, так это они сами виноваты. Очень жестокий народ эти турки.
За что ей эти мучения? Она всю жизнь старалась делать добрые дела. Они с Дарвульей, объезжали окрестные деревни и приглашали девушек из бедных семей в замок, чтобы дать им навыки различных женских ремёсел, связанных с домашним хозяйством. Девушек было много и они часто менялись. Вероятно, после обучения Дарвулья возвращала их в семьи, откуда они уже с полученными знаниями могли поступить на службу к зажиточным дворянам. Она всегда подписывала рекомендации, которые ей подносили. Читать – не читала. Ей было некогда. Просто доверяла и подписывала. Может быть, эта её доверчивость и сослужила для неё злую шутку, и она подписала какой-нибудь фатальный для себя документ. Нет, не может быть.
После смерти Дарвульи ей порекомендовали прекрасных служанок, которые выполняли все поручения и были для неё больше подругами, чем прислугой. Разумеется, и они не могли подвести.
Что же случилось?
Графиня почувствовала, что её тянет ко сну. Она не знала, что это были последние её мысли. Она провела в заточении почти 4 долгих года.
***
- «Вчера на рынке снова говорили про нашу графиню» – прошептал гвардеец, прибывший сменить дежурившего у темницы стражника из охраны замка – «И опять такие страсти-мордасти рассказывают. Заманивала, мол, молодых девственниц в замок и пила их кровь».
- «Да не пила, а купалась в крови» - ответил стражник– «мне один офицер рассказывал. Он был в столице и там тоже только и говорят про супостатку. Уже четыре года минуло, а молва не стихает. И ещё много говорят об одном факте – у графини очень выразительные глаза. Они меняют цвет. Особенно, когда она творит, точнее творила, разные безобразия. Когда она притворялась доброй – у неё были глубокие серо-голубые глаза, когда она была возбуждена и страшно гневалась, глаза становились ярко голубыми. Странно, не правда ли?».
Гвардеец поймал себя на мысли, что стражник говорит о графине в прошедшем времени. Может быть он что-то заподозрил?
Когда стражник ушёл отдыхать, гвардеец налил в чашку похлёбку, наполнил водой стакан и всыпал в обе посудины порошок из мешочка, которые дал ему старший офицер, положил еду в ящик и включил механизм, доставляющий паёк в камеру. Через два часа он должен открыть смотровое окно и убедиться, что всё кончено. Солдат не испытывал никаких чувств – ни жалости, ни ненависти. Он выполнял приказ.
***
- Не, не, не. Что ты наделал? – вскричал Консультант – понимаю, две души в одном теле – это твой конёк, но ты уж доводи дело до конца, как положено. По условиям игру, обе души в момент кончины должны находиться в теле. А что у тебя получилось? Одна душа покинула тело значительно раньше, ещё до ареста графини. За четыре года до смерти. И что теперь? Пришлось мучиться душе, совсем невиновной в злодеяниях, и телу, которое вообще является биологическим роботом, душным костюмам, если можно так выразиться. Или душевым? Душёвым… душистым. Тьфу ты, запутался совсем из-за тебя. Понятно, что твои эксперименты приносят тебе очки, но в результате они приводят к жутким страданиям души. И тела. Да-да. Нервы то у органики не железные.
- Да я сам не знаю, как так получилось. Эта сатанинская душа каким-то непонятным образом сбежала из тела графини и исчезла…
- Как так исчезла?
- Да, вот так. Я её не успел поймать в энергосачок и она упорхнула.
- И где же она сейчас?
- Да не знаю. Там на Земле говорят, что привидение часто появляется в замке Чахтице и пугает окрестных жителей. Отследить эту душу я уже не могу. Ну, и ладно, пусть себе летает. Одним привидением больше. Ей же хуже – пусть пока поразвлекается, но потом, когда игру закончим, она не попадёт обратно в хранилище и останется вечно блуждать в чистилище. Перспектива у неё не очень.
- Заметь, это твой уже не первый прокол. С Дракулой помнишь, тоже самое было. И при этом почти там же, в Трансильвании.
- Да не-е-е. Дракулы-вампира вообще не было. Это всё легенда, усиленная талантом Брема Стокера и кинематографом 20-го века. Просто, любят люди нервы себе пощекотать. Кстати, - воскликнул Ковбой – Кто такой этот, как его, врач из Швейцарии Филипп Ауреал Теокрафт, тьфу ты, Теофраст Бомбаст-Мамбаст фон Хохен Хаим?
- Это известный алхимик Парацельс. Не знал? Он понимал, что его как «Филипп Ауреал Теокфраст Бомбаст фон Хохенхайм» вряд ли кто запомнит, поэтому и взял псевдоним. Ему же надо было как-то войти в историю. Мой клиент.
И Консультант, в который раз, принялся рассказывать о выдающихся личностях всемирной истории. Личностях, связанных с алхимией, фармацевтикой, ядами и отравами.
А Ковбой в это время вальяжно развалился на стуле и взгромоздил обутые ноги на широкий стол. Хорошо, что в эфире нет грязи.
Консультант на это тактично промолчал.
Игра продолжалась.
***
Правило игры №9
Игроки должны стремиться расстановкой душ постоянно усовершенствовать земную фауну. «Расстановка кадров» - идеальное определение. Это особое умение – правильно подобрать душу к зародившемуся животному (в том числе и хомо сапиенсу, кстати). В этом и есть смысл каждой партии. Дальше уже работает наследственность, генетика, окружение – близкое и социум, случайность-рок-судьба.
Комментарии: Основа всего - это первичное соединение игроком правильного тандема «душа-тело». Таким образом, чем больше мир получит потенциально творческих созданий, продвижение к финалу игры будет проходить быстрее, ускоряя эволюцию и прогресс.
Это как в компьютерной стратегии: сначала строятся маленькие хибарки и юниты вынуждены собирать ягоды, чтобы кормить ими солдат, защищающих племя. А в кульминации игры уже стелсы роем лупят по игрушечным городам. И здесь, в реальности (хотя, какая это реальность, ещё надо понять) то же самое: увеличивается количество предметов и существ, одушевлённых и не очень. Странствующие по телам души с каждым переселением тоже развиваются, параллельно развивается коллективный разум (это побочная, но очень интересная фишка игры): наука расширяет возможности цивилизации, религия усложняет психологический фон, политика тасует ментальные потоки. Напряжение возрастает, как накачиваемый давлением надувной шар. Потом этот шар лопается. И гейм овер.
Правило игры №10
У игроков есть возможность получить сразу много очков. Такие случаи описаны в приложениях к правилам игры.
Комментарии: У автора не оказалось возможности добыть Приложения, но кое-что он смог узнать: наиболее ценной окажется способность души изменить ход истории, предвидев будущее. Кстати, даже сами игроки не имеют такой способности, а то игра была бы не игрой, а одним сплошным блефом. А вот души как-то иногда могут протыкать четвёртое измерение. Влияние личности в истории - это как джокер. Приносит большие баллы. Например, если подопечный предвидел будущее и каким-либо образом изменил результат игры, то игрок получает сразу миллион очков. Такой шанс бывает редко. Но тем не менее, джек-пот никогда не следует исключать, и игра может измениться кардинально в течении одного сета (эпизода, происшествия, как угодно для понимания).
У игроков были случаи получения вундеркиндов и даже гениев. Настоящих провидцев не было. Шарлатаны типа рукоблуда Чумака или стихоплёта Нострадамуса не в счёт. Поэтому и баллов много предусмотрено именно за предсказания – аж мильон.