Рецензии на произведение «Что более чудовищно - гулаги или крепостное право?»

Рецензия на «Что более чудовищно - гулаги или крепостное право?» (Сергей Латинов)

Каждому времени и каждому отдельному обществу присущи соответствующие общественные отношения. Крепостное право в России окончательно оформилось в 17 веке - тогда, когда в странах Европы оно было уже отменено. Это говорит, на мой взгляд, о неравномерности развития России и Европы.
Далее, мы ужасаемся Гулагу. А разве в странах Европы власти более гуманно относились к населению? Так, в Англии ещё в 19 веке 220 статей УК карались смертной казнью, чего в России никогда не было.
Можно найти немало случаев геноцида европейских стран в отношении собственного народа. Так, те же англичане в 19 веке за десять лет уничтожили больше половины ирландцев. А уж о масовом истреблении колонизирумого населения в Азии и в Америке и говорить не приходится. В сравнении с этими преступлениями ГУЛАГ покажется намного более мягким режимом.
Вспомните, как "гебня" издевалась над Солженицым и его товарищами по "шарашке"! В 1946 году, когда миллион советских людей умерли от голода, "несчастные узники проклятого режима" питались белым хлебом с маслом, не считая первого и второго блюд. И далеко не все заключённые сгинули в Гулаге: конечно, их было достаточно много, но об освободившихся, как правило, противники "кровавого режима" (и защитники сегодняшнего антинародного) забывают говорить. Причём, заключённые освобождались с большой суммой денег.
Кстати, при "кровавом режиме" Сталина детей лечило государство за свой счёт. Сегодня же, когда нами правит Всенародно Любимый, государство отреклось от своих (наших) детей. Года три назад в нашем городе умер мальчик, пока собирали деньги ему на операцию. А мы тут Олимпиады да ЧМ да войнушки устраиваем. Уже стыдно становится...
Так что, наиболее чудовищным я считаю сегодняшний полуфеодально-олигархически-воровской режим.

Лев Ольшанский   09.06.2018 06:01     Заявить о нарушении
У меня ещё до размещения вопроса темы (наверное, около месяца назад) возникло предположение, что в немалой мере прояснить ситуацию относительно того, каким же был на самом деле тот или иной "режим", или та или иная власть в каком-либо государстве, мог бы некий Свод критериев социально-правового характера.

Скажем, выбирается некоторая историческая дата в каком-либо государстве, и производится заполнение (исходя из сложившейся ситуации в данном государстве) данных по каждому из критериев Свода. И в итоге получается результат, отображающий более наглядно и более объективно специфику каждого из рассматриваемых государственно-правовых устройств, существовавших когда-либо в истории, или существующих сегодня, или возможных к существованию (допустим, при предварительной проверке в виде гипотетической модели).

И тогда, думаю, мы сможем получать более соответствующие действительности представления о прошлых и настоящих государственно-правовых устройствах, и у нас будет заметно меньше поводов для таких жарких споров, о каких здесь было написано Вадимом Михайловым (в его рецензии) - "... Ибо противники и сторонники совка устроят типичный срач, без обоснований, фактов и аргументов ..."

Сергей Латинов   09.06.2018 07:14   Заявить о нарушении
События и действия следует рассматривать с обязательной привязкой ко времени и степени развитости общества.

Лев Ольшанский   09.06.2018 16:12   Заявить о нарушении
Замечание хорошее. По существу.
В связи с чем подумалось, что вроде бы - да, такая привязка нужна.
А потом возникло предположение, что, скорее всего, было бы лучше, если бы Свод критериев давал объективную информацию о ситуации (в том или ином обществе или государстве) на тот или иной момент времени.
Образно говоря, примерно так, как даёт показания термометр или барометр.
Только здесь (при применении Свода) отображаются данные по некоторым параметрам, в т.ч., возможно, и коррелирующего между собой характера.
И тогда даже интересно (и наглядно) будет видеть, как происходили изменения в ходе истории, в ходе отдельного исторического периода. И какие события, реформы, общественные процессы и явления оказывали то или иное влияние.
Достаточно интересный и многоговорящий в целом (по истории отдельных народов, континентов, эпох, династий и т.д.) материал может быть получен таким образом.

Сергей Латинов   12.06.2018 09:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Что более чудовищно - гулаги или крепостное право?» (Сергей Латинов)

Придерживаюсь мнения предыдущего автора. Все познается в сравнении... Что и от кого мы знаем о крепостном праве? От писателей -классиков, которые сами были в основном или помещиками, или дворянами. Что они сами могли знать об этом? Аналогичный вопрос и ГУЛАГе. Их можно сравнить лишь по месту нахождения, режиму содержания... Мне вот вообще не понятен ваш интерес.... Удачи.

Александр Аввакумов   08.06.2018 14:59     Заявить о нарушении
Вы лично придерживаетесь какого мнения - крепостное право было благом для России и для народа, или крепостное право было, по существу, преступлением против России и против народа?

Сергей Латинов   08.06.2018 15:13   Заявить о нарушении
Любая власть несет в себе элементы насилия.... Крепостное право - это государственная модель. Гулаг - это государственная система уничтожения населения.

Александр Аввакумов   08.06.2018 19:55   Заявить о нарушении
Александр Аввакумов (08.06.2018 19:55) пишет:
- Любая власть несет в себе элементы насилия.... Крепостное право - это государственная модель. Гулаг - это государственная система уничтожения населения.

Мой ответ:
С таким определениями в той или иной мере, наверное, можно согласиться.
Или, по крайней мере, принять эти определения как некие сложившиеся на данный момент в обществе характеристики рассматриваемых исторических реалий.
Вопрос темы несколько в другом. В другой формулировке его можно записать, наверное, следующим образом:
- Почему социальные и правовые условия жизни крепостных крестьян (в т.ч. и их детей, никогда совершавших тяжёлейших преступлений против государственности) не намного отличались от социальным и правовых условий жизни заключённых, живших в "гулагах"?
Как так получилось, что огромная часть народа оказалась силовым образом принуждённой (без каких-либо альтернатив и для взрослых, и для их детей, и для их внуков) к жизни в таких условиях, которые во многом были идентичными условиям проживания заключенных в "гулагах"?
И было ли у власть имущих хоть какое-то право на создание силовым образом таких (социальных и правовых) условий жизни для своих соотечественников?

Сергей Латинов   12.06.2018 10:14   Заявить о нарушении
Думаю, что ваш вопрос поставленный именно так, не может быть рассмотрен по-другому. Удачи.

Александр Аввакумов   12.06.2018 15:31   Заявить о нарушении
Александр Аввакумов (12.06.2018 15:31) пишет:
- Думаю, что ваш вопрос поставленный именно так, не может быть рассмотрен по-другому.

Мой ответ:
Да, когда есть привычка воспринимать в большей мере готовые (подготовленные кем-то) объяснения, трактовки, оценки событий и личностей, то таким образом, похоже, и проявляется внутренняя установка на блокировку исследований.

Сергей Латинов   12.06.2018 15:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Что более чудовищно - гулаги или крепостное право?» (Сергей Латинов)

А.Ф.Лосев
Из "Дополнений к диалектике мифа"

Раб не потому раб, что его утеснили. Рабом человек делается потому, что он раб в своем собственном сознании, раб по душе, потому что у него рабская душа и недоступны ему переживания свободы. Не стоит, бессмысленно освобождать такого раба. Всякую свободу он все равно обратит в рабство. Аристократ, в платоническом сознании, есть внутренне духовно-свободный и прекрасный человек. У него нельзя отнять его свободы, ибо свобода – его субстанция, а не акциденция [лат. – случайное, преходящее свойство предмета].

Почему многочисленное рабство в древней Греции не могло смести в течение двух тысячелетий небольшую кучку аристократов? Потому, что каждый раб считал это положение нормальным и аристократ, действительно, был лучше его, истиннее его и раб нуждался в нем больше, чем тот в рабстве.

Общество делится на два класса. Платон [428 или 427-348 или 347 до н.э. – древнегреческий философ] называет первый класс философами, второй – ремесленниками и земледельцами, то есть по нашему, рабочими и крестьянами. Философы – созерцатели идей, рабоче-крестьянская масса – послушная исполнительница философских созерцаний. Задачи философов – умно созерцать истину и передавать ее всем прочим; задача рабоче-крестьянского класса – кормить себя и философов, и воплощать, осуществлять идеи. Добродетель философа – мудрость, добродетель рабочих и крестьян – послушание. Рабочие и крестьяне от природы не могут созерцать идей, они должны подчиняться тем, кто умеет их созерцать; они кормители монахов и послушники аскетов-старцев.

Философы и монахи – прекрасны, свободны, идеальны, мудры. Рабочие и крестьяне – безобразны, рабы по душе и сознанию, обыденно-скучны, подлы, глупы. Философы и монахи – тонки, глубоки, высоки; им свойственно духовное восхождение и созерцание, интимное умиление молитвы и спокойное блаженство и величие разумного охвата. Рабочие и крестьяне – грубы, плоски, низки, им свойственен вульгарный пафос мордобития, зависть на все духовное, гениальное и свободное, матерщина, кабак и циничное самодовольство в невежестве и бездействии.

Я... утверждаю, что феодальный строй и его идеология стремились не к эксплуатации трудящихся, а к истине – так, конечно, как это тогда понималось. Истина, которую исповедует феодальный строй, есть Церковь и послушание ей. Тайна векового крепостного права есть тайна послушания и отказа от своей воли, во имя спасения души, через послушание истине, идеей и душой крепостного права является не эксплуатация трудящихся, но спасение души и церковные догматы. Надо помнить, что крепостничество есть вовсе не то, что клевещут на него либералы всех стран и народов.

Средне-вековые крепостные отличаются от античных рабов так же, как икона отличается от статуи, как личность от телесного организма, как музыка духовных далей от физически осязаемой вещи. Крепостной мыслится принципиально свободным: он личность, а не вещь. Его подневольное состояние отнюдь не есть рабское состояние.

(тут я не согласен с Лосевым, настоящие философы - созерцатели идей, были именно в античности, и именно они отличались от средневековых христианских софистов и схоластов, "как личность от телесного организма")

Естественнее всего было бы человечеству, если уже стоять на ступени феодализма, то и продолжать так дальше стоять, усовершенствуя недостатки, проистекающие из естественных недостатков человеческой природы. Но не все естественное реально и не все естественное желательно человеку:
"Испытывая в течение веков гнет самовластия в единоличном и олигархическом правлении, и не замечая, что пороки единовластия суть пороки самого общества, которое живет под ним – люди разума и науки возложили всю вину бедствия на своих властителей и на форму правления, и представили себе, что с переменою этой формы на форму народовластия или представительного правления – общество избавится от своих бедствий и от терпимого насилия. Что же вышло в результате? Вышло то, что осталось в сущности по-прежнему, и люди, оставаясь при слабостях и пороках своей натуры, перенесли на новую форму все прежние свои привычки и склонности. Как прежде, правит ими личная воля и интерес привилегированных лиц, только эта личная воля осуществляется уже не в лице монарха, а в лице предводителя партии, и привилегированное положение принадлежит не родовым аристократам, а господствующему в парламенте и правлении большинству." (К.П.Победоносцев)

Вадим Михайлов   09.06.2018 10:14     Заявить о нарушении
Вопрос задан об условиях жизни и правах, в сравнении, - условия жизни и права тех, кто жил в гулагах, с одной стороны, и условия жизни и права тех, кто был, включая и их семьи, крепостным, с другой стороны.
Т.е. функциональное предназначение структур, в которых жили те и другие, в данном случае не берётся в рассмотрение.
А интересен результат сравнения - по условиям жизни и правам.

Сергей Латинов   08.06.2018 11:47   Заявить о нарушении
Ну, разве что вам хочется доказать, что в ГУЛАГе жилось лучше.

Вадим Михайлов   08.06.2018 13:17   Заявить о нарушении
Нет, дело в другом. Есть основания для того, чтобы более внимательнее присмотреться к отечественной истории до 1917 года.
Как обнаружилось, есть ряд иллюзий и заблуждений, мешающих достижению более совершенного состояния общества.

Сергей Латинов   08.06.2018 13:50   Заявить о нарушении
Большинство людей не желает избавляться от иллюзий и заблуждений.)

Вадим Михайлов   08.06.2018 14:00   Заявить о нарушении
Законы бытия общества таковы, что уровень жизнеспособности общества обратно пропорционален количеству иллюзий и заблуждений, в которых пребывает общество.

Соответственно, те сообщества, которые не прилагают усилий для избавления от иллюзий и заблуждений, повышают степень своей уязвимости и предрасположенности к уходу с исторической арены.

Т.е. никто не заставляет, но за свой выбор такие сообщества отвечают своей дальнейшей судьбой сами.

Сергей Латинов   08.06.2018 14:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Что более чудовищно - гулаги или крепостное право?» (Сергей Латинов)

Самое чудовищное - это воспринимать события истории, как чью-то прихоть, ошибку или умысел. И приклеить ярлык.
События истории происходят по определённым закономерностям, но вместо того, чтобы их понять эти закономерности, мы одних идолов меняем на других, приклеиваем таблички. Меняем названия улиц и городов, но не меняем свою психологию.

Хрущёв развенчал культ личности Сталина, но установил культ на свой манер. Хрущёва убрали, но культ ЦК КПСС оставили. Ельцин с Путиным демонтировали культ ЦК КПСС, но установили культ "золотого тельца". Вы думаете, что борец с коррупцией Навальный способен создать свободное и демократическое общество? Ничего подобного!
До тех пор, пока в обществе будет процветать такая инфантильность (что чудовищнее всего) и вера хорошего дядю, который устроит твою жизнь, никаких позитивных сдвигов не жди.
А что чудовищнее, ураган или землетрясение?
Чудовищно наше невежество!
Тем не менее, с уважением.

Виктор Попов 7   07.06.2018 10:23     Заявить о нарушении
абсолютно верно. Никто не хочет на себя посмотреть, все ждут доброго барина

Алконост 2   07.06.2018 10:45   Заявить о нарушении
И все-таки... Крепостное право неизмеримо хуже гулагов!

Анатолий Непушкэ   07.06.2018 13:13   Заявить о нарушении
Анатолий, это советское воспитание в Вас довлеет))

Алконост 2   07.06.2018 16:28   Заявить о нарушении
Советское?.... Ну если только в эту пору я жил... да и живу наверно.
Но воспитывался я на правильном, должном, нужном, справедливом, добром, нравственном и многия прочие.... Сейчас этого нет и не будет.
Так, что я за гулаги. Вор и жулик должен сидеть на каторге.

Анатолий Непушкэ   07.06.2018 16:49   Заявить о нарушении
Согласно законодательству любой страны мира, нарушение действующего уголовного права является преступлением, и преступник должен быть осуждён .
Защита страны и её граждан от преступников - одна из главных обязанностей государства.
А почему наказание в те времена некоторым кажется слишком жестоким, так это детский вопрос.
Каждая эпоха рождает свою историю, свою культуру, свой образ жизни и свою правовую систему. И на наше с вами мнение не ориентируется.)))

Галина Романовская   07.06.2018 18:10   Заявить о нарушении