Наука...

Заметки Географа: литературный дневник

Встретил недавно я одного знакомого, он именитый ученый, естественник. И начал он меня грузить своими мыслями об обустройстве нашей узбекской науки и образования. Мысли не новы, их высказывали и ранее научные сотрудники, недавно защитившиеся доктора наук, которые не имели своих заделов, научных школ и т.д. Во время защиты одни, во-время поиска финансирования, подачи заявки на грант по проекту, во время его урезания после получения финансирования - другие.


Естественно у них была какая-та обида или даже недовольство системой. И они, забыв об самом главном для ученого объективности, хотели перекроить систему под себя. Чтобы не было имеющихся косяков. Молодость, максимализм, возможно амбиции и желания. Но они не учитывают той самой объективности.


А именно, что система науки и образования это комплексная структура, рассматривать только один вопрос, один компонент без её взаимосвязи с другими, приводит к ошибкам оценки.


Тут и качество преподавания, и желание самих студентов учится, и вопросы финансирования, прозрачности экспертной оценки грантов, распределение уже полученного финансирования под проект и затем его урезание, формирование научных финансовых фондов и т.д.


В конце концов многое зависит от финансирования. Если сравнить с западными странами, то там финансирование одного университета больше чем у нас всей науки в стране! Но это и не удивительно, на западе наука и образование это хороший бизнес. Но и студенты на западе, хоть и платят деньги за получения образования, но права там не качают, не говорят, раз я заплатил, могу и не ходить на лекции! Тогда, в чём смысл, платить за знания? Просто, чтобы купить корочку диплома?


У каждого ученого, чиновника от науки или образования, профессора, доктора или кандидата наук видимо, свой подход к развитию или модернизации науки. Тогда остается дело за малым! Им всем собраться за круглым или квадратным столом и обсудить всё это дело! Пригласить не только ученых, но и тех, кто им платит деньги, производственников, студентов, преподавателей. И чтобы они не боялись озвучивать имеющиеся проблемы, рассказывать своё видение их решения. Обсуждать проблемы, говорить о них, искать коллегиальное решение. Наука она не зависит от возраста, и молодой специалист может предложить гениальное решение, и среднего возраста и старик профессор. Тут главное научная мысль! А не просто, по возрастному цензу, заниматься сегрегацией ученых. В чем смысл?


И уже на основании этого взгляда на науку, принять дорожную карту, план развития и модернизации науки, образования. Но при этом принимать взвешенные решения. Так как скоропалительные, непродуманные решения могут подорвать доверие и тогда всё привет... Наука и образование это тонкая материя. За раз, два, все не изменить! Это помимо новых методов, должны быть и люди подготовленные реализовывать эту программу. Необходимо будет увеличить финансирование науки. А где взять деньги на это? И таких вопросов то масса.


Только после детального исследования каждого из этих компонентов, вопросов, можно начинать думать о составлении, разработке новой программы, плана изменения науки.




Другие статьи в литературном дневнике: