Рецензия на «Куда мы идём, и во что мы верим - лапину сергею вл» (Юлия Григорьева 2)

Что есть сущее: хаос или предопределённость? И то и другое. А, если быть точным , то - всё, что между этими двумя крайностям. И вот эта сердцевина настолько разнообразна и множествена, что допускает любые классификации. И этих классификаций напридумано настолько много, что каша в голове не только обывателя, но и у самых даже принципиальных экспертов.
Это нехитрое обстоятельство как нельзя лучше обращает людей, с их мнением, в источник противостояний. В таком споре истина не рождается, она вырождается. "Сколько людей - столько и мнений" - радостно подхватывают прохиндеи и начинают пахтать людское множество, сбивая его в массу, удобную для использования в своекорыстных целях.
А мы в этой массе ухитряемся спорить, употребляя мало значащие условные понятия типа "коммунизм", "капитализм" в сущности своей почти не отличающиеся друг от друга. Почти. И вот в этом "почти" можно нащупать ту ниточку, которая может вывести на свет реальной сущности.
Эта сущность представлена существованием собственных интересов реальных людей.
Собственных. Выраженных отношением моё - твоё. Раз я допускаю существование моего, значит я признаю твоё право на твою собственность. Вот оно - основание либерализма, какими бы бранными словами мы его ни украшали. Человек, как носитель права и суверенитета. А полярное этому определению - милость господина дающего своим подданным свою меру щедрот. Деспот дарует подданным милость.
Между либерализмом и деспотией суждено каждому из нас сделать свой практический и моральный выбор. Совокупность множеств того или иного выбора и определяет то общество, в котором мы живём, хотя голос отдельно взятого человека по своей сути ничтожен. Если прогресс общества и цивилизации вообще возможен, то скорее всего только способом возвышения права человека над мотивами сиюминутной целесообразности, хотя на этом пути много есть способов устроить ловушку едва замаячивших фантомных выгод.
Да, Россия свой шанс упустила в девяностые. Так что долго ещё нам предстоит называть их лихими. Но предоставит ли нам такую роскошь элементарная логика планетарной общественной гравитации? Типа: свято место пусто не бывает.Конкретика тут у каждого на слуху, а не только некое озеро-море.
Продолжаем спорить о персоналиях или даже о привлекательных или отталкивающих особенностях общественного устройства той или иной страны?

Виктор Гранин   11.05.2017 16:05     Заявить о нарушении
Спааасииибо. Как-то так. Типа что есть свет: волна или корпускула. Но что бы там ни было, хорошо, что они были, те лихие 90е. Да и не сложнее тогда было выживать, чем в военные годины. Кто знает. Один муравей вне муравейника, пчела без роя обречены на смерть. А два паука в одной банке тоже не сживутся: кто-то из них будет пожран. Жил советский человечек в изолированном сообществе. Счастливо, самодостаточно, в неком заповеднике-заказнике. Прикорм и лежанка обеспечены. Что еще надо? А за границей живут злые охотники и свирепые хищники. Страааашно, аж жуть! Только зазевайся, так и сожрут с рогами, копытами и кишками. А тут: трах-тибидох-тибидох и хана границе.

Юлия Григорьева 2   11.05.2017 17:20   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Юлия Григорьева 2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Виктор Гранин
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.05.2017