Скованный Протагор

 - Спевсиппа! Кто принес эти яства и вино? – поинтересовался Протагор, возвратившийся после прогулки.
 - Да это какой-то юноша, видимо один из твоих учеников. Он ожидает тебя в сенях.
 - И что ему надобно?
 - Не знаю, но он сказал, что пришел по серьезному делу.
Протагор, несмотря на накопленную за весь день усталость, тут же отправился к своему гостю, который мирно почивал в саду.
 - Здравствуй, юноша!
 - Здравствуй, учитель! Я долго тебя ожидал, - ответил юноша. – Я вижу, ты устал, Протагор, если тебе угодно, то я могу зайти в другой раз.
 - Нет же, юноша, сиди, а я присяду рядом, мы вместе отведаем тех яств, что ты принес, запьем их вином, и мою усталость как рукой снимет. Но усталость может и не пройти, если разговор у нас с тобой не заладится, юноша. Интересно мне знать, по кому такому серьезному делу, как сказала Спевсиппа, ты ко мне наведался?
 - Учитель, мне неловко говорить то, что я собираюсь тебе сказать, но все же: мне думается, что я познал все, что возможно познать, и мне становится страшно от этой мысли.
Протагор, будучи известным скептиком, спокойно отнесся к словам своего ученика, не стал его ругать, а решил расспросить, что да как.
 - И что же ты познал? – спросил Протагор. – Расскажи-ка мне про это все, да поподробнее.
 - Я познал то, как предугадывать события, - ответил юноша. – Я познал логику всего происходящего, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
 - И как же тебе это удалось? – еле сдержался Протагор от ухмылки.
 - Я долго думал, размышлял над этим, учитель. Я ходил на твои лекции, читал твои произведения, а также произведения других мыслителей.
 - Постой-ка! – ревнивый Протагор не мог не отреагировать на такие слова. – И кого же ты читал кроме меня?
 - Извини, учитель, если я тебя обидел. Но разве ты не согласен с тем, что наше государство всегда было богато умами? Ты ведь сам говорил, что читал Гомера, Гесиода, Гераклита, Ксенофана, Солона и других мудрецов…
 - А, ну раз так, то пожалуй, ты правильно поступил, - ответил Протагор, немного успокоившись, но сомнение все же оставалось: А из современников наших никого не читал?
 - Нет, учитель, ведь ты советовал не читать ничего современного, потому как наши великие предки давным-давно все уже сказали, все самое необходимое.
 - Получается, что я для тебя уже в прошлом? – оскорбился Протагор.
 - Учитель, но ведь я всего лишь повторяю твои слова.
 - Ладно, вернемся к твоему делу. Чем ты хотел со мной поделиться? Рассказывай.
 - Я понял, учитель, ты хочешь сбить меня с толку. Я уже почти забыл, о чем хотел поведать.
 - Могу тебе напомнить, юноша, дабы ты не обвинял меня. Ты заявился ко мне, и сказал, что познал все. Честно признаюсь, я поначалу подумал, что ты спятил, но не стал паниковать, и решил тебя послушать. Я подумал, может это просто очередные максималистские выходки, а? – тут Протагор сделал небольшую паузу, задумался, и внезапно обратился к юноше со словами: Скажи мне, кто ты?
 - Я? – ответил юноша.
 - Ты, а кто же еще. Мы же тут вдвоем находимся. Неужели ты думаешь, что я стал бы у себя спрашивать, кто я такой?
 - Очень на вас похоже, учитель.
Тут Протагор не удержался от смеха, но, успокоившись, продолжил расспрашивать юношу.
 - Ну, так ты не ответил. Кто ты?
 - Я Поликсен, твой ученик, неужели ты забыл меня?
 - А, так это ты, Поликсен? А я то не узнал тебя – думал, что это Бог надо мной издевается. Я ведь всегда думал (дураком был!), что только Богу дано познать все, а что может человек, особенно если он такой юный как ты, Поликсен. О, Зевс, чем я провинился пред тобой?
 - Учитель, не гневись, я уверен, что мои слова успокоят тебя.
 - Молви же, юноша.
 - Учитель, ты говорил, что существование заключается в отрицании, что каждый последующий шаг – это отрицание предыдущего.
 - Предыдущего или предыдущих?
 - Но это же одно и то же. Что нам дано сравнивать? Только прошлое с предполагаемым будущим, а настоящее отсутствует. Что бы я ни сделал, все уже в прошлом, и то, что я сейчас говорю, неминуемо становится прошлым, историей, причем такой же далекой и необратимой, как и древность. Лишь мой разум посредством памяти определяет, что ближе, а что дальше, ослабляя свой захват к более далеким событиям и явлениям, но крепко держа недавние.
 - Значит, одинаково далеко, говоришь? А как же разум определяет, что ближе, а что дальше, разве не по тому ли, что было позже или ранее? Может, настоящее и отсутствует, как таковое, поскольку его нельзя потрогать, остановить, оно слишком быстрое и текучее, но в таком случае, Поликсен, прошлого и будущего вообще не существует по той простой причине, что их и нет вовсе, кроме как одного – в памяти, второго – в представлениях. Есть ли вообще что-либо из перечисленного нами в действительности?
 - Да, учитель, несомненно, последовательность существовала, но после она остается лишь в сознании, хотя могла быть просто сгустком информации, без наличия какой-либо логики.
 - Хорошо, пусть будет так, но к чему же ты ведешь?
 - К тому способу, которым можно предсказывать будущее, учитель.
 - И ты действительно считаешь это важным? – ухмыльнулся Протагор.
 - А разве философ не стремится узнать будущее?
 - Может быть, но, скорее, желает понять, что такое будущее само по себе, а не каково оно будет. Вряд ли будущее может всерьез волновать умного человека, если на то нет необходимости, к примеру, профессиональной. А все потому, что философа не интересует "не-сущее", коим является будущее. Поликсен, никогда не забывай те слова, которые я говорю вам, своим студентам; одно из важнейших заключается в том, что философия – это познание действительности. Действительности! Понимаешь?
 - Но как же, учитель, ведь предсказание будущего может принести прибыль.
 - Какую такую прибыль?
 - Ну, помнишь, как Фалес разбогател на урожае, предсказав погоду?
 - И это единственное поучительное, что ты выбрал из того случая? А разве ты не помнишь, что Фалес этим доказал, что философ при желании может разбогатеть, только вот деньги не являются для него самоцелью. Он не сделал бы такого, если бы его не упрекали в нищете и убогости.
 - Учитель, я понял, что будущее – это отрицание прошлого. Каждый последующий день – отрицание предыдущего, его зеркальное отражение.
 - Как это?
 - Ну, для того, чтобы узнать будущее, необходимо приставить ко дню сегодняшнему зеркало.
 - И что же там можно увидеть?
 - День завтрашний.
 - А как же ты его увидишь, если он еще не наступил?
 - Увижу, если найду точку соприкосновения противоположностей.
 - Так ты, получается, воспринял все то, что я говорил вам о диалектике? Правильно говоришь, Поликсен, но не надо так углубляться, пока на то не будет объективной необходимости, иначе я, да и не только я, а все люди, будут считать тебя сумасшедшим. Что заставляет человека заглядывать в будущее, пытаться его предугадать?
 - Думаю, что…
 - Не перебивай меня, я еще не все сказал. Человек должен относиться спокойно ко всему тому, что происходит в процессе его существования; каждый должен знать меру. Когда кто-либо эту меру переступает, жизнь становится глупой. Те, кто обычно держится за свою жизнь, как за что-то ценное, беспокоится за свое будущее, боится потерять жизнь, выглядит очень смешно, Поликсен. Но в действительности человек не может бояться потерять свою жизнь, поскольку дана она ему Богом, и он ее заберет, когда посчитает нужным, посему беспокоятся они не за жизнь, а за то, с чем она их связала. Один страшится потери денег и богатств, другой – потери друзей и подруг, третий – власти, авторитета, почета, четвертый – перспектив и так далее. Вот я и думаю сейчас, Поликсен, что так привлекло тебя в жизни, почему ты забеспокоился о будущем?
 - Протагор, не думаю, что я отношусь к тем людям, которых ты сейчас подразумеваешь. Я просто надеюсь использовать свое знание, хочу зарабатывать на жизнь именно таким путем, у которого есть две развилки: либо я оставляю свое знание при себе, используя его для собственной наживы, либо даю советы другим, получая за это плату. У меня, конечно же, нет на данный момент точной методики прогнозов, но я уверен в том, что с твоей помощью мне легко удастся найти все необходимые способы. Но, к примеру, будь я врачом…
 - Что? – Протагор раскрыл рот от удивления.
 - Не беспокойся, учитель, я не собираюсь становиться таковым, я просто приведу пример. Врач может прогнозировать состояние своего пациента следующим образом: пациент чувствует себя хорошо, пациент чувствует себя плохо, пациент чувствует себя нормально…
 - Откуда ты взял именно такую последовательность? А почему не наоборот?
 - Все зависит от того, какое состояние является первым.
 - А как узнать, какое именно состояние является первым? – Протагор, казалось, запутался в мыслях своего собеседника.
 - Это очень просто: любое состояние может стать точкой отсчета. Я могу начать по-другому: пациент чувствует себя плохо, пациент чувствует себя хорошо, пациент чувствует себя нормально. Далее он ощущает себя ненормально, а в итоге он вообще никак себя не чувствует, то есть, на этом цепочка заканчивается.
 - Оптимистично, - улыбнулся Протагор. – Но в твоей речи имеется один большой минус, ведь ты говоришь не о самом состоянии пациента, а о суждении об этом состоянии, которое редко бывает правильным, и уж тем более – точным.
 - Да, но ведь врач способен на это, а мысли пациента текут в аналогичной логической последовательности, которая может совпадать, а может и не совпадать с истинным его состоянием. – Поликсен затих на минуту, как бы набираясь сил, затем продолжил. – Протагор, я уверен, что ты сможешь помочь мне в этом деле. Научи меня секретам диалектики, которые мне еще не известны или же направь меня на путь истинный: скажи, что я неправ, и я прекращу это занятие или помоги мне развить это знание.
 - Поликсен, посмотри на меня внимательно, глупый ты юноша, разве не видишь ты мои седые волосы? Неужели ты считаешь, что я в свои старческие годы способен что-либо создавать? Нет у меня ни сил, ни желания спорить с такими настырными учениками как ты, а тем более изменять своему учению, ведь именно к этому сводится все, что ты говоришь. Знаю я одного человека, Поликсен, который способен удовлетворить все твои устремления, живет он в Афинах – я как-то раз с ним встречался и беседовал. Зовут его Сократ, он энергичен, в расцвете сил, и способен разговаривать с кем угодно, сколько угодно и, если не ошибаюсь, о чем угодно. Говорят, многому может научить, так что отправляйся-ка ты, Поликсен, в Афины, а я останусь здесь, в Абдере, и буду учить, как учил раньше.


Рецензии
"Я познал логику всего происходящего, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего".
"Я ведь всегда думал (дураком был!), что только Богу дано познать все, а что может человек, особенно если он такой юный как ты, Поликсен".
"Что нам дано сравнивать? Только прошлое с предполагаемым будущим, а настоящее отсутствует".
"К тому способу, которым можно предсказывать будущее, учитель".
"Увижу, если найду точку соприкосновения противоположностей".
"...: пациент чувствует себя хорошо, пациент чувствует себя плохо, пациент чувствует себя нормально…"...

Многие утверждают, что жизнь людей зависит от времени и случая. Логическая цепочка рассуждений вашего героя исключает наличие случайностей, затрагивая развитие, волю и действия личности, следуя единственно познанному им правилу отрицания.

Это по сути рассказанного спора.
Вы что хотели от читателя? Рассуждений на заданную тему, сочувствия в усталости от нападений недоучек, критики литературных достоинств или ...?

Дель Вейс   17.10.2003 09:06     Заявить о нарушении
Вы знаете, Бесон, многие на этом сайте не занимаются философией профессионально. Я в том числе. Терминологическая дотошность нам не присуща. Иногда мне кажется, вы ждете достойных противников, вам не на кого опереться в полемике. Ваш багаж несравним с опытным постижением жизни большинством из нас. Вам придется делать скидку и забыть о самомнении. Будет интереснее. Скука? Скука уйдет, когда вы увидите многообразие житейских суждений, только подтверждающих выводы многих великих.
Я, например, запросто могу обозвать закон правилом. Для меня в некотором роде закон таковым и является. Ареал обитания философа иногда нарушается(или украшается) эмоциями и суждениями сугубо личностных логических построений посторонних, удивляющих и их создателей в той же мере, что и философа. Да, и ограда ареала становится не столь глухой и непроницаемой. Согласитесь, видеть только себя и свое мировоззрение, ограниченное рамками совбственного высокомерия, недостойно истинного философа, а уж тем более софиста.
С наилучшими

Дель Вейс   17.10.2003 10:18   Заявить о нарушении
я предоставил читателю информацию для рассуждения о диалектике временных изменений.

Константин Бясов   17.10.2003 13:25   Заявить о нарушении
И все?
Загадочный уклончивый софист.
А ваше мнение о диалектике временных изменений?
В разработке?

Дель Вейс   17.10.2003 15:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.