Пифагор и Аристотель

В темную, а также архаическую эпоху по всей территории необъятной Великой Эллады распространялись разного рода харизматические учения, носящие мистико-религиозный и философский характер; к таковым можно отнести орфизм, учение Мусея, а также ставший наиболее популярным среди рассматриваемых направлений пифагореизм. И если о таких личностях, как Орфей или Мусей, нам практически ничего не известно (поскольку они носят в большей степени мифический или легендарный характер; следовательно, возникает также вопрос, есть ли они действительно исторические личности?), то о Пифагоре мы знаем немало, хотя и здесь существует ряд проблем. Одна из последних заключается в том, что существует ряд противоречивых утверждений относительно того, какие временные рамки охватывают жизнь этого выдающегося человека. Так, одни исследователи относят его жизнедеятельность полностью к VI веку до нашей эры, устанавливая приблизительно следующие годичные рамки - 580 - 500 гг. Другие же полагают, что родился Пифагор ближе к концу шестого века (а именно, в начале последней трети), прожил около ста лет и умер примерно в 430 году. Но такое утверждение, разумеется, является полной несуразицей, поскольку, к примеру, Сократ к этому моменту уже являлся вполне зрелым человеком, и тогда почему, спрашивается, он в диалогах Платона, называет Пифагора "древним" мудрецом? И еще - с уже очень старым Парменидом Сократу, еще совсем юному, удалось побеседовать, но ведь Парменид - один из последователей Пифагора, причем "прямая" связь между последними также находится под вопросом и вызывает сомнения. Такой же аргумент можно противопоставить и первому утверждению: действительно, неужели для Сократа человек, который жил всего-навсего за пятьдесят лет до него, является древним? К примеру, Геродот, описывая события приблизительно такой же давности (т. е. давности для него), не считает и не говорит, что Греко-персидские войны - это события древние и, соответственно, устаревшие.
Более того, с тех пор как на мировой арене появились римляне, в рассматриваемую проблему было внесено еще несколько сомнений, разрешить которые весьма сложно. Так, первые римские историки, относимые нами к III веку до нашей эры (но сочинения их, к сожалению, дошли до нас лишь в небольших фрагментах), утверждают, что Пифагор был учителем самого Нумы Помпилия, второго римского царя. Возможно, так оно и было в действительности, только вот последующие историки и мыслители (Цицерон, Тит Ливий и многие другие) стали яростно опровергать это положение, основываясь якобы на совершенно достоверных фактах римской и греческой хронологии, которые (опять же, якобы) свидетельствовали о том, что Пифагор жил чуть ли не на целых двести лет позже Нумы. Но одно дело - существование каких-то независимых хронологий (в древности, в Античном мире), и совершенно другое - их сопоставление, которое, при отсутствии четких критериев может привести к абсурдным выводам вроде вышеуказанного. Однако прекрасно известно всем, что до Эпирской войны у греков с римлянами абсолютно отсутствовали какие-либо связи, которые можно было бы назвать серьезными. Обратное утверждают сами римляне, но голос их звучит как-то робко и неубедительно, поскольку они пытаются доказать нечто такое, что происходило за пятьсот лет до них, а то и больше. Следовательно, возникает вопрос, на основании каких критериев римляне соотнесли греческую, ставшую некогда Олимпийской, хронологию с римской, которая, как утверждают лишь имперские историки, была консульская (ну а уж какой она была в царское время, неизвестно даже им). В общем, это сказано к тому, что кое-какие примерные даты нужно исправлять: скорее всего, архаический период Греции, а именно, та его часть, которая связана с именами великих мудрецов и натурфилософов, была, как минимум, на век раньше, нежели принято сегодня считать, относя все это в основном к шестому столетию до нашей эры.
Ну да ладно, оставим хронологические проблемы в стороне и вернемся к нашей теме.
Пифагореизм первоначально был распространен среди ограниченного круга людей, которые были сосредоточены в Кротоне, на Юге Италии, или в Великой Греции, как она еще называлась. Несколько десятков лет спустя после основания Кротонской школы пифагорейское учение естественным образом дошло до ближайших греческих колоний, кои расположены были в Италии и Сицилии. А уже после смерти Пифагора одни его ближайшие ученики, наставленные соответствующим образом, стали развивать собственное учение (например, элеаты), но большинство все же двигалось в направлении, указанном великим философом.
Если вкратце говорить о сути пифагореизма, то можно отметить следующее. Пифагореизм можно четко подразделить на два разнородных, но в то же время взаимосвязанных между собой учения. Первое, философское, составляет концептуальную суть пифагореизма и сводится к идеальной онтологии, содержательная основа которой - числа. Второе, религиозно-мистическое, базирующееся на ряде жестких, конкретных, а также абстрактных правил, регулирующих поведение, повседневную деятельность человека, а также обряды, которые он свершает в честь богов. Интересно, что несмотря на свою яркую религиозную направленность, пифагореизм не отрицал иерархию богов, существовавшую и общепризнанную в те времена в Элладе. К сожалению, христианские религиозные фанатики не отличались таким умением [создавать, не разрушая], ввиду чего современное западное общество утратило свои истоки, потеряло связующую нить с естественным, т. е. языческим верованием.
Уже в пятом веке не было такого города в Европе, Африке и Ближнем Востоке, где пифагореизм не имел бы большое количество приверженцев. Но в это же время Греция стала развиваться еще более активно в духовном плане: возникает целый ряд новых философских и других течений, которые сумели создать конкуренцию пифагорейскому (даже несмотря на то, что корни их сводились к последнему).
В следующем же, четвертом столетии, несмотря на продолжающийся процесс активного культурного развития, популярность пифагореизма не только продолжает расти в своем первоначальном виде, но и приобретает новую форму - платоническую. Действительно, уже в старости один из мудрейших учеников Сократа, Платон, принял пифагорейское учение, хотя и несколько видоизменил его, разработав на его основе свою концепцию объективного идеализма. Несколько позже ученики же Платона, Спевсипп, Ксенократ и другие предложили свои взгляды на природу чисел и эйдосов, которые, впрочем, принципиально не отличались от платоновских и не противоречили самому пифагореизму.
Именно тогда авторитет Пифагора как великого учителя возрос до небес и, благодаря Платону же многие эллины и варвары обратились к пифагорейскому учению. Последнее превратилось в своего рода парадигму той "современности": Платон, Спевсипп, Ксенократ, Архит, киники и многие другие выступали в роли схолиастов, превознося лучшее из созданных человеком учений. Лучшим оно является до сих пор в том числе и потому, что мало кто способен постигнуть умом пифагорейскую числовую мудрость: для этого нужно не только просто уметь хорошо думать, рассуждать, но и находиться в соответствующем, духовно чистом состоянии; последнего, как известно, участник современной цивилизации достичь практически не способен.
Но вдруг на фоне внезапно возник Аристотель, чья сущность относится к таким, которые никогда и ни при каких условиях не будут соглашаться с установленной парадигмой, пока не разберут ее по косточкам. Аристотель не понял суть ни пифагорейского, ни платоновского учения, но даже несмотря на это отразил все свои критические, но некомпетентные и беспредметные взгляды в работе, которую мы теперь знаем под названием "Метафизика". Но эффект подзорной трубы Аристотеля сыграл свою злую роль - с момента возникновения "Метафизики" влияние пифагореизма начинает угасать. Людям было неважно, что именно написано в этом "заумном" трактате, главное - во-первых, он создан вполне авторитетным и признанным мыслителем, во-вторых - сказанное в "Метафизике" сложно понять средним умам (следовательно, проблема не в специфической терминологии, используемой Аристотелем, а в интеллектуальных способностях читателя), в-третьих - раз уж кто-то не согласен с каким-либо явлением или процессом, значит это не просто так и т. п.
Но не надо думать, что пифагореизм так и погас в IV веке, совсем нет, ведь сотни тысяч пифагорейцев были и в третьем, и во втором, и в первом веке, и уже в новую эпоху. Тем не менее, "Метафизика" медленно, но успешно делала свое дело, собственноручно передав бразды религиозного правления от пифагореизма к христианству.


Рецензии