Мужской дом - шанс женщинам?

Женщина любит ушами, поэтому мужчина научился говорить. Сначала был момент общественного шума. Его производит каждая стая воробьев или скворцов, по вечерам собирающихся вместе. Каждое стадо обезьян-ревунов устраивает свои вечерние концерты. Когда появляется самка, голоса становятся резче и громче.

Шум голосов в каждом большом собрании людей, - в особенности разнополых, - можно рассматривать как общественный шум, из которого развился язык.

Пока женщины кормили детей и пели колыбельные, мужчины кричали наперебой в общественных собраниях. Им нравилось замыкаться в своем кругу и вести отдельные от прочих членов рода, особенно жен, разговоры. Местом сбора и обитания таких содружеств стали «Мужские дома».

В Новой Гвинеи доступ женщин и мальчиков в них был запрещен. В немногих местностях на берегу Папуасского залива господствовали другие обычаи. Молодые девушки могли посещать «Мужские дома», в которых царило поэтому непринужденное веселье.

Первоначалной целью таких заведений было предоставить мужскому населению деревни помещение, в котором оно могло бы весело проводить время, воспитывая дух в военных забавах и беседах между делом по починке и изготовлению оружия.

Постепенно эти дома превратились в постоялые дворы для гостей и путешественников, стали местом совещания правоспособных членов общины по всем общим делам, а у мореходных народов местом хранилища их лодок и челнов. Кроме того, в этих домах поддерживался культ умерших. Сюда приносили трупы своих погибших соплеменников или же, как трофеи, части тела убитых врагов жители деревни.

Щиты, копья, луки, стрелы и черепа являлись атрибутами внутреннего убранства. Наряду с войной и охотой за черепами в Меланезии был распространен тотемизм. Люди поклонялись предметам, изображениям зверей.

По поверью меланезийцев, характер и ум умершего передается его родственнику, если сохранить часть его тела. Этим объясняется обычай меланезийцев выкапывать черепа умерших родственников, препарировать их и сохранять в доме для мужчин, где сконцентрирована вся сила племени.

На реке Сепик черепа смазывали пастой, раскрашивали, стараясь придать сходство с умершим. К черепу приделывали большой нос из загнутой внутрь ветки, и этот хобот отделывали зубами животных и семенами слезника.

Смысл символики определить трудно. Человек с хоботом напоминал птицу или диковинное животное, способное устрашать врага и покорять женщину. Ученые находят сходство каменных идолов острова Пасхи и черепов-хоботов из «Мужского дома». Своеобразные физиономии идолов сближают их с культом «птицы-фрегата». Другие исследователи считают, что в удлиненной форме отростка на черепе отразился фаллический культ.

Этнолог Генрих Шурц описал одним из первых «Мужские дома», тем самым он внес свой вклад в учение о развитии человеческого общества. Шурц спорил с теорией, согласно которой вначале не существовало брака, оба пола сходились без разбора. Вследствие этого можно было определить мать ребенка, но не отца, и таким образом произошло, что женщина оказалась в центре хозяйственной и общественной жизни. Только так объясняли матриархат, материнское право.

Шурц же утверждал, что материнское право явилось следствием обособления мужчин и образования ими мужских сообществ, примеры которых ученые наблюдают в Новой Гвинеи. Только с распадением мужских сообществ мог образоваться патриархат или отцовское право.

Частично использована статья профессора К.Вейле (Германия). Опубликована в «Вестнике знания», № 23-1927г.


Рецензии
Честно говоря, я подумал, что мужской дом, - это дом терпимости, где мужчины обслуживают женщин. Надеюсь, что так и будет при матриархате.

Юндин Сергей   11.07.2006 09:12     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.