Тот самый Башмачкин

Эксцентрическая комедия в одном действии
(Не по Гоголю)

Действующие лица:
ТОЛИК – программист, 34года. Скромный, умный, порядочный, симпатичный, наивный, неженатый молодой человек в очках, которые всё время сползают.
МАДЛЕН – красавица, 29лет. Наглая, симпатичная, наивная, искренняя девица с провалами в образовании, склонная к авантюризму.


Однокомнатная малогабаритная холостяцкая квартира. Скромная меблировка. На стенах - фотографии в рамочках.
Утро понедельника. Хозяин квартиры Толик Башмачкин собирается начать собираться на работу.
Звонок в дверь.

ТОЛИК. Кто там?
ГОЛОС МАДЛЕН ЗА ДВЕРЬЮ. Откройте!
ТОЛИК. Что значит откройте? Это кто?
ГОЛОС МАДЛЕН. Неважно.
ТОЛИК. Не понял.
МАДЛЕН. Откройте немедленно. Я приехала к Вам.
ТОЛИК. Но я никого не жду. Кто конкретно Вам нужен?
МАДЛЕН. Анатолий Николаевич Башмачкин.
ТОЛИК. Да, есть такой.
МАДЛЕН. Откройте!
ТОЛИК. А Вы-то кто? Ваш голос мне не знаком.
МАДЛЕН. Откройте, увидите. Вы же мужчина.
ТОЛИК. Вы, там хотя бы одна?
МАДЛЕН. Ну, конечно, одна. Почему у Вас нет глазка?
ТОЛИК. Извините, не приобрёл. Так сложилась моя жизнь.
МАДЛЕН. Понимаю. Откройте же.
ТОЛИК. Вы имя своё хотя бы можете назвать?
МАДЛЕН. Могу. Мадлен.
ТОЛИК. Что?
МАДЛЕН. Меня зовут Мадлен.
ТОЛИК. Это что - имя такое?
МАДЛЕН. Ну, конечно. Я приехала из Парижа.
ТОЛИК. Из Парижа? Но Вы же русская. Я слышу - Вы говорите без акцента.
МАДЛЕН. Да, я русская. Откройте, я сейчас Вам всё объясню.
ТОЛИК. А фамилия у Вас есть?
МАДЛЕН. Зачем Вам?
ТОЛИК. Для общего развития.
МАДЛЕН. Когда Вы меня пустите, я всё подробно расскажу. Ну не могу же я рассказывать Вам всё из-за двери.
ТОЛИК. А с чего это я должен Вас пускать?
МАДЛЕН. Вы меня боитесь?
ТОЛИК. Вас конкретно - нет. Но с Вами могут быть связаны какие-нибудь неприятности.
МАДЛЕН. Какие?
ТОЛИК. Ещё не знаю.
МАДЛЕН. Я так устала, откройте. Я же прямо с самолёта к Вам. Я сейчас упаду тут в обморок, прямо перед Вашей дверью, и Вы не сможете её открыть.
ТОЛИК. Как Ваша фамилия, говорите немедленно?
МАДЛЕН. А Вы сразу откроете, если я скажу? Вы не будете донимать меня вопросами, почему у меня именно такая фамилия и что это означает?
ТОЛИК. Не буду.
МАДЛЕН. Башмачкина.
ТОЛИК. Как?
МАДЛЕН. Моя фамилия Баш-мач-ки-на.

Толик открывает дверь. За ней стоит совершенно роскошная женщина. Она проходит в комнату, доходит до дивана. Толик поспешно убирает оттуда свою постель. После этого она падает на диван в обморок.

МАДЛЕН. Ах!..

Он сначала закрывает входную дверь. Потом несётся к ней.

ТОЛИК. Что с Вами, мадам? Очнитесь.
МАДЛЕН. (Стонет). Воды.
ТОЛИК. Сейчас (Бежит за водой. Возвращается. Даёт ей пить). Ну что, Вам лучше?
МАДЛЕН. Немного лучше, да. (Как бы случайно пытается его обнять). О, дорогой Анатолий Николаевич, если б Вы только знали, если б Вы только знали... (Хочет опять упасть, увлекая его за собой).
ТОЛИК. Держитесь. Пейте.
МАДЛЕН. Спасибо, Анатолий Николаевич.
ТОЛИК. Можно просто Толик.
МАДЛЕН. О, Толик! Спасибо. Толечка.
ТОЛИК. Может вызвать врача?
МАДЛЕН. Не надо. Мне уже хорошо. А покушать у Вас ничего не найдётся?
ТОЛИК. Поесть? Не знаю. Макароны. Но их варить надо.
МАДЛЕН. Спасибо. А кофе?
ТОЛИК. Макароны с кофе?
МАДЛЕН. Кофе с чем угодно.
ТОЛИК. Я пошёл готовить. А Вы лежите пока.
МАДЛЕН. Мне уже лучше. Я могу Вам помочь.

Идут на кухню. Он открывает холодильник. Заглядывают туда вместе.

ТОЛИК. Есть сыр. Но его ещё на той неделе надо было выбросить.
МАДЛЕН. Ни в коем случае - покажите. А хлеб есть?
ТОЛИК. Тоже прошлонедельный или прошлонедельношный, как правильно сказать, я не знаю.
МАДЛЕН. Всё и так ясно.

Она лезет в холодильник и достаёт оттуда что-то с гримасой на лице.

МАДЛЕН. А это что?
ТОЛИК. Даже не знаю.
МАДЛЕН. По-моему это майонез. То есть то, что когда-то им было.
ТОЛИК. Извините меня. Я, конечно, не готов. Но ведь Вы не предупредили меня о своём приезде.
МАДЛЕН. Вы такой отличный. Я от Вас не могу. Вы позволите, я тут немного похозяйничаю?
ТОЛИК. Конечно. Так макароны готовить? Или как? Я воду ставлю?
МАДЛЕН. Пока не надо. Лучше я буду готовить бутерброды.

Немного подумав, он всё-таки ставит на плиту кастрюлю с водой.
.
МАДЛЕН. Дайте нож и доску. А где микроволновка?
ТОЛИК. У меня нет. Простите.
МАДЛЕН. Как нет? А как же Вы живёте?
ТОЛИК. Не знаю, у меня плита.
МАДЛЕН. А тостер, ростер?
ТОЛИК. У меня только духовка.
МАДЛЕН. Какой ужас.
ТОЛИК. (Когда он опускает голову, у него всё время съезжают очки). Виноват.
МАДЛЕН. Делать нечего, включайте духовку. А теперь берите нож и обрежьте сыр. Всю эту гадость срежьте. Потом то же самое сделайте с хлебом.

Он несколько смущён. Начинает выполнять её задания. Она прогуливается по кухне, осматривая её.

МАДЛЕН. Если б Вы знали, как я устала. Самолёт задержали. Был сигнал о бомбе в аэропорту. Нас всё время гоняли с места на место, проверяли. Как будто это мог сделать кто-то из пассажиров. Идиоты! Разве я могла бы сидеть в аэропорту, если бы сама же его и заминировала? Я бы, наверное, смылась куда-нибудь подальше. Как Вы считаете?
ТОЛИК. Конечно, в такой ситуации надо смываться.
МАДЛЕН. Потом задержали рейсы, всё перепуталось. В результате мы вылетели только в 5утра понедельника вместо 7вечера воскресенья. За всё это время нас ни разу не покормили бесплатно. Другие классы кормили, а нас – нет. Буржуи недорезанные. Только давали паршивые леденцы и вонючую минералку без газа.

Она осматривает всю малогабаритную квартиру, бесцеремонно открывая подряд все двери. В прихожей на стене она замечает фотографию.

МАДЛЕН. (С крупной оценкой). Кто это?
ТОЛИК. Я. А что?
МАДЛЕН. Вы? Какое у Вас лицо?
ТОЛИК. Какое?
МАДЛЕН. Потрясное. Такой аристократизм – просто отпад.
ТОЛИК. У меня?
МАДЛЕН. О какое лицо! Можно посмотреть и влюбиться, вот так сразу. С первого взгляда.
ТОЛИК. Вы шутите.
МАДЛЕН. Нисколько. Я никогда не шучу, если речь идёт о любви.
ТОЛИК. Я правильно режу?
МАДЛЕН. Супер! Мне надо помыть руки.
ТОЛИК. Да, пожалуйста. Туда.
МАДЛЕН. Чудо! У меня ощущение, что мы с Вами знакомы уже много-много лет. Ничего, что я пока на “Вы”?
ТОЛИК. Нормально.

Она уходит в совмещённый санузел, посылая ему воздушный поцелуй. Он поправляет съезжающие очки.

ТОЛИК. А что делать с хлебом и сыром, после того как я их обрезал и нарезал? А?
МАДЛЕН. (Из ванной). Мажьте хлеб майонезом, той гадостью. Потом сверху на каждый кусочек положите по кусочку сыра. И размещайте наши бутерброды на противень, который предварительно надо смазать маслом, имейте это в виду.
ТОЛИК. У меня нет масла.
МАДЛЕН. Гмм... Кладите так. И немедленно варите кофе. Я засыпаю на ходу.
ТОЛИК. А кофе варить по обыкновенному или как-то особенно?
МАДЛЕН. Варите покрепче. А сахар у Вас есть?
ТОЛИК. Сейчас поищем. Да! Нашёл, Вам повезло.
МАДЛЕН. А какое полотенце можно взять?
ТОЛИК. Берите любое. Разве там их несколько?
МАДЛЕН. Только одно. Правда, не понятно чистое ли оно?
ТОЛИК. Берите. Оно чистое. Это просто на нём рисунок такой, похожий на грязь. Извините.

Толик уже засунул противень с бутербродами в духовку и теперь засыпает кофе в кастрюлю, помешивая всё это половником. Затем идёт в комнату. Звонит по телефону.

ТОЛИК. Аллё, Кирилл, это я - Толик. Выпиши мне на сегодня отгул. За воскресное дежурство. Я понимаю, что уже поздно, но придумай что-нибудь. Надо, очень надо, старик. Тигрыч пришёл? В плохом расположении? Думаешь, может рассвирепеть? Прикрой меня - я в долгу не останусь. Дела? Да. Женщина? Да замешана. Но не то, что ты подумал. Ты же меня знаешь. Я потом тебе всё расскажу. А сейчас мне рассказывать нечего - я сам ещё ничего не понял. Привет.
МАДЛЕН. (Выходит). С кем это Вы разговариваете?
ТОЛИК. Да так, с приятелем.
МАДЛЕН. Хорошо, что не с приятельницей. Этого бы я не перенесла. Я очень ревнива. А это что?
ТОЛИК. Диплом о высшем образовании. Красный. (Смущается и опускает глаза).
МАДЛЕН. Вы столь же и умны, как хороши собой! Какое редкое сочетание!
ТОЛИК. (Вспомнил, что на плите стоит). Кофе!

Вместе побежали на кухню.

ТОЛИК. Успели.
МАДЛЕН. А почему Вы варите кофе в кастрюле?
ТОЛИК. А где ещё? У меня ничего больше нет. Вы не волнуйтесь, что касается кофе, его я варить умею. Но вот относительно бутербродов... (Вспомнил, что в духовке) Бутерброды!

Спасают бутерброды.

ТОЛИК. Успели. В самый раз.
МАДЛЕН. Какая у Вас потрясающая интуиция! Как Вы обо всём вовремя вспоминаете. Какой запах! Ещё минута, и я падаю в голодный обморок.
ТОЛИК. Только не это. Продержитесь ещё немножечко. Я сейчас. Идите в комнату, садитесь на диван.

Толик организовывает завтрак в комнате. Приносит поднос с бутербродами и кофе. Разливает кофе по чашкам половником из кастрюли.

МАДЛЕН. Такого в моей жизни ещё не было. Очень оригинальный способ.
ТОЛИК. Ну что Вы? Ничего оригинального в этом нет.
МАДЛЕН. (Поднимает чашку почти как рюмку). Итак...
ТОЛИК. Ну, вздрогнули.
МАДЛЕН. Вздрогнули. За Вас.
ТОЛИК. И за Вас.
МАДЛЕН. За нас, за нашу встречу!

Чокаются и пьют кофе. Заедают бутербродами.

МАДЛЕН. М-мм, кофе - просто отпад!
ТОЛИК. Бутерброды тоже… отпад.
МАДЛЕН. Вам, правда, нравятся?
ТОЛИК. М-м-м. Правда. Итак...
МАДЛЕН. Что итак?
ТОЛИК. Что означает Ваш внезапный визит?

Пауза.

МАДЛЕН. Вы недовольны?
ТОЛИК. Я удивлён. Как минимум.
МАДЛЕН. Но Вы ведь не думаете, что я какая-нибудь там...?
ТОЛИК. Стараюсь. И всё-таки расскажите мне, пожалуйста, зачем Вы ко мне явились. Чтобы я, наконец, начал думать о Вас в верном направлении. Пока у меня не хватает информации.
МАДЛЕН. Подлейте мне ещё кофе. Спасибо, Вы очень милы.
ТОЛИК. И всё-таки...
МАДЛЕН. С чего бы начать?
ТОЛИК. Вас зовут Мадлен Башмачкина?
МАДЛЕН. Да.
ТОЛИК. Вы моя однофамилица?
МАДЛЕН. Нет, я супруга Андрэ.

Пауза.

ТОЛИК. А кто это?
МАДЛЕН. Андрэ Башмачкин - ваш дядя. А я соответственно Ваша тётя. А Вы - наш любимый единственный племянник Толик.
ТОЛИК. Но у меня нет дяди. Вы что-то путаете.
МАДЛЕН. Вы - Анатолий Николаевич Башмачкин?
ТОЛИК. Да.
МАДЛЕН. Ваш отец Николай и мой муж Андрэ - родные братья. По отцу.
ТОЛИК. Не может быть. Мой отец давно умер. Но умирал он, будучи в своём уме и твёрдой памяти. И никогда в нашем доме даже речи не стояло о родственниках за границей.
МАДЛЕН. Это мне тоже известно. История появления на свет Вашего папочки, младшего брата моего Андрэ, это страшная тайна покрытая чудовищным мраком. Дело в том, что Николя Башмачкин, Ваш дед, отец моего мужа и Вашего отца эмигрировал из России в 1918году. Там он женился и в1920 году родил своего первого сына, моего мужа Андрэ.
ТОЛИК. В каком году родил?
МАДЛЕН. Неважно. Но в России у Николя осталась возлюбленная Варвара Самохвалова, о которой он никак не мог забыть. В 1929 году по поддельным документам страшно рискуя Николя посещает Россию. Встречается там, вернее, здесь со своей Варварой. У них происходит бурный роман, в результате которого в 1930году на свет появляется Ваш батюшка, названный естественно в честь своего отца тоже Николаем.
ТОЛИК. Но мой отец родился не в 1930, а в 1933 году, это, во-первых... А во-вторых, мой отец - Николай Иванович, хотя, судя по Вашему рассказу, он должен быть Николаем Николаевичем.
МАДЛЕН. Я уже говорила, что история появления на свет Вашего отца - это страшная тайна, покрытая чудовищным мраком. Вы понимаете, чем грозил в то время Вашей бабушке роман с врагом народа? В метрике в графе отец естественно поставили прочерк. Но Варвара Самохвалова, которая по батюшке была Ивановна, дала ребёнку сначала не только свою фамилию, но и отчество. Фамилия же Башмачкин возникла только спустя три года, когда младенца усыновила дальняя родственница Андрэ Пелагея Гавриловна Башмачкина.
ТОЛИК. Куда же делись родители?
МАДЛЕН. Николя-старший вернулся в Париж ещё до рождения сына, а Варвара? В один прекрасный момент она просто исчезла, испарилась, как будто её не было совсем. Вы же понимаете, какое это было время. Вероятно, связь с врагом народа всё же не осталась незамеченной. Пелагея же Гавриловна была женщина тёмная, советская и считала ненужным загружать голову ребёнка позорной (как она считала) историей его истинного происхождения. Она умерла в 1953 году, за 3дня до смерти главного “друга народа”, так ни в чём и не разобравшись. Вашему отцу тогда было 23 года.
ТОЛИК. А откуда у Вас эти сведения?
МАДЛЕН. От Андрэ, его старшего брата.
ТОЛИК. А сколько ему сейчас лет? Вот этому вот, Вашему, как Вы его называете, я не выговорю?
МАДЛЕН. Андрэ? Немного за 80... Но это не имеет никакого значения. Бедный Николя Николаевич, Ваш отец, Башмачкин! Он так и не узнал тайну своего происхождения.
ТОЛИК. Но Вы уверены в том, что?..
МАДЛЕН. А иначе, зачем бы я к Вам тащилась через всю Европу.
ТОЛИК. А если всё-таки...
МАДЛЕН. Нет, нет, нет, всё именно так. Знали бы Вы, чего мне это стоило.
ТОЛИК. А у Вас есть какие-то документы, подтверждающие...
МАДЛЕН. Ещё бы, конечно... в Париже. С собой я захватила только фотографии. Вот взгляните.

Она достаёт из сумочки пачку фотографий. Он реагирует на портрет дяди так, как будто на снимке изображён царь зверей.

ТОЛИК. Ничего себе. Вроде не похож.
МАДЛЕН. Как это? Похож, похож.
ТОЛИК. Вы же не видели моего отца.
МАДЛЕН. Но он на Вас похож.
ТОЛИК. На меня?
МАДЛЕН. Одна порода.
ТОЛИК. Ну, если только...
МАДЛЕН. Это в нашем фамильном поместье, это на фабрике в Лионе, а это на правительственном банкете в честь годовщины взятия Бастилии.
ТОЛИК. Он что герой французской революции?
МАДЛЕН. Нет, конечно.
ТОЛИК. А по возрасту вроде подходит. Какого Вы сказали он года рождения?
МАДЛЕН. 1920ого.
ТОЛИК. Тогда ещё молодой. А почему столько орденов?
МАДЛЕН. Это в честь его активной общественной деятельности на благо французского народа.
ТОЛИК. Почему он всё время сидит?
МАДЛЕН. Андрэ парализован уже 20лет. Поэтому его всё время приходится возить на инвалидной коляске.
ТОЛИК. Бедняга. 20лет сидит. А поженились вы 3 года назад?
МАДЛЕН. Да. Что в этом особенного?
ТОЛИК. Да нет, ничего. Ну и что дальше? Предположим, Вы его жена, я - племянник, и что будем делать? Ехать в Париж, чтобы познакомиться, у меня нет денег. Да и отпуск я уже отгулял. Звать его сюда тоже вроде как-то неудобно. Тесновато тут и бедновато. Да и вообще, я в этой Вашей жизни богатой ничего не понимаю. Все эти Ваши правительственные банкеты, жёны, которые на 150лет моложе…
МАДЛЕН. На 50.
ТОЛИК. Какая разница. Я не такой человек, понимаете. Я всю жизнь жил собственным трудом и своих принципов менять не собираюсь. Передайте дяде привет и поздравление с наступающим новым годом, если он до него, конечно, дотянет.
МАДЛЕН. Чем Вы недовольны?
ТОЛИК. Я доволен! Только чего Вы от меня хотите? Чтобы я верещал от восторга. Родственник богатый появился, да ещё 80летний инвалид, ну и что дальше? “Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил…”. Так что ли?
МАДЛЕН. О чём Вы?
ТОЛИК. Мне ничего от него не надо. Понимаете. Я не полезу к нему со своими объятьями. Ему, небось и дела до меня нет.
МАДЛЕН. А вот как раз и есть. Думаете, я зря через всю Европу к Вам таранила? Андрэ прекрасно знает о Вашем существовании. Более того, он любит Вас.
ТОЛИК. За что?
МАДЛЕН. За то, что Вы его родня, неужели непонятно? Своих детей у него нет. Так сложилась жизнь. У нас, это тоже не могло получиться, разумеется. Совсем недавно Андрэ почувствовал себя одиноким и начал искать хоть кого-то, кто мог бы продолжить древний род Башмачкиных.
ТОЛИК. Древний род? Не может быть.
МАДЛЕН. Ну что Вы? Фамилия Башмачкин впервые упоминается в летописях аж в 13ом, или в12ом, а может быть даже в10ом веке.
ТОЛИК. Нашей эры-то?
МАДЛЕН. Не помню.
ТОЛИК. А я думал, что её Гоголь выдумал.
МАДЛЕН. Гоголь - это кто?
ТОЛИК. Неважно, в двух словах не объяснишь.
МАДЛЕН. Короче, в результате своих поисков Андрэ нашёл Вас. Вы - наша единственная надежда. И в связи с этим…Андрэ хочет, он просит Вас, умоляет... и умолял меня передать Вам его просьбу...
ТОЛИК. Какую просьбу?
МАДЛЕН. Мы, наконец, перешли к главному. Плесните мне ещё половничек кофе, чтобы собраться с мыслями. (Делает глоток кофе, затем торжественно). Андрэ хочет, чтобы Вы женились на мне.
ТОЛИК. Как? (Пауза). Зачем?
МАДЛЕН. Чтобы сохранить преемственность поколений.
ТОЛИК. Причём тут это?
МАДЛЕН. Очень даже причём.
ТОЛИК. Простите, я не понял. Он хочет, чтобы я женился на Вас, его жене?
МАДЛЕН. Именно так.
ТОЛИК. Но это как минимум невозможно технически. Вы же замужем.
МАДЛЕН. (Торжественно). Для того, чтобы Вы могли жениться на мне Андрэ развёлся со мной. Представляете? Специально! Какой человек!
ТОЛИК. А зачем ему это надо, чтобы я ни с того ни с сего женился на Вас?
МАДЛЕН. Чтобы быть спокойным за будущее своих заводов, фабрик и поместий, когда его уже не будет. К сожалению, он очень плох, мой Андрэ, очень плох.
ТОЛИК. Но зачем жениться?
МАДЛЕН. Андрэ любит меня. Очень любит. Одновременно с этим с недавних пор он очень любит Вас. Заочно. Вы - его кровиночка. Кроме Вас у него никого больше нет, из родни. Короче Вы и я, мы два самых любимых и дорогих для него человека. И поэтому он хочет нас соединить. Напоследок. Чтобы завещать нам целиком всё своё состояние. Это его последнее желание. “Мадлен, - сказал он перед моим отъездом, - моё состояние неделимо. Его можно завещать только в одни руки, иначе всё разрушится. Поэтому поезжай в Москву, найди Анатоля и убеди его жениться на тебе”. “Ты красивая, умная, добрая, - это он сам так сказал. - Ты же можешь, кого угодно убедить на себе жениться. Сделай это ради меня”, - сказал он. “Я верю, что Вы созданы друг для друга”, - добавил он напоследок. И Вы знаете, у него потрясающая интуиция. Я как увидела Вас, сразу поняла, что Вы это как раз тот человек, о котором я мечтала всю жизнь. (Поспешно добавляет). Не считая Андрэ, разумеется.
ТОЛИК. Но он же меня никогда не видел. Вдруг я придурок какой-нибудь. Откуда ему знать?
МАДЛЕН. Можете быть уверены, он наводил справки в надёжных источниках. Он знает, что Вы не придурок. Он знает всё, кто Вы, кем работаете, как живёте. Даже то, что Вы не женаты ему известно. Кофе остыл. Давайте подогреем.
ТОЛИК. Давайте.

Переходят в кухню.

МАДЛЕН. В котором часу тут у Вас открываются ЗАГСЫ?
ТОЛИК. Не знаю.
МАДЛЕН. Когда мы сможем туда пойти?
ТОЛИК. Зачем?
МАДЛЕН. Как зачем? Жениться, дорогой. Мне уже сегодня вечером надо лететь обратно. У меня билет. Андрэ просил, чтобы я всё поскорее устроила.
ТОЛИК. За один день?
МАДЛЕН. А зачем тянуть?
ТОЛИК. Кто же так женится?
МАДЛЕН. У нас исключительная ситуация. Андрэ очень плох. Я не могу оставлять его надолго. Сначала сделаем дело, а потом уж…
ТОЛИК. Какое дело?
МАДЛЕН. Поженимся. Такова воля покойного, т.е. без 5ти минут покойного. Я так устала, что заговариваюсь. Нам надо торопиться.
ТОЛИК. Но я не могу жениться на Вас прямо сейчас.
МАДЛЕН. Почему?
ТОЛИК. Вот так сразу взять и жениться, не подумав. К тому же сразу нас никто и не поженит. Заставят ждать месяца 3. У нас так принято.
МАДЛЕН. Об этом можете не беспокоиться. Я местные порядки знаю. За деньги тут всё можно устроить. Нас поженят в три минуты.
ТОЛИК. Но я же Вас совсем не знаю. Кто Вы? Почему Вас зовут Мадлен?
МАДЛЕН. Меня зовут Мадлен, потому что это взбрело в голову моим ненормальным родителям.
ТОЛИК. У Вас психически нездоровые родители?
МАДЛЕН. Да нет. Не в этом смысле. Просто назвали, явно не подумав. Но у меня есть и нормальное имя Маша. Но для Парижа вполне подходит Мадлен. Если я буду рассказывать всё так подробно, мы и до завтра не кончим.
ТОЛИК. Но должен же я узнать, откуда Вы взялись? Как очутились в Париже?
МАДЛЕН. В Париж я поехала как все.
ТОЛИК. Это как?
МАДЛЕН. Чтобы поправить материальное положение. Сначала я устроилась работать в ресторан мыть посуду. Потом меня перевели в официантки. Там я и встретила этого... Андрэ. Он как раз тогда был временно свободен и очень тосковал именно по русской душе. Он же русский наполовину. Вы понимаете? Ну и… мы безумно влюбились друг в друга. Начался бурный роман, благополучно закончившийся свадьбой. Любви все возрасты покорны, как в песне поётся.
ТОЛИК. Это поётся не в песне.
МАДЛЕН. А где же?
ТОЛИК. Неважно.
МАДЛЕН. Когда мы поженимся, я обещаю, что всё расскажу в деталях. Сейчас уже важна не наша история с Андрэ, а наша история с Вами. Кофе уже горячий? Плесни, пожалуйста, дорогой. Спасибо, милый.
ТОЛИК. А Вам не станет плохо от такого количества кофеина?
МАДЛЕН. Мне станет плохо, только если я не выполню последнюю волю покойного, то есть Андрэ. То есть без пяти минут…Как же я устала. Ну, это и понятно. Я же всю ночь не спала. Был сигнал, что в аэропорт подложили бомбу. И нас гоняли с места на место. Ни сесть, ни лечь... Сплошные проверки. Можно подумать, что я, подложив бомбу...
ТОЛИК. Конечно, Вы смылись бы куда подальше. Я уже слышал эту историю. Посмотрите мне в глаза.
МАДЛЕН. Зачем?
ТОЛИК. Посмотрите. Вы только что предлагали мне жениться. Должен же я перед этим хотя бы взглянуть в Ваши светлые очи.
МАДЛЕН. Неужели я Вам совсем не нравлюсь?

Он опускает глаза. У него сразу сползают очки. Он их поправляет.

МАДЛЕН. Вот видите.
ТОЛИК. Дело не в этом.
МАДЛЕН. А в чём? Лично я влюбилась в Вас даже не с первого взгляда, а с первого звука. Как только Вы произнесли “Кто там?”, я сразу была на грани обморока от нахлынувших эмоций.
ТОЛИК. Прекратите валять дурака.
МАДЛЕН. Вы действительно мне симпатичны. По-человечески.
ТОЛИК. Независимо ни от чего, я с первого взгляда не женюсь. Это раз. И два…
МАДЛЕН. Что ещё?
ТОЛИК. Дайте мне ещё раз взглянуть на фотографии.
МАДЛЕН. Зачем?
ТОЛИК. Соскучился по внезапно обретённому родственнику.
МАДЛЕН. (Достаёт из сумочки). Вот.
ТОЛИК. Так. Это старые фотографии. А это - последние.
МАДЛЕН. Как Вы догадались?
ТОЛИК. Здесь в углу пропечатаны даты.
МАДЛЕН. Ой, да действительно. Я и не заметила. Ну и что?
ТОЛИК. А то, что на последних фотографиях, рядом с ним, с этим человеком, нет Вас. Вот тут Вы есть, а тут – нет.
МАДЛЕН. Да, нет. Ну и что?
ТОЛИК. Где же Вы?
МАДЛЕН. Сейчас подумаю. (Придумывает). Я отошла. Попить коктейлю, поболтать с кем-нибудь. В туалет я может отошла. Какая Вам разница?
ТОЛИК. Для того чтобы сфотографироваться, обычно собираются вместе.
МАДЛЕН. Ах да, вспомнила. Меня здесь нет, потому что я фотографировала. Я очень люблю фотографировать, и Андрэ купил мне очень дорогой фотоаппарат, чтобы я всегда могла наслаждаться фотографированием…
ТОЛИК. Так несите же Ваш фотоаппарат? Доставайте его скорей.
МАДЛЕН. Откуда? Его нет.
ТОЛИК. Как нет? Где же он?
МАДЛЕН. Как где? В Париже?
ТОЛИК. И Вы не взяли его с собой, чтобы сфотографировать меня и привезти дяде фотографию его единственного племянника, которого он в глаза не видел?
МАДЛЕН. Сейчас подумаю. Как тут жарко. Можно я открою окно.
ТОЛИК. Ни с места! Ну-ка отвечайте, кто Вы такая и чего Вам от меня нужно?

Она хочет упасть в обморок.

ТОЛИК. Не надо падать в обморок. Прекратите ломать комедию. Отвечайте, или я сейчас вызову милицию.
МАДЛЕН. Дайте сигарету.
ТОЛИК. Я не курю.
МАДЛЕН. Я в принципе тоже. И не пью, но сейчас бы… У вас есть коньяк?
ТОЛИК. 50 грамм получите после ответа.
МАДЛЕН. Сначала ответьте Вы, я в принципе Вам нравлюсь? Ну, нравлюсь же?
ТОЛИК. Вы, конечно, эффектная женщина. Отвечайте на поставленный вопрос.
МАДЛЕН. Почему я не взяла с собой фотоаппарат? Да, сломался он у меня перед отъездом вот и всё.
ТОЛИК. Вы бы новый купили. Всё что Вы мне тут рассказали – это ложь.
МАДЛЕН. Нет не всё. Не всё. Многое - правда. Век свободы не видать, - так, кажется, в народе говорят.
ТОЛИК. Это не в народе так говорят.
МАДЛЕН. А где же?
ТОЛИК. Отвечайте, кто Вы такая на самом деле, и чего Вам от меня нужно?
МАДЛЕН. Хорошо. Но что мне будет в награду за мою честность?
ТОЛИК. Рюмка коньяку.
МАДЛЕН. Мало.
ТОЛИК. Не торгуйтесь, а то и этого не получите.
МАДЛЕН. Во-первых, мне нужны гарантии моей неприкосновенности.
ТОЛИК. Какая неприкосновенность? Вы же хотели, чтобы я женился на Вас. А я, знаете ли, пока не инвалид.
МАДЛЕН. Если б Вы женились, это было бы как раз то, что надо. Но Вы же не хотите.
ТОЛИК. Об этом даже речи быть не может.
МАДЛЕН. Тогда я хочу, чтобы Вы не сдавали меня милиции. Тем более, что состава преступления в моих действиях пока нет.
ТОЛИК. Если нет, я отпущу Вас с миром.
МАДЛЕН. И ещё мне нужны деньги.
ТОЛИК. Какие деньги?
МАДЛЕН. Хотя бы пол миллиона долларов. Но лучше, конечно, миллион.
ТОЛИК. Откуда у меня, программиста, могут быть такие деньги?
МАДЛЕН. Как это откуда? От дяди. Ваш дядя умер и оставил Вам всё своё состояние. Вам одному. И никому больше. Ничего не оставил. Сволочь. (Начинает плакать).
ТОЛИК. Не надо так говорить. Это не хорошо. Но Вы действительно были его женой?
МАДЛЕН. Ну, конечно. Формально да.
ТОЛИК. А фактически?
МАДЛЕН. Я не знаю, что под этим подразумевается. Он же 20лет на инвалидной коляске. Так что фактически нет.
ТОЛИК. Но почему он всё-таки ничего Вам не оставил?
МАДЛЕН. Потому что…
ТОЛИК. Только не начинайте опять фантазировать. Уверяю Вас, будет лучше, если Вы расскажете всю правду. Какой бы она не была.
МАДЛЕН. Вы уверены, что так будет лучше?
ТОЛИК. Абсолютно.
МАДЛЕН. Ну, правду, так правду. Это даже легче. Сначала он очень меня любил, жалел, я ведь сирота… Я вообще сильно намаялась перед встречей с ним. В Москве я не могла найти работу и устроилась по объявлению на работу в Париж. Я немного пою и танцую. Но всё оказалось намного страшнее. Как я тогда от них улизнула, от этих извергов, это уму непостижимо. Осталась одна без документов, без денег. Но к счастью подвернулся ресторан. Я Вам про него уже рассказывала. Сначала мыла посуду, потом стала официанткой. А потом появился этот Ваш родственник. И всё было так хорошо. Поначалу. Он даже хотел меня удочерить, но жениться было легче. Меньше формальностей. А потом начались сложности. Понимаете, он очень большой деспот, Ваш дядюшка. И несмотря на то, что мужем и женой мы фактически не были, всё равно, он относился ко мне как к собственности. Вы не можете этого понять, что такое быть женой психически неуравновешенного полу парализованного миллионера.
ТОЛИК. Фактически женой Вы не были.
МАДЛЕН. Да, не была. И, тем не менее, он устраивал мне такие сцены ревности. Мне даже взглянуть в чью-то сторону было нельзя. Представляете, каково это мне. В моём-то возрасте с моей-то внешностью.
ТОЛИК. Не представляю.
МАДЛЕН. Естественно, я пользовалась успехом. Как бы Вы вели себя на моём месте?
ТОЛИК. На Ваше место мне путь закрыт.
МАДЛЕН. Короче, год назад случился скандал. Меня подставили слуги. Они ненавидели меня с самого первого дня. Они завидовали и следили за мной.
ТОЛИК. Вы изменили своему мужу?
МАДЛЕН. Да не изменяла я, не изменяла! Но слуги всё представили ему именно так. Они всё подстроили, чтобы он лишил меня наследства. В результате он вычеркнул меня из своей жизни. Он так и сказал: “Я вычёркиваю тебя из своей жизни, но я не злопамятен, - добавил он. - После моей смерти ты будешь прощена. Завещание остаётся в твою пользу, Мадлен. За будущее ты можешь быть спокойна”. Представляете, он именно так и сказал. На голубом глазу.
ТОЛИК. Очень благородное решение.
МАДЛЕН. Очень. И я поверила. Но он обманул меня. Сволочь.
ТОЛИК. Не говорите так – это нехорошо.
МАДЛЕН. А потом он нашёл Вас, и оформил завещание на Вас. Тайком от всех, в том числе и от меня. А потом скоропостижно скончался, если в его ситуации это может быть скоропостижно. Одно радует, что мерзкие слуги так и остались ни с чем.
ТОЛИК. И Вы решили срочно выйти за меня замуж, чтобы завладеть наследством?
МАДЛЕН. Вроде того.
ТОЛИК. Но это же совершенно безумная идея.
МАДЛЕН. Ничего другого я придумать не могла. И потом я же не знала, что Вы за человек, а вдруг…
ТОЛИК. Вдруг я оказался бы придурком?
МАДЛЕН. Вы считаете, что я такая уродка, что на мне может жениться только придурок?
ТОЛИК. Вы не уродка. Но нормальные люди не делают этого в первый день знакомства. К тому же внешняя красота не имеет в данном вопросе решающего значения.
МАДЛЕН. Тогда не знаю. А что бы Вы придумали на моём месте?
ТОЛИК. На Вашем месте я не могу оказаться ни при каких обстоятельствах. Мы с Вами стоим на принципиально разных жизненных позициях.
МАДЛЕН. Не думайте обо мне слишком плохо.
ТОЛИК. Но парижский аэропорт хотя бы заминировали не Вы?
МАДЛЕН. Ну что Вы? Зачем мне это?
ТОЛИК. Действительно, зачем? А почему мне никто не заявляет о наследстве официально?
МАДЛЕН. Потому что сегодня ещё только утро понедельника. А завещание вскрыли в минувшую пятницу. Суббота, воскресенье – у них выходные. Так что не сегодня-завтра появятся. Я потому и торопилась, чтобы всех опередить.
ТОЛИК. Что ж подождём.
МАДЛЕН. Вы будете ждать, а мне что делать?
ТОЛИК. Не знаю.
МАДЛЕН. Как дальше жить?
ТОЛИК. Как все остальные.
МАДЛЕН. Вы окончательно мне отказываете?
ТОЛИК. Жениться? Конечно.
МАДЛЕН. Вы хорошо подумали?
ТОЛИК. Я даже думать не хочу.
МАДЛЕН. Жалко. Я могла бы быть хорошей женой.
ТОЛИК. Возможно. Мне надо собираться на работу.
МАДЛЕН. И денег Вы мне тоже не дадите?
ТОЛИК. О каких деньгах Вы говорите?
МАДЛЕН. О Вашем будущем наследстве. Я ведь летела к Вам, мучилась. Я с таким трудом раздобыла Ваш адрес, я рисковала. У меня не было Вашего телефона. Неужели Вам жалко подарить мне хотя бы пол миллиона. Это же для Вас ничтожная часть. Дайте хотя бы за то, что я первая принесла Вам такое приятное известие.
ТОЛИК. Я ещё не понял, приятное оно или нет.
МАДЛЕН. Лучше, конечно, миллион.
ТОЛИК. Пока у меня только 100 рублей до получки.
МАДЛЕН. Я могу подождать.
ТОЛИК. Честно говоря, мне как-то слабо верится в то, что я – миллионер. Чушь какая-то. Ошибка. Вы уверены, что именно я и есть, тот самый наследник?
МАДЛЕН. Конечно.
ТОЛИК. Как Вы на меня вышли?
МАДЛЕН. По разным достоверным источникам.
ТОЛИК. А там не было других Башмачкиных?
МАДЛЕН. Анатолий Николаевич только Вы.
ТОЛИК. Но мой отец родился в 1933году. Звали его Николаем Ивановичем, а не Николаевичем. Я помню деда Иван Данилыча. И бабку Ефросинью Кузьминичну.
МАДЛЕН. Нет, нет, нет, Вашу, так называемую, бабушку звали Пелагея Гавриловна, она дальняя родственница Андрэ. Впрочем, Вы не можете её помнить, она умерла в 53ем году, через 3дня после смерти этого… “друга народа”.
ТОЛИК. Нет, я её прекрасно помню. И звали её баба Фрося.
МАДЛЕН. Нет Пелагея. У меня записано. И помнить Вы её не можете.
ТОЛИК. Не было никакой Пелагеи. Фрося у меня бабушка была. И помню я её хорошо. Она же меня нянчила. Вот она, кстати, на фотографии. А это я. И это уже где-то конец 60ых. Да вот посмотрите, тут все мои родственники. И папа вот. И прадед с прабабкой. Я их всех по именам помню. Нет тут никакой Пелагеи. И Варвары тоже нет.
МАДЛЕН. Значит Вы не Башмачкин?
ТОЛИК. Я – Башмачкин, но видимо не тот.
МАДЛЕН. Кошмар.
ТОЛИК. Ничего не поделаешь. Поймите же, не может такая история не сохраниться и каким-то образом не выплыть на поверхность. Ведь те времена давно прошли. Кто-то из родственников обязательно мне должен был всё это рассказать. Поверьте, я не тот Башмачкин.
МАДЛЕН. Не может быть!
ТОЛИК. Уверяю Вас.
МАДЛЕН. Так что же Вы сразу не сказали?
ТОЛИК. Вы не давали мне времени подумать.
МАДЛЕН. Так кого же нашёл Андрэ?
ТОЛИК. Понятия не имею.
МАДЛЕН. Он ведь нашёл какого-то племянника Толю, неженатого, проживающего в Москве. Последний год наши отношения с ним уже сильно испортились, и он ничего мне толком не рассказывал. Всё нужно было выведывать тайком. Так, где же он, этот гадский племянник Толик, новоявленный миллионер? Вы можете мне сказать?
ТОЛИК. Не знаю. Москва – это целое государство.
МАДЛЕН. Ужас.
ТОЛИК. Постойте. (Задумывается). Да нет, не может быть. (Задумывается опять). Хотя…
МАДЛЕН. Что?
ТОЛИК. Как-то раз, в одной компании, ко мне пристал один странный тип. Его тоже звали Толик, и отчество его тоже было Иванович.
МАДЛЕН. А фамилия?
ТОЛИК. Нет. Фамилия другая.
МАДЛЕН. Ну, знаете ли, мне фамилия нужна.
ТОЛИК. Подождите, не перебивайте меня. Дайте закончить. Так вот этот Толик признался мне, что он ко всем прочим совпадениям ещё и мой однофамилец.
МАДЛЕН. Как это?
ТОЛИК. Сначала он спросил, как мне живётся с такой фамилией?
МАДЛЕН. С какой?
ТОЛИК. Башмачкин. Не дразнят ли меня Акакием Акакиевичем?
МАДЛЕН. Почему?
ТОЛИК. Вы “Шинель” Гоголя читали?
МАДЛЕН. А это что?
ТОЛИК. Ну, тогда, в двух словах не объяснишь. Короче, этот тип, мой тёзка, сменил свою настоящую фамилию “Башмачкин” на фамилию своей первой жены. И теперь живёт под другой фамилией. Знаете, кстати, какой?
МАДЛЕН. Понятия не имею.
ТОЛИК. “Шариков”, представляете? Ну не придурок, а?
МАДЛЕН. Почему придурок? Я не поняла. Нормальная вроде фамилия.
ТОЛИК. Ну, в общем, это тоже в двух словах не объяснишь. Он мне, кстати, тогда рассказывал какую-то нудную историю своего дворянского происхождения. Там были, кажется, и какие-то родственники заграницей. Я, честно говоря, не очень его слушал. Он такой странный и неприятный тип, скажу я Вам. Кстати, вот он, наверное, действительно похож на Вашего этого… с тех фотографий, которые Вы мне показывали. Короче, может быть этот Шариков и есть Ваш Башмачкин?
МАДЛЕН. А кто он по профессии?
ТОЛИК. Кажется тоже программист.
МАДЛЕН. И живёт в Москве?
ТОЛИК. Видимо да.
МАДЛЕН. И настоящая его фамилия “Башмачкин”?
ТОЛИК. Ну, я же Вам говорю.
МАДЛЕН. Да! Это он! Срочно! Как его найти? Говорите адрес! Или телефон!
ТОЛИК. Откуда мне знать?
МАДЛЕН. Что же делать?
ТОЛИК. Подождите, сейчас попробую кое-что предпринять.

Звонит по телефону.

ТОЛИК. Аллё, Кирилл. Это я. Заметил? Бушует? Только этого не хватало. Ну, прикрой меня, старик. Скажи, что заболел внезапно. Что скоро приеду. Ну, придумай что-нибудь. Подожди, я не за тем звоню. Мне нужен один человек. Помнишь, у тебя на день рождении присутствовал некий Шариков Анатолий? Да, придурок редкий. И, тем не менее, он мне нужен. Ты его телефон знаешь? Потом объясню. Надо подождать? Хорошо. Узнай, пожалуйста, и перезвони. Жду. (Вешает трубку).
ТОЛИК. Сейчас перезвонит, если узнает.
МАДЛЕН. Только бы узнал.
ТОЛИК. И Вы рванёте к нему с предложением жениться?
МАДЛЕН. А что делать?
ТОЛИК. Безумная идея. Хотя этот Шариков такой тип, что может и женится. Я помню, он очень странный был. Неприятный.
МАДЛЕН. Вы ревнуете?
ТОЛИК. С чего Вы взяли?
МАДЛЕН. Так.
ТОЛИК. Да выходите Вы замуж за кого хотите, мне-то что. Только проверьте сначала, вдруг он не тот самый племянник.
МАДЛЕН. Сейчас я уже абсолютно уверена, что это он.
ТОЛИК. Интересная у Вас жизнь.
МАДЛЕН. Очень нервная.
ТОЛИК. А если он всё-таки окажется не тем, кто Вам нужен, что будете делать? Искать нового миллионера?
МАДЛЕН. Думаете, они на дороге валяются?
ТОЛИК. Не думаю. Я живу в других измерениях, и никогда не общался с жёнами миллионеров. Я ничего не понимаю в Ваших проблемах, и не очень к этому стремлюсь.
МАДЛЕН. Если честно, быть женой миллионера это очень тяжелое занятие.
ТОЛИК. Правда? Так чего мучиться? Переходите к нам. В нашу социальную прослойку.
МАДЛЕН. Я подумаю над Вашим предложением. На самом деле… все эти три года, пока я была, так называемой, женой миллионера, оказались, наверное, самыми страшными в моей жизни. Правда, правда. Хотя и до этого многое было: и голод, и холод. Но всё равно, была свобода. Россия.
ТОЛИК. А Вы оказывается патриотка?
МАДЛЕН. Напрасно иронизируете. Он такой добрый был сначала, этот дедушка Андрэ. Конфетки дарил, пирожные покупал. Прямо Дед Мороз. А потом, когда мы вроде как поженились, тут такое началось. Такие порядочки, как на зоне.
ТОЛИК. Вы знаете, какие порядки на зоне?
МАДЛЕН. По фильмам, конечно. Так пока не знаю. То нельзя, это нельзя, так не одевайся, этак не причёсывайся, громко не смейся, глаза опусти. Купил бы себе куклу и над ней издевался. Главное денег на личные расходы – ноль. Хотя, и ходить, без его ведома, тоже никуда нельзя. Такая слежка. Только кормёжка бесплатная. Обожрись – не хочу. Но я же не скотина какая-то, чтобы ради кормёжки жить. Мне даже, чтобы сюда прилететь, пришлось воровать, представляете.
ТОЛИК. Так Вы ещё и воровка?
МАДЛЕН. По самой острой необходимости. Чтобы на родину вернуться. Не надо мне дело шить. Вы на моём месте не были. Самый главный вор – это мой дед. Так обманул меня, прямо до слёз обидно. Я, конечно, тоже виновата. Сидела там, мучилась, всё терпела в ожидании наследства. Думала, будут деньги, что-нибудь устрою, организую, учиться пойду. Он мне даже учиться запрещал.
ТОЛИК. У Вас есть какое-нибудь образование?
МАДЛЕН. Не законченное.
ТОЛИК. Высшее?
МАДЛЕН. Среднее.
ТОЛИК. Ах, да, конечно. Это же и так ясно.
МАДЛЕН. В детском доме, из которого я сбежала, высшего образования не давали.
ТОЛИК. Вы сбежали из детского дома?
МАДЛЕН. Это было давно. И уже не имеет никакого значения.
ТОЛИК. И Вы ничего не умеете? Совсем ничего?
МАДЛЕН. Почему? Врать умею, профессионально, да Вы и сами знаете.
ТОЛИК. Нет, врать Вы как раз не умеете.
МАДЛЕН. Обижаете. По-моему у меня хорошо получается.
ТОЛИК. Ничуть. Я ведь Вам так и не поверил.
МАДЛЕН. Ну не так уж и “не…”. Ещё я немного пою и немного танцую.
ТОЛИК. А какие-нибудь рабочие навыки у Вас есть?
МАДЛЕН. Маляр-штукатур я. Хорошая профессия?
ТОЛИК. Отличная. Во всяком случае, можно ни от кого не зависеть материально и выйти замуж по любви.
МАДЛЕН. Вы смеётесь.
ТОЛИК. Нисколько. Надо же с чего-то начать. Сейчас много всего строится, всюду делается ремонт. Может Вам попытаться устроиться на работу?
МАДЛЕН. И Вы считаете, что я могу работать штукатуром?
ТОЛИК. А почему нет? Это честная профессия. Будете работать, учиться. Потом станете прорабом, начальником стройки. Сейчас женщины везде занимают руководящие должности.
МАДЛЕН. Я даже не знаю, что Вам на это сказать?
ТОЛИК. Но, если Кирилл не найдёт телефона Шарикова, или если Шариков, откажется жениться, что Вы будете делать?
МАДЛЕН. Не знаю. Когда откажется, тогда и буду думать.
ТОЛИК. Но почему не попробовать идти по жизни другим путём?
МАДЛЕН. Каким?
ТОЛИК. Не через мужчин.

Пауза.

МАДЛЕН. Почему Ваш друг так долго не звонит? (Пауза). Вы такой наивный человек, так смешно рассуждаете… Я таких ещё не встречала.
ТОЛИК. Когда Вы звали меня жениться в первый час нашего знакомства, это тоже было наивно и смешно.

Звонит телефон.

ТОЛИК. Аллё, да. Кирилл? Я. Сильно ругается? Ну, скажи, что скоро приеду. Телефон нашёл? Диктуй. (Записывает). Спасибо. Пока.
МАДЛЕН. У Вас на работе неприятности?
ТОЛИК. Не волнуйтесь. Всё как-нибудь устроится. Вот.
МАДЛЕН. Ура. Звоните Вы.
ТОЛИК. Почему я?
МАДЛЕН. Ну, прошу Вас, Вы должны меня представить, это же Ваш друг.
ТОЛИК. Какой он мне друг?
МАДЛЕН. Знакомый. Позвоните Вы, мне надо собраться с мыслями.

Он набирает телефон.

ТОЛИК. Аллё, здравствуйте, Анатолий Николаевич. Это Вам звонит Анатолий Николаевич Башмачкин. Помните такого, у Кирилла на Дне рождения. Да это я. Так вот с Вами хочет поговорить одна дама. (Она усиленно жестикулирует). Моя знакомая. (Она по-прежнему что-то объясняет ему жестами). Из Парижа.

 Он передаёт ей трубку с кислым выражением лица.

ТОЛИК. До чего ж противный тип. Даже по телефону.
МАДЛЕН. (По ходу разговора её радостный настрой постепенно превращается в грустный). Здравствуйте, Анатолий Николаевич, меня зовут Мадлен. Я приехала из Парижа. У меня к Вам срочное дело. Нам надо увидеться. Можно я приеду? Можно? К Вам? Прямо сейчас? Диктуйте адрес. (Записывает). А метро какое? Спасибо.
ТОЛИК. (Подсказывает шёпотом). Про фамилию спросите.
МАДЛЕН. Скажите, это правда, что Ваша настоящая фамилия… Да. Ну, Слава Богу. Что? Тайна? Конечно, интересно. (Толику). Это он. Скажите, ещё вопрос можно? Вы случайно не женаты? Нет! И готовы жениться? На ком угодно? (Меняется в лице). Например, на мне? Ха-ха-ха. Хорошая шутка. Не шутка? Готовы прямо сейчас? (С кислым лицом). Очень приятно. Ну, я выезжаю. Ждите, сейчас буду. (Вешает трубку).
МАДЛЕН. Он случайно не маньяк, этот Ваш Шариков?
ТОЛИК. Он не мой. Я же говорил, что он противный.
МАДЛЕН. Вы поедете со мной.
ТОЛИК. Я поеду на работу, пока меня оттуда не выгнали.
МАДЛЕН. Пусть выгоняют. Когда у меня будут деньги, я заплачу Вам за всё.
ТОЛИК. Я не играю в эти игры.
МАДЛЕН. Вы что, хотите бросить меня на съедение этому вурдалаку?
ТОЛИК. Вы сами хотите броситься к нему в пасть. Я же говорил Вам, что по жизни надо идти другим путём.
МАДЛЕН. Прекратите читать мне нотации. Он мне сейчас по телефону предложил жениться.
ТОЛИК. Чего Вы испугались? Вам же именно этого и надо.
МАДЛЕН. Он что ненормальный?
ТОЛИК. Я Вас предупреждал, что нормальный человек сразу жениться не пойдёт. Какой бы Вы ни были.
МАДЛЕН. Хватит меня воспитывать. Всё может оказаться серьёзней, чем Вы думаете. Лучше предложите что-нибудь дельное.
ТОЛИК. Попробуйте не заходить к нему в квартиру.
МАДЛЕН. Как это?
ТОЛИК. Вы прямо из-за двери его в ЗАГС поманите. Скажите, что порядочные девушки до замужества к одиноким мужчинам в гости не ходят.
МАДЛЕН. Круто. А потом?
ТОЛИК. А потом ноги в руки и бегите от него в Париж.
МАДЛЕН. Если ничего между нами не будет…. Брак могут признать недействительным, он же не инвалид. И тогда…
ТОЛИК. Значит, придётся Вам всё-таки выйти замуж по полной программе.
МАДЛЕН. А он очень противный внешне, этот Шариков?
ТОЛИК. Такой же красавец, как Ваш предыдущий Андрэй. Но помоложе.
МАДЛЕН. (Её передёргивает). Ужас. Тот хоть был инвалидом.
ТОЛИК. Мне надо лететь на работу пулей.
МАДЛЕН. Ну почему это не Вы? Почему Вы – не племянник? Не тот самый Башмачкин?
ТОЛИК. Не знаю.
МАДЛЕН. Выходить замуж за Вас было бы куда приятнее.
ТОЛИК. Я бы в любом случае не согласился на это с первого взгляда.
МАДЛЕН. У меня уже такое ощущение, что мы знакомы с Вами много-много лет.
ТОЛИК. Вы мне это говорили на первой же минуте нашего знакомства.
МАДЛЕН. Тогда это говорила не я.
ТОЛИК. А кто же?
МАДЛЕН. Персонаж, которого я придумала, чтобы произвести впечатление.
ТОЛИК. Самое лучшее впечатление Вы производите, когда ничего не придумываете. Поверьте мне.
МАДЛЕН. Жаль, что Вы не миллионер.
ТОЛИК. Жаль, что Вы придаёте этому какое-то значение.
МАДЛЕН. Простите меня. Ну что ж я пойду. Впереди вторая попытка. До свиданья.
ТОЛИК. Я не желаю Вам удачи. Прощайте.
МАДЛЕН. Можно я Вас хотя бы на прощанье поцелую.

Она целует его. Их поцелуй затягивается. Но, тем не менее, это ничего не меняет. Она стремительно уходит. Он остаётся. Некоторое время не двигается с места. Потом начинает стремительно одеваться, чтобы идти на работу. Звонит телефон.

ТОЛИК. Аллё. Да, Кирилл. Что случилось? Сам Тигрыч? (Весь меняется в лице). Да, Аполлон Тигранович. Нет, Аполлон Тигранович. Виноват. Прошу прощения. Как уволен? За что? Но у меня же… А воскресное дежурство? Аполлон Тиграныч. Тьфу. Тигрыч.

Садится, обхватывая свою голову руками.

ТОЛИК. Всё. Приехали.

Звонит телефон. Он снимает трубку.

ТОЛИК. Да. Что? Кто Вы? Я ничего не понимаю, говорите отчётливо. Как? Да я. У Вас такой сильный акцент, говорите помедленнее. Да, да, нет. Я не тот Башмачкин. Мне уже известна эта история. Я однофамилец. Мой отец родился в 1933 году, и бабушку мою звали не Пелагея Гавриловна, а… Да, Ефросинья Кузьминична. Откуда Вам это известно? Да. (Внимательно слушает). Ах, вот оно что? Я этого не знал. То, что он умер, я знаю. Разведка доложила. Нет, не КГБ. Одна знакомая из Парижа. Что? Наследство? Сколько миллионов? Явиться во французское посольство? Я теперь когда угодно могу. Завтра к десяти? Буду. (Вешает трубку).
ТОЛИК. Кошмар. Неужели это правда. Ну и ну. Стоп. Но, если это я, то значит это не Шариков. Значит Мадлен, зря к нему поехала. Значит она сейчас там… Она же запросто может выскочить за него замуж… Где этот проклятый телефон?

Находит бумажку с телефоном Шарикова. Набирает номер.

ТОЛИК. Аллё, Анатолий Николаевич, да, да Толик, это Башмачкин. Сейчас к Вам приедет моя знакомая, Мадлен… Красивая? Да. А, впрочем, нет, ничего особенного. Нет, не настраивайтесь. Вряд ли она может кому-то понравиться. Уродка. Вам нравятся уродки? Ну, тогда я не знаю. Но Вы в любом случае попросите её, пожалуйста, чтобы она сразу мне перезвонила. Как только приедет. Чтобы она ничего не предпринимала, пока не созвонится со мной. Ничего. Ладно? Она поймёт. Спасибо. (Вешает трубку).

ТОЛИК. Тьфу ты, у неё же нет номера моего телефона.

Опять начинает звонить Шарикову. Входит, Мадлен. Он оборачивается и застывает с трубкой в руках.

МАДЛЕН. Почему Вы не закрыли дверь после моего ухода? У Вас в Москве что, можно не запирать двери?
ТОЛИК. Сейчас.

Бежит, запирает дверь.

МАДЛЕН. Как хорошо, что Вы ещё не ушли. Видите ли, Толя. Я понимаю, что Вы торопитесь на работу, и у Вас нет на меня времени.
ТОЛИК. Уже не тороплюсь. Меня уволили.
МАДЛЕН. Как? Из-за чего?
ТОЛИК. Неважно.
МАДЛЕН. Из-за меня?
ТОЛИК. Не имеет значения. Я давно уже хотел подыскать себе что-нибудь поинтереснее.
МАДЛЕН. Значит, будем искать вместе.
ТОЛИК. В каком смысле?
МАДЛЕН. Я решила не ехать к Шарикову.
ТОЛИК. Вы решили идти по жизни другим путём?
МАДЛЕН. Я решила попробовать. В любом случае, выйти замуж за того человека, с которым я говорила по телефону, я не смогла бы. Ни за какие деньги.
ТОЛИК. За Шарикова? Ещё бы.
МАДЛЕН. В конечном итоге, может действительно что-нибудь попробовать? Жить в постоянной зависимости от богатого мужчины – это же такая пытка. Получается роскошная тюрьма. А хочется чего-то большего. И ещё, мне надоел Париж. Несмотря на то, что с Москвой у меня связано много дурных воспоминаний, и голод, и холод, и тем не менее… Здесь хоть по-русски можно разговаривать. Если бы Вы только знали, как мне надоело говорить всё время по-французски.
ТОЛИК. Вы знаете французский?
МАДЛЕН. Конечно. В совершенстве.
ТОЛИК. Маляр-штукатур со знанием французского, это уже что-то.
МАДЛЕН. Давайте сварим ещё кофе.
ТОЛИК. А Вам не будет плохо от такого количества кофеина?
МАДЛЕН. Я же всю ночь не спала.
ТОЛИК. Может быть лучше 50грамм коньяку?
МАДЛЕН. Ах да, я забыла про коньяк. Значит кофе с коньяком.
ТОЛИК. Я очень рад, что Вы вернулись.
МАДЛЕН. Я тоже рада. Во всяком случае, пока. Может из этого что-нибудь получится?
ТОЛИК. Получится наверняка.
МАДЛЕН. А почему Вы такой довольный? Вас же с работы выгнали?
ТОЛИК. А почему Вы улыбаетесь? Вас же без наследства оставили?
МАДЛЕН. Обидно, конечно.
ТОЛИК. И никто замуж не берёт.
МАДЛЕН. Почему это никто?
ТОЛИК. Я, например.
МАДЛЕН. Вы отказались жениться на мне только с первого взгляда. Поживём – увидим.
ТОЛИК. А Вы знаете, мне кажется, что с Вашими талантами можно попробовать добиться успеха в другой профессии.
МАДЛЕН. В какой же?
ТОЛИК. Как только Вы появились в моей квартире, и стали склонять меня к скоропостижной женитьбе, мне сразу почудилось, что я попал в театр и передо мной разыгрывается спектакль.
МАДЛЕН. Вы угадали мои мечты.
ТОЛИК. А может быть это уже не мечты? Ведь в жизни такое невозможно.
МАДЛЕН. Что именно?
ТОЛИК. Мадлен.
МАДЛЕН. Предлагаю теперь называть меня Машей. Я эту “Мадлен” уже слышать не могу.
ТОЛИК. Отлично, Маша! Машенька…
МАША. Что случилось?
ТОЛИК. Я хочу сообщить удивительную новость: несколько минут назад мне звонили из французского посольства.
МАША. Из посольства? Зачем?
ТОЛИК. Я, действительно, тот самый Башмачкин, единственный племянник своего французского дядюшки Андрэ, единственный наследник всего его состояния!

Немая сцена.

МАША. Такое может быть только в театре.
ТОЛИК. Или, в крайнем случае, в кино.
МАША. Как же прикажете на это реагировать? Где взять столько эмоций после всех сегодняшних переживаний?
ТОЛИК. Придумайте что-нибудь.
МАША. Придумала! Я падаю в обморок, и на этом даётся занавес. Ах!

Подчёркнуто театрально, но очень красиво падает в обморок. Начинает двигаться занавес.

ТОЛИК. А может, откажемся от наследства? (Занавес останавливается).
МАША. (Мгновенно приходит в себя). Что?!!

Маша вскакивает и начинает носиться за Толиком по квартире. А Толик изворачивается.Она кричит при этом, что он ненормальный, что разве можно отказываться от таких денег, ведь необязательно их тратить на какую-то ерунду, можно и совершить что-нибудь полезное, что вон ремонт надо делать и мебель менять. Что надо купить кофейник наконец, и т. д. А Толик сначала кричит, что пошутил, а потом снова предлагает отказаться. А ещё он кричит, что кофе в таких количествах пить вредно, что надо вести здоровый образ жизни, и т.д. И так они бегают по квартире: она за ним, а он от неё. Но, в конце концов, изворачиваясь, Толик ловит Машу в объятья.
Что касается их дальнейших отношений, то они развиваются уже за закрытым занавесом.

 Финал
 


Рецензии