Так рабство или барство?

На днях смотрел по телику «круглый стол» Познера. А что ещё смотреть? Не Малахова же. Хотя Малахов «виноват» лишь тем, что хочет заниматься любимым делом, немало зарабатывая при этом. Но пока не получается. Он сам вроде признавался, что с отвращением ведёт гнусную передачу, но отказаться то ли не может – деваться некуда, то ли не вправе.

А Познер устроился лучше, с удовольствием красуется этаким интеллектуальным гегемоном, и на доходы, видимо, не жалуется. Но не факт, что живёт с этой только передачи. Может вообще ничего себе не берёт, а во имя идеи старается. Он производит впечатление человека с идеями. Да и какое мне дело до его денег, не об этом речь.

Вообще, по телику последнее время показывают либо то, чего в жизни не встретишь, либо то, что бывает, но изредка. Скажем, нормальных людей показывают нечасто, а уродов каких – запросто и почти без конца. Особенно НТВ старается. Там такие борзые передачки, что насмотришься и думаешь, – а ведь президент Рейган смягчал, объявляя нас Империей Зла, мы ещё страшней.

Так вот, возвращаясь к Познеру. Собрались там какие-то люди и давай, как водится, рассуждать, что такое хорошо и что – плохо. Познер внёс избитую идею, что мы никак не можем изжить в себе рабов (похоже, он сам так считает), и, мол, тянется это от крепостничества, через бесправие Империи, произвол Советов и так до сих пор. Кто-то поддакнул и привёл вечно актуальную чеховскую мысль, что нужно выдавливать из себя раба по капле. Идея не просто избитая, а прямо-таки покалеченная.

Не знаю, какой именно рецепт выдавливания имел в виду Антон Павлович, но мне по сей день неясно, на что, собственно, давить нужно. И чем давить. И как эту технику распространить на всё население, якобы отягощённое рабством, а потому нуждающееся в такой терапии. Вечно у нас так : подковать блоху – за нефиг делать, а поставить производство подков на конвейер – это пусть немцы стараются.

Познеру возразил некто Чубайс (не тот, но тоже рыжий), что никакого особого рабства в русском человеке не было и нет, что восстания крестьянские, да и вообще построение великой (в географическом смысле) Империи – это не рабских рук дело и т.п. Убедительно. По крайней мере, приятно.

И тут мне подумалось – а чего, в самом деле, все прицепились к рабству? Я себя рабом не считаю, никто из друзей так себя не чувствует, кого ни спроси, откажется – какое к чёрту рабство!
А что тогда? А вот что – барство. Соблазнительное и выставляемое напоказ, но также презираемое и вызывающее злобу – неистребимое наше барство. Вот оно как раз идёт с нами через века!

Если шуба, то рукава до полу. Шапка – башня. Дом – хоромы. Подчинённые – подлый народец. Управлять – неограниченно : любого косо глянувшего мужика сгноить, всех приглянувшихся девок перепортить. Гулять – разгул! Наказание – на кол, или четвертовать, или сечь до потери сознания, самое мягкое – ноздри вырвать.

И вот крестьянское восстание. Нет, политических свобод не требуют – идут барина грабить, убивать и жечь. Спрашивается, почему?! Может он согласен свободы предоставить? Да и не все баре так-таки персонажи Салтыкова-Щедрина. Не все вынуждали Герасима топить Муму.
Однако, случилась Октябрьская революция, и порабощённый класс извел весь класс эксплуататоров целиком, не разбираясь, кто виноват, а исключительно по классовому признаку. Барство вызывало ненависть – классовую, как поспешили объявить большевики. Как будто собственным декретом отменили заповедь «легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому в рай попасть».

Там же, у Познера кто-то задался вопросом – как же так, такой православный и богобоязненный народ и вдруг разом церкви порушил и в атеизм кинулся?
Народ-то был истово верующим, это так, но, похоже, столь же истово барство ненавидел – так, что вместе с ним и все признаки той жизни уничтожил. А иначе не объяснить.

После этого барство было запрещено законодательно. И вроде бы даже вожди придерживались аскетизма. Но не все. И чем дальше, тем больше не все. Дошло до того, что секретарю райкома осточертело оставлять свою «Волгу» за квартал до конторы и дальше идти пешком, чтоб соответствовать анти-барскому имиджу Советской власти. И тут на их (секретарей) счастье произошла контрреволюция – объявлена была демократия. И неистребимое барство возликовало и шагнуло в жизнь страны!

Это мы сейчас и наблюдаем. В больницах люди умирают от нехватки грошовых лекарств, а отдельные баре девок самолётами в Куршавель возят и деньгами там швыряют. Но мало им этого. И вот вовсю барствующую Ксению Собчак объявляют звездой (недавно по телику слышал). Чего звезда? Где, спрашивается, у неё эта звезда? Вот именно.

Барство стало модным. И мода эта вовсю внедряется в сознание народа : «Ведь ты же этого достойна!»

А есть и пострашней примеры барства, опять же из телика : юные мерзавцы истязали женщину, всё это снимали на видео, и охотно там позировали весёлые. Кстати, у Малахова была передача про это. Единственным трезвомыслящим экспертом на этой передаче (кроме Малахова, он при деле) оказался доктор Курпатов, который чётко пояснил, что привязка достоинства человека к его социальному или имущественному положению – то, что нынешние баре пропагандируют - позволила хлопчикам сделать вывод : социальные низы это вообще не люди, к ним можно относиться, как к столбам, пинать их ногами, мочиться на них, молотить их чем под руку попадёт и т.п. При этом сами хлопчики из нормальных семей и очень положительно характеризуются.

А посмотрите, сколько в Интернете оскорблений и угроз! Подкупающая простота доступа и относительная безопасность привлекает туда массу людей прямо-таки упивающихся барством. Их полно.

Вот это и есть наш крест – склонность к барству. А вовсе не рабство.

Тут же мне возразят, что барство и рабство – две стороны одной монеты. Согласен, пусть так. Познер в конце той передачи пояснил, как он понимает свободу и рабство. Раб ни за что не отвечает, за всё отвечает его хозяин. А свободный человек отвечает за себя и свои поступки.
С этой точки зрения, действительно, мало разницы между барином и рабом – ни тот ни другой не отвечают за себя. Но рабу отказано – а барин сам отказывается от ответственности.

И богатство не единственная причина барства. Вспомните о власти и, особенно, властных связях – «я ща позвоню куда надо, и тебя уничтожат!» Или угроза физической расправы : «заткнись, а то в морду (пулю) получишь».

За барством всегда стоит сила – физическая, власть, деньги. Ничего кроме силы. Идейный вакуум. Поэтому причиной барства может быть лишь само барство, а раз так, то барин – чтобы чувствовать себя таковым – вынужден каждодневно употреблять силу, и уж поверьте, нет такой мерзости, чтобы не нашлось барина, который её сотворит.

Ну, а остальные граждане относятся к барству по-разному : кто с завистью, кто с брезгливостью, а кто и с ненавистью. Где уж тут говорить о консолидации и гражданском обществе.


Рецензии
Здравствуйте, Виктор)
Всё так.
Мечтает раб о барстве, барин хочет забыть о собственном рабстве)
Телевизор, Малахов, ужасы.
По телику показали, как команда уборщиков квартиры какой-то старушки выбрасывала с десятого этажа ее многочисленных кошек.
А я через пару дней сидела ночью со своей собачкой(она заболела, ей поставили капельницу) в ветлечебнице и невольно наблюдала, как ветеринары ночь напролет пытались спасти котёнка, подобранного на улице.
Если смотреть телевизор, то самолёты - это нечто, что всё время падает. Если смотреть в окно, то они летают и не падают никогда)
С неизменным уважением,

Public Tresor   28.05.2015 06:36     Заявить о нарушении
согласен, телик - зло ))
спасибо!

Виктор Ганчар   28.05.2015 08:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 69 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.