Французская защита 1 часть повести

                70 шахматных партий

                Повесть



1
                70 ШАХМАТНЫХ ПАРТИЙ

  Эти записки есть опыт создания взгляда дилетанта, совершенно не умевшего поначалу играть в шахматы, на шахматное искусство великого кубинца, третьего чемпиона мира по шахматам, маэстро Хосе Рауля Капабланки-и-Граупера. Композиционной основой для такого "взгляда" взята книга шахматиста, теоретика и литератора В.Н. Панова "Капабланка". В своей книге Василий Николаевич Панов рассмотрел 70 избранных партий знаменитого кубинца. Вслед за Пановым я собираюсь последовательно разыграть 70 шахматных партий Капабланки.





                Содержание


  "Французская защита"                стр.

 "Испанская партия"                стр.

 "Ферзевый гамбит"                стр.

 "Новоиндийская защита"                стр.

 "Защита Каро – Канн"                стр.






                ФРАНЦУЗСКАЯ ЗАЩИТА
                (Французская партия)


                "Игра в сто забот" – так именовали когда-то шахматы на Востоке".





   "Ничейные" загадки (Чернилами по белому)


  ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ №1.
  Французская защита.
  Карцо – Капабланка
  Гавана 1902 год.
  Капабланке 13 лет. Белые фигуры у Карцо: опытный, сильный шахматист, чемпион Кубы по шахматам. Черные фигуры у Капабланки. За шахматную доску я сажусь на стороне черных. Ходы партии и комментарии к ним я узнаю из книги В.Н. Панова "Капабланка". На 36 ходу белые, в виду неизбежного мата их королю, сдались.
  Позже Капабланка вспоминал, - играя с Карцо, он не знал ни одного дебюта и совершенно не был теоретически подготовлен к борьбе против такого опытного противника. Подросток-шахматист избрал наиболее простой стратегически, малоизученный вариант Французской защиты, избегая сложного Королевского гамбита, который любил и часто применял Карцо.
  Мои комментарии к этой партии. Шахматная партия №1 оставляет впечатление немудреной простоты. Вот только… соперник тринадцатилетнего мальчишки был взрослый человек чемпион Кубы.
  Впервые книгу Василия Николаевича Панова "Капабланка" я взял в руки в 1971 году, когда учился в школе в 9-ом классе. Книгу купил в книжном магазине. Покупка книги была сделана зимой в конце января или начале февраля. Тогда стояли жгучие морозы, в некоторые дни на улице температура опускалась ниже минус сорок по Цельсию, и на неделе по городу в школах несколько раз отменяли занятия даже для девятых классов. Я сидел дома за шахматной доской и разыгрывал избранные партии Капабланки по книге Панова. Той книги у меня давно уже нет. Сегодня я случайно скачал из Интернета электронную копию текста этой книги. Я не играл в шахматы уже много лет, но клетчатая доска сохранилась, нашелся и комплект пластмассовых шахматных фигур.
  Для писателя Интернет важнейшее техническое достижение. Скачал из Интернета еще несколько книг по шахматам. Читал эти книги, делал выписки. Вот некоторые из них: "Конь всегда попадает с белого поля на черное или наоборот, но никогда не ходит с белого на белое или с черного на черное" (Капабланка). Еще одна цитата: "Здесь представлена идея старой шахматной игры – идея, которая дала ей силу просуществовать тысячелетия. Эта идея изложена так, как она проявилась в истории шахмат, их логике и их жизни. Это – идея борьбы, в частности – твоей борьбы читатель" (Из предисловия к первому немецкому изданию книги Эммануила Ласкера "Учебник шахматной игры"). Мнение профессиоанала-шахматиста Эммануила Ласкера об игре Капабланки: "Его ходы ясны, логичны и сильны. В них нет ничего скрытого, искусственного или вымученного…". "В партиях Капабланки, этих тонких произведениях гениального художника, всегда будут жить его идеи и открытия" (Панов).
  И еще одна выписка из книг: "Прямая линия наиболее доступна воображению: нет для мысли более простого усилия, чем переход от одной ее точки к другой". Так и мои комментарии: от одной шахматной партии Капабланки к другой и дальше.

  Из тетради "Шахматы"
  20.06.2009 г.
  Партия №24 из книги В. Корчного "Мои 55 побед белыми".
  Ферзевый гамбит
  Карпов - Корчной
  21-я партия матча на звание чемпиона мира, Багио 1978 г..
  Мои комментарии. Я хотел бы назвать эту партию "Бетонобойщик". Так раскрошить стену мыслительных построений (хотел было написать – интеллекта) своего основного шахматного противника Анатолия Карпова. Ай, да Виктор Корчной! Дай ему только тему (в руки отбойный молоток) и что угодно интеллектуально вымученное сломает. "Стеновая" система Анатолия Карпова рухнула, словно при ее построении добавляли "не тот" песок, хотя, уж точно, "цемента" для нее не жалели. И где причина? В чем сила Корчного?
  С игрой Карпова я до сих пор не был знаком. Поэтому первое впечатление от нее в этой партии – мощь грозной надвигающейся приливной волны. В конце она рассыпалась.
  Еще одна "стихия", но по свойствам другая, победы Виктора Корчного, когда играл он в партиях черными фигурами. Просмотрел за шахматной доской из его книги "Мои 55 побед черными" партии №№ 5, 6, 7. О, это драматургия настоящего накала!

  Из тетради "Шахматы"
  20.06.2009 г.
  Партия №45 из книги А.А. Алехина "100 лучших партий с автокомментариями".
  Французская защита
  Капабланка – Алехин
  шахматный супертурнир в Нью-Йорке, 1924 г.
  Начало знаменитого многолетнего противоборства (соперничества?) двух великих шахматных гениев! В гениальности оба шахматиста подстать друг другу: тем важнее для меня вникнуть в драму этой "ничейной" партии. Черные размышляют над восьмым ходом… Капабланка и Алехин – разные они игроки. На шахматной доске - зеркало двух углов: фланга белого короля и фланга черной королевы. Впрочем, эта зеркальность заключила между собой уже родившееся разнообразие и нарастающее неповторимое переплетение несхожих белых и черных лучей! Где такое, кроме шахмат, увидишь? Линии сил притяжения и отталкивания активно вторглись в шахматное поле, создав потенциалы напряженного противостояния. Ход черных: 8. … Kd7. Соперники сделали по пятнадцать ходов. Позже, комментируя партию, Алехин делает пометку: "Из-за ошибки на 10-м ходу у черных уже проигрышное положение". Пометка Алехина перед 19 ходом белых: "Черные вынуждены перейти в тяжелое окончание, так как ничего лучшего у них нет". Зеркала смещаются: нет уже более даже видимости симметрии! 19. d5 …  Алехин: "Вынуждаемое этим вскрытие вертикалей при невозможности для черных своевременно установить контакт между своими ладьями приводит к явно выигрышной позиции у белых". Напряжение в партии достигает предела, надвигается кульминационный момент: 23. … Ф:f2  24. Кр:f2 Сc6 25. Лd4 … Алехин констатирует: "Выигрыш пешки, которым соблазнились белые, по крайней мере позволяет черным соединить свои ладьи". 32. Сd3 …  Алехин: "Белые переоценивают свои шансы в получающемся ладейном окончании. Надо было стремиться не к размену слона, а к размену хотя бы одной пары ладей…". 39. h4 … Алехин: "Капабланка совершенно не проявил в этом окончании "капабланковской" точности". Из комментария Алехина перед 50-м ходом белых: "Капабланка …предпринимает последнюю попытку добиться выигрыша". 50. Лc4 Крg7!  После 62-го хода черных соперники согласились на ничью.
  Мои комментарии к партии: ничья.

  Из тетради "Шахматы"
  20.06.2009 г.
  Две партии, сыгранные во время матча претендентов Карпов – Корчной в 1974 году в Москве. Финальный матч турнира претендентов на право поединка с чемпионом мира по шахматам, в котором сразились Анатолий Карпов и Виктор Корчной в 1974  году, по причине отказа Р. Фишера защищать титул "шахматного короля", фактически, был завершающим этапом того цикла борьбы за шахматную корону.
  Комментарии к этому матчу, приведенные ниже и заключенные в кавычки, принадлежат Михаилу Ботвиннику, цитирование по его книге "Три матча Анатолия Карпова": "24 апреля 1975 года президент ФИДЕ профессор Макс Эйве провозгласил Анатолия Карпова двенадцатым чемпионом мира".
  Партия №1
  Английское начало.
  Корчной – Карпов
  16 сентября 1974 г.
  Анатолий Карпов, игравший черными фигурами, очень быстро и уверенно уравнивает игру в партии №1. Ничья.
  Партия №2.
  Сицилианская защита
  Карпов – Корчной
  18 сентября 1974 г.
  14. h5 … "Хорошо известное положение в варианте дракона; к этому варианту Корчной неравнодушен. Белые жертвуют пешку, чтобы создать атаку. Корчной обычно принимает такие пожертвования с удовольствием. Он верит в свое искусство защиты" (Ботвинник). 17. Сh6 … Грозная атака белых. 27. Фh8 … Черные сдались.
  Блестящая победа Анатолия Карпова. После такого поражения впору сдать и матч. Но заложена эта победа, подсказывает интуиция, еще в первой партии. Когда, на каком ходу, в первой  партии проявились признаки событий, произошедших (или непременно должных произойти затем) в следующей второй партии? Или же я так грубо ошибаюсь и события одной партии никак не влияли на другую партию?
  В отличие от участников матча я могу вернуться к началу, к первому ходу первой партии. Что я и тороплюсь сейчас же сделать! Возможно, я обнаружу главное событие этого матча?
  1 партия матча. Английское начало. Корчной – Карпов. 1. c4 Кf6 ……… 10. 0-0-0 … Поспешная рокировка? Это должны оценить шахматные специалисты; у меня задача иная. Какая-то скрытая связь существует между второй и первой партией. Где же она? Отчего бы не проиллюстрировать ее явление, допустим, рисунком австрийца Шиле? Где-то на моем компьютере хранятся ссылки на интернет-сайты с его живописными произведениями? Выберем рисунок Шиле с названием - "Сидящая женщина"?
  Но вернемся к событиям партии: ничья в первой партии матча Карпов – Корчной после тридцать седьмого хода черных. Интересно финальное положение фигур на доске: позиции белых и черных словно на весах уравновешивают одна другую. Не в этом ли странном позиционном равновесии в первой партии уже "лежит" ключ ко второй; а, возможно, и ко всему этому матчу? Не здесь ли "фокус" второй партии, ее главная интрига: "она" их разглядывает, выбирает? Ее имя Фортуна? Может быть… Или этот выбор за юной госпожой Интуицией, сидящей на коленках у первой? Запомним финальное положение фигур на доске: позиции белых и черных, словно на зыбких  весах, уравновешивают одна другую.

  Из тетради "Шахматы"
  20.06.2009 г.
  Прочел в книге Арона Исаевича Нимцовича "Как я стал гроссмейстером", Издательство "Шахматный листок" Ленинград 1929 г. следующее:
  "Шахматный писатель, поскольку он добросовестно относится к своей работе, каждый раз при составлении им нового труда (или точнее, — при составлении им плана такового) неизменно должен задать себе следующий вопрос: "Может ли книга, которую я собираюсь написать, представить для изучающего какую-нибудь реальную ценность, и если да, то в чем именно эта ценность будет заключаться?" Если ответ на этот вопрос окажется отрицательным или "почти отрицательным", то писателю следует либо совершенно отказаться от разработки облюбованной им темы, либо коренным образом изменить план работы".
  Сложный вопрос, сколь необходимой, полезной и интересной для современных любителей шахмат будут мои "70 шахматных партий". В таком случае, стоит сию же минуту отказаться от такой литературной работы? Здесь нет традиционного шахматного разбора партий: в таковом мне, конечно, не по силам тягаться с уважаемыми специалистами.

Из блокнота "Рыжик"  (листок 1)
18/09/2008
       Иногда чрезмерная подготовка вредит написанию литвещицы (ведь пишешь не научный трактат). Теряется непосредственность письма? Будто бы на дорожке, по которой ты идешь, возникли груды чего-то, ограничивающего коридор прохода; пока не изучал это "чего-то", оно ровным слоем покрывало твой путь; но ты взялся, с целью исследования - зачем?! - собирать лежащий под ногами на дорожке материал, и после этого, снесенный в одно место, он уже высится загромождающими, ограничивающими путь, холмами (горами?). Допустим, как осенью опавшие листья, сметенные в унылые кучи… Шел бы себе и шел, любовался бы красотой. А сметать опавшее с деревьев – на то есть дворники.

22/09/2008
       Сидел сегодня на даче в домике с садоводом с соседней улицы. На столе поллитра, банка кильки. Пили за урожай этого года. Потом сосед на автобус домой засобирался.
       - Жене привет, - говорю. – Сорви для нее цветочков. Видишь, осенние распустились.
       - Когда несешь жене цветы, подумай, не дурак ли ты! – пробурчал он в ответ и без цветов пошел на остановку.

22/03/2009
  Рисунок №65 Шиле раскрывается из интуитивной бездны точки.
  Точка – едва ли не главный объект в творчестве Шиле.
  "Точка есть то, что не имеет никакой части" (Евклид).
  Точка (всегда ли?) ограничена непрозрачной скорлупой.
  Внешне точка неделима, но внутри нее происходит непрерывный процесс зарождения и преображения.
  "…Ибо неделима граница, а не ограниченное" (Аристотель).
  Шиле открывает в своем рисунке мир, содержание движения которого, обычно, надежно спрятано от глаз пределом точки.
  По аналогии возможно ли утверждать, что точка – вот что такое внешне, по форме, пьеса "Балаганчик" Александра Блока; а содержание пьесы - действие, развивающееся внутри точки? Действие - движение внутри скорлупы театра.
  Опущен занавес. Пьеса осталась в театре, и следующим вечером актеры разыграют ее вновь, но энергия пьесы через зрителей уже проникла во внешний мир.
  Капля воды, слеза – в которых можно разглядеть океан.

Из блокнота "Рыжик" (листок 2)
29/03/2009
  "Сов-временность"
  Современная литература (начало тысячелетия!) начинается с парадокса. Многие литераторы не очень хорошо представляют, о чем писать. Похоже, главным оказывается, не как описывать то или иное явление, а о чем писать вообще. Такая ситуация складывается, вероятно, из-за того, что отсутствует понятийный "аппарат" нового времени; а стартовавший 21 век уже не помещается в рамки художественного языка, унаследованные от прошлого столетия. Однако вместо того, чтобы создавать систему слова, пригодную отобразить текущую действительность, эти литераторы заняты мучительными поисками, что же еще возможно описать на языке прошлого; однако, достойных тем становится все меньше.
  Но художественный язык – это особый язык.

17/05/2009
  Повести И.С. Тургенева овеяны тонким чувством эротики. Он никогда не выводит это чувство за грань иллюзорности: оно при чтении множества тургеневских текстов постоянно присутствует, но, будто воздух, неосязаемо – есть, и нет одновременно. Ибо только читатель, поддавшийся чарам словесных художеств мастера, "достраивает" это чувство, прибавляет к тексту.

27/04/2009
  "Офелия Шиле"
  Рисунок поражает - линии словно бы кажущиеся: вибрации руки художника, сгустившиеся на мгновение до угольной черноты контурных обводов фигуры женщины; вот-вот готовы они исчезнуть с полотна, так сахар растворяется в воде.
  - Ты ли не любила, Офелия? Признание прогонит сомнения, одарит безмятежностью.
  Молчание в упрек вопросу.
  - Тебе ли не обещано полцарства? Прими от меня скромный дар - твое изображение?
  Напряженно сосредоточилась, даже проявились веснушки на щеках.
  - Ответь? Немногословие, конечно, уважения достойно, но оно - золотое свойство для сварливой жены?
  В природе каждый волнуется неповторимо. Мир разнообразен!
  - Откройся?.. Нет, я говорю не о маске, - она пустое! - а о движениях души.
  "Открытие" порнографии произошло в начале XX в.: полицейская облава в 1900 г. перед Всемирной выставкой в Париже обнаружила 80 тыс. открыток, причисленных к неприличным". (стр. 118)

22/08/2009
Эффект создания красного вина.
(Заметки на полях)
  Бодрийяр определял силу художников - абстракционистов, творивших в первой половине XX века, "оригинальностью фазы" открытия абстракции; затем, бессилие абстракционистов второй половины века объяснял "банальностью" и отсутствием в их произведениях самого  объекта живописи. Бодрийяр считал, что "абстракция была великой авантюрой современного искусства", что она исследовала свой объект путем доведения его с помощью художественных средств до взрывной вспышки. Но, по мере "испарения" объекта в этой вспышке, действительность в работах художников постепенно исчезла, и они переступили границу своего собственного исчезновения. Современное искусство на рубеже тысячелетий стало "ничто, ниоткуда и никуда".
  Интересно тождество стихий у Бодрийяра: "огонь, воздух, вода и земля (или же работа бессознательного)".



         Интуиция (Дебют ферзевой пешки)


  ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ № 2
  Дебют ферзевой пешки.
  Капабланка - Карцо
  Матч в Гаване, 1902 г.
   В 1919 году Капабланка напишет свою первую, ставшую затем всемирно известной, книгу "Моя шахматная карьера", в которой он подробно прокомментирует эту партию: "1. d4 d5  2. Кf3 c5  3. e3 Кc6  4. b3 e6  5. Сb2 Кf6  6. Кd2 cd  7. ed ….  Рассматривая эту партию теперь, я удивляюсь тому, какую хорошую систему развития я провел в дебюте". А вот еще одно признание "новичка": "Я начал играть с убеждением, что мой противник сильнее меня: он знал все дебюты, а я не знал ни одного; он знал наизусть много партий великих маэстро, я же не имел ни малейшего представления о них. Кроме того, он не раз уже играл матчи и имел большой опыт, тогда как я был новичком". Комментарий маэстро к шестнадцатому ходу белых: "В настоящее время я избрал бы тождественный план". После двадцать пятого хода белых: "Играть на атакующую позицию является, даже для маэстро, одним из труднейших заданий в шахматах. Очень возможно, что теперь я провел бы это лучше, но все же и тогда я сыграл хорошо; в этот решительный момент я нашел превосходную комбинацию". После двадцать шестого хода черных: "26. … Фe6.  Я рассчитывал, что черные сделают этот ход, хотя Фa3 давало им лучшие шансы". Сорок пятый ход белых: "45. С:d8 ….  Остальное просто". 60. Крd5-c5. Черные сдались.
  Мои комментарии к партии. В разговоре об игре в шахматы Капабланки не обойтись без цитат. "Нужно постоянно иметь в виду, что обоснованное понимание дебюта невозможно, если в оценке многочисленных дебютных вариантов не участвует хорошее знание эндшпиля" (Капабланка).
  Подводя итоги матча с Карцо, Капабланка отметит: "Мне было тогда двенадцать лет. Я играл, не имея никаких теоретических сведений о дебютах; матч научил меня в этом отношении больше, чем книги".  И далее: "Два последующих года я посвятил на окончание курса высшей школы. В 1904 году я приехал в Соединенные Штаты, чтобы обучиться английскому языку и подготовиться к поступлению в университет Колумбии. В 1905 году я впервые посетил Мэнхэтенский шахматный клуб в Нью-Йорке. …Я начал посещать этот клуб по воскресеньям, и год спустя, в 1906 г. я уже считался, по крайней мере, наравне с сильнейшими игроками этого клуба".
  Среди шахматистов бытует множество легенд относительно феноменальной интуитивной игры Капабланки, Об этом в шахматной литературе написано достаточно много. Лишь несколько слов об этом.
  По мнению современников кубинского шахматиста, у Капабланка была особого рода интуиция: она каким-то загадочным образом была связана с эндшпилем, завершающей стадией шахматных партий. Сам Капабланка указывал: "…Многих своих впечатляющих побед я добился благодаря умению играть эндшпиль...".
  "…Психоанализ своим учением о бессознательном, подсознании и сверхсознании серьезно подорвал (и причем "научным образом") представление не только о суверенности человеческого субъекта - "Я", но даже о его широкой автономии" (Автор слов? - уточнить). Нельзя ли на примере творчества Капабланки хотя бы попытаться восстановить этот "суверенитет"? Задача эта не столь простая, поскольку до сих пор в моде в различных вариациях фрейдистские теории. Была ли сразу ясно и четко выражена линия интуиции в творчестве Капабланки? Наверно, должно было пройти хотя бы какое-то пусть и небольшое время, чтобы природное дарование юноши миновало процесс становления, чтобы окончательно сформировались те ясные, классические формы ее выражения, которые потом навсегда войдут шедеврами в историю шахматного искусства. От одной шахматной партии к другой у юного кубинца должно будет расти умение оформлять плоды интуиции. От первого эпизода к следующему эпизоду. Но обратим внимание на ремарку Панова ко второй партии книги "Капабланка", к тридцать шестому ходу белых: "Капабланка, несмотря на свою полную неопытность в серьезной игре, разыгрывает эндшпиль столь же изящно и точно, как десятки лет спустя". Вот и весь сказ! По сути, нет как такового восходящего постепенного творческого становления интуиции маэстро, поступательности в ее развитии: главное качество его творчества у молодого шахматиста присутствуют в истоке шахматной карьеры. Оттачиваются в дальнейшем лишь элементы техники игры: в дебюте, в миттельшпиле, в эндшпиле.
  …Темным пятном врезается этот ход в еще светлый вечер миттельшпиля. Гений искусства и автор – не тождественны! Приближается ночь эндшпиля, где начинают править иные законы. В открывающемся ночном пейзаже эндшпиля переворачиваются свойства света и темноты. Такие примерно выводы для шахмат сделает в конце ХХ века французский философ Мишель Фуко. По его мнению, вопрос, вероятно, состоит об открытии некоторого пространства, в котором играющий шахматную партию субъект не перестает исчезать. И, кто знает, где он успевает побывать за время таких исчезновений? Но, чтобы что-то понять или увидеть, читателям-зрителям, необходимо самим, насколько возможно, войти в пространство и время шахматной партии.
  По мнению большинства шахматных специалистов, "в эндшпиле на первый план выходит техника". Михаил Таль выскажется: "Без техники невозможно достичь шахматных вершин, поэтому все мы стараемся перенять от Капабланки его чудесную, тонкую технику". Но эндшпиль-то у Капабланки заранее спланирован! Он мощно, тонко, целеустремленно стремится к "ясному" эндшпилю, где уже всё (всё ли?) и решает техника.  Познакомившись с книгой В.Н. Панова о Капабланке, можно ли не согласиться с Робертом Фишером, сказавшим следующее: "Капабланка принадлежит к числу величайших шахматистов, но не благодаря своему мастерству в эндшпиле. Его конек – просто разыгрывать начала, а потом с таким блеском играть в миттельшпиле, что партия оказывалась решенной – хотя его противники не всегда осознавали это – до перехода в эндшпиль". Замечательно мнение Александра Алехина об одной из разновидностей эндшпиля - ладейном: "Ладейные окончания, по общему мнению, относятся к технике игры. С этим можно согласиться, если к тому же добавить, что даже приблизительное владение этой чрезвычайно сложной техникой недоступно большинству и что в настоящее время нет ни одного шахматиста, кого можно было бы назвать непогрешимым в ладейных окончаниях, не исключая и обоих чемпионов мира". Судя по результатам сыгранных им партий, Капабланка не только виртуозно владел техникой игры в эндшпиле, но и обладал чем-то большим - превосходно понимал какие-то глубинные, возможно только ему понятные, законы шахматных "концовок"? Многоопытный Михаил Ботвинник, пятый шахматный чемпион, скажет: "Игра Капабланки производила и производит неотразимое художественное воздействие. В его творчестве господствовала тенденция к простоте, и в этой простоте была неповторимая красота подлинной глубины".

Из "Тетрадь эпизодов"
Эпизод первый

  Забытые цветы
  Здорово быть или не быть, выброшенным в неизвестность опрометчивою рукою. Загадочный блеск у лепестков забытых цветов.
  Букет ромашек на берегу речки, несколько завявших роз на скамейке в городском парке.
  Грустно, и скучны оставленные.
  24 октября 2008 г.

  Не любит
  Поцелуй сорван; доскою улетает, ураганом сброшенной. Проводы прощания.
  Часы выливаются во временные ведра, крошки и соль сметаются со стола. В пыль разбитая, вода слезой.
  24 октября 2008 г.

  Игольчатые, створчатые…
  Опора рукой, возложена сильная печать. Пальцы прикоснулись, плечом поддерживаемые.
  Отчего безвольна другая рука, повисшая как у тряпичной куклы?
  Половинка груди розовая цветом выхвачена светом у тела. Как жестоко делить прелесть.
  24 октября 2008 г.

  Каприз
  Ты уплываешь облаком. В тебе, мне так чудится, есть нечто неземное. Впрочем, такие определения есть суровая и безнадежная банальность, но от которой мы, увы, спрятаться давно уже не в силах.
  Постигнуть сущность, не поддаваясь столь многочисленным капризам бытия, что может сравниться с таким сладким наслаждением? Только… Не сами ли эти странные прихоти нами столь же ценимы?
  18 ноября 2000 г.

  Два танца
  Труден путь танцовщицы, в полет отправившейся: под ногами у нее земля, над ее головой звездное небо, которому еще предстоит через фигуры движений тела плясуньи открыться. Ключ к небу в искусстве танца.
  Вальс закружит и понесет: легким туманом, белой бабочкой. Невесомы туфельки по паркету скользящие.
  20 ноября 2008 г.

  Инстинкт
  Заколочена дверь настежь; невдомек молодому купцу, где искать краше приданого молодуху. Покрытца песнию, застежку своротить дубовую, лист вложить в записную книжку. Оглянуться некогда и некуда ему. Мыслию обтечь и облечь мечту - недосуг.
  Забирала та молодушка четыре рублика. Три рублика назначить цену – жадность не велит. Прибирала простынью свежей кроватушку, что каких только спин не видывала, о чем только чужих снов не глядела. Ждала молодушка, пока гость одежды снимал.
  Сладко спитца, сладко естца обоим всю ночененьку темную до рассветца.
  А с первыми лучами солнца пришла будить молодого купца женушка законная, в ворота стучится громко, да грозно.
   18 ноября 2008 г.

  Абстракция на угле (Угловая абстракция)
(Раглядывая рисунок Пабло Пикассо "Купальщицы".)
  - Стебается художник?
  - Не знаю...
  Стаканы и стаканницы – садик стеклянных форм, очертаний уж очень странных и зачаровывающих.
  Картина геометрии углов.
  Угол – всякие две встречные черты и промежуток их. Угол плоскостной и в плоскости; встреча двух плоскостей.
  Угол выступом – выступной; угол заломный, заходный – впалый.
  - Главный композиционный угол картины – впалый?
  Глядеть из-за угла. Прятаться за угол. Сидеть в углу. В углу – значит внутри угла.
  Художник предлагал искать что-то в углах. По всем углам? Или есть один угол или уголок самый таинственный скрытный заветный? Свой уголок, свой простор! Заходи, изучай, любуйся.
  В избе углы промерзают. У старой избы углы отгнили, отвалились.
  В локте, в колене, встречаем день? Скорее, темой рисунка художник предлагает выползающие из углов вечерние сумерки. Густой туман, ласковый обман.
  "Алфавит отвечал на вопросы: что есть жизнь, в чем ее источник, какова цель жизни, где источник долголетия, каковы возможности человеческого разума, каков умственный потенциал человека и др."
  Искать по всем углам, всюду. Пьян, пьян, а об угол головой не бьется. Влезу на угол, взгляну в чисто поле; страсть тепло тащить. В передний угол посоха не ставят. Принимают, за обе руки берут да в красный угол сажают.
  - Здесь отдаются углы.
  - Вычерчиваются?..
  20 ноября 2008 г.

  Греза
   - Не желаете ли сыграть партию в шахматы? – спросила она его.
  Предложение было очень неожиданным.
  - Увы, где взять шахматные фигуры?
  - Это не проблема, - отвечала она. – Но не будет ли правильно, если мы разместимся за одной доской. Позвольте пересесть за ваш столик?
  Клетчатая поверхность скатерти напоминала шахматное поле.
  Официант, подметив перемены, принес бокал для дамы.
  - Это моя первая фигура, - засмеялась она. – Если вы закажете бутылку шампанского, на доске появится еще одна фигура?
  25 ноября 2008 г.

  Заминка
                "На нашем теле существуют точки, придавив которые можно заставить
              бурлить кровь".

  - Проснулся? С добрым утром!
  Исчерпывающая тема, или исчерпавшая себя?
  До донышка? До корытца!
  - Жди следующего свидания.
  26 ноября 2008 г.

  Водоемчик
  Абстракция. Глубины. Мистерия. Определения, попавшие в переплет языка.
  Новые области неизвестны, пока они не описаны. Но нет для этого нужных слов: иные утеряны, другие еще не созданы.
  Богатство языка – в его способности к творческой созидательности. Сотворение слова происходит из стихии, но процесс - искусство. Стихия сама по себе черна и безмолвна.
  Искусство – это тонкие материи, из которых создаются одежды для обнаженной натуры абстракции; новое слово – ее наряд. О неизвестном судят по одежке, хотя она есть только попытка искусного выражения сущности абстракции неизвестного.
  27 ноября 2008 г.



                Модерн


  "Рассматривая стиль своей игры в этом периоде, я нахожу в нем большие успехи во всех отношениях. …Сила моей игры стала очевидной, …начались приготовления к тому, что должно было стать крупнейшим событием в моей карьере" (Капабланка) . Важнейшим событием для юного шахматиста был его матч с чемпионом США Маршаллом. Матч проходил с 19 апреля по 23 июня 1909 г. в различных городах США. Условия матча были - игра до восьми побед. "Устройство матча не встретило трудностей. Маршаль был согласен играть, так как он, естественно, рассчитывал на победу" (Капабланка).
  ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ № 3
  Испанская партия.
  Капабланка - Маршалл
  6-я партия матча, 1909 г.
  "Капабланка считал, что это одна из лучших его партий. Действительно, в ней отчетливо проявились все свойства его замечательного дарования, и прежде всего гармоничное сочетание стратегии и тактики!" (Панов). 1. е4  е5  2. Кf3  Кc6  3. Cb5 d6 4. c3  …. "Капабланка сам не раз подчеркивал, что в молодости он был мало знаком с теорией дебютов. Однако благодаря своему тонкому позиционному чутью он почти никогда не попадал в начале партии в плохое положение" (Панов). 8. …. h6? Маршалл начинает ошибаться, предпринимая "сомнительные", по мнению Панова, маневры. 22. Фg3 a5 "Черные беспомощны против начинающейся атаки по вертикали "h" и должны ограничиваться пассивной защитой" (Панов). 27. Фf3! …. "Теперь сказывается слабость белых полей в лагере черных" (Панов). 38. Л:а7. Черные сдались.
  Мои комментарии к партии. Запоминилось безупречное исполнение белыми (т.е. юношей Капабланкой) тактического плана сохранения своих слонов.
  Не надо забывать, что Капабланка был шахматист эпохи модерна: времен расцвета модерна. Но что есть модерн в шахматах? И, вообще, шире, что такое модерн?
  Модерн, модерность (англ. modernity, франц. modemite от лат. modernus - современный) - это интегральная характеристика европейского общества и культуры. "На примере гегелевской философии ясно, что содержательно концепцию модерности не выстроить, если не использовать принцип субъективности; принцип непрерывного обновления; принцип самоотнесенности, замкнутости на себе" (философ Хабермас).
  Вслушаемся в суровое звучание слов, рожденных интерпретацией пронзительной гегелевской мысли: "Искусство – внешний образ духа. В стихии внешнего явления и в созерцании искусства имеется чуждое породившему его духу самостоятельное бытие искусства, из которого искусство стремится также, как вначале из духа, извлекать свои замыслы, чтобы перенести их теперь в такую область, которая как по своему материалу, так и по способу выражения сама по себе имеет более идеальный и отстраненный характер, являясь по существу новой и иначе устроенной (ставшей иной!) областью искусства уже для самого искусства. Искусство здесь переходит к пока еще неизъясненной субъективной сосредоточенности. Содержание которой возможно выразить лишь символически, ибо само по себе искусство лишено содержания, и определенность его состоит лишь в абстракции числовых пропорций".
  "Уже в философии Гегеля принцип субъективности трансформировался в нормативную установку, от него отталкивается вся философия модерна!" (философ Хабермас).
  Рационализм – стержень модерна. не будем забывать об этом. А потому… Потому попробуем подобраться к партиям Капы со стороны "отделившейся субъективности". Есть одна лазейка (кажется она существует) в области рационального, присущего (как ни было бы это удивительно) и искусству. "Реальность чувства (без которого искусство не может представить своего существования) нельзя всецело запечатлеть в символе или в абстракции шахматной партии. И поскольку эта сторона (реальные чувства!) не должна отсутствовать в искусстве всецело, искусство, в следствии своей односторонности, вынуждено призвать на помощь слово, точнее, "выражающее определенное значение". Лишь текст, собственно, придает некоторую законченность тому, что выливается из числовой абстракции субъективности шахматной партии. А потому: от шахматиста требуется не только классно  играть, но и хорошо интересно об этом рассказывать," - чеканит и утверждает интерпретация прочитанных мною текстов Гегеля.

  31 августа 2009г. 01:25
  У Гегеля "рациональность, раздутая до абсолютного духа, нейтрализует условия, при которых модерн достиг самосознания".
  А при каких условиях "модерн достиг самосознания"?

  31 августа 2009г. 11:35
  Гегель отображает свою современность в эпохе разложения классических образцов!
  Шахматы, "раздуманные" до абстрактного шахматного абсолюта, нейтрализуют условие, при котором они возникли. При каких же таких-сяких условиях шахматы достигли самосознания?

Из "Тетради эпизодов"
ЭПИЗОД ВТОРОЙ

  Театр одиночества
  "То, что мы говорим, от нас ускользает".* К чему тогда слова? Чем больше мы произносим слов, тем больше теряем. Молчание - золото? "Золотое дело" молчаливо.
  Зачем нужны слова? Их вред достаточно подробно изучен и обстоятельно доказан богатой практикой. Нет никакой обоснованной необходимости в тысячах и тысячах эфемерных и бестелесных пустых созданьицах, без крылышек перелетающих от говорящего к слушающему, от пишущего к читающему. К чему бесконечные речи и множества книг, составленных из убегающей и перетекающей пустоты?
  Кому нужны слова, ведь произнесенные они потом куда-то отправляются? Мы только и существуем, чтобы, проговаривая, извлекать и переправлять из небытия в небытие элементы пустоты?
  Тогда наградою молчащему является свобода от власти слов!

* Французский философ М. Фуко
02 ноября 2009 г.



         По ту сторону принципа удовольствия
                (На ферзевом фланге)


  ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ № 4
  Ферзевый гамбит.
  Маршалл – Капабланка
  Последняя, 23-я, партия матча, 1909 г.
  16. Лc1? …. "Белые не осознают опасности своего положения и бесплановой, пассивной игрой быстро увеличивают небольшое преимущество черных, заключающееся в пешечном перевесе на ферзевом фланге. …Белым следовало тотчас создавать контригру на королевском фланге…" (Панов). Ласкер писал про положение, сложившееся в этой партии после 22 хода черных: "Черные господствуют теперь на всей доске. Их игра учит, как надо использовать малейшее преимущество". 49. …. Крg7. Белые сдались.
  Шахматная партия подобна сну: требует расшифровки, всевозможных толкований, расчетов. "…Целый строй знаков, условия, в которых они осуществляют свою странную функцию…" (М. Фуко) Это верно, но только не для этой партии. Для чего, скажите, расшифровывать то, что видно и так любому "невооруженному" махровыми предрассудками глазу, стоит только расставить на доске фигуры и повторить ходы шахматистов в этой партии! С точки зрения литератора, шахматного дилетанта, после 22 хода черных фигуры белых на ферзевом фланге не уничтожаются, а просто напросто "перебегают" в стан черного короля, в то время как белый король, путь которому отрезала ладья, заперт в «аппартаментах» королевской половины шахматной доски и озадаченно наблюдает за происходящим на противоположном фланге. Как тут не вспомнить рассуждения М. Фуко по поводу принципа удовольствия? Того принципа, по ту сторону которого в этой партии так выразительно сумел проникнуть Капабланка. Впрочем, взглянув на фотографию маэстро Капабланки, возможно ли удивиться, что даже шахматные фигуры его противников "перебегали" к нему? Капабланка считал эту партию одной из наиболее "точных" в своем творчестве. Похоже, в дальнейшем Маршалла при каждой новой встрече с Капабланкой за шахматной доской будут "преследовать" воспоминания об этой последней в их матче партии. Но не будем забегать вперед, об этом поговорим позже. "Абсолютное большинство из нас не в состоянии быть сумасшедшими…", ухмыльнулся современный французский философ Бодрийар, рассуждая о современном искусстве. И добавил: "…Сегодняшнее искусство действует аналогично тому, как действуют средства массовой информации, институт рекламы и т.п., между ними и всеми этими учреждениями уже давно нет никакой разницы. Так стоит ли по-прежнему называть его искусством?"
  Подводя итоги матча с Маршаллом, Капабланка в книге "Моя шахматная карьера" напишет: "Я выиграл восемь, проиграл одну, при четырнадцати ничьих. Я могу сказать, что никто из игроков не имел в своей карьере такого скачка: ведь это была моя первая встреча с маэстро, и с каким маэстро! – одним из сильнейших десяти во всем мире. Самым поразительным в этом факте было то, что я играл невооруженный никакими знаниями по теории дебютов, буквально не раскрыв ни одной книжки".
  И далее, отнюдь не из-за желания похвастаться, Капабланка пишет: "Моя победа сразу выдвинула меня в число крупнейших маэстро. Самый матч показал, что я слаб в дебюте и силен в "простых" позициях. Основная моя сила проявлялась в зндшпиле, а также в комбинациях в середине игры. Я обладал тонким пониманием позиции, когда нужно было решить, выиграно или проиграно данное положение, и умел защищаться в тяжелых позициях как мало кто: это я доказал не раз в матче, отражая яростные атаки Маршалла. …хотя стиль моей игры еще не сформировался и был несовершенен, но отличался разносторонностью. Я мог атаковать почти столь же хорошо, как и защищаться, и комбинировал в миттельшпиле почти столь же хорошо, как проводил эндшпиль, в котором себя чувствовал как рыба в воде и был определенно сильнее всех" (Капабланка).
  Более трезвого взгляда, точности самооценки вряд ли сыскать. Объективность высказываний Капабланки подтверждена фактами: сыгранными им за шахматной доской партиями.
  Чтобы закрепить вышеизложенные рассуждения, приведем выписку из книги Линдера "Капабланка в России": "Более трех месяцев продолжался этот матч, выявивший полное превосходство Капабланки. …Победа была убедительной, и одержана она была над шахматистом, который еще недавно считался претендентом на мировое первенство".
  "Вскоре после окончания матча я возвратился домой. Я пробыл в отсутствии пять лет подряд и почти позабыл свой родной язык – испанский" (Капабланка "Моя шахматная карьера").



                Желания


  Капабланка был шахматистом эпохи "модерн". Европейский дебют Капабланки состоялся в 1911 году на международном супертурнире в Сан-Себастьяне (Испания), где он занял первое место.
  ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ № 5
  Испанская партия
  Капабланка – Бернштейн
  Турнир в Сан-Себастьяне, 1911 г.
  "Партия завершилась матом черному королю и получила приз за красоту.  Ошибку, очевидно решившую исход партии, Бернштейн совершил, пожелав напасть на беззащитные пешки белых на ферзевом фланге. "Как вспоминал Капабланка, после партии он говорил с Бернштейном, и оказалось, что тот даже не подозревал о глубокой комбинации, задуманной кубинцем" (Панов).
  1. е4 е5  2. Кf3 Кc6  3. Cb5 …. .  ….. …..  36. h4x
  В отличие от партии с Маршалом (партия №3), здесь Капабланка, добиваясь выгодного упрощения позиции, очень быстро разменял своих слонов, и решающую роль в атаке на короля черных осуществила уже пара белых коней. Подвижное разнообразие юноши в Испанской партии!
  По воспоминаниям Капабланки: "Вначале некоторые маэстро возражали против моего участия (в турнире – прим. А.Н.). Одним из них был D-r Бернштейн. Мне выпало счастье сразиться с ним в первом же туре…  До этой партии сильнейшие маэстро смотрели на меня, как на легкую добычу для своей искушенности…".
  Мои комментарии. Борьбой желаний можно было бы назвать эту партию. Бросается в глаза разница в игре белых и черных: Капабланка вступал во взрослую жизнь и стремительно концентрировал свои силы в центре шахматной доски; пресыщенный турнирной борьбой Бернштейн расслабленно гонялся на ферзевом фланге за пешками противника.

  Из блокнота "Хамелеон" (листок 1)
  Желал много стихов писать. Не получилось. Но самое смешное, позже выяснил, что "размерность" у немногого мною написанного - амфибрахий.

                *  *  *
                Туманная даль, как печаль,
                В глазах и, особо, в походке.
                Так нежная дерзкая лань
                Выносит бедро… иль кокотка?

                Велительно оком ведет,
                Роняет ладони на бедра;
                На пальцах вьюнками вкруг
                Сплелися серебряна кольцы.
                2005 г.


                *  *  *
                Шелест дымный унес ветерок,
                Разыгравшись вразбег с собою.
                То напомнила  ворохом строк
                Молодая листва, золою.

                Пепел памяти лег на листы,
                Устремился корявой веткой
                Что готова скрепить мосты
                Берегов заволоченных сеткой.
                19 мая 2005 г.

                *  *  *
                Здесь встретились темное небо,
                Сквозь ясность дня, с темной землей
                Безгласной, бессвязной, - замолвно
                Бьющейся сквозь мокрый асфальт
                Навстречу дождя, падающего из тучи.

                *  *  *
                Серпик молодой луны стобрачной
                Коснулся талинковой ветки,
                Примял осоки куст мокрой,
                Расплескал воду из голубой чашки.

                Сполна налитой рожок: пеной,
                Соком, полыхающей накипью, -
                Запотевший ручьями родниковой,
                Стекающей по стебельку ножки, влаги.

                *  *  *
                Рощица белая,
                Грудью раскошествуя,
                Томно склонилася
                Тишью березовой.

                Стелится веткою,
                Листьем блаженствуя,
                Звонкими серьгами
                Льётся поветренна.

                Кореньки росами
                Моет остужими,
                Солнышка косами
                Светится лужами.



                Секреты пустоты


  Как правило, существует множество "каналов", по которым может протекать процесс. "Капабланка в 1911 г. был в расцвете молодости и верил в свои силы. Вообще этим годом начался двенадцатилетний период, который можно считать зенитом спортивного и творческого взлета кубинца, временем максимального проявления его шахматного гения" (Панов).
  ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ № 6
  Ферзевый гамбит.
  Капабланка – Яновский
  Турнир в Сан-Себастьяне, 1911 г.
  На шестьдесят шестом ходу кубинец вырвал победу! "Вся партия показывает исключительную цепкость и находчивость молодого Капабланки в трудной защите" (Панов). Проблемы в этой партии у Капабланки возникли после его неверного тринадцатого хода. 13. Сe2 …. Вот как он описывает в книге "Моя шахматная карьера" происхождение этой неточности: "Ошибка, повлекшая за собой большинство всех дальнейших затруднений. Я видел, что правильным продолжением является, вероятно, g2-g3, но боялся, что меня будут критиковать за такое расположение пешек на королевском фланге; этим и объясняется, почему я остановился на сделанном плохом ходе, хотя мой рассудок подсказывал мне лучший. Нужно иметь ввиду, что я играл впервые в большом турнире и не хотел, чтобы мне приписывали ходы, которые часто делают плохие игроки".
Капабланка писал, что "в этой партии я впервые почувствовал, что мой противник меня переиграл; каждый раз до 23-го хода я ошибался в предвидении ответа противника и убеждался, что тот делал более сильный ход". Драматичная, прошедшая от начала до конца в напряженнейшей борьбе партия. Но как переменчива фортуна! 54. …. К:e5? "Вторая, решающая, ошибка. Предыдущим ходом Яновский упустил победу, а теперь упускает возможность добиться ничьей вечным шахом… Конечно, он, как это обычно бывает, находился под впечатлением своего былого преимущества… " (Панов).
  Нужно уметь задавать вопросы искусству, в том числе и шахматному. В чем же при этом главная проблема? Ставить вопросы искусству приходится на языке, которым мы пользуемся. А на каком языке при этом мы получаем от него ответы? Возможно, как раз на языке интуиции? Тогда главная проблема в коммуникации, производимой посредством различных языков, между художником и искусством, а затем между художником и читателем? Вероятно, самое сложное - построить необходимый процессу общения язык. Проблема создания соответствующего языка (новых слов, их оборотов, их связей) встает перед писателем-художником всякий раз, когда он еще только задумывается о создании нового произведения. Как только он приступает к новому художественному произведению, творчество для него всякий раз начинается с языка! Уметь производить необходимый выбор, подбор, изменения в языке, на котором он собирается выражать свои мысли и чувства, при этом не разрушая целостности родового языка, не нарушая его общих законов, не покушаясь на его своеобразие, языковую индивидуальность, в конце-концов! – вот то главное умение писателя, которое требовалось от него прежде, без которого ныне в 21 веке он вообще не может состояться как писатель. Суметь выразительно передать на обыденном языке сущность своего диалога с искусством. Другой вопрос: будет ли интересна читателю конкретная история конкретных взаимоотношений конкретного писателя с искусством. Ему предстоит все-таки вначале создать захватывающую историю этих отношений. Воспылать страстью самому и добиться взаимности прекрасной инопланетянки.

  Блокнот "Рыжик" (листок 3)
  "Нужно, наконец-то, возвратиться к много раз вводившемуся, а после заброшенному слову "вымысел" (М. Фуко). Конечно, фигуры, язык, стиль, описываемые темы –заимствованы. Я останавливаюсь на этом слове, которое находится "ниже пространства и времени". У него внешний вид, не являющийся "ни самой вещью, ни ее твердым контуром". Это, в силу грамматической точности, подробность, которая нередко бывает обманчивой. Это слово "рассекает формы в самый разгар дня", тогда когда я что-то собирал и увидел лишь тощий тошно-серый фонарный столб.



   Иллюзия впечатлений (Клетчатый передник)


  ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ № 7
  Староиндийская защита.
  Карцо - Капабланка
  Турнир в Гаване, 1913 г.
    "В те времена староиндийская защита не признавалась ортодоксальной теорией, именовалась "неправильным началом" и почти не встречалась в практике" (Панов). Черные фигуры у Капабланки: Капабланке 24 лет. Белые фигуры у Карцо – давний соперник Капабланки.
  "Главная идея староиндийской защиты – (точнее, староиндийской атаки!) – это борьба против пешечного центра белых фигурами, которые должны быть своевременно поддержаны пешечными контрударами. Староиндийская защита – это асимметричный дебют! Стратегия черных основана на разрушении планов противника, и в то же время уже на ранней стадии дебюта черные пытаются реализовать собственный план контригры" (Гуфельд).
  Но обратимся к комментариям Панова к этой партии: 5. f4 … "…инициатива быстро переходит к черным" (Панов); 7. … Фe7! "…свежая, конкретная оценка позиции, подтверждающая творческий лозунг Капабланки: ни один ход не должен делаться без цели!" (Панов); 29. … Фf8! "Защищая ладью g7, уводя ферзя из-под удара и сохраняя нападение на ладью e1 и угрозу вскрытого шаха. Что еще можно требовать от одного хода?!" (Панов); 37. … Ф:h2+. Белые сдались. Партия была удостоена приза за красоту.
  Восьмой чемпион мира по шахматам Михаил Таль сказал о Староиндийской защите: "Основное, однако, что характерно для позиции черных, - это наличие скрытых ресурсов".
  Шахматы - это борьба идей; они здесь развиваются, клубятся, цепляются друг за дружку, сплетаются в крепчайшие узлы, которые вдруг в самый неподходящий момент могут неожиданно лопнуть от своего же собственного перенапряжения. То, что происходит на доске, лишь едва различимая тень происходящего "внутри" сражения. И все-таки сражения? По-видимому, да!
  На первый взгляд все в шахматах лежит на фундаменте расчета. Кажется, что как бы ни было много вариантов ходов, все их разветвления при совершенствовании способностей и методов возможно просчитать. Если воспринимать шахматы, как абстрактную (безжизненную) математическую плоскость, то это так. Но шахматы не раз уже доказывали - они многомерны. Достаточно лишь одного элементарного "энергетического" щелчка, и смешиваются самые "дальнобойные" схемы вариантов. Мало того, и фигуры многомерны. В одной и той же партии они то наполняются "весом", то неожиданно могут "исчезнуть", хотя вроде бы и продолжают своим видом "означать" (симулировать) свое присутствие на доске. Есть они на шахматной доске, и в то же время нет их в партии! Странные метаморфозы происходят с "наполненностью" фигур. И не одно только их месторасположение на доске тому причиной.
  Точность в шахматах. Лежит ли она на основе расчета вариантов? Да. Вероятно, так и есть. Но и не только. Множество рассказов о Капабланке, ставших легендами, подтверждением тому. Есть, есть что-то в шахматах иное… Давно существует.
  Можно было бы пофантазировать и предположить, что Капабланка "ощущал" энергетику шахматных фигур. Какими фигурами стоит играть в конкретной партии, а какие явились на поле "выдохшимися" (или невыспавшимися?), хотя, как обычно, облачены они все в те же, штатные, "по расписанию" мундиры. Все-таки, великое искусство угадывать, какими разумно в данной партии играть фигурами, а какие приберечь, оставить на следующие игры. Но поостережемся гнева профессиональных шахматистов и подобные фантазии (по крайней мере в первой части этого произведения) отставим в сторонку и исследуем "по теме" историю - ее примеры и подсказки. Хотя бы истории, созданные в литературе! Их, на удивление, множество.
  Вот к примеру, чем не "шахматный" (возможно, староиндийский?) образ из сказки Андерсена "ОГНИВО".
  — Видишь вон то старое дерево? — сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалеку. — Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ!..
  — Зачем мне туда лезть? — спросил солдат.
  — За деньгами! — сказала ведьма. — Знай, что когда ты доберешься до самого низа, то увидишь большой подземный ход...
  — Оно бы недурно! — сказал солдат. — Но что ты с меня за это возьмешь, старая ведьма? Ведь что-нибудь да тебе от меня нужно?
  — Я не возьму с тебя ни полушки! — сказала ведьма. — Только принеси мне старое огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась в последний раз.
  — Ну, обвязывай меня веревкой! — приказал солдат.


                "Ночь"
                Рассказ


  - Когда поутру к тебе вошла я, гудел в кронах деревьев ветер, природа пребывала в волнении. Теперь ветер улегся, и вокруг возможно наблюдать последствия длившейся весь день непогоды. Погляди в окно, какой вечер наступает. Солнце выглянуло из-за туч, чтобы тут же и опуститься за верхушки старых лип в парке. Так подойди же к окну, взгляни.
  "- Волнуйся океан… Настрой на совершенно иной лад. Вдоль стен в шкафах на полках выстроились книги, поблескивая в сумерках, наполнивших комнату, золотым тиснением своих обложек. Оматерилизованные волны океанических дуновений покоятся на книжных полках. Какая мощь, простор в них, песнь, прокатывавшаяся когда-то через умы и души людей, талантливо уловленная кем-то из них и вышедшая затем на поверхность в материю в виде букв, составленных в строчки, страницы, книги, отпечатанные на бумаге. Но о чем нынче песни океана?"
  - Проблемы портрета, которые волнуют тебя в последнее время, они не выдуманы, они действительно сложны, многогранны. Постичь их есть великое искусство, но и труд, еще раз труд, и снова, и снова труд. Ты должен стараться, чтобы когда-нибудь… Быстро темнеет. Зажжем свечи?… Как хочешь, но, при всем при том, налей, однако, вина. Нет, нет, налей, любовный, из бутылки, что стоит у тебя припрятанной на нижней полке вон того крайнего книжного шкафа. Не удивляйся, о тебе я знаю все.
  "- Буль, бульк," - течет в бокалы из бутыля вино. Как же написано в той книге? Что-то вроде того, что реальному эксперименту предшествует в некотором роде идеальная репетиция. Где-то была выписана в блокнот из книги еще одна цитата".
  - Какое вкусное вино?! Надо же придумать было, запереть его на хранение в книжный шкаф. От особых условий, надо полагать, и сохранилось это вино и обрело такой небывалый сочный вкус. Что значит выдержка в уединенном месте. Совершенно особенное вино.
  "- Вот, кажется, и блокнот нашелся, а вот и цитата выписанная из книги. Автор книги ***, название: " *** "1. Читаем выписанное: "При изучении того или иного объекта исследователи часто сталкиваются с задачами, требующими экспериментов, реальное осуществление которых невозможно. В этих случаях мысленные эксперименты являются совершенно незаменимыми формами научного мышления и средствами исследования". Океан бурливый, каков ныне ты?"
  - Извини, перебиваю твои мысли, но поскольку ты увлечен "ныне" цитированием из книг, а стоишь подле шкафа, то достань из него вон ту книгу.
  - Автор - ***, название книги: " *** "2.
  - Да, да, верно. Подай книгу… Вот здесь, на этой странице от сих до сих прочти, пожалуйста.
  - Что ж… Начало цитаты: "Следя за текущей действительностью, он черпал из нее образы и сюжеты для своих произведений, при этом сквозь призму временного просматривал вековечные вопросы". Конец цитаты. И что же? Кажется я с самого утра наблюдаю действительность, но где же призма преломления временного и вечного? Вот и день закончился.
  - В самом деле, сегодня, сегодняшнего дня, я увлеклась теорией, заставив вас, кажется, скучать. А призма… Но и ночь, что наступает, думаю, не совершенно без световых лучей. Только прежде завершим нынешний ваш экскурс в процедуру цитирования. Из этой теперь книги прочтите несколько строк.
  - Автор: Иван Сергеевич Тургенев.
  - Читайте.
  - "Вы раздвините мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и "кашки"; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце, еще свежо, но уже чувствуется близость жары".
  - Но, довольно книжных цитат! Я требую, чтобы мы вышли прогуляться по парку. Подайте расческу. Руку вашу попрошу, пожалуйста.

  Ступеньки в темноте.
  - Держись руки моей и следуй за мною по темным мыслительным аллеям. Отныне прогулки ежевечерние в старинном парке будем совершать мы, постичь стараясь язык шелестящих листьев многовековых древ. Мы будем наблюдать отраженья звезд и лунную дорожку на водной глади пруда, что расположился в самой глухой заросшей высокою крапивой части парка. И когда-нибудь во время прогулок мы, возможно, решим, что пора выйти за ограду парка, где раскинулось широкое поле в котором спеет в дремоте рожь, а за полем темной глыбою до звездного неба высится ночной весь из сказок сотканный лес.
  - Вот лавочка на аллее парка, на нее присядем и побеседуем. Тему предлагаю для беседы: "Ночь". Слово это старинное и на нем поставлено мощнейшее заклятие ста старух - ведуний: табу. Потому, чтобы рассуждать о смыслах погруженных в потемки этого слова, я на время наших бесед ослабляю силу древних заклинаний. Итак, гляди - незнакомка Ночь выходит из глубин и присаживается на лавочку рядом с нами. В знак не совсем снятого табу верхнюю часть лица ее прикрывает тонкая полупрозрачная черная вуалька. Но ты можешь видеть сквозь неё и брови - дужицы, и глаз живое мерцание, и угадывать форму совершенного в прелести носика, не так ли? А губку, ямочку на подбородке, их уже вуаль не прикрывает, здесь без тайн внешних от тебя.
  - Соедините ваши руки. Ночь - это грезы, тайны, волнительные ожидания, вздохи, шепот, поцелуи, тихий обворожительный смех. Ночь - это шелест листьев на деревьях, шёрох шелков платья, скрип песка посыпанного на дорожке аллеи. Всегда, особенно, Ночь чудесна в любое время года.
  - Ночь подарила формы телесности тебе в исследование. Здесь в этой аллее у этой лавочки на утренней заре я, вернувшись, встречусь вновь с тобой. Теперь, чтобы не мешать вашему интимному уединенью, я спешу удалиться. До утра… До скорого свидания.

  Ночь хороша, ночь дышит глубоко, по-прежнему мы сидим на лавочке бочком лицом к лицу и руки так и не разъединили. Но мы молчим. Речам неопытность помеха. Но вот поверху окружающих аллею старинных лип пробежал легкий ветерок и потревоженные им листья будто бы зашептали:
  - Дерзай постичь блаженство беседы с таинственною очаровницей. Дерзай…
  - Табу снято, ты можешь трогать ночь, исследуя, рукою. Порожденная тайна (и порожденье тайн!) находится перед тобой, дотронься до неё…
  Сжимаю в своей руке её горячую ладонь и, чувствуя, как язык немеет от волненья, произношу медленно слова:
  - Я так рад нашему знакомству. Вы хороши, нет прекрасны так ошеломительно.
  А листья лип все шепчут:
  -Тебе дано познать тождества и противоречия времен и формы пространств, что собраны в ночи клубком…
  - Достоверны знания, прошедшие испытания во времени. Что может быть древнее вечно юной нестарящейся ночи? Ночь у истоков всего рождавшегося, ныне порождаемого, у замыслов о порождениях.
  Наконец незнакомка произносит:
  - О, нынче в моде разговоры о порождениях. Но только в большинстве то пустые, никчемные разговоры. Породить… Настоящее порождение есть волшебство, основанное на смешении начал, жизненных истоков, до порождения истекавших и текших розно. Истинное порождение - то смесь времен, их сдвиги и потрясенья в глубинах; то переплетение пространств, создание неповторимых судеб.
  В парке темнота. Ночь тяжела грудью. Ночь широка, глубока и черна; новолуние. Звездный шатер раскинулся над безвидной, погруженной в ночную темноту землею.
  И опять будто бы слышится в шелесте листьев их нашёптывание о чём-то:
  - Дождись ночной глухой поры, глубокого ночного часа и в сад ступай неслышными шагами. Там под роскошной многовековой яблоней девица востроногая тебя будет ждать. Накидку легкую с себя сняв наземь, она постелит. Тогда седлай коня и в путь поторапливайся отправиться.
  Туман и Ночь, что общего меж ними?

  Подруга ночь; сплетает пальцы рук, переплетает судьбы. Ночь под тюлевыми покрывалами приводит на постель наложницу. Мерцает свет очей ее (девицы), пленительных, жгучих; мерцает телом, вздымает грудь в волнении волнительно; колышет бедрами, разводит руки, встряхивает волосами на голове упрямо. Танец зеркал, отражающих вереск, горящий пылающих чувств, могучий полет созданный движеньем пространств, сжимающих время в объятиях. Пиррический показ обнаженных интимных частей тела женщины. С помощью огня зажигают свечи. Запомни позу, грудь, наклон, пленительный изгиб. Возьми живительную влагу… Материя в динамике, в танце обращается к пределу, к границе то той, то другой своей стороной. Мир есть то или другое выраженное в мир обращение материи. Взмахи, вздохи, охи. Вакхический восторг и изумление. Мы наблюдаем через плоскость тело.
  Распущенный волос течёт по плечам.
  - Как скажешь… Как скажешь, так и будет.
  Материя мягка, полна насыщенностью, воздушна, гладка, податливая в меру; беспомощна порой, порой гадка, упряма, дерзка.
  Ночь холодна, безлунно небо.

  Ночь говорит на языке прикосновений; язык тел важен для нее. Ночь это таинство речей не произнесенных, но прикосновением выраженных; язык тел: "Руки раскрылись бутоном цветка нежно-розового ночного".
  Первый принцип различенности произведений искусства есть различие в снятии покровов с изображаемой действительности; обычно искусство не обходится без обнажения в какой-либо степени показываемого им предмета. Богатство форм и разнообразие комбинаций одеяний выставляют напоказ такое величайшее содержание, что постижение образа зрителем делается растянутым в продолжительное время.
  Другим признаком, позволяющим проводить различения среди художественных произведений, будет форма проявления в этом конкретном творении случая. Неизбежность властно диктует свои правила, но играющее дитё - случай переделывает совсем неслучайное, казалось бы незыблемое и обязательное. При создании определенных условий нечто наступает с жесткой логической необходимостью, но вот только при подготовке условий в эту подготовку коррективы вносит "дитё играющее".
  И третьим признаком объявится то, что заключено в изображаемом предмете. Проникая в плоть красоты через некие раскрытые для нас "вороты" мы производим при этом своими действиями нечто, не вмещающееся своими последствиями только в рамки нашего бытийного мира; порождаемое выходит за эти рамки и порождаемое также и инобытийно. Иного вина кубок полон; морские бури в глазах широкооткрытых. Молвит ему она: "Милый друг обретает меня в ласках тихих и нежных прикосновениях. Буду другу только верна во всех случившихся наших мгновениях". Дурашливые занавески трепещут от ветра на открытых в улицу окнах.

  - "Губы, губы, вы не будьте грубы. ...Круговерть, омуты небесные, в глазах небо".
  - Получше пойми выражение глаз.
  Полная луна взошла и осветила кругом. На веранде дома торопливый топот маленьких изящных ног по половицам пола незастланного коврами. Девочка писающая на песок. Порыв, движенье, выражение; на мокром песке остаются следы; вода течет, плещет на берег.
  - "Губы, губы,… Круговерть. Омуты небесные. В глазах небо. В глазах должна быть небесная голубизна".
  - Почему бы вам не попробовать иной метод?
  - Я весь внимание?!
  - Описание пейзажа поможет вам передать необходимое выражение глаз.
  "…Берущие у звезд истечения реки под ветра порывов ударами.
  Касания звезд лучами далеких миров.
  Колышатся волны, вздымаясь качают, как в люльке, судьбу.
  Качаются веслами движимы лодки".
  - Почему темна?
  - Мы все в ночи такие, встреться днем мне.

  За степами, за долами, за неведомы горами ручеек бежит.
  - Присаживайся, - сказала она, чиркнула по коробку спичкой и зажгла стоявшую посреди стола свечу. - Впереди у нас долгая длинная ночь. Поговорим, выпьем вина, а после… после будет видно.
  Ласковый ветер веет на тело прекрасное.
  Кивок головой гордо на плечи посаженной.
  Поступок чрезвычайный.
  Держит спадающих одежд края.
  Чувственный образ нагляден, выступающее через него частями, позволяет "схватывать" целое.
  Зримый образ выходит из глубин без посредства воображения; он исчисляется тысячелетиями погруженностью в сознании, но скрытый до поры и времен. Теперь он явлен. Никогда и никому не доводилось прикасаться к его, этого образа, энергетической оболочке, подверженной трансформации во времени и со временем, но не более чем выражение одного и того же лица. Лик раскрывается перед нами во всей полноте своей образной цепкости, кажущихся и действительных противоречивых стремлениях, борениях, поражениях и победах.
…Через человека космические страсти рвутся выйти на волю из бездны.
  - Пошли свой разум в поля и в состязание вступи с богинями судьбы и случая. Дерзай…
  - Что я подумал? Ты появилась, и смешались два запаха: запах полыни и пота.

  Идет дождь. Мокрая земля, мокрые крыши. Лужи на тротуарах и дороге. Пузыри, вспухающие на них под ударами мощных тяжелых капель. Дождь барабанит по жести, покрывающей крышу дома. Что в шуме этом? Музыка, трель небесная? Несет ли этот шум какую-либо информацию, чье-либо сообщение? Какую? О чем? Либо все это ударное многоголосье лишь образчик вселенского, по меньшей мере "небесного", хаоса?
………………………………………………………………….
………………………………………………………………….
  Идет дождь. Мокрая земля, мокрые крыши. Лужи на тротуарах и дороге…

  Промчалась ночь, вот утро настает. Светает.
  Великое, легкое, неимоверно воздушное безымянное естество скользящее и ускользающее, ощущаемое и неуловимое в ощущении, пробежало, объявляя о начале утра, вприпрыжку по песку, посыпанному на дорожках между дерев. Лучами розовыми солнца, брызнувшими по верхушкам лип, омываем проснувшийся старинный парк. Ночная темнота с аллей уходит далее в глухие укромные уголки, сменяясь все полнительнее постепенно густеющими световыми телесами.
  - Почему ты назвал ее …………?
  - Темная смуглая миниатюрная. Легка как пёрышко, податлива, современна. Догадлива, мягка, полна соками, желаниями. Полнозвучна, дышит глубоко, смех негромкий звенит… Бутерброд съела увесистый, крошки со стола в руку смела.
  - Дерзишь подчас. Сколько хлопот с тобою!
  Вздохнула.
  - Можете поспать два-три часа, но проснувшись пропишите что случилось с вами в эту ночь и после сразу же на занятия. Нам надо поторапливаться, ночные прогулки не были предусмотрены учебною программой… И  бери перо писателя, и, обмакнув его в чернила, в путь по белому полю чистого листа бумаги поторапливайся отправиться. Прогулки гулки по ночам!
  "…Волнистой линией легли поверху слова: синтаксически сцепленные, структурированные, отбитые в строгие формы. Слова скатываются по гребням предложений, добегают до точек, загадочно мерцающих жирными телесами в самых неожиданных текстуальных расположениях. Точки дочки ночки утомительно назойливы своим обязательным присутствием на концах повествовательных предложений…"

  - Недаром так долго трудился!...

1 Цитата из книги: А.В. Славин "Наглядные образы в структуре познания".
2  Цитата из книги: Б.И. Бурсов "Личность Достоевского".

  июнь -  ноябрь 2004 г.



                Объект атаки


  ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ № 8
  Французская защита.
  Капабланка - Бланко
  Турнир в Гаване, 1913 г.
  Прокомментировав в своей книге эту партию, Панов дает обобщающую оценку игры белых: "Блестящий образец маневренного наращивания позиционного преимущества!"
  Но приведем комментарии Панова по порядку. После четвертого хода черных: 4. … Кd7 "…Бланко, видимо, стремился только к упрощениям и ничьей" (Панов). 12. … f5 "Всю партию Бланко играет очень пассивно, даже робко!" (Панов). 19. d5! … "Решающий прорыв" (Панов). 25. Сe2! … "Теперь выясняется, что положение черных безнадежно: как бы они ни играли, белый слон переходит на ключевой пункт d5, полностью сковывая фигуры противника" (Панов). 33. Л:e6. Черные сдались.
  СПРАВКА (из книги "Шахматы. Энциклопедический словарь"): "Французская защита относится к полузакрытым началам. Дебют получил название после партии по переписке Лондон – Париж (1834 -36), в которой французские шахматисты применив ход 1. …е6, добились победы. Трактовка Французской защиты носит многоплановый характер. В большинстве случаев создается характерная структура в центре с "пешечным клином" белых на поле е5, что определяет их активную игру на королевском фланге. Черные стремятся к контратаке белого центра ...в сочетании с активными операциями на ферзевом фланге, используя при этом вертикаль "с". …И в наши дни французская защита остается весьма актуальным началом".
  Конечно, в рассмотренных нами юношеских партиях Капабланка, по современным меркам, играет в классические шахматы. Но не надо забывать, он был игроком времени становления и расцвета шахматного модерна. Десятилетием спустя после того, как была сыграна эта партия, после Первой мировой войны, шахматный теоретик-супермодернист Нимцович сделает обобщенное выражение фундаментальной модерновой идеи: "…объект атаки прежде всего необходимо сделать неподвижным".
  Как день через вечерние сумерки переходит в ночь…
  "Французская защита была, пожалуй, первым полуоткрытым началом, которое еще в давние времена привлекло внимание исследователей. Не исключено, что поначалу она обратила на себя внимание тем обстоятельством, что после 1. … e7-e6 черные просто и кардинально прикрывают наиболее уязвимый пункт f7. И вообще ее стратегия за черных построена на идее контратаки, особенно если белые играют в дебюте неосторожно. Преждевременные, неподготовленные атаки здесь могут быть весьма пагубными для атакующей стороны".
  "…Если черные во время первых двадцати ходов выдержат давление белых на королевском фланге, то в окончании они могут рассчитывать на победу". (Г. Мароци, венгерский гроссмейстер).
  Шахматы – мир, в котором кроме борьбы ценится еще и красота. И в постижении этих взаимодополняющих начал прошло становление юного Капабланки. Он был шахматистом эпохи модерна. Однако, пока еще он осваивается и играет в классические шахматы!
  СПРАВКА (по книге Линдера "Капабланка в России"): Капабланка сыграл в турнирах и матчах (официальных и тренировочных) 603 партии. Когда он играл черными, в 96 партиях против него делали белыми ход 1. е2-е4, на который он 11 раз отвечал ходом 1...е6 (французской защитой).

  6 июля 2008 г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.