Кольцо желаний

- А это у вас что такое? – спросила я старенького продавца.
Продавец маленькой лавочки на Арбате, старенький и сгорбленный, суетливо подошел ко мне и склонился над прилавком, куда я показала своим пальчиком.
- Сударыня, это кольцо, - ответил продавец дребезжащим голосом.
- Я вижу, что кольцо. Покажите, - раздраженно сказала я, и отвернулась к окну.
Какая нынче весна беспокойная. То солнце, то дождь. Вот и теперь на мостовую падали огромные капли. Надо было не выезжать сегодня. Но с утра светило такое солнышко … Я повернулась к продавцу, который расстелил на прилавке кусок зеленого сукна и положил на него кольцо.
- Это кольцо не новое, – сказала я.
- Сударыня, здесь все вещи старые. Я не торгую новыми вещами. У меня только старинные вещи, антикварные.
Я смотрела на кольцо, поворачивая его то в одну, то в другую сторону. Ничего интересного. Но должна же я хоть что-то купить в этой антикварной лавке.
- И сколько лет этому кольцу?
- Трудно сказать точно. Но за то, что это прошлый век я ручаюсь.
Я посмотрела на камень.
- Изумруд?
- Да, сударыня, чистой воды.
- Я возьму его, - сказал я, и положила на прилавок деньги.
- Вы даже не примерили, - расстроено сказал продавец.
- После примерю, - ответила я, положила коробочку с кольцом в сумочку и вышла из лавки.

  Дождь кончился. Солнце снова сияло, пели птицы, была настоящая весна. Я подошла к своему экипажу, и сказал:
- Поезжай домой. Я пойду пешком.
- Как прикажите, барыня, - ответил наш кучер и серые лошади, гордость моего мужа, понеслись по Арбату.
Я шла по улице и думала:
"Помнят ли камни этой мостовой то время, когда я гуляла здесь со своей няней? Я бегала по лужам, а она громко бранила меня по-французски. Помнят ли они меня взрослой барышней? Как я шла с букетом мокрой сирени … и мечтала о любви".
Я остановилась у дома Пушкиных.
"Милый, милый мой Александр, ну зачем вы женились на Натали, а не на мне? Ведь вы были влюблены в меня. Помните? А то стихотворение, с вашим рисунком на полях, помните? Боже, как я покраснела, когда его увидела. Думала, что сгорю со стыда. Мне и теперь вспоминать его совестно. Совестно за вас, Александр Сергеевич, наш милый ветреник".
Дверь дома Пушкиных открылась и вышел слуга.
"Может быть, передать вам … А, впрочем, пустое…"
Я отвернулась и пошла дальше.
"Наш Арбат … Помнит ли он, как по его мостовой ехали наши свадебные кареты? Зачем я вышла замуж за Николая Андреевича?
А помнит ли Арбат наши встречи? Эти короткие, мимолетные встречи в кондитерской. Какая глупость. Зачем я влюбилась в вас тогда, на балу у Николаевских? Мой вечно грустный Павел. Вам не нравилось, как я вас называла - Павел… Смешной и грустный…"
Однако, что за мысли сегодня? Это всё весна. Чудесная московская весна…

Войдя в дом, я сбросила шубу и вошла в гостиную.
- Анна Васильевна, ваша платье доставили, - выкрикнула моя горничная Лиза.
- Хорошо.
- А чай пить будете?
- После, Лиза, после, - ответила я.
Я бросила на стол сумочку и села в кресло.
Все-таки, хороший сегодня день. Вот только воспоминания … Ко мне стали приходить воспоминания. А вспомнить, ведь, есть о чем. Как жаль, что перед свадьбой я сожгла в камине свой дневник. Побоялась, а вдруг муж случайно найдет.Я представила себе его лицо и рассмеялась.
- Звали меня, Анна Васильевна, - спросила Лиза, заглядывая в гостиную.
- Нет, Лиза, это я так.
Лиза исчезла за дверью.
Интересно, а был ли такой дневник у моего Николая Андреевича? И, пишут ли мужчины такие дневники?
Я представила себе своего мужа, записывающего в тетрадку свои тайные мысли, стихи о любви и снова рассмеялась.
Лиза опять появилась в дверях.
- Анна Васильевна, платье будете мерить?
- Пожалуй, - ответила я и прошла в свою спальню.
Лиза снимала обертку с платья. Бумага шуршала, шуршали кружева, и я снова вспомнила… свой первый бал и своё платье.
- Лиза, тебя часто посещают воспоминания? – спросила я.
- Да что мне вспоминать такого, Анна Васильевна, - просто ответила Лиза и встряхнула платье. - Красиво, - сказала она, раскладывая платье на софе.
- Не дурно, - согласилась с ней я.
- Вы в нем пойдете сегодня на вечер? Подшивать будем?
- Нет, Лиза, и подшивать не надо, и не пойду я никуда.
- Как же так, Анна Васильевна, ведь ждут вас.
- Вот вернется Николай Андреевич из Петербурга, с ним и пойду.
- А без него чего не идете?
- Лиза, Николай Андреевич не любит, когда я без него в такие гости хожу.
- Ревнив он больно.
- Что делать? – сказала я и посмотрела на себя в большое зеркало.
Зеркало отразило всю мою фигуру. Я изогнулась, полюбовалась своей тонкой талией, длинной шеей, поправила локон, качнула головой, чтобы засверкали серьги, и сказала сама себе:
- Не нужно было жениться на молоденькой.
Лиза улыбнулась и тут же снова приняла серьезный вид.
- Жаль, что не пойдете. Вот и платье готово. Что же вы дома сегодня будете?
- Дома, Лиза.
- А с платьем, что?
- Повесь в шкаф, - сказал, я и вышла из комнаты.
Что за день сегодня такой. Словно и нет меня сегодня, а вся я в прошлом.
Это, видимо, наш доктор со своими каплями виноват. Конечно, он, кто же еще. А может быть, это весна виновата? Что-то заныло, заболело в груди, ворвалась в душу тоска, огляделась и осталась.
Я села в кресло и посмотрела на портрет мужа. От этого моя тоска еще больше усилилась.
- Вам скамеечку под ноги поставить?
- Что? А … поставь.
Лиза принесла скамеечку и ушла.
Даже прислуга и та сейчас пойдет на кухню болтать с поваром. А я всё одна. И поговорить не с кем. Воспоминания снова нахлынули с новой силой…
Мой милый, ужасный и несносный Пётр. Звал меня бежать с ним на Кавказ. Вот была бы я дурой, если бы согласилась тогда. А ведь хотелось, ох как хотелось. Как, однако, сложно быть женщиной. Жизнь идет, любовь приходит и уходит, и ничего не остается. Ничего, кроме воспоминаний. Да жив ли он, Петр Сергеевич. Дуэлянт был известный. Горячий, вспыльчивый, страстный… С ним я забывала обо всем. Дай то Бог, чтобы жив был. Может, вспоминает обо мне.
На глаза набежала слеза.
- Однако, полно плакать. Что же мы, свет мой, Анна Васильевна, купили с вами? – сказала я сама себе, вынимая коробочку.
Кольцо было не новым, золотым, слегка поцарапанным.
- Не щадило тебя время. Где-то я видела такое же.
Я надела кольцо на палец.
- А оно-то мне как раз впору. А что мне моя бабушка говорила? Нельзя надевать чужие кольца. А это кольцо и вовсе неизвестно кого? Может, его дурной человек носил. Тогда, зачем я купила его?
Я хотела снять кольцо с пальца, но у меня ничего не получилось. Кольцо не мешало мне, не жало, оно просто не хотело сниматься с пальца. Я даже не чувствовала его. Словно оно и мой палец были одним целым.
Я вытянула руку и посмотрела на кольцо. Красиво, старое золото, таинственно поблескивающий изумруд.Тоска в моей душе, словно, к чему-то прислушалась, забеспокоилась и исчезла. И, следа от нее не осталось.
- Лиза, - крикнула я.
- Что, Анна Васильевна?
- Я, пожалуй, пойду сегодня в гости.
- Собираться когда будем? - спросила Лиза.
- Скоро, - сказала я и встала с кресла.
Лиза тихо ойкнула.
- Что с тобой? – спросила я и посмотрела на нее.
Лиза стояла, прижав ладони к губам.
- Что с тобой? – еще раз повторила я.
- Как же это, Анна Васильевна? – прошептала она.
- Да ты скажешь мне, наконец, что случилось.
Лиза протянула руку и указала пальцем на мое кольцо.
- Откуда оно у вас?
- Я не понимаю тебя, Лиза, - раздраженно сказала я.
- Так ведь, это оно, оно самое …
- Вот беда-то с тобой. Да объясни ты толком.
- Кольцо на вас, Анна Васильевна …
Лиза так и не договорила. Только стояла и покачивала головой.
- Ты, лучше, помоги мне снять его. Что-то у меня не получается, - сказала я, теряясь в догадках, что такого усмотрела моя Лиза.
- Нет, не могу, - Лиза качала головой.
- Лиза! – крикнула я, - Сейчас же объясни мне все!
- Да, Анна Васильевна, вы уж простите меня, испугалась я…
- О, Господи, - сказала я, пытаясь снять кольцо с пальца, но у меня ничего не выходило.
- С мылом надо, с мылом – сойдет, - сказала Лиза.
Кольцо снова лежало в своей коробочке, заплаканная Лиза ушла на кухню готовить чай, а я снова погрузилась в свои воспоминания…

Сколько лет прошло с тех пор? Какая была тогда ужасная ночь… Сестра умирала. Никто не спал. Гроза бушевала над нашим домом, сотрясая его раскатами грома, дождь заливал окна. Никто не мог заснуть. Ждали доктора. Да только разве придет он в такую погоду. Доктор пришел. Бледный, мокрый, он обвел всех растерянным взглядом и сказал:
- Я пришел, не мог не прийти. Но, только вряд ли…. Безнадежна.
- Доктор, сделайте что-нибудь…
- Такая молодая, как же …
- Еще только вчера…
- Невозможно, чтобы нельзя было помочь…
- Я не Бог, я бессилен.
- Господи, Господи не допусти…
- Я на все согласен, только бы она была жива…
- Я сделал, все что мог.
- Сколько еще осталось …
- Может быть день.

…День. Один только день отделял жизнь от смерти. Что же это такое – смерть человеческая? Так ли она необратима.
Я заперлась в своей комнате, бросалась из одного угла в другой.
- Что же делать? Что же делать? – повторяла я неустанно.
- А что ты сделать хочешь? – раздался неожиданно тихий голос.
- А … кто здесь?
Расширенными от страха глазами я смотрела в угол комнаты.
- Я это, я, не бойся.
- Ты?! Ты пришел. Я думала про тебя, и ты пришел.
- Пришел. Что у вас?
- Сестра умирает.
- Плохо.
- Что делать?
- А, что тут сделаешь?
- А можно что-нибудь сделать?
- Подумать нужно.
- Думай, думай скорее.
- Не торопи меня. Дело не шуточное.
- Ну же!
- Есть один способ, только захочет ли?
- Кто? Кто захочет?
- Да она, сестра твоя. Она в сознании?
- Нет.
- Плохо. Значит, сама решение принять не сможет…
- Какое решение? Какое?
- Ты решишься?
- На что?
- Что ты отдашь за то, чтобы твоя сестра осталась жива и прожила еще долгую жизнь.
- Я… я не знаю, что нужно? Моя Душа?
- Я что? Бес?
- Нет.
- Думай.
- О чем думать?!
- Что ты отдашь?
- А что у меня есть?
- Отдай свое счастье.
- Счастье? Как это?
- Так… ты никогда не будешь счастлива.
- Счастлива … Никогда не буду? Но если моя сестра останется жива, разве я и тогда  не буду счастлива?
- Нет.
- Я не знаю…
- Думай, но не долго. За ее душой уже идут.
- Согласна!

Одно воспоминание тут же сменилось другим. Счастливый Николай Андреевич выбежал из нашей гостиной с криком:
- Согласна! Согласна!
- Да, что с вами, Николай Андреевич? – спросил его мой отец.
- Анна Васильевна согласна выйти за меня замуж.
- Вот и хорошо, - сказал, улыбаясь, отец.

И вот снова воспоминание.
- Что же делать? Что делать? – стонала я, прижимая пальцы к вискам.
И снова в моей комнате раздался голос:
- Опять выхода нет?
- Ты пришел.
- Думала про меня, вот и пришел.
- Он мне предложение сделал.
- Вот и хорошо.
- Не люблю я его!
- Не будет тебе счастья, Анна. Знала, ведь.
- Знала.
- Жаль тебя. Молодая, красивая. Хочешь, подарок подарю?
- Какой?
- Колечко есть у меня одно…
- Что за колечко?
- Не простое. Оденешь его на палец и …
- Что?
- Возьмешь?
- Возьму.

Я вернулась к действительности и посмотрела на кольцо.
Кольцо лежало в своей коробочке и смотрело на меня обиженно своим зеленым глазом.
- Ну, что ты. Обидели тебя. Да ты не обижайся. Это Лиза, глупая, перепутала. Уж больно похоже ты на другое кольцо.
Кольцо словно подмигнуло мне зеленым блеском.
- Что? Не так. Но я то помню, хоть и смутно…
Я снова взяла кольцо в руки.
- А почему ты сниматься с пальца не хотело?
Я улыбнулась, и улыбка застыла на моем лице. Что я, собственно, улыбаюсь, чему радуюсь. Не было у меня радости. Только и было что кольцо. Наденешь его на палец и…
- Анна Васильевна.
Лиза вошла в гостиную.
- Что тебе?
- Вы меня, конечно, простите, но я все равно скажу.
- Говори.
- Уж я не знаю, почему вы не помните, не мое это дело, а только это точно оно. Оно самое кольцо.
- Почему?
- Так вы сами посмотрите. То кольцо было с изумрудом и это. А форма кольца, а то, что оно на ваш палец подошло. Вы меня, конечно, простите, только на ваш палец, Анна Васильевна, не каждое кольцо подходит. Уж больно тонкие у вас пальцы. И зачем вы только его купили у этого старьевщика? И как оно только попало к нему?
- Этот продавец не старьевщик, Лиза, он продает старинные антикварные вещи.
- Да что вы, Анна Васильевна, я сама давеча видела как Настя, горничная князей Сумских, в эту лавку свои украшения относила.
- Зачем?
- Так, видно, деньги нужны. Ей князь много всякого надарил, вот она и относит. На себя ведь, такие украшения не наденешь.
- Лиза, довольно сплетничать. Возможно, я не узнала своего старого кольца, но это не означает, что ты можешь мне задавать вопросы по этому поводу. Можешь идти.
- Хорошо, Анна Васильевна, я только как лучше хотела, - обиженно сказала Лиза и ушла.

- Волшебное кольцо желаний. Почему я не узнала тебя? Почему не вспоминала о тебе все эти годы? Настолько сильно было во мне желание все забыть. И я забыла и не вспомнила даже тогда, когда увидела тебя. Теперь ты снова со мной. Что же мне делать с тобой? Что делать?
- Не знаешь? – прошелестел голос, словно ветер пронесся по комнате.
- Это ты? – спросила я и испуганно оглянулась
- Я.
- Странно.
- Что?
- Как мне удалось забыть и тебя, и твой подарок?
- Сам удивляюсь.
- Кольцо снова со мной.
- Ну и носи.
- Боюсь.
- Чего?
- Жить, желать, мечтать – всего.
- Так нельзя.
- Можно. Сам видишь.
- Сломала ты себе жизнь.
- Нет, не сломала. Я свой выбор сама сделала. И не так уж я и несчастна. Возьми кольцо.
- Я свои подарки назад не принимаю. Один раз ты от него избавилась, а оно вернулось к тебе. Как ты думаешь, почему?
- Почему?
Но мне никто не ответил.

Наступил вечер. Свечи освещали комнату неровным светом, и от этого света лицо мужа, на портрете, было словно живое.
- Скорей бы вы уже приехали, Николай Андреевич.
Я взяла кольцо и надела его себе на палец. Потом закуталась в любимую шаль и села на диван. Моя кошка тут же вспрыгнула мне на колени.
- Одна ты у меня.
Кошка согласно муркнула.
- Ты и вот оно, волшебное кольцо желаний. Как же ты из Москва-реки выбралось? Как в эту лавочку попало? Жаль, говорить ты не можешь. Ты уж прости меня. Выбросила я тебя. С горя да со стыда. Хотела быть счастливой, да видно, точно, не судьба. Даже ты не помогло мне. А ведь и было у меня всего только одно желание. Желание, о котором никто не знал. Только я, ты и Лиза. Да еще мой дневник, который я сожгла, но сохранила из него один листочек.

Ваш нескромный рисунок, Александр Сергеевич, я залила чернилами. И остались на нем только стихи. Строчки, которые свели меня с ума. Внушили глупую надежду. Вы любили меня. Но разве меня одну? Сколько женщин Москвы и Петербурга могут сказать такие слова? Но такую глупость смогла совершить только я. А как же иначе? Ведь только у меня было волшебное кольцо желаний. Я долго боролось со своими чувствами к вам, Александр. Эти чувства не проходили, они жили в моем сердце и однажды вырвались на свободу. Я думала, что смогу с помощью этого кольца стать счастливой с вами.
Вначале вы, действительно, вспомнили обо мне. Ваши чувства вспыхнули вновь. Вы даже прочитали мне на ушко маленькое стихотворение, адресованное моему букету на платье. Я радовалась так, как никогда в жизни. Я готова была бросить все и пойти за вами. Никакая людская молва не остановила бы меня. Я ждала от вас этих слов. Но их не было. Тогда я решилась. Я сама предложила вам. А вы повели себя странно … вы не удивились, нет. Вы растерялись. И отказались от меня.
Как я осталась жива тогда, я не знаю. Такого горя я не испытывала никогда в жизни. Это горе породило во мне чувство мести. Я хотела вам зла, хотела сделать больно. Чтобы вы также почувствовали боль человека, которого вы ранили просто так, шутя, мимоходом. Вы заставили меня полюбить вас, зная, что я не нужна вам. Жестокость не простительна. А жестокость человека талантливого и всеми любимого не простительна вдвойне.
Тогда у меня возникло другое желание. Мое кольцо должно было совершить очень плохой поступок. Я подошла к вашему дому, смотрела на ваши освещенные окна и думала: "Кому теперь вы пишите и посвящаете свои стихи?"
Пожелав вам всяческих несчастий, я ушла. На душе было гадко, мерзко, ужасно. Мое желание счастья обернулась для меня несчастьем. Я долго болела потом, видимо сказалась нервное расстройство. Было несколько дней, когда мне казалось, что я умираю. У меня начались видения, я звала вас, просила простить… Вы даже приходили ко мне и что-то говорили, но я не слышала ваших слов. Я только видела ваши глаза. В них не было любви.
Когда болезнь отступила, я поняла, что была совершенно не права. Нельзя силой или волшебством заставить человека полюбить. Моя верная Лиза, ухаживая за мной все эти дни, очень радовалась моему выздоровлению. Лиза была единственной, кто знал мою страсть к вам. Ей я рассказала все ... И про кольцо и про вас. Лиза была уверена, что кольцо мне подарил Дьявол, который хотел погубить мою Душу. Она просила меня избавиться от кольца, что я и сделала сразу же, как только смогла выйти на улицу…
Кольцо погрузилось в воды Москва-реки. После моего окончательного выздоровления, мы обвенчались с Николай Андреевичем. Вот и все. Так и закончилась моя история о не состоявшейся любви и счастье.

И зачем ты снова со мной? Кольцо желаний.

Я посмотрела на портрет мужа. Его большие глаза смотрели внимательно, по-доброму и немного грустно. Вот еще один человек, перед которым я виновата. А ведь он любит меня. Любит, хотя знает, что его любовь не взаимна. Сколько раз я, чувствуя на себе его взгляд, быстро поворачивалась и успевала заметить тревогу в его глазах. Эта тревога тотчас исчезала, он улыбался…
Я посмотрела на кольцо. У меня вдруг возникли мысли, которых у меня прежде никогда не было. Было ощущение того, что я, наконец, поняла, что-то очень важное, что-то главное в моей жизни. Сердце бешено заколотилось в моей груди, мне не хватало воздуха от этих мыслей. Новое чувство ворвалось в мою Душу.
Это была беспокойная ночь. Ночь терзаний и волнений. Я забылась тревожным сном только под утро. Сколько я проспала, я не знаю. Но меня разбудил голос моего мужа, который шептал мне на ухо:
- Анечка, душа моя, что же ты спишь здесь на диване. Тебе ведь неудобно. Давай я отнесу тебя в спальню.
Обычно его нежный тон раздражал меня, но теперь, поняв, что приехал Николай Андреевич, я встрепенулась и посмотрела на него. Господи, прежде я не замечала того, как он красив. Его седые бакенбарды очень шли к его стальным серым глазам, в которых читалось только одно чувство – любовь. Его сильные руки обнимали меня за плечи. Я обхватила его за шею и замерла. Я чувствовала, что моя страстность удивила его. Вот человек, который любит меня. Разве это не есть счастье?

Этой ночью я поняла, что счастье у человека нельзя отнять, его нельзя отдать, оно зависит только от самого человека. Мое счастье всегда было рядом со мной, а я не узнала и не поняла его. Я искала свое счастье в других людях и не находила, потому что там его не было. Моя любовь была рядом со мной. Она жила и ждала того, что я увижу, узнаю и пойму ее.
- Анечка, посмотри, что я тебе привез, - сказал Николай Андреевич, - колечко.
Я вздрогнула.
Кольцо. Кольцо желаний. Оно выполнило мое желание, я стала счастливой. Я вдруг почувствовала, что его на моем пальце нет. Я отстранилась от мужа и украдкой посмотрела на свои руки. Кольца не было.
- Посмотри, - сказал Николай Андреевич и открыл передо мной коробочку.
В бархатной коробочке лежало золотое колечко с изумрудом. Николай Андреевич надел кольцо мне на палец. Изумруд, сверкнул, словно сказал мне:
- Я выполнил твое желание.
Я обняла мужа и прошептала ему:
- Спасибо, милый.
А про себя подумала:
"Ты же говорил мне, что я не буду счастлива".
И услышала тихий ответ:
- Ты совершила благородный поступок. Ты была готова отдать свое счастье за жизнь своей сестры. Благородство вознаграждается. Я рад, что ты, наконец, все поняла.
На мгновение я увидела в комнате своего Ангела-Хранителя, который улыбнулся мне и исчез.

 

 

 


Рецензии