Гордон 3. мы вышли все из лагерей...

Мы вышли, вышли все из лагерей,
И даже тот, кто не хлебал баланды
Под «Мурку» водку пьет в своей норе,
Друзей зовет лишь – кореша и банда…

Все началось со скромного УСЛОНа
И, переплюнув царские века
В ад Колымы кидала миллионы
Усатого иссохшая рука.

Потом под сенью зубчатой стены
Жирело новоявленное барство,
Ленивые ходили топтуны
За тем, кто нес угрозу государству.

А диссиденту – то тюрьма, то дурка
И тех времен немного даже жаль.
Как говорилось – Бог не фраер, урки,
Я подпишусь за эту марцифаль…

А нынче что? Москва пестра от крыш,
Менты сидят давно уж на измене,
И, в общем, никого не удивишь,
Что и министры ботают по фене…

Прошу прощения за приведенный выше стишок, так же за то, что продолжаю рассматривать приведенные Гордоном к себе в студию типажи – ну не могу отказать себе в этом безобидном удовольствии. Телевизора у меня, отсталого, нет, а повторы гордоновских передач всегда можно найти в сети. Стишок в тему, ибо очередная передача была посвящена засилью блатной музыки. И был приглашен сам Шуфутинский.
Признаюсь, я ожидал чего-то другого. Ну, что крик стоял – это понятно, были б стаканы – полетели бы противнику в головы. Высказывались какие-то немыслимые претензии, они опровергались какими-то идиотскими доводами.
Навязывание молодежи блатной романтики? Да при чем тут Шуфутинский? Дядя чисто- конкретно делает деньги на том, что пользуется популярностью. Ну, уровень его исполнения комментировать нет нужды – шедевры песенного творчества данного господина льются в уши каждому, кто вынужден добираться от метро до дома на маршрутке. По назойливости радио Шансон давно уже заткнуло за пояс любую попсу вместе со всеми мэтрами (что с кепками, что без кепок) и примадоннами.
Честно говоря, меня удивил один момент, общий для всех, кто побывал у Гордона на арене.
Никто не сомневается, что люди банально, пошло и примитивно зарабатывают деньги – и больше их ничего не интересует. ( И Минаев, и Сафронов, и, тем более, Шуфутинский.) Зарабатывают, не щадя живота своего, не обращая внимания на какие-то там абстрактные и далекие от жизни понятия вроде моральной чистоплотности, разборчивости, и уж тем более не рассуждая о высоких идеях. Как говорил Дуремар в исполнении Басова – Да чтобы я променял золото на какое-то там счастье!!!
Но почему ни у кого не хватает смелости это признать? Вот просто встать и сказать честно – ребята, деньги не пахнут. Я их хочу много. Очень много. И еще чуть-чуть сверху.
Нет – Шуфутинский, оказывается, вынужден петь блатняк – потому что этого требует народ!! Если бы народ не клянчил блатных песен, то дядя перешел бы на брутальную мужскую лирику и стал бы радовать своих поклонников настоящим творчеством. Вы хочете песен? Их есть у меня!
Так что – народ – закрой свой рот и не мешай сказать. Не ясно? Завали помойку, гнида! Угондошу! За свободу творчества пасть порву…
Я ему сочувствую. Шестьдесят лет. Ровесники уходят один за другим. Вслед за эпохой. Многие уходят со сцены раньше, чем из жизни. И, в общем и целом, все – даже те, кто в пресловутые советские времена казались верхом безвкусия, на фоне современной шелухи выглядят и в самом деле монументально.
И что оставит он, король шансона ( вас не коробит такое названьице) потомкам? Кабачные пляски в окружении полуголых голенастых шалав? Наколочку? Братва, держите якоря?
У человека, кажется, от разнузданной атмосферы шалмана с чисто-конкретными пацанами сместились полюса. Поясняю – перестал отвечать за базар…
С какой стати народом стали водители маршруток с их коронным радио «Газелист»? Конечно, они являются какой-то частью народа, но не всем народом. Когда народом стала весьма специфическая маргинальная прослойка? И даже если говорить о ней, тот этим «эстетам» по большому счету все равно, что слушать – каких-нибудь «Шипящих», группу «Белка на стрелке» или Шуфутинского.
Хотя, наверное я неправ. Видимо, и у них существует разделение на высокое – низкое.
Шуфутинский – образец интеллектуальности. К тому же у него есть песня. Под нее можно капнуть пьяной слезой на селедку. Под «Шипящих» на селедку не капнешь… или капнешь – но не на селедку и не слезой.
Тут интересно другое – определенная деградация коснулась и этого жанра. Блатняка.
(маленькое уточнение – «Ножи», которые исполняет Шуфутинский и которые не подходят под определение блатного творчества, написаны расстригой авторской песни Митяевым. Хорошая песня. Единственная достойная у Шуфутинского.)
Судите сами – он возник не на пустом месте. Самой знаковой фигурой был, конечно, полузабытый сейчас Аркадий Северный, давно уже умерший от алкоголизма. Он тоже, как и Шуфутинский, не писал сам, тоже пользовался, так сказать, народным творчеством. Но… творчество, что ли, было другое?
Я нашел у Фимы Жиганца (рекомендую) текст «На Дерибасовской открылася пивная.» Представлять, я думаю, не надо. Я ее слышал, можно сказать, в нежном возрасте, с бобины катушечного магнитофона, в исполнении как раз Аркадия Северного. Мое поколение и те, кто старше, прекрасно помнят качество записей на тех самых лентах – если удавалось разобрать хотя бы половину текста, это было замечательно. От магнитофона к магнитофону присоединялись шнуры, песни и концерты переписывались сотни раз – и, конечно, чистота записи от копии к копии становилась все хуже.
Так вот, встретил я у Фимы Жиганца текст знакомой по молодежным пьянкам песенки – и обалдел. Ведь сделано! Яркий, сочный, выпуклый язык, характерный юмор, детали, которые создают едва ли не живописный образ… и это, заметьте, в песне, которая появилась – как и большинство – в двадцатые годы прошлого века.
Таланты перевелись? Ну, вряд ли. Скорее – те, кто талантлив, перестали писать шансон. Я говорю именно шансон, поскольку к блатной песне он имеет очень косвенное отношение.
Не стоит даже разбираться в определении – блатная песня. Те песни, которые поют в тюрьмах, зонах, лагерях? Тогда первый шансонье Союза – Сергей Есенин. Он не пел … хотя нет, и пел тоже, только звукозаписывающих устройств в те времена еще не придумали ( виноват, уже придумали, но для очень узкого круга). Это единственный поэт, которого заключенный уважали, уважают и будут, мне думается, уважать. Поэт, который, надо заметить, сознательно эксплуатировал этот пласт, вплоть до скандалов и обид на других поэтов – Бандиты – мои; не надо трогать бандитов…
Но сам никогда не сидел. Так что поют в местах не столь отдаленных? По свидетельствам очевидцев – все. Все то же, что и на свободе.
Но, если взять классику блатняка… «Таганка – все ночи полные огня.» Автор неизвестен.. «Раз в московском кабаке сидели» - то же самое, неизвестный автор, но исполняли ее и Северный, и Высоцкий. Судя по реалиям – тридцатые-сороковые годы.
«Стою я раз на стреме» - блатняк? Еще какой блатняк. Автор неизвестен? Отчего же – А.Левинтон, филолог.
«Когда фонарики качаются ночные…» - еще одна известная блатная песня. Автор – поэт Глеб Горбовский.
«Бублики, купите бублики, гоните рублики сюда скорей, и в ночь ненастную, меня, несчастную, торговку частную ты пожалей» что тут такого блатного? И тем не менее. Автор – Я. Ядов, год создания – 1926.
«Сигарета, сигарета, ты одна не изменяешь, я люблю тебя за это – да и ты про это знаешь» Тоже считается отчего-то блатняком. Может, оттого, что исполнял Аркадий Северный? Но автор – А. Крупп, известный в узких кругах бард.
Что там у нас дальше? Пожалуй, единственная песня, от которой действительно мороз продирает по коже – «Колыма», или – Я помню тот Ванинский порт… песня, ставшая заслуженно народной. Об авторстве спорят, так что – неизвестен.
«Товарищ Сталин» - могла бы занять почетное место среди блатного репертуара, но, по иронии судьбы, так и осталась сравнительно малоизвестной. Автор – Юз Алешковский.
Ну и, наконец, песня, давно уже ставшая легендой, сотни раз переделанная и перепетая – знаменитая «Мурка». Авторство, конечно, тоже неизвестно – хотя иногда его приписывают – то Леве Задову, начальнику контрразведки батьки Махно, то тому же Ядову, а музыку – знаменитому в двадцатые годы Оскару Строку. Но ничего, конечно, не доказано.
Среди бичей и уголовников на Северах ходила – да, думаю, и сейчас ходит песня «От злой тоски не матерись» Автора, Александра Городницкого, океанолога и геолога, едва не зарезали рабочие в поле, когда он, услышав и возгордившись, попытался заявить свои, так сказать, права. Даже не заявить, а просто – ребята, эту песню я написал!! На что услышал – еще раз вякнешь такое – зарежем. Так мог написать только тот, кто не один год в лагерях провел…
К чему я это все говорю? Все эти песни, многим из которых далеко за восемьдесят лет, можно считать блатняком, можно не считать, но одно у них общее – их никогда, ни при каких временах, не исполняли со сцены. Разве что в кабаках с соответствующим контингентом… их не раскручивали, в них не вкладывали бабки. Хотя Утесов пел «Мурку» на закрытых концертах – но на них же он мог исполнять и «Гоп со смыком.» Все. Но песни жили своей жизнью, независимо ни от автора, ни от исполнителя. В них появлялись новые строчки и целые куплеты, их исполняли под гитару во дворах и просто у костра в полевых партиях. Их не было – но они были.
Эти песни самой своей историей доказали свою художественную ценность. И мне думается, что за всю свою историю, все вместе они не собрали столько денег, сколько собирает за концерт наш страдающий от невозможности творить свободно Михаил Захарович.
Выводы приходят странные – те песни, которые называются блатными, блатными и не являются. Созданные талантливыми людьми, они ушли в народ и стали народными.
А то, что делает Шуфутинский – для конкретных пацанов в конкретных кабаках – по сути, та же презренная попса.
Можно дать совет – уйти из ресторанов и кабаков, всех денег все равно не заработаешь – искать хороших авторов, делать хорошие песни и раздавать хорошим людям. Безвозмездно, то есть даром. Инкогнито. Без шалавьих плясок и пьяных быков, гнущих пальцы. А потом проверять – прижились они в народе сами по себе или нет. Если нет – значит, дерьмо. Если же да… можно будет Михаила Захаровича поздравить. Жизнь прожита не зря.
Так ведь не послушает…


Рецензии
Не люблю так называемый "русский шансон". Для меня шансон - это Шарль Азнавур,Ив Монтан, Джо Дассен...(список можно продолжать)
Да есть и в блотняке неплохие песни. Есть и текст, и музыка в душу просятся. Но это проливание слёз на воровской долей??? Пардон, сами выбрали свою дорогу, чего уж теперь сопли разводить!
Что же до Митяева...расстрига бардовской песни...Возможно, просто он сделал её доходной, вот и всё. И как бы не вставала на дыбы Грушевка по поводу его персоны, его имя уже в истории авторской песни, хватило одной песни "Как здорово, что все мы здесь".
Сейчас вот новое имячко, застрявшего между блотью и бардовской песней, я про Трофима, есть и у него недурственные вещи.
И ещё, не заметили, как тонка грань между жанрами в музыке?
Шансон, бардовская песня, они близки, хочу я того или нет. Увы..
И у того же Шевчука "Что такое осень?" Рок ли это? Я уже молчу про метания Гарика Сукачёва, он кажись и вовсе умудрился сделать попытку соединить блоть и рок... Правда вышло не ахти.
Но его "За окошком месяц май" что это? Не знаю, а...нравится!
Чёрт, редко пишу большие рецензии, а тут зацепило! Простите, хамство моё, классно подана тема, хочется спорить и...соглашаться. С уважением

Наталья Ковалёва   07.07.2009 09:08     Заявить о нарушении
Отчего же слащавеньким? Тогда и надо было держаться за руки, чтоб жить. Хотя у Окуджавы мне более по душе Грузинская песня.Впрочем, у авторской песни есть одно несомненное преимущество перед русским "шансоном" - качество текста.

Наталья Ковалёва   12.07.2009 09:39   Заявить о нарушении
Изгиб гитыры слащавенький. По другому и не скажешь. Не Окуджава.

Константин Уткин   13.07.2009 10:54   Заявить о нарушении
Не согласна. Скорее замусоленный. А текст хорош.Но затаскали его, как девку с трассы. И поют к месту, и не к месту.

Наталья Ковалёва   14.07.2009 07:18   Заявить о нарушении
ну, с точки зрения поэзии - уж простите - нежный - снежный, высь- собрались - запеклись, вспомним - наполним шедевром никак не являются. Тут интересно скорее мгновенное изменение вкуса. Можно поразмыслить... но не хочется. Выводы неприятные будут. А песенка копеечная. Прошу прощенья.

Константин Уткин   14.07.2009 08:09   Заявить о нарушении
Это песня. Не стоит предъявлять к ней те же требования, что и к стихам.
Кстати эта простая рифма песни не портит. в ней есть главное - настроение,эмоциональность, душа, если хотите. Была задача - создать своеобразный гимн КСП. Представьте атмосферу бардовских фестивалей...Ну, и не прижился бы там сложный, высокохудожественный текст.Митяев угадал ли, расчитал ли точно потребности, скажем, заказчика и создал, как ни крути, шлягер.
Кстати, знаменитая и век с лишним живущая и по парижским кабакам кочующая "Дорогой длинною" тоже с точки зрения поэзии - не фонтан, а вот поди ж ты...
И уж, если обожаемый автором шансон копнуть, хм, лучше не копать...
Любой текст преследует свои цели.И от этой печки и пляшут авторы...Митяев сплясал красиво. И тут хоть ворох копий сломай, народ пел её и будет петь. Причём, поют даже те, кто понятие "бардовская песня" не слышал. Такая вот петрушка с подтанцовкой.

Наталья Ковалёва   14.07.2009 09:32   Заявить о нарушении
Да уж, шансон - тем более современный - лучше не копать. И, кстати, покажите мне этого автора, который шансон обожает. Далее. Вот с того момента, как появляется отмазка - это же песня, так что с нее взять, это же не стихи - и начинается деградация. В авторской песне сейчас она как раз достигла пика. КСП возникла как противоядие дешевой попсе, эстраде, как носитель и хранитель творческого интеллекта. ПОявился Митяев. Повел носом. Поднатужился. Выпустил розовые сопли и пошел зашибать бабло. Это же не стихи, это песня. И за руки уже браться не надо - здорово, что мы здесь собрались. И заплатили. И раскупили. И запели. А стихи - зачем они?

Константин Уткин   14.07.2009 10:02   Заявить о нарушении
Далее. Есть такой брат этого сайта - стихи ру. Так вот. Чем бездарней стихи, тем больше автор упирает вот на это ="в ней есть главное - настроение,эмоциональность, душа" Этой троицы хватает везде, в том числе и экспрессивно окрашенных выражениях, в мате, например. При чем тут стихи? При чем ту Митяев? Он стал своеобразной лакмусовой бумажкой времени -и тест вышел не самый приятный. АП гикнулась. Мир ее праху.

Константин Уткин   14.07.2009 10:12   Заявить о нарушении
Я бы тоже про рок сказала. А Митяев всё равно нравиться. Как человек думающий не могу не признать правоту рассуждений. Но как истинная женщина пускаю в ход последний козырь: а мне нравится!
Хотя прекрасно осознаю и огрехи музыкальные. в принципе, три аккорда...Но чёрт возьми та же Визборовская, тоже изрядно затасканная "Солнышко моё" Рифмы далеки от идеала:
"Полёт - самолёт" -ваще шедевр. Но ведь когда слышишь её душа откликается.
Нет,должна быть в песне душа. И она есть.
И оставьте женщине её заблуждения. Тем более с мнением о тихой смерти бардовской песни я согласна.
Нет, стоп, а вы слышали песни Елены Решетняк???

Наталья Ковалёва   14.07.2009 12:12   Заявить о нарушении
Улыбнулся. И возразить нечего. Могу даже сам себя скомпроментировать - по непонятной причине мне нравятся Узелки, Бухгалтер и эта... Ночная электричка.))) А в солнышке, кроме "лесного солнышка", на сегодняшний взгляд ничего и нет, кроме времени и воспоминаний. Это так. Песен этой девушки - извините, пока писал, забыл и.ф. - не слашал, но послушаю.

Константин Уткин   14.07.2009 12:52   Заявить о нарушении
Найдите её "Песочницу"...Обычно у женщин она вызывает улыбку. А вогт у мужчин...Я ещё не ставила экспиременты. Удачи. Рада была знакомству. Непременно буду забегать. Видимо в силу профессии на Прозе публицистику писать не хоцца, а вот читаю с удовольствием!

Наталья Ковалёва   14.07.2009 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.