На память потомкам

Старик Франсуа умирал в своей каморке на чердаке. Уже неделю он метался в лихорадке. Пылью покрылись его любимые колбы, склянки, пробирки, реторты. В углу сиротливо поблёскивал странный аппарат, гордость старого алхимика. Десять лет Франсуа конструировал этот аппарат, чтобы победить природу веществ и превратить простое железо в благородное золото. Франсуа мечтал не о богатстве и не о милостях короля, он мечтал облагодетельствовать человечество. Ему грезился Золотой век, когда люди не будут знать ни голода, ни холода, ни войн, ни болезней. Благодаря мудрой алхимии никому не придётся в поте лица добывать кусок хлеба, все станут вельможами, будут слагать стихи и баллады, ухаживать за прекрасными дамами и жить вечно. Всю свою жизнь Франсуа посвятил этой великой цели. Стремясь приблизить Золотой век, он долгие годы упорно трудился в своей каморке-лаборатории. Десятки изученных книг по алхимии, астрологии, математике, философии, сотни экспериментов с самыми разными веществами, тысячи тщательных вычислений - гора рукописей у кровати вмещала основные итоги многолетней работы.
Франсуа был уже близок к своей цели. Аппарат для перегонки был почти готов к работе, осталось лишь чуть-чуть подрегулировать рычажки. Ещё нужно было поточнее определить пропорции серы, железа и ртути, вычислить температуру нагрева - и засверкает долгожданное золото! Но он не успевал, старость и болезнь подкрались незаметно. У алхимика даже не было денег, чтобы позвать врача и пустить кровь. В полубреду старик ещё пытался что-то исправить в своих рукописях. Когда его захватила агония, Франсуа принялся то кричать, то шептать, был то грозен, то жалок в своих речах. "Пусть, пусть я умру, но потомки меня не забудут", - восклицал он, - "останутся мои труды, мои рукописи, мой аппарат, молодые алхимики пойдут по моим стопам! Они сделают великое открытие, и настанет Золотой век, и имя моё будет сиять в веках словно Солнце!" Только смерть смогла успокоить старика Франсуа. Шёл пятнадцатый век от Рождества Христова.

Студент исторического факультета Виктор с ненавистью захлопнул учебник по французскому средневековью. Ему до смерти надоело зубрить. В студенческой голове мысли постепенно складывались в стройную картину. "Бедняги алхимики", - думал Виктор, - "не было в те времена нормальной химии, вот и мучились зря. Но почему я-то должен из-за этих дураков киснуть в четырёх стенах? Язык у меня подвешен хорошо, что-нибудь да наплету завтра профессору на экзамене. Пойду-ка я лучше сейчас расслаблюсь, выпью коктейль покрепче, подвигаюсь под модного ди-джея, познакомлюсь поближе с новой девочкой". Студент Виктор успокоился и отправился в клуб. Шёл двадцать первый век от Рождества Христова.

Художник Поль впал в глубокое отчаяние. Всё пошло прахом! Больше десяти лет назад он бросил работу биржевого маклера, бросил семью - чтобы посвятить себя живописи. И ничего не добился! Скитался по всей Европе, брал уроки у знаменитых мастеров, рисовал, рисовал  и снова рисовал, пытался участвовать в выставках. И не продал ни одной картины! Раздавал картины друзьям и знакомым. Работал грузчиком, чтобы хоть как-то существовать. Наконец ему удалось покинуть больную корыстолюбием и тщеславием цивилизацию. Поль поселился на райском острове, Таити. Увы! Оказалось, что и здесь нельзя жить без денег. Вдобавок ко всем несчастьям, он заболел экзотической болезнью, да и сердце стало давать о себе знать. На лекарства нужны были деньги, а где их взять? Небольшое дядино наследство, казалось, должно было помочь. Но кредиторы не спешили платить по счетам...
И Поль принял твёрдое решение. Если с ближайшей почтой в январе он не получит денег - покончит с собой. Всё равно никому не нужен ни он сам, ни его картины.
Перед смертью Поль захотел написать свою последнюю картину. Картину про Бога, которого считал символом Красоты. Картину про идола, которому должны поклоняться люди. Картину про страсти человеческие. Он развернул в своём жилище громадный холст размером полтора на четыре метра - и начал работать. Поль писал сразу кистью, без набросков и эскизов. Вдохновение шло даже не свыше, а откуда-то изнутри, из самой сути натуры художника. В центре композиции он поместил женщину, срывающую плод. В  глубине картины художник изобразил каменного идола - статуи девушки в позе индийского бога. Вокруг Поль изобразил фигуры людей и даже животных, каждая из них символизировала некую ипостась человеческой жизни - от ребёнка до старухи. Он писал эту картину исключительно для себя. Художник надеялся, что его творение каким-то непостижимым образом даст ответ на мучившие его вопросы. Когда картина была закончена, Поль приписал в левом углу: "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?".
Чуда не случилось. Январская почта не принесла Полю денег. В назначенный самому себе день и час художник выпил яд. Доза мышьяка оказалась слишком большой, у него началась сильнейшая рвота - это его и спасло. Смерть отвергла художника, Поль остался жив. Нет, он не стал бессмертным. Через шесть лет он умрёт от банального сердечного приступа. Но пока смерть пощадила его, и в душе художника Поля, несмотря на отсутствие денег, воцарились мир и покой. Подходил к концу девятнадцатый век от Рождества Христова.

Бизнесмен Марк со скучающим видом осматривал экспонаты Музея изящных искусства, в рамках культурной программы деловых переговоров. И вдруг он увидел картину, буквально зачаровавшую его. В центре картины была изображена полуголая островитянка, срывающая какой-то экзотический плод. В глубине картины Марк увидел странного идола, девушку, похожую на индийских богов. Вокруг были фигуры людей и животных. Цвет и форма на картине были необычно, от этого все персонажи картины казались какими-то тяжеловесными, но именно поэтому они выглядели потрясающе живыми. "Как это получилось у художника", - изумлялся Марк, - "такие странные все эти люди на картине, а как будто дышат и вот-вот заговорят. И этот идол, на которого все они вроде должны молиться, а они к нему безразличны. На самом деле всё вертится вокруг срывающей плод..." Приблизившись к картине он прочитал её название в левом углу: "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?".  Как будто художник из прошлого выразил самые сокровенные мысли и чувства современного человека. Бизнесмен Марк не был ценителем изящным искусств, но эта картина смогла внести нечто прекрасное в его душу. Начинался двадцать первый век от Рождества Христова.

__________________________________________________________
часть рассказа написана по мотивам биографии художника пост-импрессиониста Поля Гогена.


Рецензии
И вечно мы все куда-то идём, вчено к чему-то стремимся...

Рыжков Александр   23.06.2009 22:59     Заявить о нарушении
Хорошо, когда есть к чему стремиться ). А время рассудит...

Надежда Кукушка   24.06.2009 20:20   Заявить о нарушении
Хвалить вас Надежда или нет? На это нужен мне ответ. Я не кукушка но и не петушок. Мне будет интересно если уж и придется оставить что нибудь на память

Валериан Чобану   07.12.2009 15:43   Заявить о нарушении
Ласковое слово и кошке приятно ).

Надежда Кукушка   08.12.2009 23:03   Заявить о нарушении
Хвалю! И приглашаю на праздники в отель Адам и Ева. Не в свою страну...
http://www.stihi.ru/2008/06/08/1438
Вы пожелаете, ваш Ангел исполнит...

Валериан Чобану   09.12.2009 12:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.