Ратминский энколпион

Бронзовый крест-энколпион стал наиболее яркой находкой, сделанной археологической экспедицией Дубненского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие» в ходе изучения древнерусского города Дубна – исторического предшественника современного наукограда, остатки которого расположены на правом берегу Волги при впадении в нее реки Дубны, на мысу, именуемом Ратминской стрелкой.

Энколпион был обнаружен в шурфе 1, заложенном на расстоянии 22 м от оконечности мыса, на глубине 0,9 м, в верхней части древнерусского культурного слоя. Он состоит из двух створок, вместе образующих реликварий, в котором в древности хранилась частица святых мощей либо так называемые «вторичные реликвии» – предметы, тесно соприкасавшиеся с мощами или соотнесенные с ними через литургическую практику Православной Церкви.

Крест находится в очень хорошем состоянии, внешние поверхности покрыты благородной патиной. Оглавье энколпиона не сохранилось. На внутренней поверхности лицевой створки присутствуют остатки смолы. Из других находок аналогичных предметов известно, что именно в смоле в энколпионах в ряде случаев хранили священные реликвии.

Каждая створка ратминского энколпиона имеет размеры 65 х 57 мм, с учетом «ушек» 85 х 57 мм, толщина каждой створки 3,5-4,5 мм, общая толщина энколпиона в сложенном виде 7-8 мм.

Крест имеет закругленные концы, на которых располагаются четко оформленные медальоны с изображениями святых и выраженные капельки металла в местах соединения медальонов с ветвями креста. Каждая створка креста имеет рельефную пятичастную композицию с центральным изображением в рост и четырьмя поясными изображениями в медальонах.

В центре лицевой створки ратминского энколпиона находится изображение Распятия Христова, по сторонам от него – предстоящие изображения Богоматери и Иоанна Богослова, в верхнем и нижнем медальонах – изображения святителей Николая Чудотворца и Григория Богослова.

В центре оборотной створки энколпиона находится изображение Богоматери с ладонями, раскрытыми перед грудью – данный образ известен в иконографии как Богоматерь Ассунта, «Вознесенная». В медальонах по ее сторонам расположены изображения святых Козьмы, Демьяна, Петра и Василия. На створках энколпиона находятся зеркальные славянские надписи и обращение «Святая Богородица помогай».

Вознесение Богоматери, как известно, не является догматом для Православных Церквей – в православии празднуется не Вознесение, а Успение Богородицы. В католической церкви Вознесение Богоматери было провозглашено официально догматом только в 1950 году. Однако в византийской Церкви представления о Вознесении Богоматери были достаточно широко распространены, с чем и было связано проникновение на Русь иконографического образа Богоматери Ассунта, не характерного для более поздней православной традиции.

Ратминский энколпион сделан из бронзы, путем ее отливки. Судя по всему, отливка была сделана в глиняной форме, изготовленной по восковой модели, выполненной по слепку, снятому с оригинального креста, отлитого в каменной форме. Во всяком случае, на левом медальоне оборотной створки отчетливо видны следы деформации восковой модели. Эта створка креста, с которого делался слепок, была уже в некоторой степени затерта от длительного ношения, что объясняет более низкое качество отливки этой стороны.

Оригинальные кресты-энколпионы данного типа изготавливались в Киеве – скорее всего, мы имеем дело с достаточно качественным повторением киевского изделия.

По классификации Г.Ф. Корзухиной, активно использующейся в археологии домонгольской Руси, ратминский энколпион относится к группе VII «кресты с мелкими рельефными изображениями», типу 1 «кресты с Распятием и Богоматерью с ладонями перед грудью и четырьмя медальонами вокруг каждого из них, с закругленными концами».

Как правило, у большинства энколпионов на лицевой створке сверху и снизу делалось по одному ушку, а на обратной – по два. Напротив, у ратминского энколпиона, как и у других крестов этого типа, ушки размещены наоборот, как будто створка с центральным изображением Богоматери была задумана как лицевая. Однако тот факт, что следы потертости оригинального креста присутствуют именно на данной створке, не позволяет принять такое предположение.

Кресты того типа, к которому принадлежит ратминский энколпион, хорошо известны в археологической литературе и датируются первой половиной XIII века. Наибольшее распространение эти энколпионы получили непосредственно перед началом монголо-татарского нашествия. Датировка ратминского креста-энколпиона этим временем позволяет обоснованно предполагать, что после того, как древнерусская Дубна была сожжена новгородскими войсками в 1216 году, город был восстановлен, а погиб уже только в 1238 году под ударом монгольских туменов хана Бату, двигавшихся по Волге от Кснятина на Тверь и далее на Торжок.

Широкое распространение крестов-энколпионов в домонгольской Руси признается специалистами исключительным явлением в мировой историко-культурной практике. Энколпионы являлись предметами личного благочестия, прежде всего, обозначающими причастность верующего Церкви и его единение с ней; одновременно они несли и символическую защитно-охранительную функцию, связанную с культом святых мощей. Изображения на энколпионах представляли собой образное изложение основ христианского вероучения.

Летописные и археологические данные свидетельствуют о том, что все владельцы энколпионов были более-менее состоятельными людьми. Среди их владельцев известны князья, дружинники, состоятельные ремесленники. Находка креста-энколпиона в культурном слое древнерусской Дубны подтверждает проживание в этом городе лиц высокого социального статуса.


Литература

Гнутова С.В., Зотова Е.Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI – начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., 2000.

Корзухина Г.Ф., Пескова А.А. Древнерусские энколпионы. Кресты-реликварии XI-XIII вв. СПб, 2003.

___________
Ратминский энколпион был обнаружен в ходе расчистки культурного слоя городища Дубна И.А. Зининым, им же очищен, атрибутирован и предварительно датирован, за что выражаю ему глубокую признательность.


______________________________________
Опубликовано:
Петров Ф.Н. Ратминский энколпион // Дубненское наследие. Вып. 47. Февраль 2010 г.


Статья из серии «Дубненский край»

Предыдущая статья: "Дубна - краткий исторический очерк" - http://www.proza.ru/2010/02/27/371

Следующая статья: "Третья усадьба" - http://www.proza.ru/2010/02/17/76
_______________________________________

Интернет-портал Дубненского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие» – http://nasledie.dubna.ru/


Рецензии
Добротная статья. Представляете, у меня тоже есть "Энколпион", только с другого конца Московской области.
Ссылку сейчас пришлю!

Игорь Лебедевъ   16.03.2010 21:34     Заявить о нарушении
Да, энколпион у Вас изображен весьма похожий на наш :)
Удачи!

Федор Петров   22.03.2010 19:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.