Замок Острожских открывает свои тайны. Очерк 8-й

                Еврейские страницы в истории Староконстантинова

     Любая попытка рассказать историю Староконстантинова, исключив еврейские страницы, обречена на провал. Потому что евреи всегда были неотъемлемой частью этого города практически с момента его основания в 1561 году.
     Точно неизвестно из каких мест в город прибыли первые евреи. Но с большой долей вероятности можно предположить, что их в новый город мог пригласить князь Константин- Василий Острожский. Евреи, будучи гонимы и притесняемы в европейских городах того времени, нигде не могли себя чувствовать в полной безопасности.  В  Тарнове, родовом городе супруги Острожского, еврейская община (кагал) существовала уже в XIII веке. Поэтому, поверив гарантиям защиты князя и поняв насколько выгодные условия для торговли обеспечивал новый  город, многие еврейские торговцы и ремесленники из Тарнова переселились в Константинов.
     Наличие  Магдебургского права позволяло городу: иметь свое местное самоуправление (магистрат) и городской суд; устраивать ярмарки и самому приглашать заграничных купцов.  Новый город находился на границе трех воеводств, на торговом пути в Турцию и в Валахию.  Освободив мещан  от многих налогов, которые должны были уплачиваться в королевскую казну, Острожскому удалось создать за сравнительно небольшое  время богатый и современный город. Неудиветельно, что современники Острожского называли город «богатый Константинов».
     Зная, что Магдебурское право не распростаняется на евреев, князю пришлось издавать
специальные привилегии для еврейской общины. Если учесть, что могли сохраниться сильные родственные связи между кагалами Константинова  и Тарнова (Польша), то упоминание о привилегиях для евреев Тарнова в 1581 году может быть полной копией привилегий константиновского кагала.  Что же гарантировал евреям К. В. Острожский?
     Вот основные положения тарнавских привилегий:
- магистрат не имеет права привлекать к городского суду евреев и вмешиваться во внутренние дела кагала;
- синагога и киркут должны оберегаться магистратом от всяких проявлений своеволия и грабежей (каралось штрафом в пятьсот злотых).
     Город рос и развивался, несмотря на постоянные набеги крымских татар.  Накануне  трагических событий Хмельниччины (1648-1654) в  Константинове было 130 еврейских домов. Самая большая улица в городе также была еврейской, хотя большую часть населения в тот период составляли православные. После завершения военных действий в городе уцелело всего несколько домов, а некоторые села в округе совсем опустели. Каковы  же основные причины, приведшие к столь масштабной трагедии?
     Ответ на этот вопрос необходимо искать в тех процессах, которые происходили землях Правобережной Украины, после включения их в состав Речи Посполитой и той роли, которую сыграли евреи в этих процессах. Положение местного украинского населения ухудшалось с каждым годом. Король щедро раздавал польской шляхте свободные земли, закрепощая людей проживающих на этих землях. Полонизация и окатоличивание местной шляхты еще больше усугубляло антагонизм между угнетателями и угнетаемыми – не было больше общей  веры, не было и языка, объединяющего людей одной национальности. Владельцы новых поместий часто сдавали их в аренду евреям, вместе с откупом права сбора всех податей.  Чаще всего такими арендаторами были евреи, становясь посредниками между панами и его крепостными. О бесправном положении  украинцев свидетельствует в своих мемуарах волынский летописец Натан Ганновер: «они были до такой степени унижены, что все народности страны, даже стоявшие на низкой ступени в ряду всех народов (евреи), господствовали над ними». Поэтому, когда весной 1648 года на Украине вспыхнуло восстание под предводительством Богдана Хмельницкого – это уже была борьба на взаимное уничтожение двух чуждых миров.
     Волна чудовищных потрясений до Староконстантинова докатилась в конце июля 1648 года: вдоль дорог можно было видеть сотни посаженных на кол казаков и крестьян. Тысячи еврейских беженцев с ужасом ждали в городском замке, чем закончится битва под селом Россоловцы польских войск Еремии Вишневецкого с повстанческими отрядами Максима Кривоноса. После нескольких дней кровопролитных сражений  Вишневецкий вынужден был отступить к Збаражу перед превосходящими силами противника, не возвращаясь в Староконстантинов. Город оборонять было некому – охрана замка в панике сбежала, даже забыв поднять мост ведущий в замок. Когда повстанцы ворвались в замок, в городе   началась повальная резня, сопровождаемая грабежами и насилием. Натан Ганновер сообщает о  трех тысячах убитых евреев. Город окутало красное зарево пажаров.
     В последующие годы  город еще не раз  становился ареной боевых действий, пережил неистовый голод (1651), и  несколько крупных пожаров. Боясь преследования польской шляхты в феврале 1652 года практически все православное население города переселилось в Слободскую Украину. Поэтому неудивительно, что несмотря на тяжелые потрясения, еврейское население Староконстантинова в скором времени уже составляло большую часть горожан. Грабежи и разбои происходили и в более поздний период. Так в 1702 году город подвергся  опустошительному разграблению гайдамаками.  После включения Волыни и Подолии в 1793 году в состав Российской империи город утрачивает свое оборонное значение, и постепенно становится маленьким еврейским городом. В своем описании Староконстантинова поручик Зуц Н.И. приводит следующее описание еврейского быта: "Евреи теснятся в жильях весьма скученно; при домах их не имеется заборов и никаких хозяйственных приспособлений, почему большая часть скота (коров и коз) проживает на улицах; вывозка же навоза городу совсем не известна".
    В 1827 году в Староконстантинове произошло своеобразное восстание евреев против указа Николая I, обязывающего  малолетних евреев к  рекрутской повинности и к 25 годам службы в армии. Еврейских рекрутов в возрасте до 18 лет направляли в школы и батальоны кантонистов, учеба в которых не засчитывалась в 25-летний срок службы. Кантонистов часто уговаривали сменить религию и  перейти в христианство. Введение рекрутской повинности для евреев вызвало волнения в ряде мест. Вот как эти события описывает еврейский историк Феликс Кандель: «Указ о рекрутской повинности вызвал волнения во всех еврейских общинах, и кое-где даже попытались собственными средствами отвратить надвигающееся бедствие. В городе Староконстантинове на Волыни собрались хасиды, долго думали и гадали и решили, наконец, отправить послание самому Всевышнему — с просьбой о помощи. Но каким способом доставить его по назначению? И вот что они придумали. Выбрали десять самых почтенных граждан местной общины, которые провели день в молитвах и посте. Очистившись таким образом, они "сняли грехи" с умершего мужчины и вручили покойнику послание, написанное на пергаменте, для передачи Всевышнему на "том свете". Евреи умоляли покойника, чтобы через самое малое время он явился во сне кому-нибудь из жителей города и передал точный ответ от Бога. В тот день ремесленники побросали свои мастерские, торговцы закрыли лавки: с плачем и воплями весь город провожал на кладбище этого покойника с переданным ему посланием.
    Весть о волнениях в Староконстантинове вскоре дошла до начальства, и императору доложили о "возмущениях и беспорядках между евреями по случаю объявления указа". Николай I распорядился беспощадно пресекать волнения и судить виновных военным судом, однако в тот раз все обошлось благополучно, и никого в Староконстантинове не осудили. Многие десятилетия затем помнили в городе о том событии, и потомки десяти "святых мужей", которые передавали послание Всевышнему, очень гордились заслугами своих предков».
       Нельзя не упомянуть, что в этом городе жил прадед Ленина по материнской линии Мойша Ицыкович Бланк. Об этом свидетельствуют данные переписи населения в Староконстантинове за 1834 год. Историки отмечают, что он начал вести торговлю в этом городе с 1796 года. Архивные данные полицейских доносов и тома судебных дел дают достаточно оснований, чтобы понять какой скверный характер был у этого человека. Стремясь к максимальной наживе и пытаясь вырваться из глубинки, М. Бланк попирал многие существующие еврейские традиции, строчил доносы в полицию на своих соплеменников, не гнушался использовать шантаж. Такое противопоставление себя еврейскому кагалу привело к тому, что когда в 1809 году в городе произошел большой пожар (сгорело 23 дома), то в поджоге местные евреи обвинили Мошку Бланка. Ему чудом удалось избежать ссылки в Сибирь. Странно, но такое незначительное событие  в те дни могло повернуть общий ход мировой истории в совсем другом направлении.
     Личность Израиля Эпштейна  можно рассматривать как полный антипод ренегата М. Бланка.  Зуц Н.И. сообщает о нем следующее: "он был не просто богач, а человек, деятельность которого выразилась в обширной к еврейскому обществу благотворительности, не прекратившейся и после его смерти; с именем которого на вечные времена связаны: существование «Одноклассного Еврейского Училища» с прекрасной библиотекой, «Еврейской Лечебницы» для бедных евреев и другие виды благотворительности".
     Несмотря на экономический упадок города в XVIII-XIX веках, культурная жизнь в нем продолжала развиваться. В Староконстантинове родился основоположник еврейского театра Авром Гольдфаден (1840-1908). Наверное поэтому, в нем  был поставлен первый его спектакль-комедия "Бабушка и внучка" в 1875 году. Другим ярким представителем еврейского искусства был художник Якуб Веинлес(1870-1935). Особая одухотворенность его работ не оставляет никого равнодушным. Его картина "Евреи, молящиеся в Йом Кипур"(см. выше) в полной мере передает возвышенный дух молитвы праздника Йом Кипур (или Судный день).
     Период войн и революций XX века для еврейской общины Староконстантинова обернулся настоящей катастрофой. Самая страшная трагедия произвошла в 1943 году, когда сразу было расстреляно фашистами несколько тысяч евреев. На месте расстрела установлен памятный знак...

               


Рецензии