VIII Тайны Марии Магдалины

Туманова закончила читать и смущенно засунула листы в сумку.
– Однажды такая картина явилась мне, как видение, и я попыталась изложить это в общих чертах на бумаге. Получилось похоже на легенду о Золотом веке или на литературную идею. Что вы, князь, об этом думаете? – обратилась она к Кованскому.
– Да-да, – оживился он, – вы ведь знаете мое отношение к прекрасной половине человечества как к существам более совершенным. Даже по Библии, в шестой день Бог создал земных зверей, скот, пресмыкающихся, мужчину и женщину, и заповедал всем творениям плодиться и размножаться. Вам известны древнееврейские апокрифы о первой женщине по имени Лилит, варианте не особенно удачном, с темной животной натурой. В седьмой день Всевышний почил от дел и благословил этот день. После всего этого в тексте идет рассказ о создании человека из праха, как Бог насадил рай в Эдеме на востоке и поместил там человека, как, усыпив его, создал ему помощницу из ребра.  Получается, если Адам сотворен из праха, то Ева уже создана из рафинированной живой материи. Очень удачный оборот событий: заснул, очнулся – на груди другая женщина, новое прекрасное существо! - хитро улыбнулся он в бороду, потом выпрямился в кресле, сел удобнее. - А Елена Блаватская в «Тайной доктрине» пишет по поводу происхождения человека, что существовала одна раса, состоящая из чисто физических тварей, другая же была чисто духовная. Древние предания говорят, что соединение этих двух рас произвело на свет новую расу Адамитов. Эта новая раса разделила натуры обоих родителей и, таким образом, оказалась приспособлена к существованию в обоих мирах – материальном и духовном. При этом рассудок человека соединен с его физической половиной, чтобы он мог сохранять своё верховенство над низшими животными и подчинять природу своим надобностям. Рассудок, как известно, просто делает выводы из конкретных предпосылок и зависит от информации, которую получает посредством чувств; он напрямую не связан с духом. А совесть соединена с духовной половиной человека и служит чётким ориентиром в сфере чувств; совесть мгновенно ощущает, что правильно и что неправильно, и это ощущение может исходить только от духа, который всеведущ. Дух абсолютно чист и мудр в силу своей божественной природы. Не лишено логики утверждение древних теургов, что человек, в достаточной степени победивший материю, способен достигнуть просветления – ощутить непосредственный свет духа, дающий интуитивное осознание истины, несмотря на ограниченность рассудка.
Молодой человек из гостей, представленный как Саша, студент не то философского, не то богословского факультета университета, худощавый, со светлыми глазами навыкате и тощей клинообразной бородкой, высказался с некоторым вызовом, обращаясь не столько к Тумановой, сколько в пространство:
– Я не совсем понял, что это было – рецепт спасения цивилизации, версия происхождения человечества или вариация на тему гностических теорий?
Марина немного подумала и отвечала простодушно:
– Я склонна видеть в этом идею для литературной разработки. Честно говоря, я только поверхностно знакома с гностическими теориями – буду признательна, если поясните, в чем связь.
Саша явно обрадовался случаю блеснуть образованностью:
– Как утверждали гностики, Христос после воскресения будто бы открыл много разных тайн Марии Магдалине. От нее эзотерическое знание дошло до последующих поколений через ряд посвященных. Посвященные – это элита, достойная хранить тайный гносис. В гностицизме эклектически соединились греческая философия стоиков, учение Платона, влияние Востока, а также христианские идеи. Суть учения гностицизма – спасение человека через гносис, то есть, познание. Гностики считали, что из незримого рождается видимое, а из благого Бога – злой Бог как продолжение, или Демиург. История мира представлялась им страшной драмой, эпилогом которой стало пленение материей души. Для освобождения души из этого плена сквозь сферы спускается Искупитель, который принимает материальную форму и уводит к Богу светлые души, жаждущие спасения и сливающиеся с ним в единое целое. Гностицизм основывался на дуализме бытия. В отличие от манихейства с его скрытым двоебожием, то есть, учением о вполне самостоятельных добром и злом первоначалах, гностики признавали существование верховного, трансцендентного Бога, и низшего, Демиурга, управляющего нашим миром. Один Бог, явленный всему творению во Христе, представляет собой благое по своей сущности верховное начало, истинный источник всего, о котором до прихода Христа никто не знал. Другой, ветхозаветный Яхве, – что-то вроде платоновского Демиурга, организующего и распоряжающегося всем творением под тайным руководством верховного Бога. Этот низший Бог – мелочный, злой и, в сущности, антропоморфный – в этическом отношении нейтрален. Однако в его распоряжении находится материальный мир, который, в основном, характеризуется низменностью, темнотой, беспорядком и злом. Такое представление о миропорядке было прямым вызовом христианству, утверждавшему, что Бог – един и что он являл себя в истории древнего Израиля. В гностической космологии различалось три мира – это высшие сферы, подвластные верховному Богу; потом царство ветхозаветного Яхве и, наконец, земля, находящаяся под юрисдикцией дьявола, «князя мира сего». Такая структура позволяет объяснить происхождение зла. В прозвучавшей «Легенде о Золотом веке» также фигурирует Демиург, развитие которого соответствует общему уровню развития духовной жизни на планете Земля, чуть ли не на уровне примитивных бактерий. Это первый пассаж на тему гностицизма. Второй пассаж заключается в том, что в учениях гностиков, под влиянием мистерий эллинистического мира и древнейших культов, присутствует мотив женщины как носителя знания и мудрости. В одном из гностических апокрифов повествуется о духовной сущности, об истинной Еве, вошедшей в древо познания; она просвещает Адама через Еву земную, опять-таки женщину. Из сострадания она даровала Адаму душу и познание истинного Бога. В историческом христианстве гностическая идея Софии Премудрости Божией не получила ни дальнейшего развития, ни тем более, богословской разработки и догматизации. В христианстве восточного типа образ Софии Премудрости Божией все-таки удержался, хотя и остался никак не связанным с православной богословской доктриной, даже как-то глухо ей противореча. Слабые попытки увязать одно с другим приводили к своеобразным трактовкам, вроде понимания Софии как условно-символического выражения Логоса, Христа.
– Как вы, вероятно, знаете, последняя идея встречается у Тертуллиана, одного из первоучителей церкви, который создавал свои творения прежде I Вселенского собора. В его понимании, Христос – это сын Божий; он же божественный разум, Логос, а также божественная Премудрость, София. Вероятно, его идея основывается на изображении Премудрости как женского аспекта творения в Ветхом Завете в Книге притчей Соломоновых. У меня здесь на полке должна находиться Библия; если не трудно, достаньте мне ее, пожалуйста! – обратился Кованский к Саше. Сам он книги не видел, а помнил на ощупь, где что лежит.
У него было в обычае начинать рассказ о малоизвестных фактах и теориях с присказки «как вы, вероятно, знаете…». Это был щедрый аванс. Слушатели обычно имели слабое представление о том, что он излагал, но, скромно потупив очи, согласно кивали, стыдясь своего невежества. Он почти уткнулся носом, на который были нацеплены мощные очки, в страницы, отыскивая в книге знакомое место:
– Вот, подождите, сейчас… вот это место: «Господь Премудростью основал землю; небеса утвердил разумом; Его Премудростию разверзлись бездны, и облака кропят росою». Из этого следует, Премудрость существовала еще до сотворения мира и лежит в его основе. Или вот еще послушайте, где Премудрость взывает к сынам человеческим… Вот, в этом прекрасном поэтическом фрагменте она называет себя художницей творения: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время…». Полагаю, присутствующим будет интересно заново перечитать с этой точки зрения Книгу Притчей. Несомненно, что исторический царь Соломон был мистом и посвященным, даже если предположить, что авторство данной книги ему приписано.
Кованский отложил Библию в сторону и добавил:
- Не следует упускать из вида, что отцы церкви – исключительно, заметьте, мужчины – принимали отдельные догматы, исходя из соображений, скорее, душеполезности, нежели богооткровенности. Так, в первые века христианства, вернее, на II Вселенском соборе в Константинополе в 381 году, они объявили еретическим учение о переселении душ – мотивируя тем, что, в расчете на другие жизни, люди будут вести себя легкомысленно и больше грешить. Тогда как, будучи напуганы, что живут единожды и что за гробом их ожидает неминуемый Страшный суд, станут меньше безобразничать. Тогда же была принята концепция триединства Бога.
– А мне в пассаже про инопланетян слышится пафосная феминистская эзотерика. Идеи Софии Премудрости Божией и Вечной Женственности, популярные у русских поэтов-символистов в начале прошлого века, куда привлекательнее западного феминизма, придуманного эмансипированными дамочками с комплексом ущербности, – подал голос другой гость Кованского, Олег, плотный темноволосый мужчина средних лет. Олег, по примеру Кованского, был вегетарианцем и последователем системы закаливания с обливанием холодной водой, изобретенной известным донским старцем.
– А вот с этим позвольте не согласиться, – живо обернулась к нему Марина. – С таким же успехом вы можете обвинить в феминизме древнерусского монаха-летописца, который, сидя в келье, переписывал «Повесть временных лет». В «Повести…» есть занятный рассказ о законах неких гилий. У них женщины, как невозмутимо и даже с долей уважения повествует монах, пашут и строят дома, совершают прочие мужские дела, но и любви предаются, сколько хотят, не сдерживаемые своими мужьями и не стыдясь; среди них есть храбрые женщины, искушенные в охоте на зверей. Эти жены «властвуют над мужьями и повелевают ими» . Потом летописец сообщает о вольных нравах в Британии, где «несколько мужей с одною женою спят, и многие жены с одним мужем связь имеют, и это как закон отцов совершают, никем не осуждаемые и не сдерживаемые». Естественно, не обойдены заинтересованным вниманием летописца амазонки. В полном соответствии с древнегреческой версией он рассказывает, что амазонки не имеют мужей, а по весне разбегаются по окрестностям и вступают в союз с мужчинами. Зачав, воинственные женщины покидают те места; а когда приходит время родить ребенка, от новорожденных мальчиков избавляются, а девочек вскармливают и воспитывают со всевозможным прилежанием. В другом списке этой же летописи приведен еще один любопытный рассказ на тему женских прав. Переписчик повествует о египетской земле – там женщины в древности сходились, с кем хотели. Когда женщина рожала ребенка, она объявляла мужчине, который ей люб, что это его дитя, а тот устраивал праздник, и брал себе ребенка. Один из фараонов, якобы, впоследствии пресек такие вольности. Что это – эхо незапамятного верховенства женщин или утопическая мечта о мирном сосуществовании полов при более осмысленном устройстве человеческого сообщества?
– А вы, случаем, не знакомы со сказками Германа Вирта ? Совсем нет? Я, правда, не склонен воспринимать его как серьезного ученого, – не удержался Олег от соблазна блеснуть осведомленностью. – Вирт изучал филологию, германистику, историю и теорию музыки. Он исследовал доисторические идеограммы и системы письменности разных культур и пришел к выводу, что письменность распространилась по свету благодаря влиянию и миграциям нордической проторасы, культурным центром и колыбелью которой был Атлантис, расположенный в Арктике. Он утверждал, что на Севере некогда находился континент Арктогея, который населяли сверхлюди-гиперборейцы. Более двух миллионов лет тому назад от них произошла атланто-нордическая раса – те самые легендарные племена, о которых повествуют саги Древней Ирландии. Тогда территория нынешней Арктики еще не была покрыта льдами; там было довольно тепло, много растительности и пресная вода. Золотой век гипербореев в их охотничьем раю завершился по причине очередной космической катастрофы. Некоторые ученые утверждают, что Земля столкнулась с каким-то небесным телом, обладающим большей массой, либо большей относительной скоростью. Катаклизм произошел вследствие захвата земным притяжением Луны, до того свободно блуждавшей в пространстве. Стометровая стена воды трижды обошла земной шар. Землетрясения всколыхнули недра планеты, и реки лавы излились на все живое. Дым лесных пожарищ погрузил планету во мрак на сотни лет. Поселения людей на равнинах были затоплены, о чем у многих народов сохранилась легенда-воспоминание о Великом потопе. Но главное следствие катаклизма – смещение земной оси и передвижение полюсов в районы, где они находятся сейчас. Я вспомнил Германа Вирта в той связи, что, по его утверждениям, атланто-нордическое общество было сугубо матриархальным. Оно почитало Белую Даму и дев-пророчиц. Для мужественных атланто-нордов женщина являлась источником и носительницей непостижимой сакральности, высших спасительных истин, духовным авторитетом и подательницей жизни, воплощением Матери-земли. Потом, якобы, в ходе космической и культурно-символической деградации произошел перекос в жизни и мировоззрении человечества. Матриархальное понимание бытия стало уступать место «патриархально-властно-политическому» мышлению и так называемому «отцовскому праву». Это отцовское право пришло с Востока и с Юга и стало причиной фундаментальной космической трагедии. Так, Вирт утверждал, что у истоков человечества стоят две проторасы – нордическая, духовная раса с Севера, и раса Юга. Южная раса существовала во власти низменных инстинктов и происходила с другого доисторического континента, Гондваны . Расовое смешение с бессловесными и примитивными звероподобными существами, населявшими Гондвану, стало Причиной деструктивных процессов в обществе нордической расы, гиперборейцев. Трагедия Севера – это, по сути, трагедия матриархата, который примерно за два тысячелетия до нашей эры, с окончанием величественной культуры мегалитов, уступил место более рациональному, прагматичному и деловому строю отцов – жрецов и политических вождей. Именно из отцовского права в духовную жизнь Европы пришла поверхностно-материалистическая интонация, звучащая в любых рассуждениях об эволюции, прогрессе и совершенстве технических ресурсов. Вирт в этой связи выдвинул несколько достаточно четких идей, касающихся переустройства германского бытия и мышления. Первая заключалась в том, чтобы мужественно противостоять наглым тенденциям «бескультурной, технико-материалистической цивилизации», которая посредством алкоголя, никотина, постоянно потребляемого мяса и тлетворной буржуазной роскоши вытравливает из душ последние остатки древнего Бого-Миро-Переживания. Вторая принципиальная задача состояла в том, чтобы переосмыслить роль женщины, загнанной в угол технократического универсума как его слуга и безропотная жертва. Романтические идеи Вирта относительно нордических наций заинтересовали фашистских лидеров. Ему предложили возглавить исследовательское отделение «Немецкого общества по изучению древней германской истории и наследия предков» – нацистской оккультной организации «Аненербе», созданной в Третьем рейхе для изучения традиций, истории и наследия германской расы. Правда, в скором времени нацистам изначальный матриархат показался недостаточно героическим, а монотеизм – излишне левантийским. В то же время идеи о двух проторасах были использованы нацистами для обоснования так называемой «расовой гигиены». В 1937 году Гиммлер отправил Вирта в отставку и интегрировал «Аненербе» в состав СС. Эта служба развернула эксперименты в концлагерях. По загадочному совпадению, которое иначе, как мистикой, не объяснить, и в СССР именно в эту пору начались массовые репрессии, лагеря пополнились множеством заключенных. То уже другая печально известная история.
– Причем, все эти откровения созревали в голове Германа Вирта в начале прошлого века, почти параллельно с русскими символистами, с их грёзами о Прекрасной Даме и Вечной женственности, не так ли? Все-таки дело не столько в феминизме, сколько в идеях, витающих в воздухе! – воскликнула Марина.
- Вполне возможно, здесь наблюдается известный феномен - одни и те же мыслеформы, существующие на астральном плане, могут по-своему воплощаться у представителей разных культур. Этим, возможно, объясняется, почему не знакомые друг с другом ученые в разных концах света делают параллельные открытия, - заметил Кованский.
– Думаю, сейчас не обязательно излагать все теории Германа Вирта. В ученых кругах он, главным образом, стяжал сомнительную славу фальсификатора и фантазера. Сам он назвал свои идеи полярным христианством, – отозвался Олег.
– Софья, вы говорили, что следуете буддистской традиции. Ведь и в тибетском буддизме, в тантрической традиции, насколько мне известно, женское начало также является носителем мудрости, тогда как мужское начало является носителем активной любви и сострадания? – повернулся к другой гостье хозяин дома.
– Пожалуй, да, можно говорить об особом культе женщины-дакини в тантре. Она считается носительницей священной запредельной мудрости. Среди знаменитых тибетских учителей были женщины, причем они нередко играли ведущую роль в сообществах йогов, а некоторые оставили описания различных тантрических практик. Считается, в тантрические учения влились переосмысленные элементы древнейших культов плодородия с почитанием женского начала. Так, кстати, в христианстве явственно звучит эхо языческих культов с умирающими и воскресающим солнечным божеством.
– Что никоим образом не принижает роль христианства, а является вселенским предвидением прихода в мир Спасителя. Во всех народах, даже языческих, время от времени появлялись пророки, которые предчувствовали рождение Христа и передавали свои прозрения в доступной их пониманию форме, – ввернул Саша.
– Несомненно, – нетерпеливо кивнула головой Софья, перебив собеседника. – Вопрос в том, не провалилась ли его миссия? Судя по большому количеству письменных свидетельств самых разных авторов, Иисус Христос существовал как реальная историческая личность. Известны четыре канонических Евангелия, еще больше апокрифических повестей о жизни и проповеди Иисуса, а сколько могло утратиться за многие столетия!  А главный мировоззренческий вопрос, из-за которого уже две тысячи лет ломают мечи и льют кровь, до сих пор остался открытым: кем был этот Иисус из Назарета? Самим Всевышним, который из любви к сотворенным «по образу и подобию» человекам воплотился в уязвимой плоти своих несчастных подобий, испытал на личном опыте вытекающие из бренного бытия скорби и гонения, вплоть до крестной муки, чтобы спасти страдающую тварь? Или же он был просто иудейским проповедником с блажью, эдаким чудаковатым бродягой-идеалистом? Но ведь тварь как страдала до Христа, так и страдает по сию пору. А в чем тогда смысл распятия? В обетовании загробного спасения? В проповеди безнадежной любви? И другой вопрос – эсхатологические надежды ранних христиан. А как же насчет тысячелетнего царства добра и справедливости, о котором грезили ещё поздние иудейские пророки? Наши великие морализаторы Толстой и Достоевский полагали, что при условии последовательного и неукоснительного исполнения людьми евангельских заповедей Царство Божье может быть осуществлено на земле. Христос, как будто, поначалу сам был идеалистом. Он в одном из первых публичных выступлений, известном как Нагорная проповедь, призывал к глубочайшему смирению и всепрощению. Только ведь потом сам не обещал ничего хорошего – «не мир пришел я принести вам, но меч», «под конец света оскудеет любовь между людьми», «восстанет брат на брата…», что в действительности во всей полноте и наблюдается у христиан. Приходится признать, его миссия не была доведена до конца. Будда, во избежание всяких таких недоразумений, не стал прямо отвечать на вопрос одного из учеников о Боге. Посоветовал сначала обрести просветленное сознание, а потом уж разбираться с темой о Боге. Мы постигаем окружающий мир, создавая в своём ограниченном уме его образы с помощью внешних чувств. Чем свободнее мы от образов, тем ближе к постижению истинной природы Будды, которую нельзя постичь с помощью внешних чувств и образов. В буддизме просветленные существа, бодхисатвы, иногда добровольно перевоплощаются в юдоли скорбей, из сострадания и для помощи, пока вся тварь не будет избавлена от страданий в сансарическом беличьем колесе перевоплощений. Бодхисатство сродни христианской святости. При всем том, буддийская этика куда в большей степени, чем христианская, базируется на принципе целесообразности: есть четыре благородные истины, а также кармические законы накопления благих и дурных деяний; существуют опробованные многими поколениями определенные практики и техники, ведущие к просветлению.
– Ну, хорошо, представим себе маловероятный вариант, что человеческая натура каким-то образом изменится к лучшему, – сбивчиво заговорила Марина. – Как бы мы представили себе совершенное человеческое общество в соответствии с буддийской этикой? Как некую гармонию целесообразности, добра и справедливости. С другой стороны, этика, основанная на идее целесообразности – относительна; при этом можно говорить об относительно благополучном обществе. Но любовь не ведает целесообразности. Христианская этика базируется не на целесообразности, а на принципе абсолютной этики, утверждающей свободу от законов мира сего, этики внутри нас, что, наряду со звездным небом над головой, так поражало старика Канта. А ведь Иисус со своим учением не заблуждался относительно создания совершенного общества. Он говорит человеку: если хочешь жить в Боге, ты можешь думать и действовать только по любви. Непростое это дело. Жить по любви – отличная идея, пока сидишь дома, запершись на ключ. Чуть высунешься на улицу да столкнешься с ближним – хочется прибить сволочь. Основной смысл христианства – воплощение Бога в человеческом теле и испытание «на собственной шкуре» скорбей и мук, выпадающих на долю страдающей твари. Он узнал, каково быть человеком; хотел, чтобы мы узнали, каково быть богами, или хотя бы детьми Божьими. Мы ощущаем Бога в себе как идеальное, этическое начало, тогда как стихийные вселенские силы никак не ассоциируются с этикой; то есть, наше внутреннее ощущение Бога отличается от Бога, которого мы представляем, размышляя о мире. Трагический разлад между этикой и миром, известный нам по собственному горькому опыту, отражен и в Евангелиях. Это противоречие неразрешимо в христианстве на протяжении тысячелетий. Таким образом, суть христианства заключается в искании этического живого Бога, который не может быть найден путем исключительно философского постижения мира, но открывает себя в человеке.
– Христиане ещё ждут второго пришествия Христа, смею вам напомнить, – вставил своё слово Саша. – И потом, трагический разлад – разве не следствие нашей греховности?
Туманова саркастически хмыкнула:
– Боюсь, в этой жизни на людей чаще обрушиваются скорби не по причине греховности, а вследствие праведности. Вспомните, в ветхозаветной Книге Иова благочестивые друзья уверяли, что жуткие несчастья обрушились на Иова вследствие его прегрешений, в которых бедняга упорно отказывается сознаваться. Вместо утешения друзья утверждали, что всеблагой Бог неизменно справедлив, вознаграждает за добро и карает за неправедность. Они были не вполне правы – на самом деле все оказалось совсем наоборот. Многострадальный Иов подвергся жутким испытаниям именно потому, что не было других таких праведников. При этом всемилостивый Бог все это не то, что сам подстроил, но, согласно сюжету, на спор отдал его во власть Сатаны на достаточно продолжительное время. В ходе приключившихся с Иовом бед погибли десять его сыновей и десять дочерей, много претерпела ни в чем не повинная жена... В конце концов безгрешный страдалец дерзко возопил к Всевышнему о несправедливости, о незаслуженности своих страданий, призвал того на суд. В опровержение друзей Иова, которые говорили, что человек не может судиться с Богом, Бог сам является к Иову на суд и, собственно, подтверждает его правоту перед друзьями. Бог в последней главе обращается к одному из «участливых» учителей: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов». Иов во время суда признает, что Бог всемогущ; что же до благости... то, как человек не может постичь путей Бога, так и Бог оставляет человека одного на жизненных путях. И другой вопрос, насчет второго пришествия Спасителя, – не состоится ли оно в женском теле, принимая во внимание все сказанное ранее насчет женского начала?
– Ортодоксальные попы наверняка назовут такой вопрос ересью! – засмеялась Софья. – Не знаю, как насчет Мессии, а нынешний Далай-лама не исключает, что в следующем перевоплощении вернется в наш мир в женском теле. Но тогда это будет очень красивая женщина!
Марина утомилась учеными разговорами и живо развернулась к Кованскому:
– Послушайте, княже, я не сильна в богословских материях и боюсь попросту впасть в пустословие. Как вы смотрите на то, что бы заняться чем-нибудь попроще? Помните, вы рассказывали о ваших давнопрошедших занятиях спиритизмом? Я хотела сама понаблюдать, как это происходит. Вы говорили, это можно запросто устроить при удобном случае. А ведь у нас грядут Святки – по народной традиции, самая что ни на есть подходящая пора для гаданий. Может, попробуем?
– Да, о спиритизме я знал, можно сказать, с первых лет теперешней жизни, от мамы с папой, – с довольным видом отозвался он, войдя в излюбленную роль культуртрегера. – Родители признавали существование этого явления, но никогда им не занимались, считая вредным и даже греховным делом. В библиотеке отца хранилась книга «Как вызывать явления потустороннего мира», изданная в Петербурге в 1911 году под псевдонимом Немо, с несложными доступными инструкциями по некоторым видам спиритизма. Я занялся этими опытами, когда учился в школе в десятом классе. Мне действительно случалось быть свидетелем эпизодов, когда таинственные явления никак невозможно объяснить сознательным обманом или бессознательными движениями участников во время сеанса. Оставалось только допустить, что при занятиях так называемым автоматическим письмом, бесед при помощи алфавита с блюдечком или столом, участвует еще кто-то или что-то. Но, правда, из опытов я уяснил, что, если спиритические сущности и способны внятно общаться, то, как правило, они не сообщают ничего нового, конкретного. Их всякие жуткие пророчества или высокопарные заявления обычно несерьезны, и предсказания редко верны – словом, скорее можно встретить непристойности и нарочитые нелепости, чем интересные содержательные сообщения. Если вызывают усопших людей, то ведь, как правило, является лишь их астральная скорлупа или, под именем великого человека, весьма сомнительные потусторонние персонажи. Крайне редко могут появиться сущности высокого духовного уровня, но и сами участники сеанса далеко не всегда способны на диалог, достойный гостя из высшего «того света». Поэтому меня всегда больше интересовали физические явления, возникающие при опытах подобного рода. Когда мама стала жаловаться на странные стуки, звуки, тени и ругаться, что я загрязнил квартиру, я прекратил, так сказать, чернокнижные занятия. Я бы не советовал без оснований заниматься спиритическими сеансами, поскольку они расстраивают нервную систему и привлекают к жилищу всякую нечисть, но полагаю, желание удостовериться в существовании данного феномена вполне оправдано.
– Вот-вот, у меня именно такое желание – посмотреть, что из этого выйдет! – с живостью подхватила Марина.
Софье случалось бывать участницей спиритических опытов, однако она тоже была не прочь посмотреть, что получится на этот раз. Саша с Олегом сослались на планы позже вечером и засобирались откланяться.
Расписав алфавит по кругу на большом листе, дамы с князем уселись за столик типа журнального, положили в центре перевернутое вверх дном блюдце с нарисованной стрелкой, зажгли свечу… Через непродолжительное время блюдце стало активно вибрировать, как будто под ним шустренько катался гладкий шарик или некто беспокойно толкал его изнутри. Трое участников спиритического сеанса ни сознательными, ни бессознательными усилиями не заставили бы блюдце двигаться подобным образом, поскольку лишь едва касались его выпуклого бока кончиками пальцев. Загадочный феномен, несомненно, проявился, но то ли некто был бессловесным, то ли ему не понравился видавший виды столик, накрытый потрескавшейся клеенкой – за полчаса спиритических усилий компания так и не добилась от посудины более осмысленных движений, чем энергичная дерготня с небольшим подпрыгиванием.
– Похоже, кто-то до кого-то не дозвонился. Конечно, куда занятнее, когда блюдце совершает вращательные движения и указывает на буквы, да еще составляет осмысленный текст. Вероятно, в этом отношении наши ожидания не вполне оправдались, но, по меньшей мере, вы сами свидетели, что явление, которое мы сейчас наблюдали, можно смело отнести к необъяснимым с точки зрения традиционной науки. Только что мы явились очевидцами спиритического феномена, пусть и не слишком разговорчивого, – хихикнул Кованский. – У меня есть более интересное предложение. По случаю праздников можно развлечься тортиком с чаем и полусладким вином. Если угодно, позже попробуем повторить опыт.
Гостьи согласились с предложением хозяина в первой части, но решили отказаться от повторения спиритического опыта.
– Я слышала, на спиритических сеансах вызывали и души живых людей; только те потом жаловались, что у них болела голова, – полувопросительно заметила Софья.
– Собственно, спиритическое общение с какой-нибудь астральной сущностью не особенно отличается от общения в Интернете с каким-нибудь виртуальным персонажем, с той лишь разницей, что во втором случае персонаж пока еще не развоплотился, и вступает в контакт не через медиума, а посредством высоких технологий, – заключила Марина. – Как вы думаете, князь?
– Что касается виртуальных персонажей, в некоторой степени, это так. Именно поэтому большинство сущностей на сеансах не располагают какой-то особенной информацией сверх той, которая может быть известна обычному человеку. Разве что наши неуклюжие средства передвижения не могут идти ни в малейшее сравнение в сравнение с астральными способами перемещения, так что существа тонкого плана могут кое-что предсказывать за счет этого. Они могут более или менее правдиво сообщать о некоторых событиях, к примеру, вашей скорой встрече с известным лицом, потому что знают, что данное лицо направляется к вам. Или, например, что в некоем удаленном месте происходят вещи, которые непосредственно касаются вас и определенно повлияют на вашу жизнь. Иные ясновидящие, благополучно пребывающие под солнцем, способны улавливать волны, назовем так, земного информационного поля, где запечатлены события прошлого и в более бледном виде – будущего, и даже порой с более заметным успехом, чем развоплотившиеся сущности. А там ведь часто уже нет души, покинувшей физический план, а только астральная скорлупа старой личности. Душа, может, уже давно перевоплотилась в другом теле. И следует иметь в виду, что ясновидение – явление неоднозначное. Если у какого-нибудь православного монаха обнаруживался дар ясновидения, то его долго испытывали, от Духа ли Свята или лукавого. В святоотеческой литературе приводятся случаи, когда лукавый вводил какого-нибудь подвижника в искушение достоверными предвидениями, а потом внушал мысли к погибели, физической или духовной. Вы, я знаю, знакомы и с теософской, и со святоотеческой традицией, так что на эту тему я особо распространяться не стану. Встречи с ангельскими или демоническими сущностями на сеансах случаются, пожалуй, столь же редко, если не реже, чем в нашей повседневной жизни. Примерно, как в представленной нашему вниманию «Легенде о Золотом веке», существа из других измерений могут частично или даже полностью материализоваться, и разноплановые измерения в большей степени, чем принято думать, сообщаются между собой. С древнейших времен в оккультной и духовной литературе есть множество тому разнообразных свидетельств. Церковная служба – не что иное, как общение с тонкими мирами, куда более высокими, чем астральный план. Поэтому церковь считает спиритизм занятием предосудительным. Я также допускаю, что можно вступить в медиумический контакт с человеком, пребывающим на физическом плане в состоянии сна или забытья, хотя сам никогда не пробовал и никому не советовал бы. И потом, под именем этого человека может явиться кто угодно. Как раз в этом случае куда надежнее воспользоваться интернетом, а то просто по телефону позвонить.
– Коль скоро речь зашла о парапсихологии, я прочту заветные помыслы присутствующих, – важно изрекла Марина. Софья и Кованский с любопытством воззрились на нее.
– В юности мы все живем мечтами о встрече с близким по духу существом и о великой любви. С годами все мы постепенно утрачиваем гибкость тела и иллюзии, обзаводимся сединами и морщинами – а в глубине души, хоть никому не признаемся, не расстаемся с наивным романтизмом, с теми же ребячьими мечтами о счастливой любовной встрече!..
– Это несомненный пример чтения мыслей, - разулыбался старый князь. – Кто-то скажет, мечта наивная и смешная, хотя на самом деле это, может, заложено в нашей духовной природе. Как вы знаете, существует легенда, что в первом варианте, до Адама, человек был сотворен «по образу и подобию Божию» андрогенным, то есть сочетающим в себе мужское и женское начала. В Библии есть слова, «мужчину и женщину сотворил их». Андроген пребывал в вечном блаженстве, но не имел стимула к развитию, и потому был разделен на две половинки, которые от века ищут друг друга.
– В этой версии с половинками чего-то явно не хватает, по моему разумению! В духе не может быть половинчатости. Коль скоро мы сегодня толковали об апокрифах и легендах, скажите, князь, если первой женой Адама была Лилит, тогда кто эти две половинки –Адам до его прозрения и тёмная Лилит? Причем, есть версия, что она не желала ни в какую, ни в чем уступать Адаму, и со временем вообще стала символом неразвитого животного начала, союзницей Тьмы. Ведь Ева появилась позже, и это она наделила его познанием и мудростью. Так которая из жен является истинной половиной? И если Адам найдёт свою изначальную половину, Лилит, много ли у них шансов на вечное счастье?
– Да, действительно, вы меня озадачили, – признал Кованский. - Гностический трактат «О происхождении мира» рассказывает, что после дня покоя премудрость София послала Зою, свою дочь, которую также называли Евой, или «матерью живых», как наставницу, чтобы она оживила Адама, и те, кого он родит, стали сосудами света. Зоя – это по-гречески «жизнь». Когда Ева увидела своё подобие, в котором не было души, брошенным, она прониклась состраданием к нему и сказала: «Адам, оживи, встань на земле!» Адам встал и тотчас открыл глаза. Здесь опять же просматриваются параллели с вашей «Легендой о Золотом веке»!
Туманова продолжала:
– Боюсь, вера в единственную и неповторимую родственную душу, бродящую где-то по свету – одна из величайших иллюзий человечества. Мы все стремимся обрести внутреннюю цельность. Чтобы влюбиться, мы должны питать хотя бы временную иллюзию, что обретаем цельность в другом человеке, в котором нам видится, с одной стороны, нечто потрясающе сходное с нами, а с другой стороны – нечто особенное, чего самим недостает. Тогда мы «западаем» на человека; иначе говоря, наблюдаются признаки влюбленности. В действительности эта цельность изначально присутствует в нас самих в латентном состоянии; однако для ее раскрытия необходима любовь. Настоящая любовь сродни смерти. Сильный в ней преодолевает своё эго, преображается, очищается и умудряется; слабый остается сокрушенным и опустошенным. Даже счастливая любовь – не просто союз двух родственных душ, но неизбежное противостояние двух личностей. В любом случае, один из двоих любит больше, другой – меньше, или только позволяет себя любить. Тот, кто любит больше, ранимее и беззащитнее. Заметьте, в литературном произведении повесть о несчастной любви куда пронзительнее, чем любовная история со счастливым концом. Так называемая «счастливая любовь» – тема, увы, неблагодарная. Безответная любовь свирепа, зато это – кратчайший путь к Богу.
– Да, счастливая любовь дает острое чувство счастья, ощущения парения, но безответная любовь куда глубже по ощущениям и воздействию на личность. Через прожитые годы мне кажется, завершись моя первая школьная любовь, так сказать, счастливо, замужеством или типа того, моя жизнь сложилась бы куда зауряднее. Боюсь, это была бы драма нереализованности. Может, так и жила бы, как все, то есть, совершенно обыденно, – обратила взгляд в своё богатое прошлое Софья.
Старый князь сидел, склонив набок лицо с подслеповатым прищуром и улыбкой Джоконды. Марина спохватилась, что долгое общение могло его порядком утомить. Может, он вспоминал свои многочисленные влюбленности. О его личной жизни слагали легенды – что, де, каждая новая жена все моложе. На самом деле он питал нежную симпатию к «прекрасной половине», но считал, что в невзрачном хилом теле, доставшемся ему в этой жизни, обречен на неуспех у женщин, и может интересовать их разве что своей необычайной эрудицией. Этим он, собственно, и потряс много лет назад свою последнюю супругу, девушку из простой семьи. Поначалу ему льстило, что она смотрела на него широко распахнутыми глазами и пыталась читать книги по теософии. Он мечтал взрастить в ее лице единомышленницу и родную половинку. К его тайной досаде, она так и осталась наивной простушкой и неряхой, да еще и растолстела с годами. Однако она переносила все его капризы безропотно, что с годами он свыкся с ее неумелой помощью по хозяйству. Она без особого приглашения не вмешивалась в его общение с гостями, неизменно оставалась преданным другом, когда он безответно влюблялся в очередное прелестное создание. Он возлагал большие надежды на то, что, продвигаясь по пути духовно-нравственного совершенствования, в следующей жизни воплотится в более привлекательном, статном теле и будет удачливее в любви.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/23/1427


Рецензии