О смысле научного знания

Квантовая Магия, том 3, вып. 3, стр. 3201-3209, 2006

Блестящий успех неклассической физики в ХХ веке был и остается омраченным одним немаловажным обстоятельством – физики, как они сами это признают, утратили понимание смысла собственных теорий.

Эти теории (релятивистская квантовая теория, квантовая теория поля и др.) дают нам сверхточные предсказания, блестяще подтверждаемые экспериментами, они позволяют нам конструировать сложнейшие технические системы – от ускорителей до недавно изобретенных квантовых компьютеров. Однако кажется, эти теории не выполняют главную функцию, которую обычно ожидают от научной теории - они не дают нам ясного и вразумительного описания и объяснения той реальности, в которой мы существуем.

Нельзя сказать, что неклассические физические теории вообще ничего не описывают и не объясняют. Они описывают целый мир странных объектов, таких как квантованные поля, кванты этих полей, пространственно-временной континуум, а также дают объяснение характера связи и взаимодействия этих объектов. Сомнение вызывает лишь то, что эти описания и объяснения - есть описания и объяснения именно той самой чувственно воспринимаемой реальности, в которой мы себя непосредственно обнаруживаем.

Действительно, “научный образ мира”, который нам рисует современная физика, совершенно не похож на мир нашего обыденного опыта. Уже классическая физика лишила этот мир цветов, звуков, запахов, вкусовых свойств – заменив эти “вторичные” качества колебаниями электромагнитных и звуковых волн, формой и движением молекул. Теория относительности лишила мир также и устойчивых форм и превратила в иллюзию раздельное существование пространства и времени. Квантовая же теория поставила под сомнения реальность каких-либо событий в мире, превратив “реальный” мир в некую “игру потенций”. Как понимать такое положение дел? Почему, пытаясь описать и истолковать окружающий нас мир максимально точно и полно, мы, фактически, этот мир утрачиваем – он “испаряется” из наших теорий – и заменяется неким странным, не имеющим аналогов в нашем чувственном опыте, “двойником”?

Установить смысл научных теорий – это и значит установить: как соотносятся “мир науки” и “мир обыденного опыта”, выяснить: почему они так не похожи друг на друга. Что это – два различных изображения одной и той же реальности или же “мир науки” и “мир обыденности” – это два совершенно различных, но взаимосвязанных мира? Если это два изображения одного и того же мира, то какое из них является более адекватным и полным? Может быть “мир науки” – это фикция, создаваемая нашим разумом, которой ничего за пределами нашего ума не соответствует? Существуют ли в действительности электроны, нейтрино, кварки, электромагнитные поля? Или же это “идеальные” объекты, существующие лишь в сознании физиков? Волновая функция – это реальная физическая сущность или “записная книжка наблюдателя”?

Вопрос о смысле научных конструкций, т.о., в значительной мере, сводится к вопросу о статусе предмета науки – т.е. той реальности, которая “изображается” с помощью научных понятий, формул, теорий. Существует ли, а если существует, то что представляет собой та реальность, которая описывается знакомыми нам смысловыми конструкциями, такими как “электрон”, “поле”, “волна вероятности”, “пространственно-временной континуум”?

Анализом этого вопроса мы и займемся в данной статье.

Заметим, прежде всего, что различие между обыденной и научной картинами невозможно объяснить исходя из различия масштабов. Специфика научной картины мира отнюдь не в том, что физика углубилась, с одной стороны, в микромир, а с другой – проникла в мегамир. Как уже отмечалось, уже классическая картина мира – имеющая, казалось бы, прямое отношение к миру “чувственного опыта”, является лишь бледным подобием этого “чувственного мира” - поскольку она лишена “вторичных качеств”. С другой стороны, та же квантовая теория применима и за пределами “микромира” – существуют “макроскопические квантовые явления”. Далее, формально квантовая теория вполне применима и к макрообъектам – уравнение Шредингера переходит в уравнения аналитической механики лишь при тождественном обращении постоянной Планка в ноль. Почему она фактически не действует на уровне макрообъектов – до сих пор не ясно. Таким образом, необходимо иное объяснение различия “научной” и “обыденной” картин мира.

В качестве исходного рассмотрим то понимание “предмета науки”, которое наиболее популярно у самих ученых и, более того, непосредственно вытекает из смысла самих научных теорий. Эту концепцию можно назвать “репрезентативной” научной эпистемологией, поскольку она опирается на репрезентативную теорию чувственного восприятия. Согласно этой точке зрения, то, что мы непосредственно видим, слышим, осязаем – не есть “сами вещи”, но есть лишь опосредованно с ними связанные “репрезентации”. В конечном итоге мы воспринимаем лишь модификации своего собственного сознания. (Мы видим лишь “внутренность собственного мозга” – как утверждал Б. Рассел).

Эта точка зрения может считаться “внутринаучной” в том смысле, что она непосредственно вытекает из научной (физиологической) теории зрительного, слухового, тактильного и пр. восприятия. Следовательно, отвергнуть ее без радикальной реинтерпретации теорий восприятия не возможно.

Поскольку с научной точки зрения мы видим не вещи, а образы вещей, естественно наше стремление узнать, что же представляют собой те объекты, которые мы способны воспринимать лишь опосредованно, через их чувственные “копии” или “репрезентации”. Именно эта функция “восстановления” подлинной картины реальности и возлагается на науку. Тот, кто следует этой теории, может сказать, подобно Демокриту, этот разноцветный, многозвучный непосредственно воспринимаемый мною мир – существует лишь “в мнении” (в сознании), а на самом же деле – существуют лишь атомы и пустота.

Зная непосредственно только собственные ощущения (субъективные феномены), мы, далее, посредством мышления (которое, также истолковывается как чисто субъективный процесс “переработки информации”, который происходит “у нас в голове”), как-то ухитряемся реконструировать (действуя часто методом “проб и ошибок”) подлинный мир “вещей в себе”, которые стоят “за” нашими ощущениям и сенсорными образами в качестве их отдаленной причины.

При всей своей реалистичности, эта точка зрения, однако, неудовлетворительна – поскольку она внутренне противоречива, несамосогласована – что и сделало репрезентативную эпистемологию мишенью острой критики в первой половине ХХ столетия. Действительно, пологая всякое знание о “внешнем мире” опосредованным, эта теория, тем не менее, претендует на непосредственное знание о существовании некой “объективной реальности”, на которую “направленно” наше опосредованное знание, а также претендует (в лице физиологии восприятия) на непосредственное знание самих механизмов опосредования. На самом деле, если мы знаем лишь состояния нашего собственного сознания, если мышление и восприятие – лишь субъективные процессы “в мозге” – то выйти за пределы собственного сознания к “самим вещам”, даже мысленно, не представляется возможным. Нет никакого логически корректного способа перейти от “внутреннего” к “внешнему”. Невозможно из чисто имманентных элементов сознания сконструировать нечто трансцендентное этому сознанию.

Философия ХХ века в лице своих наиболее выдающихся представителей (Мах, Бергсон, Гуссерль, Лосский, Хайдеггер, Франк и др.), как известно, решила проблему “трансцендентного предмета знания” путем отказа от репрезентативной теории восприятия и отвержения всякого “удвоения реальности”. Но тем самым было отвергнуто и “реалистическое” понимание науки как исследования мира “вещей в себе”, как способа постижения “подлинной реальности”, скрытой за “занавесом” наших ощущений.

Единственной “подлинной реальностью” был объявлен тот самый “жизненный мир”, мир человеческого бытия, который ранее низводился “научной” эпистемологией до положения “субъективного образа”, фантома, порождаемого нашим сознанием. Но в этом случае все те элементы научных концепций, которые не являются простым описанием того, что мы непосредственно чувственно воспринимаем, оказываются чем-то фиктивным – им непосредственно не соответствуют никакие элементы реального мира. Такие несводимые к ощущениям и чувственным образам элементы теории (а сюда можно отнести практически все основные понятия микрофизики - атом, молекула, элементарная частица, квантованное поле и т.п.), следует, в таком случае, истолковать как некие вспомогательные конструкции или как “полезные фикции”, созданные человеческим умом лишь для того, чтобы как-то рационально истолковать связи и отношения между различными элементами чувственного опыта.

Наука с этой точки зрения, в особенности теоретическая физика, - это не орудие познания мира, а лишь средство его рационального истолкования, средство интерпретации реального мира, данного нам “в подлиннике” в непосредственном восприятии. Никакого онтологического содержания научные теории сами по себе не имеют. Они ничего не сообщают нам о реальном положении дел в мире. Объяснения, которые дает наука – суть фиктивные объяснения. Их существование оправдано лишь их практической полезностью, а также тем, что такого рода объяснения удовлетворяют некую “глубинную” потребность человеческого ума – потребность мыслить мир в виде связанного, самосогласованного целого.

Научная истина, в этом случае, не может быть истолкована в духе “корреспондентной” теории истины Аристотеля, т.е. как соответствие научной концепции некоему реальному положению дел. Истинность становится синонимом “полезности”, “эффективности” или “экономичности” научных описаний.

Итак, мы описали два различных способа понимания “смысла науки”. Мы можем взять за основу репрезентативную теорию восприятия и истолковать научное знание как “реконструкцию” подлинной реальности – мира “вещей в себе”, являющихся отдаленной причиной наших чувственных восприятий. Эта точка зрения реалистична, правдоподобна, согласуется с самим смыслом научных теорий, но она, к сожалению, несамосогласована – она постулирует такую теорию познания, которая исключает возможность своего собственного построения, т.е. претендует на знание того, что знать с точки зрения самой этой теории невозможно. Таким образом, вполне справедливо обвинение репрезентативной эпистемологии в догматизме.

Второй же подход позволяет избежать этих противоречий – но ценой отрицания всякого познавательного значения научных теорий. Наука в этом случае превращается просто в некую “конструкцию” человеческого разума, не имеющую прямого отношения к реальному положению дел в мире. Наука – здесь просто форма культуры, и ничем принципиально не отличается от поэзии, художественной литературы, музыки и т.п.

Первая точка зрения – правдоподобна, но противоречива. Вторая – непротиворечива – но неправдоподобна. Неправдоподобность второго подхода к пониманию науки можно, в частности, усмотреть в том, что он не способен объяснить, каким образом научные теории могут предсказывать принципиально новые факты и, следовательно, способны расширять наши знания “внеэмпирическим” путем. Действительно, если научные теории – суть лишь “умственные конструкции” (схемы упорядочения опыта), то они должны быть действенны только в отношении того самого опыта, схемой упорядочения которого они являются. Лишь случайно они могут обладать предсказательной силой за пределами той исходной фактической базы, на основе которой данные теории были созданы.

Кроме того, различных (альтернативных) схем упорядочения одного и того же фактического материала может существовать, в принципе, сколь угодно много, а выбор между этими схемами может осуществляться, в данном случае, лишь на основе каких-либо внерациональных принципов (например, на основе принципа “экономии мышления” (Э. Мах)) – поскольку ни одна из этих схем не имеет ничего общего с “действительным положение дел”. В таком случае, выбор “правильной” (истинной) теории – есть результат осознанной или неосознанной договоренности между учеными (т.н. “конвенционализм”).

Конвенционалистское истолкование научной истины неизбежно ведет к предсказанию неограниченной пролиферации научных теорий, описывающих один и тот круг явлений. Однако на практике мы ничего подобного не наблюдаем. Физика, химия, другие фундаментальные науки сохраняют внутреннее единство (отсутствуют альтернативные объяснения основных феноменов) и со временем это единство, как представляется, только укрепляется.

Еще один недостаток этого подхода – отсутствие однозначных критериев “фильтрации” опыта с целью выделения в нем “объективной” и “субъективной” составляющих. Без такой “фильтрации” наука, как свод “объективного” знания, не возможна. Сторонники конвенционалистского и феноменологического понимания науки обычно расценивают “субъект-объектное” отношение как нечто чисто психологическое, рефлексивное, не укорененное в самой структуре реальности и, следовательно, зависящее от различных социальных и культурных влияний. Все это ведет в конечном итоге к грубому смешению субъективного и объективного пластов опыта, смешению психологии и физики, разрушению иерархического строения системы научного знания, полной релятивизации научных теорий.

Таким образом, нужно признать, что истолкование науки как некой интеллектуальной “надстройки”, как “формы культуры”, не имеющей прямого онтологического смысла, во многих отношениях неудовлетворительно.

Можно ли выработать такое понимание науки, которое было бы вполне самосогласованным, и, вмести с тем, сохраняло бы исходное понимание науки как формы постижения объективной реальности?

Такой подход, на наш взгляд, был намечен еще Платоном, а в философии нового времени – Шеллингом и Гегелем. К сожалению, этот подход в настоящее время практически полностью игнорируется философией науки. Однако, по нашему мнению, именно этот, третий подход, и позволяет наиболее адекватно истолковать некоторые парадоксальные свойства неклассических научных теорий.

В чем суть этого подхода? Если мы хотим сохранить познавательную значимость и собственный смысл научных теорий, то мы, видимо, должны взять за основу репрезентативную теорию восприятия и признать, что то, что мы непосредственно чувственно воспринимаем – есть наши субъективные образы, а отнюдь не “сами вещи”. Чтобы при этом избежать противоречий, связанных с “замыканием” субъекта в собственном сознании, мы должны, вслед за Платоном, отказаться от понимания мышления как чисто субъективного процесса, который имеет место “у нас в голове”. Действительно, если мы не имеем доступа к “сами вещам” в восприятии (а именно об этом нам и говорит физиология восприятия, оптика и другие науки), то мы должны, чтобы не впасть в противоречие, признать, что такой доступ “к вещам” имеется в мышлении – иначе совершенно не понятно как мы вообще можем обладать какой-либо идеей внеположной нашему “Я” “объективной реальности”.

Мышление с этой точки зрения – есть как бы род сверхчувственного восприятия. Причем восприятия непосредственного. В мышлении нам даны не репрезентации, а “сами вещи” в подлиннике. Если мы видим не вещи, а образы вещей, то мыслим мы сами вещи. Мышление – это и есть процесс самообнаружения реальности (бытия) в нашем сознании. Правильнее было бы сказать: не мы мыслим вещи, но вещи мыслят сами себя в нас.

Но и сами вещи, в таком случае, - есть не что иное, как объективированные мысли или идеи, а мир, непосредственно открывающийся нам в мышлении, – есть некое подобие мира платоновских “идей”. Именно этот “мир идей”, открытый нашему “умному” восприятию, и, вместе с тем, выполняющий функцию “основания” для мира чувственно воспринимаемых феноменов, – и является, с нашей точки зрения, подлинным предметом научного постижения.

Научные теории, с этой точки зрения, раскрывают нам трансцендентную по отношению к “обыденному” (чувственному, жизненному) миру, но вполне объективную, не зависящую от эмпирического субъекта реальность. Все основные понятийные конструкции неклассической науки имеют отношение не к чувственно воспринимаемым вещам, но к некой их “свехчувственной” основе – которая столь же реальна, как и мир “чувственных” предметов. Этим “многослойным” строением реальности, собственно, и объясняется тот странный факт, что научная картина мира оказывается неизоморфной той картине мира, которую дает нам чувственное восприятие.

Практическая применимость самых абстрактных научных теорий объясняется, в данном случае, тем, что, как уже было сказано, сверхчувственный “умопостигаемый” мир, открываемый наукой, является “основанием” мира чувственного, то есть, он, в некотором смысле, “порождает” этот мир и “управляет” этим миром.

Для пояснения нашей концепции воспользуемся “компьютерной” метафорой. Представим себе “чувственный” (жизненный) мир – как некое подобие изображения на мониторе компьютера. Тогда умопостигаемый мир, который и является, как мы полагаем, непосредственным предметом научного постижения, можно уподобить компьютерной программе, которая порождает данное изображение на мониторе и управляет этим изображением.

Задача научного исследования в таком случае подобна задаче восстановления компьютерной программы по характеру наблюдаемых на мониторе изображений. Эта задача, очевидно, разрешима однозначным образом только в том случае, если мы имеем прямой доступ к “программному” уровню реальности. Т.е., иными словами, если наше познающее “Я” имеет в качестве своей глубинной основы ту же самую “программу”, которая порождает данную нашему “Я” чувственную реальность.

Итак, научное исследование можно представить себе как постепенное, но вместе с тем, прямое и непосредственное проникновение человеческого ума в трансцендентную по отношению к чувственной реальности идеальную “мирооснову” – особый сверхчувственный слой бытия, в котором изначально укоренено и наше собственное познающее “Я”.

Какие преимущества дает нам эта точка зрения? Какими объяснительными возможностями она обладает?

Во-первых, она сохраняет обычное представление здравого смысла, согласно которому наука действительно познает объективную реальность, раскрывает подлинное устройство мира. При этом научные теории не следует рассматривать как некие “модели”, изображающие чисто внешним образом свойства “вещей в себе” (в этом случае “вещи в себе”, как убедительно показал Кант, были бы для нас совершенно не известны). Эти теории — и есть сам “природный мир”, сама реальность как таковая. В частности, мы должны признать, что за математическими формулами физики не стоит ничего, кроме объективного смысла самих этих формул. Ведь достаточно очевидно, что знать можно лишь свои собственные знания. Если, при этом, мы также знаем и “вещи”, то это может означать лишь, что вещи – это и есть знания (“идеи”). “Вещь”, в таком случае, - это и есть “правильное” (научное) знание о данной вещи. Только в этом случае научное знание – и есть знание самих вещей, есть постижение самой реальности. Таким образом, данная точка зрения разрешает нам прямо использовать полученные научные результаты для построения онтологической картины мира.

Во-вторых, эта точка зрения наиболее естественным образом объясняет отсутствие изоморфизма научной и обыденной картин мира. (То, что изоморфизм между ними отсутствует, – вполне очевидно. Достаточно вспомнить концепцию единого “пространственно-временного континуума” теории относительности и сравнить ее с реально воспринимаемым пространством и временем. Последние субъективно переживаются нами совершенно отдельно друг от друга – как совершенно различные сущности, обладающие не тождественными свойствами. Здесь трудно отделаться от впечатления, что наука говорит нам не о том мире, который мы непосредственно воспринимаем, а о каком-то другом мире, в котором пространство и время действительно едины, неотделимы друг от друга). Согласно предлагаемой концепции, научное знание действительно есть знание “не от мира сего”, это знание непосредственно относится не к чувственно воспринимаемому миру “обыденного опыта”, но к его сверхчувственной, умопостигаемой, (но, тем не менее, реально существующей) основе. Эта основа чувственного мира онтологически инородна “чувственной реальности”, но родственна нашему мышлению – и именно поэтому она проницаема для человеческого разума.

Т.о., в-третьих, мы получаем, также, объяснение факта принципиальной познаваемости мира. Познание здесь – есть как бы снятие копии с объективного мира посредством мышления. Но мысль может снять копию лишь с другой мысли. Следовательно, реальность постижима лишь в том случае, если в ней есть нечто мыслеподобное. Именно эта мыслеподобная, идеальная реальность (идеальная “мирооснова”) и является предметом непосредственного научного постижения.

В-четвертых, мы получаем, также, естественное объяснение невозможности наглядно-образного представления объектов неклассической науки. Мы не можем непротиворечивым образом наглядно представить себе устройство атома, наглядно представить электрон или фотон просто потому, что они, эти объекты, сами по себе лишены всяких наглядно представимых свойств. Они лишены качественности, пространственности и временности – т.е. представляют собой нечто сугубо абстрактное – нечто, что возможно лишь помыслить, но невозможно предметно вообразить.

В-пятых, данный подход позволяет объяснить специфическое для неклассических физических теорий “двухуровневое” описание реальности. В квантовой теории эта двухуровневость проявляется в виде дуализма описания физической системы посредством волновой функции и описания этой же системы посредством набора квантовых наблюдаемых (в акте измерения). (Частным случаем этого дуализма является волново-корпускулярный дуализм). В теории относительности также имеет место дуализм “динамической” и “статической” версий теории (изначальной версии А. Эйнштейна и “геометрической” версии Г. Минковского). Для согласования этих уровней описания требуются дополнительные постулаты, не вытекающие из первых принципов теории. В квантовой теории, таковым является постулат редукции волновой функции. В теории относительности согласование версий достигается путем введения себетождественного наблюдателя с фиксированной пространственно-временной траекторией, с которой отождествляется далее временная ось. С нашей точки зрения, этот дуализм непосредственно отражает двухуровневое, двухслойное строение самой реальности. Для описания этих уровней реальности требуются различные, даже несовместимые друг с другом, концептуальные средства, - требуются именно в силу их принципиальной онтологической разнородности. Необходимость согласовывающих эти уровни описания процедур наглядно показывает, что теоретический аппарат квантовой механики и теории относительности (в версии Минковского) не дает нам прямого описания той реальности, которую мы непосредственно чувственно воспринимаем.

Квантовая теория позволяет истолковать реальность, являющуюся непосредственным предметом научного постижения, как “мир потенций” – как потенциальную изнанку “актуального”, пространственного и временного, чувственно воспринимаемого бытия. Потенциальный характер той реальности, которая непосредственно открывается нашему мышлению, объясняет, отчасти, почему мы, имея прямой и непосредственный доступ к “мирооснове”, не обладаем, тем не менее, всезнанием в отношении мира эмпирического. Наше теоретическое знание имеет отношение лишь к “миру возможного” и только опосредованным образом может быть соотнесено с “миром действительного”. Хотя “мир действительного” можно истолковать как продукт актуализации тех структур, которые изначально идеальном образом присутствуют в мире возможного, но сам этот процесс актуализации, его последовательность – не определяется, видимо, однозначным образом лишь устройством этого мира возможного. Отсюда проистекает неустранимая эмпиричность физики и других естественных наук. Ведь априори мы можем знать лишь, что вообще возможно и что вообще не возможно, но не можем знать какие возможности и в каком порядке должны перейти в действительность. (Этим, в частности, объясняется видимая “неполнота” квантовой теории – ее неспособность делать предсказания на уровне конкретных единичных физических событий).

Развивая эту идею несколько в ином направлении можно сказать, что то, что непосредственно открывается нашему “умственному взору” (“мир идей”) есть (по Лейбницу) “Множество всех возможных миров” (“Умопостигаемый универсум”). “Чувственный” (жизненный) мир человека– есть лишь одни из этих возможных миров. Априори мы не знаем, в каком из этих “возможных миров” мы как “чувственные” (эмпирические, телесные) существа себя должны обнаружить. Раскрыть последнее можно лишь опытным путем. Именно поэтому наука, в частности физика, – есть наука опытная. Но, поскольку “действительный” мир есть актуализация одного из априори данных нашему уму “возможных миров”, то возникает также и возможность теоретического предсказания новых фактов – она возникает в том случае, если мы каким-то образом (опираясь на уже известные факты) угадываем в каком из “возможных миров” мы оказались. По крайней мере, для каждого “возможного мира” нам априори известно, что вообще в этом мире возможно, а что не возможно. Этим объясняется, с одной стороны, предсказательная мощь научных теорий, а с другой стороны, объясняется причина отсутствия всезнания в отношении эмпирического мира.

Само “угадывание” того “идеального механизма”, который управляет нашим миром – есть, конечно, не случайный процесс. Оно основано на систематическом выявлении тех “слоев” “жизненного мира”, которые “оказывают сопротивление” нашей свободной воле и, тем самым, воспринимаются как система “внешних ограничений”, накладываемых на нашу свободу “извне”. Отсюда, кстати, следует, что свобода воли – есть необходимое условие существования науки как системы “объективного знания” - ведь выявить “объективное” (ограничивающее свободу) можно лишь обладая этой свободой.

Нужно также иметь в виду, что даже прямое постижение “мира возможного”, которое, видимо, в чистом виде дано нам в форме математического и логического знания (именно так истолковал математическое и логическое знание Г.В. Лейбниц), требует значительного познавательного усилия – поскольку прямой доступ к “умопостигаемой” реальности – не есть еще доступ рефлексивный. Изначально он имеет форму непосредственного бессознательного тождества субъекта и объекта. Иными словами, изначально мы имеем “неявное” знание, которое необходимо отрефлексировать, перевести в осознанную форму – и этот процесс перевода может содержать ошибки, неясности, порождать ложные, не существующие в реальности умопостигаемые объекты (как это наглядно показывает история математики).

Итак, мы видим, что данное “антинатуралистическое” (платонистское) истолкование науки – действительно позволяет сохранить онтологическую значимость научного знания и понять действительный смысл неклассических научных теорий. Парадоксальность, необычность этих теорий – есть просто следствие того, что они “изображают” отнюдь не тот мир, который чувственно дан нам в обыденном опыте, но открывают нам идеальную “мирооснову”, которая онтологически инородна “чувственной” реальности, но связана с последней как ее “потенциальная основа” – есть то сверхчувственное основание, из которого рождаются все предметы чувственного мира. При этом “жизненный мир” не обесценивается, не лишается реальности и, следовательно, он вполне может служить надежным основанием для научного познания (хотя и не является единственным источником этого познания).


Рецензии
Реальность не может восприниматься нами непосредственно, мы воспринимаем её только через образы сознания. Это самоочевидно.
Наука создаёт абстрактные модели, которые правильно описывают и позволяют предсказывать поведение - чего? Строго говоря - наших комплексов ощущений, образов сознания. Но учёные не увлекаются философскими тонкостями и упрощённо считают по умолчанию, что они изучают закономерности реального окружающего мира.
Открывают ли они при этом законы "самой реальности"? Можно сказать, что да, если не забывать о том, что научные модели ограничены в своём применении, и работают только в определённой сфере реальности.
Когда мы выходим за пределы применимости модели, она перестаёт правильно предсказывать, и приходится создавать новую модель, а старая оказывается лишь её частным случаем.
Когда мы с помощью уравнений определяем например скорость падения яблока (образа яблока в нашем сознании), то и в реальном мире этому образу соответствует некий объект, который падает именно с такой скоростью. Этот объект "яблоко" - не наш образ яблока, но уравнения работают правильно, и скорость его падения именно такова, как мы рассчитали.
Если вникать глубже - этот объект состоит из микрообъектов, которые в свою очередь не частицы-шарики, а нечто более сложное, и т.п. Но тем не менее, наука правильно описывает и предсказывает его движение под действием силы тяготения.
Далее: мы можем считать, что за нашими образами сознания есть некая материальная объективная реальность.
А можем изменить точку зрения и решить, что кроме наших образов ничего не существует.
Но в науке и её законах от этого совершенно ничего не изменится. Научные модели будут точно так же работать, и законы соблюдаться независимо от философского подхода. Так что признание или непризнание материального мира в сущности не меняет ничего, кроме ввода самого термина "материальный мир". Мы всё равно никогда не сможем непосредственно контактировать с этой реальностью "самой по себе".

Владимир Алисов   12.11.2022 15:36     Заявить о нарушении
Дополнительно. Идеализм создаёт довольно стройные системы, но простые и очевидные выводы из практики мешают полностью принять идеалистические взгляды. Есть множество свидетельств существования и развития Вселенной и Земли до появления человечества и самой жизни. Все эти процессы развития происходили в отсутствие наблюдателей, но они же реально происходили. Если идеализм и пытается как-то это объяснить - объяснения здесь могут быть только очень неестественными и не вызывающими доверия.
Кроме того, даже самые простейшие повседневные примеры из практики. Мы постоянно убеждаемся, что процессы в окружающем мире так же происходят в отсутствие наблюдателей, как и в их присутствии.
Часы в комнате без человека идут, вода из крана льётся и может залить квартиру, и т.п.
Если где-то зарыта мина с часовым механизмом - её никто не видит, не воспринимает, т.е. с точки зрения идеализма она вообще не существует. Но мы хорошо понимаем, что механизм работает, и в определённое время заряд взорвётся.

Владимир Алисов   12.11.2022 18:17   Заявить о нарушении
Но квантовая механика, однако, показывает что ненаблюдаемые процессы идут иначе , чем наблюдаемые. По крайней мере это так на уровне микромира.

Иванов Евгений Михайлович   12.11.2022 19:31   Заявить о нарушении
На уровне микромира - да, но в макромире тем не менее...
Я не думаю, что из-за проблем квантовой механики следует полностью перейти в идеализм.
Наверно так и должно быть - когда познание дошло до определённого уровня реальности, начались "странные" явления. Просто мир намного сложнее, чем мы могли предположить. И реальность ведь нам "ничего не должна" - она такова как есть, может быть даже невероятной и непонятной.

Владимир Алисов   12.11.2022 19:43   Заявить о нарушении
Если вдумываться всё глубже - вопросы даже не заканчиваются на "материализме либо идеализме". Возможно, эта оппозиция всего лишь результат несовершенства нашего мышления.
Возникают вопросы: например, что вообще значит "существовать"?
Мы можем понимать "существование" только по отношению к кому-то. Если мы даже непосредственно не воспринимаем нечто, мы можем "знать, что это существует". Даже "объективная реальность" нами предполагается, как "объективно существующая для всех".
Но что значит "существовать вообще", безотносительно к кому-то?
Бессмысленный вопрос? Но ведь хотя бы задать его мы в состоянии.
Или: что означает "субъективность сознания"? Сознание конкретного человека не существует для других людей, а только для него самого. Но мы иногда говорим, что конкретное индивидуальное сознание это проявление "сознания вообще". Но как это может быть? Как "объективно несуществующее" может быть проявлением чего-то? И как может быть "сознание вообще", если оно всегда только индивидуально и субъективно?
Если и принять идеализм - разве мир от этого станет более понятен? Нет, по-моему, он в этом случае ещё более непонятен. Мы просто будем называть его "миром сознания", но что это за мир? Откуда он появился, и почему он именно такой? Я и в "мире образов сознания" не вижу ответов на главные вопросы.

Владимир Алисов   12.11.2022 20:13   Заявить о нарушении
С позиций квантовой механики само существование компактных и сложноорганизованных макрообъектов объяснимо лишь как следствие актов редукции волновой функции, как раз связанной с наблюдением. Согласно принципам квантовой механики волновая функция любого объекта со временем необратимо расплывается. Для макрообъекта эта скорость расплывания очень мала, но она велика для отдельных частиц , атомов (в.ф. свободного электрона за секунда расплывается более чем на 1000 километров). Т.о. в ранней вселенной (в момент отрыва реликтового излучения от материи), когда вселенная состояла из почти равномерно заполняющего ее раскаленного газа, были прекрасные условия для делокализации всех атомов до космических масштабов, а последующая гравитационная кластеризация должна быть неоднозначной (частица должна одновременно входить во многие кластеры). Т.о. то, что мы видим объекты имеющие определенную локализацию в пространстве - есть следствие актов редукции в.ф., т.е. есть нечто соотносительное с наблюдением. Поскольку акт редукции необъясним физически (он противоречит шредингеровской линейной эволюции, противоречит принципам теории относительности), то его видимо следует истолковать как нечто имеющее место лишь в нашем восприятии и памяти, и т.о. получается, что и макромир, каким мы его видим, также существует лишь в нашем восприятии и памяти. Это отчетливо понимал уже Эйнштейн, который в одном из частных разговоров упрекал квантовых теоретиков в том, что они не верят, что Луна существует, если на нее никто не смотрят ("хотя бы мышь"). Т.е. для Эйнштейна было очевидно, что квантовая механика неизбежно ведет к идеализму. Сейчас почему-то делают вид, что это не так.

Иванов Евгений Михайлович   12.11.2022 20:24   Заявить о нарушении
Здесь еще нужно заметить, что и уже существующий макрообъект может быть делаколизован через зависимость от микрообъектов - по механизму "кота Шредингера). Процитирую отрывок из моей работы "Квантовая философия" :Предпoлoжим, чтo я наблюдаю квантoвый эксперимент с двумя вoзмoжными исхoдами. Я предварительнo решил для себя: если будет реализoван первый исхoд — я oстанусь дoма, если втoрoй исхoд — пoйду на улицу. С тoчки зрения чистo шредингерoвскoгo oписания (без учета акта редукции) дoлжны быть реализoваны oднoвременнo oба исхoда эксперимента, а значит и мoе телo, в силу линейнoгo характера квантoвoй эвoлюции, дoлжнo пoсле эксперимента «расщепиться» на два экземпляра — и oдин экземпляр oстанется дoма, а втoрoй уйдет на улицу. Я же субъективнo увижу себя либo дoма, либo на улице: мoе сoзнание выбирает тoлькo oдин из вариантoв (например, чтo я oстался дoма) и делает егo интерсубъективнo вoспринимаемым. Другoй же вариант сoбытий oстанется никем не вoспринятым - этo будет как бы «пустoе» (лишеннoе всякoгo фенoменальнoгo сoзнания) и невидимoе (в силу интерсубъективнoй блoкады дoступа к вoсприятию даннoй ветви квантoвoй эвoлюции), нo тем не менее физически впoлне реальнoе телo мoегo гуляющегo на улице «двoйника».

Иванов Евгений Михайлович   12.11.2022 20:29   Заявить о нарушении
Конкретные теории в науке могут ещё не раз измениться, нельзя же лишь на современном состоянии физической теории строить всё мировоззрение. Вот даже и Вы говорите о ранней эволюции Вселенной, то есть о какой-то объективной реальности до существования человечества.
И вода из крана в закрытой квартире без хозяев всё равно зальёт соседей независимо от актов редукции...
И я ведь только что говорил, что и идеализм не панацея от непонятности мира.

Владимир Алисов   12.11.2022 20:38   Заявить о нарушении
Относительно двойника - здесь трудно высказываться. Звучит довольно фантастично, и насколько мне известно, даже многие физики очень скептично относятся к такому применению следствий квантовой теории в макромире. Но всё можно допустить, почему бы и нет...

Владимир Алисов   12.11.2022 20:48   Заявить о нарушении
Когда я похожие квантовые идеи высказывал одному физику, он просто показал мне фотографию электрона, сделанную через электронный микроскоп, и сказал, что вот - мы, учёные, видим реальный электрон, и нечего фантазировать.
Если уж сами физики так думают...

Владимир Алисов   12.11.2022 20:52   Заявить о нарушении
О сознании - при всей его загадочности вот такое соображение... Нервная система и мозг ведь образовались естественным путём, в ходе приспособления организмов к окружающей среде. То есть, не создавались специально как "аппарат для выработки сознания". Однако же субъективность в виде ощущений появилась скорее всего даже на низших ступенях эволюции. Когда простейшие организмы движутся к свету или теплу, они видимо уже обладают способностью чувствовать. То есть видимо это действительно естественное свойство нервной системы, а разница с человеческим сознанием только в уровне развития.
Что в сознании есть такие удивительные свойства, как например ощущение разных цветов - а почему бы и нет, если все эти свойства появились естественным путём? Природа ведь никого не спрашивает, как ей развиваться.
Всё это в общем понимал ещё Платон... Как у него в диалогах: ведь собака явно видит цвета не так, как человек, но всё равно различает разные цвета.
Само строение глаза как зрительного аппарата, линзы, улавливающей световые волны... Ведь если бы зрительные образы были только продуктами самого сознания - какой смысл тогда был бы в таких "линзах"...

Владимир Алисов   13.11.2022 02:44   Заявить о нарушении
Мозг, линзы и прочее можно рассматривать как некую "операционную систему" сознания, управляющую ее работой. Также как операционная система существует "внутри" компьютера, как часть его памяти, так и мозг - существует внутри сознания как часть интерсубъективной памяти, общей для многих сознаний. Если сознание фундаментально, то оно существовало и до человека и до зарождения жизни в той или иной форме и именно акты редукции могли направлять эволюцию живого (см. статью "О происхождении сознания"). Чисто натуралистически эволюция малообъяснима вследствие необходимости огромного перебора вариантов.

Иванов Евгений Михайлович   13.11.2022 07:02   Заявить о нарушении
Основанием идеализма является не только квантовая механика. Возможны еще как минимум три подхода к обоснованию идеализма: с позиций гносеологии, философии науки и философии сознания. Они изложены в работах: "Апология идеализма", "Наука и идеализм" и "Тупики натуралистических теорий сознания и выход из них".

Иванов Евгений Михайлович   13.11.2022 07:12   Заявить о нарушении
Я читал Ваши работы. У Вас интересный подход, но всё же некоторые сомнения мешают абсолютно принять Вашу систему. Когда для объяснения реальности нужны сложные построения - это всегда вызывает сомнения, а в идеализме всегда приходится что-то усложнять.
Так, если мозг и глаза - всего лишь операционная система, получается, что как будто специально созданная иллюзия обманывает нас, создаёт нам видимость, будто всё это работает "с точки зрения материализма". Но как это может быть - что же, это нарочно так сделано?? Поэтому выглядит во многом довольно фантастично.
Или Вы пишете: "Если сознание фундаментально, то оно существовало и до человека и до зарождения жизни в той или иной форме и именно акты редукции могли направлять эволюцию живого".
То есть, признаёте, что эволюция и зарождение жизни всё же происходили, пусть и направляемые сознанием. Но что эволюционировало - материальный мир? Или эволюционировали образы сознания, которые потом и породили это же сознание? В общем, в идеализме всё даже поневоле получается как-то чрезмерно усложнённо.
Мне думается, что Ваш подход - это не окончательная истина, а плодотворный путь к дальнейшим исследованиям. Хотя сомневаюсь, что человеческое мышление вообще способно до конца понять реальность.

Владимир Алисов   13.11.2022 10:51   Заявить о нарушении
В сущности, главный вопрос сводится к одному: почему всё существующее существует? Он остаётся независимо от того, называть существующее "материей", "сознанием", или как-то ещё. Вопрос производит даже впечатление бессмысленного, и на него вряд ли возможен окончательный ответ. Но это видимо потому, что сама человеческая возможность познания ограничена. Когда люди доходят до определённого предела, они просто придумывают определённый термин, на котором возможности дальнейшего понимания прекращаются.
У людей верующих это "Бог", хотя это понятие немедленно вызывает вопросы: кто такой Бог, откуда он сам появился, и т.п.
У материалистов - "Большой Взрыв", хотя аналогично - непонятно, что взорвалось и почему. Тем более, что до Большого Взрыва времени не было, поэтому неясно, как вообще могло произойти событие взрыва в отсутствие самого времени.
В идеализме это Абсолют, хотя и здесь те же самые вопросы - какая в принципе разница, спрашивать, почему существует мир или почему существует Абсолют. Но здесь, как и в случае Бога религиозных людей - дальнейшие вопросы остаются без ответа.

Владимир Алисов   14.11.2022 15:33   Заявить о нарушении
Быть полностью последовательным идеалистом практически невозможно. Посмотрите, Вы пишете:

"Другoй же вариант сoбытий ОСТАНЕТСЯ НИКЕМ НЕ ВОСПРИНЯТЫМ - этo будет как бы «пустoе» (лишеннoе всякoгo фенoменальнoгo сoзнания) и НЕВИДИМОЕ (в силу интерсубъективнoй блoкады дoступа к вoсприятию даннoй ветви квантoвoй эвoлюции), нo тем не менее ФИЗИЧЕСКИ ВПОЛНЕ РЕАЛЬНОЕ ТЕЛО мoегo гуляющегo на улице «двoйника»".

Но это же снова материализм, вольный или невольный: физически реальное тело, хотя никем не воспринятое и невидимое.

Просто это настолько естественный взгляд на вещи, что его невозможно избежать.

Извините мои настойчивые вопросы. Меня интересует не столько что-то доказать, сколько понять самому.

Владимир Алисов   15.11.2022 15:58   Заявить о нарушении
Физически реальное не означает "объективно реальное", поскольку физическое в статье последовательно трактуется как существующее лишь соотносительно с субъектом.

Иванов Евгений Михайлович   16.11.2022 06:45   Заявить о нарушении
Но здесь же получается запредельная философская путаница: реальное тело гуляет по улице, хотя его никто не воспринимает, но при этом оно не "объективно реальное".
Вот поэтому я и говорю, что чрезмерная усложнённость идеалистических систем вызывает неизбежные сомнения.

Владимир Алисов   16.11.2022 11:10   Заявить о нарушении
Идеализм, на мой взгляд, является не просто одной из альтернативных объяснительных конструкций. Более всего в пользу идеализма свидетельствует, на мой взгляд, философия сознания, а именно невозможность объяснить сознание натуралистически (см. статью "Тупики натуралистических теорий сознания"). В рамках этого подхода появляется возможность опытно обосновать идеализм: если функция сознания не сводится только к восприятию, то должна существовать "экстрасоматическая" компонента функции сознания, несводимая к деятельности мозга. Предположительно она связана с творчеством и долговременной памятью, а также, вероятно, обеспечивает высокую продуктивность психики человека. Весьма сомнительно, что мозг способен столь эффективно обрабатывать сенсорную информацию и вырабатывать оптимальную стратегию поведения. Он слишком медлителен (скорость передачи сигналов в мозге в три миллиона раз ниже, чем скорость передачи сигнала в компьютере) и т.о. не способен к глубокой переработке информации, что вряд ли можно компенсировать распараллеливанием т.к. глубина обработки информации в каждой из параллельных ветвей слишком мала (за время решения стандартных перцептивных задач, например, узнавания объекта, может произойти не более нескольких десятков последовательных синаптических переключений). Кроме того, очень медленно осуществляются перестройки нейронных сетей, что необходимо для реализации творческих актов типа "инсайта". Конечно главная проблема здесь - это само существование феноменального сознания. Если психическая деятельность есть функция мозга, то невозможно понять зачем вообще нужны какие-либо феноменальные субъективные переживавния, если всю работу выполняет именно мозг, а не эти переживания. Мозг мог бы выполнять свою работу столь же успешно и без феноменального сопровождения, т.е. ничего не ощущая, не мысля, не переживая. Также необъяснима и наша способность достоверно знать о собственном феноменальном сознании - ведь если самоотчет порождает именно мозг, то он, этот самоотчет, оказывается никак причинно не связанным с феноменальными переживаниями, о которых он сообщает. В рамках идеализма эти проблемы легко решаются за счет введения экстасоматической составляющей сознания, которая и реализует прямой причинный вклад субъективной феноменологии в самоотчет. С позиций квантового подхода эта экстрасоматическая составляющая может быть связана с актами целесообразной селекции квантовых альтернатив, или целесообразной модификацией квантового состояния посредством целесообразно управляемой случайной процедуры селекции этих альтернатив (по типу декогеренции (разрушения когерентности актом наблюдения), квантового эффекта Зенона и т.п.). Т.е. предложенная теория принципиально верифицируема. Если экстрасоматическая компонента психики не будет найдена, то тогда идеализм - это просто один из способов описания реальности, наряду с другими способами. Хотя и более последовательный и непротиворечивый, чем другие способы.

Иванов Евгений Михайлович   16.11.2022 18:14   Заявить о нарушении
Я и об этом у Вас читал. Ваши предположения очень интересны. Хотя ведь и деятельность мозга не настолько глубоко изучена, чтобы делать окончательные выводы о его возможностях. Так же и "Тупики натуралистических теорий сознания" могут оказаться не совсем тупиками, а лишь результатом недостаточности наших знаний.
Я ещё не очень понял, чем Вас не устраивает например подход, близкий Спинозе - что самой реальности присущи такие проявления, как то, что мы называем "материей" и "сознанием". Ведь такой взгляд интуитивно кажется даже более правдоподобным, чем в чистом виде "материализм" или "идеализм", которые оба имеют сомнительные стороны.

Владимир Алисов   16.11.2022 18:52   Заявить о нарушении
Видимо Вы имеете в виду психофизический параллелизм или двухаспектный подход. Параллелизм не предполагает воздействия сознания на материю, психические феномены здесь лишь пассивно сопровождают физические процессы. Здесь необъяснимым является наша способность достоверно знать и высказывать знание о наличии феноменального сознания которое никак не воздействует на физическую реальность. Двухаспектный подход предполагает изоморфизм физического и субъективного (поскольку субъективное мыслится как "внутренний аспект" физического), чего на самом деле нет. Здесь как раз и возникают те проблема, о которых я писал в статье "Тупики натуралистических теорий сознания": проблема существования квалиа, проблема целостности, проблема детерминации индивидуальности, проблема ментальной каузальности.
Если же рассматривать отношение материи и сознания с позиций интеракционизма (теории психофизического взаимодействия, как у Декарта), то возникает противоречие с принципом каузальной замкнутости физической вселенной. Эта проблема разрешима при учете квантовой природы физической реальности, но, этот подход, как я писал в той же статье, как минимум, ведет к некой ограниченной форме идеализма - тезису о существовании любой физически определенной реальности лишь соотносительно с сознанием. Объективная реальность здесь может быть допущена лишь как нечто полностью неопределенное. Основной же аргумент против существования "объективной реальности" - гносеологический: мысли должна некоторым образом указывать на то, что она мыслит, а следовательно предмет мысли должен быть как-то дан субъекту, присутствовать в составе опыта. Объективная реальность, по определению, есть то, что находится за пределами возможного опыта (как "вещь в себе", как нечто внеположное сознанию) и, следовательно, она немыслима. Само выражение "объектная реальность" по сути есть нонсенс (на что указывал еще Беркли).

Иванов Евгений Михайлович   17.11.2022 12:41   Заявить о нарушении
Что касается существования качеств в сознании - здесь у меня возникает такое простенькое соображение: "а почему бы и нет?" Если в сознании существуют цвета и другие качества, которых нет в окружающей реальности - такова природа сознания, что оно воспринимает реальность "качественно", почему бы ему не быть таким, и в чём собственно противоречие?
Гносеологический аргумент против объективной реальности тоже вызывает сомнение. То, что если она существует, она не может быть доступна человеку непосредственно, а только через ощущения и образы сознания - это же очевидно, иначе и быть не может. Если нет ощущений, то нет и никакого восприятия, а ощущение - это уже в любом случае не "сама реальность". Но я не вижу, чтобы это доказывало её отсутствие. Мы же можем хотя бы предполагать её существование, пусть она и остаётся "вещью в себе".

Владимир Алисов   17.11.2022 14:10   Заявить о нарушении
Сам вопрос о "качествах" - здесь тоже получается, что раз существует сама субъективность, то "по-другому и быть не может". В любом случае "ощущение это не сама реальность". То есть, если бы даже например человек всё видел в одном цвете - это свойство сознания было бы уже "качеством, которого нет в реальности", а как же иначе (?). А то, что цвета различаются разные, и звуки разные по высоте - это уже "конкретные детали" в свойствах сознания.

Владимир Алисов   17.11.2022 20:00   Заявить о нарушении
Понятно, что у философии своя специфика, но иногда она настолько "отрывается от жизни", что просто удивительно. До сих пор философы могут говорить о каком-то "психофизическом параллелизме", о том, что "материя и сознание не могут взаимодействовать друг с другом", и т.п.
И это после того, как теперь созданы реальные технологии, когда к мозгу человека подключают электроды, и сознание становится полностью управляемым через электронную микросхему.


Владимир Алисов   18.11.2022 12:01   Заявить о нарушении
Есть книга Веры Богдановой "Павел Чжан и прочие речные твари", которая недавно получила премию "Нац. бестселлер". Там и о чипировании и других проблемах близкого будущего. Может быть у Вас нет времени на художественную литературу, а очень интересная книга.

Владимир Алисов   19.11.2022 14:08   Заявить о нарушении
Спасибо, почитаю.

Иванов Евгений Михайлович   19.11.2022 15:50   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.