З. П. Рожественский во главе флота Болгарии

Капитан-лейтенант З.П. Рожественский во главе военно-морских сил Болгарии 1883 – 1885 гг.

   Одним из итогов Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. стало создание в северной Болгарии автономного княжества. В нём сохранялась российская администрация и временное русское управление. Стоял вопрос о создании болгарских вооружённых сил. Если сухопутная армия Болгарии имела основу в лице болгарского ополчения, которому уже приходилось сражаться в войну 1877 – 1878 гг., то болгарский флот, создаваемый для защиты Черноморского побережья, и водных путей по Дунаю, приходилось создавать с нуля. В приказе № 23 князя Александра I Баттенберга от 17 июля 1879 года в структуре военного министерства Болгарии, было создано морское управление.[1] Немаловажную роль в становлении Болгарского флота сыграли офицеры русского флота, материальная и техническая помощь со стороны Российской Империи.
 Одним из первых командующих болгарским флотом был один из самых противоречивых и забытых адмиралов российской истории - Зиновий Петрович Рожественский. Цусимская катастрофа, в которой Зиновий Петрович был командующим русской эскадрой, как бы скрыла всего его предыдущие заслуги на службе России, а в контексте данного доклада и на службе Болгарии. Одним из таких эпизодов была служба будущего адмирала на посту командующего военно-морскими силами Болгарского княжества в 1883 – 1885 гг. Зиновий Петрович был выбран не случайно. В годы русско-турецкой войны он воевал на Чёрном море и отличился во время боя парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд», за что был награждён Георгиевским крестом 4 – й степени.
  Начальником флотилии княжества - вместо предыдущего А.Е. Конкевича, (который, став жертвой интриг князя Александра Баттенберга, был смещён) -  Зиновий Петрович стал 13 июля 1883 г. По совместительству он командовал и яхтой «Александр I».[2] Из-за политической нестабильности в Болгарии З.П. Рожественский был окончательно утверждён начальником флотилии только 14 февраля 1884 г. На начальном этапе своей службы он добился передачи Болгарии от России двух миноносок «Бычок» и «Черепаха»[3] каждая водоизмещением около 20 т. Более того, передавались и 40 якорных мин, 200 пудов гремучей ртути, а так же другие материалы.[4] В городе Русе предполагалось создать судоремонтное предприятие.[5] В этот период русский Черноморский флот ещё только восстанавливался после отмены статей Парижского мира 1856 г. Тем не менее, энергичными стараниями Зиновия Петровича Россия поделилась с братским народом кораблями, материалами и специалистами.
  Нередко, в связи с вопросом о финансировании возникали острые конфликты с болгарским правительством, которое то и дело стремилось урезать, а то и вовсе распродать болгарский флот с молотка. Однако железная воля и широкие взгляды в деле развития флота, помогали Зиновию Петровичу каждый раз отстаивать право флота на жизнь. Вот, в чём он видел цель флотилии: «На первое время должна предоставлять собою наличие средств для обороны водных границ страны. Быть, рассадником личного состава, приохоченного к морскому делу, образованного по разнообразным его отраслям и способного с течением времени провести в народе сознание силы взяться за дело частного судоходства» и « возродить страну на поприще морской всемирной торговли». «С течением времени военная флотилия княжества должна иметь в своём составе плавучие средства, необходимые и достаточные для содействия сухопутным силам в военное время».[6]
В 1884 г. начинается интенсивное развитие флотилии. Кроме постоянных перебоев с финансированием, развитию флота мешал слишком маленький срок службы болгарских моряков, всего два года, тогда как в русском флоте он составлял семь лет, что не позволяло применять систему подготовки нижних чинов по русским уставам. Зиновий Петрович первые в истории болгарского флота разработал уставы  по организации боевой подготовки. Где предусматривались занятия по самым разнообразным направлениям. Гребля, парусное дело, такелаж, минное дело, изучение морской терминологии. Впервые вводилась шлюпочно-сигнальная книга, а так же была упорядочена организация брандвахтенной службы.[7]
В это же время в Болгарии находился популярный русский военный журналист и писатель, Василий Иванович Немирович-Данченко. Интересны его записки о деятельности Зиновия Петровича в деле создания болгарского флота: «На одной из улиц Рущука как-то встречаю своего старого знакомого. Моряк Рожественский – в русской форме. Оказалось, что он командует болгарским флотом, являя из себя нечто вроде болгарского адмирала. Впрочем, смутно сам себя он называет адмиралом швейцарским. Тем не менее, у него делается настоящее дело. До его назначения болгарский флот представлял зрелище в высшей степени оригинальное… Рожественский, разумеется, не таков. Этот человек способен работать 48 часов в сутки. До тех пор ничего не делавший болгарский флот тотчас же был пущен в дело… Весь болгарский флот состоит из княжеской яхты «Александр»… из пароходов «Голубчик», «Опыт», «Взрыв»… Названия эти, ничего не говорившие болгарскому сердцу Рожественский перекрестил в «Царя Самуила» («Голубчик») – Царь Самуил, был единственным из болгарских монархов, искавших выход в море, - «Княгиню Раину» («Опыт»). Сверх того, он заказал первоклассную миноноску, которая будет называться по имени болгарского героя Ботевым. Всё это делает Рожественский не выходя из жалких средств, ассигнованных ему… кабинетом. Для матросов выстроена, недалеко от развалившегося арсенала, превосходная казарма…».[8] Это указывает на высокую степень знания, Зиновием Петровичем, болгарской истории и традиций, возвратом к которым он стремился добиться более широкого понимания задач флота в болгарском народе. Он в частности отмечал о значении флота: «Назначение повествовать всему миру, что жив и свободен болгарский народ». А когда ему пытались внушить мысль о природной неспособности болгарина к мореходству, Зиновий Петрович лаконично говорил: «Лишь рабы не бывают мореплавателями».[9] По инициативе З.П. Рожественского командиром портовой роты флотилии был назначен пехотный поручик А.Г. Фудулуски, он стал первым офицером-болгарином в национальном флоте.[10]
В компанию 1885 г. когда флотилия, наконец, получила должное финансирование, были развёрнуты широкие учения. Во время множества боевых стрельб израсходовано более 9 тысяч снарядов и патронов. Шли работы по ознакомлению нижних чинов с приборами и техникой, и ознакомление с районами плаваний.[11]
В 1885 г. был так же разработан проект-положение о «морском офицерском собрании», которое было отклонено офицерами.[12]
  За свою службу Болгарии Зиновий Петрович был награждён болгарским орденом Святого Александра IV класса «в знак нашего особенного благоволения», как было сказано в правительственном указе, подписанном Александром Болгарским.[13]
 Однако уже в октябре 1885 г. произошёл разрыв отношений России и Болгарии из-за амбиций князя Александра Баттенберга по вопросу Восточной Румелии. Вот как оценивал деятельность З.П. Рожественского на посту главы болгарского флота болгарский историк Боев Ради: «Капитан-лейтенант З.П. Рожественский был инициативным и деловым человеком. Направил ценные предложения болгарскому правительству. Если бы они были приняты, то флотилия в своём развитии продвинулась бы намного вперёд. Капитан-лейтенант З.П. Рожественский работал в нашем флоте честно и предано, приложив максимум усилий для его доброго будущего… Как командующий он известен своей настойчивостью, постоянством, строгостью и справедливостью – качествами, особенно ценными для военнослужащего такого ранга».[14] 14 октября 1885 года З.П. Рожественский сдал все дела своему приемнику болгарскому офицеру С. Ванкову и русские офицеры вместе с ним покинули Болгарию.
  Подводя итоги деятельности капитан-лейтенанта З.П. Рожественского на посту командующего военно-морских сил Болгарии нужно отметить его заслуги: под его руководством были сформулированы задачи болгарского флота, приняты планы обороны болгарского побережья и боевой подготовки флота, он стал одним из основателей болгарского технического общества, офицерского собрания, морского музея и морской библиотеки страны[15]. Развитие Зиновием Петровичем минного дела в болгарском флоте дало свои плоды, так например в годы первой Балканской войны, болгарские минные силы стяжают немалую славу, когда в ночь с 20 на 21 ноября 1912 года болгарский миноносец «Дерзкий» одной торпедой успешно атакует турецкий крейсер «Гамидие».[16]
 Нужно также отметить, что на посту командующего военно-морскими силами Болгарии в 1883 – 1885 г. З.П. Рожественский столкнулся с теми же трудностями, которые сопровождали его и на посту командующего 2 – й эскадры Тихого океана. А именно дипломатические и административные осложнения. Поэтому выбор этого адмирала императором Николаем II в качестве командующего эскадрой был не случаен. В разные годы он служил на разных должностях в русском императорском флоте. Являлся участником героического боя  парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг., как уже упоминалось выше, возглавлял военно-морской флот Болгарии, являлся русским военно-морским атташе в Великобритании, (фактически военно-морским разведчиком), руководил спасательными работами на севшем на мель броненосце береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин»,  возглавлял учебно-артиллерийский  отряд, был исправляющим должность начальника главного морского штаба, был генерал-адъютантом императора Николая II.
  В августе 1902 г. его учебно-артиллерийский отряд показал такие показательную и меткую стрельбу, что германский император Вильгельм II сказал императору Николаю II не стесняясь присутствием своего адмирала Тирпица: «Я был бы счастлив, если бы у  меня  во  флоте  были  такие  талантливые адмиралы, как ваш Рожественский».[17]
Являлся одним из самых опытных адмиралов Российской Империи, и не малую долю опыта командования и управления военно-морскими силами целого княжества он получил именно в Болгарии, в то время когда Россия активно помогала создавать Болгарии свои армию и флот.   
  Очень обидно что в России память об этом адмирале на слуху только у историков специализирующихся по истории флота, а так же у немногих людей интересующихся военно-морской историей России, наиболее часто конечно же вспоминают Цусиму, забывая предыдущие заслуги адмирала. И если уж России не нужно имя честного адмирала, то было бы с точки зрения  исторической памяти правильно, если бы имя Зиновия Петровича Рожественского получило увековечивание в Болгарии... В названии улицы, корабля, или памятной таблички,  как символа русско-болгарской дружбы, как честного офицера стремившегося дать болгарскому народу военно-морской опыт и сыгравшего большую роль в становлении флота Болгарии.

Примечания:
1. Военно-исторический сборник Болгарии № 3. Сф., 2005. С. 15-16.
2. Грибовский С.Ю. Вице-адмирал Рожественский. М., СПб., 2002. С. 356.
3. Чертопруд С.В. Российские адмиралы. Биографический словарь. М., 2004. С. 257.
4. Грибовский С.Ю. Указ. соч. С. 357.
5. Грибовский С.Ю. Там же. С. 357.
6. Грибовский С.Ю. Там же. С. 358.
7. Грибовский С.Ю. Там же. С. 361.
8. Грибовский С.Ю. Там же. С. 361.
9. Грибовский С.Ю. Там же. С. 362.
10. Грибовский С.Ю. Там же. С. 362.
11. Грибовский С.Ю. Там же. С. 362.
12. Грибовский С.Ю. Там же. С. 363.
13. Грибовский С.Ю. Там же. С. 360.
14. Грибовский С.Ю. Там же. С. 364-365.
15. Рожественский Зиновий Петрович биографический указатель // http://www.hrono.info/biograf/bio_r/rozhestv.php // на 1 августа 2011 г.
16. Дроговоз И.Г. Турецкий марш: Турция в огне сражений. Мн., 2007. С. 88.
17. Новиков-Прибой А.С. Цусима. М., 1986. С. 51 – 52.


Рецензии