Скелет в шкафу

С Туманного Альбиона докатилось до наших просторов и прижилось выражение «скелет в шкафу» (skeleton in the closet - буквально: скелет в каморке). "Скелет" этот якобы есть у любой семьи, каждого человека — в пресловутом шкафу или чулане, (сейфе?), а, по сути, в памяти. Так как имеется в виду, ясное дело, не настоящий человеческий скелет, обретённый вследствие преступления и тщательно скрываемый от правоохранительных органов, а некие тайны, т.е. юридическим языком — информация частного характера, не подлежащая огласке как такая, которая может нанести вред  репутации, трудовой деятельности или даже жизни человека.

В самом деле, надо ли всем знать, что, к примеру, у вас состоялся серьезный разговор с мужем или женой относительно его (её) поведения, которое вредит материальному и моральному состоянию семьи? Или едва ли есть необходимость рассказывать кому-либо о том, что ваш ребенок, даже с золотой медалью после окончания школы, попал в престижное высшее учебное заведение за... взятку. Или о том, что таким же образом вы получили более или менее хорошо оплачиваемую работу. Или заплатили непосредственно врачу за операцию, другие медицинские услуги...

Для создания тайн существует вполне логическое объяснение, в конце концов, оправдание: заставляют реалии нынешнего житья-бытья, когда снова, как никогда, стали актуальными пословицы типа "не подмажешь — не поедешь" и  "иная простота — хуже воровства". В последнем случае речь идет о том, что, как говорится, через простоту душевную, т.е. чрезмерную, элементарно избыточную откровенность можно разгласить собственные, чужие, даже государственные тайны, и это повлечёт негативные события разных масштабов. Итак, учитывая   нежелательные этические и юридические последствия, включительно с уголовной ответственностью, никто в здравом уме не будет, да и не должен сообщать окружению свои и чужие тайны.

Как известно, в цивилизованном мире информация, т.е. знание в любых формах и разного содержания, законодательно подразделяется на три категории — тайную (секретную), открытую (публичную) и частную (личностную, интимную). В Украине с 1992 г. также действует закон "Об информации". Не будем здесь разглагольствовать о его совершенстве, в частности, установлении аж семи видов информации. Главное, закон этот предназначен для регулирования, создания и распространения (или, наоборот, утаивания) сведений. Разумеется, в связи с этим возникает проблема "свободы слова", на чём здесь останавливаться не будем. В этой публикации стремимся обратить внимание на такие сугубо человеческие качества, как искренность, душевная открытость, откровенность и их приемлемость в определенных жизненных ситуациях, связанных с распространением информации.

Итак, уже выяснили, что наряду с законодательно установленными существуют определенные границы откровенности, обусловленные моральными нормами. Например, не будете же вы даже ближайшим людям рассказывать о деталях своей так называемой интимной гигиены, тем паче когда им это вряд ли интересно. И как часто не ощущаем даже наименьшего желания отвечать на распрашивание соседей, просто знакомых, которых встретили по дороге, когда направлялись по своим делам: "Куда идешь и зачем?".  Кое-кто даже имеет по этому поводу суеверие, мол,  расскажешь — не повезёт, задуманное не сбудется. Потому и мы сами не должны "подвергать допросу" из праздного любопытства других. И не лишне придерживаться народной мудрости: "Не суй нос не в свои дела". Во всяком случае, пока не просят.

Как правило, настырными вопросами просто из любопытства не всегда удается вызвать у человека желание открыть душу первому встречному. В лучшем разе услышите пустые фразы, в худшем — ложь, отговорку, если не грубую отповедь.

С другой стороны, откровенность по собственной инициативе далеко не всегда бывает достойно оцененной. Ведь каждый из нас чаще всего имеет желание услышать то, что непосредственно касается не только чрезмерно искреннего человека, а прежде всего нас самых. Открытость же в личностном, нередко сокровенном, является попыткой втянуть нас в чужой нам мир, круг не наших проблем. Искренность, откровенность бывают приемлемыми и уместными, если от вас ждут реальной помощи, решения определенных вопросов, в которые человек доверчиво посвящает лишь вас. В остальных же случаях, прежде всего, когда кто-либо без достаточных оснований, а главное — просьбы рассказывает о своих проблемах и деталях жизни, откровенность воспринимается как неуместность, безрассудная словоохотливость, навязчивость.

Верхом же непристойности, даже глупости небезосновательно считается ситуация, когда при беглой встрече кто-то спрашивает у другого фактически вместо приветствия: "Как дела?", а тот, воспринимая вопрос буквально,  начинает подробно, долго и нудно отчитываться. Первый тогда уже бывает не рад, что зацепил, обычно  нетерпеливо посматривает на часы и, притворно сочувствуя определенными репликами, на самом деле подумывает, как бы сбежать от наивного "исповедальника". Вот почему пусть даже искренний, но болтливый  человек своими неожидаемыми откровениями, излияниями души может натолкнуться на стену равнодушия, даже неприязненность. И вдобавок  стяжать славу простодушного, наивного, навязчивого человека, общение с которым будут избегать, а за его спиной — посмеиваться, подтрунивать над ним. И часто не доверять ему так называемой конфиденциальной, по разным причинам скрываемой информации,  —  из опасения, что она станет "публичной". Существенно и то, что чрезмерно открытый человек, да еще и доверчивый, часто становится добычей негодяев, которые не считают грехом, подавно преступлением, как теперь говорят, "развести лоха".

А словоохотливые люди с принципом "душа нараспашку" пусть имеют в виду ещё одну справедливую, как показывает жизнь, тенденцию, которую заметил Генрик Ибсен: "Чем дальше продвигаешься в знакомстве - тем больше в мнении других теряешь".

Примечание: репродукция с сайта fignya.net


Рецензии
Хорошая статья. Кое-что и себе на заметку возьму. А скелет в шкафу пусть и маленький есть почти у каждого.

Вам удачи!
С теплотой,
Татьяна.

Татьяна Шмидт   13.07.2013 19:19     Заявить о нарушении
Кстати, "о музЗыкКе" (эстон.): Ваша рецензия № 3000! Будьте моей доброй знакомой!!!

Пекл Адюк   13.07.2013 19:23   Заявить о нарушении
Спасибо! Постараюсь.

Татьяна Шмидт   13.07.2013 19:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.