Школа жертва и хищник

     Данный текст – не рассказ, текст появился как ответ на те отзывы, которые я получил на мои ранее опубликованные на прозе.ру истории, каким-либо образом связанные со школьной тематикой.
     Прежде всего, я должен принести свои искренние извинения всем, кто пишет на сайт и читает опубликованное на сайте. Я приношу свои извинения тем, кому я очень благодарен: тем, кто хвалил мои предыдущие рассказы за мысли, за содержание, за язык. Сейчас я заботился лишь о мыслях и содержании (насколько хорошо удалось реализовать эту заботу, насколько грамотно все изложено и написано, будут судить читатели, все огрехи – на моей совести). Я приношу свои извинения тем учителям, которым не понравятся мои утверждения. Их суть сформулирована в повести «Плачу любовью за любовь» (цитирую): «В каждой школе есть хорошие учителя, но в целом школа разбазаривает время, здоровье и способности наших ребят». Я приношу свои извинения верующим всех конфессий, поскольку они могут счесть, что я посягаю на их верование. На самом же деле, я вырос в атмосфере естественного атеизма (по поводу чего бы то ни было божественного не говорилось ни «да», ни «нет»), а потому как раньше, так и теперь совершенно терпимо отношусь к чужой вере. Я заранее приношу свои извинения всем, кто сочтет, что я вольно или невольно обидел их. Поверьте: даже попытки такой нет, потому что сейчас речь идет о судьбе нашего образования и о судьбе страны.
     Теперь к делу.
     Как и подавляющее большинство граждан нашей страны, я не знаю, было ли образование в СССР лучшим в мире (как и подавляющему большинству, мне не с чем сравнивать то образование). Но получив это самое образование, я теперь считаю, что оно было плохим, если же оно было лучшим, то просто остальные были еще хуже. Не спешите швырять в меня камни, я вам еще пригожусь … Не спешите швырять в меня камни, лучше припомните, положив руку на сердце, что да что вы вынесли из школы после стольких затраченных лет на приобретение всего этого вынесенного. Соотнесите затраты времени и сил с результатами и оцените эффективность той системы образования. Уверен, многие вспомнят: « … школьные годы чудесные …», как поется в одной хорошей школьной песне; « … учительница первая моя …», как поется в другой замечательной песне;  многое еще хорошее, сердечное и радостное, что осталось у них от школьных лет. Но … Соотнесите затраты времени и сил с результатами, оцените эффективность той системы образования и признайтесь себе в том, что результаты оказались мизерными. Незнание … Каждый может составить свой список, чего же он так и не узнал в школе, и какой белибердой загадили ему в школе мозги. Уверен, что многие, вспоминающие школу по-хорошему, просто не представляют, чего да чего лишила их (наша массовая) школа. Не представляют, потому что не с кем было сравнивать себя, любимого.
     Уверен, многие согласятся с утверждением: уже в силу малой эффективности школы ее необходимо было реформировать. А если вспомнить о том, что сейчас в школе стало возможно хамское, а зачастую и скотское отношение учеников и родителей к учителям, то реформа школы тем более становится необходимой. Ведь не только уровнем хамов и скотов, но и уровнем школы порождается подобный негатив. Хочу подчеркнуть: реформировать – означает сохранить то хорошее, что есть, заменить плохое на хорошее и нет речи о ломке всего и вся.
     Что же мы имеем к сегодняшнему дню?
     Реформы как школьного, так и специального образования грянули. Невооруженным глазом видно, что цель этих реформ состоит в том, чтобы уничтожить образование в стране, а подрастающие поколения превратить в быдло, довольствующееся, в лучшем случае, какой-нибудь, простенькой работой операциониста, жвачкой за щекой и жвачкой в мозгах. Все эти «болванские» процессы, стандарты нового поколения (что, видимо, означает: стандарты «по колено»), ЕГЭ, закон божий практически в обязательном порядке, жуткие учебники, … – всё это звенья одной цепи, которой пытаются опутать и скрутить наше образование, всё это кирпичики в стенку, которую строят поперёк дороги к полноценному развитию и наполнению голов и душ наших детей, подростков, юношей.
     В силу сказанного можно смело считать, что наша школа – жертва преднамеренной, хорошо спланированной атаки, которая должна привести к краху системы образования.
     Но школа как-то функционировала раньше и продолжает функционировать сейчас. Как она функционирует хорошо видно на примере такого стержневого («системообразующего», выражаясь бюрократическим языком) предмета как математика. Если когда-то раньше обучали элементарному курсу математики по прекрасным учебникам Киселева, а на дом задавали решать примеры (и задачи) из прекрасного задачника по алгебре Ларичева, то после введения в младших и средних классах вредительского курса математики Люси Петерсон, дополненного изучением в обязательном порядке несъедобных кусков из институтских курсов математики (дифференцирование, интегрирование, теория вероятностей, математическая статистика), ученики оказались без базовой подготовки, их образование не имеет фундамента, учащиеся оказались лишены необходимейшей математической техники. Этот катастрофический провал по-настоящему, по-крупному выплывает не при изучении математики (хотя и там он не может не сказываться), он выплывает при изучении физики, где и становится одной из труднопреодолимых преград, которая практически предопределяет слабое освоение этой дисциплины.
     Я двумя руками «за» насыщение школьного курса математики задачами «на сообразиловку». Я «за» то, чтобы в каждой школьной библиотеке по каждому предмету были хотя бы в двух экземплярах библиотечки всевозможных дополнительных материалов. В них – пожалуйста, на соответствующем уровне доступности и строгости практически любые дополнительные сведения, но нельзя дом строить с крыши, а учить – с конца курса. Только не надо демагогических ссылок на то, что, скажем, в открытом космосе можно … Сами понимаете, что …
     «В каждой школе есть хорошие учителя, но …» в каждой школе, увы, есть в немалом количестве и такие, которых вспоминают недобрым словом. И в советские времена признавалось, что в пединституты в массе идут не по призванию и не  лучшие, а те, кто не может поступить в другие ВУЗы. Сейчас же ситуация лишь обострилась. В последнее время я попасся на сайте Всероссийского интернетпедсовета (www.pedsovet.org). Впечатление осталось … бры-ы-ы-ы … Побывал у биологов, у физиков, еще у кого-то, почитал комментарии разных предметников к новостям и то, что пишут на форумах … Запросто можно нарваться на вопиющую учительскую неграмотность в том предмете, которому человек взялся обучать ребят, запросто можно прочитать настолько косноязычные тексты, с таким количеством ошибок, что возникает вопрос: данный учитель российской школы изучал русский язык как иностранный?
     Школа не только учит, она еще и воспитывает, независимо от того, делается ли это планомерно или стихийно. Ведь воспитывает, как известно, среда («Как, впрочем, и остальные дни недели»). Сейчас в стране нет государственной идеологии, а без нее нормальная жизнь всей страны в целом, как единого организма, вряд ли возможна. Невозможно и нормальное функционирование экономики страны, в которой вместо позитивных и цементирующих общество идеологии и морали всеми способами и средствами, прямо и косвенно (и очень убедительно) внушается, что «Деньги не пахнут», «Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?», «В бога мы веруем – остальное наличными» (первая часть последней крылатой фразы – надпись на американских банкнотах «In god we trust») … Не будем забывать, что нормальное функционирование экономики требует хотя бы деловой порядочности, которая базируется, как не крути, на человеческой порядочности.
     Ни у кого не должно быть иллюзий, связанных с последствиями такого положения вещей в стране, которое самым прямым образом отражается НА работе школы и В работе школы. Надеяться на какое-то стопроцентно массовое благотворное влияние школы, на результативность усилий хороших учителей не приходится, потому что еще в далекие теперь советские годы известный драматург Виктор Розов сказал, что вернуть совесть увещеваниями, даже воспитанием практически невозможно до тех пор, пока преуспевать будут бессовестные. Как в таких условиях разумным родителям, вопреки всей окружающей жизни, включающей и школу, воспитывать своих детей, растить их людьми, а не примитивными, жадными, ненасытными и беспринципными рвачами-потребителями?
     Далее. Мне представляются наивными и совершенно бесперспективными попытки восполнить возникший «воспитательный вакуум» введением в школе преподавания религиозных догм. А такие попытки активно предпринимаются. Вице-премьер Жуков предлагает ускорить введение "Основ религиозной культуры" в школах (04/10/2011 16:07    ИТАР-ТАСС). Полный текст можно найти по ссылке:
Обратите внимание на свеженькую дату этого сообщения и на сегодняшнее название курса: "Основы религиозной культуры и светской этики", которое приведено в этом материале. Если раньше говорилось об отдельных курсах религиозного и светского характера, то теперь благодаря союзу «И» религиозное И светское объединено. И пусть теперь какой-нибудь родитель или ученик попробует отбрыкаться от уроков закона божьего. А преподавать будут именно закон божий, это следует из того, что на этих уроках учащимся будут говорить, внушать и заставлять заучивать, что бог – есть. Не должно быть иллюзий, связанных и с уже имеющим место проникновением церковников в школу и их «благотворным» влиянием, поскольку они вдалбливают в головы нашим детям, что «Человек – раб божий» (очень удобная точка зрения для олигархов и всех других любителей эксплуатировать чужой труд). А финалом этого проникновения, возможно лишь промежуточным, становится прекрасная (подлинная!) фраза учительницы литературы: «Главная идея романа Достоевского "Преступление и наказание" – это вопрос о том, можно ли, совершив два убийства, прийти к Богу» … Мне эта фраза так понравилась, что я ее привел в своем рассказе «Конфликтёр», посвященном нашей школе …
     Конечно, для правильного ориентирования учеников в жизни, для того, чтобы растить из наших мальчишек и девчонок не рабов, а людей, школа могла бы за неимением другого воспользоваться коротким (по сути, из одной фразы) стихотворением Киплинга:
О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь –
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым, в сущности, цена одна,
И если ты готов к тому, что слов
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова –
Без прежних сил – возобновить свой труд –
И если ты способен все, что стало
Тебе привычным выложить на стол,
Все проиграть и все начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: «Держись!» –
И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить,
И уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мереть расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, –
Земля – твое, мой мальчик, достоянье!
И более того, ты – человек!
(Перевод С. Маршака)
     Школа должна была бы растить людей, но … Похоже, свободные люди больше не нужны, нужны рабы, и очень похоже, что школа собирается принимать непосредственное и активное участие в соответствующей работе …
     Школа как организация, как общественный и государственный институт вплетена в канву всех взаимоотношений, зависимостей и связей в стране, а потому не удастся улучшить только её, не улучшив всё её окружение, не изменив ситуацию в стране. Школа естественным образом выполняет социальный заказ (в виде того, что ей предписывают «сверху»), а каков сегодня этот заказ? Как сказал кто-то: скоро массовыми станут такие профессии, как менеджер по продажам, экспедитор и охранник. Остальные – не требуются … Не требуется готовить фермеров, поскольку земля – у собственных жирных котов или каких-нибудь иностранцев. Не требуется готовить инженеров-машиностроителей-авиастроителей-… , поскольку функционирует только насос, выкачивающий из страны природные ресурсы. Не требуется …  Со всем этим маразмом (бардак в стране; отвратительные учебные программы и стандарты; убогие учебники; учителя, которых нельзя к детям подпускать; попрание в стране не только морали, но и среднесрочной-долгосрочной экономической целесообразности), со всем этим букетом, который школа волей-неволей преподносит и всучивает школьникам вопреки усилиям хороших учителей и понимающих родителей, со всем этим ученики имеют дело в течение одиннадцати лет, а потому наша школа – хищник, который «… разбазаривает время, здоровье и способности наших ребят».
           Конечно, можно воспользоваться известным советом психологов: если нельзя изменить что-то, мешающее вам, измените свое отношение к тому, что вам мешает. Скажем, нельзя в стране победить коррупцию, давайте изменим свое отношение к ней, будем считать коррупцию новым национальным видом спорта (вместо футбола, поскольку в футбольных командах нерусскоговорящих (или руссконеговорящих) легионеров больше, чем соотечественников). Или скажем, ввели тихой сапой новый стандарт в начальной школе, в соответствии с которым задачей школы стало давать не знания, как в старые непродвинутые времена, а умения, так давайте радоваться хотя бы тому, что у первоклашек-второклашек-третьеклашек не полетят к чертям собачим глаза, пальцы и кисти рук, если ретивые учительницы начнут усердствовать с освоением десятипальцевого метода набора текстов на компьютерах.
     Можно, конечно, использовать усилия самих родителей, которые готовы самостоятельно или с помощью репетиторов побороться за развитие и образование собственных детей. Можно, но … Почему бегут из страны молодые образованные? Не надеются на свое будущее и будущее своих детей?
     Ситуация сложилась тупиковая: школу надо реформировать и вполне определенным образом, но для этого надо реформировать всю структуру страны, а для такой реформы в стране, нужны подготовленные, обученные соответствующим образом кадры. Разорвать этот замкнутый круг, конечно, можно, «нужно только проявить политическую волю» … Кто ее будет проявлять? Тандем президент-премьер (кажется, последние слова уже пора писать в обратном порядке)? Но сегодняшний курс, которым движется страна – это ими выбранный курс. Олигархи? Но их сейчас все устраивает, а потом – чемодан-самолет-заграница. «Оппозиция»? Ля-ля-ля, бла-бла-бла, буль-буль-буль и бесконечное совершено одинаковое пережевывание соплей в духе популистской болтовни …
     Есть ли хотя бы слабый свет в конце туннеля? Судя по тому, что хорошим учителям (вспомним хотя бы учителя С.В. Волкова из московской школы № 57) удалось тормознуть суперподлый стандарт для старшей школы, свет в конце туннеля еще брезжит. Но для того, чтобы выйти на этот свет нам надо заступиться за наших детей. Не попросить и не предложить, а потребовать от наших правителей начать вытаскивать отечественную экономику из … (сами знаете, откуда); кардинально разбавить поток дебильной и вредной шоубизнесской пропаганды такими творениями мировой культуры, которые выдержали испытание временем; создать нужную структуру образовательного процесса; наполнить содержание школьного образования полноценным материалом в духе девиза «Scire, Intellegere, Posse» (лат. «Знать, Понимать, Уметь»). Каждый, уверен, может дополнить приведенный перечень …
     А теперь скажите: во сколько раз больше, чем «ЗА» сохранение СССР, надо собрать голосов (подписей) в пользу таких требований и где взять таких правителей, чтобы они в своей части нашей общей работы сделали (в том числе и в образовании) то, что надо, и так, как надо, для Российской Федерации?


Рецензии
Доброго здравия, Василий!
Ещё лет 25 назад в очередной раз предлагалось коренным образом поменять систему образования.
"Главная задача — формирование у человека навыков самообразования, которые позволят ему самостоятельно добывать необходимую информацию и применять её в избранной профессиональной деятельности. Этот навык тесно связан с навыком «информационной безопасности и резистентности», когда человек может не только правильно фильтровать поступающий гигантский поток информации, но и способен противостоять специально созданным инфорационным вирусам, целью которых всегда является направление энергии человека в неправильное русло (или просто канализация энергии, или направление её на деятельность, необходимую не самому человеку, а создателям вируса)." (Материалы КОБ).
Только правительствам не выгодно иметь умных граждан посему никто и никогда не будет менять существующую порочную вирусную систему зомбразования.
Остаётся одно - СамоОбразовываться СамоСтоятельно!
(((*_*)))

Казаков Виталий   23.03.2020 11:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 53 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.