Быт и культура

 «  - Подумай. Представь себе, что ты стоишь у окна  и  смотришь  наружу.
Дома, огороды, скелеты, столбы - ну,  короче,  как  интеллигенты  говорят,
культара.
     - Культура, - поправил Андрей.
     - Да. А большая часть этой культары состоит из покойников  вперемешку
с бутылками и постельным бельем. В несколько слоев, и  трава  сверху.  Это
тоже называется "земля". То, в чем гниют кости, и мир, в котором  мы,  так
сказать, живем, называются одним и тем же словом.  Мы  все  жители  Земли.
Существа из загробного мира, понимаешь?
     -  Понимаю,  -  сказал  Андрей.  -  Как  не  понять.»

(В. Пелевин. Желтая стрела.)


Быт и культура, это образующие понятия нашей жизни. Нет жизни вне быта, нет жизни вне культуры.
Быт и культура народа образуют его нацию.

Конечно, среда обитания накладывает отпечаток на быт и культуру людей. Но если считать, что быт и культура зависят исключительно от среды обитания, то люди могут поставить себя по уровню развития в один ряд с другими обитателями нашей планеты.
Кроме того, меняя среду обитания, люди, часто приспосабливаясь к среде новой, сохраняют свои быт и культуру. Все зависит от того, в чем они выражены и насколько от породившей их среды обитания зависят.

При этом быт, являющийся первичным по отношению к культуре, более зависим от среды обитания. Однако зависимость и быта, и культуры от среды обитания у разных народов отличается. И, если еврею свой быт и культуру, малозависимые от среды обитания, достаточно легко сохранять в любых природных условиях, то эскимосу или обитателю джунглей это делать гораздо труднее.
Причем труднее сохранять, естественно, быт, а не культуру. Но насколько труднее, зависит от того насколько велико влияние первого на последнюю. Если такое влияние велико, то с изменением быта культура может погибнуть.
И независимость быта и культуры от среды обитания совсем не всегда означает их высокий уровень развития, а лишь то, что они легко адаптируются к любой среде,  используя её для своей выгоды, или то, что им на эту среду просто насрать, образно и буквально.

И не только важно насколько быт на культуру влияет, но и их удельный вес в жизни людей, и обратное влияние культуры на быт.
Такое влияние культуры на быт должно рассматриваться в той же плоскости философских представлений в которой рассматривается влияние сознания на бытие.
Здесь мы можем сделать акцент на том, что быт и культура по сути являются выражениями бытия и сознания людей.

Поэтому, тезис о том, что бытие определяет сознание, можно было бы уподобить тому, что быт определяет культуру.
Что низвело бы человека на более низкий уровень развития.
Чуть выше, чем тот, на котором быт и культура определяются лишь условиями среды обитания, но значительно ниже того, на котором существует обратная связь, и порожденная бытом культура начинает оказывать влияние на быт и сформировавшую его среду обитания.

Если такое влияние культуры на быт и среду обитания присутствует, то они в свою очередь влияют на культуру, но уже на новом качественном уровне, более высоком чем предшествующий, на котором осуществлялось влияние на культуру ранее.
Таким образом культура влияет сама на себя опосредованно, через быт и среду обитания, как и последние влияют сами на себя через культуру.
По такому влиянию можно судить и об уровне развития самой культуры, и ее способности влиять на быт и среду обитания.

Уровень же этого влияния определяется не только качеством быта и заботы об окружающей среде, но и удельным весом быта и культуры в жизни людей, а так же тем, что поставлено на службу чему, быт – на службу культуре или наоборот, культура – на службу быту.
Сегодня мы видим, что удельный вес быта в нашей жизни много больше удельного веса культуры.

Это странно! Это все равно что сделать домашнее хозяйство главным приоритетом в своей жизни, забросить всякое культурное развитие и заниматься исключительно добычей средств существования, приготовлением пиши и изготовлением одежды (либо добычей готовых), а также охраной своего жилища.

Какими бы ни были технологии этих занятий, сами занятия принципиально не отличаются от тех, что сопутствовали человеку на ранних этапах его развития, когда быт и культура определялись условиями среды обитания, а сам человек был лишь обитателем такой среды, взаимодействуя с ней путём присвоения её плодов в обмен на продукты своей жизнедеятельности.

Технологии лишь дали возможность человеку потреблять теперь не только её плоды, но и саму среду, в обмен на всё те же продукты его жизнедеятельности и жизнедеятельности его предприятий по переработке среды обитания.

Рост удельного веса быта в жизни людей, его приоритизация перед культурой, ставят последнюю в подчиненную быту роль. Быт начинает так же влиять на среду обитания, трансформируя ее в наиболее для него удобную.
Таким образом быт возводится в культ, а культура и среда играют лишь роль средств его организации.

Нации, которые достигли, наибольшего успеха в такой организации своей жизни, более не зависят в своих национальных признаках ни от среды обитания ни от культуры, а зависят исключительно от быта, требования к которому диктуют их отношение ко всему остальному.

Теперь быт, ставши «вещью в себе», влияет сам на себя, причем непосредственно, а не через культуру или среду обитания, делая последние своими слугами.
У культуры же и среды обитания не остается никакого инструмента влиять на себя как только через быт, у которого они в подчиненном положении.

Теперь нации у которых быт стал диктатором их жизни, как в лично-хозяйственном выражении, так и в общественно-экономическом, приобретают ключевую роль в развитии человечества, поскольку для них среда обитания и культура других наций есть питательная среда, которую они разрушают для более удобного поглощения её в интересах устройства своего быта.

То, что мы громко и гордо называем цивилизацией, есть культ быта, поднявшийся над культурой и средой обитания, подчинивший их себе, и грозящий им полным уничтожением.
Промелькнувшая в начале прошлого века идея воспитания и образования «кухаркиных детей», чтобы их культура могла возвыситься над бытом и средой обитания и оказать воздействие на рациональную организацию первого и рациональное использование второй, была опошлена непониманием и насмехательством.

В результате этого «кухаркины дети», только теперь уже потерявшие культуру, и заменившие её культом быта, превратившие культуру в куль-тару, организовывают жизнь людей как на большой кухне, где из среды обитания для них приготавливаются лакомые блюда, чем и занято человечество, на что оно и тратит свою жизнь, называя это цивилизацией.

И если, как выразился* писатель В. Пелевин, в России (да и в мире) всегда существовал разрыв между культурой и цивилизацией, то увеличиваясь, он приведет к тому, что подмяв под себя культуру, цивилизация тоже рухнет, и останется один разрыв.

___________________
* "Russia was always notorious for the gap
             between culture and civilization. Now there
              is no more culture. No more civilization.
               The only thing that remains is the Gap.
                The way they see you."

[В России всегда существовал  разрыв  между  культурой  и
     цивилизацией. Культуры больше нет. Цивилизации  больше  нет.
     Остался только Gap. То, каким тебя видят (англ.). Игра слов:
     gap - разрыв, Gap - сеть универсальных магазинов.]


Рецензии
Разрыв ведь можно рассматривать и как силу действия, которой будет равна и сила противодействия.
Один Рим пал. Появился Второй. Следом Третий. Канет этот, возможно, на смену заступит Вавилон - 24 или Дар-Эс-Салам 16, а, может, и Арзамас-14 Всё конечно и в конечности своей циклично.
Не Пелевин, но кто-то изрёк: Рим (читай "цивилизация") падёт, когда исчезнет последний город людей.

И снова здравствуйте, Илья.
Интересное сделали умозаключение. Спасибо, что поделились.
Наш человеческий отрезок слишком краток в цикле даже отдельно взятой цивилизации, римской ли, византийской или шумерской... И для одних может показаться странным, что именно поэтому мне совсем не фиолетово, в КАКОМ городе (городе имени какой цивилизации) я живу свой скромный, но мой собственный отрезок. Похоже, мы с вами живём в эпоху Великого Разрыва. Но до гибели Последнего Города Людей, надеюсь, ещё далеко. Хотя с нашего узкого горизонта отдельно взятого наблюдателя/участника процесса, возможно, кажется, что вот она, уже за следующим углом.

Как всегда, жму на "зелень".
Она полезна для мозгов :)

Райн Виталий Спиридонов   20.10.2011 15:52     Заявить о нарушении
Приветствую, Райн!
А, кстати, что это Вы там читаете с памятником вместе?

Город, это действительно зловещее и давлеющее над человечеством образование.
Вот Пол Пот все верно понял насчет городов ...
Я думаю что в конечном счете их придется уничтожить.
И на смену им придут садовые товарищества.
Надо будет написать о городах.
Да и о рабочих, они ведь на самом деле хуже буржуев.
Парадоксально, но так.
Хотя могли бы, конечно ... но ведь и раньше никто не хотел на кортошку ездить. Все точили свои подшипники и заставляли всех за эти подшипники их кормить ...
Надо будет вывести и их на чистую воду.

А по поводу "отрезка" ...
Я думаю, что надо относиться к жизни как к эстафете, а не как к чему-то полученному в собственное пользование и подлежащему уничтожению после срока службы, как подлежат этому малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП) в бухучете.

Спасибо за зелень.
С приветом,

Иъ Лю Ха   21.10.2011 01:13   Заявить о нарушении
(С)кстати, что это Вы там читаете с памятником вместе?
Ей-бо, пришлось объехать, потому как про памятник не въехал.
И что имелось ввиду? :)

Райн Виталий Спиридонов   21.10.2011 18:01   Заявить о нарушении
Я имел ввиду на фото на Вашей странице.

Иъ Лю Ха   21.10.2011 19:16   Заявить о нарушении
Да, наверное, албанско-немецкий словарь.

Райн Виталий Спиридонов   25.10.2011 17:19   Заявить о нарушении
мысли каддафи о горде .(перевод)http://www.proza.ru/2011/11/13/842..
в минске ежигодно проходят конференции "помещиков" жителей и создателей родовых поместий проводит организация "сотворение"..места их поселений так и называют экопоселения. я знаком и дружу со многими семьями и сам живу на земле хотя не в экопоселении.
..
город странный магнит для людей,но как людбой магнит имеет два полюса и многих отталкивает

Елисеев Олег Александрович   28.11.2011 18:54   Заявить о нарушении