Застава богатырская Глава 18

Глава 18.


Из ничего женщина способна сделать три вещи:
шляпку, салат и скандал.
Народная мудрость

- Ну, вот и ладненько, - радостно потерла руки Яга. - Все хорошо, что хорошо кончается. Был у Кощея меч, у него он и остался. Поженили Алешеньку, освободили Аленушку, и то хорошо...
- Нет, ты постой, Яга, - прервал ее Алеша. - Нам Кощей, можно сказать, плюнул в душеньку. Колдовством своим чуть не убил Аленушку.
- Раз мы все тут собрались, люди добрые, - поддержал его Добрыня. - То решим, давайте, как с Кощеем справиться.
- Святогор не нападал на землю Русскую, - продолжил Илья Муромец. - Он хоть силушки великой, а с понятием. А Кощей-то кладенцом бед наделает. Все мы знаем его натуру подлую.
Баба Яга с тревогой поглядела на воинственные лица богатырей, на недобро ухмыляющегося Горыныча и поспешила вмешаться.
- Нечего махать мечами бес толку. Тоже мне, дружина сестрицы Аленушки! Кощея с мечом-кладенцом вам все равно не одолеть. Да и без кладенца вам с ним не сладить. Чего даром горшки бить?
- Ну а коли он на Русь пойдет, Бабушка? - не унимался Илья Муромец.
- А на то вы есть застава богатырская, - язвительно ответила она. - Как пойдет на Русь, так вы его и встретите. А коварно нападать, да пакостить - то не ваше дело, а Кощеево.
- Это верно, - погладил бороду Илья. - Дело богатырское - в бой открытый идти против ворогов. Мы, конечно, Кощея опасаемся, и ему мы попомним Аленушку... Но сейчас нам с ним сражаться нету повода.
- К тому же, мне лично идея напасть на Бессмертного не нравится, - вставила свое веское слово Лебедь, выразительно посмотрев при этом на Алешу. - Дядя мой, конечно, личность вредная. Ну так это суть его природная. Если мы зимою простужаемся, разве мы на зиму обижаемся? Из-за нас Кощей лишился мечика, так от нас же он его истребовал. Проявил при том коварство подлое, но не дали мы пропасть Аленушке, - и Лебедь решительно провела по воздуху рукой, словно подводя черту под всем вышесказанным. - Так что я согласная с Бабушкой. Нынче нам делить с Кощеем нечего.
Добрыня Никитич хотел было что-то сказать в пику Лебеди, но, глянув на Алешу, только махнул рукой.
- Так что, войны не будет?! - уточнил Змей, оглядев собравшихся. - Выходит, я зря сюда летел?
- Зря летел?! - вскипела Алена. - Ах ты змея подколодная! Ах ты гад ползучий! Я-то думала... - Алена аж задохнулась от обиды.
Куда-то вдруг заторопилась Баба Яга. Запрыгнув в ступу, она оттолкнулась метлой от земли и немедля взмыла в воздух. Лебедь, схватив Алешу чуть не за шиворот, потащила его к пещере, шепча что-то на ухо. Через секунду Алеша, выскочив из пещеры, подхватил подмышки и уволок туда удивленно хлопающих глазами Илью и Добрыню. Но распаленная Алена всего этого не замечала.
- Я-то думала, на просьбу он откликнулся, я-то думала, меня спасать он бросился!.. Да уж лучше б я с ледышкой вместе треснула! Вот тогда бы ты был, гад, радеханек - был бы повод вам с Кощеем вновь заратиться... Что ж ты, Змей, на меня так уставился? Коль войны не случилось, так проваливай!
Могучий хвост Горыныча начал нервно дергаться и биться о камни, раздробляя их в пыль, а меж оскаленных зубов вспыхнул и заиграл жаркий драконий огонь. Змей смотрел на нее разозленный, удивленный, обиженный.
- Да чтоб я еще раз!.. - он раздраженно плюнул на один из камней, и, взмахнув крыльями, взмыл в воздух, а через минуту скрылся из виду за горным кряжем.
Тут же откуда-то из поднебесья на площадку, рядом с оплавленным камнем, приземлилась ступа с Бабой Ягой. Бабушка подскочила к выдохшейся Алене, внимательно оглядела ее и всю поляну. Заметила опасливо выбирающихся из пещеры богатырей и Царевну Лебедь. Облегченно вздохнула, и посмотрела на Алену укоряюще, как на маленькую девочку, только что по неразумию сунувшую пальцы в кипящую кастрюлю.
- Ты что, девка, совсем с ума спятила? Что удумала - ругаться с Горынычем! Ты за что на него так набросилась? О себе он раньше слов таких не слыхивал. Как дыхнул бы на тебя он колдовским огнем, стало бы с тобою, как с тем камешком, - и Яга пальцем указала на красный, дымящийся, медленно остывающий камень.
- Да уж, - подхватила Лебедь. - Зря ты на Змея накинулась. Коль Кощей бы с нами заратился, Змей бы стал хорошим союзником. Ох, не любит он моего дядечку... Да ладно. Чего уж теперь. Хорошо хоть сама жива осталась. Ну что? Домой что ли поехали?


На заставу они приехали к вечеру и отметили освобождение Алены небольшим пиром. Баба Яга от приглашения отказалась, сославшись на какие-то дела. Впрочем, богатыри не очень-то и настаивали. Они все еще побаивались старуху, да к тому же Добрыне не хотелось показывать Яге скатерть-самобранку, с помощью которой они собирались устраивать пир.
Поутру Лебедь обратилась к Алене за помощью. Они с Алешей уже неделю собирались переехать в новое крыло терема, но царящий в вещах богатырей беспорядок все не давал осуществить эту благую затею до конца. Посовещавшись, Лебедь и Алена приступили к генеральной уборке богатырских хором. Из дальних углов выметалась паутина и пыль, выгребались какие-то ржавые доспехи, сломанные скамейки, битая посуда... Под чутким женским руководством богатыри перетаскивали лавки и кровати, сундуки и столы, освобождали от многолетних наслоений мусора укромные углы и чуланы. Когда в одном из углов была разобрана груда звериных шкур, под ней, наконец, обнаружился давно потерянный сундук с вещами Алеши Поповича, ради которого, собственно, и затевалась уборка.
- Ага! Вот он, голубчик! - Алеша радостно потер руки и, взявшись за удобные литые ручки, напряг спину, пытаясь приподнять сундук. - Что такое?.. Гвоздями его, что ли к полу прибили? – он снова напрягся, так, что аж покраснел от натуги. Жалобно заскрипели доски пола у него под ногами. Но сундук стоял, не шелохнувшись.
- Ну-ка, Алешенька, отойди, - вмешался Добрыня Никитич. Он отодвинул в сторону готового провалиться под землю от стыда Алешу, и сам взялся за ручки сундука. Дернул его так и эдак. Попробовал раскачать, столкнуть с места. Безрезультатно
- Золотой казной он, что ли наполнен? Али чем к полу приклеен? Чую, как досочки половые трещат, а сундук все не сворохнется... Илюша! Где ты там? Подь сюда, нужна твоя силушка!
В дверях появился Илья с лопатой в руке.
- Спасибо, конечно Царю Морскому, что он вернул наш дом в первозданное состояние. Только он промахнулся маленечко, - проворчал Илья Муромец. - Конюшню я за три дня до сражения дочиста от навоза очистил. А Морской, видать, когда назад время поворачивал, сгоряча те три дня захватил. Вот и выходит, что я дважды ту же конюшню, от того же навоза очищаю. И нет бы вам с Алешей за это дело грязное взяться! Сундуки да лавки двигать оно конечно, попроще выйдет... Чего у вас тут не ладится?
- Да вот, никак сундук не поднимем, - пожал плечами Добрыня. - Давай вдвоем, что ли?
- Всему-то вас, молодежь, учить надобно, - буркнул Илья. - Ну, отойди. Я сейчас его быстренько, - взявшись за ручки дернул один раз, другой.
- Говорю я, вдвоем давай попробуем, - подступил Добрыня.
- На конюшне вон вдвоем попробуйте, слабаки, - отмахнулся Илья.
Он поплевал себе на руки, взялся за ручки сундука покрепче и, издав богатырское «Эх!» - резко рванул сундук вверх. Раздался лязг, треск, и сундук победно взмыл над головой гордо рыкнувшего Ильи. Точнее, не весь сундук. Дно, с наваленными на него вещами, так и осталось лежать на полу. А ноги самого Ильи, пробив треснувшую в двух местах половую доску, ушли вниз, до земли.
- Чего это у вас сундуки такие хлипкие? И пол, вон, весь прогнил. Ступить невозможно... - Илья обвел окружающих озадаченным взглядом и замолк. Аккуратненько поставил верх сундука в сторонку, вынул ноги из проломанных в полу дыр и изрек растерянно: - Вот... Ну. Пойду-ка я... На конюшне доделаю, - взяв лопату он скрылся за дверью.
Все остальные еще некоторое время удрученно глядели на рассыпанную рухлядь. Потом Алеша стал одну за другой собирать валяющиеся вещи: меха, одежу, доспехи, несколько серебряных кубков… В конце концов на донышке осталась лежать небольшая дорожная сумочка, какие носят обычно путники через плечо. Сумочку эту Алеша своей не признал. И сдвинуть с места не смог. Ни Алена, ни Лебедь тоже не могли сказать ничего определенного про сумочку, а Добрыня мычал что-то невнятное, морща лоб и пытаясь вспомнить. Снова позвали Илью.
- Ну что там еще у вас приключилось? Опять вам сундук, что ли сломать надобно? - проворчал он, появившись в дверях. Потом, разглядев сумочку, радостно всплеснул руками. - О! Нашлась пропажа! Это ж сумочка Микулы Селяниновича! Он еще жаловался как-то недавно, что сперли ее! Ведь так, Добрынюшка?
- Угу, - кивнул Добрыня Никитич. - Я вот все вспомнить не могу никак, какого рожна Микула сюда ее положил?.. Уж не в тот ли день это было, когда мы с ним на спор перепить друг друга пытались?.. Кроме него никто, пожалуй, сумочку эту и не поднимет.
- Ну вот, - расстроился Алеша Попович. - А я хотел сундук свой починить.
- Ничего. Новое дно сундуку приделаешь, прочнее прежнего, - похлопал его по плечу Добрыня. - А тут лучше ничего не трогать, пока снова не заглянет к нам в гости Микулушка. Главное - не забыть, напомнить ему про сумочку.
- Уж мы напомним, - не сговариваясь, хором сказали Алена и Лебедь.


Обедать сели, только закончив уборку и перетащив вещи Алеши в новую пристройку. Обед был торжественный, почти что праздничный. Богатыри как-то заговорщически меж собой переглядывались, и Алена тут же вспомнила свой первый обед в этом доме. Под ложечкой заныло от нехорошего предчувствия. И правда, как только трапеза закончилась, из-за стола встал Добрыня Никитич и, отвесив поклон Алене, обратился к ней:
- Ты ответь нам, милая Аленушка, ты развей сомненья наши тяжкие. Много дней назад вопрос мы тебе задали, да ответа так и не получено. Кто из нас тебе больше по сердцу? Ты ответь, не томи сердце жаркое, - Добрыня смотрел на нее самым, что ни есть влюбленным взглядом, и во взгляде этом была мольба.
«Да за что же мне такое наказание? - в смятении подумала Алена. - Что горше - себя обидеть, или Добрыню?»
Она поднялась из-за стола, отвесила Добрыне ответный поклон.
- Ты прости меня, что сразу не ответила. Ты прости... Не знаю я, Добрынюшка! - и девушка, выскочив из-за стола, выбежала вон.
На улице Алена огляделась и бросилась к конюшне. Ей хотелось куда-нибудь убежать, уехать. Наспех оседлала Черную, вскочила в седло и, хлестнув ее, помчалась, куда глаза глядят. Она не помнила точно, выехала ли через ворота заставы, или Черная просто перемахнула тын. Не помнила, когда лошадь перешла на богатырский скок. Просто летела вперед, ни о чем стараясь не думать. А мысли так и лезли в голову, и словно два человека спорили в Алене.
«Ну, чего тебе еще надо? Это же мир, о котором ты всю жизнь мечтала. Добрыня тебя любит, будешь жить за ним, как за каменной стеной… Ага, этой же стеной от всего мира отгороженная! Добрыне дай волю, будешь сидеть в тереме затворницей и девять лет ждать его из похода.. Я так не играю… Ну а Илья тебе чем плох? Старый конь борозды не портит… Да не в этом дело, плох, хорош, разве так мужа выбирают? Мне с ними хорошо, надежно, как с братьями. Но ведь еще надо, чтобы в сердце что-то дрогнуло… И вообще, не до свадьбы сейчас! Свадьбой сказка заканчивается, а я еще столько не сделала... Вон меч у Кощея отнять надо! Никого не волнует, что Кощей с этим мечом натворит, опять мне придется порядок наводить. Кого бы еще на помощь позвать? Яга отказалась, богатыри тоже. Лебедь против дядюшки не пойдет… Остается Змей Горыныч. Ох, дура, я дура, ну зачем его обидела? Ведь он на самом деле спасать меня прилетел, откликнулся по первому зову. Ну, естественно, хотел еще и подраться, как же без этого. Нет, правда, на что же я так обиделась-то? Будто на человека, а не на… А жаль, что он не человек. Вот с кем здесь интереснее всего».
Алена вздохнула. Последнее время зеленые глаза Змея вспоминались с пугающей частотой.
«Поеду, хоть прощенья попрошу у него».
Тут Алена заметила, что Черная стоит, как вкопанная, на развилке дорог перед большим, покрытым мхом и какими-то надписями камнем. От камня дорога разбегалась на три стороны. Алена слезла с лошади и стала рассматривать надписи. Шрифт был старинный, малопонятный, поэтому девушка стала читать по складам, водя по полустершейся надписи пальцем:
- Направо поедешь, коня потеряешь... Прямо поедешь, сам убит будешь... Налево поедешь... - Алена села на корточки и потерла замшелую поверхность камня. - Совсем что-то неразборчиво. Наверняка, тоже какая-нибудь гадость... Да. Ну и развилочка мне попалась! - вздохнула она, поднимаясь на ноги.
Вдруг справа от Алены трава тихонько зашуршала, и из нее, не издав ни звука, мимо девушки прыгнул огромный серый волк. Она только и успела, что взвизгнуть и присесть от страха. Черная испуганно заржала и, прямо с места, ушла в богатырский скок, взвившись в небо, «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Волк, промахнувшись, завистливо посмотрел вслед лошадке.
- Эх, мне бы так скакать, - прохрипел он по-человечески.
- А ты что же, не умеешь? - подрагивающим от страха голосом спросила Алена, торопливо нащупывая у себя в поясной сумке одну из шишечек. Она еще успела порадоваться про себя: «Хорошо, что перед уборкой я одела походный костюм. Как знала, что поеду потом куда-то. А еще хорошо, что не забыла его Лебедь во дворце Морского, сберегла... Вот сейчас мы шишечку-то в действии и проверим, если этот зверь вдруг...»
- Умею. Да не так высоко, и не так прытко. А то догнал бы ее, красавицу, вмиг...
- А что же это ты раньше времени напал? - возмутилась Алена. - На камне написано: «Направо поедешь, коня потеряешь», а я еще никуда не поехала. Только слезла надпись прочесть.
- Все вы так говорите. А едут все, между прочим, направо. Так что не стал я дожидаться, пока ты поедешь. Уж больно жрать охота, силы нет дожидаться, - и волк, облизнувшись, подошел к Алене поближе. - Коли есть у тебя с собой мяса кусок, так давай скорее сюда, а то я не сдержусь… Очень ты на вид аппетитная.
- Вот что я тебе дам! - Алена замахнулась на него выхваченной из сумки шишечкой.
Волк попятился. Шерсть у него на загривке встала дыбом, клыки недобро ощерились.
- Везет же некоторым, - пробурчал он, не сводя с шишечки глаз. - И ты что же, не пожалеешь ее, чтобы в меня кинуть?
- А ты думаешь, я предпочту, чтобы ты меня слопал? - ответила Алена, не спуская с Волка глаз. - Мяса у меня все равно с собой нет. А себя сожрать я не позволю. Так что отваливай подобру-поздорову. А не отстанешь, так я тебе шишечкой врежу, за то что лошадь мою напугал... Не веришь? - и она еще сильнее замахнулась.
- И останешься без шишечки, - злорадно ощерился Волк. - Ладно бы попала в меня. А если промахнешься?
- А у меня еще есть! - грозно нахмурилась Алена и сделала шаг в сторону Волка.
Волк поджал хвост и попятился.
- А не отдашь ли ты мне одну шишечку? - зверь заискивающе оскалился и завилял хвостом.
- За просто так? - усмехнулась Алена.
- Можно и не за просто так, - Волк уселся на задние лапы. - Может, я могу для тебя чего-нибудь сделать... Ну там, рассказать что-нибудь важное. Или загрызть кого-нибудь, кто тебе не нравится... Еще могу отвезти, куда скажешь. Ты же ехала куда-то? А теперь безлошадная.
- Отвезешь? За шишечку? - уточнила Алена.
- Отвезу, коли не шутишь, - Волк снова встал. - А куда тебе надо?
- Отвези меня к Змею Горынычу.
Волк вздохнул. Поежился, и согласно махнул лапой.
- Идет... Только далеко это. И опасно. Туда, да обратно... две шишечки получается.
- Ты не понял, - покачала она головой. - Мне только туда.
Волк посмотрел на Алену удивленно. Обошел девушку кругом.
- Ну ладно. Раз ты такая жадная, то я могу и за одну шишечку туда-обратно отвезти. Ты учти, что Змея эти шишечки не берут. Он сам весь, как такая шишечка. Его чем-нибудь другим пронять можно. Например, мечом-кладенцом. А кладенцов всего два есть на свете. Один у Кощея, а другой у Святогора...
- Мне в одну сторону надо, - устало повторила Алена. - Там уж я как-нибудь сама... А меч-кладенец теперь один остался. Он сейчас у Кощея.
- Ну ладно, - кивнул Волк. - Раз ты такая умная, то командуй. Только... Ты точно отдашь мне шишечку, когда я к Змею тебя отвезу? Не кинешь в меня, а сама, по собственной воле мне отдашь?
- Точно. Сама. Прямо тебе в... зубы вложу. Клятву дать?
- Не надо... И в зубы не надо. Лучше я шишечку лапой возьму, - Волк подставил Алене спину. - Ну давай, полезай. Можешь за шею руками обхватить. Только за уши и за морду не хватайся. Понятно?
- Постой! - засомневалась вдруг Алена. Она уже собралась было забраться на загривок Волку, но остановилась. - Ты же был голодный. Как ты, голодный, довезешь меня до Змея?
- Чепуха, - махнул он головой. - Поймаю кого-нибудь по дороге.
И через пару секунд он уже нес Алену, мягко отталкиваясь лапами от тропинки и летя над самой землей.


- Вообще-то я людей стараюсь не есть. Начнем с того, что они почти все невкусные. И, к тому же, в них холестерина много. А это для сердца вредно. Мне Бабка так говорила, - разоткровенничался Волк по дороге.
- Какая-такая бабка? - переспросила Алена.
- Как какая?.. Одна у нас Ягая наша Бабушка... Ведь это ее лошадка была? Я бы ее жрать не стал. Что я, совсем дикий что ли? Уцепил бы зубами под узцы, да привел Бабушке на двор. Уж она бы тогда расстаралась. Она бы мне за это вареной говядинки, с молодого бычка подала... А людей есть - одни проблемы себе наживешь. Жрут ведь люди что ни попадя. Пьют без меры многие. От зависти друг к другу желчью исходят... Такого съешь, не дай Род, так потом неделю будешь изжогой мучаться.
- А ты что, многих уже съел? - с ужасом спросила Алена.
- Двоих всего. Мне на всю жизнь хватило. Уж лучше конина, или там баранина... А зачем ты к Змею едешь? - поинтересовался Волк.
- Не твое дело, - буркнула Алена. - Да ты не обижайся. Просто рассказывать не хочется... А как тебя зовут?
- Серый Волк... Вообще-то меня не зовут, я, обычно, сам прихожу.
- А меня Аленой звать.
Некоторое время они ехали молча. Но потом Алена вспомнила одну из сказок и решила уточнить:
- А Ивана Царевича не ты на себе возил?
- Не приходилось еще, - замотал Волк головой. - Ивана-дурака возил, помню, до Кощеева царства. Может, конечно, тот дурак был еще и царевич, но мне он, по крайней мере, ничего такого не сказывал... Постой-ка! Слазь. Я быстро.
Алена слезла с широкой волчьей спины, и огромный зверь одним прыжком скрылся в высокой степной траве. Девушка огляделась: во все стороны простиралась бескрайняя ковыльная степь. Где-то поблизости послышалось блеяние. Мимо шла отара овец. Раздался волчий вой, и овцы испуганно бросились наутек. Суматоха. Беготня. Потом все затихло. Алена устала ждать и села на придорожный камушек, но тут рядом, в траве, раздался подозрительный шорох. Девушка вскочила, сжимая в руке шишечку. Раздвинув траву, показалась измазанная кровью волчья морда.
- Да я это, не дергайся, - буркнула морда и Волк целиком вылез на тропинку.
- Что с тобой?! - забеспокоилась Алена. - У тебя все в крови...
- Это не со мной, а с тем бараном, - Серый кивнул в сторону кустов. Довольно облизался. - Ладно. Поехали. На обратном пути его доем, я место запомнил.
Алена молча вскарабкалась на волка, и он помчался дальше. Вскоре на горизонте появились Медные горы, а потом и Железные. Пошли знакомые места.
- Тебя как, до речки Смородины подбросить, или до самого жилища Горыныча? - поинтересовался Волк.
- Не знаю, - пожала Алена плечами. - Мне главное Змея увидеть, и чтобы он увидел меня. А там уж я как-нибудь сама.
- Ты, Аленушка, тому Ивану-дураку не сестра ли? - засомневался Серый Волк. - Он сожрет тебя, этот Змей. Поджарит огнем и слопает. Он так со всеми гостями поступает. Ох, и вредное существо!.. Или, как принцессу какую-нибудь, поймает и посадит в своем замке. Будешь там сидеть, пока до смерти не усохнешь. Хочешь посмотреть на него, так я знаю в горах пару мест. Подберемся тихонечко. Глянешь, да и обратно отвезу тебя.
- Нет уж, - покачала головой Алена. - Вези меня прямо к его логову... Если, конечно, сам не боишься.
- Я боюсь? - взвился Волк. - Да я вообще никогда, никого... - и он, одним махом перепрыгнув речку Смородину, помчал ее вверх по ущелью.
Через пару минут они остановившись возле логова Змея. Алена почувствовала, что шерсть на загривке у зверя от испуга стоит дыбом.
- Ну, повезло тебе, Алена, - прошептал он хрипло. - Чую, нет хозяина дома... Смотри. Могу ведь и обратно тебя доставить. Пользуйся, пока я не передумал.
- Не надо, - девушка слезла с волчьей шеи, торжественно вынула из сумочки шишку и вручила ее Серому Волку. - Спасибо тебе за работу. Теперь я уж сама как-нибудь справлюсь.
- Да не за что, - махнул головой Волк. Потом он покатал немного шишечку лапой. Аккуратно взял в зубы. Снова положил наземь. - Ну, прощая Аленушка. Помоги тебе Род, - схватив шишечку в зубы, Волк развернулся и в три прыжка скрылся из виду.
Под ногами журчала быстроструйная горная речка Смородина, а за спиной зиял вход в пещеру Горыныча. Алена оглянулась, вздохнула и решительно шагнула в большую темную нору.


Рецензии