Застава богатырская Глава 9

Глава 9.

Бабушке один только дедушка не внук.
Народная мудрость.

На широкой поляне действительно стояла избушка. На куриных ножках. Ножки были длинные и беспокойные. Избушка переминалась с ноги на ногу, чесала одной лапой другую. Ступеньки, ведущие ко входной двери, напомнили Алене трап парохода или самолета. Поляна была окружена редким частоколом - колья стояли в шаге друг от друга, и на каждом из них красовался человеческий череп. У девушки по спине пробежали мурашки.
«Ну ладно. А чего я, собственно, хотела? Это же дом Бабы-Яги. Кажется, эти черепа не просто так здесь стоят. Они словно смотрят. И повернуты все глазами наружу. Одни прямо перед собой глядят, а другие на небо смотрят».
Ни ворот, ни калитки между черепами не было. Тропинка просто проходила между двух кольев частокола и вела дальше. Снаружи частокола на поляне росла зеленая травка, а дальше, за ним, была голая земля, словно бы выжженная и присыпанная золой. Нет, не золой - мелкими косточками. Огромная, засыпанная мелкими костями поляна.
«Неприятное местечко. Может вернуться? Ну да, собиралась богатырей спасать, а сама струшу? Ну, головы, ну кости. Страшно, что их много. Страшно подумать, откуда она их столько взяла. Обычные черепа. У нас в школе был такой… пластмассовый.... С Бабой Ягой поговорить необходимо. Похоже только она одна в этом мире сможет сделать такое отворотное зелье, которое освободит Алешу. Да чего я боюсь-то - к мертвым костям подойти?! Да я пройду между двух кольев, даже не прикоснувшись к ним. Только бы до крыльца избушки добраться».
И Алена решительным шагом двинулась по тропинке к страшной ограде.
- Стой! - строго скрипнул череп слева от тропинки. Алену буквально парализовала волна накатившего страха.
- Кто таков? - тоном начальника спросил тот череп, что справа от тропинки. Из его пустых глазниц лился мертвенно-желтый свет.
- Я... - Алена растерялась. Она уже была готова удрать, но ноги не слушались.
А соседние черепа, тем временем, начали поворачиваться в ее сторону, спрашивать, переговариваться между собой. Словно ее приход разбудил их всех от вековой спячки.
- А?
- Где?
- Кто пришел?
- Бродяжка какая-то.
- Ходят тут всякие.
- Гнать ее прочь.
- А может, по делу пришла?
- Спроси ее.
- Сам спроси!
- Давай, спрашивай!
Черепа замолкли, и тот, что справа, спросил:
- Ты сюда как? Случайно, или по делу?
- По делу, - выпалила Алена. - Меня Буба прислал. К Бабе Яге.
Правый и левый черепа переглянулись, и дали ей дорогу - колья частокола наклонились в разные стороны, и расстояние между стоящими по сторонам тропинки черепами стало больше. Алена, с колотящимся у самого горла сердцем, шагнула в этот проход, не чувствуя ног прошла по хрустящему насту до крылечка и стала подниматься по шатким ступенькам. Забравшись на высокое крыльцо, оглянулась - никаких черепов не было. Избушку окружала огромная, усыпанная цветами поляна.
«Цветы на костях... Или мне все привиделось? - голову кружил лесной аромат. - Может, это означает, что меня рады видеть?» - и Алена решительно постучалась в дверь.
- Не заперто.
Дверь сама открылась, и под ноги Алене расстелился пестрый домотканый половичек. У окна, на скамеечке сидела за пряжей средних лет женщина.
- Здравствуйте, - Алена отвесила поясной поклон. - А... Мне бы Бабушку, Ягу.
Женщина улыбнулась.
- Заходи, красна девица. Заходи, садись за стол.
Алена подошла к столу, осторожно присела на скамью. Дверь за ней сама закрылась. На стол расстелилась скатерть. Прилетели откуда-то блюда с яблоками, грушами, малиной. Заслонка печки отодвинулась, ухват залез внутрь, вынул из печи чугунок с кашей.
- Напугали тебя мои слуги?
Алена кивнула.
- Они всех пугают. Кому не надо, сюда не сунется. А тебе, значит, очень надо.
- Так вы и есть Баба Яга?
- Я и есть. Ты, конечно, другой меня представляла. А я разная бываю... Да ты кушай, милая. Угощайся. Хочешь – кашу отведай, или ягод, или вон, киселя хлебни, - невидимые руки поставили перед ней деревянную кружку с горячим киселем.
- Значит, правду говорят про вас, Бабушка. Полный дом у вас слуг невидимых.
- А что это ты былинным слогом мне излагаешь? Ты ж, вроде, не местная?
Алена смущенно улыбнулась.
- Привыкла уже, с богатырями общаясь... А вы все-все про меня уже знаете?
- Все, не все... Кое-что знаю. Ты не бойся, Аленушка. Говори, как есть. Раз уж решилась сюда прийти, рассказывай без утайки. Чем смогу помогу. Дело житейское. Да не торопись. Хочешь - кваску попей. Или молочка парного.
И Алена стала рассказывать. Подробно, обстоятельно. Как делилась бы, наверное, с мамой. Потому что женщина, сидевшая за столом напротив нее, очень хорошо умела слушать, и понимать, и жалеть. Когда Алена закончила рассказ, Баба Яга глубоко вздохнула и мечтательно уставилась перед собой.
- Вот что с людями делает любовь, - произнесла она, даже с некоторой завистью.
- Любовь ли? - засомневалась Алена. - С Алешей-то вроде все ясно. Влюбился. И то сомнение меня берет. Что, как околдовала она его? А у Лебеди интерес к нему корыстный и ничего более. Просто нужен ей герой, чтобы снять проклятие. А потом, освободившись, она его бросит... Может лучше напоить Алешу каким отворотным зельем? Ведь погубит она его.
- Отворот-то дело нехитрое. Травки нужной собрать, да заварить-запарить, да пошептать кой-чего... А если у них и правда любовь? Настоящую любовь трогать нельзя. Настоящая любовь - сила великая. Никакой магией ее победить невозможно. Я и пробовать не буду... И тебе не советую.
- Ну и что же нам теперь, Бабушка, делать?
Баба Яга испытующе посмотрела в глаза Алене, и у девушки внутри все похолодело.
- Ты действительно хочешь помочь ему? Ведь ты чужая здесь. Неужели для тебя так важно всем им помочь? Так важно, что и жизнью рискнуть не побоишься?
- Важно... А ты не побоишься помочь мне?
Яга грустно рассмеялась.
- Кого мне бояться, милая?.. Это меня все боятся, - и пожилая добрая женщина превратилась вдруг в покрытую морщинами суровую старуху. Закинула ногу на ногу. Верхняя нога у нее была костяная - не покрытый ни мясом, ни кожей скелет человечьей ноги. - Зря боятся, между прочим. От смерти все равно никому еще не удалось убежать... Да ты не бойся, Аленушка. Твой черед не скоро еще. Ежели не убьет тебя какой-нито злодей до смерти, так сто лет будешь жить.
На девушку снова смотрела, тепло улыбаясь, добрая пожилая женщина. Остались неизменными только отдельные черточки лица и глубокий взгляд - суровый и одновременно, словно всех-всех жалеющий.
- Но ведь Морской Царь и Черномор очень сильные. Не боишься их? Они такое могут! Я сама видела...
- А когда к моей поляне подошла, что ты видела? - спросила Бабушка.
- Ну... черепа. Кости, - от одного воспоминания об этом у Алены побежали мурашки по коже. - Эти черепа... Кто они такие? Почему служат тебе?
- Это воины. Те воины, которые не смогли при жизни до конца исполнить свой долг. Служа мне после смерти, они получают возможность до конца выполнить свое предназначение. Это их искупление... Конечно, не самые лучшие солдаты, но их много, и они, - Баба Яга ехидно ухмыльнулась, - совершенно не боятся смерти. О таких воинах любой другой может только мечтать. Я - хозяйка жизни и смерти. Ведь без смерти жизнь невозможна, а без жизни невозможна смерть. И цветы на моей поляне растут на костях, это ты верно заметила. Они во всем мире растут на костях, только не все это видят... А Царь Морской, Черномор, да Кощей - они мне братцы младшие. Я раньше всех их на белый свет появилась. Чего мне их боятся? Я в их дрязги не лезу, они в мои дела не суются, и ладно. Меньше хлопот.
- То есть, ты не станешь нам помогать против Черномора?
- Кому это ВАМ, милочка? Ты же одна ко мне пришла.
- Мне и богатырям. Ведь не бросят же они Алешу в беде. А без этой Лебеди ему жизнь не в жизнь. Да и ее жалко... Может и правильно, что нельзя отвораживать, но тогда как быть? Нужно как-то избавить Лебедь от этого страшного проклятия.
- Ни Святогор, ни Кощей просто так своих мечей не отдадут... И помогать я вам не возьмусь. Все они, и Черномор, и Морской мне родня. Одному поможешь, другого обидишь. Однако интересно мне, что дальше будет с любовью Лебеди и Алеши. Так что ты совсем уж не отчаивайся. Я мно-ого знаю. Ты, милая, спрашивай. Я присоветую, а потом по блюдечку и посмотрю, что вы с моими советами делать будете.
Баба Яга, неестественно далеко вытянула руку и сняла с противоположной стены белое блюдечко с голубой каемочкой. Взяв с подноса одно из яблок, бросила его на блюдце. Яблоко покатилось по кругу, мелькая краснеющим боком. На белом донышке блюдца проступили какие-то очертания.
- Вот они, голубочки. Воркуют... А сверху, над прудом, ворОны. Все-все они Черномору доложат. Да и Царь Морской нет-нет да и глянет в зеркальце у себя на стене. Все, что в водной глади отражается, видно у него в зеркале.
Тем временем, пейзаж с богатырем, белой птицей и прудом сменился на картину конюшни на богатырской заставе. Илья Муромец с лопатой в руках чистил от навоза конюшню, а Добрыня обихаживал коней, в том числе и Черную - лошадку, угнанную Алешей из стада Бабы Яги. У Алены словно что-то оборвалось внутри.
- Ох, нехорошо. Нехорошо брать чужое. И чему вас только родители учили?.. Ну да ладно. Лошадку я вам, так и быть, прощу, коли вы меня развлечете. У меня таких еще целый табун... Жалко Лебедь. Глупая она, и попалась по глупости. А Черномору, индюку надутому, давно пора по носу щелкнуть... Виданное ли дело?! Родного брата убить позарился! Душегубец, сгори его борода!
- А что если и правда его бороду сжечь? - сверкнула глазами Алена. - Ведь в ней, говорят, вся его колдовская сила? Тогда он уже не сможет помешать Лебеди оправдаться перед отцом!
- Дело говоришь, девица, дело, - закивала Баба Яга. - Только тут не простой огонь нужен. Нужен тут колдовской огонь... Но я вам его не дам. Да и нет его у меня. И искать лень, где он там, в закромах завалился. У меня ж закрома о-ой! Слуги мои невидимые с начала времен роют. Я уж не только найти там что-нибудь, сама в них заблудиться боюсь. Так, бросаю туда души грешников - перед тем как с новой жизнью на свет появиться, пусть-ка побродят впотьмах, подумают маленько о том, как добрым людям вредить да пакостить.
- А где же тогда найти нам волшебный огонь?
- Кто знает?.. Мало ли мест в мире? - пожала плечами Баба Яга. - Я ведь говорила уже, что не буду вам помогать. Вот разве что спросите Змея Горыныча. У него этого огня... Прямо пышет он этим огнем.
- И где же нам найти Змея?
- А ты у богатырей спроси. Небось, они лучше меня знают, где сейчас живет этот шалопай, - рассмеялась Баба Яга. - Да вот еще что. Черномора Кощей Бессмертный не любит. Ой, не любит! При любом удобном случае не упустит возможности ему напакостить.


Домой, на заставу, Алена пришла только под вечер. И застала Добрыню Никитича седлающим своего Бурку.
- Ты куда это собрался, Добрынюшка? - удивилась она.
- Не поверишь, - богатырь нервно дернул усом. - Тебя искать!.. Хоть бы слово сказала. Куда пошла, когда прийти собираешься! Вышли из баньки, хватились - нет ее. Час нет, два нет... Я уж думал леший тебя уволок, или еще какая нечистая сила.
Добрыня стал расседлывать коня.
- Ты где была-то?
- Сперва к Царевне Лебедь на озеро зашла. Поговорили. Потом к ней Алеша пришел. Не стала им мешать, пошла в гости к лешему. Потом к Бабе Яге заглянула. Попила у нее киселя, поговорили с ней о жизни и смерти.
- Все у тебя на уме прибаутки, да шуточки, - раздраженно махнул рукой Добрыня. - А у нас тут...
- Да нет, - сухо оборвала его Алена. - Я серьезно. Только что от Бабы Яги... Илья далеко?
Добрыня клацнул отвисшей было челюстью.
- В горнице он.
- Вот и хорошо, - Алена нервно поглядела на небо. Увидела кружащую над заставой ворону и поежилась. - Скорее пошли внутрь. Поговорить надо.
Добрыня удивленно глянул наверх и, пожав плечами, направился к дому вслед за Аленой, так и не расседлав до конца своего коня.
- Алена! Нашлась-таки пропажа. – Илья Муромец выскочил им навстречу из конюшни. -   Ну, камень с души... Знаешь, что Алеша наш учудил? Говорит, поеду к синю озеру, буду жить-тужить там рядом с Лебедью. С птичкой своей, понимаешь? Шатер взял, еды с собой на неделю, - Илья поставил к стеночке измазанную навозом лопату, вытер руки о штаны и смахнул навернувшуюся слезу. - Уж совсем он от любви умом двинулся. Богатырских дел ему не надобно, нас с Добрыней не надо во-товарищи. Помереть он от любви собирается. Кабы к девке - к птице заколдованной... - Илья в сердцах плюнул наземь. Войдя в дом следом за Аленой и Добрыней, уселся на лавку и, скомкав в кулак свою седую бороду, задумчиво продолжил. - Зря, наверное, ты нам, Аленушка, с Черномором замирение устроила. Вот свернули бы ему шею белую...
- Ага, - язвительно поддакнул Добрыня. - А потом на дно морское бы сбегали, победить Царя Морского по быстрому. Ты, Илья, конечно, воин доблестный, но когда в печали, порешь глупости... Тут Алена говорит, что у Бабы Яги побывала, вот. Хочет нам рассказать...
- Ну, во-первых, прежде чем рассказывать, я хочу вас предупредить, что за нами следят, - начала Алена, таинственно оглянувшись по сторонам. - Все ворОны в этом лесу... да, похоже, и в других местах, служат Черномору. Он специально послал сюда воронью стаю, чтобы подглядывать, подслушивать и докладывать хозяину обо всех наших словах и действиях.
- Та-ак, - грозно произнес Добрыня Никитич и потянулся к луку со стрелами.
- Да ты что?! - испуганно взвизгнула Алена.
Рука богатыря остановилась на полпути. Секунду подумав, он понимающе кивнул, встал из-за стола и принялся закрывать ставни в доме. Не торопясь, обстоятельно, словно на зиму. Алена стала ему помогать. Илья пару раз удивленно перевел взгляд с одной на другого, пожал плечами и тоже занялся ставнями. После того, как все окна и двери дома были плотно закрыты, они снова собрались у обеденного стола в горнице, уже при свете лучины.
- Ох, чтой-то в горле у меня пересохло. Кругом враги. Одни соглядатаи. И главное, виду подать нельзя, - Илья зачерпнул кружкой воду из кадки и сделал большой глоток.
Добрыня тоже зачерпнул кружкой воду. Он пил медленно, мелкими глоточками.
- Во вторых, Морской Царь видит в своем волшебном зеркале все, абсолютно все, что отражается на гладкой поверхности воды, - и Алена выразительно посмотрела на кружку Ильи Муромца.
Илья заглянул в кружку, и, увидев там свое отражение, поморщился как от зубной боли. Добрыня, поперхнувшись водой, нервно закашлялся, а отдышавшись решительно встал и, аккуратно подхватив свою кружку, вышел вон. Через пару секунд вернулся с пустой кружкой.
- Вылил ее на дворе.
Илья, встрепенувшись, вскочил с места и тоже пошел выливать воду из кружки.
Добрыня сел, обвел комнату затравленным взглядом. Заметил в углу кадку, из которой они черпали воду, и, подхватив ее, вышел вслед за Ильей. Вернулись вместе и с порога обвели горницу настороженными взглядами. На улице громко каркали ворОны. Добрыня, схватив со скамьи какую-то ветошь, протер ей мокрое еще дно кадки. Рукавом вытер дно в своей кружке, в кружках Ильи и Алены. После чего богатыри уселись за стол и выжидательно посмотрели на Алену.
- Да. Теперь нас, наверное, никто не сможет подслушать, - кивнула головой девушка.

Алена рассказала обо всем, что узнала от Лебеди и Бабы Яги, после чего богатыри начали разрабатывать план действий. Учитывая, что воды не было, а пить очень хотелось, пили вино. Поэтому план вышел даже по богатырским меркам смелый, местами даже отчаянный. Добрыня, икнув и отставив в сторону кувшин, сформулировал резюме:
- Чтоб спасти Алешу Поповича, надо нам Черномора лишить силушки. Его сила в бороде заключается... Попадал я ему стрелой в бороду. Коли есть у Змея Горыныча тот огонь, что сожжет карле силушку, то к Горынычу надо отправится, и любой ценой огонь этот выпросить.
- Точно! - согласно кивнул Илья Муромец.
- Ну а дальше дело нетрудное. Вызываем на бой Черноморушку, подпалю ему, к лешему, бороду, ну а там его поймаем, болезного. Попинаем - он сам во всем сознается, и сдадим с повинной братцу старшему. Царь, узнав про все, простит Лебедь Белую. И Алеша на ней спокойно жениться.
- А с чего вы взяли, что Черномор будет с вами сражаться? А если и будет, то разве выйдет он на бой один, без армии? Прежде чем спалить Черномору бороду, надо будет до него добраться, - внесла в разговор долю скепсиса Алена.
- Верно! - призадумался Илья. - Черномор злодей, но не дурак. Он не станет с нами разговаривать, а пошлет на нас он силушку великую... Не впервой, конечно, нам рубиться с ворогом. Мы с любою силушкой управимся. Только, даже коль спалим ему мы бороду, трудно будет выловить охальника. Он, злодей, за стражею прикроется, да сбежит потом в края далекие, бороденку заново отращивать. Ну а нам он нужен пленный, связанный. Да к тому же и во всем сознавшийся!
- А если Черномор не сознается? - уточнила Алена.
- А сверну ему тогда я шею белую, - Илья Муромец грозно рубанул рукой воздух.
- Три богатыря да одна девица могут с Черномором битву выиграть. Только будет тут не битва малая, чую, будет тут война великая, - почесал подбородок Добрыня Никитич. - В той войне нам надобно союзника.
- Черномора не любит Кощей Бессмертный, - вспомнила Алена.
- Тьфу ты, что болтаешь, девка глупая! - Илью Муромца аж передернуло. - Царь Кощей нам враг, и сволочь последняя.
- Это так, - согласно кивнул Добрыня, разливая еще вина по чаркам. - Но его армия сильная. Коли он на Черномора двинется, то задача наша облегчается. Черномор никуда уж не укроется, вражья силушка с силушкой сцепится, ну а нам Черномор один достанется.
- Все-то так, но коль Кощей в поход отправится, на страну на вражью, Черноморову, то войска его пойдут сквозь землю Русскую! А в войсках-то его все разбойники. Люди злобные, а то и вовсе нЕлюди. Как же мы страну свою родимую... - всплеснул руками Илья.
- А ему мы поставим условие, - хитро ухмыльнулся Добрыня. - Коли хочет иметь он нас в союзниках, коль не хочет в бок дружины стольнокиевской, пусть тогда уймет своих разбойничков, чтоб они не резали, не грабили, чтоб по нашей земле шли тихонечко.
- Ну а коль они не смогут тихонечко, так побьем, укоротим эту вольницу, чай для нас это дело знакомое, - потер руки Илья. - Только мне к Кощею ехать не хочется. Больно мне его рожа противная. Как начнете вы с ним договОр рядить, я, боюсь, ему плюну в рожу наглую.
- Нет, не дело это получается. Мы хотим войну устроить лютую, иль женить Алешу Поповича?.. Все решить бы надо малой кровушкой, - покачал головой Добрыня. - Черномора как-то надо выманить, чтобы сам на нас он набросился, чтобы сам мне под стрелы подставился.
- Да на меч его надо выманивать. В нем ведь пол кольца запрятано! - придумала Алена. - Да только даст ли нам Кощей меч?
- Я поеду к Кощею, попробую. Вдруг отдаст он меч на время недолгое? Ну а коли не даст, что ж поделаешь, о большой войне тогда подумаем.
- Я тогда поеду к Змею Горынычу, - кивнул головой Илья.
- Да Алешу кто-нибудь с собой возьмите, - вставила Алена. - Лучше пусть он активно действует, чем просто так от тоски сохнет.
- Это верно. Ты речист, Добрынюшка. В путь его уговори отправиться. Ты скажи, мол, без него не справишься.
- Уж найду я, что сказать, Ильюшенька, - поморщился Добрыня. - Одному мне было бы сподручнее. Ну да ладно. Польза невеликая, но какой ни есть привет от Лебеди. Ведь она Кощею пол кольца дала. Пусть-ка он за то отплатит помощью.
Богатыри переглянулись и залпом допили остававшееся в кубках вино.
- А я? Забыли про меня?.. Мне что же, все время здесь сидеть? - возмутилась Алена.
- Отчего же... - пожал плечами Добрыня. - Вон езжай с Ильей Муромцем, чтоб ему в пути скучно не было.
Илья укоризненно глянул на Добрыню, но ничего не стал говорить, только пожал плечами. Алена устало вздохнула: «Ведь ездила уже с ними к Черномору. Ничего, не пропала. Больше них узнала и сделала. Что за дурацкое мужское предубеждение? С чего они взяли, что я буду им обузой в походе?»
Скатерть самобранка по команде Добрыни убрала с себя грязную посуду и остатки еды, а потом аккуратно свернулась. За окном уже стояла ночь, поэтому в поход решили отправиться утром.


Рецензии