Приамурский Земский Собор

ПРИАМУРСКИЙ ЗЕМСКИЙ СОБОР.

Идея и традиции Земских Соборов имеет в летописи России глубокие духовные и государственные корни. Духом соборности проникнута и Православная Вера, которая легла в основание Московской Руси. Сначала это были Церковные Соборы, первый из которых созвал в Киеве в 1051 году Ярослав Мудрый. Позже, после объединения разрозненных княжеств в Московское Государство, возникла идея государственной соборности, впервые обозначившаяся в бурное и славное царствование Государя Иоанна Васильевича Грозного - первого Русского Самодержца, венчанного на Царство и справедливо прозванного народом Грозным за твердое стояние в Вере и непримиримость к многочисленным врагам России. 27 февраля 1549 года, созвав Земской Собор, он объединил в единое духовное целое Православную Веру, Самодержавную власть и русский народ, чем спас Россию от разорения и иноземного пленения.
Первые Церковно-Земские Соборы отличались широким представительством мирян и множеством обсуждаемых вопросов, которые касались не внутреннего устроения Церкви, а укрепления ее стен и ограды - Православного Самодержавного Царства. Именно тогда, по прозорливому предвидению Грозного Царя выковывалось на грядущие времена в сражениях с супостатами обоюдоострое оружие Опричнины. Создание Опричнины позволило Иоанну Васильевичу утихомирить внутренние междоусобицы, очистить кровеносную систему государственного организма от дурной крови, нанести сокрушительное поражение давнему врагу Православия Ливонскому Ордену и взять под свою крепкую руку новые земли. Так грозный и властный Царь дал свободу Русскому Государству и русскому народу.
Промыслу Божию было угодно, чтобы опыт Земских Соборов вскоре пригодился России, как это и случилось в Смутное время, когда смерть сына Иоанна Грозного прекратила прямую царствующую династию Рюриковичей. Не стало Царя в Московской Земле, а те Цари, которые восходили в смутные дни на осиротевший Престол, не могли быть настоящими Царями. Настоящий Царь мог быть Царем лишь по Господнему, а не по человеческому постановлению, и только такой Божий избранник мог установить на Руси “сладостной тишины свободный день”.
В то время как и теперь, на Руси существовала секта жидовствующих, без которых, как мы теперь уже знаем, невозможно какое бы то ни было революционное или антидинастическое возмущение или брожение. К этой секте принадлежали не только миряне, но и лица духовного звания. Плоды тайной деятельности иудейских талмудических жрецов можно обнаружить при внимательном изучении летописи державы. Известно, например, что Лжедмитрий Второй был обрезанным иудеем, и после смерти в его комнате был найден талмуд.
Непосредственной причиной первой русской смуты послужило организованное тайными талмудическими жрецами убийство малолетнего Царевича Димитрия - законного наследника Престола, принявшего “заклание неповинное от изменников своих” и причисленного Православной Церковью к Лику новоявленных Святых страстотерпцев Христовых. 28 мая 1991 года исполнилось ровно 400 лет со дня этого трагического события, за которым последовали хаос, беззаконие, нашествие иноземцев и реки крови, пролитые в братоубийственных сражениях.
Тяжело было положение России в годы Первой Смуты. Поляки были в Москве, Тушинский Вор - под Москвою, Новгород Великий занят шведами, по всему Дикому Полю - южной степи - бродили шайки разбойников, страна разорена, а бояре спорили о власти. Казалось, еще немного, и Русскую Землю, лишенную Державного Царского водительства, затопчут сильные соседи и поделят на куски. Но в огне испытаний Русь сохранила главное свое достояние, главную силу, свой остов - Святой Животворящий Крест. Народ оставался верен Православию, и Господь не оставил Россию.
Он дал ей вождей: Патриарха Гермогена, простого посадского человека Козьму Минина и князя Димитрия Михайловича Пожарского, которые повели русских людей к победе над внешними и внутренними врагами, к Церковному и Земскому Собору.
5 августа 1611 года в Кремль к Патриарху сумел пробраться русский человек Родион Моисеев, и он (Гермоген - ред.) воспользовался этим, чтобы послать в Нижний свою, уже предсмертную грамоту. Она гласила:
"Благословение архимандритам, и игуменам, и протопопам, и воеводам, и дьякам, и дворянам, и детям боярским, и всему миру от Патриарха Гермогена Московского и Всея Руси мир Вам и прощение и разрешение. Да писати бы вам из Нижнего в Казань к Митрополиту Ефрему, чтобы Митрополит писал в полки боярам учительную грамоту, да и казацкому войску, чтобы они стояли крепко в Вере, и боярам бы и атаманье говорили бесстрашно, чтобы они отнюдь на Царство проклятого Маринкиного сына не брали. Я не благословляю!"
Поразительно величие духа в святейшем Патриархе! Одинокий, беспомощный, заточенный в подземелье, под угрозой мученической смерти, он чувствует себя вождем народа и как бы великим Государем, считает себя вправе передавать свои государственные полномочия духовным лицам и воеводам, веля им говорить народу от его имени. Это письмо нашло глубокий отклик в Нижнем Новгороде. Призыв Патриарха идти на спасение Родины поддержали его ученики и послушники: архимандрит Сергиевой Лавры преподобный Дионисий и ее келарь Авраамий Палицын, также повсюду рассылавшие свои грамоты с призывом ополчиться на спасение Отечества.
В Нижнем во главе народного ополчения стали земский староста Козьма Минин, князь Димитрий Михайлович Пожарский и местное духовенство.
Патриарх имел утешение узнать, что ополчения идут, от своих мучителей... Изменники все еще думали, что под влиянием заточения можно сломить мужество Гермогена. Они еще раз пытаются заставить его своим проклятием Минину и Пожарскому остановить ополчение. Летопись гласит:
"Он же, великий Государь-исповедник, рече им:
- Да будет над теми, кто идут на очищение Московского государства, милость от Господа Бога, а от нашего смирения благословение, а на окаянных изменников да излиется гнев от Бога, а от нашего смирения да будут прокляты они в сем веке и в будущем".
Это - последние слова, которые дошли до нас от несокрушимого духом первосвятителя. Они должны отзываться в сердцах русских людей и через триста лет отрадой благословения, а в сердцах изменников Родине - грозным проклятием. Большинство современников говорят, что Патриарх скончался "по многом страдании и тесноте, уморили голодною смертию", а поляки утверждают, что он был удавлен... Он преставился к Богу 17 февраля 1612 года.
Русские люди, узнав о мученической кончине великого первосвятителя, вдохновились еще более к исполнению его завета, и 22 октября Москва была очищена от поляков, а 13 февраля следующего года на Царский престол был призван родоначальник Дома Романовых, на которого указывал еще святейший Гермоген.
Пожар Смуты 1613 года обернулся для не забывшей Бога России очистительным пламенем, из которого наше Отечество вышло еще более крепким. России было ниспослано успокоение и, главное, - Державная династия Романовых в лице избранного “всею Землею” на Царство внучатого племянника Царя Иоанна Грозного Михаила Федоровича Романова - юного и неопытного, но зато непричастного к распрям, терзавшим Россию во время Смуты. Земской же Собор и помогал ему управлять Государством, ограждая молодого Царя от покушений жаждущих власти, и установил прочный порядок в Государстве.
Нового Царя называли “избранным от Бога прежде его рождения”, ибо призвал его на Царство Земской Собор, благословленный Святой Церковью Христовой. Грамота об избрании Михаила Федоровича на царство говорит во всеуслышание: “Бог его, Государя, на такой великий Царский Престол избрал не по чьему-либо заводу; избрал его мимо всех людей, по Своей неизреченной милости; всем людям о его избрании Бог в сердце вложил одну мысль и утверждение”.
Здесь необходимо отметить, что особенность соборного решения заключается в том, что оно принимается единодушно. В этом его коренное отличие от так называемых демократических выборов и коммунистических съездов, где голосовали единогласно, но далеко не все были в душе согласны с тем или иным “единогласным” решением.
Демократия и соборность суть понятия совершенно чуждые друг другу. Демократия приходит к своим решениям путем простого подсчета голосов, и волею большинства действует вопреки воле меньшинства. Это большинство - чрезвычайно опасно, особенно сегодня, когда наш народ в массе своей уже далеко отошел от Истины, заложенной в Христовом Учении. Без твердых духовных ориентиров, которые дает нам Православная Вера, это самое большинство легко обольщается любой подкидываемой ему сионскими мудрецами идеей и начинает действовать, подавляя правое меньшинство. Никогда не следует забывать, что по большинству голосов жиды распяли Христа. Именно поэтому в Священном Писании сказано: “Не следуй за большинством на зло и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды” (Исход, 23,2).
Когда же мы обращаемся к Православной соборности, то видим, что она действует совершенно иным порядком. Решения Вселенских Соборов, например, утверждались многозначительными словами: “Изволися Духу Святому и нам...”, и завершались возгласом: “Все так веруем!” То есть, решения Соборов оказывались словесным выражением истины, единой верою и в едином духе всеми созерцаемой. Единодушие происходило от того корня внутренней, сердечной жизни, из которого вырастала во всех сердцах совершенно во всем одинаковая единая Вера, питаемая словом Божиим: “Все так веруем!” В этих словах, говорящих о ясном видении людьми незримой Духовной Истины, и лежит соборность.
Именно так, в единой Вере и в едином Духе, была принята на Земском Соборе 1613 года великая клятва на верность Царственному Дому Романовых до скончания века, в которой мы находим следующие слова:
“Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Федорович Романов был родоначальником правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед Единым Небесным Царем. А кто же пойдет против сего соборного постановления - Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы”.
Отсюда, из этой соборной клятвы, пошло Самодержавие Царей из Дома Романовых, и от этого дня возродилась Россия к новому, небывалому дотоле могуществу. При Царях и Императорах рода Романовых Россия достигла невиданного расцвета, стала первой державой мира. Русь, оставшись верной Кресту и Престолу, вышла из испытаний в сиянии еще большей славы.
Пожар Смуты февраля 1917 и затяжной гражданской войны обернулся для не забывшей Бога России очистительным пламенем, из которого наше Отечество вышло несокрушимым. России было ниспослано успокоение и, главное, продолжение Державной династии Романовых в лице богоданного вождя, прямого потомка Николая Первого Иосифа Сталина.
Но перед этим народу русскому необходимо было принести покаяние за нарушение соборной клятвы 1613 года, для чего в 1922 году был созван Приамурский Земский Собор.
В июне - июле подготовка к Собору шла полным ходом. Согласно положению о Приамурском Земском Соборе, в его состав входили: Временное Приамурское правительство, а также представители от духовенства, армии, флота, гражданских ведомств, несоциалистических организаций, горожан-домовладельцев, сельского населения, городских самоуправлений, земства, торгово-промышленного сословия, казачьего населения и казачьих войсковых правительств, Православных приходов, общества Ревнителей Православия, старообрядческого духовенства, старообрядческой общины, высших учебных заведений, от русского населения полосы отчуждения КВЖД и от поселковых управлений.
Таким образом, сохранялся древний принцип выборов на Земской Собор - сословность, вместо новомодной партийности, мнимой независимости и обязательной классовости. Было в Положении и важное примечание: коммунисты и примыкающие к ним, а также социалисты-интернационалисты участия в Земском Соборе принимать не могут. В случае обнаружения в заседаниях Собора, что те или другие лица, проникшие в Собор в качестве его членов, оказываются по своим воззрениям коммунистами, примыкающими к ним, или социалистами-интернационалистами, таковые лица из состава членов Земского Собора устраняются. По открытии Собора его члены приносят присягу, а те, кто таковой не приемлют по религиозным убеждениям, дают торжественное обещание свято и честно исполнять возложенные на них обязанности, руководствуясь исключительно благом Родины (“Вестник Временного Приамурского правительства”, № 38, 30 июня 1992 г.).
Открывшийся в Приамурье 10/23 июля 1922 года во Владивостоке Приамурский Земской Собор стал плодом молитв и усилий многих и многих русских людей. Он вобрал в себя их надежды и чаяния на возрождение Великой Самодержавной России. Вот как описывает очевидец начало этого грандиозного события:
“К трем часам дня перед открытым входом в Кафедральный Собор был сооружен помост, покрытый ковром, и поставлен аналой с Крестом и Евангелием. Вскоре начали прибывать со всех сторон крестные ходы с иконами, хоругвями и духовенством всех местных церквей. Прибывающие с пением крестные ходы размещались вокруг помоста и по сторонам вдоль дорожки, ведущей в Собор.
К месту молебствования прибыли председатель и члены Временного Приамурского правительства, управляющие ведомствами, члены Земского Собора, войска, резервы милиции, морские стрелки, два оркестра музыки: военный оркестр 3-го корпуса каппелевской армии и военно-морского флота. Публика собралась в садике вокруг Собора и расположилась по обоим тротуарам Светланской улицы.
Около четырех часов раздался благовест и начался торжественный молебен, совершенный епископом Михаилом в сослужении с прочим духовенством.
После молебна соединенный крестный ход направился по Светланской улице к зданию Общедоступного театра, украшенному национальными флагами. Впереди шествия несли запрестольные кресты, местные иконы из церквей и икону Владимирской Божией Матери, окруженные развевающимися хоругвями. Затем следовало духовенство во главе с епископом, в полном облачении, в сопровождении певчих. За духовенством - председатель правительства, его члены, начальствующие лица, члены Земского Собора, публика и войска. Оркестры во время шествия непрерывно исполняли “Коль славен...”
На Светланской перед зданием Общедоступного театра шествие остановилось, и был совершен краткий молебен с провозглашением многолетия Земскому Собору. Во время молебна соборный хор певчих исполнил кантату “Тебе, Бога хвалим”.
После молебна священник о.Нежинцев, член Земского Собора, обратился к присутствующим с речью, разъясняющей историческое значение Земского Собора на Руси, настоящую разруху и гибель русского народа на родной земле, призывая всех к проникновению принципами Православия и к вере в то, что Земской Собор призван указать путь к Святой Москве, древней собирательнице и устроительнице русского государства.
На радость всем день выдался ясным и солнечным, благодаря чему торжество открытия проходило стройно и представляло живописную картину. Местные кинематографисты поспешили снять своими аппаратами многие моменты молебствий и крестных ходов.
Около здания Общедоступного театра собралось большое скопление народа. Вход в здание - по билетам, для публики открыты боковые входы.
Внутри здание великолепно декорировано: сцена, где заседает правительство и председатели комиссий по созыву Земского Собора и владивостокского комитета несоциалистических организаций, украшена иконописной живописью, в середине - икона Спасителя.
Арка сцены задрапирована под цвет горностаевой мантии. Наверху арки двуглавый орел, внизу которого вместо скипетра и державы - флаги: морской и военный. Ниже орла - круг, в котором изображен крест с сиянием и внизу надпись: “Сим победиши”. Над кругом надпись золотыми буквами: “Возрождение России”.
По бокам сцены поставлены две кафедры: одна имеет эмблему орла, другая - скипетра. С левой и правой сторон - ложи. С левой - для иностранных представителей, с правой - для членов совета управляющих ведомствами. Ложи задрапированы русскими национальными и военными флагами, теми же флагами декорировано все помещение...
Приблизительно около 5 часов 10 минут соборным протоиереем О.Муравьевым совершено окропление помещения Святой водой. Члены Земского Собора занимают свои места...
В 5 часов 20 минут председатель правительства С.Д.Меркулов звонит и объявляет заседание Земского Собора открытым”.
(“Уссурийский Край”, № 133. 25 июля 1922 г.).

В Земском Соборе во Владивостоке принимали участие выборные не только от местного, уссурийского и амурского казачества, но и представители Оренбургского, Уральского, Семиреченского, Иркутского, Енисейского и Забайкальского казачьих войск.
С приветственным словом к участникам Собора в числе прочих выступающих обратился председатель войскового правительства генерал Анисимов:
- Войсковые атаманы казачьих войск от имени войск приносят горячий привет национальному Русскому Земскому Собору, выражают надежду, что будет восстановлено государство Российское.
Казаки всегда были оплотом Державы и готовы грудью своею встать на ее защиту. Они выражают пожелание Земскому Собору, чтобы он сердцем своим почувствовал всю ответственность момента.
Земской Собор во Владивостоке дает нам пример согласия с Российскими церковными и историческими канонами. Собор проходил под почетным руководством Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Большой портрет Святейшего украшал возвышение, на котором располагался президиум Собора. Непосредственно полномочным представителем Патриарха на Соборе выступал Преосвященный Владыка Нестор, епископ Камчатский, известный участник Всероссийского Поместного Собора, автор книги “Расстрел Московского Кремля”, которая увидела свет в Японии в 1920 году (первый московский тираж 1917 года был практически уничтожен). В состав Собора входили архиепископ Харбинский и Маньчжурский Мефодий, епископ Владивостокский и Приморский Михаил, епископ Казанский Филарет, а также епископ старообрядческий, Главный священник Армии и Флота, Старший Военный Старообрядческий священник и Главный мулла Армии.
Свое благословение прислал заболевший Епископ Читинский и Забайкальский Мелетий. Ключевым моментом Земского Собора стало принятие им на заседании 21 июля / 3 августа трех основных тезисов:
 1. Приамурский Земской Собор признает, что права на осуществление Верховной власти в России принадлежит династии Дома Романовых.
 (207 голосов "за" и 23 - "против")
2. В связи с этим Земской Собор считает необходимым и соответствующим желанию населения возглавление национальной государственности Приамурья Верховным Правителем из членов семьи Романовых, династией для сего указанным.
 (175 голосов "за", 55 - "против")
3. По сим соображениям Земской Собор почитает необходимым доложить о вышеизложенном Ея Императорскому Высочеству Государыне Императрице Марии Феодоровне и Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Николаевичу, высказывает свое пожелание, чтобы правительство вступило в переговоры с династией Дома Романовых на предмет приглашения одного из членов династии на пост Верховного Правителя.
Так как возглавление Края Верховным Правителем из Императорской Фамилии должно было занять какой-то срок, то Собор должен был выбрать на это время просто Правителя. Идет мучительный поиск верного решения: какому конкретному лицу вручить власть. От этого в громадной степени зависит дальнейший ход Земского Собора и всего национального дела.

На пятом открытом заседании Земского Собора 24 июля/6 августа большинством голосов (213 против 19) Михаил Константинович Дитерихс избирается Временным Главой Приамурского Земского Края. Его избрание приветствуется шумными аплодисментами и возгласами “Ура!” Священник о.Нежинцев возглашает многолетие вновь избранному главе правительства, подхваченное членами Земского Собора.
Во время этого же заседания освобождаются из-под стражи бывший Председатель Владивостокской Городской Думы, а затем член президиума мятежного Народного Собрания, редактор газеты “Слово” полковник Н.А. Андрушкевич со своими единомышленниками из президиума Народного Собрания Широкогоровым, Олениным, генералами Болдыревым, Вержбицким и Пучковым, стоявших во главе “недоворота”. Освобождение из-под стражи бывших заговорщиков восстановленной русской властью напоминало всем о мире и милости - краеугольном камне Православного Самодержавия.

На шестом торжественном заседании Земского Собора 26 июля/8 августа состоялась передача власти Временным Приамурским Правительством вновь избранному Правителю Приамурского Государственного Образования. Председатель Правительства Меркулов после общей молитвы зачитал Указ № 191 о передаче власти.
После прочтения Указа С.Д.Меркулов обратился к Дитерихсу:
 - Прошу Правителя Приамурским Государственным Образованием занять место Главы Правительства.
 Генерал Дитерихс делает собственноручную надпись на Указе и ее оглашает:
 - На условиях, указанных в сем Указе, Верховную Власть принял. 8 августа 1922 года. Правитель Приамурского Государственного Образования генерал-лейтенант Михаил Дитерихс.
 Председатель Собора профессор Н.И. Миролюбов просит Секретаря Собора огласить Грамоту Земского Собора на имя Правителя Края.
“Приамурский Земской Собор в заседании своем 6 августа / 24 июля 1922 года избрал вас Правителем Приамурского Государственного Образования. Запечатлев и удостоверив сие настоящей Грамотой, Приамурский Земской Собор призывает вас к восприятию власти и возглавлению русского национального движения, а равно и к водительству русскими ратными силами Дальнего Востока.
Призывая на Вас благословение Божие, Земля Дальнего Русского Края объединяется вокруг Вас, как своего Водителя и Вождя, с пламенным желанием вернуть русскому народу свободу и собрать воедино бредущих разно в смутную годину русских людей под высокую руку Православного Царя.
Да восстановится Святая Русь в ее прежнем величии и славе!”
По зачтении этой Грамоты ораторы от всех фракций и групп по очереди приветствовали нового Главу Государственности и благодарили прежнее Правительство. Особой силой выделялось обращение к новому Правителю Председателя Собора профессора Н.И. Миролюбова, который в частности сказал:
 - Ваше избрание есть избрание Провидения Божия. Это перст Божий, указующий пути деятельности не только отдельного человека, но и каждого народа. Труден, но и славен путь Вашего Правительства, труден, потому что Россия находится на дне той пучины, куда ввергли ее враги русского народа. Но я верю и вместе со мной верит Земской Собор, что Вы своею деятельностью постараетесь, при помощи лучших русских людей, вызволить наш русский народ из этой пучины. Пять лет наша Родина страдает под игом изуверов, повергших во прах наши русские идеалы. Русский народ, под влиянием демагогии, утомленный великой войной, не мог понять своих вождей. Пошел за людьми, кои прикинулись вождями. Это были волки в овечьей шкуре, и спустя пять лет, испытав на себя последствия этого так называемого земного рая. Русский народ осознал с какого истинного пути сведен он извергами народа, и та анархия, которая царит теперь там, вдали от нас, должна быть в корне уничтожена. Закон и порядок должны быть поставлены во главу угла, а не дикая революционная “совесть”. Мы надеемся, что Вы - именно тот вождь, который возглавит русский народ, поставит его на правильный национальный путь и доведет его до того конца, когда русский народ возглавит единый Державный Хозяин Земли Русской, который возвратит России ее великодержавное значение. Труден и многострадален будет Ваш путь, но славен в конце. Да будет же над Вами благословение Божие. Да здравствует доблестный вождь Михаил Константинович, да здравствует великий русский народ! Бог Вам в помощь!
Речь была покрыта криками “Ура!” и аплодисментами. Во время перерыва Правитель и весь Земской Собор во главе с духовенством проследовали крестным ходом в Кафедральный Собор для выслушивания присяги Верховного Правления. Опять улицы были полны народом, как в день открытия Собора, опять выстроены на площади воинские части, и город был украшен флагами. После торжественного молебна генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс принял в присутствии членов Земского Собора и народа следующую присягу:
- Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом Господним в том, что принимаемое мною по воле и избранию Приамурского Земского Собора возглавление на правах Верховной Власти Приамурского Государственного Образования со званием Правителя - приемлю и сим возлагаю на себя на время смуты и нестроения народного с единою мыслим о благе и пользе всего населения Приамурского Края и сохранения его как достояния Российской Державы.
Отнюдь не преследуя никаких личных выгод, я обязуюсь свято выполнять пожелание Земского Собора, им высказанное, и приложить по совести всю силу разумения моего и самую жизнь мою на высокое и ответственное служение Родине нашей - России, блюдя законы ея и, следуя ея историческим исконным заветам, возвещенным Земским Собором, памятуя, что я во всем том, что учиню по долгу Правителя, должен буду дать ответ перед Русским Царем и Русской Землей.
В удостоверение сей моей клятвы я перед алтарем Божиим и в присутствии Земского Собора целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь.
После принесения присяги процессия возвратилась назад в здание театра, где возобновились приветственные речи. В ответном слове генерал Дитерихс высказал заключение о том, что сделал в истории строительства Русской Земли здешний Земской Собор. Он напомнил присутствующим, что еще в 1880 году Достоевский в своем письме к Грановскому писал: “Когда народ в стремлении своего государственного объединения теряет принципы религиозно-нравственные, он, в сущности, теряет способность и быть государством, так как у него остается единственный принцип объединиться вокруг животишек”. Утратив после февральской революции принципы религиозно-нравственных основ, русские люди пытались объединиться только для спасения своих животишек. Громадная заслуга Приамурского Земского Собора заключается в том, что он смело и открыто положил начало возрождения Православно-Самодержавной идеологии.

Не прошло и полгода после принесения покаяния русским народом за нарушение клятвы 1613 года и призвание на царство Династии Романовых, как 30 декабря 1922 года был образован СССР – стойкий защитник государственных интересов России и её правоприемник. Это государство создавалось усилиями прямого потомка русских Царей –Иосифа Сталина, фактически являвшегося тогда его главой. Бог услышал молитвы русского народа и внял им.
В августе 1922 г. по предложению Политбюро ЦК была создана комиссия для подготовки к очередному Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. Председателем комиссии был И. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей. K тому же за Сталиным еще с дореволюционных времен закрепился авторитет специалиста по национальному вопросу. В комиссию входили: В. Куйбышев, Г. Орджоникидзе, X. Раковский, Г. Сокольников и представители национальных республик - по одному от каждой. Сталин подготовил проект резолюции, предусматривавший вхождение Украины, Белоруссии, закавказских республик в РСФСР на правах автономных республик. Вопрос об остальных республиках оставался открытым. Сталинская резолюция получила название проекта автономизации. ВЦИК и СНК РСФСР становились высшими органами государственной власти в новом государстве, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР. Проект Сталина был разослан для обсуждения в ЦК компартий республик. Его одобрили ЦК КП Азербайджана и Армении. Против выступил ЦК КП Грузии, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности.
ЦК КП Белоруссии высказался за сохранение существующего положения. ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины.
На заседании комиссии 23 и 24 сентября 1922 г. (под председательством В. Молотова) принимается проект Сталина. Грузинский проект отклоняется. Три республики фактически против автономизации, а принимается предложение Сталина! При этом комиссия предполагала свое решение после его одобрения на Пленуме ЦК передать национальным ЦК как директиву к исполнению без всякого обсуждения. Пленум был назначен на 5 октября. Материалы обсуждения направили Ленину в Горки.
Ознакомившись с материалами комиссии, Ленин встречается с вызванным в Горки Сталиным и убеждает его изменить параграф 1 проекта. В тот же день Ленин пишет для членов Политбюро письмо "Об образовании СССР", в котором подчеркивает, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и "вместе и наравне с ними" войти в новый союз. Надо полагать, что такая формула, при всей демагогичности политики большевиков, была единственно приемлемой, возможной к реализации без новой гражданской войны. В конце сентября Ленин беседует с председателем СНК Грузии П. Мдивани, с членами ЦК КП Грузии. Он, считавший вопрос "архиважным", убеждается, что Сталин имеет устремление торопиться. Поэтому Ленин советует проявить максимум осторожности и терпимости в решении национального вопроса в Закавказье.
Однако Сталин был недоволен гнилой ленинской критикой. Болезненно самолюбивый и обидчивый Ленин встал на позицию "национального либерализма", Сталин полагал, что ВЦИК РСФСР должен стать высшим органом в новом Союзе. Понимая, что в результате вмешательства Ленина комиссия не примет его предложений, Сталин переработал свой проект и указал, что новая резолюция - лишь "несколько измененная, более точная формулировка" старой, которая "в основе правильная и безусловно приемлемая". Интересно сравнить два первых параграфа

сталинского проекта:

"1. Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР...
2. В соответствии с этим постановления ВЦИК РСФСР считать обязательными для центральных учреждений упомянутых в пункте 1 республик, постановления же СНК и СТО РСФСР - для объединенных комиссариатов этих республик..."

и ленинского проекта:

1. Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в "Союз Советских Социалистических Республик" с оставлением за каждой из них права свободного выхода из "Союза".
2. Высшим органом "Союза" считать "Союзный ЦИК", составляющийся из представителей ЦИКов РСФСР, Закавказской Федерации, Украины и Белоруссии пропорционально представляемого ими населения.
6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию Ленина и принял на ее основе новую резолюцию. П. Мдивани на Пленуме настаивал на том, чтобы Грузия входила в СССР не через Закавказскую Федерацию, а непосредственно.
18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора. Утвердить его должен был Союзный съезд Советов, открытие которого назначили на 30 декабря.
"Я, кажется, сильно виноват перед рабочим России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик... ни на октябрьском пленуме..., ни на декабрьском мне не удалось быть, и таким образом вопрос миновал меня почти совершенно". Так писал Ленин 30 декабря 1922 г. (ПСС, т. 45, с. 356). Точнее - диктовал.
Владимир Ильич! Успокойтесь, Вам нельзя волноваться! Ведь сегодня открывается съезд Советов, который примет Вашу резолюцию. Причем здесь "пресловутый вопрос об автономизации", когда Вы его разрешили? И почему же такой странный оттенок - "называемый, кажется...", т. е. это и не союз? Но тогда что? Да что случилось?
В Тифлисе Серго Орджоникидзе, возглавлявший парторганизацию Закавказья, ударил одного из бывших членов ЦК КП Грузии, сторонника Мдивани. Серго, который представлял ЦК, Москву, пустил в ход кулаки! От него ждали справедливости, а теперь люди скажут, что продолжается старая царистская политика, прикрытая названием "коммунизм"...
В Грузии сложилась чрезвычайная ситуация. Большинство ЦК КП Грузии выступило за непосредственное вхождение республики в СССР, тем самым возражая против решений октябрьского Пленума ЦК. Закавказский крайком партии во главе с Орджоникидзе осудил эти действия как национал-уклонизм. Сталин заявил, что в Грузии свил гнездо социал-национализм. В ответ грузинский ЦК ушел в отставку.
В ноябре бывшие члены ЦК КП Грузии обратились с жалобой на действия Серго в ЦК РКП(б). Ленин подчеркивал в это время, что тут речь идет не о борьбе партий с местным национализмом, а о методах этой борьбы. К каждой нации требуется пролетарское отношение. Больше мягкости, осторожности, уступчивости, величайшей деликатности, что не исключает, конечно, принципиальности.
Политбюро ЦК направило в Грузию комиссию во главе с Дзержинским, 12 декабря Ленин беседует с дернувшимся Феликсом Эдмундовичем. На следующий день - резкое ухудшение здоровья. Позднее Ленин говорил, что "это дело" на него "очень тяжело повлияло" (ПСС, т. 45, с. 476). Комиссия, даже не расспросив обиженных, не проверив фактов, признала действия Орджоникидзе правильными.
Как только Ленин почувствовал себя лучше, он диктует свои заметки "К вопросу о национальностях или об "автономизации". Грузинский инцидент Ленин напрямую связывает с политикой советского бюрократического государственного аппарата, "который на самом деле насквозь еще-чужд нам и представляет из себя буржуазную и царскую мешанину, переделать которую в пять лет... не было никакой возможности".
"При таких условиях очень естественно, что "свобода выхода из союза", которой мы оправдываем себя, окажется пустой бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ".
"Я думаю, что тут сыграли роковую роль торопливость и администраторское увлечение Сталина, а также его озлобление против пресловутого "социал-национализма". Озлобление вообще играет в политике... самую худую роль". Ленин требует примерно наказать Орджоникидзе, доследовать или даже расследовать вновь материалы комиссии, а политическую ответственность "за всю эту поистине великорусско-националистическую" кампанию" возложить на Сталина и Дзержинского.
При этом Ленин подчеркивает, что тот грузин, который не понимает необходимости пролетарского отношения к национальному вопросу, "пренебрежительно швыряется обвинениями в "социал-национализме" (тогда как он сам является настоящим и истинным не только "социал-националом", но и грубым великорусским держимордой, тот грузин, в сущности, нарушает интересы пролетарской классовой солидарности" (ПСС, т. 45, ее. 357, 361, 360).
Это о генеральном секретаре, о наркоме по делам национальностей, о специалисте по национальному вопросу! Сталин такое не прощал. Никому. Никогда.
Сталин и его аппарат сделали все возможное, чтобы назначенный на 30 декабря 1922 года I съезд советов социалистических советских республик на протяжении нескольких часов, без дискуссий, создал СССР.
Было преодолено много "национал-уклоняющихся" тенденций. В частности, Сталин сумел добиться создания в начале года Закавказской Федерации, а в декабре - включения Дальневосточной республики в состав РФССР.
В среднеазиатских республиках ситуация оставалась очень сложной, и потому планировалось, что основателями СССР станут четыре субъекта: советские Россия, Украина, Закавказье и Белоруссия.С докладом об образовании СССР выступил И. Сталин, отсутствие блокирующего пакета голосов у "националов" и дало основания Сталину надеяться на то, что со временем в народе стали называть "одобрямсом". Он сделал на удивление короткий доклад.
По его словам, новая Россия "превратила красное знамя из флага партийного во флаг государственный и собрала вокруг этого флага народы советских республик для того, чтобы объединить их в одно государство, в Союз Советских Социалистических Республик, прообраз грядущей Мировой Советской Социалистической Республики".
Сталин закончил свой доклад так: "Вот, товарищи, Декларация, которую вчера приняли на конференции уполномоченных делегаций. Я ее читаю... А вот и текст Договора, принятого на той же конференции. Я его читаю... Товарищи, по поручению конференции уполномоченных делегаций советских республик я должен предложить вам утвердить только что прочитанные тексты Декларации и Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Товарищи, предлагаю принять их с присущим коммунистам единодушием и тем самым вписать новый раздел в историю человечества".
Но съезд принял Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР только "в основном"! Неожиданно на трибуну вышел один из руководителей украинской делегации Михаил Фрунзе и, сосредоточившись на договоре, заявил (язык оригинала):
Тем не менее, делегации нашли необходимым внести еще новые дополнительные гарантии того, чтобы принимаемый нами акт был действительно актом, устанавливающим безошибочно основы новых прочных взаимоотношений, позволяющих каждому государству, входящему в союз, выявить в интересах общего дела максимум энергии и самодеятельности.
 В этих видах делегация считает необходимым не ограничиваться простым применением этого прочитанного сейчас товарищем Сталиным текста, а проделать над ним дальнейшую работу".
Далее официальный победитель Врангеля сослался и на другие представительства, что полностью противоречило информации Сталина о настроениях участников съезда: "Поэтому делегации считают необходимым поступить следующим образом: сейчас принять и текст декларации, и текст союзного договора только в основном".
То есть, речь шла о том, что республики должны внести в законодательные акты, исходя из практики, ряд поправок.
Харьков усмотрел в текстах Декларации и Договора перспективу неизбежной диктатуры Москвы. В конце концов, Фрунзе внес на рассмотрение съезда проект постановления, которое было принято единогласно - без каких-либо дополнений, без каких-либо изменений.
Вот главный его пункт: Поручить ЦИКу СССР подготовить ко второму съезду советов Союза окончательный текст декларации и союзного договора и представить его на окончательное утверждение второму съезду"
Второй Всесоюзный съезд советов должен был собраться в следующем году, но состоялся 31 января 1924 года, в связи со смертью Ленина.
Сталин вынес на рассмотрение делегатов проект Конституции СССР, который и был принят съездом. А фокус в том, что Декларация и Договор об образовании СССР, искаженные Лениным в угоду национализму были ее составляющими частями.


Рецензии