Глава IV. Заново

Глава IV
Заново

 Наполненный гранитной пылью и земляной взвесью воздух сотрясался от стука молотков, грохота камня, перекрикиваний эльдар и прочего строительного шума, а Финвэ сидел на штабеле досок, теребя в руках последнее письмо Индис, и обдумывал ответ. Кроме благодарностей за очередные присланные вещи, вопросов о детях-внуках и городских новостях предстояло пересказать на бумаге подробности собственного житья, что оказывалось не так-то просто.
 Нет, это письмо было далеко не первым, и Король уже сообщал жене о том, как у подножия самого высокого и скалистого из окрестных холмов один за другим появляются крепкие бревенчатые домики, похожие друг на друга, как шишки на местных соснах. А потом, когда число этих домиков стало приближаться к тому, чтобы никто из нолдор больше не ночевал в шатрах, по слову Феанаро мастера обратили взоры на большой холм и начали браться за кирки и молоты. Сын уверенно и беспрекословно заявил, что неразумно двенадцать лет жить в охотничьих хижинах, когда под боком такой хороший камень и нет недостатка ни в инструменте, ни в рабочих руках. И все согласились. Финвэ тоже согласился и с интересом рассматривал многочисленные шуршащие чертежи, вносил собственные предложения и давал советы, удовлетворенно отмечая про себя с какой увлеченностью сын с головой ушел в новую работу. А потом к удовлетворению подмешалась растущая тревога оттого, что и в чертежах, и в поддающемся металлу камне проглядываются не изящные ажурные стены, подобные тирионским, а нечто, вызывающее в памяти рассказы Валар об укреплениях Утумно.
Легок на помине, оторвался от раздумий Финвэ, когда первенец пронесся мимо него, чтобы с разгону взбежать на горку обтесанного камня, балансируя, застыть на ее вершине и, закинув руки за голову, приняться придирчиво рассматривать достигнутый результат неутихающих работ.
 Проступающий из скал и растущей стенной кладки силуэт был еще очень далек от окончательного облика будущей крепости, но Феанаро смотрел на холм так, словно воочию видел последний завиток орнамента на парапете башен и сравнивал происходящее на стройке с тем, что царило в его необузданном воображении. И итог сравнений, видимо, оказался удачным. По крайней мере, облюбованную для наблюдений возвышенность он  покинул с удовлетворенным кивком и, заметив отца, довольно улыбаясь, остановился рядом.
- Что скажешь?
- С кем ты собрался воевать? – вопросом на вопрос ответил Финвэ и подвинулся, чтобы освободить сыну место на досках.
 Феанаро хмыкнул. Качнулся на каблуках сапог, одаряя будущую крепость еще одним любовным взглядом, и сел рядом с Королем.
- Это тренировка. Опыт строительства крепких стен пригодится нам в Эндорэ.
- Ты еще не выкинул из головы эту затею? – нахмурился Финвэ, глядя на нарочито беззаботно жмурящегося на золотой свет сына. – Феанаро, если бы я не считал, что в Амане квенди будет лучше, я бы не стал звать и вести их сюда.
- Нынешние нолдор отличаются от тех, кем были квенди у Вод Пробуждения. Сейчас мы знаем и умеем куда больше. И можем многое пересмотреть, – первенец пожал плечами, будто сетуя на необходимость пояснять очевидное.
- Нет, Феанаро, – покоящаяся на колене рука непроизвольно сжалась в кулак – письмо с хрустом скомкалось. – Я повторю в сотый раз: те земли дики и опасны. Там нам приходилось сражаться, хоронить погибших и оплакивать тех, кто пропал без следа. Просто ушел за дичью ли, за ягодами или всего лишь прополоскать белье в ручье неподалеку от селения, и сгинул. Феанаро, я собственными руками убил одного из тех огромных волков с клыками в палец и горящими глазами, тогда, когда он уже почти схватил твою мать. На деле все выглядит не так, как в сказках на ночь и песнях менестрелей. И это не похоже на твои путешествия по Валинору, когда ты в худшем случае по лихости либо дурости зарабатывал ссадины и ломал кости. Дело не в умениях. Дело в том, что опасность – реальна и сильна. Даже для нас теперешних. Обдумай это на досуге. В конце концов, я тебя попросту не отпущу. Ни как отец, ни как Король.
Финвэ хотел было добавить про то, что в Эндорэ и так слишком много каменных курганов, но сказал иначе:
- Ты достался мне дорогой ценой. Вспомни про это, прежде чем поддаться безрассудству и сложить голову во имя собственного сумасбродства.
 Верхние в стопке доски громко стукнули друг о друга и затряслись, съехав в сторону. Финвэ придержал их рукой, покачав головой, посмотрел в след сыну и, опомнившись, осторожно расправил письмо Индис. В ответе, видимо, все же предстояло сетовать на твердолобых, глухих к разумным речам упрямцам.
 Аккуратно сложенный лист отправился обратно за пазуху, а Король, посидев еще немного, - вниз, к домикам. Сочинять послание под грохот стройки и разносящийся над ней взбешенный голос сына, распекающего каких-то каменщиков за якобы кривую кладку, было не с руки.

                ***
 Незаточенные клинки сталкивались со звоном не менее впечатляющим, чем настоящие, боевые. Тинвэль из охотничьей «стаи» Тьелкормо, ни в коей мере не смущаясь присутствием лордов, вдумчиво и основательно гонял по тренировочной площадке самого младшего из них. Амбарусса отбивался и уворачивался изо всех сил, но было видно, что сил этих осталось не так много.
 Финвэ стоял на склоне холма в толпе зрителей и ожидающих своей очереди воинов и поверх макушек обсуждающих действо Турко и Курво наблюдал. Не столько за поединком, сколько за сидящим тут же Феанаро. Недавний ответ на письмо Индис отправился в Тирион пару дней назад и нес сообщение, сводящееся к тому, что переубеждать спесивых упрямцев – дело нелегкое, но оставлять его он, Финвэ, не намерен. Сын, видимо, тоже это прекрасно понимал, и подчеркнуто избегал любых разговоров с отцом, выходящих за пределы обсуждения погоды, продвигающегося строительства и всевозможных бытовых нужд. Работы же продолжались, как продолжались и ежедневные тренировки, на которые Король приходил молча понаблюдать за тем, как в сопровождении обязательных синяков и шишек мало-помалу приобретается опыт и достигается результат.
 Успехи, впрочем, были неравномерны. Вот и сейчас сын сидел на обтесанной колоде и, не отрывая взгляд от обливающегося потом Тэльво, с плохо скрываемым недовольством мял в пальцах готовое прыснуть соком яблоко.
- Все, достаточно! – наконец он не выдержал и досадливо стукнул кулаком по дереву. – Хэндил, объясни ему еще раз, что для того, чтобы вертеться как на сковородке, выбиваясь из сил, он недостаточно вынослив.
- И слишком легок, чтобы так упорно пытаться продавить защиту, – не без ехидства добавил Тьелкормо и подмигнул невозмутимо утирающемуся Тинвэлю.
Побежденный младший только угрюмо воткнул клинок в песок, протиснулся в толпу мимо братьев и в сопровождении бросившегося подбадривать его близнеца побрел вниз по холму.
- Какое ценное замечание, – перекрыл гул обсуждений голос Финвэ. – Пропустите.
 Курво не без удивления отдал деду властным жестом потребованный меч и посторонился. Чем-чем, а оружием махать Король никогда не стремился и в тренировочных поединках не участвовал.
- Иди сюда.
 То же удивление зеркально скользнуло во взгляде Феанаро. Помедлив, он поднялся с кое-как обтесанного пенька, обменял у Майтимо многострадальное яблоко на клинок и шагнул на площадку.
 Вчера его более чем показательный поединок со старшим сыном закончился тем, что Нэльо, зная слабое место отца, дождался подходящего момента и, влившись в неприкрытое и стремительное атакующее движение, одной лишь массой тела отправил Феанаро кувыркаться по песку. Не очень красиво, но очень наглядно. И Финвэ, в свете последнего разговора, рассудил, что повторенный на глазах у многочисленной публики урок поможет в донесении мысли о том, что отправляться в Эндорэ – идея глупая и ведущая к закономерно печальному результату.
 Сам Король и в Эндорэ, и на охоте в Валиноре клинку предпочитал копье, но и тем, и другим владел отменно. Тренировочное оружие удобно легло в ладонь, площадка была просторна, а желающих посмотреть на такой примечательный поединок прибывало. Тем лучше.
Феанаро сощурился на свет, ловко покрутил меч в руке и легко пошел вокруг противника, казалось бы, вовсе не глядя на него. Финвэ ждал. Стоял неподвижно, смотрел на блестящее лезвие, краем глаза неотрывно следя за ногами сына, и ждал.
 Внезапный выпад. Вспышка света на металле. Звон.
 Возвращение на исходную.
 На рожон не лезет. Присматривается.
 С сыном Король фехтовал редко. Да и последний раз случился давно, задолго до разговоров об Исходе. Позднее же, когда нолдор размечтались об Эндорэ, принялись ковать новые мечи и тренироваться, Феанаро обратился не к отцу, а к тем, кто шел под его рукой в Великом Походе и слыл большим мастером во владении оружием. К тому же Хэндилу, например…
 Еще выпад. Серия ударов, и снова тот же звон.
 На этот раз Феанаро отступать не стал, а принялся кружить вокруг отца, нанося на первый взгляд беспорядочные быстрые, но каждый раз натыкающиеся на блок удары. Прощупывал.
  Финвэ принялся атаковать в ответ, но не спешил начинать наращивать силу - рассчитывал в подходящий момент разом выбить более легкого противника из равновесия. Противник предпочитал не ждать и все быстрее увеличивал темп.
«- Ты все еще хочешь идти туда? Вести на смерть собственных детей?» - Тяжелый удар, нацеленный в бок.
«- Мы тренируемся. И не уходим ни завтра, ни через лоа, ни даже через двенадцать лоа». – Стремительный уход в сторону. Разворот. Снова серия вроде бы непоследовательных ударов по ногам и корпусу.
«- Даже в искусных руках меч не будет непреодолимой защитой». – Выпад в бедро.
«- Мы будем ковать доспехи и строить крепости». – Уверенный блок.
«- Вам придется жить за этим стенами и ждать опасности из-за каждого куста». – Подсечка. Попытка дотянуться до на мгновение приоткрывшегося бока.
«- Мы сильны и не боимся. Мы не уступаем тем, кто шел с тобой и тем, кто остался в Эндорэ.» - Прыжок, контрудар.
«- Дело не в страхе, а в том, что опасность действительна. Ее можно не бояться, но нельзя отметать». – Блок. Еще блок. Разворот и сильный рубящий удар, рассекший воздух.
«- Мы бы не упражнялись, если бы отметали. Собрались бы и ушли. Но мы трезво расцениваем шансы. И не говори, что нас будет слишком мало!..»
 Раньше у него так ловко не получалось. На мгновение выпущенный из пальцев учебный клинок ослепительно сверкнул, перелетая из правой руки в левую, и откуда-то из-под локтя смачно припечатал Короля в грудь.
 Над тренировочной площадкой повисла тишина. Зрители молча переглядывались, явно не зная, как отнестись к такому поединку и такому его исходу.
- Что ж, показательная польза тренировок, – оборвал затянувшуюся паузу Феанаро. Играючи покрутил меч, оглядывая собравшихся, и, повернувшись к отцу, отвесил ему неглубокий поклон. – Благодарю за поединок, отец.
«- Я думаю, пока нам не стоит к этому возвращаться».
 Финвэ не стал уточнять – к чему. Только без слов вернул внукам меч.


Рецензии