Пушкин и древняя Алания

               
             Историческая новелла

                I.

                Бог решил напомнить людям, что они должны слушать своих поэтов,  и соединил чернокожее африканское племя с блистательной великосветской ветвью в северной заснеженной стране. Так Он снова объяснил, что мир перевит родством всех и вся – черных, белых и желтокожих, и что там, где скрещиваются далекие судьбы, произрастают  самые редкие и удивительные растения. 
 
Есть истина, из века в век непреложная - никогда не прекращает своего движения Река жизни, она несет свои воды, вбирая на своем пути самые маленькие речушки,  которые делают ее полноводной и могучей.

Все, что рождено на этой земле, исполнено смысла, великое множество людей и поколений участвует  в предопределенности существования  той единственной в своем роде личности, которая  суммирует весь опыт и выдает нам  его с непревзойденной силой своего таланта.
   
При всей кажущейся простоте всяческого существования, оно полно таинств и безмерной глубины непознанного.
 
В российской своей линии жизни потомок  незначительного и никому не известного африканского аборигена оказался ввергнутым в круговорот российской истории, став потомком великого князя  Александра Невского.   
    
                II.

              Двадцать два родовых колена протянулось от великого воина к великому поэту.

Это шесть столетий русской истории, замешанной на крови княжеских междоусобиц и народных освободительных войн, дворцовых интриг и переворотов, стрелецких бунтов и жесточайших казней, на христианском всепрощении и нехристианском предательстве друг друга, на любви и ненависти - на всем, чем жила российская держава.
 
Через столетия неслась непрерывная Река Жизни - от рода к роду, от колена к колену, и все русское общество было повязано далеким и близким родством. Сам Пушкин сказал, дорожа этим: “...имя предков моих встречается поминутно в нашей истории”.
 
Праправнучка Александра Невского соединилась узами брака с боярином  царя Василия II Иваном Всеволожским, внучка боярина Всеволожского, Василиса Ивановна, стала женой  князя Даниила Дмитриевича Холмского.
   
Дочь от этого брака, Анна Даниловна Холмская,  вышла замуж  за киевского казначея Ивана Владимировича Головы, родоначальника тех Головиных, которые сыграли в истории отечества весьма заметную роль. 

Был среди них сподвижник Петра Великого - флотский адмирал Иван Петрович Головин. Браком с Марией  Богдановной Глебовой он породнился со славной древней ветвью, идущей от Мстислава Храброго, сына Владимира I ”Красно Солнышко”, крестившего Русь.
 
Дочь Ивана Головина и Марии Глебовой родила Александру Петровичу Пушкину Льва -  будущего деда поэта.
Лев Пушкин родил сына  Сергея.
У Сергея Львовича  Пушкина  26 мая 1799 года в Москве, в день Большого Вознесения, родился великий российский поэт Александр Сергеевич Пушкин. 
 
Вернемся же к корням пушкинского генеалогического древа на два поколения назад - к великому князю Александру Невскому, сыну Ярослава II от суздальского князя Всеволода III и Марии Блаженной.
 
Брак Всеволода III и Марии Блаженной продолжил ветвь древнерусских Рюриковичей и подарил будущей России великих полководцев - Александра Невского и Дмитрия Донского, царей -  Василия Шуйского и Ивана Грозного.    
 
Наконец, эта прямая ветвь привела к поэту Александру Пушкину.
 
                Ш.
         
                Мария Блаженная родилась в 1158 году. Удивительный 12-й век! В Европе - походы на Восток крестоносцев. На Руси неведомый автор в разгар братоубийственных междоусобиц писал “Слово о полку Игореве”,  оплакивая загубленное  князем Игорем войско,  позор самого князя.
   
В Грузии Шота Руставели писал своего “Витязя в барсовой шкуре”, воспевая царицу Тамар, но более всех - ее супруга и соправителя, воспитанника царского дома Багратидов, славного рыцаря из древне-аланского царского рода Давида-Сослана Царазона.
 
Загадочен образ древнего поэта, возможно, это он  еще не так давно содержался на фреске стены древнейшего иерусалимского храма Креста под надписью – Шота,туаллаг. Не он ли проделал свой таинственный путь с Запада на Восток и не он ли  писал, как великие поэты на Востоке?!
 
Но стерта была надпись тайными злоумышленниками и порушен тот образ на стене храма, и не можем мы до поры до времени разгадать. Однако приставка к имени Шота – Туаллаг означала туальского алана из самой глубины Кавказских гор, конечно, воина, преданного своему герою-витязю, о котором написал. Кем был он, кто был им?
   
Кому и почему так важно было скрыть аланское имя и образ человека, запечатленного на стене старинного храма, уж не за то ли, что был он великим поэтом, ходившим за моря со своим витязем в походы крестоносцев в древний Иерусалим и превзошедшим всех иных?
 
Тайны преследуют народ ясов, пронесшихся сквозь азиатские степи и европейские земли на своих длинноногих конях, порой трудно установить их след. И так благородны были они, что каждый желает запутать их след, дабы присвоить себе древний великий статус рожденных воинами.

Такова судьба этого народа, Бог, испытывая их,  дает им порой непобедимые трудности, и все же хранит их, чтобы рано или поздно отыскивался их след.
   
Он отыскался в той линии, ведущей начало от африканского аборигена и Мстислава Храброго.
 
Запутанным и скрытым путем след привел к супруге великого владимирского князя Всеволода,  ведет же он к тому же ясскому народу, ибо была она  Марией-ясыней.
 
Великая русская княгиня, рожденная аланами, создавала гнездовье  с  двенадцатью детьми  великому князю Всеволоду, прозванному  за это “Большое гнездо”.

Она возводила церкви и монастыри во Владимире, своем стольном граде, набиравшем силу, в то время  как терял ее древний Киев.
 
Быть может, история христианства Восточной Европы способна была бы сказать об этой женщине больше, чем скупые строки древнерусских летописей, быть может, в византийских источниках скрыты крупицы истины о  великой женщине.
                IV.

               С Х по ХIII вв. ее ясский народ, народ  аланов,  принадлежал к наиболее крупной и важной для окружавших его народов политической силе Северного Кавказа. Влиятельная Западная Алания заключала династические браки с монархами Византии, Грузии и Руси.
 
Согласно  древним русским летописям в 1107 году Владимир Мономах женил сына своего Юрия на внучке аланского князя Осени. Всеволод, женившись на Марии, выдал сестру ее, ясыню, за Мстислава, сына Киевского князя Святослава.

Из той же Западной Алании вышли аланская царевна Бурдухан, дочь царя Худана, давшая жизнь грузинской царице Тамар. И не было более благоприятного и великого времени в царстве Грузинском, чем при правлении племянницы ясского народа и соправителе ее и муже – царственном алане.
 
Две христианнейшие особы, великие современницы, близкие по крови  - грузинская царица Тамар и русская княгиня Мария “Всеволожья” - беззаветно служили христианству.

Первая старалась вернуть в веру Христову Восточную часть Алании, отходившую по воле исторических обстоятельств к своей исконной древней арийской вере, к язычеству.

Жизнь же Марии-ясыни доказывает служение не только христианству, но и будущему российской страны, раздробленной княжескими распрями. Примером своей  семьи создала она модель единого русского государства - Большое Гнездо.

Ее супруг, князь Всеволод,  выделялся из круга своих современников спокойствием, мудростью и миролюбием, заслужив свой титул Великого князя.
 
Но только Лаврентьевская летопись сохранила нам известие о княгине Марии:

“ В марте (1206 г.) постриглась великая княгиня Всеволожья в монашеский чин в монастыре св. Богородицы, который сама же и создала, и нарекли ее Марией, как и крещена была. И проводил ее великий князь Всеволод со слезами до монастыря с сыном Георгием и дочерью Всеславой...

Были епископ и игумен Симон, отец ее духовный, и другие игумены и чернецы из всех монастырей и горожане все - провожали многие со слезами, потому что на всех изливала добро благоверная княгиня Всеволода, с детства любившая правду...и нищих любила, и странников, печальных, унылых и больных всегда утешала и подавала милостыню”.

Она умерла на второй день после пострижения в монахини, “и была положена в монастыре своем в церкви св. Богородицы, погребена  с рыданием и плачем великим над нею...”
   
Шквалом политической истории нашей страны церковь эта была позднее разрушена.

За мудрость, доброту, сподвижничество мужу и благочестие Мария провозглашена Святой, и явилась третьей Святой на Руси - после Киевской княгини Ольги Прекрасы, принявшей в Константинополе христианство, сделавшей первые шаги к принятию на Руси христианства, после Владимира I, крестившего Русь.

Четвертым святым на Руси стал сын Марии князь Михаил Черниговский, пятым - внук Марии Александр Невский, двадцатилетним юношей защитившим родину от врагов, шестым стал правнук Даниил, так и прозванный Святым.
 
Ясыня, ясская княжна, православная Мария, подарила России семь святых и… величайшего российского поэта всех времен!
               
                V.
 
                По-разному складываются судьбы народов. “Царство алан сильнее и крепче всех народов, которые вокруг нас”, - сказано в Кембриджском документе  Х века.

“Осетинцы - самое бедное племя из народов, обитающих на Кавказе”, - скажет Пушкин в своем “Путешествии в Арзрум”.

“Женщины их прекрасны”, - добавит он, не ведая о том,  что восемь веков назад в лоне  одной из женщин могущественного на тот период племени алан зародилась предопределенность его существования.

Ветвь, идущая от одного сына Александра Невского - Андрея III привела к рождению Александра Сергеевича Пушкина.

Ветвь, идущая от другого его сына - Даниила Святого, привела к рождению прекраснейшей из женщин, первой красавицы российского двора - Наталии Николаевны Гончаровой.

Судьбе же было угодно соединить обе эти ветви в их счастливом и трагическом союзе.
 
Согласно той судьбе на обширной карте родословной поэта, где переплелись не только разные народы, но даже расы,  прочерчена в глубь веков линия к Алании раннего средневековья. К тому воинственному племени, в  реку жизни   которого влилась кровь скифов, сарматов, алан, прозывавшихся на Руси ясами…
 
1987 г.
   


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.