Как услышать друг друга? Дискуссия о Боге

Читая многочисленные заметки, статьи, эссе, в которых их авторы рассказывают о своей вере или неверии, об отрицании Бога, о противоречиях в Библии, о своих возвышенных впечатлениях и размышлениях о Боге, я пришел к неутешительным выводам. Люди не читают друг друга. Люди не слышат и не хотят слышать друг друга.

Возьмем несколько заметок, в которых поносится Библия, в частности, эпизод сотворения мира или жизни Адама и Евы в Раю. Одни авторы пишут, что так не может быть, другие авторы с убедительностью доказывают, что так оно и было, и даже указывают место, где находился этот Рай. А почему бы вам не прочесть друг друга? Одни задают вопрос - да как так может быть? Другие на него отвечают. Одни спрашивают - чем же согрешил Адам, другие дают на него подробный ответ.

Все ответы можно найти, если поискать. Да кто хочет искать? Кто хочет услышать ответ на свои недоумения? Кто хочет услышать аргументацию другого? Рассказывая о своем мнении, надо быть готовым к тому, что не все с ним согласятся, и что у противоположной стороны есть свои доводы в пользу обратного. Кто же хочет их услышать?

Возьмем другой вопрос. Собственно, о бытии Бога. Одни пишут эссе о том, как разочаровались в вере, другие - как обрели веру в Бога. Одни пишут о том, что Его нет и не было, другие пишут, что узнали, наконец, что Он есть. Почему вы не читаете друг друга? Почему одни заявляют  - уверьте меня, что Бог есть, докажите! Другие повествуют о доказательствах бытия Бога, благодаря которым они пришли к вере. Так совместите эти эссе. Прочтите друг друга. Те, кто задает вопрос - найдите в Интернете или почитайте на одном и том же сайте ОТВЕТ на ваш вопрос. Уж в религиозных учениях давно известны все так называемые "слабые места", и давно даны ответы на них. Если вы не читали, если вы не изучали этот вопрос так подробно, что ж задавать его? Ищите. Ищущий да обрящет.

И я подозреваю, почему так происходит, что люди не читают друг друга. Те, что верят в Бога, боятся читать атеистические книги, статьи и прочее, потому что не хотят разочаровываться в своей вере. Но не только поэтому. Читая некоторые статьи, я (с отвращением даже в душе) находил такие отзывы, такие слова, что мне невольно было страшно за самого автора - зачем же он так пишет. Да, как раз в атеистической литературе можно найти множество заметок, которые просто кощунственны и богохульны. И эти авторы вовсе не хотят верить в Бога, им и не нужны ответы на их вопросы, им не нужны аргументы верующих. Они замкнуты сами на себе, на своих убеждениях.

Однако это же относится и к верующим писателям. Они нисколько не стесняются в выражениях. Но может, стоит быть немного тактичнее и уважительнее к тем, кто не верит в Бога? Да, они по-своему безумны, но не безумны, как сумасшедшие, они, быть может, просто еще не нашли Бога, их в какой-то степени можно понять. Не стоит всех грести под одну гребенку. И тут же, надо заметить, что это не относится к тем самым кощунникам, которые не желают вступать в диалог. Верующий должен быть готов дать отчет в своем уповании, и мне кажется, он должен быть даже рад объяснить неверующему, - если тот интересуется, - на чем основана его вера. Именно для этого и предназначены статьи - почему я верю в Бога, Бог есть и т.д. Те, кто ищут, интересуются, готовы к диалогу, они прочтут и, вероятно, вступят в дискуссию.

Впрочем, многие дискуссии заходят в тупик. И многие дискуссии заканчиваются, не начавшись, фразами типа - "каждому свое", "это ваша вера, а я верю так", "вы меня не убедите, так что я завершаю разговор", "я рад, что вы так верите, но я верю иначе". И вопросы-то все известны и однотипны. Разве что-то новое придумали? Разве что-то новое нашли? Всё одно и то же.

Атеисты выдвигают свои аргументы, возражения на которые уже давным-давно представлены и разжеваны в писаниях Отцов и учителей Церкви. Верующие приводят свои аргументы, которые не убеждают атеистов во многом потому, что всё в мире относительно, и потому, что главное в вере - это вера в сверхъестественное, что неприемлемо для атеиста.
Скажите атеисту - Бог не имеет начала, Он вечен. Вас поймут? Вам скажут - это ненаучный аргумент, разговор закончен.

Скажите атеисту - мир не мог появиться сам по себе, он имеет начало. Вам скажут - это лишь одна из гипотез. Однако происхождение Большого взрыва так и не объяснено - что в чем взорвалось?
Скажите атеисту - жизнь не могла образоваться сама собой, такая вероятность ничтожно мала. Вам скажут, это пока еще не открыто, но в скором времени ученые найдут объяснения.
Так кто кого не слышит? Одна сторона не желает принимать аргументы другой стороны. Возникает разговор глухого с немым. Люди говорят о разных способах познания и о разных доказательствах.
Для кого-то Бог есть потому, что звездное небо над ним и закон внутри него - не могли образоваться сами собой. Для кого-то Бог есть потому, что один раз в своей жизни он Его ощутил и запомнил этот миг. И наоборот - для кого-то Бога нет потому, что в мире есть страдание. Для кого-то Бога нет потому, что он не хочет никому подчиняться и хочет жить по своей воле.

А как кого обратить в свою веру или неверие, если друг друга не слушают и не читают?

Признаюсь, я тоже отмахиваюсь от аргументов в пользу небытия Бога. Почему? Потому что я верю и не нуждаюсь в доказательствах обратного. Но одновременно с этим я понимаю и атеиста. У него та же ситуация. Он отмахивается от аргументов в пользу бытия Бога потому, что он не верит и не хочет верить. Я не читаю атеистическую литературу, а атеист не читает Святых отцов и духовную литературу. И мы не находим ответов на свои вопросы, потому что живем параллельно, не пересекаясь. Наши вопросы не пересекаются с ответами на них. Я потрясаю вопросом - а как же образовался мир, хотя в атеистической литературе наверняка подробно освещен этот вопрос. Атеист потрясает вопросом - есть ли Бог и каковы доказательства Его бытия, хотя ответ на этот вопрос уже дан, причем разными людьми.

Так как же доказать свою веру? И остается, пожалуй, только один ответ - делами. Пусть дела твои, внешние поступки твои говорят за тебя. Если внутренний твой мир невидим, то пусть твоя твердость, твоя вера или неверие покажут другим людям - кто ты есть на самом деле и что движет тобой.

Если ты христианин, покажи дела любви и милосердия. Если ты атеист, то действуй хотя бы в соответствии с  законами, принятыми в обществе. И может быть, когда-нибудь вы столкнетесь вместе и заговорите друг с другом, прочтете или узнаете иным образом о внутреннем мире друг друга, и может быть, вы найдете нечто общее друг в друге. И это общее поможет вам жить в добре и мире.


Рецензии
Прочла вашу статью и комментарии (правда, не все).

Мне кажется, что от любой дискуссии не стоит ожидать мгновенного результата. Иногда "дать нужно времени протечь". Доброе слово не бывает напрасным и бесплодным, и мы не обязательно должны увидеть его результат.

Важна и мотивация. Если желаешь человеку добра - то сумеешь его понять. К тому же, ищущий находит, стучащему отворят. А дискуссии ради демонстрации эрудиции бесполезены.

В комментариях наткнулась на рассуждения о "сектантах". Хотелось бы узнать, кого вы к ним относите(не перечисление сект, а обобщенную характеристику).
И еще, если не трудно, вашу характеристику настоящего христианина (без конфессиональной принадлежности), одни признаки. Мне интересно ваше мнение.

С уважением,

Марина Беловол   24.07.2014 19:33     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик! Насчет сектантства - я не беру определение тоталитарной секты А.Дворкина - мне кажется, что для таких людей важна личность, т.е. слова и учение, лидера (в данном случае я не имею в виду основателей религий) и их обособленность, особенность от остальных, что в свою очередь перевешивает и любовь к остальным, и милосердие, и стремление к истине, отношение к критике, оставляя лишь гордость, презрительность и надменность. Что касается христианина (в общем), то для него важнее всего Христос, кто на деле являет свою веру, плоды Духа. Но все же без конфессиональной принадлежности не обойтись хотя бы в отношении некоторых протестантов, которые, называя себя христианами, и поставляют епископов-лесбиянок, и благословляют однополые браки, одобряют эвтаназию и т.д. Они любят Христа? Говорят, что да. Дела? Они считают, что поступают по Евангелию. Они христиане? Я не берусь сказать, спасутся ли они, но думаю если я пойду их путем, то не спасусь. Поэтому и важно, как мы понимаем Евангелие, а это уже зависит, к сожалению, от конфессии.
С уважением,

Ал Захаров   24.07.2014 20:03   Заявить о нарушении
Спасибо, не могу не согласиться.

Марина Беловол   24.07.2014 21:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.