П. А. Столыпин и Черноморский флот-2011

П.А. Столыпин и Черноморский флот в геополитическом и военно-стратегическом аспектах

Автор: Матвей Владимиров/Владимир Матвеев  – 02.06.2011

Петр Аркадьевич Столыпин сделал немало для развития Черноморского вектора, который был и остается неотъемлемым элементом российской геополитики на всех этапах истории России. Если в свое время  П.А. Столыпин своевременно поддержал идею создания мощного линейного флота и усиленную программу судостроения после поражения России в войне с Японией и ростом угроз при усилении Турцией своего флота на Черном море, то катализатором резкого изменения геополитической обстановки в 1990-е годы в Черноморском регионе послужило окончание Холодной войны и распад СССР с сократившимися геополитическими возможностями России, вынужденной занять оборонительную позицию в контексте расширения НАТО на Восток и активных усилий США и ЕС по освоению энергоресурсов и транзитных возможностей региона, что актуализировало не только присутствие, а модернизацию и усиление российского Черноморского флота.
Проигранная Россией война с Японией 1904 – 1905 гг. привела к резкому ослаблению морских сил государства. Флоты Тихого океана и Балтийского моря, составлявшие 1-ю и 2-ю Тихоокеанские эскадры, были практически уничтожены, российский флот потерял важнейшие пункты базирования на Тихом океане. Во время войны погибло около 8 тыс. офицеров, кондукторов и матросов, что нанесло удар по кадровому составу военно-морского флота (1). К 1906 году боеспособным фактически оставался только один военный флот России – Черноморский, имевший в своем составе 8 эскадренных броненосцев, 2 крейсера первого ранга, 3 минных крейсера, 13 эскадренных миноносцев, 2 минных заградителя и 6 канонерских лодок. Однако он нуждался в серьезной модернизации и обновлении.
Активно выступая в поддержку «Малой судостроительной программы», в своей речи на заседании Госдумы России 24 мая 1908 года П.А. Столыпин высказался о необходимости создания мощного линейного флота, состоящего из эскадр однотипных судов, обладающих одинаковой скоростью хода, бронею и огневой мощью и сохранение кадров и технического опыта (2). Усилением своего флота на Черном море Турция, как и сегодня,  желала сменить господство России в Черноморском бассейне, при чем под угрозой оказались Крым, Одесса и Новороссийск (3).

В 21 веке черноморское пространство превратилось в поле геополитического противоборства Российской Федерации и Запада. Распад Советского Союза, раздел советского Черноморского флота и закрепление Крыма за Украиной, вывод советских воинских контингентов из стран бывшего Варшавского пакта привели к образованию вакуума силы в Черноморском регионе, заполнять который начал Запад, страны НАТО.

Черноморский регион находится в фокусе национальных интересов Турции и России, Украины и Румынии, геополитических и геоэкономических интересов НАТО и США, а также – Европейского Союза. Значимость региона определяется его транзитным значением в поставках энергоносителей из Каспийского региона, а также из Ирана и Ирака, в страны Европы, а по схемам «своп» – в США. (4). Запасы Каспийского региона оцениваются в 1,5-2,8% от мировых доказанных запасов нефти, а согласно некоторым прогнозам, общие запасы нефти в регионе могут достигать показателя в 10% от прогнозируемых мировых запасов. Показательно, что во время последних событий в Ливии, например, Испания проводит переговоры с Азербайджаном по поводу поставок нефти из этой страны. (5). В любом случае, Черноморский регион сохраняет важную роль при перспективных поставках энергоносителей из Ирана и Ирака, обладающими вместе, по западным оценкам, подтвержденными запасами соответственно нефти и природного газа в 20,5% и 17.5% от мировых запасов («BP Statistical Review of World Energy, June 2008»). В связи с этим, Черноморский регион будет находиться в сфере повышенного внимания внешних игроков (6). По мере роста интереса ведущих держав и альянсов к Черноморско-Каспийскому региону, в нем усиливается уровень напряженности и вероятность возникновения конфликтов. США предпринимали попытки своего военного присутствия в регионе еще в конце 80-х гг., когда возле берегов Крыма близ Феодосии в 1986 году появились крейсер «Йорктаун» и эсминец «Керон». Тогда корабли ВМС США пробыли в территориальных водах СССР недолго. В 1988 году эти же корабли появились уже возле Севастополя, и повернули назад только после того, как советский сторожевик «Беззаветный» дважды таранил «Йорктаун». Затем корабли ВМС США и других стран НАТО регулярно появлялись в украинских территориальных водах поблизости Крыма, начиная с 1997 года, когда была подписана Хартия об особом партнерстве Украины и НАТО (7). Тогда же США официально объявили Черноморско-Каспийский регион зоной своих особых энергетических интересов, как альтернативный источник нефте и газопродуктов региону Персидского залива (8). В составе Совета национальной безопасности при президенте США были созданы специальный отдел, введена должность специального советника президента и госсекретаря по проблемам Черноморско-Каспийского региона, а в составе ЦРУ было создано специальное оперативное подразделение по отслеживанию политических процессов в причерноморских и прикаспийских странах. В свою очередь, европейские страны НАТО уделяют значительное внимание региону также исходя из соображений энергетической безопасности, а ввиду ограниченных военных возможностей ЕС, на данном этапе делают ставку на свое военное присутствие в регионе по линии военных инициатив Альянса (9).

На сегодняшний день одним из основных истопников энергоресурсов для ЕС и США является Каспийский бассейн, нефть и газ из которого поступает через страны Черноморского бассейна и запланированные конкурирующие трубопроводы-гиганты Набукко и Южный поток. Центрально-азиатский энергетический потенциал превратился в фактор конкуренции различных держав из-за маршрутов, подключающих энергоресурсы Центральной Азии к мировому рынку. Конфликт интересов возник между Азербайджаном и Туркменией, Ираном и другими странами вокруг полезных ископаемых Каспийского бассейна и гонке вооружений. В связи с тем, что соперниками в Каспийском регионе Азербайджан считает Иран и Россию, лидеры Азербайджана вовлекают в разрешение клубка проблем основного противника указанных стран – США, с которыми Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал долгосрочные контракты на поставки нефти по схемам замещения своп через Украину – в США. Поэтому Азербайджан остается в фокусе интересов США и Евросоюза в качестве элемента их энергетической безопасности, а военные эксперты считают, что создание мощной системы ПВО Азербайджаном должно насторожить Иран и Россию, и заставить принять необходимые меры для дальнейшего соблюдения ДОВСЕ.

Главной задачей американской политики в Каспийском регионе является не декларируемое «отражение иранской ядерной угрозы», а продолжение военного закрепления в богатейшем нефтегазовом Каспийском бассейне. Оказание Госдепартаментом США дополнительной к уже существующей помощи Азербайджану по развитию военно-морских сил и «региональной безопасности», направленной на геополитическое сдерживание с оттеснением Ирана и РФ из региона, и последовавшие заявления Президента Азербайджана «время менять статус-кво» и министра обороны Азербайджана о необходимости «расширения деятельности по освобождению оккупированных территорий», требует от Украины конкретных действий по межрегиональной кооперации с Россией с развитием интеграционных процессов, и более корректного подхода при ведении сделок в сфере военно-энергетического сотрудничества со странами-импортерами оружия (Украина и Израиль – основные поставщики оружия в Азербайджан), при возможной реализации Азербайджаном и США спецварианта развязки Нагорно-Карабахского конфликта в обмен на доминирование США в богатейшем нефтеносном регионе и контроле ключевых трубопроводов (10).

В стратегии национальной безопасности США, представленной в 2002 году Президентом США Джорджем Бушем, Черноморский и Каспийский регионы рассматриваются как важный стратегический источник нефти, а также как плацдарм последующего доступа США к перспективным рынкам Китая, Индии, Пакистана и Юго-Восточной Азии. Важное значение Черноморского региона и внимание к нему естественным образом повышает его военное значение, опасность возникновения военных конфликтов, что заставляет экспертов говорить о важности построения системы региональной безопасности. В региональной военной безопасности важное значение имеет усиление скрытой борьбы России и Турции за лидерство в регионе, с наращиванием ВМС;  пролонгация пребывания Черноморского флота РФ в Крыму, и запланированное его обновление и усиление (11).

На протяжении 2010 года и в 2011 году Турция очертила свое видение развития турецких Вооруженных сил: развитие и резкое усиление ВМС, а также ставка на антитеррористические подразделения (12).  Дополнительно к мощной корабельной группировке Турция создает современный эффективный подводный флот, который будет контролировать как черноморские проливы, так и все Черное море. В частности, в январе 2011 года Турция подписала соглашение о займе в сумме 2,19 млрд. евро для финансирования программы строительства шести подводных лодок «Тип-214» немецко-британского консорциума HDW – MFI (13).  На сегодня в турецкие ВМС включают 13 подлодок германской постройки, в то время как Россия имеет в составе ЧФ 1 боеспособную подлодку, Украина – 1 небоеспособную, Румыния – также 1. Следует учитывать, что в политике Эрдогана-Гюля, основывающейся на неоосманизме, все меньше внимания уделяется ориентации на тесное сотрудничество с США и партнерские отношения с Израилем. Демонстрация лидерами Турции новой региональной политики повлияла на многие важные региональные, и общемировые процессы (14).

Россия номинально стремится к конструктивному диалогу с Турцией, что представляется для нее стратегически важным в плане реализации своих энергетических проектов в регионе, поскольку проект газопровода «Южный поток» по транспортировке российских энергоресурсов в Европу,  из-за смычки в Черном море украинской и турецкой экономических зон, нуждается в участии или Украины, или Турции. Турция ведет сложную многослойную игру, стремясь к участию в инициативах НАТО, а также в военных инициативах ЕС, одновременно демонстрируя стремление отойти от зависимости от США и проводить в регионе свою политику, не связанную с общей позицией НАТО. Анкара играет на энергетических интересах США и ЕС, а также энергетических амбициях России, добиваясь статуса признанного регионального лидера, а также признания стран исламского мира как одного из их лидеров и статуса «моста» между Востоком и Западом.

Активизация США и НАТО в регионе усложняет чувствительность в борьбе за региональное лидерство к инициативам иных мощных игроков в регионе, так как США стремятся усилить свой военно-политический вес в Черноморско-Каспийском регионе. Особого внимания заслуживает тенденция к военному и военно-техническому сотрудничеству практически со всеми странами региона, поскольку в военной доктрине Турции ни одна из соседних стран не определена в качестве вероятного противника, а Турция стремится к более тесному военно-техническому сотрудничеству с Ираном, Ираком и Сирией  (15).

Между Россией и США идет геополитическая борьба, выражающаяся также в альтернативных и противоположных энергетических проектах. В этом контексте Россия продемонстрировав стремление укреплять и развивать экономические связи с Турцией. В то же время Анкара, приняв предложение россиян в аспекте укрепления торгово-экономических связей, проиллюстрировала иные внешнеполитические приоритеты. В то время как Россия заинтересована подключить турок к своему проекту «Южный поток», что могло бы привести к созданию энергетического и энерготранзитного альянса. Анкара параллельно участвует в диалоге вокруг российского проекта «Южный поток», и конкурирующего с ним проекта «Набукко» по поставке энергоносителей в Европу в обход РФ (16). Напомним, что проект вызвал резкую критику Украины, руководство которой пытается балансировать между разными силами и сидеть на двух стульях одновременно. Как и во времена П.А. Столыпина, Турция на новом историческом витке развития ведет борьбу за статус регионального лидера на фоне усиления своего военного потенциала, без чего невозможно лидерство в регионе. В связи с этим Турция, по данным экспертов, сохраняет высокий уровень военных расходов, – около 10 млрд долларов  в год, что превышает 5% от ВВП (17).

Исходя из прозвучавших на протяжении 2010 – начала 2011 гг. заявлений представителей высшего военно-политического и военного руководства России, ЧФ РФ в обозримом будущем ожидает обновление и усиление. В частности, о пополнении Черноморского флота РФ 15 новыми надводными кораблями (фрегатами проекта 22350) и дизельными подводными лодками (проекта 677 “Лада”) до 2020 года, в июне 2010 г сообщило РИА Новости со ссылкой на главнокомандующего ВМФ РФ Владимира Высоцкого (18). Впоследствии чиновники уточнили, что речь идет о корветах.  Российская сторона также уточнила, что замена кораблей и введение в строй новых единиц в составе ЧФ РФ будет производиться по договоренности с властями Украины. Напомним, что действующие договоренности о пребывании ЧФ РФ в Севастополе и Крыму рассматривают обновление состава ЧФ с согласия Киева, но в случае с вводом новых кораблей,  договоренности не предусматривают такого механизма. В соответствии с последними заявлениями представителей Госдумы РФ в текущем году ЧФ РФ получит несколько новых кораблей второго ранга, а также, предположительно, дизельные подводные лодки. Планируется также перевооружение морской авиации ЧФ.

Нельзя не отметить еще один озвученный вариант разрешения проблемы. Так, в марте 2008-го, посол США в Украине Вильям Тейлор на пресс-конференции в Киеве опроверг сообщения СМИ о неких договоренностях с Россией относительно невступления Украины в НАТО взамен помощи Москвы по операции Альянса в Афганистане. Тейлор назвал такие сведения «абсолютно ложными», подчеркнув: «Эти вещи невозможно сравнивать. Это абсолютно разные масштабы, это – котлеты и мухи, которые должны быть отдельно». Однако, в ноябре 2008 г тема получила продолжение в региональной прессе, где был озвучен тезис об обмене на отход Крыма к России, Украине предложить Приднестровье, где этнические украинцы составляют около 30% жителей всей Приднестровской Молдавской Республики (19). По сообщению молдавского издания «Jurnal de Chisinau» «в последнее время создается впечатление, будто президент России Дмитрий Медведев потерял интерес к приднестровской проблеме». Он больше не настаивает, как в Сочи, на том, чтобы конфликт был разрешен в самые короткие сроки, обеспечивая территориальную целостность Республики Молдавия. Изменение позиции Москвы вызывает подозрение о том, что Приднестровье может стать разменной монетой для возврата Крыма, – говорилось в статье «Jurnal de Chisinau» (20). Молдавские политики поддерживали интеграцию страны в ЕС путем объединения с Румынией и возможным присоединением Приднестровья к Украине, сообщает румынское издание «HotNews» со ссылкой на «Wikileaks».

В контексте обеспечения безопасности Черноморского региона следует особо отметить агрессивную политику натовской Румынии, проводимую последние годы в регионе. Агрессивные претензии политического руководства Румынии, как члена НАТО и ЕС, бросают вызов Украине, Молдове, ПМР и РФ, будоражат Евросоюз и могут позволить НАТО полностью покрыть Юго-восточную Европу, а роль Украины, уже потерявшей около 80% спорных нефтеносных территорий, отошедших под юрисдикцию Бухареста, и выдавливаемой из транспортных коридоров, особо актуальна в урегулировании “приднестровского узла” на фоне недавних заявлений Президента Украины Виктора Януковича об активном отстаивании своих интересов в отношениях с Молдавией и Румынией и готовности внеблокового Киева участвовать в миротворческих операциях НАТО при запланированном создании силы специальных операций ВСУ. В то время как представители российской политической элиты не смогли занять конструктивную позицию по отношению к Приднестровью и Молдове, Кишинев делает ставку на западные и украинские сценарии урегулирования конфликта при содействии США и НАТО, вытесняя Россию из Приднестровья (21).

Экспансия сателлитов США и НАТО нацелена на энергетически ценные территории и диверсификацию источников и путей поставок энергоносителей в Европу. В частности, Румыния выдала разрешения на исследования в части Черного моря, за которую длился спор Румынии с Украиной, который Украина проиграла, а известные компании активно проводят поиск нефти в районе острова Змеиный. Среди компаний, выигравших тендер румынского государственного агентства полезных ископаемых, названы компания Лукойл в партнерстве с американской Vanco International. Лицензии выданы на 30 лет с возможностью продления на 15 лет в случае обнаружения залежей. В декабре 2010 года азербайджанская госкомпания ГНКАР/SOCAR заявила о своих намерениях реализовать проект по открытию сети АЗС на внутреннем рынке Румынии, предполагающий ребрендинг 16 автозаправочных станций. Показательно, что на Украине компания приобрела около 20 АЗС в Одесской области и нефтебазу ООО “Свитанок Спол Ойл”, расположенную в 3 км от Одессы в поселке Усатово (ж/д станция Одесса-Лиски).

На фоне проблем диверсификации источников энергоресурсов и строительства политизированных трубопроводов-гигантов,  участники обращаются к дополнительным проектам трубопроводов.  Показательно, что Азербайджан ведет переговоры о продаже СПГ Украине через проект AGRI, который должен соединить Азербайджан с Грузией и Румынией. Проект стал более реальным, когда к нему проявил интерес Туркменистан, как один из главных претендентов на роль поставщика газа из прикаспийского региона. Решается вопрос финансирования строительства терминала по обработке азербайджанского газа на черноморском побережье Грузии и его транспортировке судами в Румынию или через Украину для дальнейшей отправки по внутренней проблемной газотранспортной сети Европы. 14 сентября 2010 года в Баку во время встречи Президентов Азербайджана, Грузии и Румынии и в присутствии премьер-министра Венгрии, был подписан Меморандум с целью создания совместной компании для определения возможности экспорта природного газа из Азербайджана через Грузию и Черное море до румынских портов, где базируются войска США, НАТО.  Необходимость поставок туркменского газа через Азербайджан обуславливается отсутствием других приемлемых маршрутов. Путем газопровода предполагается поставки природного газа в грузинский порт Кулеви, арендованный со стороны Азербайджана, после переработки на терминале Кулеви в сжиженное состояние, будет доставляться с помощью танкеров в румынский порт Констанца или болгарский порт. Там сжиженный газ будет приводиться в состояние природного и использоваться Румынией, НАТО и для удовлетворения потребностей Румынии и других европейских стран. Примерная цена проекта – 4-6 миллиардов евро. Проект, участие в котором в 2010 году задекларировали также Венгрия и Болгария, оставляет открытым вопрос поставок газа за пределы Румынии, потребности которой в сжиженном газе являются небольшими,  с учетом вероятного строительства в регионе дополнительных натовских объектов и характере углубления отношений Украина-НАТО. Украина предлагает Азербайджану принять участие в строительстве терминала сжиженного газа, которое планируется завершить к 2015 году. Показательно, что 10 февраля 2011 года транзитная и внеблоковая Украина представила свою программу энергетической безопасности именно в штаб-квартире НАТО.

Стремление чиновников Евросоюза объединить проект Набукко с трубопроводным проектом ITGI для обеспечения энергетической безопасности поставок из Центральной Азии в страны Европы с выходом на мировые рынки, наряду  с заявлением Посла США в Азербайджане о том, что главной целью США является выведение энергоресурсов Азербайджана в Европу и на мировые рынки, при включении транзитной Украины в проекты своповых поставок азербайджанских энергоресурсов в страны Европы, свидетельствует о том, что Азербайджан является стратегическим партнером США, Украины и Европы в сфере энергетической безопасности и о вступлении в заключительную фазу  обсуждения диверсификации источников и путей поставок энергоресурсов в Европу, при котором проблемный проект Набукко планируют поэтапно складывать из звеньев с целью сделать политизированные газотранспортные системы с антироссийским вектором более рентабельными, поскольку многое будет зависеть в ближайшие годы от реального спроса, цены  на газ и доступности альтернативных энергоресурсов.

Стратегия США предполагает координацию политики США и ЕС в регионе, с учетом положений «’Политики средиземноморского соседства» и расширение сотрудничества НАТО со странами, не являющимися членами НАТО, через программу ‘Партнерство ради мира’, в рамках которого должна быть предложена техническая помощь и обучение в сфере безопасности, энергобезопасности, а также укрепление двусторонних военных контактов с Украиной. Внеблоковая Украина углубляет сове сотрудничество по программам НАТО. «Мы договорились и впредь поддерживать активный политический диалог и развивать практическое сотрудничество Украины с НАТО. Мы продолжим реализацию всех действующих проектов и программ. Внимание будет уделено эффективному использованию существующих инструментов и форматов сотрудничества”, – сказал Президент Украины Виктор Янукович на совместной пресс-конференции с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном 24 февраля в Киеве. По словам Президента Украины, речь идет, прежде всего, о деятельности Комиссии Украина-НАТО, реализации годовых национальных программ сотрудничества Украина-НАТО и работе совместных рабочих групп. Накануне визита генсека НАТО на Украину Кабинет министров Украины одобрил проект национальной программы сотрудничества с Североатлантическим альянсом на 2011 год. В документе подчеркивается, что выполнение программы «будет способствовать продолжению внутренних реформ, в том числе и в области обороны».Наряду с этим, США намерены усилить давление на Россию для разрешения молдавско-приднестровского узла, о чем говорится в докладе американского сенатора Ричарда Лугара под названием “Поставит ли Россия точку в последнем замороженном конфликте в Восточной Европе?”, сообщает 8 февраля румынское издание Adevarul. Сенатор призывает Вашингтон поддержать усилия канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Николя Саркози по разрешению приднестровского конфликта, выводу российских войск из Приднестровья, смене миротворческого механизма на Днестре и оказанию помощи Молдавии в ее евроатлантических устремлениях.

В связи с этим, следует отметить, что во время визита генсека НАТО Расмуссена в Киев президент Украины Виктор Янукович 24 февраля с.г. обсудил с министром иностранных дел Азербайджана Ельмаром Мамедъяровым в Киеве вопросы привлечения энергоресурсов из Азербайджан, в который Украина активно поставляет оружие. Генсек НАТО приветствовал «прогресс в регионе Черного моря», «достигнутый в региональном сотрудничестве. Мы поддерживаем эти усилия и в дальнейшем будем готовы их поддержать надлежащим образом, в зависимости от региональных приоритетов. Диалог и сотрудничество между Альянсом и странами Причерноморья играют важную роль в региональной безопасности. Конечно, регион Черного моря – это важный транзитный узел доставки энергоносителей. НАТО открыта для консультаций с партнерами по вопросам энергетической безопасности, таких, какие мы уже проводим с Украиной»  (22). Расмуссен также выразил готовность НАТО оказать помощь Украине в проведении оборонной, военной реформы, характер которой на Украине зависит от ориентации на НАТО (23).

Эксперты и политики высказались в пользу того, что сотрудничество с НАТО предоставляет возможность, сотрудничая, подтягивать стандарты украинских Вооруженных сил до международных стандартов и работать по прикрытию энергобезопасности американских проектов поставок каспийской нефти и газа в Европу и США по схемам замещения. Премьер-министр Украины Николай Азаров во время встречи с генсеком НАТО сообщил, что Украина готова внедрять стандарты НАТО в своих вооруженных силах и рассчитывает на помощь Альянса в создании мобильной армии, построенной по стандартам НАТО. «Нам подходят ваши стандарты хорошо оснащенной, небольшой по численности, но мобильной и технологически совершенной современной армии. И мы готовы внедрять их у себя», – сказал Азаров. Премьер отметил, что Украина сохраняет мощный потенциал военно-промышленного комплекса и может быть поставщиком или участником кооперации в таких сферах как военно-транспортная авиация, противоракетные и радиолокационные системы, высокоточное оружие, бронетехника. «Мы полностью выполняем все свои обязательства и сходим из того, чтобы максимально гармонизировать и наполнить реальными результатами наше сотрудничество», – добавил Азаров (24).

Азербайджан и Украина являются активными участниками проекта создания Евроазиатского нефтетранспортного коридора, одним из основных маршрутов которого является нефтепровод Одесса-Броды и проект его продления до польских Плоцка и Гданьска. Поставка нефти в Белоруссию через Украину открывает перед Азербайджаном рынок Карибского бассейна и США. Это связано с тем, что между белорусской, венесуэльской и азербайджанской сторонами существует договоренность относительно “swap” поставок, позволяющая поставлять в Белоруссию нефть из Азербайджана, и в свою очередь передавать венесуэльскую нефть в Южной Америке компании SOCAR для поставок в США. SOCAR интересует венесуэльская нефть сорта Santa Barbara, которую компания намерена реализовывать, в основном на рынке Северной Америки, в том объеме, в котором венесуэльская сторона планирует поставки в Белоруссию. В течение пяти лет количество автозаправочных станций, которые будут функционировать на Украине под брендом SOCAR, достигнет 500 единиц.  Азербайджанская госкомпания SOCAR сообщила о своих намерениях по выходу на рынок розничных продаж нефтепродуктов Румынии, что означает выход на рынок ЕС.  Румыния, Азербайджан и Грузия подписали в сентябре 2010 года соглашение по созданию транзитного коридора для природного газа в обход России, напрямую через Каспийское море в Европу. Закономерно, что  в утвержденной 14 января 2011 года программе нового кабинета министров Молдовы Владимира Филата отмечается намерение Кишинева «укреплять отношения с Азербайджаном и Грузией из перспективы общих интересов по урегулированию конфликтов».В документе также отмечается, что Молдавия рассчитывает на совместное с Грузией и Азербайджаном «демократическое и экономическое развитие пространства ГУАМ Черноморского региона» (25).

Став членом НАТО, Румыния все в большей мере проявляет агрессивную политику по отношению к своим соседям, во многом совпадающую с интересами НАТО и США. Президент Румынии Троян Бэсеску заявил 30 ноября 2010 года в интервью румынскому изданию Romania Libera, что через 25 лет граница ЕС будет проходить по Днестру, а Бессарабия объединится с Румынией в рамках ЕС (26). “Граница ЕС будет установлена по Днестру, а демократическое развитие в регионе послужит стимулом и для других стран – таких как Украина – устремиться в ЕС”, – заявил он. При этом Бэсеску заявил, что Румыния испытывает дискомфорт от пребывания российских войск в Приднестровье и Черноморского флота РФ в Севастополе. “Если Россия так дружелюбно смотрит на черноморский регион, зачем ей такой большой флот в таком маленьком море?” – заявил румынский президент. Президент добавил, что внутри Европейского Союза процесс присоединения Бессарабии к Румынии будет в меньшей степени зависеть от воли политиков. “После вхождения Республики Молдова в ЕС, когда мы будем вместе в большой европейской семье, процесс объединения будет менее зависеть от воли политиков, поскольку они будут знать, что реализовывают волю народа, если таковая, конечно, будет существовать на обоих берегах Прута”, – заявил Бэсеску. В контексте обсуждения партнерства в системе общеевропейской и общемировой безопасности, США и Румыния предпочитают умалчивать о том, зачем им нужны американские военные базы в Румынии, выражая озабоченность по поводу присутствия небольшой группы российских солдат на неподконтрольной Румынии территории, что вызывает вопросы в отношении искренности намерений НАТО и США. Издание вооруженных сил США «Stars and Stripes» сообщило в 2010 году, что Пентагон потратит дополнительные $110 миллионов на модернизацию семи военных баз в Болгарии и Румынии, которые они получили в пользование в соответствии с договорами, подписанными в 2005 и 2006 гг. (27).

Отчет привел к политическим последствиям в указанных странах, когда официальные лица Болгарии и Румынии пытались сделать вид, что их государства будут осуществлять контроль за расширяющимися базами. Реально София и Бухарест уже не контролируют, как Пентагон и НАТО используют их аэродромы и другие базы. “Косовский вариант наоборот” в виде создания «Великой Румынии» спровоцирует геополитический катаклизм, который нарушит систему региональной безопасности в Юго-Восточной Европе, и, перед президентскими выборами в РФ, отвлекут ее потенциал и силы на разрешение еще одного конфликта. Джеймс Роббинс, старший научный сотрудник по вопросам национальной безопасности Американского совета по внешней политике (American Foreign Policy Council) заявил, что «усилия США в Румынии и Болгарии являются частью глобальной стратегии передислокации, принятой к исполнению в первые годы правления администрации Буша, направленной на перемещение американских войск из Германии на Восток». Румыния отдала под размещение американских войск базу в Констанце. Румынская газета Bucharest daily Evenimentual Zilei сообщала о планах американских ВВС разместить на этой авиабазе F-l5, F-l6 и A-l0. Начальник Генерального штаба Румынии вице-адмирал Георге Марин, в свою очередь, подтвердил, что “до 2 тысяч американских военнослужащих будут временно размещены в Румынии”. Пентагон подтвердил информацию о расширении военного присутствия в Болгарии и Румынии: «оно будет большим по своим масштабам, чем было в предыдущие годы, и мы полагаем, что это очень важное решение. Если наши текущие планы будут выполняться, то мы периодически будем проводить много американских компаний в Румынии и Болгарии на уровне батальона, выступая партнерами болгар и румын по тренингам, которые пройдут примерно по октябрь. Присутствие будет увеличено и на более длинный период времени» (28).

В попытке решить проблему милитаризации Черноморского региона экспертное сообщество предлагает иные пути решения проблемы. В частности, в 2010 году экспертами украинского Центра Разумкова была предложена идея преобразования военной базы Черноморского флота РФ в международный антитеррористический центр под эгидой ООН, основной функцией которого будет обеспечение безопасности Черноморского региона. В этом контексте Запад может предложить России сделать обмен: «Украину – в НАТО, а Крым – России». Мнение о том, что еще до того, как Украина вступит в НАТО, России может отойти Крымский полуостров, высказала британская газета The Times. По мнению издания, принципы “реалистичной политики”, которыми, якобы, руководствуются сегодня члены Североатлантического альянса, требуют уважения прав России на доступ к Черному морю. “Большинство членов НАТО выражают согласие с тем, что “реалистичная политика” (realpolitik) требует уважения прав России на доступ к Черному морю. В перспективе может оказаться так, что Украине, возможно, придется оставить Крымский полуостров в руках России еще до того, как будет рассмотрен вопрос о членстве этой страны в НАТО”, – пишет The Times (29).

Украина в указном пасьянсе играет особую роль, поскольку устойчивость геополитических позиций России в значительной степени зависит от характера ее отношений с Украиной, так как на территории последней дислоцируется российский Черноморский флот, а также от характера реальных отношений Украина-США-НАТО на фоне разворачивающихся геоэнергетических баталий и активного участия Украины вместе с Азербайджаном в поставках энергоресурсов в США по схемам замещения. Ключевая роль моря в Черноморском регионе обуславливает необходимость присутствия в нем боеспособного военно-морского флота для обеспечения российских национальных интересов, символом наличия которых служит также Черноморский флот со своей основной базой в Севастополе. Тема Черноморского флота в современной ситуации тесно увязана с вопросом его базирования в Севастополе, предоставляющего РФ стратегическое преимущество при решении региональных проблем. Начальник оперативного управления Черноморского флота контр-адмирал Андрей Баранов по этому поводу отмечал, что лучшей военно-морской базы, чем в Севастополе, во всём Чёрном море и на всём флоте Российской Федерации нет (30). Утрата флотом господствующей роли на Черном море не означает его бесполезность, а коррекцию задач и практического поля деятельности.

Попытки Запада использовать в своих интересах транзитно-энергетический и военно-стратегический потенциал Черноморского региона наталкиваются на позицию РФ с присутствием российского флота в Севастополе. Приоритетами РФ в регионе являются поддержание политического, экономического и военного преимущества, недопущение усиления роли третьих стран, прежде всего США, в этом регионе.  Черноморский флот выполняет задачи по стабилизации Кавказа, поддержании статус-кво в Черноморском регионе и защите реализации экономических интересов России. РФ стремится к сохранению своего военного присутствия в Крыму, Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии.  Военно-политическое руководство РФ негативно отнеслось к наращиванию присутствия ВС США в Западном Причерноморье. В свою очередь, США беспокоит возможность вхождения Украины в орбиту России, в связи с чем, Молдова становится значимой территорией как для Украины, так и для возможностей Румынии и юго-западной Европы в целом. Интересы Румынии в международном сообществе лоббирует США, в обмен на поддержку американской внешней политики и размещение элементов ПРО США на территории Румынии. Размещение систем ПРО США в Румынии усиливает румынскую угрозу Украине и делает Украину заложницей будущих конфликтов в регионе, в связи с чем, Украине следует выразить свое несогласие с милитаризацией региона. Заокеанские кукловоды на фоне нестабильности в регионе основные усилия направляют на получение от Кремля обязательств по выводу войск РФ с берегов Днестра и повышении статуса США и ЕС с наблюдателей в “посредники”, в то время как часть российских политиков надеется сохранить войска РФ на территории, которая имеет большое стратегическое значение, при повышении статуса ЕС и США в переговорном формате.

Заявление главы спецслужбы Молдовы о том, что «правовой основой» для работы молдавских спецслужб станет восстановление средневекового молдавского княжества и агрессивные претензии политического руководства Румынии при непоследовательной политике Украины в регионе, в контексте заявления Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон содействовать интеграции Молдовы в ЕС призваны «разморозить» «приднестровский узел» на фоне намерений США поддержать усилия Меркель и Саркози по «выдавливанию» России из Приднестровья с выводом российских войск и последующим выдавливанием ЧФ из Черного моря при расширении на румынской территории военного присутствия Пентагона – свидетельствует о преемственности курса Буша-младшего и Барака Обамы и о непреходящем стратегическом значении румынского плацдарма для западного агрессора (31).

Подписание договора о транзите нефти по нефтепроводу “Одесса-Броды”  с поставками крупных партий азербайджанской нефти через Украину по своповым схемам в Беларусь и США, и договоры о ежегодных поставках на Украину крупных партий каспийской нефти и газа, фактически,  в обмен на продажу Азербайджану украинского оружия на фоне противоречивого поздравления Президента Азербайджана 31 декабря 2010 года, расцениваемого как призыв присоединить  населенные “азербайджанцами” северные районы Ирана, а также отработка Баррозу в Баку сценария по созданию условий для возникновения конфронтационной ситуации с “размораживанием” нагорно-карабахского конфликта, потенциально переходящего в вооруженный конфликт, позволяющий “третьи игрокам” перейти к более решительным действиям по “обеспечению безопасности диверсификации поставок энергоресурсов в Европу”, на фоне недавних заверений министра обороны США о важной роли Баку в “международной коалиции”, – свидетельствуют об отведенной ГУАМ роли Троянского коня в процессе военного закрепления США в богатейшем нефтегазовом каспийском бассейне с ограничением влияния России на страны Черноморско-каспийского региона, попадающие в геополитическую ловушку с втягиванием в международный военный конфликт, призванный помешать объединению трех геополитических соперников США в Евразии – РФ, Китая и Ирана – в единый блок (32). При этом  США стремятся ограничить политическое, экономическое и военное влияние России на страны региона – ГУАМ, Казахстан, Туркмению и Армению, налаживая военно-техническое сотрудничество со странами региона, а также поощряя поставки Украиной оружия в Азербайджан.

Тактика Администрации Барака Обамы заключается в том, что заявляя о  «перезагрузке», на деле США активно проводят «перезарядку», все более скрыто втягивая Украину в программы НАТО и своей «энергетической безопасности», окружая Россию своими военными базами. В условиях невозможности Киева самостоятельно противостоять вызовам Бухареста, Черноморский флот РФ становится основой безопасности южных рубежей Украины и гарантом национальной безопасности 46-миллионной страны. Развитие событий зависит от готовности РФ и Украины в краткие сроки создать украино-российскую систему безопасности в Черноморском бассейне. Руководству Украины при координации действий с РФ важно занять более последовательную единую политику в указанном регионе, не допустив также, чтобы Румыния использовала Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте для полного прекращения работы украинского глубоководного судового хода р. Дунай – Черное море и заблокировала хозяйственную деятельность Украины в дельте Дуная, практически лишив Украину торгового выхода к морю.

В связи с изложенным, важным является заявление командующего ВМС Украины о расширении сотрудничества украинского и российского флотов, сделанное 28 мая 2011 года. В частности, командующий Военно-морскими силами Вооруженных сил Украины адмирал Виктор Максимов выразил уверенность в дальнейшем расширении сотрудничества украинского и российского флотов. Как сообщили в пресс-центре командования украинского флота, выступая на совместном подведении итогов украинско-российского учения “Фарватер мира-2011;, которое проходило с 23 по 27 мая, В.Максимов подчеркнул, что “уверен в дальнейшем расширении сотрудничества и выполнении задач, поставленных руководством Украины и России по обеспечению безопасности двух стран” (33). Вместе с тем, по мнению командующего ВМС Украины, осуществлять такие операции силами только двух стран достаточно сложно. “Скоро на территории Украины мы будем проводить украино-американские учения с приглашением других стран “Си бриз”, темой которых также станет проведение миротворческой операции. Мне бы хотелось видеть в качестве их участников и представителей российского Черноморского флота”, – сказал он. Командующий ЧФ РФ вице-адмирал Владимир Королев, в свою очередь, сказал, что задачи учения “Фарватер мира-2011; были выполнены в полном объеме, а учебные цели достигнуты. “Дружба и сотрудничество Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины и впредь будут укрепляться на благо наших братских народов, во имя мира и спокойствия в Причерноморском регионе”, – сказал Королев.

Список использованных источников:
П. А. Столыпин и возрождение Российского военно-морского флота. Д. Золотов//Морской сборник,  № 2, Февраль  2009, Москва, C. 64-72.
Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия…: Полн. Собр. речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911 гг. М.,1991. – С.114.
Шевчук И.А. Столыпины и Севастополь//Севастопольский филиал Саратовского государственного социально-экономического университета  (г. Севастополь, Украина) http://intkonf.org/shevchuk-ia-stolyipinyi-i-sevastopol.
Черноморский флот в современной геополитике России. 10.05.2011. http://www.ia-centr.ru/expert/10430.
“ФЛОТ 2017; http://flot2017.com/show/priorities/38204.
“ФЛОТ 2017;. Крым в контексте военной безопасности Черноморского региона. http://flot2017.com/show/priorities/38204. 05.05.11 “ФЛОТ2017; http://flot2017.com/show/priorities/38204.
“ФЛОТ2017;. Крым в контексте военной безопасности Черноморского региона.  05.05.11. http://flot2017.com/show/priorities/38204.
Матвей Владимиров. 20.01.2011.“Шторм над Каспием” и роль ГУАМ в геоэнергетических войнах США. “ФЛОТ 2017; http://flot2017.com/show/priorities/38204.
Матвей Владимиров. 17.03.2011. Украина: Каспийский регион и Закавказье накануне «переформатирования» по спецсценарию США. Алексей Волович. Военно-политическая активность США и НАТО в Черноморско-Каспийском регионе после августа 2008 г.  25.03.10. Матвей Владимиров,  07.03.2011.  «Размораживание» «Приднестровского узла»: непреходящее значение румынского плацдарма для западной агрессии. Официальный сайт ВС Турции – T?rk Silahl? Kuvvetleri\Turkish Armed Forces, ноябрь 2010 г. “ФЛОТ 2017; http://flot2017.com/show/priorities/38204.
Интернет-издание Bosphorus Naval News, март 2011 г.  05.05.11. Крым в контексте военной безопасности Черноморского региона.  “ФЛОТ2017;.http://flot2017.com/show/priorities/38204.
“ФЛОТ2017;. http://flot2017.com/index.php/show/analitics/37354.
Военная политика Турции: в борьбе за региональное лидерство 11.04.201. http://mskforum.ru/showthread.php?255-D0%.
«ФЛОТ2017». http://flot2017.com/index.php/show/analitics/37354.
Андрей Шерихов. “ФЛОТ2017;, 11.04.11. Военная политика Турции: в борьбе за региональное лидерство. http://flot2017.com/show/analitics/37354).
“ФЛОТ2017;. Крым в контексте военной безопасности Черноморского региона. http://flot2017.com/show/priorities/38204.
Крым в контексте военной безопасности Черноморского региона. “ФЛОТ 2017;. 05.05.11 http://flot2017.com/show/priorities/38204.
http://flot2017.com/show/priorities/38204.
Матвей Владимиров – 18.12.2010. Радикализация геополитических интересов на границе с Украиной на фоне намерения воссоздать Romania Mare активизировала украинские власти.. Предложения от НАТО: пошлем наших в Афган и построим ПРО? http://for-ua.com/comments/2011/02/25/090006.html.
Матвей Владимиров – 28.02.2011Украина-НАТО: сотрудничать не прекращать, но вступать не собираемся. Николай Азаров: Украина создаст армию по стандартам НАТО. http://www.rosbalt.ru/ukraina/2011/02/25/822798.html).
Молдавия рассчитывает на общую с Грузией и Азербайджаном перспективу решения территориальных конфликтов. 15.01.2011. БАКУ, 15 янв – 1NEWS.AZ. http://www.1news.az/politics/20110115123834207.html.
Матвей Владимиров. 18.12.2010. Радикализация геополитических интересов на границе с Украиной на фоне намерения воссоздать Romania Mare активизировала украинские власти.. Окружая Россию: военные базы США и НАТО в Восточной Европе. 04.11.09. http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/40972/.
Окружая Россию: военные базы США и НАТО в Восточной Европе. “Global Research”, Канада – 25 октября 2009 г. http://perevodika.ru/articles/7226.html?phrase_id=22412.
Украину в НАТО, Крым – России (“Telegraf”, Латвия)http://inosmi.ru/world/20080912/243956.html )
Черноморский флот в современной геополитике России. 10.05.2011. http://www.ia-centr.ru/expert/10430/) .
Матвей Владимиров.  07.03.2011. «Размораживание» «Приднестровского узла»: непреходящее значение румынского плацдарма для западной агрессии. Матвей Владимиров. 20.01.2011.“Шторм над Каспием” и роль ГУАМ в геоэнергетических войнах США.
33. Командующий ВМС Украины уверен в расширении сотрудничества украинского и российского флотов. 28 мая 2011 года. http://www.interfax.com.ua/rus/main/69820/.
Поделиться в социальных сетях:
Поделиться


Рецензии