Маленький философ

(Фрагмент из автобиографичного романа "Обратной дороги нет!", сборник "Синяя птица")

Муж пришёл с работы домой  уставший, сердитый и заявил с порога:

– Сама кашу заварила, сама и расхлебывай.

– Какую кашу? – спросила я, скорее заинтересованная, чем встревоженная.

– Тебе лучше знать.

– Не знаю. Что случилось?

– Ко мне на работу приходила скандальная женщина. Её муж отдыхает в санатории. Дома  она нашла рукопись любовного романа мужа.

– Ну и что? – подчеркнула я равнодушие к событию и пожала плечами.

– А то, что имя героини – Макдей.

«Любопытно. Первый слог от фамилии философа, второй – от моей», – отмечаю про себя, а вслух спрашиваю:

– А я тут при чём?

– При том. Она была на работе своего мужа. Там ей  разъяснили, с кем тот жарко спорит в вестибюле, остаётся после работы. С тобой! Вот и разберись, ты ли героиня этого романа – «красавица с родинкой на груди».

Оправдываться мне не хотелось. 

– Персонаж выдуман! Нет у меня родинки на груди! Не бери ерунду в голову.  Пошли ужинать, – успокаиваю я мужа, а сама оцениваю ситуацию и решаю как мне поступить.

Проснулась с ясным планом. Возбуждение, вызванное вечерним событием, улеглось. Будь я постарше, отнеслась бы к визиту скандальной женщины иначе. Не обратила бы на него внимания. Но тогда, по молодости, я ещё не научилась взвешивать обстоятельства и была уверена в необходимости объяснений с женой философа.

Кстати, пора уже представить нашего героя — философа.

В начале семидесятых я занималась научной работой и готовила к защите диссертацию. Получилось так, что мой научный руководитель отправился в длительную заграничную командировку, а я, собрав все отгулы, ушла в продолжительный летний отпуск. Моего выхода на работу с нетерпением ждал новый сотрудник нашего предприятия – отставной морской офицер.

Знакомство с новой для него отраслью мужчина начал с изучения отраслевых научных журналов и сборников. Интерес вызвали у него опубликованные в них мои статьи. В день моего выхода на работу он позвонил и попросил встретиться в вестибюле.

Любопытство правит миром! Гонимая им, я тут же помчалась к месту встречи. Вскоре ко мне подошёл мужчина, на взгляд, лет пятидесяти, несколько странной наружности: высокий, худой, с длинными прямыми русыми волосами и военной выправкой. Узнать меня ему не представляло труда – моя цветная фотография красовалась на «Доске Почёта» в том же вестибюле.

— Маленький философ, – с вежливым поклоном представился мужчина. – Ваши научные статьи меня заинтересовали, но в них нет изюминки, – сказал он с оттенком печальной серьёзности и глубокого убеждения.

— Что вы хотите? –  спросила я, чтобы хоть что-то сказать. Молчание выглядело бы невежливо.

— Хочу сделать вам подарок, – с этими словами он протянул мне небольшую книгу в красном переплёте.

— Норберт Винер, «Кибернетика», – прочла я на обложке.

— Книга, провозгласившая рождение новой науки, — добавил мужчина чуть наклонив голову набок, словно предлагал взглянуть на проблему моих исследований под несколько иным углом.

 — Чем буду обязана за подарок?

— Перестройкой своего мышления.

Недоумение заполнило мой взгляд, направленный на него.

— На основе кибернетики, — с дружеской улыбкой тут же добавил он.

На этом закончилась наша первая встреча. Я вернулась в свой отдел и с большим интересом принялась за чтение подаренной мне книги.

Следует заметить, что кибернетика долгое время в СССР была не признанной наукой.  В конце шестидесятых её идеи стали проникать в научные работы и советских учёных. Самоорганизующаяся система – та изюминка, которую хотел видеть философ в моих трудах.

Мы стали часто встречаться. Философ давал мне книги, брошюры, статьи. Я перерабатывала материал. Делала свои наработки. Показывала ему.

— Не убедительно, — комментировал он.

Приносила другие варианты.

— Не то, — хладнокровно перечеркивал он мои труды.

Продолжала исследования.

— А теперь? Так?

— Опять не так, – разочарованно вздыхал он и приносил очередную литературу.

Проработав её, представляла на суд очередные решения.

— Не так, — кривился он, доводя меня до слез.

— Научите, как, — просила я.

— Всему можно научиться, но ничему нельзя научить, — философствовал он. – Знания — это то, что достигается собственным пониманием.

Его глаза улыбались снисходительно и лениво. Однако эта улыбка действовала на меня успокаивающе и вызывала доверие.

Сменялись времена года, а захвативший нас поединок продолжался.

— Не могу! — отчаивалась я.

— Можете! — ободрял он меня терпеливо и доброжелательно.

Что можно сказать о философе? Вообще-то, человек он неординарный, сочетающий в своём характере холодный практический ум с поразительной эксцентричностью. Любил бросить вызов общественному мнению какой-нибудь выходкой. Отпустил волосы до плеч в то строгое советское время, словно хотел выделиться из общей массы. Призывал быть личностью, а не единицей толпы. Имел свое обоснованное мнение по всем вопросам, высказывал его прямо и откровенно, но не навязывал другим. Его отвлечённый,  блуждающий взгляд как бы подчёркивал, что в нём кроются мистические знания того, что другим недоступно, но не кичился этим. По мнению многих – он чудак, а мне с ним было интересно.

Что я знала о семье философа? Немногое. Меня это мало интересовало. Просто я относилась к нему с пониманием, а он вознаграждал меня порой необычайной откровенностью.

Родился в Ленинграде. Отец — историк, имел богатую домашнюю библиотеку. Мальчик с детства зачитывался книгами. Когда началась война, был уже школьником. Отец ушел добровольцем на фронт и вскоре погиб. Пережили с матерью блокаду. Ни дома, ни библиотеки не осталось.

Война наложила свой отпечаток, разбудив в мальчике упрямство, страстную тягу к познанию мира, в то же время сделав его замкнутым, одиноким. Высшее военно-морское училище, служба на флоте…

В память об отце создавал свою библиотеку. Страсть к чтению заставляла набирать в морские походы уйму книг. Когда возраст его перевалил за третий десяток, он всё ещё оставался целомудренным. Над ним подшучивали: «Спать надо не с книгой, а с женщиной». Рекомендовали прислушаться к совету древнего Философа, что жениться нужно — или будешь счастливым, или станешь философом. Человеку, столь увлечённо познающему устройство мира, действительно пора бы уже постичь и что такое страсть, супружество, тот особый таинственный мир, скрытый от него, непознанный.

Поддался на глупый спор. После возвращения из похода выберет на танцплощадке самую красивую девушку, и она, не успев глазом моргнуть, выйдет за него замуж.

Спор выиграл. Девушку-красавицу выбирали компанией. Совсем юная. Едва окончив школу, согласилась выйти замуж за высокого стройного офицера приятной наружности с благородными чертами лица, светлыми глазами и ясным взором. Так одной семейной парой стало больше на свете, богатом разными парами, но весьма бедном любовью и уважением. Началась совместная жизнь. Родился сын. Жена посвятила себя воспитанию ребёнка, ожиданию мужа из походов. А муж оказался типичным Водолеем, который не любит, когда его стесняют определёнными обязательствами. Женившись, он тут же загрустил по установленному ранее образу жизни. Ведь он свободолюбив, его интересует всё, что ещё не познал. Такому нужна жена, с которой можно говорить не только о любви, но и (предпочтительнее) обо всех мировых проблемах. Его жена подобные разговоры не поддерживала; он увлёкся философией…

Так шло и прошло двадцать лет. Вырос сын. Тоже поступил в Высшее военно-морское училище, но чтением не увлекся. Философ вышел в отставку. В домашнем уюте он томился. Встреча со мной и стала для него отдушиной. Наконец-то он мог излить всю широту своих нестандартных взглядов и непопулярных идей.

Был он  намного старше меня. Обращались мы друг к другу уважительно на «Вы», называя по имени и отчеству. Никакой фамильярности в отношениях друг к другу не допускали. Мы работали!

Постепенно ко мне пришло прозрение. Я знаю, как! Я могу моделировать поведение исследуемой мной сложной самоорганизующейся системы! В научных сборниках появились мои новые статьи. Специалисты, прибывшие с Дальнего Востока ознакомиться с работами, удивлены: «Автор – женщина?»

Наконец, похвала от философа:

– Дом построен на прочном фундаменте!

Подарок – фолиант с надписью: «Сцеволе!»

– Почему «Сцеволе»? – интересуюсь я.

– Несгибаемой, – поясняет он и тут же добавляет: «Подробности – в истории Древнего Рима».

Пришлось пополнить свои знания по этому вопросу. Сцевола — прозвище "левша", а почему римский патриций получил его есть легенда: "Конец VI века до н. э. Этрусский царь Порсена готовит нападение на Рим. Из Рима в лагерь противника направлен патриций Гай Муций. Он долго отговаривает Порсену от его намерения. Тот непреклонен: "Рим должен пасть!" Исчерпав все доводы, Муций протянул правую руку в огонь, разведённый на алтаре , и держал её там, пока она не обуглелась. Несгибаемость Муция так поразила этрусского царя, что тот отпустил патриция, а с Римом заключил мир. Гай Муций стал легендарным Сцеволой".

Довольный нашим результатом философ отправился  в санаторий, а наша совместная работа повлекла за собой несколько неожиданное последствие. Мне теперь предстояла встреча с его разгневанной женой.

На мой звонок дверь открыла ухоженная женщина. Некоторое время мы молча уставились друг на друга. Любопытство неистребимо! Секунды две длилось молчание, но показалось длинным, как зимняя ночь. Передо мной стояла  женщина с недовольным выражением лица. Я невольно задалась вопросом: «Где же былая красота?», затем, несколько оправившись,  торопливо улыбнулась, давая понять, что не враг стоит, поздоровалась, представилась и начала объяснение прямо у порога:

– Выслушайте меня, пожалуйста. У меня с вашим мужем только умственные отношения, – звучало нелепо, но ничего лучшего я не смогла придумать.

Слушать мои доводы женщина не желала, и они разбились о каменную стену её миропонимания.

– Красавица! С родинкой на груди,– обиженно процедила она, явно считая меня красавицей в кавычках.

– Да нет у меня никакой родинки! Это же фантазия! Поймите…

Она прервала меня:

– Вернётся муж, я ему устрою фантазию!

– Разве же вы не понимаете?

– Куда уж мне понять! – передо мной захлопнулась дверь.

Женщина уже не могла себя сдерживать. Взгляд, подобный пощёчине, и срыв в хлопнувшую дверь…

– Уф-ф-ф! – перевела я дух, тоскуя от бессмысленности своего визита.

Мне стало жаль и философа, и его жену. Оба они не приняли друг друга такими, как они есть, не поняты и одиноки. За его мыслями ей не угнаться, но она и не стремится к этому. А он не оценил по достоинству доставшуюся ему природную красоту, и та увяла со временем, не принеся счастья.

Я благодарна философу за пробуждение во мне творческого потенциала. Считая меня своим творением, он сочинил фантастический любовный роман с героиней, имя которой соединило наши фамилии без моего на то согласия, но я не держу на него обиду. Сожалею лишь о том (отчасти из любопытства, а более из любви ко всему таинственному), что мне не удалось ознакомиться с романом, сочинённым философом. У него такое богатое воображение, что придумать что-нибудь, тем более невероятное, пожалуй, не составило особого труда. Фантазёр!


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.