Смоленск. Начало истории

Смоленск: начало истории

История Смоленска своими корнями уходит вглубь веков. Ее отсчет ведется с 863 г. – первого датированного упоминания в Устюжском летописном своде, где сказано, что Смоленск «град велик и мног людьми». Город возник на древнем торговом водном пути «из варяг в греки» – из Балтийского в Черное море. Правда, наиболее ранний культурный слой, обнаруженный на территории современного Смоленска (в районе Соборной горы) относится к XI в. Ученые давно уже высказали предположение, что первоначально Смоленск – племенной центр кривичей – располагался в 10–12 км западнее современного города, в Гнездове, где находится комплекс археологических памятников – около 2900 (раньше их было более 4000) курганов, которые насыпались с конца IX по начало XI вв. Позднее, с принятием христианства и утверж-дением централизованной княжеской власти, город, по-видимому, был перенесен выше по Днепру. Как бы то ни было, но уже в середине X в. византийский император Константин Багрянородный писал, что  «каждую весну в Киев приходили торговые караваны с севера – из Новгорода, Смоленска, Любеча и других городов русских – и отсюда направлялись в Константинополь». Интересно, что одна из версий происхождения названия города утверждает, что топоним «Смоленск» восходит к слову «смола», которую, в частности, использовали для ремонта судов. Никифор Мурзакевич писал: «Смоленск получил свое название от смолян, гнавших смолу... соседи и те, кои покупали оную для смоления водоходных судов, прозвали их смольянами, а селение Смоленец называлось». Одной из интереснейших находок, сделанных при раскопках гнездовских курганов, является глиняный сосуд первой половины Х в. с древнейшей славянской надписью «Гороухща», свидетельству¬ющий о том, что письменность на Руси существовала еще до введения христианства.
Смоленск крестился в 1013 г. А в 1101 г. на Соборной горе в детинце был воздвигнут первый каменный христианский храм Владимиром Мономахом, под власть которого отошел Смоленск еще в 1070-х гг. Но между этими важными датами произошло еще одно знаменательное событие. В 1015 г. в бухте малого притока Днепра, речки Смядыни, протекавшей в западном предместье города, был убит муромский князь Глеб, один из сыновей Владимира Святославича, князя киевского.
5 сентября 1015 г. ладья муромского князя причалила в Смядынской бухте, куда вслед за ней вошли лодки подосланных Сятополком Окаянным убийц.
По приказанию наемников повар Глеба заклал своего господина (перерезал ему горло ножом), как «агнца непорочного и невинного»... В летописи, рассказывающей об этом событии, написано, что Смядынь «зримо из города». Следовательно, это место еще не было заселено, но город уже разрастался на южном берегу Днепра у подножия Соборной горы. Через несколько лет Глеб и его убитый на реке Альте брат Борис были канонизированы. Они стали первыми русскими христианскими святыми.
В первой половине XII в. на Смядыни был основан Борисоглебский монастырь, ставший крупным духовным центром не только Смоленской земли, но и всей Руси. В XIX в. среди его развалин была найдена вытесанная из белого известняка гробница смоленского князя Давыда Ростиславича, двор которого располагался на Смядыни. Давыд Ростиславич, получивший в крещении имя Глеб, чтил святого Глеба как своего небесного покровителя. Со времен князя Давыда Смядынь стала именоваться «вторым Вышгородом», князь перевез сюда раки святых Бориса и Глеба, что подняло значение смоленского Борисоглебского монастыря в глазах русского на¬рода.
Недалеко от Смядынской бухты Давыд Ростиславич возвел храм, освященный во имя Архангела Михаила, предводителя небесного воинства. Русские князья чтили его как покровителя своих дружин. Имя Давыда и его брата Рюрика упоминается в «Слове о полку Игореве»:
Ты, буй Рюриче и Давыде!
Не ваю ли вои злачеными
шеломы
      по крови плаваша?
Не ваю ли храбрая дружина
рыкают,
 аки тури, ранены саблями
 калеными на поле незнаеме?
Вступита, господина, в злата
стремень
За обиду сего времени,
за землю Рускую,
за раны Игоревы, буего
Святославича!
Возведенная князем Давыдом Ростиславичем церковь Архангела Михаила примечательна еще и тем, что является ярким образцом храмового строительства местной, смоленской школы зодчества. Храм, словно прекрасная птица на взлете, неудержимо устремлен ввысь.
XII–начало XIII вв. – время расцвета Смоленского княжества, начало которому положили отец Давыда Ростиславича, Ростислав Мстиславич, и брат Роман Ростиславич. Князь Ростислав, внук Владимира Мономаха, правивший в Смоленске в 1125–1159 гг., учредил епископию, передав церкви детинец на Соборной горе со всеми строениями, возвел мощную деревоземляную крепость вокруг города (1136 г.), вел каменное строительство в Смоленске. Его сын Роман прославился как покровитель образования. Будучи «вельми учен всяких наук»,  он основал в Смоленске городские училища, в которых преподавали учителя из Западной Европы и Византии.
В Смоленске в XII – нач. XIII вв. насчитывалось 30–35 тыс. жителей, было 5 монастырей, при которых существовали большие библиотеки, более 35 каменных храмов. О широком  распространении грамотности в народе свидетельствуют найденные археологами берестяные грамоты и граффити на стенах каменных храмов.
В первой половине XIII в. на Смоленское княжество обрушиваются одна беда за другой. Начинаются междоусобные распри. В 1230–1232 гг. в городе свирепствовал страшный мор, от которого погибло почти все население Смоленска – 30 тыс. человек. В это же время Русь вступила в полосу суровых испытаний: на ее землю «явились народы, и никто не знал, кто они и откуда пришли, каков их язык и какова их вера – по названию татары...».
В 1238 г. татары подошли к Смоленску, и хан Батый, как сообщает один древнерусский источник, «ста от града за 30 поприщ, и многи святыя церкви пожже и християн поби и твердо вооружашеся на град той».
У стен города произошел бой, в котором смоляне одержали победу.
Ослабленное Смоленское княжество постоянно подвергалось нападениям литовских отрядов. В 1248 г. они захватили Рудню и Рославль, в 1359 г. – удельные города Смоленского княжества, территория которого примерно в 3 раза превосходила по площади нынешнюю Смоленскую область, – Мстиславль и Брянск.
В 1387 г. на смоленской земле вновь разразился ужасающий по своим масштабам мор. В столице княжества осталось в живых всего лишь несколько человек, которые покинули город, затворив за собой ворота крепости. Некоторое время Смоленск оставался безлюдным. Однако борьба за смоленские земли не утихала. Опасность грозила со всех сторон. В Онежской псалтыри, написанной в конце XIV в. монахом Лукой Смолянином, среди множества миниатюр есть такой аллегорический рисунок: мечущийся заяц в окружении готовых вцепиться друг в друга хищников – льва, медведя, барса и чудища-антихриста. Исследователи полагают, что автор рисунка Лука Смолянин изобразил в образе зайца положение своего родного Смоленского княжества, на которое одновременно зарились Литва, Москва, Тевтонский орден и татары.
В 1404 г. литовский князь Витовт после двухмесячной осады захватил Смоленск, который на 110 лет оказался под властью Великого княжества Литовского. Примечательным событием этого периода смоленской истории явилось участие смоленских полков в Грюнвальдской битве 1410 г. с рыцарями Тевтонского ордена. В решающий момент сражения эти полки своим мужеством и героизмом изменили его ход в пользу объединенных сил Польского королевства и Великого княжества Литовского, в составе которых они сражались. Вот как об этом пишет хронист Ян Длугош: «В этом сражении... русские воины – смоляне, со¬ставлявшие три хоругви, упорно сражались и одни не приняли участие в бегстве, заслужив этим бессмертную славу. Хотя один полк и был разбит, а его знамя свалено на землю, два других полка, как подобает мужам и воинам, сражались врукопашную и вышли победителями, соединившись потом с польскими войсками».
Весной 1440 г. смоляне подняли восстание против литовского наместника, прологом к которому послужили события в Литве и наступление на права православного населения Великого княжества Литовского, составлявшего более половины его жителей. Выступление смоленских «черных людей», утопивших коменданта крепости в Днепре, получило название «великой замятни». Прогнав литовских ставленников, смоляне избрали своим воеводой князя Андрея Дорогобужского, а правителем-государем мстиславского князя Юрия. И только на следующий год литовцам удалось вернуть город под свою власть.
Со второй половины XV в. крепнущее Русское централизованное государство начало военные действия, направленные на присоединение смоленских земель. После нескольких неудачных походов, предпринятых в течение 14 лет, Смоленск был взят лишь в 1514 г. московским князем Василием III.
С этого времени он становится щитом Московского государства, ключом-городом к Москве. Говорили, что кто владел этим ключом, тот считал себя хозяином всей страны. Оттого Смоленщина не раз становилась ареной ожесточенных сражений, тем канатом, который на протяжении последующих веков перетягивали соперничающие сто¬роны.
Несмотря на продолжительный срок, в течение которого Смоленщина входила в состав Великого княжества Литовского, в сознании народа утвердилась мысль, что смоленская земля является неотъемлемой мастью Московского государства. Это, в частности, отражено в фольклоре. В известной исторической песне «Земский собор» московский царь держит совет с боярами, уступать ли ему Смоленск полякам или с сознанием собственной исторической правоты отвоевывать его. Похоже, правда, государь в душе давно уже принял твердое решение: тех бояр, которые убеждают его, что Смоленск «не московско строеньице – литовско», царь велит «казнити», а по нраву ему приходятся речи боярина Мило¬славского, заявившего на соборе:
А Смоленец-то ведь город очень крепок,
Во Смоленце золотой казны бессчетно
Не литовское строеньице – московско!
Смоленск и впрямь в XVI–XVII вв. можно было назвать «московским строеньицем». Городскую крепость заложил Борис Годунов, строил каменных дел государев мастер Федор Конь, защищал московский боярин воевода Шеин...


Рецензии
Приветствую Вас, Вера!
Прочитал с искренним интересом. Многое для меня ново. Историю Смоленска я не знаю. Но всегда было такое чувство, что этот город обделён вниманием российских историков. Он действительно резко отличается и от Московии, возникшей на финских землях, и от Новгорода, где было польско-шведское влияние. В моём представлении Смоленск древний - окраина Руси несмешанной.
И второе. Когда-то я писал в газете о фронтовике, награждённом орденом Ленина. Как он его получил? Был танкистом и участвовал в первом в той войне жутком танковом сражении под Смоленском. Именно там немцы впервые почувствовали,что это - не Европа, покорно сложившая лапки. Бой длился с утра до вечера, в такой пыли и гари, что солнце померкло. Ярость была взаимной, и никто не победил.
А вечером приехал генерал и вручил оставшимся в живых ордена Ленина. Без всяких приказов и удостоверений. Вот и был у моего героя вроде бы незаконный орден. Я написал правду, и после проверки "награда нашла героя".
Вам,Вера, как краеведу,возможно, это будет интересно.

Виктор Ахинько   30.10.2012 13:56     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор!
Спасибо за отзыв. Смоленск (Смоленская земля) три раза за свою историю был полностью (что называется, до основания) разрушен и сожжен иноземцами - Смутное время, 1812 год и ВОВ. И каждый раз его заново, терпеливо и упорно, восстанавливали из руин. Это не могло не отразиться на мировосприятии и психологии смолян. Ваш рассказ очень интересен и характерен, я знаю множество ярких примеров мужества и героизма, проявленного нашим народом на Смоленской земле. Это земля, густо политая кровью.

Вера Суханова 1   31.10.2012 12:35   Заявить о нарушении
Вера, извините, что дополняю ваше рассуждение. Очень здорово, когда люди интересуются историей и не безразличны к этому. Моя история - это буквы и вы сейчас поймёте сходство. Смоленск - мол и лом, Лен две "с" и "к". Начало.
Начало городу даёт его название как имя даёт начало человеку. Город и дорога, а дорог он из-за памяти. Москва и Киев не Смоленск. Смола для смазки и сосна на "сос". Городов много в России и каждый дорог ей.
Москва основоположница России из-за буквы. Москва и "ква" и буква, но сом - мос нема. Сом два уса и Санкт-Петербург. Третья столица будет - Севастополь.
Название и имя как назвали, такая и судьба. Буква - это мировое господство не мирное. Мирное оно станет, когда все поймут и перестанут соревноваться.
Победа и беда, "по" и пропала "л". В Смоленске эта буква есть. Любить не значит побеждать, просто ждать и надеяться надо.
Надежда возродила веру и ваше имя об этом говорит. Вера и сера, которая в ушах. Говоришь как вор и горишь, любовь понятна без слов. Человек, который пишет, значит любит. Писать не говорить, а понимать не значит повторять.

Даша Новая   05.12.2015 11:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.