Глава 19. Первые уроки

На следующее утро Герда встала рано. Остальные еще спали, кроме Николя, который ни свет ни заря куда-то ушел, и  Эглаборга, который уже стряпал на кухне. Герда решила ему помочь. Неудобно, что он готовит, подает, баню топит, водит везде, а они воспринимают это как должное.
На кухне царил образцовый порядок. Пол сиял чистотой. На многочисленных полках аккуратными рядами выстроились горшки и склянки с нацарапанными на стенках непонятными надписями. Под потолком висели пуки сушеных трав, связки лука, в углу ютились большие деревянные кадки, над камином кипел котел. Эглаборг стоял возле стола у противоположной стены и готовил завтрак. На стене на крючках висели ножи, серпы и еще какие-то диковинные инструменты. В многообразии форм и размеров наблюдалась неуловимая система - все располагалось на своих местах, и целитель быстро находил нужные ему вещи.
- Что-то вы рано, - Эглаборг заметил Герду, когда оторвался от готовки, чтобы утереть выступивший на лбу пот.
- Я не привыкла спать так долго, - пожала плечами она. - Можно вам помочь?
- Не стоит, - тут же отмахнулся целитель. Он явно не терпел на своей кухне посторонних.
- Пожалуйста, я обещаю быть аккуратной. Позвольте хоть что-нибудь сделать, чтобы я не чувствовала себя бесполезной нахлебницей.
Поняв, что спорить бесполезно, Эглаборг вручил ей маленький ножик и попросил мелко покрошить разных трав, а потом растолочь в ступе сушеные грибы и лесные орехи. С этим Герда справилась легко и быстро. Тогда целитель поручил ей новое задание: смешать в чашках жидкости из разных кувшинов, строго соблюдая указанные меры.
- Вся хитрость в приготовлении снадобий - не ошибиться в пропорциях. Ведь чаще всего лекарства - яд, просто он используется в малых количествах, а дополнительные ингредиенты нейтрализуют вредные свойства. Если яда положить слишком много, нейтрализатора мало - больной отравится, наоборот - лекарство не подействует. Поэтому нужно быть предельно внимательным во время работы.
Проникшись важностью задачи, Герда аккуратно отмеряла и тщательно перемешивала разные ингредиенты до однородной массы.
- У вас неплохо получается, - похвалил Эглаборг, пристально наблюдавший за работой, чтобы вовремя все исправить, если Герда ошибется.
- Это оттого, что я отражаю ваш дар?
- Не думаю. Я бы почувствовал. Дар целителя не в том, чтобы готовить снадобья или собирать травы. Этим могут заниматься травники без дара. Искусство целителя в том, чтобы понять, что происходит с человеком и как ему можно помочь, причем не обязательно снадобьями. Иногда разговор по душам оказывается гораздо действенней, чем любое зелье. А порой встречаются такие болезни, против которых лекарства бессильны. Тогда лечить приходится наложением рук, когда ты буквально влезаешь в тело больного и пытаешься подправить его изнутри. Я, правда, не люблю этот способ. Он очень рискованный и отнимает слишком много сил, но иногда без него не обойтись.
Герда удивленно моргнула - ей в голову пришла странная мысль:
- Так могут только целители?
- Вы про мастера Николя? - Эглаборг быстро догадался, куда она клонит, и помрачнел. - Когда он обучался в Храме Ветров на Островах Алого восхода, то перенял у местных жрецов несколько тайных духовных практик. Мне их доверять не стали. Да я и не стремился. Есть в них что-то противоестественное.
Герда пожала плечами. Уж она бы никогда не упустила шанса узнать нечто тайное. Перед мысленным взором пронеслась постыдная сцена в лесу близ Будескайского замка. Нет, конечно, не такое тайное, а что-нибудь по-настоящему важное и нужное.
- А кто болеет? - спохватилась Герда, поняв, что не знает главного.
- Никто. Это для всех. Для вас, чтобы восстановить энергию вашего дара, для госпожи Майли, чтобы избежать повторных припадков, для Вожыка, чтобы не реагировал на все так остро, для мастера Николя...
- Зачем? – Герда нахмурилась. Неужели с ним тоже что-то не так?
- У него очень нестабильный дар. К тому же мастер Николя привык пользоваться им в полную силу, а это требует определенной подпитки извне. Кстати, это относится и к мастеру Финисту. Когда он только приехал, было очень заметно, что зверь внутри изгрыз его полностью. Конечно, после отдыха ему стало легче, но все же не следовало отказываться от моей помощи. Может, вы попробуете его уговорить?
- Я попытаюсь, - неуверенно ответила Герда. Их отношения с Финистом сильно накалились за последнее время. Она сомневалась, что после всего он станет ее слушать.
Вскоре завтрак был готов. Финист, Майли и Вожык встали, а Николя вернулся с утренней прогулки, и все дружно уселись за стол. Ели в полной тишине. Если вчера Майли еще пыталась завести непринужденную беседу, то теперь поняла всю тщетность этой затеи. И тоже молчала, лишь изредка с опаской поглядывая то на Николя, то на Финиста. Те с одинаково хмурым видом уставились в тарелки и пережевывали пищу настолько сосредоточенно, что казалось, они поглощены решением невероятно важных проблем. Герда с Вожыком перекинулись парой коротких фраз: кто как себя чувствует, какой видел сон, вкусная ли еда. 
Когда завтрак закончился, все молча разбрелись по своим комнатам.
Первым делом Герда высыпала на кровать содержимое дорожной сумки, чтобы проверить, что осталось от пожитков. Николя нашел ее на плато после нападения ненниров и оставил в комнате Герды. Она обнаружила приятный сюрприз только вчера вечером, но разбирать не стала - отложила до утра.
Вещей оказалось не так много, тем более нужных, а не мусора, вроде ветхой одежды, сношенной обуви и черствого хлеба. Остался, правда, кинжал Хозяйки леса, книжки и самое главное сокровище - дневник Лайсве. Герда успела изучить лишь малую часть и была уверена, что в нем еще можно найти много занимательных историй. Разложив вещи, она собралась что-нибудь почитать. Сидеть в библиотеке не хотелось, а забирать книги к себе было боязно - если Николя разрешил их читать, это не значит, что их можно выносить. Сейчас Герда колебалась между дневником и книжкой про оружие. Она хотела поискать там что-нибудь про кинжал Хозяйки. А вдруг он и впрямь волшебный?
От необходимости выбирать избавил стук в дверь. Приотворив ее, внутрь робко заглянул Вожык.
- Можно? - спросил он, стоя на пороге. Герда кивнула и подбадривающе улыбнулась. Вожык сел рядом на кровати.
- Что-то случилось? - спросила она, заметив встревоженное выражение на лице мальчика.
- Не хочу, чтобы меня учил Финист, - хмуро ответил он. - Хочу, чтобы ты занималась со мной как раньше.
- Я не могу. Я ведь сама толком ничего не знаю, а все, что мы с тобой делали... Посмотри, куда нас это завело.
Вожык понурился.
- Ты несправедлив к Финисту. Он отличный учитель и обязательно тебе поможет, как помог Ждану с Дугавой. Вот увидишь.
- Я ему не нравлюсь. Мы живем в одной комнате, но за все это время он со мной и словом не перемолвился.
- Наверное, еще не обвыкся. Не суди его строго - ему тоже нелегко приходится. Просто дай ему шанс. Я поговорю с ним, попрошу, чтобы был к тебе внимательней. Уверена, у вас все получится.
- Даже мастер Николя был бы лучше, - упрямо ответил Вожык.
Дверь снова распахнулась. Словно почувствовав, что разговор зашел о нем, на пороге показался Охотник.
- Собирайся. Оденься потеплей и захвати у Эглаборга обед и флягу с теплым питьем, - велел он Герде. - Нам пора.
- Куда? - послышался из коридора недовольный голос Финиста.
Николя, не оборачиваясь, закатил глаза.
- На занятия.
- Почему вы не можете остаться тут?
- Потому что я так решил.
- Но на улице холодно.
- Спасибо, а то я сам не знал. Послушай, что ты тут забыл?
- Я хотел поговорить с Гердой.
- У тебя есть свои ученики. Вот с ними и разговаривай, а ее оставь в покое.
Воздух накалился настолько, что, казалось, вот-вот начнет искрить. Герда поспешила вмешаться:
- Пожалуйста, не надо из-за меня ругаться. Мастер Николя, позвольте мне поговорить с Финистом. Мне очень нужно ему кое-что сказать. Это не займет много времени.
- Если так нужно, - нехотя согласился Охотник. Они с Вожыком вышли, оставив Финиста наедине с Гердой.
- Послушай... - начали они вместе и осеклись.
- Ты давай, - предложила Герда.
- Лучше ты.
- Я хотела попросить, чтобы ты был внимательней к Вожыку. Я понимаю, тебе нелегко обучать пирокинетика, но он очень сообразительный и старательный. Сделает все, что скажешь. Помоги ему. Я знаю, ты сможешь. Ты ведь даже меня драться научил.
- Конечно, - Финист широко улыбнулся. - Я сделаю все, что смогу.
По мечтательному виду Герда поняла, что его голова занята отнюдь не обучением.
- Что ты хотел мне сказать? - поспешила напомнить она, боясь заставлять Николя долго ждать. А вдруг он и на нее рассердится?
- Это насчет Охотника, - Финист тут же посерьезнел. - Будь с ним осторожна. Он нехороший человек и может воспользоваться твоей наивностью.
- Я не настолько наивна, чтобы этим могли воспользоваться. А мастер Николя ничего дурного никому не сделал.
- Это пока. Ты не знаешь порядков Компании. Высокопоставленные офицеры часто используют людей для достижения своих целей, не считаясь с их мнением и безопасностью. Я просто боюсь, чтобы ты не оказалась в центре интриг.
- Какие могут быть интриги с моим участием? Я дочка лесника. И дар у меня очень слабенький. Не представляю, как мной можно воспользоваться. А мастер Николя никогда до интриг не опустится. Уж это я знаю точно.
- Ты слишком доверчива и добра, - сокрушенно покачал головой Финист. - Будь осторожна. Если тебе что-то покажется подозрительным,  скажи. Я найду способ тебя защитить.
- Финист...
Он упреждающе поднял руку и вышел. Герда постояла некоторое время, приводя мысли и чувства в порядок, а потом начала суматошно собираться. Николя наверняка придет в ярость от того, что она так надолго задержалась.
Как ни странно, Охотник ругаться не стал. Наоборот терпеливо дождался, пока она зашнуровала сапоги, и заботливо накинул на плечи плащ. Герда снова стушевалась - не привыкла, не знала, как реагировать. Николя не стал заострять на этом внимание, а поскорей повел ее за собой на улицу в сторону леса.
Шли молча. Герда ждала, что Охотник расскажет, куда и зачем они идут или хотя бы поинтересуется, о чем она говорила с Финистом, но Николя упрямо двигался вперед, лишь изредка оборачиваясь на свою спутницу. Остановились на плоской вершине холма, где была расчищена площадка под костер, вокруг которого лежали большие бревна для сидения. Николя едва заметно махнул кистью левой руки. С двух бревен слетел снег, и они подкатились ближе к костру друг напротив друга. Герда удивленно открыла рот. У Охотника такой же дар, как у Ждана, левитация? Но у Ждана так легко и быстро не вышло бы.
- Вы истинный телекинетик? - восхищенно выдохнула она.
- Есть немного, - скромно ответил Николя и добродушно улыбнулся. - Садись. Будем учиться правильно дышать.
- Я уже училась этому вместе с Вожыком, - ответила Герда, радуясь, что тоже смогла его удивить.
- Хорошо, тогда покажи.
Они устроились на бревнах друг напротив друга. Герда втянула в легкие обжигающе холодный воздух, так же медленно выпустила и принялась про себя считать вдохи и выдохи. Это было очень нелегко, потому что Николя взял ее за руку, нащупал пульс и пристально уставился в глаза.
- Ладно, хватит, - Охотник убрал руку. - Ты все неправильно делаешь. Распрями спину, не сутуль плечи, подними голову. Почему ты ее все время опускаешь? Если не можешь держать прямо, то просто отклонись назад, так у тебя спина сразу выпрямится. Хорошо. А теперь расслабься, закрой глаза и дыши глубоко.
Николя положил ладонь ей на живот. Герда внутренне сжалась, но сделала все, как было сказано. Вздох выдался тяжелым и неровным, а выдох и того хуже. Она открыла глаза и вопросительно глянула на Охотника.
- Попробуй еще раз, - велел Николя. - Ты не расслабляешься. Расслабься!
Герда попробовала еще раз. Николя взял обе ее руки в свои и тоже закрыл глаза. Она не знала, сколько они так просидели, но в конце концов стало скучно. Герда открыла глаза. Охотник продолжал сидеть с отрешенным видом. Она уже наблюдала его в похожем состоянии в библиотеке, только тогда он проделывал это с открытыми глазами. Словно Николя есть, и его нет одновременно.
- Почему при нашей первой встрече на плато вы солгали насчет того, кто вы? Вы же видели, что я вас узнала, - Герда начала задавать мучившие ее вопросы, которые не решалась озвучить до этого.
Николя поморщился и тоже открыл глаза.
- Потому что то имя, под которым ты знала меня раньше, не стоит произносить вслух. Все считают, что Николас Комри умер. И это к лучшему. Пожалуйста, не рассказывай никому о том, что тебе известно. А теперь давай продолжим, - Охотник замолчал и снова закрыл глаза. Герда поспешила последовать его примеру.
Снова стало скучно. Сколько можно сидеть, ничего не делая?
- Что еще говорил мой отец? Он упоминал своих родителей?
- Ничего, Герда, ничего. Мы едва успели парой слов перекинуться. Сомневаюсь, что он стал бы рассказывать о своих связях со Стражами первому встречному. Пожалуйста, давай не будем отвлекаться.
Герда разочарованно кивнула и опять попыталась сосредоточиться на дыхании. Когда сидеть смирно стало совсем невмоготу, она начала раскачиваться взад-вперед, как маятник. Николя скрипнул зубами точь-в-точь как Финист. Это напомнило об еще одном невыясненном вопросе.
- Почему Финист думает, что вам и Компании нельзя доверять?
- Почему бы не спросить об этом у него? Откуда мне знать, отчего он такой мнительный?
Николя явно начал терять терпение. Почему у мужчин его так ненадолго хватает?
- Пожалуйста, давай сосредоточимся на упражнении и не будем отвлекаться на всякую ерунду.
Герда в который уже раз честно попыталась расслабиться, но тело словно само не желало успокаиваться. Хотелось ерзать и крутиться. От скуки Герда начала про себя напевать мелодии знакомых песенок, которые часто играли на праздниках в Дрисвятах. И сама не заметила, как стала кивать в такт крутившейся в голове музыки.
- Герда! - прикрикнул Николя. Она вздрогнула и открыла глаза. - Это просто невозможно. Ты постоянно дергаешься и разговариваешь. Так нельзя. Сила ветра в молчании.
- Так мой дар тоже относится к стихии ветра?
- Да. Я привел тебя сюда, чтобы ты смогла его ощутить, но ничего не получается, потому что ты не хочешь расслабиться. Требуется только сидеть молча, считать вздохи и слушать ветер.
- Простите... Видно, мой дар слишком слабый и я не могу ничего услышать.
- Да причем тут это? Ветер может слышать даже самый обычный человек.
Герда понурилась. Обидно, что все началось с провала. Эта учеба будет совсем не такой веселой, как она представляла.
- Ладно, если ты устала, давай прервемся и поедим, - предложил Николя.
Герда достала из сумки врученный Эглаборгом сверток с кусочками вяленого мяса и хлеба, взяла себе совсем чуть-чуть, а остальное отдала Охотнику.
- Тебе следует больше есть, чтобы восстановить силы после истощения, - недовольно заметил он.
- Я не привыкла, - тихо ответила Герда.
- Пора бросать старые привычки.
Она потупилась. А толку, если это все равно временно, и что будет дальше, она не знает?
- Почему ты такая скованная? - нахмурился Николя, так и не дождавшись ответа. - Раньше ты такой не была.
- Откуда вы знаете, какой я была раньше? Вы ведь гостили у нас совсем недолго и не успели понять, какая я на самом деле, а я не успела узнать вас.
Герда грустно замолчала и приложила к губам флягу с теплым еще компотом.
- Давай это исправим. Ты честно и не стесняясь ответишь на мои вопросы, а я на твои. Идет?
Герда пожала плечами. За себя она была уверена, а вот сдержит ли свое слово Охотник?
- Почему ты такая грустная? - задал Николя первый вопрос.
- Скучаю по дому, по отцу. Даже сороковник по нему справить не успела, а теперь вряд ли на могилу когда-нибудь приду, - Герда отвернулась, чтобы смахнуть некстати выступившие слезы.
- Я тоже скучаю, - вдруг разоткровенничался Охотник. - Мой дом на другой стороне пролива. В ясную погоду отсюда даже берег виден, но дорога туда для меня навсегда закрыта. А я ведь с ним, со своим отцом, даже не попрощался перед отъездом. Все надеялся вернуться домой прославленным воином, но возвращаться было уже некуда.
Взгляд Николя сделался мутным и далеким, будто его слова вызывали к жизни болезненные воспоминания. Герда протянула руку и накрыла его ладонь своей. Дальше ничего говорить не стоило - она не хотела видеть выражение горечи на его лице.
- Твой вопрос, - быстро взяв себя в руки, сказал Николя.
Герда задумалась. Стоило Охотнику согласиться искренне ответить на любой даже самый каверзный вопрос, как они все из головы вылетели. Что же такое важное она хотела спросить?
- Почему вы выбрали в ученики именно меня? - с трудом собравшись с мыслями, заговорила Герда. Николя моргнул.
- В компании на одного человека положено не больше двух учеников. Ни к чему усложнять Финисту задачу.
- Я не об этом спрашивала. Я спросила, почему вы выбрали именно меня, а не Майли или Вожыка. Финист говорит, что он неподходящий учитель для пирокинетика. Вы бы справились с ним гораздо лучше.
- Ты бы хотела, чтобы тебя обучал Финист?
- Не отвечайте вопросом на вопрос!
- Гррр, хорошо. Мне показалось, что для тебя Финист будет еще худшим учителем, чем для пирокинетика. Он провел с тобой столько времени и даже не попытался хоть чему-то научить.
Стало непереносимо обидно, что Николя отзывался о Финисте с таким пренебрежением.
- У него не было времени. И он учил меня.
- Чему? – напрягся Охотник.
- Драться на палках.
- Серьезно? - не смог сдержать смеха Николя.
Герда обиженно поджала губы. Зачем она это сказала? Теперь он еще долго над ней потешаться будет. Ну, какой из нее боец?
- Он хотел научить меня защищаться, после того как... - Герда собралась с духом и выпалила на одном дыхании: - как Вальдемар на меня напал.
Охотник поперхнулся собственным смехом и замолчал, пристально глядя на нее.
- Между тобой и Финистом что-то есть?
- Что? - ошарашено переспросила Герда. Что это за вопрос такой?
- Ты о нем так беспокоишься, вот я и подумал...
- Нет, - она оборвала его на полуслове.
- И не было? - не унимался он.
Герда прикусила губу. Она не хотела отвечать на этот вопрос.
- Так все-таки было?
- Он поцеловал меня... - глаза Николя округлились. - Всего два раза.
- И?
- Что и?.. Больше ничего не было.
Николя выгнул бровь. Герда от стыда закрыла лицо руками. Ничего, сейчас она такой вопрос задаст!
- Вы обо мне вспоминали? - предельно спокойным тоном спросила она, снова открыв лицо.
- Что? - Герда с ликованием заметила, что выражение лица Охотника стало слегка озадаченным.
- За эти десять лет вы хоть раз обо мне вспоминали? - четко повторила она.
- Один раз, может, и вспоминал, - пожал плечами он и хитро прищурился: – Когда спасался от кровавых клещиков-пищалок в дикой тайге Сайберы.
Герда задрожала от вскипевшей внутри ярости, незаметно набрала в руку снега и слепила снежок:
- Что это за ответ?
- Какой вопрос... - начал он с самым невозмутимым видом.
Герда не выдержала и запустила снежок в ехидно ухмыляющееся лицо. Ей удалось застать его врасплох, и снаряд врезался прямо в щеку.
- Ах так! - разозлившись, воскликнул он, но прежде, чем успел что-нибудь предпринять, еще один снежок ударил его в грудь. Не медля больше ни секунды, Николя тоже начал лепить снежки и швырять их в Герду. Они еще долго бегали друг за другом, забавляясь и весело смеясь.
- Вот ты и расслабилась, - одними губами улыбнулся Николя, когда они, оба уставшие и раскрасневшиеся, повалились на покрывало.
Герда понурилась. Так игру с вопросами он затеял только ради того, чтобы она раскрылась для учебы? Душу словно подернуло ледяной стужей. Герда поежилась, посильней закуталась в плащ и отвернулась.
- Эй, ну что опять? - Николя коснулся ее плеча и развернул к себе. - Да ты вся промокла! Холодно?
Она безразлично пожала плечами. Значит, кровавый клещик-пищалка.
Николя печально вздохнул, растеряв всю веселость:
- Пожалуй, на сегодня хватит. Пора возвращаться.
Он взял Герду за руку и отвел домой.
Первым делом она отправилась к себе переодеться, а Николя ушел в город по делам. Оставшись одна, Герда тихонько заглянула в остальные комнаты на этаже. За первой дверью находилась спальня Николя. Мебели, строгой, без всяких украшений, в ней было совсем немного: кровать у стенки, смежной с комнатой Герды, рядом тумба, напротив платяной шкаф и зеркало - хотя само помещение показалось очень просторным. Никаких вещей, кроме одежды, Герда не заметила. Наверное, Николя здесь только спит. Значит, еще должен быть кабинет, где он работает. Взглянуть бы на него хоть одним глазком. Говорят, по личным вещам о человеке можно узнать все. Как бы хотелось, чтобы это было правдой. Заглянул в комнату, а там все мысли, все ответы, прямые и честные, без увиливания и хитростей.
За следующей дверью оказалась комната, очень похожая на кухню по обстановке с пучками сушеной травы под потолком и горшками на полках. Возле окна располагался стол, заваленный записями и схемами. Приземистая кровать существовала здесь исключительно из-за того, что ни один человек без сна жить не мог. Спальня Эглаборга, тут сомнений быть не может. Чудной старик.
Дверь в третью комнату была слегка приоткрытой. Герда заглянула туда одним глазком - перед зеркалом в длинной белой рубахе сидела Майли и тщательно расчесывала шикарные длинные темные волосы, напевая себе под нос. Герда на цыпочках отошла от двери - совсем не хотелось нарываться на неловкий разговор.
Четвертая дверь вела в самую большую спальню с двумя неаккуратно застеленными кроватями. Одежда раскидана: частью висит на стульях, частью валяется на полу. "Мужчины", - покачала головой Герда, с улыбкой подобрала вещи и развесила их по крючкам, взбила подушки и поправила покрывала. На тумбе возле меньшей кровати лежали ветки, куски коры и лоскуты ткани, а возле большой - раскрытая книга про повадки диких зверей и стопка мятых записок. Герда прочитала одну – похоже на абзац из книги. Почти без ошибок. В следующей в мельчайших подробностях описывался конь Николя, повадки, норов. Герда встревожено сдвинула брови. С одной стороны, хорошо, что Финист продолжает учиться грамоте самостоятельно. Но с другой, его отношение к Николя действительно напоминает помешательство.
Герда аккуратно сложила записки на место, вышла из комнаты и направилась к последней двери. За этой уж точно должен быть кабинет. Вариантов больше не осталось. Но к великому разочарованию, комната оказалась запертой. Похоже, Николя скрывал свои вещи так же тщательно, как и мысли. Что ж, не стоило и надеяться.
На лестнице послышались шаги. Герда обернулась и увидела поднимающихся Финиста и Вожыка. Шли они медленно, шаркая ногами, опустив глаза к полу.
- Как прошло занятие? - спросила она, широко улыбаясь, чтобы их подбодрить.
Финист с Вожыком обменялись хмурыми взглядами и одновременно произнесли:
- Все в порядке.
Очень слабо верилось, но ничего выпытывать не хотелось. Надо будет - сами расскажут. Кто-нибудь из них точно. Финист с Вожыком молча вошли в свою комнату, а Герда спустилась к Эглаборгу и снова попросилась помочь. Целитель согласился уже гораздо охотней и весь следующий час рассказывал благодарной слушательнице о свойствах известных ему трав, грибов и прочих полезных вещах, вроде вареной печени лесного манкуса (кто это такой, Герда представляла очень смутно и интуиция подсказывала, что оно к лучшему) или тертого рога единорога (не альбиноса-любителя девственниц, к которому даже прикасаться строго-настрого запрещалось, а какой-то местной рыбины, у которой во лбу рос рог).
Николя не вернулся даже к ужину. Из-за этого Герда чувствовала себя неуютно и все время украдкой оборачивалась на дверь. Финист не преминул поинтересоваться, как прошло занятие и почему она так ждет Николя. Герда вкратце обо всем рассказала, за исключением игры в вопросы и того, что за ней последовало. Финист разочарованно кивнул.
- Что тебя так настораживает? - спросила Герда.
- Все. У него странное ремесло, странный конь, даже учит он... странно.
- Ты бы учил меня по-другому?
- Да.
- Как?
Финист смутился. В этот момент дверь распахнулась, и на пороге появился Николя. Первым порывом было сорваться с места и кинуться ему на шею. «Клещик-пищалка», - одернула себя Герда и сдержанно поприветствовала его вместе со всеми. После прихода хозяина ужин проходил тихо. Никто не разговаривал, и вскоре разошлись спать.
Следующие несколько дней прошли очень однообразно. Поднялся сильный пронизывающий ветер, а с наступлением темноты начинались лютые метели, поэтому из дома почти не выходили. Финист и Николя занимались со своими учениками в разных комнатах, чтобы не мешать друг другу. Первый остался с Вожыком и Майли в гостиной, а второй уединялся с Гердой в библиотеке.
- Почему ты так не уверена в своих силах? – поинтересовался Николя во время следующего занятия. Они сидели друг напротив друга: Охотник в своем любимом кресле, а Герда на любезно принесенном им из гостиной стуле.
- Вы хотите продолжить игру в вопросы? Она мне не понравилась, - угрюмо ответила она.
- Это важно для обучения, - настоял Николя. Пришлось послушаться.
- Я не чувствую своего дара. Вдруг вы ошиблись, и все те случаи всего лишь совпадения?
- Так ты хочешь увидеть свой дар?
- А можно? – Герда аж подалась вперед от любопытства.
- Хотел приберечь этот трюк на потом, но если тебе не терпится...
Герда внимательно присмотрелась к Николя, чтобы удостовериться, что он не шутит. Охотник хитро прищурился. Герда краем глаза заметила, как со стола поднимается кружка с водой и опускается на самый край выставленной вперед ладони Николя.
- Следи за моим пальцем, - Охотник приложил указательный палец свободной руки к своему носу, медленно отвел его влево, а потом так же медленно вправо. - Теперь смотри сквозь меня, словно грезишь наяву. Что ты видишь?
- Ничего необычного, - разочарованно ответила Герда, ожидая какого-то откровения.
- Совсем ничего? - смутился Николя. - Попробуй еще раз.
Кружка поднялась с его ладони и закружилась в воздухе.
- Просто свечение, как будто двоится в глазах. У меня такое часто бывает, когда я смотрю в никуда, - Герда осеклась, удивленно рассматривая силуэт фигуры своего учителя. - Свечение... оно увеличивается! Как такое может быть?
- Это свечение – аура, духовная оболочка. Она есть у любого живого существа. Если ты так хорошо ее видишь, значит и чувствовать должна. Никогда спиной не ощущала, что на тебя кто-то смотрит? Не чувствовала, что кто-то стоит за дверью, хотя он еще даже не постучал?
- Бывало пару раз... Мне казалось, что это моя ненормальность.
- В каком-то смысле так оно и есть. Это чутье Стражей, способность, которая позволяет вовремя засечь противника и оценить его силы. А теперь еще раз посмотри на мою ауру. Что ты видишь?
Герда так пристально вглядывалась в окружавшее его сияние, что глаза начали слезиться.
- Несколько разноцветных слоев, как в радуге, - сказала она, боясь ошибиться.
- Правильно. Какого цвета верхний слой?
- Бледно-голубой, - на этот раз ответ нашелся намного быстрей.
- Хорошо, теперь что с ним происходит?
Кружка плавно опустилась обратно на стол.
- Он уменьшается, - Герда нахмурилась. - Этот слой и есть дар? Он увеличивается, когда вы его используете.
- Все верно. Видишь, как у тебя хорошо получается? - похвалил Николя.
- Это пустяк. Наверняка, так любой может, - засмущалась Герда, но Охотник полностью проигнорировал ее слова.
- Теперь посмотрим, какая аура у тебя.
- А получится? – взволнованно спросила Герда.
- Только если ты будешь в себя верить, - Николя взял ее руки в свои. - Давай. Хотя бы попытайся.
Герда несмело пригляделась к собственным ладоням. Вокруг них тоже было сияние. Не такое сильное, как у Охотника, но все же было.
- Какого цвета верхний слой?
- Бледно-голубой, как у вас! – поделилась удивительной находкой Герда.
- Это цвет стихии ветра, - улыбаясь, пояснил Николя. - У других стихий цвет будет иной.
- Он такой маленький, особенно рядом с вашим.
Николя задумчиво перебирал в руках ладонь Герды, словно бы сравнивал ее, крохотную и мягкую, со своей крупной и жесткой, огрубевшей от меча и поводьев. Подняв, наконец, взгляд, Охотник сдавленно сглотнул и отвернулся. Что с ним?
- Аура активного дара, как у меня, всегда больше ауры пассивного, как у тебя.
- Активный и пассивный дар? – удивленно переспросила Герда. Финист никогда об этом не упоминал.
- Да, они есть в каждой стихии. Активный дар - телекинез, пирокинез, иллюзионизм и оборотничество - тот, которому для выхода не требуется ничего, кроме внутренней энергии человека. Пассивный - телепатия, целительство, ясновидение и спиритизм - наоборот начинает работать, только когда взаимодействует с другими людьми или потусторонним миром. Пользоваться им сложнее, чем активным. К тому же ты девушка.
- Это плохо? – Герда недовольно нахмурилась. Вот уж мужчиной никогда становится не хотелось. Единственное хорошее, что у них есть - возможность носить штаны, но благодаря Анке теперь она тоже вполне может себе это позволить.
- Нет, просто женский дар развивается по-другому.
- Не понимаю.
- Сейчас попробую объяснить. Есть два уровня владения даром: врожденный - тот, который дан человеку изначально; и потенциальный - тот, которого человек может достигнуть в течение жизни. У мужчин врожденный уровень очень высокий, а потенциальный низкий, то есть в течение жизни он изменяется постепенно и мало. У женщин наоборот - врожденный уровень почти нулевой, а потенциальный очень высокий. Поэтому рано судить, насколько сильный у тебя дар. Он еще не до конца раскрылся, но если ты будешь его развивать, кто знает, может, он даже окажется сильнее моего.
- Вряд ли, - покачала головой Герда. - Я помню, как вы сражались с Ловцом. Я бы никогда так не смогла.
- Надеюсь, тебе никогда не придется, - усмехнулся Николя одними губами, взгляд при этом сделался очень тревожным.
Они вновь перешли к дыхательным упражнениям и занимались исключительно ими следующие несколько дней. В библиотеке сосредоточиться оказалось куда сложнее, но Герда старалась выполнять все в точности, как просил Николя: сидеть спокойно, не разговаривать, расслабляться, дышать животом, считать вдохи. Когда уже начало казаться, что все получается безукоризненно, Охотник заявил, что так никуда не годится, потому что ветра она все равно сидя в четырех стенах не услышит. Обидно было до глубины души. Она так старалась... а никто не оценил.
Встречаться с остальными домочадцами удавалось только за завтраком и ужином. Говорили мало, в основном о чем-то несущественном. Герда несколько раз сама пыталась завести беседу, но получалось как-то глупо и неловко. Тогда она решила использовать это время, чтобы научиться видеть и чувствовать ауры. С каждым разом получалось все легче. Теперь даже сильно щуриться не требовалось, чтобы разглядеть их во всех подробностях.
У Майли аура оказалось слабенькая, вся в разрывах, а верхний слой некрасивого болотного цвета. У Вожыка она выглядела немного сильней, но тоже со странными утончениями, зато верхний слой словно полыхал ярко рыжим пламенем. У Эглаборга цвет тоже оказался рыжим, но более приглушенным, а сама аура более тонкой и однородной. Самой интересной оказалась аура Финиста. Как и у Николя, она была очень большой и плотной, с верхним слоем необычного бирюзового оттенка. На этом странности не заканчивались. Каждый раз, когда Финист сталкивался с Охотником, а сталкивались они постоянно - то в одну дверь одновременно пытались пройти, то сесть на один и тот же стул, то просто занять одно и то же место, слишком узкое для двоих и толкались плечами, пока кто-то из них не оказывался достаточно умен (как правило, им был Николя), чтобы пропустить второго – аура оборотня сильно увеличивалась и становилась нестерпимо яркой. То же самое происходило с Охотником.
Улучив момент, Герда рассказала Николя о своих наблюдениях. Он терпеливо слушал, объясняя попутно, что цвета обозначают стихии, а разрывы и утончения говорят о том, что у человека нарушен энергетический баланс. Ничего удивительного в этом не было, потому что Майли и Вожык со своим даром не справлялись. Он причинял им больше вреда, чем пользы. Со временем, когда они всему научатся, баланс восстановится и аура снова станет равномерной. Оказалось, что у Герды тоже есть такие разрывы, просто она не может посмотреть на свою ауру со стороны, чтобы заметить их. А упражнения с дыханием как раз направлены на то, чтобы разрывы компенсировать.
Николя обрадовался, что Герда так воодушевилась учебой, но стоило заговорить о Финисте, как он снова помрачнел. Нет, вначале Николя охотно объяснил, что необычный цвет ауры получается из-за того, что Финист как оборотень-птица принадлежит сразу к двум стихиям: земли и воздуха. Смешиваясь, они дают бирюзовый оттенок. Но когда Герда начала рассказывать про странное взаимодействие двух аур, Охотник нахмурился и заявил, что ей показалось и вообще не стоит увлекаться, а то и не такое примерещится.
Не удовлетворившись, Герда обратилась к Финисту. Услышав ее рассказ, оборотень сразу переполошился. Первым его вопросом было:
- Ты ведь не говорила об этом Охотнику?
Герда удивленно моргнула. Да что с ними такое?
- Он мой учитель.
- Но ему нельзя доверять! Если в следующий раз увидишь что-то странное, сразу иди ко мне. Я скажу, стоит об этом говорить или нет.
- Что ужасного в моих наблюдениях за аурами?
- Ничего, - не слишком уверенно ответил Финист. - Просто не нужно рассказывать лишнего. Кто знает, что из этого он сможет потом использовать против нас?
Герда поджала губы. Этот тоже ничего не скажет, хоть ты его ножом режь. Ну и демоны с ними обоими!
Вскоре дом Охотника навестили портной и сапожник, чтобы отдать заказчикам готовые вещи. Все воодушевленно мерили обновки. Одна Герда пряталась в темном углу, чтобы никто не обратил внимания на ее новые сапоги. И все же избежать зоркого взгляда Майли не удалось. Наследница с интересом изучила обувь со стороны, потом подошла, потрогала и с видом знатока заявила:
- Хорошая обувь. Для деревенского мужлана.
Герда очень пожалела, что способность к отражению срабатывает только на чужой дар, а не на слова. Иначе она бы так ответила! Герда молча забрала свою обновку в каморку и заперлась там, чтобы почитать в тишине. Взяла книжку об оружии и начала листать в поисках кинжала, похожего на тот, что остался от Хозяйки леса. Найти его оказалось не так-то просто. Клинок у кинжала был несимметричной волнистой формы и резко расширялся к рукояти. По многослойной стали шел узор из неоднородных бороздок. Деревянная рукоять, украшенная орнаментом с цветками, похожими на водяные лилии, чуть изгибалась в левую сторону.
Герда пролистала книжку почти до самого конца, прежде чем увидела нечто похожее на иллюстрации к главе о ритуальном оружии. Говорилось о нем очень скупо - всего пару слов о том, что оно предназначается для жертвоприношений. Прежде, чем использовать, необходимо положить его под подушку на ночь. Если приснятся кошмары, то оружие нового хозяина-жреца не принимает и трогать его нельзя, иначе оно принесет большой вред.
Герда сделала, как говорилось в книге. Ночью ей приснился Охотник. Впрочем, он и без того постоянно ей снился. Вряд ли такой сон можно было считать плохим, хотя он мучил ее гораздо больше, чем самый жуткий ночной кошмар. После этого испытания Герда уверилась, что оружие не опасно, и решила носить его с собой на всякий случай. Хотя убить им кого-то вряд ли получится, но можно хотя бы попробовать защититься.
В дверь настойчиво постучали. Майли в каморку не заглядывала, Эглаборг и Вожык стучали очень деликатно, а Финист имел привычку вваливаться без предупреждения, поэтому Герда безошибочно определила, кто стоял за дверью сейчас и спешно пошла открывать.
- Я принес теплой одежды. Собирайся быстрей, нам предстоит дальняя дорога. Выйти нужно как можно раньше, - встретил ее на пороге Николя с большой собольей шубой в руках. - Метель как раз закончилась, так что самое время учиться слушать ветер. Э-э-э, ты еще не оделась? - неожиданно осекся он, заметив, что Герда стоит перед ним в одной ночной рубашке.
- Я еще не проснулась, - ответила она, силясь понять, который сейчас час, потому что по ощущениям было еще очень рано. Николя скользнул взглядом по босым ногам, беленой льняной рубахе, задержался на расстегнутой пуговице у самого ворота и вытянул шею, как будто пытаясь сглотнуть вставший в горле ком.
- Собирайся быстрей. Я внизу подожду, - Охотник вручил ей шубу и стремительно направился к лестнице.
Герда вернулась в комнату и внимательно осмотрела свое отражение в зеркале. Вроде, все как обычно. Глаза припухшие со сна, волосы немного растрепаны, пуговица... Подумаешь, пуговица. Герда всегда расстегивала ее, потому что не переносила, когда ворот давил на шею - казалось, что он ее душит.
Почему Николя так смутился? То без зазрения совести хватает за колени и играет в снежки, а потом какой-то пуговицы стесняется. Но гадать об этом было глупо, да и время поджимало.
Герда быстро надела все самое теплое, что у нее было, и отправилась в гостиную. Там они с Николя наспех позавтракали, потуже закутались в меха, натянули сапоги из овчины и вышли на улицу. Герда сразу же повернула к конюшне, но Охотник остановил ее.
- Я думала, нам предстоит дальняя дорога, - не понимая, сказала она.
- На лошадях мы туда не доберемся, - расплывчато ответил Николя.
- Куда?
- На Нарви. Это самая высокая точка Утгарда. Уж там-то ты точно услышишь голос ветра.
- Гора Нарви? - удивилась Герда. - Я читала про нее. Она же в сердце гор находится. Туда самое меньшее - две недели пути по глубокому снегу. И не уверена, что смогу подняться на вершину. Я ведь как птица летать не умею.
- Зато я умею, - рассмеялся Охотник. - Поверь, мы окажемся там намного быстрее, чем ты думаешь. Идем.
Не заходя в город, они направились на север, где вдалеке виднелись окрашенные рассветными лучами солнца в красно-желтые тона предгорья северного Утгарда. Вскоре впереди показался перекинутый через ущелье большой деревянный мост, перед которым на громадном валуне была выбита старинная рунная надпись "Биворн". Николя взял Герду за руку, чтобы она не робела, и смело повел вперед. На другой стороне они остановились. Николя снял с пояса охотничий рог и приложил к губам. По горам эхом прокатился глухой звук, похожий на уханье филина. Герда недоуменно уставилась на Охотника. Тот напряженно смотрел вдаль. Вдруг затряслась земля, послышался страшный грохот. Лавина! Паникуя, Герда отступила к мосту, но Николя схватил ее за руку и притянул к себе.
- Не пугайся, - усмехнулся он. - Пока мы вместе, бояться нечего.
То ли от слов Николя, то ли от его близости страх ушел. Герда расправила плечи и тоже стала вглядываться в покрытые густым заснеженным лесом предгорья. Казалось, что ледяные глыбы двигаются, словно сами идут к ним, как в старинной легенде. Чутье, на которое она до начала учебы старалась не обращать внимания, настойчиво подсказывало, что это демоны. И Герда не знала, чего стоит бояться больше: разбушевавшейся стихии или хищных тварей.
Предчувствие оправдалось: на фоне леса показались гигантские силуэты ростом со столетние корабельные сосны. Еще пару мгновений, и Герда смогла разглядеть пришельцев в подробностях. Их было пятеро. Громадные, плечистые, с руками почти до самых колен, тем не менее, спины они держали горделиво прямо, а шествовали торжественно и плавно. Тела замотаны в оленьи шкуры. Плоские овальные лица обтянуты бледно-серой кожей и обрамлены косматыми черными волосами и такими же бородами, хотя у одного уже появились словно припорошенные снегом редкие проседи.
Великаны остановились возле Охотника и почтительно склонили головы.
- Приветствуем, мастер Николя, - хором сказали они. В ушах словно зарокотал горный поток.
- Приветствую, достопочтенные Гримтурсы, - поклонился в ответ Охотник. Герда поспешила сделать то же самое, решив, что задавать вопросы нет времени.
- Есть вести с северных отрогов? - разогнувшись, деловито поинтересовался Николя.
- Все тихо, - бесстрастно ответил старший из великанов.
- Странно. Четыре года прошло, а легион и не думает возвращаться, - нахмурился Охотник.
- Так это ведь хорошо, - продолжал рокотать без малейшей тени эмоции Гримтурс. - Испугались, видно, вашей заговоренной стали.
- Сомневаюсь. Скорее затаились на время и чего-то ждут. Знать бы чего, - Николя тяжело вздохнул.
- Часа возрождения? - робко подала голос Герда.
Все удивленно уставились на нее, словно она сказала что-то ужасное.
- Ты что-то знаешь? - предельно спокойно спросил Николя. Только пристальный взгляд выдавал тревогу.
- Я просто слышала... - испуганно ответила она. Только не это! Ей совершенно не хотелось, чтобы Николя снова решил, что с ней что-то не так. Ну почему не получается быть как все? Или хотя бы помолчать в такие моменты.
- Что и от кого ты слышала? - продолжал выспрашивать Охотник. Шансов уйти от ответа не осталось.
- От Хозяйки леса и от некроманта в Будескайске. Они ждали его, говорили, что он вот-вот должен наступить. Час возрождения - это плохо?
- Я знаю не больше твоего, - пожал плечами Николя и обратился к взиравшим на них с мрачной тревогой великанам: - А вы что-нибудь слышали?
Гримтурсы переглянулись.
- Нет, совсем ничего, - слишком поспешно ответил седой, словно растерял всю свою ледяную выдержку. Николя поджал губы - явно им не поверил.
- В таком случае, не стану вас задерживать, славные Гримтурсы, - Охотник снова склонил голову в знак почтения. Великаны вежливо попрощались и пошли обратно.
- Кевельгар, - тихо позвал Николя. Меньший из великанов, шагавший последним, остановился и повернулся к Охотнику. Николя незаметно ему подмигнул.
- Кевельгар! - позвали остальные Гримтурсы.
- Идите, - махнул он. - Я... я потом догоню.
- Только не сболтни лишнего. Тайны гор должны остаться тайнами, - строго наказал старший. Они покинули Герду и Николя наедине с Кевельгаром.
- Вы что-то хотели, мастер Страж? - уже намного теплее обратился Гримтурс.
- Небольшую услугу. Это моя гостья Герда. Она очень любит тайны и, как и ты, является хранителем древнего знания нашего народа.
Герда нахмурилась. Конечно, слова Николя ей очень польстили, но хранителем знаний, тем более древних, ее даже с большим преувеличением нельзя было назвать.
- Я хочу показать ей Нарви, - продолжил говорить Охотник.
Гримтурс заинтересованно посмотрел на Герду.
- И сколько гор открыло тебе свои недра? - спросил он.
Она недоуменно глянула на Николя. Тот молчал, ожидая, что она сама найдет ответ.
- Наши знания хранятся не в горах, а в книгах, - неуверенно начала Герда. - Вот.
Она достала из-за пазухи дневник Лайсве и показала Гримтурсу. Николя удивленно выгнул бровь. После случая с Юстесом Герда стала опасаться, что ее «сокровище» могут похитить и старалась не оставлять его без присмотра.
Кевельгар с любопытством изучил книгу.
- Такая крохотная. Видно, тайны у людей тоже крохотные.
- Так ведь дело не в размере.
Николя с Гримтурсом хором засмеялись. Герда нахмурилась, не понимая, чем вызвала их веселье.
- Точно хронистка! - успокоившись, ответил Кевельгар. - Так уж и быть, мастер Охотник, отнесу вас и вашу гостью на Нарви, тем более ничего запретного там нет.
Гримтурс поднял их и посадил себе на плечи. Герда испуганно вцепилась в мохнатые жесткие волосы великана.
- Не бойся. Это абсолютно безопасно, - заверил Николя. Она сделала над собой усилие, чтобы прекратить трястись.
Путь занял целый день. И если вначале Герда еще могла восхищаться величественными видами заснеженного Утгардского нагорья, то под конец они наскучили настолько, что она по обыкновению начала раскачиваться из стороны в сторону и напевать что-то себе под нос.
- Не делай этого, - раздраженно бросил Николя.
- Я вам мешаю?
- Мне страшно, что ты свалишься.
- Вы же говорили, что это безопасно.
- Если вести себя разумно, то вполне.
Герда недовольно поджала губы.
- Мастер Кевельгар, а какие тайны хранят в себе горы? - переключила она внимание на передвигавшегося огромными скачками Гримтурса.
- О, горы хранят ответы на все вопросы. О том, из чего состоит наш мир и когда он был сотворен, о том, что с ним станет потом и когда нам, Гримтурсам, придется его покинуть. Разве в ваших книгах не говорится о том же?
- Я таких не встречала, - задумчиво ответила Герда.
- Это от того, что вы мало живете и мало помните, а мы, Гримтурсы, помним все. Это проклятье гор.
Кевельгар замолчал, с трудом пытаясь отдышаться. Видно, ему было трудно говорить и идти одновременно.
- Так странно, - пробормотала Герда, повернувшись к Николя. - Они ведь демоны, но вы на них не охотитесь.
- Они никому вреда не причиняют. Почему я должен на них охотиться?
Герда пожала плечами. Вопрос загнал ее в тупик.
- Финист говорил, что Охотники шарлатаны и не борются с демонами, а обирают доверчивых людей.
Николя недовольно прищурился, как делал всегда, когда речь заходила об оборотне.
- В чем-то он прав. Если есть шанс избежать битвы, то я всегда им пользуюсь. Некоторые демоны к людям относятся вполне дружелюбно, а большинство мы вообще не интересуем. Столкновения в основном происходят из-за мелких недоразумений, которые можно разрешить и без драк - выслушать обе стороны, заставить пойти друг другу навстречу. Собственно, это и было главной задачей Стражей - посредничество, а не борьба.
Это звучало разумно. Даже слишком, учитывая, что в юношестве Николя особым благоразумием не отличался.
- А Ловец в Дрисвятах... вы и с ним пробовали договориться?
Николя заметно вздрогнул.
- Его условия оказались неприемлемыми.
- Почему? Что он попросил?
- Давай не будем об этом.
Охотник снял рукавицу и протянул руку Герде. Она сделала то же самое, не совсем понимая, чего он хочет. Но касаться Николя всегда было приятно, поэтому она не стала противиться. Когда руки начали коченеть, пришлось отнять их и снова надеть рукавицы.
- Вас тоже обучал наставник из Компании? - раз не захотел говорить о Ловце, так пусть хоть про себя что-нибудь расскажет.
- Нет, меня воспитывали, как Стража. Как Страж я прошел Испытание и потом еще некоторое время обучался в Храме ветров на Островах Алого восхода.
- Это ведь на другом краю Мидгарда! Вы, должно быть, весь мир объехали, - восхитилась Герда. - Я бы тоже хотела так... Хотя вряд ли бы смогла.
- Только Мидгард, да и то не весь. Я бы хотел побывать в Муспельсхейме, но Компания вряд ли меня отпустит, - Николя печально вздохнул.
Герда нахмурилась.
- Неужели они могут решать за вас?
- Они могут решать за всех.
- И вы так спокойно это сносите?
- Что ты мне предлагаешь? Беситься, как Финист? Рад бы, но не могу. Я по-другому устроен.
В его словах едва заметно проскальзывала озлобленная ирония попавшего в клетку дикого зверя. Неужели все и вправду настолько безнадежно? Тогда почему Николя не воспротивится, не восстанет против сковавших его правил? Он ведь очень сильный. Даже Финист это признает. Значит, смог бы вырваться: съездить на Авалор, или в Муспельсхейм, или даже в Дрисвяты. Интересно...
- А если Компания прикажет бросить меня, вы это сделаете?
- Не прикажет, - резко отчеканил Николя и отвернулся.
Герда прикусила губу. Не следовало его провоцировать, ведь она уже много раз убеждалась в умении Николя уходить от неловких вопросов.
Солнце быстро скатилось за горизонт, и на горы мгновенно опустилась ночная мгла, а с ней и пронизывающий до костей холод. Герда плотней закуталась в шубу, надвинув ее почти на самый нос, и натянула на лоб шапку. Открытыми остались лишь глаза. Руки и ноги стыли под одеждой. Казалось, даже кровь замерзает в жилах, становясь болезненно вязкой.
- Холодно? - проницательно спросил Николя. - Выпей это. Нам еще несколько часов надо продержаться.
Он протянул ей уже знакомую флягу. Герда поморщилась, вспоминая гадкий привкус горячительного напитка.
- Давай, а то силой волью, - пригрозил Охотник.
- Интересно, каким образом. Вы ведь на другом плече сидите, - попыталась сострить она, но что-то подсказывало, что увильнуть не выйдет.
Фляга взлетела в воздух. Руки и ноги связало незримыми путами. Шуба сама собой сползла с лица. Что-то зажало нос. Герда открыла рот, чтобы глотнуть воздуха, но вместо него туда полилась горькая обжигающая внутренности жидкость. Неимоверным усилием удалось выдрать руку и отнять от губ флягу.
- Я поняла-поняла, - простонала Герда, чувствуя, как фляга вырывается из ладони.
- Тогда слушайся, - назидательно ответил Охотник.
Путы тут же исчезли, а фляга мертво легла в руку.
- Пей, - велел Николя. Пришлось подчиниться.
- Вы злоупотребляете своей силой, - мрачно сказала Герда, передавая флягу обратно.
- Ты злоупотребляешь моим расположением, - Охотник сам отпил несколько глотков. - Когда ты научишься управлять своими способностями, применять дар я уже не смогу.
- Почему я в этом сильно сомневаюсь?
- Ну, мне точно станет сложнее, - лукаво усмехнулся Николя. Герда понурилась. - Эй, тебя вообще-то это воодушевить к учебе должно.
- Что-то не воодушевляет.
- А что воодушевляет?
- Не знаю. Глупая способность - чужой дар отражать. Вот если бы я могла читать мысли, или как вы двигать вещи на расстоянии, или как Финист разговаривать с животными, или как Дугава творить иллюзии, или как Майли...
- Но ты все это можешь, можешь гораздо больше, чем любой из нас. Когда ты полностью овладеешь даром, любые способности Стражей станут тебе подвластны.
- Тогда мне срочно нужно разыскать телепата, - рассмеялась Герда.
- Зачем? - нахмурился Николя.
- Чтобы узнать ответы на вопросы, которые вы так старательно обходите.
- Тебе никогда не говорили, что ты слишком умная?
- Скорее, что я заноза в заднице.
- Фу! Ты из книг таких выражений нахваталась?
- Не совсем, - Герда загадочно улыбнулась.
- От Финиста, - догадался Николя. Она пожала плечами.
Неожиданно Кевельгар остановился.
- Все, пришли, - сообщил он и аккуратно поставил своих наездников на землю.
- Это и есть вершина Нарви? - удивленно спросила Герда. - Здесь так темно, ничего не видно. Непонятно даже, как высоко мы находимся.
- У тебя должно было заложить уши, - со снисходительной улыбкой объяснял Николя. - Да и дышится здесь совсем по-другому, глубоко, полной грудью, не замечаешь?
- Да, но... я ожидала чего-то большего.
- Разве не ты говорила, что размер не имеет значения? Порой великое откровение скрывается за едва заметными вещами. Встань тут. Взгляни на небо. Оно усеяно мириадами звезд. Видишь, как они мерцают? Каждая из них хочет говорить с тобой голосом ветра. Прислушайся и ты услышишь, как они поют.
В ночной тишине Герда слышала лишь голос Николя и свое тяжелое дыхание.
- Стань сюда.
Герда сделала несколько осторожных шагов. Она чувствовала, что совсем рядом зияет бездонная пропасть, но не могла разглядеть в темноте.
- Не бойся, - Николя притянул Герду ближе, к самому краю, стянул с нее шубу и бросил Кевельгару. - Отцепись от меня и расставь руки в стороны. Я не дам тебе упасть. Ну же, если не веришь ни в себя, ни в ветер, то поверь хотя бы в меня.
Герда послушалась, не могла не послушаться, ведь верить ему хотелось больше всего на свете. Она и сама не понимала, почему, но именно вера поддерживала ее во всех невзгодах этого трудного пути. Герда почти потеряла ее, когда встретила его, такого чужого и холодного. Но сейчас впервые показалось, что Николя снова стал тем добрым и могучим Охотником, каким представлялся ей в детстве.
- Чувствуешь? - прервал мысли голос Николя.
Герда закрыла глаза и сосредоточилась. Почва под ногами оборвалась. Герда полетела вниз с ошеломляющей скоростью и, почти коснувшись острых камней на дне ущелья, замерла, а потом взмыла вертикально вверх. И полетела уже не над горами, а над знакомым Мертвым городом со свечными башнями. За спиной громко хлопали гигантские крылья, и казалось, что они принадлежали старинному другу, который всегда был рядом и поровну делил все невзгоды и радости. От восторга даже дыхание в груди замерло.
- Тише-тише, - послышался вкрадчивый голос, шептавший на самое ухо. - Не увлекайся и дыши.
Герда открыла глаза. На небе развернулся разноцветный вихрь, словно короной венчая горную гряду.
- Как красиво! - изумленно выдохнула она.
- Снова огни червоточины. Что-то они зачастили. Неужто, действительно грядет конец времен? - встревожено сказал Николя. Герда опустила руки и прижалась к нему.
- Это оно? Рождение нового демона?
- Так говорят, - коротко ответил Охотник и замолчал.
- Я летала, - Герда попыталась отвлечь его от мрачных мыслей.
- Хорошо! Значит, ты, наконец, расслабилась и позволила ветру говорить.
- Я была не одна. Со мной кто-то был, но я не поняла, кто.
- Ветер. Видно, ты так представляешь единение со стихией.
- Разве вы представляете его по-другому?
- У каждого это происходит по-разному.
- А как у вас?
- Отойди в сторону, - Николя оттолкнул Герду подальше от обрыва и сам занял ее место.
Он точно также раскинул руки и закрыл глаза. Северное сияние исчезло, и на горизонте забрезжила тусклая полоса рассвета. Откуда ни возьмись налетел ветер, хотя весь день и всю ночь его не было. Выбившиеся из тугого пучка пряди затрепетали, на лицо упали первые лучи солнца, ноги оторвались от земли. Николя с просветленным торжественным лицом воспарил над бездной, похожий на крылатого небесного воина из древних легенд. Всего на несколько коротких мгновений, но этого хватило с лихвой, чтобы в памяти навсегда запечатлелась самая восхитительная и таинственная картина, что Герде приходилось видеть.


Рецензии