Анализ сказки Красная Шапочка

История сказки

Сказка имеет множество вариантов, как и количество толкований. «ХХ век сделал из Красной Шапочки бренд и диагноз» – написала Татьяна Воронцова в статье «Подлинная история Красной Шапочки».
Шарль Перро литературно обработал народный сюжет, убрал мотив каннибализма, персонаж-кошку и её убийство волком, а главное — нравоучительно осмыслил сказку, введя мотив нарушения девочкой приличий, за которое она поплатилась, и заключил сказку стихотворной моралью, наставляющей девиц опасаться соблазнителей.
Столетие спустя после смерти Перро, братья Гримм в сказку  добавили "хороший" конец: в этом варианте проходившие мимо дровосеки, услышав шум, убивают волка, разрезают ему живот и спасают бабушку и Красную Шапочку. Морализаторство Перро на тему взаимоотношений полов из сказки исчезло, как и все сексуально окрашенные мотивы. В тексте сказки Красная Шапочка нарушает не приличия, а волю матери, которая просит дочь идти к бабушке, не отвлекаясь ни на что.
В России сказка неоднократно переиздавалась. Версия П.Н.Полевого является полным переводом варианта братьев Гримм, но в дальнейшем наибольшую распространенность получил пересказ И.С.Тургенева, в котором исчез мотив нарушения запрета и некоторые подробности описаний. 

Содержание сказки

Фольклорный вариант. Мать посылает дочь к бабушке с молоком и хлебом. Та встречает волка, рассказывает ему, куда идёт. Волк обгоняет девочку, убивает бабушку, готовит из её тела кушанье, а из крови — напиток, одевается в одежду бабушки и ложится в её кровать. Когда девочка приходит, волк предлагает ей поесть. Бабушкина кошка пытается предупредить девочку о том, что та ест останки бабушки, но волк кидает в кошку деревянными башмаками и убивает её. Потом волк предлагает девочке раздеться и лечь рядом с ним, а одежду бросить в огонь. Улегшись рядом с волком, девочка спрашивает, почему у него много волос, широкие плечи, длинные ногти, большие зубы. На последний вопрос волк отвечает: «Это чтобы поскорее съесть тебя, дитя моё!» и съедает девочку. Потом он съедает так всю деревню и идет дальше.

Анализ сказки как обряда

Эта история должна привести к осознанию памяти рода и его мудрости. Символика и структура сказки  строится по схеме обряда: «переход должен происходить за пределами устоявшегося мира, в пограничном периоде и  возвращении, ре-инкорпорации,  в новом статусе»(Вики).
События разворачиваются в трех временах: будущее (в котором действует Красная Шапочка, прошлое (история бабушки) мать (настоящее время диктует события).
Проведать бабушку и отнести молоко и хлеб - этого требует поминальный обряд, который связывает все три времени. Волк олицетворяет смерть, или то безвременье, которое пожирает всё. Такое противостояние жизни-смерти воплощено в этих героях. 
Образ волка в фольклоре многозначен. Этимология имени приводит к «праиндоевропейскому корню с первоначальным значением  волочь, уволакивать, таскать скот. В современном русском языке слова "волоку, волок, волока, волокуша" того же корня. Таков помощник Одина в германской мифологии и  у египетского бога  Дуата. Греческий Цербер–собака – тоже родня волку. У славян  волк был тотемным животным и знал предков рода даже по имени, и если встреченный им путник называл родовые имена правильно, оставался в живых.  Волк – это и оборотень, который  в обрядах проявлялся то помощником, то вороном-вестником  и мудрой змеей-убийцей.
В этом противоречии смысл поступков сказочного Волка. Сначала он убивает бабушку и готовит  из тела и  крови предка трапезу для Красной Шапочки. Поедание останков - древний традиционный "каннибализм" заменен позднее на символический процесс вкушения вместе с покойником на могиле, а в религии – причастием.
Из этого круга выпадает убийство кошки. Это животное особое, у неё 9 жизней, она словно мешает соединиться 3 временам в утробе волка. Дело в том, что кошка убита деревянным сабо бабушки. И бабушка, и дерево как часть Древа Жизни - мир Великой Матери, которая словно противоречит самой себе: убивает и спасает одновременно. 
Но противоречие кажущееся: в мире нет рождения без смерти. Жизнь-Смерть соединяют времена. Уроборос, закольцованная форма змия, показывает недифференцированность  инстинктов жизни-смерти, любви-агрессии и т.п.
Процесс пожирания, т.е. соединение времен в кольцо, которое не имеет начала и конца, начинается с потери Персоны: Волк сжигает одежду внучки (такая ситуация, видимо, вызывает толкования о сексуальном характере процесса, что было бы слишком прямо и примитивно). Персона здесь уже не играет никакой роли: это просто означает, что "процесс пошел".
Но Волк-пожиратель не останавливается на захвате своего хвоста, т.е. начала времен (будущего времени=девочки). Он начинает поглощать всю деревню, и мир погибает. А начала этот процесс Красная Шапочка, которая нарушила запрет матери.
Сказка говорит о важности обряда "кормлении своих мертвецов", который нельзя отменять, ибо это соединение кольца времен, а прерывание его - крах мира и уничтожение.
Как велика ответственность молодого поколения за существование Жизни вообще  - это давно знали наши предки.


Рецензии
Когда всех волк сожрал-это грустная сказка. И недобрая. Надо волка убить. Так добрее будет.

Лина Галиан   21.04.2014 15:56     Заявить о нарушении
Бедный волк, он не виноват, таким родился. Если волка убить - в сказке не будет изменений: чтобы пришло новое, надо уйти старому.

Ирина Рохина   21.04.2014 19:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.