Книга-талисман

...Когда-то меня повергал в беспомощное недоумение затасканный анкетный вопрос: "Какую книгу вы бы взяли с собой на необитаемый остров?" Я перебирала в памяти библиотеку прочитанных книг - разных авторов, из разных эпох, из разных жанровых и стилистических пластов.... Ни одна из них не годилась на роль "единственной". Ни одна не была бесконечна в своем потенциале раскрытия и душевной поддержки в любой момент моего умозрительного островного "одиночества". Наконец, я закрыла тему "единственной" книги до противного утилитарной "Энциклопедией выживания" и забыла о ней. Но, кажется, три года назад такая книга для меня нашлась...

...Ричард Бах, "Мост через Вечность". Я уже рассказывала в блоге, как делила ночь с этой книгой в аэропорту Дублина, столице продрогшей до костей, немилосердно заливаемой дождями Ирландии. Эту июльскую ночь на краешке Европы я никогда не забуду. Багаж сдан. Виза об отбытии из страны проставлена. Регистрация на рейс пройдена. Рейс по метеоусловиям задерживается на неопределенное время. Крохотный зал ожидания со спартанскими металлическими сидениями заполнен до отказа. Мест не хватает, пассажиры расположились по-цыгански прямо на полу, живописными группами. Кто-то кормит грудью ребенка. Кто-то откупоривает третью бутылку виски "джемиссон", ибо алкоголь в дьюти-фри (зоне свободной торговли на территории аэропорта) стоит на треть дешевле, чем в Дублине, и раз в пять дешевле, чем в России. А я сижу в холодном металлическом кресле, уютно завернувшись в утепленную куртку, которую, повинуясь голосу интуиции, в последнюю секунду вытащила из багажа перед сдачей, и читаю эту самую книгу...

В ней, как в миллионе других книг, есть герой и героиня. И есть огромный сложный путь, который они проделали друг к другу. Путь, естественно, не в географическом смысле.

Он: одиночка по жизни до мозга костей. Латентный бунтарь по складу характера. Обжегся женитьбой на "приблизительной" женщине, потерял веру в возможность гармонии. Выстроил странную, но по своему логичную модель существования, в которой есть место нескольким женщинам, которые в сумме дают "идеальную женщину". Ни одна из них не может претендовать на роль единственной спутницы жизни. Ни одна не имеет права ревновать, чего-то требовать, пытаться переделать "под себя" героя. Да, герой  - авиатор. Вольный летчик, который на своем стареньком "Флите" перелетает из штата в штат и поднимает в небо за небольшую плату скучающих фермеров, голодных на развлечения. И еще он много размышляет и даже порой записывает в блокнот обрывки ассоциаций и мыслей. Из этого потом рождаются книги. Необычные и притягательные. Мы застаем героя как раз в тот момент, когда издательство берет его произведения за очень приличные деньги, а сам он продает "Флита" и направляется в город, свернув свой спальник и запихнув в него все имеющиеся банкноты. Позже он дважды чуть не потеряет сверток, связывающий его с цивилизованным миром, в котором за каждый шаг, вдох и глоток необходимо платить...

Она: успешная актриса. Красавица. Перфекционистка. Аккуратистка до мозга костей. Вещи развешаны в шкафах по цвету и фасону. Над ними шляпки, под ними - соответствующие туфли. Любимый кот, едва ли не обожествляемый хозяйкой. Добровольное одиночество по причине отсутствия значимых, желанных, необходимых мужчин в поле зрения. Все приблизительное и необязательное вынесено за скобки. Жизнь героини почти стерильна и до оскомины правильна и продумана до мелочей. Ее одухотворяют живые цветы, книги, музыка и живые мысли...

Встреча. Вспышка света. Интуитивное угадывание родства. Целомудрие. Создание особого языка общения. Шахматы. Разговоры часами. Дружба умов, очень пленительно, тонко и красиво переходящая в желание тел, в полноту гармонии, возможной между любящими людьми.. Альковные имена, взятые из просмотренного вместе фильма - Вуки. Абсолютная поглощенность миром другого. Включение этого мира в собственный мир. Поиск модели сосуществования и взаимодействия этих миров.... Миров по имени Мужчина и Женщина...

Эту книгу можно читать взахлеб, с начала и до конца, несмотря на ее местами занудный и "непролазный" язык (как сказала мне моя нынешняя начальница), а можно - когда прочитаешь первый раз от корки до корки - просто открывать на любой странице и читать с любого места. С любой фразы, любого диалога. Для меня это именно так. Я могу месяцами носить эту книгу в сумочке. Я не сразу поняла, что она - мой Талисман. Что она сама меня для этого выбрала.

Она гармонизирует мое внутреннее состояние. Она показывает саму возможность этого чуда - рождения понятия "МЫ" из двух разнополых галактик... Да, оно - это МЫ - рождается в муках, и едва не погибает от эгоизма, от привычного эгоцентризма, от страха потерять свободу, - свободу, которую герой возводит в абсолют. Но оно выживает и становится сильным, нежным, теплым и мудрым. Способным согревать не только друг друга... У меня физически теплеют руки, когда я держу в них эти волшебные страницы с живыми строками о любви. Эта книга сделала меня счастливой тогда, в Дублине, в ту странную ночь, ставшую для меня ночью сокровенного открытия СВОЕЙ книги. Эта книга помогает мне сохранять в душе чистоту ОЖИДАНИЯ прихода в мою жизнь МОЕГО человека.  Эта книга ненавязчиво поддерживает желание самосовершенствоваться, создавать островочки гармонии - внутренней и во взаимодействии с другими людьми. Эта книга стала мне необходима, как становятся необходимыми люди. Люди, которых Тот, Кто Мудрее нас, расставляет на одном игровом поле шахматной доски по имени жизнь и, лукаво поглядывая из-за облака, говорит: "Ну, играйте!" И мы - играем. Играем! Жизнь продолжается! 
Спасибо, Ричард Бах. Я знаю, благодаря Вам, что индивидуальная победа в игре никогда не приносит счастья. Ты выигрываешь тогда, когда выигрывает человек, которого ты любишь. Это очень красивая партия. И она может длиться всю жизнь...

...Когда-то, в юности, у меня были непреложные пароли. Я могла бы открыть в ночи дверь незнакомому человеку, если бы были произнесены такие слова-пароли, как Визбор, Галич, Городницкий, Окуджава, Луферов, Матвеева. Для меня за каждым этим именем стояла правда чистоты, порядочности. Человек, который принес это имя-пароль в мое жизненное пространство, просто не может сделать мне плохо. Вот такой юношеский максимализм, представьте себе.. И - открывала двери, открывала! И всегда, всегда - хорошим людям.
Сегодня  к перечисленным именам я могла бы добавить имя Ричарда Баха. Но в моем окружении никто не читал "Мост через Вечность"... И я продолжаю поиски своей Единственной Родной души. Вселенная большая....


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.