Вятичи-Вятчане

    Гипотеза о связи древних приокских вятичей с Вяткой и вятчанами была почти очевидной в прошлом, да и как иначе объяснить поразительное сходство имен? Но впоследствии, в виду отсутствия ясных археологических подтверждений, её отбросили. Возобладала другая версия заселения Вятки - Новгородская, по Повести о стране Вятской. Созвучность Вятичи-Вятчане посчитали случайностью. Но и с новгородской гипотезой не все просто. Археология дает достаточно много предметов аналогичным найденным при раскопках в Новгороде, но они общерусские, в ранних слоях городищ (12-13 в.) их мало, да, и жилища той поры - полуземлянки - на северные избы не похожи. Зато много финноугорского материала, и славянские вещи южного типа. Поэтому многие историки пришли к выводу о смешенном характере заселения Вятки славяно-русами: в 12-13 веках - беженцами из Владимирской руси, а в 14-15 веках сюда прибыли люди из Новгородской земли, в том числе, ушкуйники. При этом расселялись они на уже частью обжитых финноуграми городищах, отчасти смешиваясь с местным населением, отчасти враждуя с ним. Есть также обоснованная версия, что первые славяне на Вятку пришли в период монгольского нашествия с территории соседней Волжской Булгарии, точнее, северной ее части, примерно совпадающей с нынешним Татарстаном и Мари-Эл. Исходя из археологии региона, можно полагать, что это была особая Камская Булгария, отличная от собственно Волжской, заселенной в основном мусульманами.
       В таком раскладе выпадает из внимания вся история Вятки ранее 13в., времени, когда появляются первые славянские артефакты. Логика проста: если не было славян, то и не было русских, а жили на Вятке и вокруг нее только финноугры, предки марийцев, пермян и удмуртов. Однако археологические культуры Вятской земли 4-12 веков нельзя безоговорочно причислить к протомарийским и протоудмуртским. В них заметно влияние многих иных культур, от готов и гуннов до именьковцев и скандинавов. Всё это имеет самобытный синтетический тип, который можно смело считать собственным Вятским этнокультурным типом, отличным от соседних синхронных культур Перми и Вычегды, но схожим с ними.
       Начало древневятской общности надо искать в синтизе местной прапермской (постананьинской) и пришлой Именьковской культуры, относимой ныне отчасти к раннеславянской и являющейся продолжением Черняховской культуры Причерноморских остготов (см. рис).

    Страну именьковцев на средней Волге вокруг устья Камы арабы называли Буртас. Учитывая явное присутствие здесь славян (сакалиба), первоначальное имя народа могло быть иное - Вартасы, - от древнеславянского слова 'варта', излучина или поворот реки. Дело в том, что первые поселения 3-4в. пришедших на Волгу остготов и праславян располагались в Самарской луке (довольно крупный обособленный речной полуостров, почти остров в районе Жигулевских гор). Вдоль правого берега нижней Камы проходил основной путь из Азии в Европу. Поэтому Прикамье в эпоху Великого переселения народов оказалось в сфере влияния различных степных народов, в частности, гуннов и затем угров. Но постепенно и сюда проникали именьковцы; они принесли в Прикамье развитую сельскохозяйственную культуру, в том числе, разведение крупного рогатого скота. На Вятке они жили среди местных прапермян-азелинцев (процесс смешения начался еще в 5-6в.). Так появилась народность Вису-биармы (Еманаевско-Кочергинская, Чепецкая и другие близкие к ним культуры). Вероятно, эти люди говорили на смеси прапермского и древнеславянского языков, имели свою письменность, сохранявшуюся в глухих местах до 14в. Именно на этот язык перевел для пермян епископ Стефан богослужебные тексты. На самой Вятке в виду притока нового населения к этому времени уже шел процесс перехода на общерусский язык, хотя отголоски древнего говора сохранялись долго.
      
      
       В 8в. под давлением булгар и других степняков именьковцы оставили прежнюю территорию и рассеялись. Часть перебралась на соседнюю Вятку, другие - на левобережье Днепра (северяне) и Оку (вятичи), а также на Дон (хазарские буртасы-бродники). Имя Булгар поначалу относилось только к городу на Волге. На территории именьковцев возникло новое государство - Волжская Булгария. Некотороя часть именьковцев-буртасов осталась на зап. берегу Волги, войдя в этнос булгар.
       В это же время в Ладоге и междуречье Клязьмы и Волги (округа Сарского городища) появляются русы балтийского происхождения (скандинавы и зап. славяне), которые перехватили 'Меховой путь' с Балтики в Прикамье, пробитый еще готами в 4в. Вису не допустили их в свою страну (чисто скандинавских находок в Прикамье мало), возможно, враждовали, но и сотрудничали. Дело в том, что Прикамье в 1 тыс. н. э. славилось отличным по тем временам стрелковым оружием (луки и арбалеты). Об этом свидетельствуют, в частности, находки втульчатых наконечников стрел, считающихся более древними и сложными, чем черешковые. Их обычно применяли для бронебойных стрел. В конце 9в. Волжскими русами было предпринято вторжение на верхнюю Оку, где ими были основаны поселения будущей Вятической земли, ставшей на много лет головной болью для Киевского княжества.

    См. карту "Активность викингов и русов в 9-10в".

До объединения русов вокруг Киева было несколько враждующих между собой княжеств: Ладожские, Волжские (Сарское городище, Ростов), Гнездовские (Смоленск) и Киевские. В настоящее время идут жаркие споры о том, кем по происхождению были эти русы - скандинавами или западными славянами (Волин, Рюген и др.). На мой взгляд, - и те и другие и третьи. Последние - это Вятские русы.

       Из статьи Зорин и Шпилев 'Перед Русью':
       "Из 19 найденных (на Новотроицком городище, Сумская обл., Украина) экземпляров 10 относятся к типам, распространённым на севере Руси, в основном среди финно-угорских племён (Прикамье и Среднее Поволжье, Сарское городище, Вятка)... Таким образом, с большой долей уверенности можно утверждать, что Новотроицкое городище было уничтожено не кочевниками, а отрядом русов, часть которого, предположительно, составляли лучники из числа союзных или подчинённых русам финно-угорских племён. Взятое в плен население стало рабами, а непригодные к этому по возрасту или физическим данным жители - перебиты на месте. .. В целом, судьба городища представляет яркую иллюстрацию к свидетельству Ибн Русте о том, что 'когда они [русь] нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего. Женщинами побеждённых сами пользуются, а мужчин обращают в рабство'... В связи с событиями рубежа IX - X вв. особый интерес представляют материалы разгромленного в то время городища Супруты (Щекинского р-на Тульской обл.) в землях вятичей на Упе (на переходе из Дона в Оку)...
       Совокупность материалов Супрутского городища отражает процесс 'установления викингами контроля над важнейшими речными путями Восточной Европы'. По мнению исследовательницы, городище являлось ключевым пунктом инфраструктуры этого участка пути' и было занято некоей варяжской дружиной, превратившей его в 'административный центр и в пункт сбора дани'. В таком случае не исключено, что поход в страну вятичей в 965г. был вызван ещё и необходимостью покончить с опасным для Рюриковичей соперником скандинавского происхождения, опиравшегося на полиэтничную по своему составу дружину (население Супрут, судя по всему, имело смешанный славяно-балто-финский состав, в быту и культуре которого прослеживалось значительное хазарское влияние)".
      
       Т. И. Алексеева: "Судя по археологическим данным, вятичи не имеют того комплекса признаков, который характерен для потомков пражско-корчакской и пеньковской (раннеславянских) культур. Для них характерна долихокрания (продолговатый череп) в сочетании с узким лицом и средневыступающим носом. Нет в облике вятичей и сходства с польскими (ляшскими) славянами, которые отличаются более крупными размерами черепа. Мы не можем также на основе антропологических данных оценить и контакты с донскими славянами, о физическом облике которых мы не имеем представления из-за отсутствия антропологических материалов. Зато вполне отчетливо обнаруживается в облике вятичей присутствие черт, типичных для финно-угорского населения Восточно-Европейской равнины...
       Археология не находит следов ляшского (польского) происхождения этих племен. Но есть интересный археологнический факт - прототипы лучевых украшений вятичей и схожих с ними у радимичей находятся в Подунавье. Зато топонимика дает некоторые указания на западные связи вятичей . Трубачев в очерке о белорусах ("В поисках единства") говорит о высокой плотности топонимических соответствий между территорией вятичей и Северо-Востоком Польши (Мазовией). Из примеров приводит Вщиж, Тулу и даже Москву. Последние два примера, конечно, вызовут большие споры, но я бы обратил внимание на название города Домагощ, отмеченного в середине 12-го века на этнографической территории вятичей , вырисовывающейся по археологическим данным. Название несомненно архаичное, происходит, по-видимому, от собственного имени Домагост, отмеченного только у зап. славян. Топонимы с формантом -гощ, в Польше также наличиствуют. В Черниговской земле вблизи ареала радимичей отмечены также Радощ (или Радогощ) и Оргощ (вероятно от Орогост)'.
      
       По мнению этого историка, "вятичи в антропологическом отношении могут рассматриваться как ославяненное узколицее восточно-финское население", то есть, смешение вятских прапермян с какими-то славянами (западными?).
      
       А. В. Арциховский: "...Это позволяет сделать заключения о колорите вятических одежд. Красный и белый цвета должны были чередоваться в тканях и вышивках. Остатки окрашенных тканей, встреченные в погребениях, или белы или красны".

    Костюм северных вятских (Слободских) удмуртов племени "Ватка" - как раз эти два цвета (см. фото). В традиционном наряде русских вятчан (особенно в центральных районах) они также доминируют. Реконструкции внешнего облика вятичей весьма отличаются. В частности, встречается безупречный европеоидный облик и явно финноугорский. Обратим внимание на схожесть головного убора. Характерные вятические височные украшения не в счет - они появились поздно, в 11-12в.

    На схожесть топонимов финноугорского происхождения на Оке и Вятке обращали внимание еще дореволюционные исследователи.
      
       ВЯТИЧИ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ. Исследование Павла Ивановича Якобия (1842-1913)
       http://diderix.petergen.com/lub-vat11.htm
      
       Автор этой интересной работы на основании сравнения топонимов (в том числе вятичских городов Карачев, Одоев, Козельск, Тула и др.) и этнографического материала делает вывод о финно-угорском (вотском) происхождении населения Поочья, соотнося его с территорией расселения древних вятичей. Вот некоторые отрывки:
       'Мы знаем, что группа центральных уездов Орловской губ. (с продолжением в Брянском) с прилежащими уездами Калужской и Тульской, составляли область Вятичей . Из летописи мы знаем, что она в начале нашей истории стояла совершенно особняком, имела резко очерченную этническую и историческую индивидуальность...
       Между тем как славяне, киевские и новгородские, приняли христианство по приказу князя, Вятичи упорно отстаивали свою религию в течении трех столетий. Св. Владимир 'всея земли нашей крестил... и Вятичи "; а в 12 веке им проповедовал христианство св. Кукша, и был убит ими. Летописец, говоря о языческих обычаях и верованиях Вятичей, прибавляет 'еже творят Вятичи и ныне", а высокое духовное лицо, близко знавшее Калужскую епархию в середине 19 века, и скрывшее свое имя под буквами I. Л., замечает, что ' и нынешние Калужане могли бы показаться отставшими от других в христианских понятий", чему он и приводить красноречивые доказательства. Точно также и в национальном отношении Вятичи резко выделяются из комплекса русских племен; ниже мы будем говорить об упорстве, с которым они отстаивали свою политическую независимость...
       Что Вятичи были славяне, в этом согласны все авторы без исключения. Есть один, - это Вештомов, который "помещает родину Вотяков в нынешней Орловской губ., в стране Вятичей". Основанием служить созвучие между именем племени Вятичи с названием реки Вятки и живущих на ней людей - Вятичей. В пользу этой гипотезы можно было бы привести то обстоятельство, что рядом с мифическим прародителем Вятичей Вятко, о котором говорит первоначальная летопись, можно поставить название одного из племен, на которые распадаются Вотяки, - Ватко).
       Посмотрим географические имена, и начнем с имен рек и урочищ, притом таких, которые не объясняются непосредственно из русского языка. Прежде всего нас поражает большое число рек с окончанием ва и ма; как известно, это окончания финские, отличающие реки финских стран... Выбирал исключительно имена, не имеющие смысла или корня в русском или славянском языке, несомненно чуждые им, и находил идентичные с ними имена в финском севере и востоке Poccии, преимущественно в Вятской губ., и вообще в Вотяцко-Пермяцком крае.
       (Е. Х. Далее приводится неск. сотен примеров соответствий топонимов территории расселения приокских вятичей и финноугров, главным образом, Вятской губ.)
       Нет сомнения, что в говоре современных потомков Вятичей, именно в крестьянском населении западных и центральных уездов Opловской губ., и , вероятно, Калужской и части Тульской, сохранились особенности, поражающая своею своеобразностью, и живо напомнившие автору этой работы восточную часть Казанской и Вятскую губернии, в которых он провел детство, как ему их напомнили наружность и общий облик населения, женские костюмы Карачевского, Болховского и Трубчевского уездов, и многое другое...
       Но, как и у вотяков, пермяков, вогулов, остяков, мы и здесь встречаем - особенно бросилось мне это в глаза в Карачевском уезде - и черноволосых и черноглазых, часто с тюркским общим обликом. Рассматриваемое население Орловской губернии 'представляет нечто среднее между вотяками и пермяками, с одной стороны, мордвой и черемисами с другой'... Сопоставление географических имен Вятичской земли с географическими именами Вотяцко-Пермяцкого края едва ли оставляет место сомнению в ближайшем родстве Вятичей и Вотяков, потомков Вятко и племени Ватка, жителей страны, орошаемой реками имени Ветка или Вятка и его производными Вет-ма, Вети-виж и т. д., и жителями бассейна реки Вятки. Эта племенная родственность, чтобы не сказать идентичность... Что под именем Будинов надо понимать Вотяков, это можно считать более или менее установленным, и с этим согласуется и Геродотовское описание, и филологическое родство их имени у Геродота, у Страбона, у Плиния. Но были ли это Вотяки нынешней Вятской губернии, или Вятичи Орловской; Калужской и Тульской?
       Конец цитат.
      
       Итак, наблюдается соединение западно-славянского и финноугорского компонентов населения Вятичской земли 9-12в. на Оке, последний преобладал. Связи данной этнической группы с предшествующим населением нет. Можно видеть, что в 9 в. на Оку из Вятского Прикамья переселилось несколько тысяч человек. Они составили живой щит на пути экспансии Киева на северо-восток. На Оке эти переселенцы испытали славяно-русское влияние, вошли в контакт с близкими им потомками именьковцев, поэтому воспринимались соседями как особое племя славян-вятичей. Этому способствовало и то, что, судя по всему, славяно-русы составляли здесь правящее военно-дружинное сословие.
       С появлением своего князя с дружиной (Ходата), вятичи обособились, но продолжали поддерживать отношения с близкими им хазарскими буртасами. Империя Хазар в 9в. была в расцвете своего могущества, контролировала значительную часть торговых путей с севера на юг в низовьях Волги и Дона. Это заставляло Волжских русов до поры идти на сотрудничество с хазарами.
       Многолетнее противоборство Киевских князей с вятичами закончилось разгромом и разделом их земли в сер. 12в. Учитывая древние связи регионов, неудивительно обратное переселение на Вятку части вятичей, в основном, вероятно, это были молодые мужчины-воины со своим предводителем. Среди них заметное число могли составлять потомки зап. славян-балтов. Эта версия может объяснить появление на Вятке редкого для Вост. Европы устройства древнейших укреплений Слободского города.
 
      
       Характерный крест вятичей (с шарами на концах) - аналогичен кресту с шарами на Вятском гербе.
      
       Разумеется, по прошествии 1000 лет население Вятки и Оки заметно разошлось в этнокультурном плане, хотя некоторые черты сходства сохранились до сих пор. Еще лет 150 назад всех Вятских обитателей называли вятичами (иногда даже вотяками); да, и к русским они себя в ту пору не причисляли. Имя "вятчане" более книжное, было введено историками для различия населения Вятки от упоминаемого в летописях древнего населения Оки. В прошлом слово "вятчане" употреблялось лишь для обозначения "лучшего" (зажиточного, знатного) населения средневятских городов 14-18в. (от Слободского до Кукар).
      
      
       Приложение.
       Из справочника А. Ф. Медведева 'Лук и стрелы, самострелы':
       В древней Руси втульчатые наконечники стрел были распространены преимущественно вдоль за-падных границ, где, по всей вероятности, восточные славяне заимствовали их от западных соседей. В Германии, Чехословакии, Польше такие наконеч-ники в средневековый период применялись очень широко. Для Руси же они не очень характерны и численно составляют около 1% по отношению к черешковым наконечникам. Но и на нашей территории есть район (Прикамье), где втульчатые наконечники употреблялись сравнительно широко задолго до нашей эры. Здесь они не были результатом заимствования у западных соседей. Более того, прикамские втульчатые наконечники VIII-XIV вв. преиму-щественно ромбовидные и реже листовидные, тогда как у западных соседей Руси они в большинстве двушипные (тип2).
       Тип 3 Ромбовидные втульчатые
       Область распространения в основном охватывает Прикамье; особенно много их на городищах и в могильниках по р. Чепце, притоку Вятки. Изредка встречаются вдоль западных границ Руси, для Руси нехарактерны; употреблялись широко финно-угорскими народами. Наконечники этого типа появились в Прикамье в I тысячелетии до н. э., но имели меньшие размеры (длина 30-40 мм). В Прикамье и в других местах обитания финно-угорских племен употреблялись до XI в. включительно, а позднее - лишь в западных районах Руси и то редко. Они найдены в погребениях могильников: Малышевский, Селиксы, Каневский, Мадлынь-Шай, Крюково-Кужновский, Поломский, Кочергинский, Веселовский, Загарье, на Вятских городищах и в могильниках VII-XII вв. на Сарском (Ярославская), на Чудском костище (Кама), в Плиснеске (Львовская обл.), на Княжей горе (Киев), у дер. Горицы (Черниговская), в слое XIV в. Новгорода, в погребении 5 Плесинского могильника (Комипермяцкий).
       Тип 4 Остролистные втульчатые
       Длина 50-100 мм, длина пера 30-60 мм, ширина пера 11-20 мм, диаметр втулки 710 мм. Были распространены у финских племен Северо-Востока и вдоль западной границы Руси. В Прикамье наконечники этого типа появились в I тысячелетии до н. э. и употреблялись до XI в. включительно. Они найдены в погребениях (VII-XI вв.) Малышевского могильника, в Бродовском могильнике (Кама), в могильнике Весьякарский Бигершай (Чепца), в Ананьинском могильнике (Татарстан), на городище Хотомель (Брестская обл.), на городище Дуна (Вятичи), в кургане Х в. у с. Барды.
       Остролистные втульчатые наконечники приме-нялись также в Прибалтике и в Польше.
       Т и п 17 Килевидные длинные трехлопастные с шейкой
       Появляются они в середине I ты-сячелетия н. э. и распространяются на территории от Вятки до Оки до VIII в. включительно. Найдены в погребениях Суворовского могильника (Вятка), на Попадьинском селище, в погребении VIII в. у с. Арцибашево (Рязанская).
      
       Замечание Е. Х. Двушипные наконечники тип 2 (характерные для Зап. Европы) были найдены также на Вятке. Это можно рассматривать как раннее заимствование, тем более что артефакты позднеримского времени в Прикамье есть. Можно говорить о прибытии на Вятку в 4-5в. воинов с запада: остготов и-или гуннов. Регионы обнаружения Прикамских наконечников маркируют территории действия Вятских дружин: от Сарского городища (вероятное место сбора отрядов Волжских русов) до бассейна Оки и севера Украины, Беларусь, а также, Новгорода. При этом не исключены и более далекие продвижения на запад - Польша и Прибалтика. Последнее обстоятельство заставляет задуматься о раннем появлении на Вятке западных славян.
      
       Высказанные мнения во многом совпадают с сообщениями непризнанной официальным научным сообществом булгарской хроники Джагфар Тарихы, что вятичи были смесью садумцев и мурдасов, если учесть, что под мурдасами в 9в. понимались финноугорские (Волго-Вятские) именьковцы. Садумцы-скандинавы - это дружина Хаддада (Ходота в рус. летописях). Род Хаддада по мужской линии происходил от булгарского канна Габдуллы-Джилки. В его военно-рыцарском окружении, с которым он пришел на Оку, видимо, были потомки скандинавов-датчан из племени Худ (в 9в. служивших при Киевском хазарском наместнике Худе). Породнившись с мурдасами, их потомки стали военным сословием вятичей-батышей.
       'Хаддад был очень гордым, и когда после смерти Мардана беллакские бии предложили ему возглавить их (удельная область Мардан-Беллак в правобережном Поволжье), то отказался и сказал: 'Если я и займу какой-либо трон - то только канский'. Осень 930 года, когда возмущение народа правлением Газана достигло предела, он счел удобным моментом для захвата трона и двинулся из своей станции Кубар или Хорысдан на Болгар. Однако переправиться через Идель у Арбуги ему не удалось из-за действий флота Хума, и он отступил в Буртас. Зимой уже Газан двинулся на него, но Хаддад со своими ближайшими джурами (рыцарями) ушел к батышцам. Те, пораженные великолепием одежд и оружия эмира и его воинов, избрали Хаддада своим беком' (воеводой).
       В 964 году Киевский правитель Святослав (Барыс-Пардус) сговорился с булгарами и русами о нападении на Хазарию.
       'На обратном пути Барыс (за сотрудничество с хазарскими буртасами) выбил сына Хаддада Алыпа из Кана (Муром на Оке). В ответ тот прислал ему письмо, в котором сообщил: Батышцев считают народом, образовавшимся вследствие смешения ульчийцев и мурдасов (славян и именьковцев). На самом деле батышцы являются потомками мурдасов и садумского племени Худ, некогда владевшим Русью. Поэтому он, Алып, имеет больше прав быть улубием Руси (Киева), чем Барыс, и постарается при случае их осуществить'.
      
      


Рецензии