Мистицизм

В исследовании любого явления необходимо, прежде всего, раскрыть природу, организацию, историю предмета. В этой главе мы пого-ворим о мистицизме, разумея проявления лишь христианской мистики. Последнее уточнение позволяет нам отсечь от предмета исследования все мистические проявления (кроме христианских) в истории человечества, будь то оккультизм, магия, спиритизм или  мистическое иных религиозных верований или философских концепций.  Мистицизм – явление общечеловеческое, потому и  необходим предел, который  удержит нас в рамках данной работы, хотя и несколько сузит  обширное поле изучаемого феномена.


                Природа

Попытка дать определение мистицизму наталкивается на понимание того, что «исследование, направленное на отыскание понятия мистики… ставит ее в связь с чужой и враждебной ей сферой понятий (прим.ред логикой). Мистика - это понятие иррационального, понятие непонятия… Если мы вдумаемся в глубочайшую сущность мистики, то увидим, что ее позиция заключается в безмолвном пребывании в бесконечной полноте религиозного переживания…
Мистик, религиозный гений передает немоту и безымянность»  его: 

Бог и ныне желает быть для грешников зримым...
Я страшусь и подумать, как же выражу словом?
Как язык все опишет или трость начертает?
Как поведает слово, как язык мой расскажет,
Как уста изрекут все, что я вижу сегодня?..
Среди ночи глубокой, среди тьмы беспросветной
С изумленьем и страхом я Христа созерцаю.*
 
Вышесказанное дает нам повод заметить, что мы будем иметь дело с известным видом религиозной жизни христианского подвижника, достигающего непосредственного ощущения Божества в результате созерцания.

Мы не претендуем на полное раскрытие психологического аспекта данного явления, при известной доле заинтересованности можно обратиться к работам И.А.Ильина , У. Джеймса ,  Е. А. Торчинова,  М.Элиаде   и других исследователей.

Далее, мы лишь кратко охарактеризуем объективную сторону высшего проявления мистической жизни, которая, по словам Петра Михайловича Минина, заключается в «самовнушении и уничтожении (диссолюции), или в превращении личности… ум безмолвствует, воля парализуется, нервная система находится в анормальном состоянии, тело замирает в полной неподвижности».   Пр. Симеон Новый Богослов с силой говорит об этом состоянии: «… на землю, низринувшись, падает, кричит же и вопиет в изумлении и страхе многом, как сверх естества, сверх слова, сверх понятия вещь, увидев и пережив».
 
 Наш интерес расположен скорее в области субъективного восприятия, и следует отметить, что субъективизм опыта делает его неоднозначным, непохожим, разно- и многообразным, ведь каждый человек идет к Богу своим неповторимым путем и воспринимает Его через призму личной человечности.
В том опыте мы прослеживаем  связь двух реальностей, которую, сложно, и порой даже невозможно, выразить словами. Эта связь интимная, глубокая и неизреченная: Павел «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:4) и  для нас «несомненно, что он находился в то время в состоянии пророческого экстаза».   

Выше мы упомянули некоторые  типичные черты этого переживания, необходимо лишь добавить, что в своем религиозном стремлении мистик, попадая во «внутри-себя-бытие», ищет соединения с недостижимым, все большего и большего уподобления ему.


                Организация.

  Но, что предшествует этому состоянию, кому оно  открывается, как становятся достойным созерцания умного света?  Путь мистика последовательно проходит три основные фазиса.

• кафарсис, что означает очищение через отречение от мира, от своих страстей, желаний: «для достижения возжеланной тобою цели тебе необходимо сначала подавлять свои собственные воления, а наконец и совсем их погасить и умертвить».
 
Жизнь человека есть свободное заточение во грехе, и  «нет радости для осужденных в темнице, нет праздника на земле… Посему-то сладко плачущий пророк и говорит со стенанием: изведи из темницы душу мою  в радость неизреченного Твоего света». 

Но темница - это также и место, где совершается “праксис”, и цель его - достижение бесстрастия, еще не спасения, но некоторого важнейшего этапа на пути ко спасению. Необходимо заметить, что праксис не есть самоцель, а скорее средство, используемое подвижником.

•   Средостение греха, которое помрачает наше видение и не дает ему проницать вглубь предметов, исчезает, и тогда открывается феория — природное созерцание. Душа человеческая, следовательно, должна очиститься и стать бесстрастною, иначе безобразною , т.е подвижнику следует  погасить сознание низшего разума (ratio)  и возжечь в себе высший разум (логос).
  По существу это тот же кафарсис, только направленный  на отречение от мышления, от самости, путем гностического просвещения» (фотисмос), через «опустошение» сознания, тогда подвижник  может достичь  духовного упрощения.

• «От всего отказавшись, святые получают совершенное познание вещей тварных, ибо, восходя к созерцанию Бога, они познают одновременно всю область бытия в его первопричинах, которые суть идеи-воления Божии, содержимые в Его простых энергиях. Это напоминает нам экстаз святого Бенедикта Нурсийского (480-547), который увидел весь мир как бы собранным в луче Божественного света».
   
         Упомянутый экстазис,  есть не что иное, как отречение от своего «я», исступление ума или восхищение чувств, выход за пределы тварного бытия к Богу (2Кор.12:2), познание Непознаваемого и единение с Ним.



* гимн Симеона, Нового Богослова


Рецензии
Откровенно скажу, читать трудно.
Мистицизм - понятие настольно широкое, что плодотворнее исследовать пару-тройку конкретных примеров, чем обобщать это явление в жизни человечества.
У обыкновенного человека существует своя мистика и чаще всего это мистика совпадений.
Я бы взял свой опыт и покопался бы в нем со всей откровенностью - почему эти явления меня пугают, настораживают, почему я верю в мистику?
Понимая при этом, что это всё - предрассудки.
Впрочем, я не знаю задачи, которую Вы перед собой поставили. Это диплом?

Квентин Фуко   20.07.2013 14:49     Заявить о нарушении
Я рада Вашему вниманию)
Да-а, мистика совпадений... Это фундамент "мистики", особенно женской))), если ее можно поделить по половой принадлежности.
А вот насчет предрассудков, тут я , пожалуй, с Вами не соглашусь. Хотя доказать у меня вряд ли что-то получится, т.к. все находится в ненаучной плоскости.
И Вы действительно угадали, это главка из диплома.

Золотова Людмила   20.07.2013 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.