Гордость

С упорством, достойным, возможно, лучшего применения, я переделала этот текст.
Скорее для себя самой, чем для кого-то еще.


 Я тут недавно задумалась о природе так называемых «книг мудрости», в частности, Библии. Не могу похвастаться блестящим знанием теологии, но каждый знает о грехах, которые нельзя совершать . Любому школьнику известны хотя бы несколько из «табу» монотеизма: их объясняют родители в детстве, чтобы научить ребенка существовать в человеческом обществе. Смысл некоторых запретов настолько очевидно проявляется в практической повседневной жизни, что о его происхождении никто обычно не задумывается.
Допустим, «Не укради». Такая установка явно нацелена на то, чтобы снять социальную напряженность, сократить вооруженные кровопролитные конфликты, вызванные чувством животной зависти к соплеменнику, обладающему чем-либо ценным. Не укради, и мы все будем жить в мире, рожать детей и с уверенностью смотреть в день грядущий.
Или возьмем порицание чревоугодия. Любые телесные излишества, перешедшие определенную черту, несут губительные последствия, будь то чрезмерное переедание или алкогольная потребность. Не впадай в чревоугодие, и ты никогда не скатишься до уровня скотины.
Момент появления Библии и других «книг мудрости» в корне меняет ход развития цивилизаций, в которых они появляются. Как знать, не появись этого пособия о том, как жить дальше, возможно, мы совсем истребили бы друг друга в кровопролитных войнах и усобицах. И основная часть содержания , перевернувшего старый мир, благодаря которой мы живем сегодня так, как живем, -это заповеди. Простые и понятные указания, гуманные по своей цели, они предостерегают человека от того, чтобы впасть в низость, и устанавливают новые ориентиры, по которым пойдет дальнейшее развитие. В сторону прогресса.
Но есть среди этих указаний одна вещь, которая вызывает у меня особый интерес: это признание того, что гордость (или гордыня) является смертным грехом. Мне кажется, этот вопрос можно трактовать намного шире, чем это обычно делают. Начнем с того, что гордость- вещь двоякая. Можно гордиться своим шикарным домом и презрительно кривить губы при виде бездомного. Это плохо.
А можно, работая днем и ночью, высекать для человечества искру нового знания и потом быть гордым за это самое человечество. Или, к примеру, говорят: «Я горжусь тобой». В этой фразе, если она сказана не с сарказмом, выражается чувство уважения и благодарности за какое-то большое дело. Библия не стала бы это порицать. Потому что гордость в этом своем проявлении только сильнее укрепляет фундамент мира, а следовательно, и общественного развития. С другой стороны, можно возразить, что признание гордыни греховной предупреждет от «самообожествления», которое, укрепившись как массовое сознание, сведет на нет все предыдущие законы. Человек переосмыслит запрет на отнятие жизни и вернется к тому моменту, когда выживал тот, чьи зубы были крепче. Тогда всему конец.
Но и отсутствие развития человечества так же означает неизбежный конец.
Сначала застой, а потом медленную неотвратимую деградацию. Самое же интересное, что желание изобрести что-то новое, сделать шаг вперед, создать то, чего еще не было на свете, - атеистическое по своей сути. Потому что Творцом в Библии является исключительно Бог, а человек – проводником. И вот тогда логично сделать вывод, что амбиция - проявление гордыни - является чувством, внушенным самим Богом, следовательно, богоугодным и непорицаемым. Как же так? Почему в одном случае гордыня это хорошо, а в другом - плохо?
 И вот здесь зарождается мысль о том, что признание гордыни смертным грехом имеет некий другой смысл, который мог бы быть трактован однозначно. Ведь смертельные грехи одинаково ужасны, не может быть так, чтобы одни признавались беспрекословно, а другие – считались бы грехом от случая к случаю, в зависимости от контекста.
Тогда нужно искать новый угол зрения.
И вот какая трактовка , как мне кажется, наиболее правдоподобна:
Человек назван Венцом Творения не за свое величие. Он развился из первой клетки, зародившейся до сих пор не ясно как в недрах нашей вселенной. Его организм был простейшим, но это было самое начало, а впереди –долгий путь: клетки делились, организм усложнялся, приобретая новые возможности. Потом была растительная клетка, потом животная, и все это развивалось и оттачивалось миллионы лет, прежде чем на сцену вышел человек и издал победительный клич Высшего, самого совершенного хищника с интеллектом, мозг которого до сих пор задействован лишь на пятнадцать процентов. Живое вещество вращается в бесконечном круговороте, умирая и воспроизводя самое себя. Распадаясь, жизнь разделяется на более мелкие частицы, на основе которых создаются новые организмы. Поэтому, человек, созданный в процессе этого круговорота, является одновременно и потомком птиц, и правнуком первейшей клетки, и новым воплощением людей, живших до него, и кровным братом всему, что существует рядом с ним. Он безымянен как ступень развития жизни, как новый сосуд, который уникален потому, что является наиболее перспективной упаковкой для хранения бесценного содержимого. Человек умрет и рассыплется в прах, из которого возникнет новая жизнь, и имя того, просшедшего человека, уже не будет иметь значения: он возник в мире из частиц всего живого, в том числе и из других людей, пронес жизнь через себя и, исчезая, снова раздал все это ради продолжения общего круговорота. То есть человек, не может обладать гордыней не потому, что все люди братья и это несправедливо по отношению к ним, а потому, что все живое вокруг-это неразделимое братство, которое существует с одной единственной целью,- продолжить Жизнь.

 Поэтому гордыня – это просто то, чего не может быть, если человек вполне способен реализовать в сознании такую цепочку и почувствовать себя частицей вечного общего движения. Вследствие этого мне кажется, утверждение о том, что гордыня – смертный грех, как бы открывает для человека новые горизонты развития: сфокусировав внутреннее внимание на этой мысли и сместив центр тяжести в сторону от собственного временно доминирующего Я, можно пытаться учиться говорить с миром на одном языке и слушать то, что происходит вокруг тебя на уровне сферы, тебя породившей. Многие духовные практики учат именно этому, не так ли? И они, кстати сказать, становятся все более популярны параллельно с тем, как развивается научная мысль, объясняющая суть физических явлений. В наше время практически все явления физического плана объяснены и объяснения доказаны. Но насколько прибавилось знания? На бесконечно много и ни на сколько одновременно. Нет ответа только на главные вопросы, а они всегда были для человека основополагающими, потому что на самом деле, человек живет отнюдь не для того, чтобы поставить на кухне электрический чайник и облегченно вздохнуть от того, как все теперь легко и просто. Человек живет своими эмоциями в мире иррационального: боится гибели, жаждет любви и думает о перевоплощении своей бессмертной души.
Так не является ли эта спорная заповедь неким новым направлением пути для уже повзрослевшего по сравнению со Средними веками, но все еще недостаточно развитого человека? Возможно, знание о том, что нужно искать ответы в другой сфере бытия, давно существовало, только запись в древнейшей книге была истолкована на уровне, который только и был тогда по силам суеверному, запуганному внешним миром человеку. А на самом деле, уже не одну тысячу лет назад чья-то человеческая рука одной фразой обозначила на карте путь к выходу из лабиринта: живи в мире, не уподобляйся животному и тренируй свой дух, проникнувшись самым важным чувством - сопряженности со всем живым. Забудь себя, забудь свое имя и растворись. Стой тихо и жди, пока мир сам шепнет тебе в начинающее слышать ухо ответ на твой главный вопрос.


Рецензии
Вам в первой рецензии верно написали про 10 заповедей (а вообще Христос, можно сказать, сузил заповеди до двух, не отменив, конечно, и те 10), однако насчет "придумки" смертных грехов не всё так просто.
Разделение грехов на "смертные" и "несмертные" это больше католическая классификация. Любой грех, по сути, - смертный, т.к. укореняясь в нем, не желая расставаться с ним, человек уводит себя от Бога. Просто 7 смертных грехов - это наиболее очевидные что ли грехи, наиболее, быть может, ясные и понятные любому человеку. Соблюдая запреты на них, человек, так сказать, исполняет минимум морали. Однако мало уклоняться от греха, нужно (вообще-то) совершать благие дела и стремиться к Богу.
Насчет гордости. Если опять же не вдаваться в весьма обширную литературу на сей счет, можно вкратце сказать, что гордость (или правильнее - гордыня, как крайняя ее степень. И Вы верно отмечаете, что можно по-разному говорить о гордости. Фраза "Я горжусь тобой" не несет какой-то греховности. К сожалению, набор используемых слов в языке зачастую бедноват: например, слово "люблю" мы используем и к вещам, и к людям) - это самовозвышение себя (конкретного человека или человека вообще), самопревозношение, почитание себя выше, лучше всех. Из этого следует отрицание Бога (кто Он, собственно такой? Человек гордый не считает, что он чье-то там творение и тем более не желает подчиняться "чужому авторитету". Он сам себе авторитет) или во всяком случае нежелание признавать Его, борьба с Ним.
Полагают, что сатана, будучи самым высшим ангелом (Люцифером - Светоносным), возгордился своей властью и, забыв о том, что власть его, как ангела, дается Богом, решил посостязаться с Богом. И был низвергнут.
То же самое происходит и с человеком гордящимся (или опять же правильнее - впадшим в гордыню). Он - круче всех, он - выше всех, он - лучше всех. Кажется, такие установки приветствуются в нынешнем мире, однако Христос показал обратный пример - пример смирения. И смирение, не как принижение своих способностей или дарований, но как наоборот, осознание их наличия и источника их - Бога, понимание, что всё дается Богом, что все таланты и способности человека - от Бога, есть противоположность гордыни, в которой человек думает, что он сам в себе породил свои таланты, он сам - источник своих способностей, он сам - обладает властью, он сам - великий и могучий.
Поэтому гордость, как самовозвышение себя без достаточных к тому оснований (как внешних, так и внутренних), ведет прямо от (против) Бога и именно поэтому считается одним из тех смертных грехов, с очевидностью указывающий греховное состояние человека.
С уважением,

Ал Захаров   27.10.2013 18:29     Заявить о нарушении
Именно эту мысль я и пыталась провести через свое рассуждение, возможно, мне это не совсем удалось. Но главное, что я хотела подчеркнуть, это то, что в религии довольно много простых и логичных вещей, которые оправданы не только верой, но и здравым смыслом, что для меня, например, наиболее ценно. И порицание гордыни, на мой взгляд, может исходить из утверждения, что ты произошел, как и все живое, от первой клетки, и прошел вместе со всем этим миром длинный путь развития, а потому не можешь говорить и думать, что ты лучше, чем кто-то или что-то вокруг тебя. Это в большей степени атеистическое трактование, чем религиозное, как мне кажется

Юлия Чудакова   27.10.2013 20:41   Заявить о нарушении
Если остановиться на Вашем "атеистическом" толковании, то не совсем понятно будет, почему человек не может решить, что он лучше других. Не в смысле происхождения, как "человеческий детеныш", а в смысле того, что он, скажем, обладает большей политической властью, физически сильнее, интеллектуальнее и т.д. Это тоже виды самопревозношения. Ведь человек считает, что раз он всего достиг сам (власти, денег и так далее. Не Бог же ему это дал, Бога нет), то следовательно, он выше своих "конкурентов", соперников, и у него, в общем-то, есть повод гордиться, возвышаться над ними, поглядывать на них свысока - мол, они-то не такие успешные, они-то не такие уж и сильные... То, что биологически все мы люди, не отменяет того, что мы различны социально - мы различаемся хотя бы местом и временем рождения, условиями жизни, успешностью в обществе, богатством и т.д.
В религиозном плане это осмысляется иначе: мы все после смерти предстанем перед Богом и дадим "отчет", и неважно, кем ты был - богатым, правителем или великим ученым, ты будешь отвечать за свои дела и мысли наравне (т.е. никто не сможет избежать этого) со всеми остальными. И еще не факт, что богач окажется выше (в духовном смысле) бедного, царь - нравственнее слуги и т.д.
Если же принимать атеистическую точку зрения, то в общем-то, человек "имеет право" гордиться, сколько хочет. Бога нет, никто ему эти таланты (если, конечно, не обожествлять Природу и Фортуну) не дал, он всего достиг сам, своими биологическими силами и может вполне гордиться собой и задирать нос, поскольку по всем (или многим, да и одному даже) параметрам он превзошел кого-то (а то и преобладающее большинство). Ведь после смерти за него это не взыщется. Ну, подумаешь, попирал ногами слугу, ну, подумаешь, посрамлял конкурентов, ну, подумаешь, оскорблял кого-то... Умер и всё, конец. А те, кто порицали его при жизни, "завистники", - это их "грех". Впрочем, и они ведь тоже умрут и исчезнут, и все "грехи", таким образом, канут в небытие.
Это я всё к тому, что, на мой взгляд, в атеизме трудно осуждать кого-либо за "аморальные поступки" или ту же гордыню. Ведь мораль предполагает образец, эталон, против которого человек и идет, попирая его. В атеизме же свой эталон у каждого человека (есть, конечно, вроде бы какие-то "общие" моральные законы, но судя по тому, что мы не можем одинаково морально соотноситься ни с Европой, ни с Азией, уже говорит о том, что единой морали - нерелигиозной - как будто бы и нет). И то, что морально, для меня может быть аморально для другого, но это личные проблемы каждого. Один может гордиться сколько влезет, другой - завидовать ему. И никакой из этих "грехов" (грехов-то и нет, потому что нет единого для всех морального закона, который бы нарушался) не окажется "смертным". И да, человек вполне может понимать, что он превозносится только над каким-нибудь десятком тех, кто находится в его окружении, ну и пусть - он-то будет "рад" и тому, что он выше хотя бы этих людей.

Ал Захаров   27.10.2013 21:09   Заявить о нарушении
Я думаю, что и для атеиста очевидно, что не сам он создал себя, не он решал, когда и как это произойдет, и ему не известно, когда он умрет. Разница между атеистом и верующим только в том, что верующий называет все это Богом, а атеис никак не называет

Юлия Чудакова   28.10.2013 00:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.