Ритмическая доминанта

23.03.76.

Занятия по медицине у нас в моей любимой аудутории, где стоит пианино. Идет снег. Как в сказках Андерсена. В окнах цветятся огни, настольные лампы. Играет вальс Шопена и кружатся в вальсе пары , в моем воображении.

Спустилась вниз, чтобы купить в книжной институтской лавке книгу о женах Ивана Грозного. Беру книгу в руку  и слышу:
- Что это вы тут покупаете?
Оборачиваюсь на голос и вижу глаза нашего учителя. Очень даже добрые глаза. С мороза в марте!
- Не покажу,- прячу я книгу за спину.- И правда, так ли она нужна мне, эта книга?

Лекция о Дефо. Оказывается, писал о Московии.

1.04. 76.

Идя утром на занятия, видела, как наш учитель вел сынишку в детский садик.

На кружке – А.Блок. «Девушка пела в церковном хоре» - вопрос ритма.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.


- Ритм рождает текст,- так начал учитель. «Сначала приходит некий гул» ,- Маяковский.

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
Ахматова.

- Многие явления природы повторяются: день - ночь , сменяют друг друга лето, осень, зима весна. Повтор одного и того же компонента рождает ритм. Урегулированный повтор компонентов рождает симметрию повтора.
Наше восприятие строится на знакомом и не знакомом, на привычном и неожиданном. Искусство склонно нарушать симметрию повтора:

та та та
та та та ты

рождается неожиданное, острое переживание.

Все искусство строится на ожидании "та" и возникновении "ты".
Любая система текста строится на повторе.

Ритмической доминантой является метр.
Когда речь идет о стихотворном размере, рассматривают слоговые группы.
В каждой слоговой группе может быть один или несколько безударных слогов и один ударный.
Метр - чередование сильных и слабых звуков.

Классический размер в поэзии: ямб. Ямб представляет метрическую структуру, которая образуется повтором безударных и ударных групп ( двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге).
20-й век изменил ритм времени, эпохи. И в живописи, и в музыке,
и в поэзии.

Время диктует ритм.

Ужасное может сниматься ритмом.
Подробно здесь: http://www.proza.ru/2007/09/26/147.

На фото: доктор Б.А.Бизев, вел занятия по хирургии


Рецензии
Смешные мы были! Книжку спрятала... Почему? Завязался бы разговор, то да сё... И хотела сближения, и боялась его - так получается!

Вера Петрянкина   10.12.2013 20:01     Заявить о нарушении
Я такая и была: чего-то застеснялась, вот видишь, стеснительность обрывает разговор, книга-то не по литературе, по истории. Вообще-то, если и тратили деньги, то на книги.

Валентина Томашевская   10.12.2013 20:07   Заявить о нарушении
Смешные мы были - это и интересно! И Галя. Не соскучишься.

Валентина Томашевская   10.12.2013 20:29   Заявить о нарушении