Возвращение на Разительный!

Однажды вечером, ковыряясь с какой-то работой на юте, я увидел старшего лейтенанта Ильичева, ракетного комбата с СКР "Разительного", который искал меня. Он мне сообщил, что забирает меня обратно на "Разительный" и приказал, чтоб к утру у меня был полностью собранный вещевой аттестат.

Разграбленные форменные вещички кое как удалось собрать. Половина были не мои и уже изрядно ношеные. Пылковские годочки как крысы разбежались с добычей и пошхерили все по постам. Никто ничего возвращать не собирался. Батарейный мичман сердито рылся в рундуках ни в чем не повинных полторашников и подгодочков, вытаскивая из них элементы форменной одежды и бросая все в кучу посреди кубрика. Ильичев сидел на рундуке, наблюдая процесс, а я с виноватой мордой показывал ему то, что мне "вернули". Местные офицеры в восстановлении уставного порядка участия не принимали. Кое как собрали самое необходимое и самое ценное. Мичман, развел руками и сказал, что можно было бы конечно по постам "шхеры провернуть", но это займет много времени, а найдется только малая часть украденного. Взвесив наши возможности в установлении справедливости на чужом корабле, комбат решил не мелочиться и забрать меня с тем, что удалось урвать назад. Я подхватил свой похудевший вещмешок и весело зашагал за Ильичевым прочь с "Пылкого".

***

И вот я снова на "Разительном". Как я соскучился за неделю по вороной блестящей палубе! По округлым башням, по горящей на солнце меди!

Корабль собирался на боевую службу. Выход был назначен на 25 августа и экипажу дали два дня, чтобы моряки постирались, помылись, купили необходимое.

Вскоре мы вышли из Севастополя и взяли курс на Босфор. Я уже как нормальный артиллерист жил в 8-м кубрике и считался "Боевой Номер 2-6-15". В мои боевые обязанности входило нахождение по тревоге в артиллерийском погребе и при необходимости пополнение питателей снарядами из ложементов. Пока я был погребным,  командир башни Галинский успел обучить меня кое-чему в работе с пультом. Рассказал устройство погреба, платформы и питателей.

***

Но комендорствовал я недолго. В БЧ-2 нужно было подготовить к весне арсенальщика и, кроме того, в отделении артэлектриков в связи с предстоящим сходом командира отделения старшины 1-й статьи Загайнова открывалась вакансия. Поэтому меня перевели на штат 2-7-28 агрегатчиком.

Романтики сразу стало меньше. Приборка на свежем воздухе, швабра, медяшки остались в прошлом. Новым местом приборки стали тамбур перед 8-м кубриком и умывальник. Матрос Паньшин (Паня) вечно обучал меня как "находить" приборочный материал: обрезы, губки, мыло, ветошь. Все это у нас периодически тоже кто-то "находил". Поэтому приходилось ночами, как бы между прочим, ходить по чужим умывальникам, заглядывать в вентиляторные и, при случае, "находить" что-нибудь нужное для приборки.

Частенько мы с Паней спали в агрегатной по проворачиванию. Иногда нас ловил за этим делом командир отделения артэлектриков Загайнов. Наказывал, выдавая Пане физически, а меня отправляя работать.

***

Загайнов все готовил из меня "Надирщика". Подготовка заключалась в попытках заставить меня запомнить множество совершенно непонятных мне терминов из руководства по эксплуатации систем гироскопической стабилизации "Надир".

Может Загайнову и казалось, что он говорит убедительно и объясняет доходчиво, но, видимо в силу моей природной тупости, я из его "обучения" ничего не почерпнул. Теория гировертикалей в Загайновском переложении до меня не дошла, а практического опыта на тот момент у меня не было. Спасли простота обслуживания системы и дальнейшие самостоятельные потуги прочитать и понять прилагавшуюся техническую документацию и Руководства по обслуживанию и ремонту.

Принимал "экзамен" на мое самостоятельное обслуживание "Надира" сам командир БЧ-2 старший лейтенант Джалалян Армен Эдуардович. На тот момент он тоже имел весьма поверхностное понимание работы системы и поэтому, несмотря на то, что я наплел ему черт знает чего, Загайнов своими убедительными поддакиваниями свел на нет все подозрения Джалаляна в некачественном обучении.

После Загайнова у меня почти ничего не осталось в голове в смысле знания специальности, но Джалалян еще долго при случае припоминал мне тот примерный курс обучения молодого матроса уходящим в запас старшиной.

----------
Ложементы - место хранения патронов в горизонтальном положении.
Питатели - радиально расположенные механизмы, подающие патроны к орудию.
Комендоры - морские артиллеристы.
Арсенальщик - моряк, заведующий корабельным арсеналом стрелкового оружия и принадлежностей.
Обрез - ведро. Как правило изготовлялось из использованной большой прямоугольной банки из под гидрожидкости.
Надирщик - оператор системы гиростабилизации "Надир"


Рецензии
Очень интересно.

Алексей Курганов   20.12.2013 06:58     Заявить о нарушении