Глава 62. Лёгкие убийства

Красное море – богатейшее по разнообразию подводного мира. Это не протокольные слова. Я говорила об этом с дайвером с 30-летним стажем, побывавшим в 70 (!) странах. Это наш сосед Саша. Он убедительно заявил, что даже Большой Барьерный риф в Австралии не обладает таким богатством живой природы, как Красное море.
Мы посетили разные места побережья Хургады и всегда отмечали, что каждый уголок имеет свои секреты и чудеса, собственных рыб и других обитателей. По одному рифу нельзя сделать вывод, насколько много всего разного можно обнаружить в глубинах Красного моря.
Особый разговор – ракушки всевозможных моллюсков. Они бывают разных форм, цветов, их внутренние поверхности порой имеют фантастические перламутровые оттенки. И первое желание почти всех – обязательно взять такое красивое создание, встретившееся на глубине или выброшенное на берег. Но вывозить такое добро из страны категорически запрещено. Большинство туристов с пониманием относятся к такому запрету и не предпринимают попыток увезти что-то с собой. Резиденты же позволяют себе взять какую-нибудь ракушку и украсить свою квартиру в Египте. У нас дома тоже лежат бывшие «домики» морских обитателей. Некоторые из них смотрятся весьма необычно. Например, скелет плоского морского ежа – так называемый «песчаный доллар». Его нашёл Вася совершенно случайно. Во время снорклинга я проплыла мимо него, подумав, что это обыкновенный камень. А Вася достал этот желтоватый «камушек» и показал мне, на обратной стороне красовался характерный рельеф цветка.
А я нашла половину большой перламутровки, чуть-чуть обломанную по краям, но всё равно красивую. Собирала и маленькие, простенькие с виду, но очень симпатичные ракушки. Правда, Лёня осудил меня за такие действия. Он сказал, что это богатство Красного моря, и надо оставить это богатство там, где увидели. Я объяснила ему, что в ракушках уже никто не живёт, они были выброшены на берег. Если не мы, их всё равно кто-то подберёт. Или случайно наступит и сломает.
Но на сторону Лёни встал наш сосед Саша. Он пояснил, что дайверы не только не берут с собой ракушки, им нельзя даже трогать что бы то ни было в Красном море. В пустые раковины практически всегда может заселиться кто-нибудь другой, например, рак-отшельник. Более того, инструкторы просят всех своих учеников не приобретать красивые раковины в магазинах или у уличных продавцов, ведь, покупая, они способствуют браконьерству. Я рассказала Саше про историю с муренами, когда туристы на морской прогулке оказались свидетелями того, как дайверы гладили мурен. Соседа эта история возмутила, так «панибратские вольности» с водными обитателями на рифах запрещены. Правило погружающихся в морские глубины – только смотреть и любоваться.
Сложно подобрать слова, описывая ситуации, когда некоторые люди уносят с собой живые создания! Такие действия недопустимы ни с экологической, ни с моральной точек зрений. Особенно это касается редких, сказочных по виду морских обитателей. Мы встречаем таких, но редко. Однажды я нашла огромную ракушку в виде скрученного рога, сочетание цветов меня просто покорило. Я вытащила её из воды и позвала Васю. Рядом занимались снорклингом две русские туристки. Они тоже подошли посмотреть на чудо. Все восторгались необычайным явлением. Неожиданно ракушка издала пшикающий звук и разбросала вокруг брызги. Мы не стали мучить животное и опустили его на дно.
Но так поступают далеко не все. Для некоторых взять с собой живое существо – обычное дело. Мне доводилось неоднократно слышать рассказы от таких людей, как они «избавляются от содержимого» красивой ракушки. Кто-то вываривает, кто-то кромсает моллюска и вынимает его по частям. Они даже делились впечатлениями, как неприятно доставать «мерзкую слизь» (так называли моллюска).
Как-то я обнаружила большое семейство «бархатных морских ежей», тех самых, скелет одного из которых нашёл Вася. По моим подсчётам этих существ, было в том месте не менее полусотни. Мне хотелось поделиться своей находкой с другими. Показать, какое чудо прячет в себе Красное море. Но мне даже мысль не приходила, что такой показ может обернуться трагедией. Первые же люди, которым я открыла местожительство чудесных мохнатых обитателей, начали их… собирать. Я настолько растерялась, что даже не смогла ничего сказать. Более того, эти люди рассказали потом о «находке» другим туристам, надо догадаться, для того, чтобы и те набрали «потенциальные ракушки».
Спустя несколько дней я решила посмотреть на «парк ёжиков». Я была в шоке: на том месте, где недавно жили полсотни «звёздных мохнатиков», нашла всего несколько существ. Где же остальные? Догадаться нетрудно. Как я пожалела тогда, что поделилась своей удивительной находкой с «непроверенными людьми». И я очень рада, что мои друзья и родственники относятся к природе трепетно.
Также с вниманием я стала относиться к кораллам. Раньше по время снорклинга могла наступить на них. Теперь же стараюсь этого не делать, так как они живые. Во время беседы с дайвером Сашей я спросила, намного ли богаче морской мир в Шарм-эш-Шейхе. Он сказал, что Шарм в последнее время заметно ухудшился из-за того, что туристы вытоптали кораллы.
Туроператорам, турагентствам, продавая туры в Египет, не мешало бы давать памятки туристам, что к богатству Красного моря нужно относиться бережно. Не убивать его уникальный животный мир, не загрязнять бытовым мусором.
Думаете, такие рекомендации звучат наивно?   


Рецензии
Человек - это самая большая угроза для природы... Отлично написано! С теплом. Алена.

Алена Данченко   17.01.2020 21:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.