Счастливые люди

В армии все начинается с построения. Наверное это правильно, мы,- летчики, техники, инженеры полка толпимся у штаба в ожидании команды на построение. Покуриваем, балаболим, толкаемся, ни дать, ни взять, старшеклассники перед линейкой.
----- Станови-ись.
Толпа быстро разбирается на стройные ряды. Я самый " кабан" в эскадре, поэтому справа никого нет. Слева,- Мишаня, тоже "кабан", но пониже чуток. Стоит, с трудом пытается изобразить серьезность на лице. Получается у него плохо, половина лица, что к начальству, серьезна, как чугунная сковородка, другая улыбается до ушей. Балагур, весельчак, любитель вкусно покушать и выпить, Ваше Красномордие.... Мой друг и вечный ведущий в паре.
-----Равняйся, Смирнооо.
Далее по уставу. Здороваемся, командиры подразделений отдают рапорты.
-----Вольно.
Отцы - командиры доводят до нас приказы, распорядок дня. Сегодня предварительная. Зам. по ИАС инструктирует технарей, мы же слушаем комэску. Он говорит о распорядке, о плановой таблице, о медосмотре на завтра, что бы ни в одном глазу....
-----Равняйся, Смирно.
-----Технический состав на стоянку, летный состав в классы на предварительную....
-----Вольно, Разойдись....
Строй рассыпается. Берем свои портфели, составленные у края плаца и идем на предварительную.
Мишаня басом,-
-----Что, день грядущий нам готовит?
Далее не по уставу....
И правда, что там у нас?
Народ тормозит у плановой таблицы. Нахожу себя в таблице.
-----Так, что у меня? Ага, на 51 борту. Бомбометание со сложного маневра... и все?
-----Блин... направиться к командиру эскадры и устроить истерику, чего так мало? А, вот еще,  на 113 спарке проверять Шакирова. Ну, что за жизнь, один на боевом, один на спарке, да и то из второй кабины. Пойду к комэске.
-----Разрешите?
-----Витя, чего тебе?
-----Товарищ подполковник, Федор Тимофеевич, всего два вылета? Полигон с бомбами, да на спарке? Мало.
-----Да Витя, мало, но лимит по керосину съели.
-----Ну Федор Тимофеевич....
-----Витя, свободен...
Я мнусь у двери, комэска поднимает глаза.
------Все таки ты эгоист Витька, ну у кого я вылет отниму? У Васятина? Он вообще скоро летать разучится. У Нечипорука? Он на полигон  летал два месяца назад.
------Свободен Витька, не доводи до греха....
Вот и поговорили, угрюмо иду в класс. И кто эти лимиты устанавливает? Да, Коля Васятин, как из отпуска пришел, два полета на спарке, по кругу и на простой пилотаж. Ему позарез нужна зона, Толя тоже на полигоне давно не был. Разве отнимешь керосин?
Захожу в класс.
-----Что Витька, выпросил?
Мишаня подталкивает локтем.
-----Выпросишь тут, зимой снега... Говорит, керогазу нет.
-----А ты ко второму комэске сходи, скажи, что отдашь.
-----Да пошел ты....
-----Эх, Витяня, Мы с тобой скоро на плацу строевым шагом летать будем. Эскадрилья, строиться на полеты, первое звено форсаж, шагом марш. Ать - два...
-----Мишка, иди на фиг... Ты завтра сколько летаешь?
-----Два раза, на 111 и 113 спарках по кругу и в зону из второй кабины. Радуйся тебе полигон дали.
-----Я и радуюсь.
Сажусь за парту, достаю из портфеля тетрадь по воздушно-огневой подготовке, записываю вылет. Ох, скоро писателем стану, расписываю весь полет по этапам, скорости, курсы  перегрузки, допустимые отклонения. Меня проверяет Зам по ВОТП.
-----Нормально. На вводе отметь, скорость 980 - 1000, это оставит тебе запасец по высоте, на ошибку прицеливания, будет время исправить. Наберешь 4000 приборная 500 в верхней точке, стреловидность на входе 45. Все, молоток...
Петрович расписывается в графе проверил.

Так, теперь штурманские дела. Тоже наука, выход на полигон, как бороться со сносом, как в шестеренки ПВО не попасть, как выбираться от цели, прикрываясь рельефом. Записал, запомнил, зарубил на носу, под роспись штурмана.
На карте наношу маршрут, опорные точки указываю, высоты по этапам полета, это за программируют в БЦВМ самолета перед вылетом. Особенно внимательно указываю точки подхода к полигону. Не ошиблись бы на объективном контроле, кто программирует полет. Бывало ошибется объективщик, и пошла машина к бабке на блины, потом потей ориентировку восстанавливай.
Тружусь, или, как говорит Мишаня, трудюсь. К обеду вроде прикончил. После обеда распишу проверку техники пилотирования, кто там со мной? А, Рустам, этот молодец, с ним спокойно, из стариков.
В столовой быстренько покидал суп, затем второе, закуску не трогал, да и сметану не стал. Пузо и так растет, нечего себя раскармливать. Вышел во двор. Лето, благодать, ветерок тепленький по дувает. Залез в курилку, в тенек, закурил с аппетитом.
Народ подтягивается к курилке, покурили, да пошли в классы дописывать.

Я люблю летать в первую смену. Просыпаешься до рассвета, потянешься с хрустом в плечах, а в голове радостная мысль сегодня летаем. Бегом одеться и во двор, к машине.  Народ прессуется в тягач, кто первый, тот на лавочке, вторые на коленках, последние на полу.
-----Алле, гараж, поехали...
В столовую вваливается гурьба здоровых мужиков, смеются, подшучивают над официантками. Те не обижаются, свои мужики, почти родня, да и шутки беззлобные, так, солонку спрячут или поданные тарелки.
-----Васька, верни солонку, а то чаю не дам...
-----Машенька, да я не брал.
-----А поискать, кажи карманы...
После завтрака медосмотр, получать оружие и на аэродром. О медосмотре писать не хочется, обычная и весьма нудная обязаловка. С оружием интереснее, старшина ворчит спросоня,-
-----Куды, кабаны, поперед батьки? Осади говорю.
Звеня ключами открывает оружейную. Летчики быстро берут свои пистолеты, номер, роспись в журнале, получи патроны, пошел во двор. Мне в этом деле не везет, у меня самый тяжелый пистолет. ТТ, мать-перемать. Сначала радовался, вот это пушка, потом перестал, плечи оттягивает, карман рвется. А после первых стрельб вообще заплакал, кривой. С 25 метров, на пять в сторону пуляет. Старшина говорит уронили стволом на кафель когда-то. Мужики смеются, к китайцам попадешь, застрелиться хватит точности, а больше ни к чему. Получили у высотников шлемы, и погрузившись в тягач, едем на аэродром. Здесь тоже невезуха, у меня ЗШ-5, глухой шлем, с одной стороны хорошо, с другой тяжелый, да еще вентиляция плохая, голова потеет. Как нибудь поменяю, на досуге.

Приехали и разбежались по самолетам, на газовку. Кто первый на самолете летит, тот и газует. Мне досталась 113 спарка, где Шакиров, пора газовать, скоро разведчик погоды взлетит. А вон идет, забираемся в кабины, закрываем фонари, техник по НПУ связанн с Рустамом, я не вмешиваюсь. Слушаю, на приборы поглядываю. Перископ открыл, глянул и закрыл. Вроде все в порядке. Отгрохотав на газовке спарка затихает. Спускаемся вниз. Пока вроде все по плану, самолет исправен, погода, да хорошая погода ПМУ. Идем к летному домику. Запускается разведчик погоды, на разведку летит комэска с замом по ВОТП.
111 спарка покатилась на старт, минута, другая и самолет с грохотом начинает разбег.
В летном домике еще раз посмотрел плановичку, вроде без изменений. Динамик на стене с хрипотцой выдает,-
-----201, над точками по району облачность 3 балла, нижняя кромка 3500, верхняя 4800, дымка отсутствует...
Разведчики стараются. Пока маршруты посмотрят, пока полигон, пока над аэродромом поглядят, минут сорок.
С Рустамом обсудили предстоящий полет. На всякий случай напомнил о осторожности при работе ногами на глиссаде, извечная болячка нашего самолета, большая потеря путевой устойчивости после выпуска шасси.
----Дорогой, Я помню, не суетись...
Эх, да, ученого учить, только портить, он кладет мне руку на плечо.
----Пойдем подымим, перед дорогой.
Покурили, тут и разведчик подоспел.
----Летчики, на постановку задачи...
Прогремел динамик в летном домике.

Наш вылет третий, подходим к самолету, осматриваем машину, расписываемся в журнале подготовки и поднимаемся в кабины. Поднимаясь по стремянке, перехватил взгляд Рустама. Молодец, уже настроен на полет, меняется взгляд у человека, что-то необычное появляется, отрешенность какая-то, словами не описать. А вот мне, еще настраиваться. Уселся, пристегнулся поплотней, плечами поворочал, еще подтянул, подключил перегрузочный жилет к системе, маску подключил проверил, ну вроде готов. Техник наклонился, снял чеки с кресла, показал мне, хлопнул рукой по шлему, летай, дескать. Повернул рукоятку, фонарь с шипением опустился, отсекая меня от внешнего мира.
----Так, по порядку, топливо по заданию, воздух на месте, аккумуляторы в норме, кислород в норме, перископ открыл, готов вроде. По СПУ сказал Рустаму, что готов.
----205, запуск?
----205, запуск разрешил.
----Запуск пошел, обороты растут, давление в гидросистемах, топлива, воздуха в норме. Пошевелил рулями, чувствую Рустам по ручке тихонько шлепнул, не мешай .  Ладно, я сижу, наслаждаюсь.Такого летчика проверять, одно удовольствие.
-----205, на предварительный?
-----205 му предварительный разрешил, за 218м.
Пропускаем Мишаню, с Егоровым, они по плану перед нами и начинаем руление. Катимся не спеша, на против конца отражателей выбоинка была, только подумал, а Рустам плавненько полевее взял, помнит. Поглядываю в перископ, впереди 111 спарка рулит, не нахвататься бы камней, газанет Мишаня, и все шишки нам. Тихонько обжал тормозную гашетку.
----Ты чего, Вить?
----Давай Мишку подальше отпустим, песка бы не надул.
----Добро.
До рулили до предварительного и встали, ждем. Егоров с Мишаней разбег начали, провожаю взглядом самолет. Все таки есть в нашей профессии, что-то такое, сердце мощнее закачало кровушку.
----205му исполнительный, взлет по команде.
Это нам. Выкатываемся на полосу, встаем точно по разметке. Последний раз все проверить, топливо норма, гидравлика давит, закрылки взлетное, красные не горят, в задней готов, говорю командиру.
----205му Взлет.
----Понял, выполняем.
Заревел за спиной двигатель, спарка вся подалась вперед, обжимается амортизация, форсаж... РУД щелкнув уходит до упора вперед. За спиной возникает грохочуще-бурлящий звук, толкает в спину и..и..пошли.
Поехали с орехами, скорость стремительно нарастает, смотрю в перископ, краем глаза отмечаю скорости, принятия..., взлетаем, подъем носового, отрыв.
Эти скорости разделяют между собой секунды, только успевай. Шасси убрать, одновременно закрываю перископ, теперь его может повредить стремительный поток воздуха. Закрылки по скорости, летим.
Горячий летчик Рустам, ох и горячий, что-то восточное проглядывает во всем, но каков взлет. В задней кабине тихонько завидую, не получается у меня так, не выходит так красиво. Может кровь холоднее, а может трусоват, но не получается с таким азартом.
Форсаж погасили, скорость установилась, подходит высота круга. Сижу, помалкиваю, к песне слов не добавишь, но поглядываю. Полет Рустама жесткий, на пределах установленных ограничений,  красота.
Полет по кругу короток, не успели взлететь, а уже заход. Снижаемся к четвертому. Закрылки пошли, скоростенка падает, стрелки АРК подходят на траверз, четвертый, четко, как ружейный артикул. Впереди полоса, шасси пошли, тут я настороже, одновременно с выпуском шасси, складывается подфюзеляжный гребень и путевая устойчивость самолета сильно снижается. Неосторожное движение ноги может спровоцировать глубокую спираль и наша жизнь закончится между дальним и ближним приводом. Но Рустам молодец, педали держит, как приваренные, отклонения компенсирует легкими кренчиками.
Скоротечна посадка истребителя, как в песне: Дальний, Ближний, вот бетонка, парашют мой хлопнет звонко....
И покатились, срулили с полосы, доложили освобождение, по рулили на ЦЗ. Не добавить, не убавить, летает, как бог. Спустившись из кабин хлопнули друг друга по рукам, да пошли по делам, я в летный домик к своему вылету готовиться, Рустам на КДП, к командиру полка.

Подготовка к вылету несколько затягивается, сначала обнаружился дефектик в плановой таблице, когда писарь в штабе перерисовывал, слегка махнул время. Промежуток между вылетами должен быть более сорока минут, на подготовку самолета, подвеску оружия. Затем сломался подъемник у вооруженцев, без него ФАБ-250 не повесишь. Командир полка ругался, пыхтел, втискивая мой вылет по новой в таблицу. В общем задержка полтора часа. Я успел не только подготовиться, но и сбегать на второй завтрак. Сжевал бутерброд, яблоко изгрыз, потихоньку дошел до самолета.
Заправку только начали. Пока заправят, пока парашют тормозной установят, потом бомбы, минут тридцать. Пошел в летный домик, на карте еще раз пролетаю маршрут. По таблице напоминаю себе порядок работы с ПРНК. Бомбы страшно тонкая работа, казалось, ну чего там, кусок железа сбросить, ан нет. Высота 3000, скорость под1000, время на прицеливание менее пяти секунд, а попасть надо в тридцати метровый круг, да его не видать почти, так, точечка.
А не попадешь, а еще хуже, затянешь время прицеливания и пролетишь через зону разлета осколков? Драть на разборе будут нещадно, выставят безруким обалдуем, если не хуже. Поэтому алгоритм работы с прицельным комплексом отшлифован и разложен по полочкам в голове, ошибаться нельзя.
Ну наконец, звонок с ЦЗ, подготовили. Одеваю шлем, беру маску, планшет, машу рукой коллегам, пошел.
Странные это секунды, до посадки в кабину. Все в мире начинает отходить на второй план, я еще на земле, топаю к самолету, но уже не принадлежу ей. Что изменилось? Так же пахнут цветы, так же веет легкий ветерок, пригревает солнышко, но восприятие какое-то другое. Ветерок уже не просто ласкает голову, ты начинаешь оценивать его,  друг и помошник или противник, с которым придется бороться? Трудно описывать эти чувства, начинаешь обостренно воспринимать мир, и слегка отстранено.
Жму мозолистую, крепкую руку техника, вешаю маску на стремянку и иду по маршруту осмотра. Есть определенный порядок осмотра самолета перед вылетом, продвигаюсь слева на право, смотрю шасси, резину, замки, крыло, закрылки, стабилизатор, сопло, отдельно осматриваю оружие, две серые рыбины, холодно поблескивают на подвеске. Страшные это бомбы, ФАБ-250 страшнее пятисоток, у них лучше баллистика - падают точнее, взрывчатки больше чем в пятисотке, взрыватель с замедлением, что бы заглубилась, заползла под самую цель, и.... вывернула вражеский объект наизнанку.
Ну вот, осмотрел вроде. Ставлю в журнале подготовки роспись - принял. Почистил щеточкой на стремянке ботинки, да полез в "кабинет", с этого момента,  - я кабинетный работник.
Работа в кабине перед вылетом описана жестким регламентом, что включать, чего не трогать, описывать - почти бесполезно, бумаги не хватит, да и читатель заснет. Поэтому в двух словах, надо проверить заправку, кислород, воздух в системе, подключить противоперегрузочный жилет, кислородную маску. На пару с техником выполняем, наконец он снимает чеки с катапульты и показывает мне. С этого момента я опасен, как... даже слов нет - бррр...
Техник спускается вниз, а я закрываю фонарь. Смачно чавкнув, он встает на замки, тоненько пискнул воздух, наполняя шланг герметизации.
Разматывая шнур НПУ техник выходит к носу, в зону видимости. Нажимаю кнопку внешней связи.
----Зеркальный, 210й, запуск.
----210му, запуск разрешил.
Подключаю насосы, открываю пожарные краны топлива, циркулярно по НПУ технику, - За пускаемся.
----Готов.
Тумблер в положение запуск от АПА. РУД в положение ЗМГ.
По машине пробегает легкая дрожь, где-то щелкнули реле, за фырчал турбостартер и медленно стронулись  с места роторы турбины.
----Запуск пошел, обороты растут, есть пламя.
Старомодный такой доклад, но сохранился, именно в этот момент, там в глубине самолетного чрева, родилось и забушевало в камере сгорания голубое пламя, дрогнули и поползли вверх стрелки температуры газов. Роторы стремительно набирают обороты, оглушительно свистит заборник, глухо ревет компрессор.
----Есть запуск.
Подключаю генераторы, контролирую напряжение в сетях, много чего надо сделать, выставляю частоты АРК, РСБН, подключаю ПРНК, ДИСС. Одновременно проверяю рули, давление в гидросистемах.
Механик тащит от самолета кабель АПА, снимает чеки с оружия и показывает мне. Я киваю, машу руками, колодки.
Техник отходит сматывая шнур НПУ, его дело сделано.
----210й, на предварительный.
----210му, разрешил.
Механик оттащил колодки, техник отдает мне честь и рукой показывает можно рулить.
Снимаю самолет со стояночного тормоза, добавляю обороты. Стронулся, слегка прижал гашетку тормозов, самолет кивнул, нормальненько, едем дальше.
Перед поворотом на РД, сдернул газ, не сдуть бы кого, прижал пальцем кнопку МРК, переводя носовую стойку на большие углы отклонения и плавненько ногой так, красота, вписался идеально. Слегка добавил обороты и по рулил.
Теперь можно выпускать крыло, перевожу переключатель стреловидность 16, по сигнализатору порядок, жаль крыла не видно. Напротив конца отражателей взял полевее, помню выбоина там, выпустил закрылки во взлетное. Пробегаю глазами по кабине, все в норме, рулю дальше.
Хорошо на Миг-27 рулить, обзор великолепный, как на машине. Подкатываясь к предварительному подключил БЦВМ, директоры на навигационном указателе уплыли вверх и влево, в окошечке дальномера высветились 170 километров, это расстояние до первого ППМ.
На предварительном остановился, солдатик с тех поста пробежал вокруг самолета, машет, можно на исполнительный.
-----210й, на предварительном, разрешите исполнительный и взлет.
-----210му, исполнительный разрешаю, взлет по готовности.
-----210й, понял, выполняю.
Выруливаю на полосу, встаю по разметке, зажал стояночные тормоза, иначе потащит до розжига форсажа, а это увеличение взлетной дистанции.
-----210й, взлетаю.
-----210му, разрешил.
РУД пошел вперед, стрелки тахометров потянулись к максималу, максимал. Отжимаю защелки форсажа и еще вперед...
Одновременно спускаю зверя с тормозов, это уже не машина, это теперь опаснейший зверь устремленный в небо.
Сильный толчок в спину, поехали... Скорость нарастает стремительно, моргнул, уже сто, вздохнул, 180, перевел взгляд 220, взлетаем... подумал 260, слегка потянул на себя, отделяя стойку от земли 280 отрыв.... Замер на долю секунды летим... 20 метров, шасси, скорость подходит к 400, закрылки полетное.
Только успевай форсаж погасить, директор высоты потянулся вниз.
----210й, тысячу метров занял, разрешите отход.
----210му разрешил.
Полет начался. Все таки это не взлет, это выстрел тобой в синюю бездну неба. Летишь, как на пушечном ведре, тьфу... ядре, а под тобой два стальных дьявола, начиненных взрывчаткой, по самые не балуйся. Веселенькие ощущения, но со временем привыкаешь.
Подключил режим удержания высоты, самолет слегка качнуло, пусть сам высоту держит, мне на курс выходить надо, стрелки на навигации разбежались, отворот влево, ожидаю начало движения стрелки направления, ага пошла, отворот вправо, до совмещения стрелок курса и направления. Ну вот вышел на ЛЗП, иду к поворотному, в окошечке дальномера убывает расстояние. Хорошая штука БЦВМ, повинуйся директорам и стрелкам, выйдешь куда надо, правда думать отучает. Поэтому помимо осмотрительности, отыскиваю знакомые ориентиры, и контролирую вычислительную машину, у меня не забалуешь.
Пять километров до поворотного, три, пора, учитываю радиус разворота на новый курс, обнулился дальномер, качнулись стрелки навигации, прошел поворотный. На дальномере сто двадцать километров до цели, мой путь лежит через гряду холмов на полигон в долине, но напрямки нельзя, цель прикрывает ПВО, появишься над горушками, сшибут в момент. Условно, конечно, но оценка бомбометания состоит из оценки за попадание, минус время нахождения в зоне действия ПВО. Надо хитрить. Левее линии ЛЗП, есть ущелье, достаточно просторное для полета, нырну туда. Холмы 700 метров, снижусь до 500 и окажусь вне видимости локатора, вылечу в долину и энергично доверну к цели.
Удаление 50, отключаю удержание высоты, убираю крыло на 45, и снижаюсь с разгоном. Директорные планки протестующе укатились вверх и вправо, да и черт с вами, понадобитесь позднее, а сейчас вперед в ущелье.
Скорость растет, уже 800 километров, земля мчится, как ошалелая. С разгону влетаю в ущелье, не только внизу, но и по бокам мелькает пятнами земля. Скорей бы оно кончилось, очень не уютно вблизи земли на таких скоростях. Внезапно горы расступились, я в долине. Энергичный, с перегрузкой разворот вправо, до смыкания стрелок курса и направления, и снова влево. Змейкой вышел на курс. До цели 15 километров, пора начинать, включаю прицельный комплекс, на переключателе рода работ вооружения ставлю ФАБ и сразу на прицеле появились шпажки, светло зеленые черточки указывают, где сейчас прицельная марка. Она спряталась под нос самолета, указывает место падения бомб.
РУД на форсаж, скорость скачком нарастает, 900, 980, прицельная марка медленно выползает в поле зрения. Слегка отворачиваю влево, оставляя пока не видимую цель, по правому борту. Я не вижу ее, но знаю, она там, справа впереди в трех километрах. Стрелка направления подходит к траверзу, цель справа, да вот же она, светлый круг на каменистой почве уходит за правое плечо.
Энергично беру ручку на себя, наваливается перегрузка, горизонт встает на дыбы, вверх к солнцу, все выше и выше, что бы из верхней точки полу петли прицелится и обрушить вниз боевой металл.
Отслеживаю скорость, она падает, 700, 650, я приближаюсь к апогею траектории, выключаю форсаж, тут заревела "Береза", самолет облучается локатором. Опоздали, милые, Я уже в атаке, и сорвать ее не в силах ни кто.
Над головой четко наблюдаю цель, малюсенький светлый кружочек. С четырех тысяч метров, которые успел набрать, за пол петли, обрушиваюсь вниз, сердце бьется где-то возле горла, но сознание чистое, как горный поток. Нет ничего вокруг, кроме зелененькой прицельной марки, которая неторопливо выползла на прицел и светлого кружочка цели. Время растягивается, легким скоординированным движением совмещаю марку с целью,  успеваю включить автомат отстрела тепловых ловушек, за самолетом повисает гирлянда огненных шаров. Баллистический вычислитель обрабатывает цель, еще немного и загорится сигнал ПР, разрешающий сброс. Время остановилось, каким-то неимоверным образом успеваю следить и отмечать все события, как тает высота, как неимоверно нарастает скорость, как сменился тон "Березы", по мне стреляют ракетой, куда вам, милые, еще две секунды и я исчезну с ваших экранов. И так неожиданно ПР, сброс, пошли милые.... Вздрогнул самолет, освобождаясь от груза, влево, вниз, с предельной перегрузкой, 1200 метров, 800, на форсаже рванул в спасительное ущелье, затихла "Береза", потеряла меня ракета. И тут, как кувалдой АХ, и еще раз, рванули мои дьяволы цель.
Проскочил я ущелье, перешел в набор, доложил окончание работы и легким сердцем нажал "Возврат", подключил стабилизацию высоты, пусть везет меня самолет домой.
----Ступай печь домой.
----210й не понял, повторите.
Вот черт, прижал внешнюю связь, мысли вслух получились.
----210й, Возврат.
----Зеркальный понял, 210й возврат.
В наборе стреловидность установил 16, скоростенку 500 и на трех тысячах почапал домой.
Мелькнула правда мыслишка, погонять маленько, сейчас бы стрелку 72, да форсаж до умопомрачения и гнать над степью, обгоняя собственный звук, но....
Керогазу жаль, на форсаже все сгорит, а так привезу маленько, может кому и хватит еще слетать.
Летит самолет сам, я осмотрительность веду, землей любуюсь и мысли хорошие такие, как же красива наша планета, как уязвима, ведь там где я был две минуты назад, уродливо взбугрились воронки, пылища висит, воняет горелым тротилом, не дай Бог, взаправду....
Подумалось, что хорошо, что жены не видят, что здесь мы творим, не поняли бы нас, разрушение противно женщине, моя бы точно к постели привязала бы, хорошо, что не знают.
Все, в сторону лирику, впереди посадка.
-----210й, к третьему 1200.
-----210му, разрешил.
Ну вот, заход, благо погода идеальная, аэродром виден, прибираю газы, подтормаживаюсь, и как всегда, закрылки, четвертый, шасси.
На глиссаде побалтывало чуток, термичка сильная, земля прогрелась, но долетел и выбив облачка дыма колесами покатился, парашют по скорости, освободил. За рулил на ЦЗ, затормозился, выключился. Генераторы выключил, потребители, ВСЁ.
 
Открыл фонарь, маску отстегнул, воздух сладкий такой. Техник поднялся на стремянку, чеки поставил на кресло, помог ремни отстегнуть, полет окончен.
Спускаюсь вниз,-
----Ну как?
----Спасибо, не плохо, самолет у тебя ювелирный.
Хозяин самолета улыбается, технику всегда приятно, когда хвалят самолет. В моей победе, большая доля его труда, мозолей, ссадин на руках. Он никогда не узнает, что там, за облаками, жаль, но у каждого в авиации своя работа. Я конечно ему расскажу, в неторопливой беседе за рюмкой чая, но почувствовать, увы.... Жму ему руку, благодарю за полет и направляюсь к летному домику.
Чувствую, крепкая рука взяла под ручку.
----Как слетал, Витяня?
----Мишка, медведище...
Хватаю его за шею, боремся шутливо. Он улыбается во всю ширь.
----Дай волосики посмотрю.
Стаскивает с меня шлем.
----А, мокренький, мокренький..
С подшлемника Мишаня вынимает волос.
-----Волосик, а вот еще, и о... да тут целая парикмахерская....
-----Хреновый у тебя шлем Витька, дай его разобью....
-----Оставь Мишка, хорош.
-----Выкинь ты его, потеряй, что ли, ты же лысым будешь года через два, у высотников выпроси ЗШ -3, там вентиляция лучше.
-----Дай я его кокну.
-----Оставь Мишка, да схожу я к высотникам, выпрошу.
Мы идем к летному домику обнявшись за плечи, друзья, счастливые люди....



Словарь авиационных терминов.

Спарка--Учебно - боевой самолет, в передней кабине обучаемый, в задней инструктор. Спарки Миг-27 не было, летали на самолете Миг-23УБ.

АПА ----  Авиационный пусковой агрегат.

БЦВМ--  Бортовая вычислительная машина.

ПРНК---  Прицельно - навигационный комплекс.

ЗШ-5  ЗШ-3      Защитные шлемы с разной степенью защиты.

АРК---     авиационный радио компас.

ФАБ-250---- Фугасная авиабомба, предназначена для поражения заглубленных в землю объектов.

ДИСС ----    Доплеровский измеритель скорости и сноса.

НПУ---      Наземное переговорное устройство.

Директоры или директорные планки ----   Указатели на навигационных приборах.

ЛЗП ----    Линия заданного пути.

ППМ ----   Поворотный пункт маршрута.

Береза ----   Станция предупреждения облучения самолета.

РУД ----    Рычаг управления двигателем.( ЗМГ- запуск малый газ)

ЦЗ -----Централизованная заправка( стоянка самолетов на полетах)


Рецензии
Страшно и говорить что-то после прочтения этого рассказа, но выскажусь.

Чувствуется жажда полёта, чувствуется время - секунда, доли секунды, растянутые в какие-то иные промежутки времени в сознании пилота, выполняющего задание. И немного жаль - так и не поняла - насколько точно выполнено полётное задание... но, видимо, очень неплохо, раз самолёт, по признанию лётчика, ювелирный.

Отмечена работа техника, человека, посвятившего себя авиации, который исполняет свою работу на земле, обеспечивая полёт, его безопасность, если тут можно так сказать "безопасность", когда речь идёт о таких скоростях.

Ольга Иванова 11   14.03.2025 07:33     Заявить о нарушении
Самое интересное в том, что ты никогда не знаешь, попал или не попал, бомбы попадают в цель или мимо, когда ты уже в километрах четырех примерно. Обычно ты узнаешь оценку уже на разборе полетов. Пока с полигона передадут результаты, пока их обработают и доведут до начальства. Зачастую если полеты во вторую смену, то бишь в ночь, то оценку получишь уже завтра... Что касается техников и инженеров, то к удивлению в авиации сложился определенный антагонизм между летным и техническим составом.Мы подчиняемся разным командирам, живем в разных домах, питаемся в разных столовых. Это приводит к некому разобщению. Но вопреки этому я всегда дружил с техниками и инженерами. Они сначала относились ко мне несколько настороженно, но когда случайно узнали, что я авиамоделист, то дружба почему-то стала очень искренней. Наверное потому, что поняли, я умею работать с авиа-техникой, пусть и маленькой. Хорошие были времена однако...

Виктор Баравков   14.03.2025 09:33   Заявить о нарушении
У Вас очень романтические рассказы, наполненные техническими подробностями - так что техники точно чувствовали своего. Интересно всё-таки - почему техники и пилоты настолько разделены? Ведь всё-равно общение между ними есть, волей-неволей, как видно из Ваших рассказов.

Ольга Иванова 11   15.03.2025 10:22   Заявить о нарушении
Наверное потому, что техники никогда не поднимались в воздух, а летчиков никогда не допускали даже до самых простых работ на самолете. Так уж сложилось в ВВС. Мало того, начальство специально подогревает подогревает этот антагонизм,что бы не было попыток летать со стороны технического состава. Известен случай в Германии, один техник повадился лететь на тренажере. Внимания не обратили и вот в одну смену выруливает незапланированный борт, пока разбирались, кто, куда? Форсаж и улетел... До границы с ФРГ километров 30, техник прилетел на аэродром в Западной Германии, зашел на посадку, не получилось, в указанном районе катапультировался и остался за границей, попросил политического убежища.

Виктор Баравков   17.03.2025 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.