Добро и зло в романе В. Д. Дудинцева Белые одежды

...Правду говорить легко и приятно, - заметил арестант...

...Тут Пилат вздрогнул. В последних строчках
 пергамента он разобрал слова: «...бОльшего
 порока...трусость...»
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»


     В основу романа В.Д.Дудинцева положены реальные события: пятидесятые годы прошлого века — расцвет идей Т.Д.Лысенко и гонения на учёных-генетиков.

     Кажется, нет более далёких вещей, чем политика и биология — наука, основанная на фактах и естественных явлениях. Однако даже этой наукой пытались командовать партийные деятели, подменяя результаты экспериментов идеологическими догмами. И учёным приходилось отстаивать свои убеждения ценой жизни, подобно тому, как в Средневековье инакомыслящим грозили костры инквизиции.

     «Белые одежды» - роман философский.  Эпиграф, взятый из «Откровения Иоанна Богослова»: «Сии, облечённые в белые одежды, - кто они и откуда пришли?» - настраивает нас именно на такое восприятие произведения.

     Обратимся к Библии, ведь именно к этой мысли подводит нас писатель, взяв эпиграфом вопрос без ответа.

     Итак, читаем «Откровение»:  «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии, облечённые в белые одежды кто, и откуда пришли?
     Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; Они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца». (1)

      Именно «великая скорбь», страшное и жестокое время, в которое жили Дежкин, Стригалёв, академик Посошков, полковник Свешников, заставила их жертвовать собой.  Они не были фанатиками. Просто наступил в их жизни момент, когда невозможно стало скрывать, что их одежды — белые.


     В романе показано несколько типов учёных. К первому их них  относятся те, кто поставил свои личные интересы выше интересов науки. Эти люди переполнены завистью и ненавистью к добившимся чего-либо в  жизни и всегда принимают ту сторону, на которой им будет спокойнее и безопаснее.

     К таким псевдоучёным можно отнести, например, Краснова. Ради продвижения, ради карьеры он отрёкся от своих родителей, изменил фамилию, имя. Непорядочен он и в личной жизни. Краснов способен на предательство, если этого потребует его карьера. И таких как он немало.
 
      Происходящее в генетике являлось отражением того, что происходило в обществе, которым правили ложь и страх.   Исходя из этого, ко второму типу учёных можно отнести тех, кто, опасаясь за свою  жизнь, за жизнь близких, перестал различать ложь и правду. Не решаясь открыто отстаивать свои убеждения, эти учёные  стали считать своими убеждениями общепринятые догмы.

     Только небольшая горстка биологов смогла противостоять многочисленным последователям академика Рядно. После недолгих колебаний  к ним примкнул главный герой романа Фёдор Иванович Дежкин. Любимый ученик знаменитого академика, он не побоялся пересмотреть свои взгляды и встать на сторону генетиков, хотя прекрасно понимал, чем это ему грозит.

     Фёдор Иванович, талантливый учёный и мужественный человек, философ по складу ума, был готов к жестокой схватке. Со студенческих лет его занимала важнейшая философская проблема — проблема добра и зла. И теперь настала пора применить его знания в борьбе с подлинным злом, которое воплощала в себе сталинская система.

     Однако понять, что есть добро и что есть зло,  не всегда  просто, ведь зло, прекрасно понимая свою подлую суть, постоянно  маскируется добрыми намерениями.

     « Добру тягостно слушать, когда его благодарят, - размышляет Фёдор Иванович. - А вот зло — этот товарищ охотно принимает благодарность за свои благодеяния, даже за несуществующие, и любит, чтобы воздавали громко и при свидетелях. Добро беспечно, действует, не рассуждая, а зло — великий профессор нравственности. И обязательно даёт доброе обоснование своим пакостям. <...>
     Злу  иначе  вести себя нельзя. Как только скажет: вот, и у меня есть тёмные пятна, неподдельные, - критиканы и обрадуются, и заговорят. Не-ет, нельзя! Что добру выставлять свои достоинства  и подавлять людей своим благородством, что злу говорить о своей гадости — ни то, ни другое немыслимо». (2)

     Трудно не согласиться с выводами Дежкина. Особенно, если вспомнить, как продуманно, умело, целенаправленно «пиарит» себя академик Рядно: тут и нарочитая простонародность, и землица, которая сама ему в карман набилась, пока он «по делянкам лазил», и тулупчик, подаренный «любимому ученику Феде».

      А какой страшный и безжалостный оскал таится за маской всеми любимого «народного академика»!

     Понимая это, Дежкин хочет, чтобы добро перестало быть наивным и прекраснодушным и научилось смотреть на зло реально, распознавать его козни, побеждать его.

     Злой человек, по мысли Фёдора Ивановича, не любит копаться в своей душе (можно представить себе, какой смрад царит в душе подлеца), он живёт в мире вещей. « Ему нужно всё время бегать во внешнем пространстве, хватать у людей из-под носа блага и показывать всем, что он добряк, благородный жертвователь. И вся эта маскировка может быть хорошо видна добру, которое наблюдает из своего недоступного укрытия. Если оно постигло... Если научилось видеть. Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в выгодном положении. Это сверхмогучая сила. Особенно если она осенена достаточно мощным умом». (3)

     Но уметь распознавать зло — недостаточно. Нужно иметь волю и мужество, чтобы вступить с ним в борьбу. И это будет борьба не на жизнь, а на смерть, ведь злу неведомы угрызения совести: оно способно наносить удары в спину и из-за угла, оно предаёт «друзей и сотрапезников», бьёт лежачего и добивает раненого. А ещё у зла есть такое страшное оружие как клевета.

     Всем своим романом писатель подводит нас к мысли, что вступивший в поединок со злом должен быть готов пожертвовать собой, чтобы победить и увидеть плоды победы над злом могли другие. Это горько осознавать, но это так: в борьбе со злом всегда будут потери. Мало того, без потерь, без жертв зла не победить. А жертвуют собой — всегда! - самые лучшие: самые мужественные и благородные.

    Конечно, самоубийство академика Посошкова нельзя расценивать как мужественный поступок, как сознательную жертву во имя торжества идеи. Однако это и не трусость, не уход от борьбы. Вот строки из его последнего письма, обращённого к Фёдору Ивановичу: «Желание смерти — не есть желание смерти. Это только поиск лучшего состояния. Что в конечном случае является крайним выражением желания жить». (4)

      И дальше в своём прощальном письме Светозар Алексеевич размышляет о том, почему зло умеет занимать господствующие высоты: «Если я туп, если я не понимаю ясных вещей и не имею достаточно глубокого образования, и при этом стремлюсь главенствовать и сумею захватить себе право лезть в дела, мне не понятные, но затрагивающие судьбу многих, может получиться то, что наш Хейфец назвал отбором глупых. Непонятное легкомысленно отбрасывается. Разумеется, большинством голосов. Теперь это всё — вредные идеи, вейсманизм-морганизм и кибернетика. <...>  А когда нас набирается достаточно, мы можем из своей среды назначить нового Бетховена — взамен того, непонятного и надоевшего». (5)

     Зло обычно пышно расцветает на почве глупости. Особенно если вокруг царит полное равнодушие.

     Писатель поднимает  вопрос пассивности людей, их равнодушия к проблемам добра и зла.

     Об этом размышляют герои, глядя на картину, изображающую святого Себастьяна. Вывод, к которому они приходят, неутешителен: людям абсолютно безразлично чужое страдание, а сочувствие рождается только тогда, когда страдание коснётся их самих. Может быть, поэтому у поднявшихся на борьбу со злом бывает так мало сторонников. Не замечать, отвернуться, затаиться и переждать — вот позиция подавляющего большинства.

     «Как открыл Фёдор Иванович ещё в свои студенческие годы, добро — это страдание». (6)  А принять на себя страдание — удел немногих, которые чаще всего и не задумываются о том, что совершают благородные поступки, подвиги.

      « Белые одежды! Он никогда их не видел на себе... - пишет В.Д.Дудинцев о главном герое романа. - «Сии, облечённые в белые одежды», - они приходят от великой скорби. А когда страдаешь — тут не до анализа своих качеств. Страдающего не тянет к зеркалу. И поэтому Фёдора Ивановича осаждали воспоминания, несущие с собой боль. Он видел Ивана Ильича, отхлёбывающего из своей бутылочки, или Свешникова, с окровавленным лицом продирающегося сквозь кусты ежевики. Но никогда он не видел около этих людей себя! Свою кровь на лице он не видел, хоть и ломился сквозь ежевику вместе со Свешниковым». (7)


     Годы борьбы и лишений понадобились для того, чтобы подлинно научная мысль одержала победу над домыслами и предрассудками. Роман заканчивается тем, что зло в лице академика Рядно повержено. Но писатель не приукрашивает действительности: зло разоблачено, но не наказано по заслугам. Академик Рядно до самой смерти работал в научно-исследовательском институте и был похоронен со всеми почестями. Генерал Ассикритов отправлен в отставку, но пенсия-то ему назначена генеральская. А Ивана Ильича Стригалёва, академика Посошкова, полковника Свешникова, юную Женю Бабич уже не вернуть...

     В  безжалостное, трагическое время пришлось жить героям романа «Белые одежды». Талантливые учёные тогда были неизвестными и даже гонимыми, а бездарные, жаждущие власти карьеристы становились во главе науки, распоряжались жизнями других людей. И трудно осуждать того, кто не смог тогда сделаться героем.

     Однако судьбу человека обуславливает не только время. Каждый делает свой собственный выбор, каждый для себя решает, быть ему «честным и битым» или же «лживым и сытым». И писатель приветствует тех, кто, как его главный герой Фёдор Иванович Дежкин, умеет понять зло, имеет мужество и волю противостоять злу и победить.
______________________________________
      
1. Откровение Святого Иоанна Богослова 7:13,14
2. В.Дудинцев «Белые одежды» М., Современник, 1989. С.289-290
3. Там же. С.195
4. Там же. С.452
5. Там же. С.453
6. Там же. С.576
7. Там же. С.576-577

     апрель 2004


Рецензии
Добрый день, Вера! Спасибо. Читала В. Дудинцева давно, подзабылось уже, но до сих пор храню роман газеты. Раньше перечитывала их, сейчас нет возможности, шрифт мелкий.

Любовь Голосуева   17.11.2023 11:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте Любовь. Фильм очень хороший есть белорусский "Белые одежды".

С добрыми пожеланиями.

Вера Вестникова   18.11.2023 10:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.