Я иду

               
                Духовной матери посвящаю

   Я иду по дороге.
 
   По неровной дороге.

   Падаю, поднимаюсь, сворачиваю не туда.
 
   В который уж раз ищу верный путь, снова падаю, поднимаюсь и упрямо иду вперёд: туда, где в рябиновых берегах еле слышно бежит Ростошня, а вдали, за мостом, золочеными сияя куполами, манит Воскресенская церковь.
   
1.

 - Ну, вот и мост. – Бабушка устало садится на отполированный временем пень и развязывает узелок с ботинками. – Иди, Таиска, мой ножки, только быстро: вода-то, небось, холодная. И вытри хорошенько, а то натрёшь. Да платье, смотри, нe запачкай!

   Сегодня Троица, и они с бабушкой идут в церковь на службу. Троица - лучший праздник в году, потому что именно к Троице бабушка дарит Таиске новые ботинки и платье.
 
  Сейчас она вымоет в речке ноги, насухо вытрет чистой холстиной, наденет ботинки, и в этих блестящих ботинках, крепко держась за бабушкину руку, степенно, как взрослая, пойдёт на службу в Воскресенскую церковь.

  А народу-то, народу! Хорошо, они с бабушкой пришли пораньше и встали близко к Царским вратам. Таиске нравится, когда всё видно, а то в прошлый раз прямо перед ней возвышался огромный дядька: всё своей спиной заслонил. Таиска тогда стала смотреть наверх: туда, где под самым куполом кружились в пробивающихся сквозь крышу ярких лучах мириады весёлых пылинок.

 - Ой, кто это? – она дёрнула бабушку за руку. – Такая красивая! и мне улыбается! 

 - Богородица это. А ну, не вертись! – Бабушка небольно стукнула её по затылку.  - Слушай, что батюшка говорит!

   Вот и колокола зазвонили. Сейчас начнётся служба, Таиска поднимет голову и снова увидит, как, раскинув руки, словно хочет её обнять, смотрит вниз добрая Богородица.

 
***

   Мама умерла, когда Таиске исполнилось десять, а вслед за ней похоронили и бабушку.
 
   Отец работал заготовителем скота и целыми днями ездил по району, старшие брат и сестра уехали в Ленинград. Таиска осталась одна. Каждый день приходила соседка: молодая женщина, которую когда-то нянчила покойная Таискина мать.
 
 - Ты не бойся, - говорила она, - я отцу не скажу о твоих проделках. Няня Дуня меня не обижала, и я тебя не обижу.
 
   Но уж очень шустрой росла Таиска, и однажды няня не выдержала и отхлестала её передником. За какую провинность - забылось, да и сколько той боли-то от передника? но обиженная Таиска пожаловалась отцу.
 
 - Не смей трогать мою дочку! – кричал на няню отец. – Еще раз узнаю, пеняй на себя!

 - Вы разбаловали её, дядя Вася, - оправдывалась соседка. – Даже деньги все ей отдаёте, а она ведь еще ребёнок.
 
 - У этого ребёнка, - отрезал отец, - ни копейки не пропадёт. Не трогай её, поняла? И так без ласки растёт.

   После восьмого класса началась для Таиски кочевая жизнь.

   Сначала ее отправили к брату: нянчить ребёнка.
 
 - Помочь им нужно, дочка, - сказал отец. – Жизнь там дорогая, оба работают. На тебя вся надежда.

   Таиски хватило на несколько месяцев, и не потому, что мальчишка был неспокойным, а потому, что косилась невестка за каждый съеденный девчонкой кусок. В  Ленинграде жила сестра отца – к ней и сбежала однажды Таиска.

 - Ладно уж, - сказала тётка, - зиму живи у меня, а по весне отправлю тебя в Эстонию: в совхозе сытнее. А вообще, Таиска, ехала бы ты к отцу.

 - Ну, к отцу я всегда успею, - ответила Таиска. – Лучше в Эстонию.
 
   В совхозе, у другой тётки, Таиска стала работать в поле. Она вставала ни свет ни заря, тащилась, сонная, со взрослыми бабами в поле. Приходила, не чуя от усталости рук и ног, и это в пятнадцать-то лет. Ей учиться хотелось, вечерами на танцы бегать, а тут... Тётка упросила директора совхоза перевести девчонку на ферму. «Там полегче», - сказала она. Да уж, полегче. Таиске велели чистить клетки с огромными свиньями: туда и заходить-то страшно, не то, что работать.

   Через месяц Таиска купила в дорогу батон и банку кильки в томате, попрощалась с тёткой и поехала снова к брату.
 
 - Помоталась по свету? - усмехнулась невестка. – Ну, что: намазано где-нибудь мёдом? – И вздохнула: - Ладно, живи. Хоть мальчишку поднять поможешь.


   А потом разразилась гроза.

 - Ножнички где? – Кричала невестка. – Тюлевая занавеска? Брошка как колокольчик?

 - Я не брала, - лепетала Таиска. – Честное слово, я ничего не брала.

 - Не брала? Нет, вы на нее посмотрите: еще и врёт! Я в суд на тебя подам! Вон из нашей квартиры!


   И снова Эстония, военный городок, где жила сестра Катя. Её муж устроил Таиску в столовую: сутки работать, двое дома. У официантки работа не трудная - это не клетки со свиньями чистить!

   Из деревни пришла печальная весть: умер отец.

   После похорон на семейном совете решили дом продавать, а деньги разделить пополам: брату и Кате.
 
 - А как же я? – спросила Таиска. – Папа меня тоже любил.

 - А никак, - ответила за брата невестка. – Не откажешься от наследства, отнесу заявление в суд.


   Пройдет много лет, приедет Таиса по делам в Ленинград, нежданной гостьей наведается к брату и увидит брошку, что как колокольчик, на домашнем платье невестки.


***

   А Таиске семнадцать лет.

   Официанточка в лётной столовой.

   Глазищи – в пол-лица: так, голубенькие, и сияют! Губки пухлые, завивка русая, шестимесячная, не фигурка - статуэточка!

   На танцах от ухажёров отбоя нет. Кто чаще всех приглашал да самые ласковые слова говорил, за того и замуж выскочила. 

   Счастья хватило всего на три года. По Армии прокатились сокращения, мужа уволили, и пришлось им с маленькой дочкой ехать в деревню к свекрови.
 
   Ну, что ж? деревня – значит, деревня: не привыкать. Ни осенняя грязь не пугала ни капризная печка ни коромысло с тяжелыми вёдрами. Другое пугало: муж начал пить. Таиса терпела год – до дня, когда он бросился на неё с ножом. Подала на развод.

   Жила как во сне: ни «Таиса, прости! Не иначе, как бес попутал» не слышала, ни поджатых свекровиных губ - «Намаешься без мужа, бесстыжая! Ишь, разводиться надумала!» - не видела.  Купила на станции плацкартный билет («Какой поезд ближайший? На Мурманск?») и уехала в никуда.
 

2.


   Лучше не вспоминать.
 
   Не вспоминать, как четыре года назад мчал их с дочкой в холодную неизвестность равнодушный мурманский поезд, как плакала Алёнка: «Мама, я зайку забыла», как не было сил удержать стакан с чаем – и вскрикнула Таиса от ожога; как незнакомая женщина протянула ей свой платок, а когда Алёнка уснула, тихо спросила: «Вас где-нибудь ждут?»

   Как утром сошли они с поезда в небольшом незнакомом городе, как сердобольная попутчица помогла ей с пропиской и устроила на работу.

   Как бессонными нескончаемыми ночами шла Таиса знакомой до боли дорогой, слышала бабушкино «Не вертись ты, Таиска», а сквозь пляшущие пылинки улыбался ей добрый лик.

   Не вспоминать, как разыскала её свекровь, как проклинала и обвиняла в смерти сгоревшего от водки сына.
 
   После отъезда свекрови Таиса стала терять сознание. Три месяца пролежала в больнице: ей ставили семь диагнозов, ни один из которых не стал окончательным.
Приехала Катя, и в палате на четырнадцать человек, уткнувшись лицом в ледяное плечо Таисы, плакала от страха за сестру и себя.

   Таиса попросила её взять Алёнку к себе: «Если что...», и Катя вздохнула:
 
 - Да я-то возьму, а моих кто возьмёт, если что случится со мной? Желудок-то болит и болит, а найти ничего не могут. На мужа надежды нет, сама знаешь: пьёт.

 - Я возьму, - сказала Таиса. – Если выкарабкаюсь сама.

 - А справишься ты, сестрёнка? Моих четверо, да Алёнка твоя. Как прокормишь?

 - Прокормлю: не в пустыне живём. Выкарабкаться бы только сейчас.


   Выкарабкаться бы только сейчас...


   Лучше не вспоминать.


***
   
   Помощь пришла неожиданно.

 - Вот что, Таиса, - сказала соседка по палате, - выписывайся-ка отсюда: залечат они тебя. А дома всё перерой: найдёшь, что не твоё - сжигай. Порча на тебе, и немалая порча.

   Таиса нашла в подушке чёрный платочек. Долго смотрела, силясь вспомнить, откуда он взялся. Металась с ним по квартире, распахнула окно, чтобы выбросить, но передумала: швырнула в мусорное ведро и вытащила назад: «Что не твоё – сжигай».
 
   Она пыталась сжечь платок в раковине, спички ломались, платок не хотел загораться. Выскочила на площадку и там, на цементном полу, плача и прислушиваясь: не идёт ли кто? - сожгла весь коробок и долго смотрела на лохматые клочья пепла.


   Через месяц приехала свекровь.

 - Ты уж не выгоняй меня, Таиса, - объяснила она свой визит, - но в вашем городе,  мне сказали, старик живет: людей лечит. Заболела я что-то, места не нахожу. Ты не бойся: через пару дней уеду.

 - Конечно, - пожала плечами Таиса, - живите сколько нужно: чай, не чужие.
   
   Она проснулась от странного звука: будто ветер завыл в трубе. Свекровь во фланелевом ярком халате, накинутом на ночную рубашку, стояла у распахнутого окна, Потом побрела, спотыкаясь, на кухню, выгребла из ведра весь мусор, вскочила, бросилась к раковине. Застонала, открыла дверь... Таиса прижала к себе Алёнку и, холодея от страха, прислушивалась к гулким шагам на бетонном полу площадки.

   Свекровь уехала назавтра вечером.
 
 - Шарлатан он, этот старик, - объяснила она удивлённой Таисе. – Всех принимал, а меня прогнал со двора. Зря только на дорогу потратилась.


***

   В начале июня позвонил Катин муж.

 - Беда у нас, - сказал он. – Приезжай.
   
   То ли Катин муж был горем убит, то ли не знал, как справляться с детьми без Кати, но когда Таиса попросила отдать ей детей – «Сначала на год, а потом посмотрим:  справлюсь ли», - возражать не стал.

   Пенсия на четверых – аж пятьдесят шесть рублей: только чтоб с голоду не умереть. И каждого нужно одеть, обуть, терадки-ручки купить. Билась Таиса как рыба об лёд, подрабатывала, где могла – и не выдержала: через год отвезла их отцу. Вернулась домой, в опустевшую разом квартиру, к притихшей Алёнке и расплакалась: «Прости меня, Катя. Видит Бог, я старалась».


***

   А на озере – красота! Вода будто зеркало! Алёнка щавель собирает, а Таиса лежит на стареньком одеяле, смотрит, как плывут облака, и не думает ни о чём. Благодать!

   Что это? То ли явь, то ли сон? Идёт к ней Катя с детьми: младших за руки держит, старшие следом идут. Вскочила Таиса:

 - Катя?

 - Я детей назад привела, - отвечает сестра. – Пропадут они там.

   И исчезла. 
   
***


   И всё началось сначала.

   Встать ни свет ни заря, проводить пятерых: младший ещё первоклассник (ползарплаты ушло, чтоб его в школу собрать), потом бежать на работу, оттуда домой: сварить, убрать, постирать и снова бежать: за любую подработку хваталась Таиса. Перед сном проверить уроки, спросить, как в школе дела, приласкать... А над всем этим чёрным туманным облаком: чем завтра кормить?
 
   А пальтишко у Таисы на рыбьем меху, сапогам шестой год. Простудилась и угодила в больницу с воспалением лёгких. Вкололи антибиотик, а у нее - аллергический шок. Еле выжила.
 
   Вернулась домой: Алёнка плачет, остальные тихонько сидят, только смотрят: не принесла ли Таиса чего-нибудь вкусного? Поехала она к давней знакомой, заняла пятьдесят рублей. На обратном пути зашла в магазин, а кошелька нет: то ли сама потеряла, то ли в трамвае вытащили. Чем-то детей накормила, спать уложила, а сама долго лежала без сна.

    Как жить? Может, правда, отдать племянников в детский дом, как вокруг все советуют? Хоть на время. А там старшая подрастёт, работать пойдёт – всё легче станет. Господи, да что это я: «работать пойдёт!» Девочка умница, ей учиться нужно! Конечно, стипендия будет, но в институте, небось, все красиво одеты, а чем она хуже других? Ничего, потерплю. А что голова кружится да сердце болит - потерплю как-нибудь. Катенька, ты не бойся: я справлюсь. Дышать что-то трудно, давит на грудь. Господи, помоги, мне нельзя умирать».
 
   Засыпает измученная Таиса.

   Тишина.
 
   Но откуда-то с высоты, пробивая душное облако черноты и отчаяния, внимательно смотрит вниз светлый образ надежды.
 

3.

 - Ты спрашиваешь, как я стала лечить?
   
   В то утро меня разбудил звонок: соседка принесла ведро картошки.

 - Из деревни мешок прислали, - сказала она, - вот и решила с тобой поделиться. В церковь не хочешь поехать? Вербное ведь сегодня.

   Когда я в последний раз в церкви была, и не помню. Разве что в детстве, пока бабушка жива была.

   А приехала в то воскресенье в Казанскую церковь, подошла к иконам – и будто не было этих безбожных лет. Служба закончилась, храм опустел. Упала я на колени перед иконой Спасителя:
 
 -  Господи, забери меня! Как мне жить? В чем виновата? Прости меня, родителей моих прости, всех прости.

   Не помню, как встала, как до дома доехала.

   Вот говорят: «По вере дано будет». Видно, вера моя сильна была: перестала я с того Вербного воскресенья болеть. До этого ведь что ни месяц, то на больничном, уж и на работе косились. И ребята часто болели, особенно младший. Он и учиться не хотел: «Тебе, - говорит, - надо, ты и учись, а мне на шиша это надо?»

   Я понимала, что не от лекарств мне здоровье пришло – от Бога, а кому ни скажу – не верят. Ну, не верят и не верят, а я правду знаю. Силы появились, радость и желание помогать другим. Будто узнала секрет, как здоровой быть, а в себе его держать не могу: не для того мне здоровье дали. Вскоре  заметила, что увижу человека и знаю: здоров он или болен. Скажу ему – удивляется: откуда знать могу? А я голос слышала: диагноз мне говорил. Стала читать медицинские книги, совет одной знакомой дала – помогло, другой – тоже помогло. Стали люди приходить, я им сначала о проблеме их расскажу, а потом говорю, чтобы в церковь шли:  Бог мне помог и им поможет. Кто шел, кто не шел, но тут уж каждый для себя сам решал.
 
   Помню, сидит передо мной в автобусе женщина, к окну прислонилась, а мне голос: плохо ей, помоги. Помогла. А она потом подругу привела. Так и пошло.

   Путь ведь один: пока человеку не покажешь, не вылечишь - не поверит.

   А потом и знание, как лечить, постепенно пришло.
 
   Помню, стою в Храме, глаза прикрыла и вижу: не все свечи горят, а открою глаза – все горят. Мысленно спрашиваю: «Господи, почему?» А мне ответ: «Одни люди поставили свечи и покаялись, а другие без покаяния, без обращения к Богу».
   Я поняла тогда, что стала видеть невидимый мир. Одну молитву читают – одно вижу, другую – другое. А как перед причастием «Отче наш» запоют, вижу яркий свет, идущий из-под самого купола. Кто видит его, кто не видит. Господь светит всем – но не все его свет принимают.

    А детей мне нетрудно было растить: я в каждом Катю видела. Ни разу не пожалела, что к себе их взяла, что так тяжело, до отчаянья тяжело, было сначала. Но через это отчаяние я пришла к Богу.

   У каждого свой путь.

   Вот и я.
 
   Я иду по дороге. Предназначенной мне дороге.

   Падаю, поднимаюсь, сворачиваю не туда.
 
   В который уж раз ищу верный путь, снова падаю, поднимаюсь и упрямо иду вперёд: туда, где в рябиновых берегах еле слышно бежит Ростошня, а вдали, за мостом, золочеными сияя куполами, манит Воскресенская церковь.


Рецензии
Женечка,дорогая,здравствуйте.
Читала,наплакалась и настрадалась. И ак я могла упустить этот рассказ? Не понимаю,не понимаю,но пришел он сейчас в самое нужное мне время,подсказала Алла и еще другой тоже,что Вы ей написали. Спасибо Вам и Алле тоже.
Этому рассказу,Женя,никакие комментарии не нужны,он сам за себя говорит. От него же и наша цепочка Надежды? Я и тогда поняла,что надежда нужна,пусть хрупкая, хрустальная,но надежда и она поможет.А какие одинаковые слова у горя,страшно подумать. Таиса говорит с Господом так,как и многие другие,многие...
Спасибо,Женечка,от всей души. Я еше напишу.

С уважением и благодарностью

Любовь Арестова   16.09.2021 18:22     Заявить о нарушении
Люба, спасибо за отзыв!

А конкретнее не здесь:)

Евгения Серенко   16.09.2021 19:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 118 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.