очерк 3. Матиас Руст

Они такие же, как мы …

Говорят, шмель – это самое бесполезное насекомое на всём белом свете - в пищу не годится и мёда не приносит, зато угрожающе гудит и страшно смотрится. А для пауков это существо страшнее майского жука – от любой, даже и самой крепкой паутины останутся одни лохмотья, только попади в неё этот сердитый товарищ, который, между прочим, тоже принадлежит к семейству членистоногих! Но шмель – это прежде всего Величайший летун. Он способен преодолевать почти любые расстояния и, если ему понадобится, запросто может – как некий микро-самолёт! - махнуть своим ходом в другое государство. Притом его не остановит ни холодный фронт, ни встречный ветер. Шмель врубит форсаж и попрёт с набором скорости. А вам известно, как это насекомое называется на божественной латыни? Bombus!!!

1. Симпатичный голубь мира.

Родилась она в штате Мэн, прям по соседству с Бангором, Кастл-Роком и прочими «литературными угодьями» писателя Стивена Кинга. Кстати, по одной из версий где-то в тех же местах находится и небольшое туристическое местечко Кристальное Озеро, где резвился главный герой кошмарной кинотрилогии «Пятница-13». Но однажды ей так понравился советский президент Антропов, что она решила написать ему письмо. Ну, что же, если живший в городе Норильске коллекционер марок и репродукций товарищ Печерников мог написать письмо королеве Елизавете Второй, начинавшееся словами «Товарищ королева!», то кто мог бы запретить жительнице города Хоултон Саманте Рид Смит направить такое же письмо товарищу Антропову? Тем более, что её интересовали не репродукции картин из Букингемского дворца, а всего лишь мир во всём мире?!? И Антропов ей ответил, притом лично. Кстати, бывший шеф КГБ никогда не стеснялся писать письма интересующим его людям (в том числе, агентам из числа иностранцев). Об этом свидетельствует выпущенная в те же годы книга Джона Баррона «КГБ сегодня». Писал он вполне художественно, не соблюдая принципов канцелярита, так что это письма всегда смотрелись очень располагающе. В июне 1983 года голубь мира вылетел в СССР. В США мешать ей не стали.

Далее была впечатляющая встреча и невероятно широкая популяризация Саманты Смит в рамках принятой в СССР детской и подростковой субкультуры – приём в пионеры, лагерь Артек, самые восторженные публикации в журнале «Костёр» и т.д. и т.п. Лично Юрий Андропов с ней не встречался (он был уже тяжело болен и вскоре умер от отказа почек), но речь не об этом. Саманта Смит не была политической фигурой и руководство СССР не совершало действий с целью угодить ей или сделать с её помощью какую-то саморекламу. Например, она стала участницей всех фондов мира и дружбы, какие только существовали в СССР – и советско-эфиопской, и советско-эскимосской - а под эгидой пионерии был основан некий Центр детской дипломатии, «первой леди» которой с удовольствием стала советская визави Саманты Катя Лычёва, внучка товарища Громыко и будущий вице-президент «АвтоВАЗа» (а после случайной гибели американки появился, к тому же, фонд её имени, и даже с филиалом в Донецке!), однако же - что это ВООБЩЕ за чепуха, скажите на милость?!? В США почти не понимали, что это всё за фонды и центры, и что там ВООБЩЕ творится, во всех этих загадочных советских фондах и центрах, а простая американка Саманта Смит, тем временем, изучала этот странный-престранный СССР.

Зато, вернувшись домой, она снялась в десятках телешоу, написала книгу, вполне востребованную в левых кругах Америки, и стала главным тинейджером USA, почти как Бритни Спирс на старте её карьеры - «Baby One More Time»! Впрочем, погружения в культуру ультромодных тинейжеров у неё так и не произошло – и, тем более, в СССР. Во-первых, в СССР юную американку до предела инфантилизировали и превратили обратно в маленького ребёнка, а, во-вторых, на церемонии приёма в пионерскую организацию Саманта Смит была в пилотке синего цвета (разумеется, безо всяких украшений). Конечно, пионерки в СССР носили в том числе и синие пилотки (как и мутно-розовые галстуки, и дешёвые значки, а некоторых пацанов уже тогда назвали не иначе как «панками-пионерами»), но вообще-то в модной пионерской среде эти пилотки стюардесс считались полным отстоем. Нормальные девочки, даже совсем юного возраста, предпочитали ярко-красные «вожацкие» пилотки испанского типа – и желательно с кисточками по самый нос – да и форменные рубашки носили не абы какие, а – подороже и с множеством ярких эмблем и знаков. Не спорю, от всех этих предпочтений «пахло гвардейскими казармами» (как выразился бы гусар Лермонтов), но все уважающие себя пионерские дружины Всесоюзной пионерии (как правило именные) были на вид весьма нарядны и военизированными. Кроме того, об этих «пЕлотках» синего цвета ходила очень нехорошая шуточка на мотив сказки «Волк и семеро козлят» - «Волк был старым пионером и раздал девочкам синие пилотки» …

Саманта Рид Смит погибла в 25 августа 1985 года, притом случилось это самый негодяйским образом. Самолёт, на котором она летела домой в штат Мэн, промахнулся мимо взлётно-посадочной полоты. Как это произошло? Она вылетела с отцом из Бостона на борту двухмоторного турбовинтового джета «Beechcraft-99-Airliner». Что это за аппарат? По существу, это спортивный самолёт, приспособленный для дальних перелётов и в котором смонтирован салон от небольшого автобуса. Максимальная скорость 400 км при массе пустого в две с половиной тонны, максимальное количество мест – четырнадцать плюс багажные места. Управлять подобным аппаратам, в общем-то, совсем нетрудно, однако по большинству параметров он близок не к пассажирским лайнерам, а к машинам для экстремального пилотирования. Выпущено их было немало - 160 штук, и особого успеха они не имели. Сама компания «Beechcraft» считала «99-ую» модель «большим шагом к созданию более новых чартерных самолётов» – не больше! 

Все нормальные пассажирские самолёты такого класса делаются с задней стойкой шасси, а не с передней – это упрощает посадку на малоподготовленную трассу и, к тому же, значительно страхует на случай аварии. И шасси делаются короткими и очень крепкими (в крайнем случае, аварийный самолёт тихо ляжет на брюхо). Но у этого давно уж снятого с производства «Beechcraft» шасси напоминали табурет на высоких «лапах», да ещё с одной очень длинной «лапой» спереди, и при ударе об землю он полностью разрушился - буквально в труху! Пилоты и шесть пассажиров были разорваны на части в момент падения, потом начался пожар. Первое, что услышала мать Саманты Смит от метавшихся в панике сотрудников аэропорта было:

«Самолёт снизился, мэм!»
      
2. Шмели прилетели.
 
Саманта Рид Смит добилась самого главного – её приняли в СССР, как друга, а не «шалуна» и провокатора.  Зато другая её задача была вполне типична для того времени -  она хотела сделать «дыру» в «железном занавесе». До неё эту задачу ставили перед собой люди очень разные. Кто-то попадал в СССР точно также, как она – ну, например, Ли Харви Освальд – но все остальные предпочитали способы подобные тому, как Освальд хотел «попасть» в учебник истории. И, разумеется, всякие там «визитёры» сыграли в советско-западных отношениях примерно такую же роль, что и Освальд в истории с президентом Джоном Кеннеди. 

До середины 70-х годов «дыры» в советском «железном занавесе» предпочитали пропиливать натовские самолёты-разведчики, пока там, далеко за рубежом, окончательно не разочаровались в подобного рода инцидентах. Зачем нужно рисковать техникой и пилотами, если есть спутники-шпионы, невидимые и всевидящие?!? Вот тут Советский Союз и начали штурмовать чуть ли не Карлссоны на велосипедах с крылышками. В то время пилотов-любителей за рубежом было уже хоть в Москву отбавляй, да и пьяных хулиганов на летающей «фанере» тоже водилось весьма немало. Эпопею в стиле «Разрешите тут полетать?» открыли два гражданина Финляндии, которые потеряв ориентацию в воздухе, залетели на своей «Cessna-150-Aerobat» в воздушное пространство СССР, да ещё умудрились присесть на военном аэродроме. Увидав слегка обомлевших солдат с автоматами Калашникова, они мигом взлетели. Следом за ним взлетел перехватчик Су-15. Увидав позади себя сердитую морду советского истребителя горячие финские парни совершили незапланированную посадку и перевернулись вверх колёсами. Как потом выяснилось, оба они были изряднор пьяны и взлетели с финского аэродрома, не имея никакого разрешения. У СССР отношения с Финляндией были неплохие, так что парней быстро переправили обратно – пить дальше!   

Месяцем позже гораздо более поганый инцидент произошёл возле Батуми. Турецкие власти тоже потом отвечали, что они не имеют к нему никакого отношения. Итак, в конце лета 1976 года два неопознанных явно реактивных самолета вторглись в воздушное пространство СССР и куда-то направились. По них открыл огонь дивизион ЗРК С-125. Кто это такие, стало известно потом. Это были уже не пьяные финны на «Cessna», а пара штурмовиков F-104G «Старфайтер»! Один из них упал на территории Турции. Лётчик катапультировался. «Дыру» они пропилили – ту ещё!

Новые инциденты происходили уже на территории ГДР. В 1980 году в небе над Восточной Германией внезапно появился самолёт, названный воистину в честь сказочного Кристофера-Робина – «Robin» модели «HR.100-200B», к тому же, ярко-красного цвета. Это такой одноместный спортивный самолётик с большими «лаптями»-обтекателями на колёсах, развивающий около 200 км в час. Вот здесь и обнаружилась самая большая проблема при поиске и перехвате подобных воздушных целей. Дело в том, что реактивные истребители очень велики, инертны и разгонисты, и они не в состоянии поймать такого «шмеля»! это и впрямь – то же самое, что на самолёте за шмелём гоняться. Он летит очень медленно и низко, поэтому даже раз подлетев к нему на визуального ознакомления, для повторного захода истребителям приходится идти на круг в километр и больше, ну а, пока совершается этот облёт, цель успевает или вообще исчезнуть, или умудряется занять более выгодную позицию, чем преследующие её истребители. Почему в годы Второй мировой войны такой большой успех имели «рус-фанеры» По-2? А вот поэтому!!!      

Перехватывал красного «Робина» вертолет Ми-24 ГДР. Для «Кроколила» перехват воздушной цели – занятие не очень обыкновенное. Но разве это невозможно? Даже натуральные крокодилы иногда ловят птиц. Ми-24 успешно загнал хулигана на посадку. Им оказался гражданин Нидерландов.

Потом, примерно годом позже воздушное пространство ГДР штурмовали сперва «Cessna» 182-ой модели, ближайший родственник того самого самолёта, на котором прилетел к нам в СССР немец Матиас Руст, а потом другой аналогичный самолёт из ФРГ, который был легко перехвачен советскими экипажами и посажен в аэропорту Эрфурта. 7 июня 1983 года ещё одна блудная западногерманская «Cessna» долго убегала от звена советских истребителей из 6-й ГИАД, а 3 августа состоялся довольно жёсткий загон на посадку легкомоторного самолета «Morane» модели «MS.893» - это такой забавный, почти игрушечный самолётик на четыре посадочных места и с неубирающимся шасси. Впрочем, он является достойным потомков тех «Mоранов», на которых летали финские пилоты в годы Второй мировой войны. Вот за ним-то как раз и пришлось «побегать»! В России такой почти настоящий «ястребок» можно купить за 5 млн рублей. 

О многих других инцидентах в небе ГДР попросту и писать не хочется. Они почти одинаковые. Единственное, что из этого всего воздушного цирка следует, то, что накануне краха Берлинской стены пространство ГДР буквально трещало по швам от количества «шмелей» из соседней ФРГ.

Последний инцидент имел место 13 сентября 1985 года - в небе над Восточной Германией появился гроб … в смысле, самолётик марки, которая так и называется - «Grob». Модель «G-115». Первый свой полёт этот «гроб» совершил как раз в 1985 году, так что его незаконный визит в ГДР иначе как рекламной акцией назвать сложно. Советский Ми-24 обстрелял его из авиапушки, когда тот был на порядочной высоте, и заставил приземлиться. Пилота вынули из кабины. Никакого суда не было. Этот дурацкий «полёт в гробу», как и все прочие инциденты, было тщательно расследован властями ГДР, но во всех случаях имело место обычное воздушное хулиганство, поэтому всех «шмелей» оптом отпускали на волю. И никто из них не был ранен, сбитых тем более не было. Вообще же, штурмовать Берлинскую стену было делом относительно безопасным.

Другое дело – пропиливать «дыры» в советском «железном занавесе»! 18 июля 1981 года в небе над Закавказьем произошло событие, о котором и сейчас не забыли - «дыру» в «железном занавесе» СССР нечаянно пропилил самолёт, аналогичный ИЛ-18 - четырёхмоторный турбовинтовой CL-44 «Юкон» канадского производства, принадлежащий авиакомпании Аргентины. Редкий гость, не правда ли? И самое любопытное, что он вторгся не в пространство ГДР, а в пространство СССР. Все любители истории «холодной войны» знают этот инцидент как «Случай в квадрате 36-80». Аргентинский экипаж из четырёх человек под руководством до сих пор горько оплакиваемого на родине сеньора Гектора Кордеро перевозил оружие и запчасти к технике из Израиля в Иран и, на пути из Тегерана в Ларнаку (Кипр), в районе Закавказья грубо нарушил советские воздушные границы. С авиабазы Вазиани в Грузии (с той самой, где, вероятно, и сейчас продолжают резвиться зайцы мира из войск НАТО) был поднято четвёрка истребителей Су-15 под начальством замполита капитана Куляпина. С большим трудом обнаружив нарушителя, капитан потребовал от него садиться, но тот вступил в непонятную, но весьма продолжительную беседу на испанском языке и ещё быстрее погнал в сторону Турции. Зачем было нужно его преследовать (и вообще преследовать), непонятно. Уж летел бы этот огромный самолётище своей дорогой, а потом власти его страны сами объяснят, как он там оказался. Однако выполнив два захода, капитан Куляпин возомнил себя японским самураем и острым килем своего самолета ударил по нарушителю, после чего оба они с оглушительным треском рухнули возле Еревана. Капитан катапультировался. Аргентинцы погибли.

3. Шмель-Bomber …

Хорошо быть симпатичным «голубем мира», но стать главным «шмелём» эпохи ещё лучше. Матиас Руст родился в Гамбурге 1 января 1968 года – новогодний Козерог, да ещё из того градуса, которому гороскоп угрожает «пленом, ссылкой и тюрьмой»! Наверное, нелегко жить с таким зодиакальным ярмом … с другой стороны, этот градус знака считается «королевским» и человек, который родился в новый год просто обязан «состояться» как яркая личность. Самый простой и понятный пример новогоднего Козерога – адмирал Канарис. Кстати, голубь мира Саманта Смит была типичной представительницей «рачьего» знака, да ещё и родилась в год Крысы, а все главные события в её жизни были связаны с танцами, маленькими зверушками и … с красным цветом!

Если отец Саманты Смит был учителем в небольшом городке и ездил на трёхлетнем обывательском «Шевроле», то отец Матиаса Руста трудился инженером на электро-техническом предприятии, торговал спортивными самолётами и владел «Шкодой-фаворит». Позже Руст расскажет в одном из своих интервью, что, якобы, на основании этого факта – у него ж в гараже стоит автомобиль «восточной марки»! – его отец считался чуть ли не коммунистом и даже подвергался некому остракизму со стороны сослуживцев и соседей. Ну, насчёт его ярой приверженности учению Маркса и Энгельса сказать почти нечего – сколько б не давал интервью герр Матиас, всё равно о своей семье он так ничего не сказал – но, судя по скромному достатку семейства, можно смело предположить, что в неких профсоюзных симпатиях его отец всё-таки подозревался. Кстати, ездить по Гамбургу 70-х годов на какой-то странной «Шкоде» тоже дело вызывающее.

Зато неудивительно, что герр Матиас Руст стал шикарным пилотом. Он ещё школьником налетал более тысячи часов и, по некоторым сведениям, всё-таки успел побывать на курсах подготовки пилотов морской авиации. Возможно, это было нечто вроде приписки к военкомату. Он ведь уже имел навыки пилотирования по приборам, а это означало, что он – готовый кадр для Бундесмарине! Но от обвинений в контактах с БНД герр Руст всегда отказывался – не было этого! Зато в самолётах он разбирался превосходно, и был не только пилотом, но и авиатехником. Принадлежащая ему «Cessna» с штурмовиковым наименованием «Skyhawk» была доукомплектована приборами со свалки самолётов – например, со списанного «Боинга-707». Они-то и помогали Русту спокойно летать над морем – например, в Исландию.

«Cessna» модели «172» – самый дешёвый и массовый самолёт всех времён и народов. Их было изготовлено свыше 50 000 штук, а количество модификаций этого аппарата вообще ни с чем не сравнимо – их 25. Самолёт, которой принадлежал Русту, был разработан в 1963 году, получил литеру «R» и название модификации «Powermatic», но после замены двигателя и множества других модернизаций название было изменено на более престижное – «Skyhawk». Вес 736 кг, двигатель 160 л.с., максимальная скорость - 228 км/ч, потолок 4116 метров – вот основные данные самолёта, изумившего в своё время весть мир. Очень неплохо для самолёта стоимостью около 10000 долларов. Потом многие упрекали Матиаса Руста в том, что он совершил свой рейд в Москву с целью поднажиться – дескать, организатором полёта была фирма-изготовитель, а борьба «за мир во всём мире» тут совсем не при чём. Нет, конечно, вернувшись на родину главный «шмель» эпохи нажился весьма неплохо (одни только интервью принесли ему 300000 DM), да и фирма «Сessna» неожиданно увеличила сбыт своей крылатой продукции. Однако никакого контракта меж ними не было.

Итак, 28 мая 1987 года Матиас Руст неподвижно стоял на рулёжке в аэропорту Хельсинки - Маальмё. Двигатель уже «проснулся», системы в порядке. В полетных документах конечной точкой маршрута значился Стокгольм. Это - совсем недалеко, но самолёт был заправлен топливом сверх всякой меры. Кроме того, герр Руст ещё в Гамбурге демонтировал лишние кресла и всё прочее, что ему не понадобилось бы в предстоящем полёте. Считается, что в салоне самолёта находились некие запасные бочки с топливом, но этот факт не вполне подтверждается. Вскоре он шустро отрывается от полосы, делает несколько вполне предсказуемых для башни аэропорта разворотов-поворотов, и, коротко, по-деловому попрощавшись с диспетчером, выключает радиостанцию. Далее он уходит на высоту 100 и направляется в сторону берега Советского Союза. По одной версии, чуть оторвавшись от берега Финляндии Матиас Руст сбрасывает с борта те самые бочки. На месте сброса тут же образовывается масляное пятно, которое через пару часов найдут финские спасательные службы и на основании чего будет сделан логичный вывод, что «шмель» свалился в воду. Однако откуда всё-таки взялось это пятно, толком неизвестно. Финские власти несколько раз предъявляли Матиасу Русту счёт к оплате на 170000 долларов, мотивируя это тем, что герр Руст, дескать, никуда не свалился и вытаскивать его со дна морского не пришлось, но их требования так и не были грамотно сформулированы. В конце концов, да мало ли всяких жирных пятен может найтись в Балтийском море, да ещё и вблизи шести портов?      

Однако в этот момент радиолокационной ротой 14-ой Таллинской дивизии ПВО вся эта активность финских спасателей была замечена – они отметили появление над морем вертолёта, а затем заметили неопознанный самолет, «рвущий когти» в сторону Эстонии, тогда ещё не совсем суверенной. Ему присвоили общесоюзный регистрационный номер «объект-8255» и наименование «нарушитель», однако что это за «объект-нарушитель» никто на тот момент ещё не знал. Матиас Руст шёл по коридору Хельсинки-Москва, где на верхних эшелонах находилось немало других самолётов, и все они или летели в СССР или вылетали из СССР. Вскоре с авиабазы Тапа для близкого изучения этого «нарушителя» взлетела дежурная пара МиГ-23 656-ого истребительного авиаполка. Вскоре ведущий в паре, старший лейтенант А.Пучнин нашёл в воздухе несколько «Боингов-747» и два Ил-86, а потом доложил, что видит в разрывах облаков на высоте менее 600 метров «самолёт типа нашего Як-12». А далее происходит то, что всякий раз подводило пилотов в погоне за подобными «шмелями».

МиГ-23 попытался сделать облёт обнаруженной «Cessna», но при своей скорости в 600 км в час истребитель просто не смог за ней угнаться. Матиас Руст снизился до 100 метров и практически пропал. Дивизия ПВО тоже потеряла контроль над «шмелём» - тот влетел в зону активности огромного северо-западного «узла», включавшего в себя чрезвычайно оживлённые аэропорты Ленинграда, Таллина и ещё двадцати с лишним городов. Летали в то время гораздо больше, чем сейчас, и там, в воздушном пространстве где-то между Таллином и Ленинградом, одних только Ан-2 и вертолётов было в воздухе столько, что искать среди них этот «объект-8255» было, по существу, бесполезно. Кроме того, начались активные полёты Як-19 в одном из местных аэроклубов. А ещё летали чьи-то метеозонты, их обгоняли гуси целыми стаями, а также целые эскадрильи ворон, а ещё отмечались «неизвестные метеообразования» - НЛО, что ли? В общем, расчёт ПВО и знать не знал, какая из светящихся точек на локаторе – это самолёт, а какая – ворона, летящая по своим вороньем делам. Ну а дальше?

Здесь мы приостановимся и попробуем выяснить, почему в тот момент никто не хотел сбивать Руста. Причин здесь несколько, и объявленная СССР Перестройка – не самая главная из этих причин. Дело в том, что самолёт Матиаса Руста было бы не вполне возможно достать ракетой с тепловой головкой наведения, коими, собственно, и были вооружены летевшая на перехват пара МиГ-23. Во-первых, и МиГ-23 не ахти какой перехватчик, а, во-вторых, у очень лёгкой «Cessna-172- Skyhawk» нет огненно-пылающего реактивного сопла, на которое, по самой идее, и должна была бы самонавестись эта ракета. К тому же, погоня за «шмелём» происходила на таких высотах, на которых этими ракетами лучше вообще не пользоваться. Внизу – линии элекропередач, автомобильные и железнодорожные трассы и «даже» населённые пункты. Как бы эта ракета не полетала куда-нибудь вниз, действительно не «заинтересовавшись» каким-нибудь включённым кондиционером, и будет тогда - «смерть советским детям»! (Помните, как официальный Киев объяснял попадание авиационной ракеты в здание Луганской горадминистрации – типа кондиционер работал!)

Казалось бы, эту «гадину» можно было бы «искоренить» из более надёжного на таких высотах оружия – из авиационной пушки! Но и тут не всё «здрасти»! Всё-таки это ж вам не малайзийский «Боинг-777-300», скоростной и огромный, как кашалот! Попасть по скачущему где-то на расстоянии 600-1000 метров очень маленькому поршневому «шмелю» весьма невероятно сложно. Вы попробуйте хотя бы поиграть на электронной программе-симуляторе какого-нибудь боевого самолёта и вам всё сразу станет понятно. Вместо летящего где-то впереди «шмеля» вы будете «барабанить», главным образом, по земле и торчащим над ней объектам. Всё-таки бортовое пулемётно-пушечное вооружение для этого и предназначено. Очередь из «Дэфы» прошивает насквозь любую бетонную коробку (наверное, кроме Чернобыльского саркофага!), а деревянное строение после обстрела из авиапушки запросто может превратиться в большую поленницу дров. Тут уж кранты придут не только кондиционерам, но и простым советским мясорубкам. Как вы думаете: старший лейтенант А.Пучнин хотел этого или не хотел? Другое дело, если б все эти глупые события происходили на высоте 10000 метров, где уже неважно, над какими объектами гражданского назначения ты летишь!   

Дальше – больше! Самолёт Руста выпорхнул из зоны активного воздушного сообщения (в котором истребители так просто не летают – для этого требуется специальное согласование!) и оказался сразу ЗА Чудским озером – в направлении Гдов-Малая Вишера. Поскольку никаких самолетов в этом районе не могло быть (а ведь дальше начиналась другая зона аэросообщения!), то командующий 6-й армии ПВО генерал Герман объявил готовность номер № 1. Командиры трех зенитных ракетных дивизионов 204-й зенитно-ракетной бригады доложили, что цель наблюдают и готовы к пуску. Но тут же появился встречный вопрос: что именно вы там наблюдаете? Ворону или Матаиса Руста?

Приказа открывать огонь «в слепую» так и не поступило. Это только на учениях всё красиво и «все цели поражены» - даже те, которые там не было! Или все местные вороны летают с устройствами «свой-чужой», поэтому вы имеете абсолютно ясное представление, где самолёт, а где птицы? Нет уж, здраво рассудили где-то наверху, «объект-8255» должны сбить ВВС. Им в небе видно всё – ты так и знай!

Впрочем, это решение совсем не удивительно: после истории с корейским «Боингом», который был сбит боевым самолётом на Дальнем Востоке в 1984 году, был издан приказ, который запрещал открывать огонь по спортивным и гражданским воздушным судам. А старший лейтенант А. Пучнин ещё в небе над Эстонией доложил, что он не видит на «Cessna» никаких вооружений (и вообще под крыльями самолёта ничего не висит!), а из этого следовало, что вряд ли он чем-нибудь вооружён. Кроме того, есть одно очень комическое обстоятельство, на которое нельзя не обратить внимание - когда Матиас Руст был возле Пскова, там начались полеты местного авиаполка. Ровно в 15-00 пополудни была произведена замена кода системы «свой-чужой», при этом все летчики должны были одновременно изменить кодировку бортовых устройств. Но тут вмешались обстоятельства. Во-первых, пилоты отрабатывали навыки воздушного боя, поэтому многие из них не перекодировали устройства и стали официально «чужими» - ясно? А, кроме того, далеко не все пилоты должны знать этот присланный из Москвы полусекретный код, правильно? Так вот, герр Матиас Руст стал официально «чужим», но «чужих» в тот день в воздухе было сколько угодно – включая гражданские авиалайнеры, двигавшиеся в тот момент с востока на северо-запад, на юго-запад и просто на Запад. Таким образом, свой дальнейший полет герр Матиас Руст совершал в полной безопасности. А потом он прилетел в район озера Селигер, где – возможно! - присел отдохнуть. Ну, что ж, – полёт был и правда нешуточный! К тому же, поднялся ветер и пошёл дождь, видимость стала вообще никакой, а нижний край сплошной облачности опустился до 70 метров и ниже. В такую погоду «шмели» не летают, а сидят дома.

Но кто бы сказал ему в этот момент, что в дальнейшем (и так до самой Москвы) его «Cessna» будут принимать за один из вертолётов, участвовавших в малоинтересной спасательной операции возле Торжка? Вот бы «шмель» посмеялся! Но дальше было уже не до смеха. Матиас Руст поднялся в воздух и, ориентируясь по линии Октябрьской железной дороги, полетел в сторону «столицы нашей родины, города Москвы». Тут ему уже никто не мешал. Даже наоборот! Во второй половине дня «Cessna» оказалась в зоне ответственности округа ПВО Москвы и оперативный дежурный округа генерал-майор Резниченко получил приказ командующего войсками ПВО маршала Колдунова: «Отключить АСУ РЛС для проведения внеплановых профилактических работ представителями завода-производителя, перейдя на ручной режим контроля обстановки». Другими словами, вся компьютеризированная система была выключена и включена ручная, а все аэропорты Москвы в тот же момент получили распоряжение держать «окно» на случай появления где-то неподалёку незарегистрированного воздушного судна. В диспетчерских службах всё поняли быстро и правильно – летит какой-то специальный «борт»!!! – но ни в одном из аэропортов столицы Матас Руст так и не «нарисовался». В 19-10 он посадил машину на Большом Москворецком мосту, прокатился до Храма Василия Блаженного и замер в полном недоумении. Если кому-то кажется, что герр Руст ничего не знал об устройстве Московского аэроузла, то я сразу скажу, что вы ошибаетесь. «Шмель» имел довольно ясные представления о расположении аэропорта Шереметьево-2.

Просто, ему очень хотелось похулиганить – в лучшем стиле иностранных авиадебоширов. А ещё он хотел постричь лавры «голубя мира» Саманты Смит и стать героем всей планеты. И он – стал! В белом шлеме и красном «коммунистическом» комбинезоне, он вылез из самолета и принялся (прямо на глазах ничего не понимавших милиционеров) раздавать автографы туристам и фарцовщикам, которых в самые поздние советские времена на Красной площади было куда поболее, чем в Торжке вертолётов. Это потом в одном из обстоятельных интервью иностранным СМИ он скажет: «Мой полёт в Москву выявил две вещи – что во, первых, даже продвинутые технологии не гарантируют стопроцентной безопасности, а, во-вторых, что в СССР живут такие же люди, как и на Западе!» - а пока его шумно снимали на фотокамеры, им громко восторгались, задавая идиотские вопросы – «Вы любите Перестройку?» - «А вы говорите по-русски?» - «А вы казак-большевик?» - «А что за бомба нарисована на киле вашего самолёта?» А ведь правда – на хвосте его «Cessna» белого цвета виднеется изображение авиабомбы, притом оно было позаимствовано у кого-то из очень знаменитых советских карикатуристов. Слишком знакомый стиль! Зато много позже уже освободившийся из заключения Матиас Руст признается, что из «русского» он читал не только «Анну Каренину», но и книги издательства «Политическая литература» и даже «Политические мемуары» Валентина Фалина, многолетнего и заслуженного посла в Берлине, а затем руководителя отдела международной информации при ЦК КПСС (все 90-е годы Валентин Фалин проживал в Германии). Кстати, результатом рейда Матиаса Руста было «снятие» министра обороны и увольнение со службы 3 маршалов, 9 генералов и 298 старших офицеров Советской армии – и не только ВВС и ПВО. И в этом плане «шмель» Матиас Руст очень и очень помог Горбачёву (да и Борису Николаевичу Ельцину тоже), ибо, если б они оставались у власти, и если б Советская армия не поучила в тот момент «по башке», то события у Белого дома в 1991 году могли бы развиваться по какому-то иному сценарию.

                Эпилог

Матиаса Руста осудили на 4 года по статье «Злостное хулиганство», а по истечении полуторагодового срока отправили домой – слишком много международного внимания было обращено на этого «шмеля». Подробности его заключения не были оглашены даже в 90-е, когда ко всему серьёзному относились с циничной несерьёзностью, и, например, бывший лимузин Горбачёва могли предоставить в пользование группе «Pet Shop Boys". Зато известно, что в тюрьме герр Матиас Руст потолстел на 18 кг. Как вам кажется: можно ли потолстеть, сидя в советской тюрьме?

Зато дома, в ФРГ Матиас похудел очень быстро. Во-первых, из того же интервью иностранным СМИ следует, что после возвращения в ФРГ, у него откуда-то взялся понос, притом такой реактивный, что пришлось немедленно сдаться в плен немецкому здравоохранению. И ещё Вопреки обрушившейся на него славе, дела герра Матиаса Руста лучше отнюдь не стали. Во-первых, его лишили права управления самолетом как человека «психически неуравновешенного» и наверняка поместили на «реабилитацию» в определённого рода социальное заведение, а, во-вторых, ему, к тому моменту уже женатому на уроженке Польши, пришлось немедленно пройти службу в германском Бундесвере, в который его, как дикого смутьяна, сидевшего в советской тюрьме, никто пускать и не собирался. Поэтому из смелого «шмеля», пробурившего «дыру» в непроходимом «железном занавесе» он внезапно превратился в жалкого и беспомощного психа-альтернативщика, мывшего «утки» в социальной больнице.

Берлинская стена - рухнула. Мир во всём мире стал столь же актуальным, как вчерашний снег. Работая санитаром в больнице города Риссен, скандально известный герр Руст попробовал завести знакомство с уроженкой Восточной Европы, - с работавшей там же медсестрой. Возможно, она была из Чехии. Впрочем, вкусы у этой девушки были очень странные – она кормила «шмеля» пирогами и напаивала сладким чаем. За что и получила. Ножом в живот. Семь раз. Хоть и не насмерть. В итоге ей пришлось лечь в больницу, а «шмель» полетел на два с лишним года в немецкую тюрьму.

- Он был такой жалкий, что я старалась обращаться с ним по-доброму. Видимо, это была моя ошибка и он меня неправильно понял … - говорила эта загадочная особа. По всему понятно, что медсёстры с Восточной Европы не очень-то и жаловали этих самых психов-альтернативщиков.

После тюрьмы Матиас Руст устроился по протекции в чей-то магазин, торгующий обувью, и чуть попал в тюрьму ещё раз. Хозяин обвинил его в краже только что кем-то приобретённого свитера. На самом деле, свитер этот - прямо в упаковке! – был забыт в обувном магазине некой дамой. Свитер стоил всего 179 DM, и, к тому же, вся эта история очень напоминала «подставу». К тому моменту герр Матиас Руст был уже выгодно женат – его супругой стала некая Гита, дочь богатого торговца из Бомбея - так что красть свитеры за «50 баксов» у него, ездившего на своём «Мерседесе», никакой необходимости не было. Ну, может, только ради сильных впечатлений? Но ведь и впечатлений в его жизни было предостаточно. А, кроме того, «мы – не животные, мы имеем право выбора!» - говорил в своём интервью этот «шмель мира», явно вспоминая книгу «Скотный двор» Оруэлла. Да, ему надо было немедленно «валить» из Германии. В апреле 1994 года он побывал в России, по всей видимости зондируя почву на предмет своей необходимости в новом политическом пространстве России – Саманте-то Смит на родине был ведь поставлен памятник! Но власти Новой России как-то не очень спешили ставить памятник Матиасу Русту. Для этого ведь надо хотя бы умереть (или, как Христос, воскреснуть из мёртвых), а герр Матиас на мёртвого похож не был. И не воскресал.

Долгое время он жил на богатом острове Тринидаде, однако в 1996-м году, в 28-лет, облетев уже весь мир, «шмель» всё-таки вернулся на родину. Видимо, с богатенькой Гитой он разошёлся, поскольку в 2002 году всему миру стало известно, что он женился заново – на некоей гречанке с самым греческим именем - АФина. Он написал неплохие мемуары и по-прежнему охотно даёт интервью. Вот и всё!

P.S. О Матиасе Русте и его уникальных авиационных приключениях, достойных графа де Сент-Экзюпери, люди помнят и будут помнить всегда, тогда как «голубя мира» Саманту Смит уже почти забыли. Ну, что уж поделать с тем, что у этого ребёнка было «много сердца», но не было своего чудо-самолётика? А, вот, белый чудо-самолётик герра Руста, долгое время простоявший в гараже у какого-то хамоватого спекулянта, с 2008 года является очень дорогим экспонатом Германского технического музея в Берлине. Будете в столице единой ФРГ, - милости просим!

                Сергей Гарсия


Рецензии
С огромным интересом и удовольствием прочитал, вы прекрасно владеете фактическим материалом. Надёжнее ходить пешком, "number 11", как это называют бангладешские авиадиспетчеры :) И главное - спокойнее :)
Удач Вам и успехов! :)

Сергей Лузан   25.06.2017 12:55     Заявить о нарушении
:) Вы не из Норильска ли?

Сергей Гарсия   30.06.2017 08:34   Заявить о нарушении
Нет, ув. тёзка, оттуда мой однофамилец.

Сергей Лузан   30.06.2017 09:29   Заявить о нарушении
Очень рад с Вами познакомиться :)

Сергей Гарсия   30.06.2017 12:13   Заявить о нарушении
Взаимно! :)

Сергей Лузан   30.06.2017 12:18   Заявить о нарушении
Вы мои новинки не могли бы оценить? На моей странице их три - все с пометкой "в работе" ... Сегодня я дозагрузил тексты к повести "камео" :)

Сергей Гарсия   30.06.2017 12:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.